ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ЕЁ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ).

  • doc
  • 02.07.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 02.07.22.doc

Павлов Александр Константинович,-

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ г. Светогорска» Выборгского района Ленинградской области, -

кандидат педагогических наук, член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова,

Заслуженный деятель науки РФ

 

2023 ГОДУ – ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

И

К 200 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К.Д.УШИНСКОГО ПОСВЯЩАЮ

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ЕЁ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)

«Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха»

(В.А. Сухомлинский).

     В эпоху глобализации будущее каждого человека в отдельности, а значит и всего общества, в значительной степени зависит от того, какие образцы нравственного и духовного поведения он получит, в первую очередь, в школьные годы. Мир изменился, меняются культурные приоритеты, задаются новые смыслы и ценности.  Любой педагог знает – дети XXI (21) века, развивающиеся в условиях информационных потоков, стали другими.

     Как известно, в педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определённые подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-познавательного и воспитательного процесса.

Выбор методов обучения зависит:

·                   от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

·              особенностей содержания и методов изучаемого предмета, темы;

·              особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых её спецификой требований к отбору общедидактических методов;

·              цели, задач и содержания материала конкретного урока;

·              времени, отведенного на изучение того или иного материала;

·              возрастных особенностей учащихся;

·              уровня их реальных познавательных возможностей;

·              уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

·              особенностей классного коллектива;

·              внешних условий (географических, производственного окружения);

·              материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

·              возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

     По нашему мнению, в этом контексте как нельзя лучше способствует развитию навыков творческого усвоения знаний и умений решать учебные проблемы педагогическая технология развивающего проблемно-модульного обучения.

     Педагогическая технология развивающего проблемно-модульного обучения – такая организация учебно-познавательного и воспитательного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя или самостоятельно учебных развивающих проблемных ситуаций и активной деятельности, учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, способами действий, способами деятельности, формирование, развитие мыслительных возможностей и способностей.

Какая же деятельность считается творческой?

     Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Эти способности в определённой мере и развивает проблемно-модульное обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся

знания, выдвигать предположения, искать пути решения проблем.

     Таким образом, вторая причина возникновения теории и практики развивающего проблемно-модульного обучения как педагогической технологии – общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности, способной жить и трудиться в условиях научно-технической революции и прогресса. 

     Прежде чем перейдем к непосредственному описанию педагогической технологии развивающего проблемно-модульного обучения в преподавании учебно-познавательных дисциплин в средней школе, обратимся к общему истолкованию понятий «технология», а также «педагогическая технология». Техноло́гия (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства . Дословно «Технология» − наука о мастерстве.

     В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют различные разночтения. У В.П. Беспалько педагогическая технология − это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков); определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
     Проблемно-модульным данный метод называется потому, что на всех этапах обучения ученик получает информацию в соответствии  с определённым алгоритмом-модулем. В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру. Модульная структура, состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. Базовыми характеристиками модуля являются относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями. При этом связи отдельного модуля с другими модулями могут быть моновалентными и поливалентными.

     Одним из основных элементов проблемно-модульного обучения является система контроля и оценки достижений учащихся. Одна из форм такой системы – индивидуальный коммуникативный индекс (рейтинг), который нацеливает учащегося на получение максимального количества баллов при изучении модуля. Процент распределения баллов среди различных видов контроля следующий: текущий контроль дает 30-35% общей максимальной оценки, промежуточный -20-25%, практические занятия -до 25%, доля баллов, полученных на экзамене,- около 20%. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу, значительно повышает состязательность в учёбе, способствует исключению случайности при итоговой аттестации.

     Современные проблемно-модульные технологии отличаются разнообразием и индивидуализацией сфер применения. Например, проблемно-модульное обучение (М. А. Чошанов) используется при изучении предметов школьного курса; модули трудовых навыков (Н. В. Блохин) предназначены для формирования и развития профессиональных умений, а адаптивное обучение (Басова Н. В.) применяется в условиях высшей школы. При этом, различают модули предметно-содержательные (автономные порции учебного материала) и деятельностные (самостоятельно формируемые, развиваемые действия по достижению определённых целей).

