Педагогическая лекция: «От конфликта к культуре общения»
Оценка 4.9

Педагогическая лекция: «От конфликта к культуре общения»

Оценка 4.9
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
10.02.2017
Педагогическая лекция:  «От конфликта к культуре  общения»
Педагогическая лекция: «От конфликта к культуре общения» Взаимодействие учителя с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создает учитель и применяет их в педагогических целях. Нередко они могут носить конфликтный характер. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений. Ситуации деятельности могут возникать по поводу учебной и неучебной деятельности в случаях отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя.
Педагогическая лекция.doc
Педагогическая лекция:  «От конфликта к культуре  общения» Взаимодействие учителя с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создает учитель и применяет их в педагогических целях. Нередко они могут носить конфликтный характер. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений. Ситуации   деятельности   могут   возникать   по   поводу   учебной   и   неучебной деятельности в случаях отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя. Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями школьниками правил   поведения.   Учитель   не   всегда   знает   обстоятельства   детской   жизни,   лишь догадывается о мотивах поступков, не всегда представляет отношения между детьми, поэтому   ошибки   при   оценке   поведения   или   завышенные   требования   вызывают конфронтацию его действиям со стороны учащихся. Ситуации   отношений   возникают   в   тех   случаях,   когда   деловые   отношения подменяются межличностными, когда неоправданно даются отрицательные оценки не поступку школьника, а его личностным качествам. Причиной конфликтов в школе может стать   акселерация   (ускорение   роста   и   физического   развития   детей   по   сравнению   с предыдущими   поколениями),   так   как   она   не   столько   ускоряет   общее   созревание организма, сколько усиливает его дисгармонию с социальным созреванием и усугубляет течение   подросткового   кризиса.   Это   затрудняет   правильное   воспитание   детей. Педагогам   становится   все  труднее   понимать  и  внутреннее  состояние,  и  потребности учеников, общаться с ними, руководить ими. Возникают конфликты. Слишком жесткое или слишком лояльное отношение к ученикам вызывает реакцию протеста, потому что в подростковом возрасте дети оценивают в учителе, прежде всего, человеческие качества. Он должен понимать своих учеников, вести за собой, относиться к ним с уважением.  Можно сделать вывод, что сама должность учителя предполагает возможность  конфликтных ситуаций, где объектом могут выступать право учителя требовать от  учащихся выполнения учебных заданий, выполнения правил поведения, право учащихся  и учителя на чувство собственного достоинства, то есть возможность конфликтной  ситуации заложена в его должностных функциях. Но, чтобы возник конфликт, одной  конфликтной ситуации недостаточно: конфликтная ситуация может существовать  задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов. Рекомендации по предупреждению конфликтных ситуаций. Правило 1. Не пытаться за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы Тщательно   готовиться   к   уроку,   не   допускать   даже   малейшей Правило   2. некомпетентности в преподавании своего предмета Правило 3. Давать указания школьникам опосредованно. Правило 4. Использовать специальные приемы оценки личности школьника: •   положительная   оценка   эффективна   в   сочетании   с   высокой   требовательностью   к человеку; • неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки; • глобальная Положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает само критичность,   закрывает   пути   для   дальнейшего совершенствования; глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе. Правило  5.  Использовать   совместную   деятельность   для   установления   более   тесного контакта с учащимися и повышения своего авторитета. Правило 6. Вести себя корректно для повышения уровня коммуникации.   требовательность   к   себе, Решение конфликтных ситуаций.     Если все же произошла конфликтная ситуация то как правило она, длится короткое время, что усиливает напряжение психологического противостояния ученика и учителя. Процесс психологического противоборства носит острый характер и в случае поражения учителя ведет к утрате его авторитета среди учащихся.     Очень   важно   для   учителя   выйти   из   конфликтной   ситуации   с   достоинством   и   творческой удовлетворенностью своей работой в связи с успешной защитой социально ценных норм и ведущих ценностей учебной деятельности школьников. Чтобы выиграть психологическое  противоборство в столкновении двух полярных систем и ценностей учителю   целесообразно   использовать   следующие   правила   воздействия   на   личность школьника в конфликтной ситуации. Правило 1. Действия, направленные на предотвращение инцидента.       Во­первых, необходимо устранить реальный объект конфликта. Во­вторых, полезно привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо. В­третьих, нужно сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.      Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы   в острой ситуации сдержать себя. Подростковая   и   юношеская   аудитория   высоко   ценит   спокойствие,   «величавую медлительность»  и юмор педагогов в напряженных ситуациях. Правило 2.Действия, связанные с подавлением конфликта.    Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите  его действия. Суть приема   в   том,   что   он   подчеркивает   второстепенность   вызывающего   поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него. Правило 3. Действия, ведущие к разрешению конфликта. Разрешение   конфликтной   ситуации   и   конфликта.   При   возникновении   ситуации проявить   по   отношению   к   школьнику:   спокойный   тон,   терпимость   к   его   слабостям, сочувствие к его положению, участие, постоянно поддерживать обратную связь, быть лаконичным, немногословным, при обращении строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную   или   позитивную   реакцию   с   его   стороны.   Поведение   учителя   на   первой (дословесной) фазе беседы должно быть примерно таким: дать ученику выговориться, не пытаться   перекричать,   перебить;   внимательно   выслушать;   держать   паузу,   если   он проявляет излишнюю эмоциональность, мимикой, жестами показывать, что вы понимаете его состояние; уменьшить социальную дистанцию, например, улыбнуться, приблизиться к нему, оказаться лицом к лицу, коснуться, наклониться и т.п.    На второй (словесной) фазе оперативные приемы поведения учителя могут быть,  например, такими: сказать о самочувствии, состоянии ученика; обратиться к фактам;  признать свою вину, если она есть; показать ему, что вы заинтересованы в разрешении  этой проблемы; подчеркнуть общность интересов, целей и задач с учеником; разделить с  ним ответственность за решение проблемы; подчеркнуть лучшие качества, которые в нем есть и которые помогут ему самостоятельно справиться со своим состоянием; попросить у ученика совет, как вам поступить с ним, как бы он сам решил свою ситуацию;  Существуют   специальные   оперативные   приемы   при   общении   с   трудным   учеником: повторить самые неразумные слова ученика как бы с недоумением; тактично показать, что он излишне резок; свести проблему к юмористической или сатирической стороне; сказать школьнику о негативных сторонах и последствиях конфликтной ситуации для него;   показать,   что   удовлетворение   его   стремлений   может   привести   к   негативным последствиям для людей, мнением которых он дорожит, или отвратить их от него.

Педагогическая лекция: «От конфликта к культуре общения»

Педагогическая лекция:  «От конфликта к культуре  общения»

Педагогическая лекция: «От конфликта к культуре общения»

Педагогическая лекция:  «От конфликта к культуре  общения»

Педагогическая лекция: «От конфликта к культуре общения»

Педагогическая лекция:  «От конфликта к культуре  общения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017