Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии
им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
(НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)
Каждому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Именно общество определяет тот социальный заказ, который выполняет школа. На каждом повороте истории возникают различные школьные реформы, дискуссии о стандартах, попытки создать различные модели «человека будущего». Однако провозглашение целевых установок на «повышение качества знаний», на «развитие мышления учащихся» и т.д. чаще всего остаются на уровне деклараций, существенно не меняя реального положения дел. Безликие лозунги не могут ответить на массу практических вопросов: как достичь поставленной цели? как повысить эффективность образовательного процесса?
Поэтому возникает необходимость предпринять попытки найти конкретные способы деятельности, выработать те методы обучения и воспитания, которые бы обеспечили эффективность этих поисков. Но сразу надо определить: что будет конечной целью образовательного процесса? Долгое время ею считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда.
На современном этапе развития учебно-познавательного и воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование и развитие способностей личности учащихся, особенно способности её к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков.
Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе. Таким образом, в современном учебно-познавательном и воспитательном процессе можно обнаружить важное противоречие: между глобальными задачами формирования компетентного человека и отсутствием эффективных путей этой деятельности.
В связи с этим предъявляются новые требования к системе организации и проведения учебно-познавательного и воспитательного процесса, предпринимаются попытки его «технологизации», то есть выработки обязательных, последовательных элементов действий, которые при определенных условиях должны привести к прогнозируемому результату.
Исследования и практическая работа Международного Инновационного Научно-Исследовательского Образовательного Дистанционно-Сетевого Педагогического Комплекса (МИНИОДСПК) «ПЕДКАМПУС» под руководством доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента, академика МАНЭБ, Лауреата премии им. М.В. Ломоносова, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации Павлова Александра Константиновича, обусловили актуальность и приемлемость педагогической технологии проблемно-модульного обучения.
По нашему беспрецедентному мнению, данная технология является составной частью педагогической технологии личностного развития школьника. В чём же заключается научная и практическая актуальность педагогической технологии проблемно-модульного обучения?
1. В проблемно-модульной технологии сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.
2. Применение этой технологии полезно учителю постепенностью, что облегчает и детям работу на этапе её освоения. Модульная технология позволяет избежать шока у учащихся, потому что постоянная рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса.
3. Технологии предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.
4. Технология интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, идея активности ученика в процессе его чётких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности - всё это влияние теории программированного обучения. С теорией развивающего обучения модульную технологию связывает идея ориентировочной основы деятельности - поэтапное формирование умственных действий. Из психологии взят рефлексивный метод.
5. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития.
На чём же строится проблемно – модульная технология обучения? Она объединяет в себе модульное и проблемное обучение.
Начнём с рассмотрения «Модульного обучения».
Модульное обучение - это технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство; ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню его базовой подготовки. При модульном обучении педагог выполняет помимо формирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора. Использование принципа модульного обучения на практике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были независимы друг от друга, что дает возможность дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания.
В рамках структурирования форм, методов и содержания обучения необходимо выделить следующие понятия: модуль, модульный блок и системно-модульная технология.
Модуль - определённый объём учебной информации необходимый для выполнения конкретной деятельности.
Модульный блок - единица модуля, содержание конкретного направления информации.
Системно-модульная технология - организация содержания образовательного процесса, состоящего из определенного набора модулей и его элементов.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с определённой дозой помощи достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модульное обучение базируется на теории и практике поэтапного формирования и развития умственных действий.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Основой для формирования и развития модулей служит рабочая программа учебно-познавательной дисциплины. Модуль часто совпадает с темой учебно-познавательной дисциплины или блоком взаимосвязанных тем. Однако, в отличие от темы, в модуле всё измеряется, всё оценивается: задание. Работа, посещение учащимся занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровни обученности и обучения учащегося.
Модуль, как учебный элемент, состоит из следующих компонентов:
- точно сформулированная учебная цель;
- список необходимого оборудования, материалов и инструментов;
- список смежных учебных элементов;
- собственно учебный материал в виде краткого учебно-познавательного текста, сопровождаемого подробными иллюстрациями;
- практические занятия для отработки необходимых знаний, умений, навыков, относящихся к данному учебному элементу;
Контрольная (проверочная) работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном учебном элементе.
Состав модуля:
1) Целевой план действий;
2) Банк информации;
3) Методическое руководство по достижению дидактических целей;
4) Самостоятельные информационные блоки, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью
Дидактическая цель формулируется для педагога и обучающегося и содержит в себе не только указания на объём знания, но и на уровень его усвоения.
Теперь рассмотрим «Проблемное обучение».
Технология проблемного обучения основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
В современной теории и практике проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую.
Педагогическая создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Создание психологической проблемной ситуации происходит сугубо индивидуально.
Проблемные ситуации классифицируются следующим образом:
· По содержанию неизвестного.
· По уровню проблемности.
· По виду рассогласования информации.
· По методическим особенностям.
Образовательный процесс следует организовать и проводить так, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникла постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Для реализации проблемной технологии необходимы:
· отбор самых актуальных, сущностных задач;
· определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
· построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
· личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка;
В идеале учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся; их взаимодействие с учебным материалом, друг с другом и с учителем строится как учебно-познавательное, воспитательное, в котором учитель выступает как один из источников информации.
Таким образом, проблемно-модульная технология предполагает следующую организацию учебного процесса:
1. Прежде всего, это формирование взаимосвязанной системы уроков различных типов и видов, применяемых учителем при изучении целостных тем предмета. Создаётся целая модульная программа, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей данной программы.
Структура проблемно- модульной учебно-познавательной программы:
Учителем при составлении тематического планирования составляется технологическая карта:
Стержневые линии |
Ведущие зна-ния |
Второстепенные знания |
Сопутствующее повторение |
Трудноусваемые темы |
Внутрипредметные связи |
Межпредметные связи |
|
|
|
|
|
|
|
Одним из вариантов может быть такая система учебных занятий по отдельной теме: мотивационные уроки, уроки разбора нового материала, уроки фронтальной проработки материала целостной темы, уроки индивидуальной проработки материала, уроки систематизации и обобщения, контрольно – корректировочные уроки.
Рассмотрим указанные выше виды уроков.
1. Мотивационные уроки (уроки-фестивали, уроки-выставки) предназначены для создания многосторонней мотивации изучения темы.
Урок организуется так. За неделю до его проведения о нём сообщается, а для проведения самого занятия назначаются 5 - 6 «экскурсоводов» из наиболее подготовленных учащихся. Каждому «экскурсоводу» учитель выделяет какой-то один аспект изучаемой темы и помогает его представить, ярко и образно рассказать о нём, отыскав нужный материал.
Класс делится на число бригад, равное числу «экскурсоводов», и каждая бригада посещает каждого «экскурсовода», получая при этом краткую информацию по учебной теме, которую предстоит изучать. На это отводится 20 минут. В оставшееся время педагог даёт краткий обзор о том, с чем только что познакомились учащиеся. На дом они получают задание — кратко записать то, что им показалось интересным и что бы им хотелось узнать подробнее. Такая форма урока учит самостоятельности высказываний, помогает свободно вести себя среди людей, достигая в общении поставленных целей, положительно влияет на психологический климат группы, создаёт творческую атмосферу.
2. Уроки разбора нового материала целостной учебной темы (уроки-лекции и уроки самостоятельного познания). Учитель должен уметь на таких занятиях прочитать лекцию, в которой предстоит показать логику явлений, законов, теорий, историю их открытия. От учителя потребуется здесь высокое организаторское мастерство, грамотное использование научной терминологии. Ему предстоит и ставить проблемы, и организовывать их разрешение. При прослушивании лекции учащиеся не делают записей. Главное для них — задать вопросы, подвергнуть анализу сложные места, выяснить все нюансы материала, овладеть новой информацией с возможностью свободно его воспроизвести.
Наряду с уроками-лекциями на этом этапе применяются уроки самостоятельного познания. Они проходят так.
Учащиеся на предыдущем занятии получают материалы предстоящего урока, с которыми они работают по такому плану:
• вычленить смысл нового;
• определить главные мысли;
• записать то, что оказалось непонятным.
На самом уроке, по желанию 2—3 учащихся, делают сообщения по полученной информации, остальные задают вопросы. Затем учитель обобщает сведения, подготовленные учащимися, отвечает на их вопросы, обращая внимание на то, что было упущено и чем предстоит заниматься на следующих занятиях.
Две эти формы уроков дополняют друг друга. Если на лекциях приходится разрешать учебные проблемы, поставленные педагогом, то на уроках самостоятельного познания вырабатывается умение самостоятельно добывать новую информацию, вскрывать противоречия между уже известными сведениями.
3. Уроки фронтальной проработки темы.
На этих занятиях предлагается детальная проработка отдельных вопросов темы, имеющих самостоятельное значение. Формами таких уроков чаще всего служат беседа, рассказ; занятие может проводиться как поиск и т.п., а учащиеся работают индивидуально и парами. Педагог при изложении нового материала использует разнообразные демонстрации, обращается к различным учебникам и пособиям.
4. Уроки индивидуальной проработки темы.
Эти уроки обращены к индивидуальному, глубинному осмыслению знаний, которые превращаются в умения и навыки. Особая ценность таких уроков — то, что учащиеся выясняют на них все непонятные вопросы темы. Типичные формы подобных уроков — семинары, практикумы, уроки лабораторных и мини-лабораторных работ, решения задач, «машинного» и «безмашинного» контроля и т.п.
Заметим, что уроки индивидуальной проработки материала наиболее трудны для обучающихся, ведь здесь преобладает их самостоятельная деятельность, что требует индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, грамотного использования личностных потенциалов каждого.
5. Уроки систематизации и обобщения учебной темы.
Целью их является итоговое повторение целостной учебной темы, но не механическое, а системное. Наряду с этим важно раскрыть многостороннюю взаимосвязь фундаментальных и профессионально-прикладных знаний. Вот почему показ потенциального вклада знаний по учебной теме в предстоящую профессию, а в профессиональной школе — в осваиваемые виды профессий является обязательной обобщающей стороной при её итоговом осмыслении. Наиболее привлекательны для подобных занятий урок-симпозиум и интегративный урок.
6. Контрольно-корректировочные уроки служат выявлению того, насколько достигнуты цели изучения темы, и внесению корректив в случае её недостаточной проработки. Контрольно-корректировочный тип уроков предполагает такие занятия, как урок-тематический зачёт, урок достижений, корректировочный урок, урок тестирования и др.
Урок-тематический зачёт проводится так. Из наиболее подготовленных учащихся учитель назначает ассистентов. Остальные делятся на группы по 3—4 человека. Каждая группа сдаёт зачёт одному из ассистентов. Учитель в это время обходит все группы и наблюдает, как сдаются зачёты. Сдавшие зачёт выполняют задания на повторение. Важный мотивирующий момент: ассистенты сами выставляют отметки (оценки) в журнал. Некоторым разрешается оценка собственной деятельности по овладению материалом. Если самооценка оказывается выше оценки педагога, то педагог предлагает «защитить» свою позицию, что предполагает и впредь более самокритичное отношение к оценке своих знаний. Подобная практика при оценке достижений учащихся оправдывает себя психологически, поскольку делает отношения «учитель — ученик» более демократичными.
Применение элементов технологии возможно в рамках одного урока. Для учащихся составляется технологическая карта по схеме:
№ учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Советы учителя |
Модуль II. Тема: «Гигиена дыхания»
УЭ-0 |
Интегрирующая цель:в результате работы над учебными элементами Вы должны: систематизировать знания о регуляции дыхания и о механизме вдоха и выдоха; обосновать правила гигиены дыхания; проверить знания по теме «Дыхание». |
|
УЭ-1 |
Цель: систематизировать знания о механизме вдоха и выдоха. |
Работайте |
|
|
|
|
I. Прочитайте по учебнику материал: |
самостоятельно,
|
|
1. О дыхательных движениях (с. 106 — 107). |
устно |
|
2. О жизненной ёмкости легких (с. 107). |
|
|
II. Рассмотрите и изучите рис. 78 на с. 107 учебника. |
|
|
III. Обсудите в группе вопрос: |
Работайте |
|
«В течение своей жизни человек непроизвольно каждые 4 — 5 сек. |
в группе |
|
совершает дыхательное движение. Каков его механизм?» |
|
|
IV. Примите участие в обсуждении этого вопроса в классе. |
|
УЭ-2 , |
Цель: систематизировать знания о регуляции дыхания. I. Пользуясь текстом § 4, подготовьте устный ответ на вопрос: как осуществляется регуляция функций организма? |
|
|
II. Пользуясь текстом § 9 и записями в тетради по теме «Головной |
Работайте |
|
мозг», вспомните, где располагается дыхательный центр. |
самостоятельно, |
|
III. На рис. 21, с. 36 учебника, найдите место расположения |
устно |
|
дыхательного центра. |
|
|
IV. Прочитайте материал о дыхательных рефлексах (с. 109 учеб- |
|
|
|
|
|
ника). |
|
|
V. Запишите в тетради дату, тему: «Дыхательные рефлексы» и |
|
|
определения: а) что такое кашель, б) чихание. |
|
|
VI. Повторите материал о газообмене (с. 107 — 109 и рис. 79 на |
|
|
с. 108). |
|
|
VII. Обсудите в группе вопросы: |
Работайте |
|
1. Каков механизм нервной регуляции дыхания? |
в группе |
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: проблемно-модульный подход связывает познание, преподавание и учение, дидактически адаптирует концепции инженерии знаний, а технология применения модулей на стадии закрепления и контроля позволяет избежать фрагментарности усвоения. Данная технология успешно сочетается с традиционным методом.
Список литературы
1. Павлов А.К. Краткий курс лекций по педагогике для студентов педагогических вузов и колледжей / А. К. Павлов.-СПб - Петрозаводск - Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 149 с.
2. Павлов А.К. Место и роль самостоятельной работы обучающихся в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 51 с.
3. Павлов А.К. Научно-методологические и методические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: краткое практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 56 с.
4. Павлов А.К. Научно-методические и методологические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 70 с.
5. Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд-во НИОО ФГАНИОУ ИДСНИОА «МПА», 2021. – 154 с.
6. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебно-методическое пособие. – Петрозаводск, 2018. – 68 с.
7. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. – 85 с.
8. Павлов А.К. Педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения: практико-ориентированное учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 160 с.
9. Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие. – LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 71 с.
10. Павлов А.К. Применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских образовательных системах //https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=82533
11. Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. - Мурманск: Изд-во МИРО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», 2021. – 108 с.
12. Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учеб.пособие испр. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2017. – 392 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.