     Для каждого модульного блока разрабатывается система методической поддержки. В свою очередь, из сочетания нескольких блоков могут быть образованы более крупные модули. Блочно–модульная организация работы позволяет структурировать нормативное содержание познания или деятельности в целях последующего успешного пошагового достижения цели, а, главное, успешно применять на уроках современные компьютерные технологии. Чем быстрее учитель поймет, что учебник перестал быть единственным источником знаний, тем быстрее он найдет возможность передачи знаний при помощи применения информационных технологий на уроках.

     Целесообразно активно использовать на уроках заранее подготовленные презентации, в которых присутствует анимационные эффекты. В таких презентациях информация (у автора данной статьи – по истории) может преподноситься пошагово в виде череды вопросов, обрамлённых разными видеоматериалами, схемами, диаграммами, цифрами. Опыт работы с такими презентациями – положительный. Учащиеся быстрее запоминают обширный исторический материал, особенно связанный с различными историческими датами. Сухие строчки учебника, несомненно, уступают анимированным слайдам презентации. Так, например, нами разработаны (при помощи специалистов по информационным технологиям) слайды о биографии маршала Георгия Жукова, князя Александра Невского и первого императора России Петра Первого.

     В подобных презентациях пошаговые вопросы отдельного слайда относятся к проблемной технологии, а презентация в целом – к модульной. Как показала данная методика, учащиеся мгновенно усваивают материал и значительно легче запоминают исторические даты. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

     При комплексном использовании проблемной и модульной технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на развитие познавательных способностей и дальнейшего самообразования, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Белоусова Т. А. Проблемно-модульное обучение на уроках истории как средство развития творческих возможностей учащихся. - http://festival.1september.ru/articles/590200/

2.                 Колесникова И.А. Теория и практика  модульного преобразования воспитательной среды  образовательного учреждения. /Учебно-методическое пособие. – СПб., 2009

3.                 Левис Д. Современные образовательные технологии. - Новосибирск, 1999

4.                 Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975, 1975. - 365 с.

5.                 Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. – 551.

6.                 Павлов А.К. Краткий курс лекций по педагогике для студентов педагогических вузов и колледжей / А. К. Павлов. – СПб - Петрозаводск - Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 149 с.

7.                 Павлов А.К. Место и роль самостоятельной работы обучающихся в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 51 с.

8.                 Павлов А.К. Научно-методологические и методические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: краткое практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 56 с.

9.                 Павлов А.К. Научно-методические и методологические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 70 с.

10.            Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд-во НИОО ФГАНИОУ ИДСНИОА «МПА», 2021. – 154 с.

11.            Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебно-методическое пособие. – Петрозаводск, 2018. – 68 с.

12.            Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. – 85 с.

13.            Павлов А.К. Педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения: практико-ориентированное учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 160 с.

14.            Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие. – LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 71 с.

15.            Павлов А.К. Применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских образовательных системах //https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=82533

16.            Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. - Мурманск: Изд-во МИРО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», 2021. – 108 с.

17.            Поляков С.Д. Реалистическое воспитание./Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». - http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/231/p4

18.            Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998

19.            Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учеб.пособие испр. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2017. – 392 с.

20.            Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. – М., 1996. – 158 с.

21.            Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. – М., 1993

22.            Шаталов    В.Ф.  Точка         опоры.       Организационные основы экспериментальных исследований. – М., 1990. – 48 с.

23.            Шаталов В.Ф. Учиться победно // Огонёк. – 1981. - № 28. – С. 12 – 14.

24.            Юцявичене П.А. Методы модульного обучения. – Вильнюс: Минвуз Лат. ССР, 1988. – 55 с.

25.            Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: «Швиеса», 1989. – 271 с.

26.            Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения //Сов. педагогика. – 1990. - № 1. – С.55 – 60.


27.            Скачано с www.znanio.ru