«Педагогическая компетентность – одно из условий
реализации компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе»
В течение последних лет в центре внимания стоит вопрос
повышения профессиональной компетентности преподавателя – как условия успешной
организации учебной и воспитательной работы.
Ключевые понятия, о которых пойдет речь – это компетенция, компетентность и профессионально-педагогическая компетентность.
Компетенция в переводе с латинского -(соответствовать, подходить) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетентность - (от англ. competence) cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области,
Профессиональная компетентность - готовность качественно осуществлять профессиональную деятельность, применяя знания, умения, навыки , личностные качества.опыт деятельности и эмоционально-ценностные отношения.
Педагогическая компетентность Рис.1
Рассмотрим компетенции, необходимые преподавателю ДМШ иДШИ. Все компетенции объединены в три группы:
1. - универсальные
2. - общепедагогические
3. – специальные
1. Универсальные .
Их ещё называют всеобщими, наддисциплинарными) - общечеловеческие, которые могут быть отнесены к представителям разных профессий и видов деятельности. Здесь подразумевается знание психологических закономерностей развития межличностных отношений. Ее суть — умело выстраивать взаимоотношения с окружающими, с коллегами по работе, а также с людьми, с которыми приходится иметь дело в тех или иных жизненных ситуациях, способность к быстрому продвижению вперёд, внедрению инновационных технологий и умению создать среду ,соответствующую «духу времени».
2.Общепедагогические - характерны для педагогов различных образовательных учреждений. Имеется в виду глубокая осведомленность о той или иной учебной дисциплине (а также о смежных, близких ей учебных дисциплинах) Предполагается владение педагогом различными приемами и способами преподавания; умение находить и внедрять в практику новые способы. Словом, речь идет о том, что педагог должен не только знать, чему учить, но и уметь это делать;
Педагогу необходимо знать особенности и свойства каждого возрастного этапа и в соответствии с этим выстраивать стратегию и тактику обучения; Преподаватель должен уметь максимально продуктивно использовать ТСО в ходе своей учебно-образовательной деятельности; .
Нельзя не сказать о таком моменте как самообразование. Без стремления к самообразованию педагог неизбежно попадает под власть трех педагогических демонов: механичности, рутинности, банальности.
3.Специальные
(т.е.предметные, характерные для преподавателя, отличающие его от других педагогов) - знание методик, инновационных программ и технологий по музыкальному художественно-эстетическому развитию детей
Компетенции не передаются «из рук в руки», не формируются в режиме информирования и просвещения. Они должны быть «выращены», практически поставлены «на себе» при непосредственном участии всех субъектов педагогического процесса.
Это прежде всего личные возможности педагога, позволяющие ему самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи и проблемы, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса.
Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических психологических социальных качеств,может анализировать свою деятельность, развивать и обогащать образовательную среду учреждения (создавать всевозможные методические пособия, программы, т.е. продукты интеллектуальной деятельности), осуществляет самореализацию (участие в различных конкурсах, проектах), карьерный рост, самообразование.
. Личность педагога
)Профессиональное развитие неотделимо от личностного – в основе и того и другого лежит принцип саморазвития.. О профессиональном развитии можно говорить лишь в тех случаях, когда педагог осознает свое участие и ответственность за всё, что происходит с ним, его учениками (и школой в целом), пытается планировать и ставить цели профессиональной деятельности, изменять себя самого ради их достижения. Эта модель по ряду причин является наиболее продуктивной для творческой личности педагога.
Имидж современного педагога
К личности педагога во все времена предъявлялись высокие требования. Без интереса к его личности нет интереса к предмету. Известно, что учитель обучает, даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью. Каким бы компетентным специалистом ни был преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного «Я». Слово переводится с англ. языка как «образ». Это не только визуальный образ человека (вид, облик), но и образ мыслей, действий, поступков. Возможно, имидж для педагога важен даже больше, чем для любого другого специалиста, потому что именно он влияет на формирование представлений, установок, ценностей воспитанников. Это понятие связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, причём, второе даже более существенно. Основой имиджа педагога являются его личностные и профессиональные качества Можно сказать, что имидж педагогов, работающих в образовательном учреждении, создаёт имидж самого учреждения. Можно рассматривать формирование имиджа как одну из компетентностей.
Компетентный педагог придаёт созданию своего имиджа определенное значение. Это и обаяние, уверенность в себе, жизнелюбие, умение посмеяться над собой, общительность, хорошее настроение, благородство….
Личностная компетентность педагога детской школы искусств
Передача знаний от старших поколений младшим осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Своей высшей эффективности процесс обучения достигается только при тесном психологическом контакте педагога и учащегося. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит любовь к тому предмету, который он преподаёт.. Педагог занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым им предметом.
В системе «Ученик – Учитель – Предмет» учитель оказывается одинаково обращённым как к своему ученику, так и к предмету, который он преподаёт. Это и обусловливает комплекс личностных и профессиональных качеств, предъявляемых к его деятельности.
. В звене «Учитель – ученик» ведущее значение приобретают личностные качества учителя, в которых главнейшими оказываются коммуникативные и организаторские способности, умение общаться со своими учениками (сюда можно отнести -способность тонко чувствовать его настроение в данный момент; умение ясно и чётко выражать как содержание преподаваемого им предмета, так и свои собственные чувства и настроения). Искренность, эмоциональность, интонационно богатое звучание голоса, выразительные, но умеренные жесты и мимика – всё это составляет основу для проявления данной способности. (Сл. 20) Процесс общения учителя и ученика по своему психологическому содержанию может иметь три вида – авторитарный стиль, диалогический и конформный. (Сл. 21) При авторитарном стиле общения учителя с учеником как бы вытесняется содержание сознания ученика, от которого требуется беспрекословное подчинение требованиям. При диалогическом взаимодействии сохраняется равноправие высказываемых суждений. При конформистском стиле общения участники диалога пассивно соглашаются друг с другом, но такое соглашение не ведёт к изменению их собственных взглядов и мнений.
Именно при межличностном общении процесс обучения приближается к диалогу двух равных людей, каждый из которых в каком-то плане активизирует и обогащает другого. Создаются благоприятные возможности не только для профессионального роста ученика, но и для его личностного развития Но это возможно только в том случае, если педагог имеет что сказать своему ученику помимо знаний о своём предмете..
Заражение своего ученика энтузиастическим отношением к предмету, предоставление ему в нужный момент самостоятельности и свободы выбора, поощрение трудолюбия и упорства в совершенствовании мастерства, а не ставка на природный талант – всё это мы находим в практике преподавания лучших педагогов
Заключение
И, подводя итог, можно сказать, что современный преподаватель понимая процессы, происходящие в рамках модернизации образования, должен стремиться быть компетентной личностью, способной решать все поставленные перед образованием задачи. компетенции, являющиеся слагаемыми профессионально
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.