Педагогическая мастерская "Мнемотехника на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 23.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал знакомит с новым понятием "инфографика". Это новомодное название нечто иное как мнемотехника. Мнемотехника на занятиях по ФЭМП представляет из себя мнемотаблицы , мнемодорожки , мнемосхемы. Педагоги сами попробуют заполнить таблицы.После работы они убедятся ,что применение мнемотехники развивает память,внимание,способствуют развитию логическому мышлению.
Иконка файла материала Мнемотехника .docx
Практическая мастерская «Мнемотехника­ как один  из видов инфографики»       Добрый день, уважаемые коллеги! Инфографика сегодня — модное нововведение в информационном  мире, недавно вошедшее в современную жизнь и уверенно в нем  закрепившееся. Давайте сначала разберемся что такое инфографика?  Инфографика или, по ­другому, визуализация данных — относительно новая технология подачи информации в виде визуальных образов. Иными словами это «любая картинка, где есть изображения и текст».   К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким­нибудь неизвестным ему пяти  словам ­ он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Инфографика делает сложную информацию более наглядной и удобной для  восприятия. Технологии предлагают сегодня массу способов  представления информации. Самая востребованная техника инфографики — мнемо, способствующая  быстрому запоминанию информации и ее воспроизведение путём образования  ассоциаций.  Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как  раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно­образная память. Чаще  всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой­то  предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет  пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой,  нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для  дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить  ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Мнемотаблица  – это схема, в которую заложена определенная информация.  Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие  проблему у детей: развитие памяти, сохранения и запоминания информации;  развитие логического мышления.  Одним   из   важных   принципов   составления   мнемотаблиц   является   наличие логических связок. Логически связанные или одинаковые элементы должны находиться   либо   рядом,  либо   в   какой­то   структурной   закономерности   (по диагонали, напротив друг друга и т.п.).  При составлении таблицы необходимо учитывать различные приёмы  запоминания. Сама мнемотаблица может состоять из клеток 3х3, 4х4, а для  малышей располагаться в одну линию.  Использование  мнемотаблиц и мнемодорожек придает математическому  материалу игровые элементы и  занимательность, вызывает у детей интерес,  облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с  памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогаютдетям, обеспечивает его доступность и осознанность, способствует развитию  у детей элементарных математических представлений. Методика работы с мнемотаблицей заключается в следующем. Воспитатель показывает   детям   мнемотаблицу   и   расшифровывает   закодированную информацию. Затем устанавливаются логические связи, объясняется способ запоминания.   Таблица   убирается,   а   дети   воспроизводят   её   графически самостоятельно.   Важно   научить   детей   способам   запоминания.   По   мере усвоения   этих   способов   время   расшифровки   с   помощью   воспитателя сокращается. Сегодня мы поговорим об использовании мнемотехники на занятиях по  формированию элементарных математических представлений.  На занятиях по развитию математических представлений  педагог решает круг задач:    Закреплять представления о геометрических фигурах;  Знакомить детей с цифрами, знаками;  Формировать представления о составе числа;  Закреплять умение осуществлять математические операции (сложение, вычитание);  Развивать навыки пространственной ориентировки на листе бумаги. Рассмотрим использование приёмов мнемотехники при ФЭМП Мнемотаблица «Геометрическая фигура квадрат»: Задача   данной     таблицы   представления о свойствах квадрата. ­закрепить   Квадрат располагаем в     центре таблицы. Все остальные   элементы   отражают   какие­то свойства   или   особенности   данной   фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул­ это   перевёрнутая   четвёрка;   с   буквы   К   начинается   слово   «квадрат»;   если соединить   два   треугольника,   то   получится   квадрат;   «ёлочка»   из   четырёх углов обозначает, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице взаимосвязаны.  Такие же связи можно установить во второй таблице: Мнемотаблица  «Геометрическая фигура треугольник»Мнемотаблица: «Цифра 1» Запомнить   такую   таблицу   можно   составив   сказку   о   цифрах:         «Жила­была   цифра   «Один».  Она   жила   одна   в  лесу.   Однажды   она   пошла гулять   и   заблудилась.   Стала   единица   кричать:«АУ».   Услышала   её   другая цифра «Один». Они встретились и подружились, взялись за руки и получилась цифра   «Два».   Пошли   они   гулять   и   пришли   к   озеру(овал),   сели   на камешек(овал),   полюбовались   красотой   леса   и   пошли   домой».   Используя данную таблицу, мы не только знакомим детей с цифрами, а ещё и закрепляем представления о том, на что похож овал, знакомим с буквами. Мнемотаблица «Цифра 3»   Способ   составления   сюжета   наиболее интересен   детям,  они   сами   с  удовольствием придумывают   истории   по   таким   таблицам. Одновременно  с  развитием   речи  происходит закрепление   представлений   о   цифрах, геометрических фигурах.Мнемотаблица «Состав числа 4 »:  В центре таблицы располагается нужное число, а по диагонали, горизонтали и вертикали­ два меньших числа, которые в сумме составляют нужное число. Кроме   перечисленных   методов   и   приёмов   необходимо   использовать дополнительные   игры   и   упражнения,   способствующие   развитию   у   детей памяти,   внимания,   мышления.   В   младшем   и   среднем   возрасте   можно использовать   игры   Л.Венгера,   которые   решают   задачи   овладения   детьми действиями   замещения   и   наглядного   моделирования.   Такие   игры   как «Придумай сам», «Какая игрушка?», «Что это такое?» будут способствовать развитию у детей умения видеть характерные признаки предметов и явлений, пользоваться схемами для их обозначения. С целью развития ассоциативного мышления   хорошо   подходят   игры   типа   «Назови,   что   бывает   круглое (овальное,   белое   и   т.п.),   «Дорисуй   фигуры»,   «На   что   похожа   цифра», «Нарисуй предмет из цифр».  Варианты ассоциативного тренинга «На что похожа цифра»: Учитывая то, что любая мнемотаблица должна воспроизводиться детьми  графически, то постоянно развивается мелкая моторика и дети упражняются  в ориентировке на листе бумаги, что является немаловажной задачей  при  подготовке к школе.  Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии  основных психических процессов ­ памяти, внимания, образного мышления, а  так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.Это является одним из эффективных способов развития познавательных  способностей дошкольников . Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе!