Педагогическая мастерская «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Свое выступление я бы хотела начать с небольшой истории.
Около века тому назад на одной итальянской фабрике в Неаполе работал мальчик лет 10. Он страстно хотел петь. Но его первый учитель разбил его мечты, сказав: «Ты не можешь петь. У тебя совершенно нет голоса».
Но мать мальчика, бедная крестьянка, обняла его, похвалила и сказала, что он обязательно будет петь, и что у него уже неплохо получается. Похвала и ободрение матери изменили жизнь ребёнка, вдохновили его.
Благодаря тому, что в мальчика вселили веру, мир может наслаждаться чарующим голосом Энрико Карузо.
Успех – как птица, может коснуться своим крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо… Быть учителем – значит создавать ситуацию успеха для ребят на уроке.
Успех учащегося на уроке русского языка – грамотное письмо.
Тема моей педагогической мастерской – развитие орфографической зоркости.
Учебный предмет «Русский язык» многогранен. Но из всех направлений больше всего затрудняет и тех, кто учит, и тех, кто учится «Орфография».
Очень часто, когда у ученика, плохо написавшего диктант, спрашиваешь, как пишется слово, в котором он допустил ошибку, он отвечает, что знает это правило. Да, правила он заучил, но при письме не видит случаев, когда их применять, т.е. не развита орфографическая зоркость.
Много лет учёные, методисты, учителя ищут ответ на вопрос: как повысить грамотность обучающихся? За долгие годы найдено много важных методических решений. Но проблема всё-таки остаётся и волнует каждого учителя, в том числе и меня.
Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от ошибок. Вероятно, причиной неумелого применения правил является неумение увидеть нужную орфограмму.
Анализ диктантов, сочинений, изложений, проводимых по разным темам, заставил задуматься над развитием орфографической зоркости у детей. Вот некоторые из причин неуспеваемости слабоуспевающих обучающихся:
· Знание правил, но неумение их применять;
· Мало читают и при чтении допускают ошибки;
· Не получают помощи от родителей и не всегда контролируются ими;
Типичные ошибки:
· Правописание проверяемой безударной гласной;
· Правописание непроверяемой безударной гласной;
Чего же недостаёт в орфографической подготовке обучающимся начальных классов?
Правило знают, могут привести примеры, но при свободной записи мыслей допускают ошибки…
Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание.
Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема: безграмотное письмо учащихся; неумение "видеть” орфограммы.
• Как помочь учащимся писать грамотно?
• Как развивать орфографическую зоркость?
• Как добиться грамотного письма у детей?
Орфографическая зоркость - это умение
замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении
возможен выбор написания.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:
1. Зрительный фактор
срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать
слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический
образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто
написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор.
Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он
должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе
проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор.
Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е.
при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно
больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того
или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль
в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание
так как надо писать.
5. Комментирование. Это объясняющее рассуждение в процессе
записи слов или предложений.
В начальном
обучении русскому языку велико значение упражнений.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.
1. Списывание.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:
· Внимательно прочитай предложение.
· Повтори его не заглядывая в текст.
· Подчеркни в предложении все орфограммы.
· Прочитай предложение орфографически.
· Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
· Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
· Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Время для списывания я отвожу практически на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
· Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; выпиши побудительное, вопросительное или повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.
· Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
· Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
· Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
· Спиши слова определённой части речи.
· Выпиши словосочетания.
2. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
3. Письмо с проговаривание.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
4. Письмо с пропуском орфограмм.
Знаете, какой самый распространенный вид упражнения по русскому языку? Конечно, «Вставьте пропущенную букву». На мой взгляд, малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости. Основная работа здесь уже выполнена, «зоркость» кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и «подсказано». А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать - и есть орфографическая зоркость.
Я считаю более эффективным другие упражнения:
Приём № 1. Зрительное восприятие.
Поиск орфограмм в «чистом» тексте. Ребёнку даётся текст и задание: подчеркнуть все орфограммы по изученным темам. Например:
У Саши шишки сосновые,
У Серёжи шишки еловые,
У Алёши - большие кедровые,
А у Миши на лбу - бедовые.
Учащиеся должны сами объяснить орфограммы: написание имён собственных, жи – ши, правописание проверяемых парных согласных и безударных главных.
Приём № 2. Орфографическое чтение. Если учащимся постоянно предлагать тексты для прочитывания вслух по слогам (как пишется), они запомнят правописание слов через моторику произношения.
На первом этапе ученикам даются слова, в которых выделяются орфограммы.
Ученики повторяют орфографическое чтение учителя. На втором этапе следует перейти на орфографическое проговаривание словосочетаний, текстов.
После орфографического прочтения, специально подобранный текст можно продиктовать и дать по нему задания.
Порядок работы:
А. Прочитать текст хором орфографически.
Б. Выписать из него слова, наиболее трудные для написания, объяснить правописание некоторых слов на правила.
В. Написать текст под орфоэпическую диктовку.
Г. Проверить диктанты самостоятельно.
Д. Свериться с текстом.
Приём № 3. Слуховое восприятие
а) «Найди опасное место».
Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять.
5. Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
6. Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание
на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
7. Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
8. Диктант
· Предупредительный диктант
· Объяснительный диктант
· Выборочный диктант
· Свободный диктант
· Самодиктант
· Зрительно-слуховые диктанты
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.
· Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент,
когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика
думать.
· «Проверяю себя».
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
· Словарный диктант.
. Орфографические минутки
Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической
зоркости, которые я провожу на своих уроках русского языка.
1. Прочитайте пословицу:
Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах
гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение
и выделите орфограммы.
2. Предлагаю составить предложения по сюжетной картинке. Затем прошу поставить знаки
ударения, подчеркнуть гласные, которые нужно проверить (запомнить).
3. Часто повожу зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной
нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как
определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. (Текст
закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют
орфограммы.)
4. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.
5. Провожу различные игры.
*Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в
словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
*Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п…ля, м…ря, с…ды.
Объясни, почему вставили такие буквы.
*Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому
снегу.
Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
Часто использую следующие виды работ:
- На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с
проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать
слова только с удвоенной согласной.
- При изучении темы «Непроизносимые согласные» предлагала детям написать по
памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Если
ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет
подчёркивать. После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, я открывала
доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывали те слова,
которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные.
- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю
предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала
«огоньки зажигаем» на доске с помощью красного маркера, затем учащиеся
записывают предложение и проводят туже работу у себя в тетради с помощью
красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на
доске.
- Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения).
Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых
появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно
написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только
после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чем заключается моя помощь:
предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю. Но только
доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.
Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают
орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.
Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую
познавательную активность учащихся, прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку,
чувство коллективизма, товарищества.
Начатую во 2 классе работу по развитию орфографической зоркости продолжаю по
сей день.
Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет
немало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя,
плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать
интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по
орфографии. Например:
Безударный гласный звук причиняет много мук!
Как писать г(о,а)ра, тр(а,о)ва и слова м(о,а)ря, д(е,и)ла?
Чтобы не было сомненья, ставим звук под ударенье:
Горы, травы, море, дело! Вот теперь напишем смело.
Правописание ЖИ-ШИ:
Лыжи, мыши и ужи
Шины, ёжики, чижи,
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ-
С буквой И всегда пиши.
Мягкий знак – показатель мягкости.
Мягкий знак, мягкий знак
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
– Станут «пенками» «пеньки»,
«уголками» - «угольки»,
«банька» в «банку» превратится.
Вместо «шесть» получим «шест»,
Вместо «есть» получим «ест».
Вот, что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать
Я убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с
заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми
орфографического навыка.
Словарная работа.
В течение четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.
На каждом уроке я провожу словарную работу, используя
разнообразные виды заданий. Вот некоторые из них:
1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем
проверяют по доске, открывая спрятанные орфограммы.
2. Предлагаю выписать из словаря слова с непроверяемыми безударными гласными по
вариантам (1в – с гласной а, 2в – с гласной о).
3. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).
4. Выписать слова, в которых два слога (три слога).
5. Выписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности» и так
далее.
6. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово,
которое встретилось.
7. Ответить на вопросы. Кто живет в лесу? Кто следит за чистотой в классе?
Какие овощи растут на огороде? И т.д.
8. Дописать предложение. Весело чирикает ……. (воробей. Дети катаются на …….
(коньках).
9. Отгадать загадку:
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
Жидко, а не вода, бело, а не снег.(молоко)
10. Регулярно перед домашней работой дети прописывают заданный на
дом блок словарных слов, выделяя при этом орфограммы.
Все учащиеся с интересом выполняют предложенные задания.
Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные
результаты.
Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая
является не только средством закрепления орфограмм, но и средством
предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками
воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму,
стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы
объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного
написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками.
Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их
исправление.
Работу над орфографическими ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся
по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки.
Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания, а также
готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками.
Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.
Эффективность работы по развитию орфографической грамотности зависит от ряда условий, главными из которыхявляются:
• четкое планирование всей работы;
• систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
• разнообразные тренировочные упражнения;
• постоянный контроль над усвоением пройденных орфограмм.
Все перечисленные приёмы позволяют ученику предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, вырабатывают умение анализировать, т. е. делают ученика успешным.
Буду рада, если кому-то помогла, кого-то «натолкнула» на новые идеи, а кто-то просто вспомнил хорошо забытое старое.
Благодарю за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.