Данный материал знакомит с новым понятием "инфографика". Это новомодное название нечто иное как мнемотехника. Мнемотехника на занятиях по ФЭМП представляет из себя мнемотаблицы , мнемодорожки , мнемосхемы. Педагоги сами попробуют заполнить таблицы.После работы они убедятся ,что применение мнемотехники развивает память,внимание,способствуют развитию логическому мышлению.
Практическая мастерская «Мнемотехника как один из видов
инфографики»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Инфографика сегодня — модное нововведение в информационном
мире, недавно вошедшее в современную жизнь и уверенно в нем
закрепившееся.
Давайте сначала разберемся что такое инфографика?
Инфографика или, по другому, визуализация данных — относительно новая
технология подачи информации в виде визуальных образов. Иными словами
это «любая картинка, где есть изображения и текст».
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка какимнибудь неизвестным ему пяти
словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он усвоит на лету».
Инфографика делает сложную информацию более наглядной и удобной для
восприятия. Технологии предлагают сегодня массу способов
представления информации.
Самая востребованная техника инфографики — мнемо, способствующая
быстрому запоминанию информации и ее воспроизведение путём образования
ассоциаций.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как
раз в этом возрасте у детей преобладает зрительнообразная память. Чаще
всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какойто
предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет
пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой,
нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для
дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить
ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие
проблему у детей: развитие памяти, сохранения и запоминания информации;
развитие логического мышления.
Одним из важных принципов составления мнемотаблиц является наличие
логических связок. Логически связанные или одинаковые элементы должны
находиться либо рядом, либо в какойто структурной закономерности (по
диагонали, напротив друг друга и т.п.).
При составлении таблицы необходимо учитывать различные приёмы
запоминания. Сама мнемотаблица может состоять из клеток 3х3, 4х4, а для
малышей располагаться в одну линию.
Использование мнемотаблиц и мнемодорожек придает математическому
материалу игровые элементы и занимательность, вызывает у детей интерес,
облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с
памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогаютдетям, обеспечивает его доступность и осознанность, способствует развитию
у детей элементарных математических представлений.
Методика работы с мнемотаблицей заключается в следующем. Воспитатель
показывает детям мнемотаблицу и расшифровывает закодированную
информацию. Затем устанавливаются логические связи, объясняется способ
запоминания. Таблица убирается, а дети воспроизводят её графически
самостоятельно. Важно научить детей способам запоминания. По мере
усвоения этих способов время расшифровки с помощью воспитателя
сокращается.
Сегодня мы поговорим об использовании мнемотехники на занятиях по
формированию элементарных математических представлений.
На занятиях по развитию математических представлений педагог решает круг
задач:
Закреплять представления о геометрических фигурах;
Знакомить детей с цифрами, знаками;
Формировать представления о составе числа;
Закреплять умение осуществлять математические операции (сложение,
вычитание);
Развивать навыки пространственной ориентировки на листе бумаги.
Рассмотрим использование приёмов мнемотехники при ФЭМП
Мнемотаблица «Геометрическая фигура квадрат»:
Задача данной
таблицы
представления о свойствах квадрата.
закрепить
Квадрат располагаем в центре таблицы. Все
остальные элементы отражают какието
свойства или особенности данной фигуры.
Цифра четыре может обозначать, что у квадрата
четыре стороны; у стула четыре ножки и стул
это перевёрнутая четвёрка; с буквы К начинается слово «квадрат»; если
соединить два треугольника, то получится квадрат; «ёлочка» из четырёх
углов обозначает, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким
образом, все элементы в таблице взаимосвязаны.
Такие же связи можно установить во второй таблице:
Мнемотаблица «Геометрическая фигура треугольник»Мнемотаблица: «Цифра 1»
Запомнить такую таблицу можно составив сказку о цифрах:
«Жилабыла цифра «Один». Она жила одна в лесу. Однажды она пошла
гулять и заблудилась. Стала единица кричать:«АУ». Услышала её другая
цифра «Один». Они встретились и подружились, взялись за руки и получилась
цифра «Два». Пошли они гулять и пришли к озеру(овал), сели на
камешек(овал), полюбовались красотой леса и пошли домой». Используя
данную таблицу, мы не только знакомим детей с цифрами, а ещё и закрепляем
представления о том, на что похож овал, знакомим с буквами.
Мнемотаблица «Цифра 3»
Способ составления сюжета наиболее
интересен детям, они сами с удовольствием
придумывают истории по таким таблицам.
Одновременно с развитием речи происходит
закрепление представлений о цифрах,
геометрических фигурах.Мнемотаблица «Состав числа 4 »:
В центре таблицы располагается нужное число, а по диагонали, горизонтали и
вертикали два меньших числа, которые в сумме составляют нужное число.
Кроме перечисленных методов и приёмов необходимо использовать
дополнительные игры и упражнения, способствующие развитию у детей
памяти, внимания, мышления. В младшем и среднем возрасте можно
использовать игры Л.Венгера, которые решают задачи овладения детьми
действиями замещения и наглядного моделирования. Такие игры как
«Придумай сам», «Какая игрушка?», «Что это такое?» будут способствовать
развитию у детей умения видеть характерные признаки предметов и явлений,
пользоваться схемами для их обозначения. С целью развития ассоциативного
мышления хорошо подходят игры типа «Назови, что бывает круглое
(овальное, белое и т.п.), «Дорисуй фигуры», «На что похожа цифра»,
«Нарисуй предмет из цифр».
Варианты ассоциативного тренинга «На что похожа цифра»:
Учитывая то, что любая мнемотаблица должна воспроизводиться детьми
графически, то постоянно развивается мелкая моторика и дети упражняются
в ориентировке на листе бумаги, что является немаловажной задачей при
подготовке к школе.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии
основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления, а
так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.Это является одним из эффективных способов развития познавательных
способностей дошкольников .
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе!