Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"
Оценка 4.8

Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
12.07.2017
Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"
Цель этого выступления- показать важность аспектов трудового воспитания с целью развития личностных качеств ребёнка,расширить понятие трудового воспитания и зачем оно нужно в дошкольном возрасте.Разбираются все виды труда ,присущие детям дошкольного возраста на каждом возрастном этапе ,начиная с раннего возраста.Подчёркивается важность развития трудовых навыков в дошкольном возрасте.
педагогическая мозаика.docx
Тема  : « Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте» Цель :  Показать важность аспектов трудового воспитания с целью развития  личностных качеств ребёнка. Тема моего выступления   посвящена теме «Трудового воспитания  в детском  возрасте». Что такое трудовое воспитание и зачем оно нужно в дошкольном  возрасте, об этом сегодня пойдёт речь. Хочется зачитать слова А. С.  Макаренко: «Труд ­ это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка.  Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает  ему самоутвердиться»  Задание1.  Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о труде. Человек рожден для труда. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Что потрудился, то и поел. Воля и труд дивные всходы дают. Не потрудиться, так и хлеба не добиться. Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться. Труд человека кормит, а лень портит. Наше счастье в общем труде. Кто трудиться, тот и пользуется. Без труда нет добра. Без труда меду не едят. Трудовая денежка — мозольная. Труд кормит и одевает.              Трудолюбие и способность к труду не даются от природы, но воспитывается с раннего детства.  Главная задача трудового воспитания дошкольников ­ формирование  правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на  основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить  пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что  добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно,  сообразно силам и формирующимся у них навыкам.  В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда: Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и  одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (горшком,  носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.) ; воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам  быта. Хозяйственно­бытовой труд – развитие у детей хозяйственных трудовых  навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели,  стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д) белья, уборка  игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне. Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике,  ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними  животными. Ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из  бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов,  необходимых в быту и для игр ребенка (коробочки, игольницы, панно,  игровой материал и пр.) . Так, начиная с раннего возраста, у детей формируют навыки труда,  направленные на удовлетворение личных потребностей, они связаны с  процессами одевания, раздевания, приема пищи и с соблюдением  элементарных навыков личной гигиены. В совместной со взрослыми  деятельностью детей знакомят с новыми трудовыми операциями: поставить  посуду, протереть стол, убрать игрушки. На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках и скамеечках  листву, собрать лопаткой снег. В уголке природы вместе со взрослыми  поливают цветы, кормят живых обитателей. Обучая детей младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является  великим достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором  формирования трудолюбия. От взрослого требуется огромное терпение и  педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу. Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу. Хозяйственно­ бытовой труд детей этого возраста сводится к выполнению простейших  поручений, но этот труд следует всячески поощрять, поскольку эти действия  содержат початки коллективного труда. Необходимо, чтобы труд был посильным для детей. Однако уже в этом  возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением  трудностей. Следует учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая. Уход за животными и растениями родители должны выполнять в присутствии  детей, поясняя свои действия и побуждая у детей желание помогать ему.  Важно формировать у детей желание заботиться о животных и растительном  мире. В среднем дошкольном возрасте совершенствуются навыки, которыми дети  овладевали в младшем возрасте. Но большое внимание уделяется  исполнительности, умение доводить начатое дело до конца: одеваться,  раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приемов и  систематическом контроле за действиями детей. В этом возрасте у ребенка  появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам. Хозяйственно­бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни  детей, основной формой являются различные поручения. Дети выполняют не  только отдельные трудовые действия (вытираю кубик) , но учатся выполнять  целые трудовые процессы (намочить тряпочку, протереть кубики,  выполоскать тряпочку, высушить, убрать на место) . В природе дети участвуют в посильном труде по уходу за живыми  обитателями, ответственно относятся к трудовым поручениям на дачном  участке. Во время занятий ручным трудом дети осваивают простейшие навыки  изготовления поделок из бумаги и природного материала. У детей старшего дошкольного возраста особое внимание надо обращать на  то, чтобы трудовыми навыками ребенок пользовался осознанно (понимал  необходимость чистить зубы, пользоваться носовым платком, полоскать рот  после еды и пр.) . Дети уже самостоятельно одеваются, раздеваются, следят за чистотой одежды, порядком в своем шкафчике и комнате в целом. Детей  приучают бережно относиться к своим вещам, чистить и просушивать одежду  и обувь. В детях воспитывают чуткость, доброту, отзывчивость, умение  приходить на помощь младшим и старшим членам семьи. Со старшей группы расширяется содержание хозяйственно­бытового труда  детей. Особое внимание уделяется формированию навыков организации  коллективной семейной трудовой деятельности. Детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, готовить  все необходимое для ее проведения, быть аккуратными во время работы, не  мешать работать другим членам семьи, помогать им, не бросать дело, не закончив его, не стесняться просить помощи. Наряду с участием в  коллективной деятельности дети выполняют и индивидуальные поручения,  различные как по трудности, так и по характеру. Задание 2 . «Какие личностные качества ребенка мы формируем, воспитывая  трудолюбие?» ( Внимание , умение доводить начатое дело до конца,  отзывчивость, взаимопомощь , активность). Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех  основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой  деятельности.  Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному  или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные  возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.  В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять  с куклы платья для стирки и т.д). В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать  кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу.  В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают  новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям,  нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле  (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) . В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети  должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому  воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию. Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное,  выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Во  время дежурства у детей формируются социально ценные качества личности  – ответственность за порученное дело, заботливость по отношению к людям,  привычка к выполнению трудовых обязанностей.  Дети поочередно  включаются в разные виды дежурств. Это дежурства по столовой, в уголке природы, дежурства по занятиям. В уголке природы дежурные поливают растения, обрызгивают, обтирают их листья, рыхлят землю, кормят животных, чистят их клетки, ведут календарь  погоды. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки,  необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при  выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести  дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один  дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к  занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Труд  детей в природе создает благоприятные условия для физического развития,  совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет  нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и  сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются  умственные и волевые усилия. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из  детей систематически участвует во всех видах дежурств. Наиболее сложной формой организации труда детей является  коллективный труд .  Он широко используется в старшей и подготовительной группах  детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты  труда имеют практическую и общественную значимость. В старшей группе  воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд,  когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы  подводится общий итог. В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд,  когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы.  Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные  формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с  просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу. Итог. Важно помнить, что ребенок – это личность, требующая к себе  уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к  трудовой деятельности, если выполненная им работа переделывается  взрослыми на его глазах. У него складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно  относится к его труду, а если и хвалит его, то проявляет лицемерие. Чтобы малыш полюбил труд, он должен уметь трудиться, то есть владеть  техническими умениями и навыками, понимать общественную значимость труда, его важность для других людей. Труд детей дошкольного возраста  является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в  детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились  понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.  Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие  для проявления творчества личности, ее талантов.  Закончить хочется стихотворением: Когда на свет ребенок появился – Событие, но здесь важней всего, Что человек, конечно не родился, А родилась надежда на него. Когда он уступал дорогу старшим, Поддерживал больных и стариков, Он находился все еще на марше – До человека было далеко. Когда влетел в квартиру, как на крыльях, Неся с собой из школы аттестат, Им сделаны какие­то усилия, Но человеком он еще не стал. И лишь  когда с упорством и терпеньем Себя к труду привяжет он навек, Его поздравить можно с днем рожденья, Родился настоящий человек. .

Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"

Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"

Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"

Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"

Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"

Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"

Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"

Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"

Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"

Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"

Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"

Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"

Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"

Педагогическая мозаика "Предпосылки трудовой деятельности в детском возрасте"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2017