Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи».
Оценка 5

Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи».

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
5 кл
24.05.2017
Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи».
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учёбе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют систематически работать над развитием связной письменной речи, которое является одной из важнейших задач в формировании личности младшего школьника, в воспитании его мировоззрения и культуры. Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода. В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Развитие речи», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Программа по факультативному курсу Развитие речи.doc
Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи». Учителя начальных классов МБОУ « ТСОШ» (Тикси) Франк М.Н. Актуальность Успешное   овладение   знаниями   в   начальных   классах   общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учёбе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда     позволяют   систематически   работать   над   развитием   связной письменной   речи,   которое   является   одной   из   важнейших   задач   в формировании   личности   младшего   школьника,   в   воспитании   его мировоззрения и культуры. Научить детей правильной и красивой речи, как устной,   так   и   письменной,   ­   сложная   задача,   требующая   комплексного подхода. В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Развитие речи», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. При обучении детей по  программе «Перспектива» нами были выделены три аспекта актуальности данной программы: Социальный аспект В   условиях   современной   жизни   большинство   родителей   не   могут выделить свободное время для общения с детьми и их развития (работают допоздна,   в   лучшем   случае   успевают   проверить   выполнение   домашних заданий).   Образовательный   и   культурный   уровень   самих   родителей   низок (высшее   образование   у   22,2%   родителей   учащихся).   Отсюда   видно,   что родители, в большинстве случаев, не способны развивать внимание, память, мышление, речь собственных детей. У 33,3 % учащихся наблюдается дефект в устной речи, что сказывается на письме.  Научный аспект Развития   связной   письменной   речи     рассмотрены   в   научной   и педагогической   литературе.   Но   нет   разработок   программ   факультативного курса   в   условиях   общеобразовательной   школы,   способствующих целенаправленному и систематическому развитию речи. Практический аспект Данный   факультативный   курс   занятий   по   развитию   речи   поможет раскрыть   перед   учащимися   специфические   особенности   письменной   речи, ознакомить на доступном для них уровне с функциями и отличиями от устной речи и повысить качество обучения. При   разработке   данной   программы   были   использованы   материалы   и задания   из   курса     «Развития   связной   письменной   речи»   Г.С.   Щёголевой. Программа   рассчитана на 4 года, но в нашей программе – на 3 года по 34 часа,   уменьшена тематика занятий, прослеживается связь между темами 1 и 4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Цель программы по развитию речи достигается в результате решения ряда взаимосвязанных  между собой задач:  • Развитие зрительного, слухового восприятия и переработки информации;  • Правильное оформление письменного текста:  размещение заголовка,          соблюдение красной строки, правильное заполнение строк; •Формирование умения владения устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношений к ней; • Формирование умения по созданию текстов по образцу (изложения), затем ­ по   созданию   собственных   текстов   на   основе   увиденного,   прочитанного, услышанного (сочинения). •Развитие   активности   для   создания   речевых   ситуаций,   которые   бы естественно вытекали из условий учебной, трудовой, познавательной, игровой и   иной   деятельности   и   побуждение   каждого   ребёнка   свободно   и содержательно высказываться по любой изложенной теме. Условия реализации программы. При организации занятий по развитию речи необходимо применять: • Восстановление деформированного текста; • Задания, направленные на активизацию словарного запаса ребёнка; • Составление  текста по опорным словам, по вопросам; •Написание сочинений по готовому плану, наблюдений,   по серии  картинок. Курс «Развитие речи» ориентирован на развитие устной и письменной речи  учащихся как основного показателя интеллектуального уровня.  В основе  построения курса лежит методическая концепция, выражающая  необходимость целенаправленной  и систематической работы по  формированию у младших школьников умения писать грамотные и  содержательные сочинения и изложения. Факультативный курс «Развитие речи» включён в инвариативную часть  образования.  Работа по программе предполагает наличие методических  разработок или возможен творческий подход учителя к разработке занятий. Тематический план на 3 года обучения по 40 мин. 2 класс (первый год обучения) Темы занятий Урок 1. Восстановление деформированного текста (Л. Толстой "Чиж"). Урок 2. Изложение текста по вопросам к каждому предложению ("Как Митя спас  воробышка") Урок 3. Составление текста по опорным словам с творческим дополнением ("Ёжик") Урок 4. Изложение текста по вопросам. Деление текста на части. Урок 5. Изложение текста по опорным словам. Урок 6. Изложение текста по коллективно составленным вопросам. Урок 7. Восстановление деформированного текста по серии картинок с творческими  дополнениями. Урок 8. Изложение по вопросам к частям текста. Урок 9. Изложение текста по обобщённым вопросам. Урок 10. Редактирование текста изложения. Работа над ошибками. Урок 11. Сочинение по серии картинок и коллективно составленному плану. Урок 12. Сочинение по картинке. Урок 13. Совершенствование текста сочинения. Урок 14. Подробное изложение по коллективно составленному плану. Урок 15. Творческое продолжение текста­повествования. Урок 16. Слуховое изложение текста по опорным словам. Урок 17. Сочинение по серии картинок "Лиса и вороны". Урок 18. Объяснение значения слова. Урок 19. Объяснение значения слова. Урок 20. Составление описания­ загадки. Урок 21. Описание учебной вещи. Урок 22. Описание учебной вещи. Урок 23. Сочинение по наблюдениям и воображению. Урок 24. Работа над ошибками. Урок 25. Сочинение по пословице "Скучен день до вечера, коли делать нечего" Урок 26. Сочинение по пословице. (на выбор) Урок 27. Редактирование текста сочинения  по пословице.  Урок 28. Сочинение с элементами рассуждения ("Мой любимый урок") Урок 29. Сочинение с элементами рассуждения ("Мой любимый урок") Урок 30. Редактирование текста. Урок 31.  Сочинение с элементами рассуждения ("Моё любимое время года") Урок 32. Редактирование текста. Урок 33. Итоговое изложение. Урок 34. Сочинение "Здравствуй, лето!" 3 класс (второй год обучения) № урока Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11 Урок 12 Урок 13 Урок 14 Урок 15 Урок 16 Урок 17 Урок 18 Урок 19 Урок 20 Урок 21 Тема урока Подробное изложение текста по вопросам «Петя помог» Редактирование текста изложения Подробное изложение текста по рассказу Н.Сладкова «Осенняя елочка» Редактирование текста изложения Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья» Редактирование текста сочинения Слуховое изложение «друг детства» (по В. Драгунскому) Редактирование изложения «Друг детства» Сочинение с заданной структурой текста «Замечательная поездка» Редактирование текста сочинения Подробное изложение с творческими дополнениями «Колышек» Редактирование текста изложения Подробное изложение по деформированному тексту (Г. Цыферов «Ежик») Редактирование текста изложения Сочинение по серии картинок (Н. Радлов «Находчивые лягушата») Редактирование текста сочинения Творческое продолжение текста – повествования «Еж – спаситель» (По В.В.Бианки) Редактирование Сочинение – описание предмета «Моя любимая игрушка» Деловое описание игрушки Сочинение – описание по авторскому рисунку Е.И. Чарушина  «Вот он какой, лысушонок» Урок 22 Изложение текста с элементами рассуждения (по рассказу Ю.Д. Урок 23 Урок 24 Урок 25 Дмитриева «Вот чудеса­то!») Редактирование текста изложения Сочинение с элементами рассуждения «Мое любимое занятие» Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот» Урок 26 Урок 27 Урок 28 Урок 29 Урок 30 Урок 31 Урок 32 Урок 33 Урок 34 Редактирование текста сочинения Сочинение с элементами описания по картине «Прилет птиц» Редактирование текста сочинения Выборочное изложение по рассказу А.Куприна «Скворцы» Краткое изложение по рассказу В. Чаплиной «Цыплята выручили» Изложение веселого рассказа «Сверху вниз, наискосок!»  (по В. Драгунскому) Сочинение по серии веселых картинок «Фотоохотник» Сочинение «Письмо другу» Итоговое изложение по рассказу Е.И. Чарушина «Мишки» 4 класс (третий год обучения) Урок 1 Урок 2 Урок 3 Подробное изложение (рассказ «Жук на ниточке» по Э. Шиму). Редактирование текста. Свободный диктант (рассказ « Бывшие беспризорники» по Э. Шиму) Урок 4 Подробное изложение с творческим заданием Урок 5 Урок 6 Урок 7 (рассказ «Воришка» по Г. Скребицкому) Сочинение из личного опыта о летних впечатлениях. Анализ сочинений и редактирование текста. Сочинение по наблюдениям « Прогулка по осеннему парку» Анализ и редактирование сочинений. Урок 8 Урок 9 Подробное изложение (рассказ «Лесная кормушка» по В. Чаплиной) Урок 10 Подробное изложение по измененному плану (рассказ «Друзья животных» по Г. Скребицкому) Урок 11 Творческое продолжение текста- повествования (рассказ «Лоська» по В.Чаплиной.) Урок 12 Составление кулинарного рецепта. Урок 13 Выборочное изложение рассказ « Зайка и Мурка» Урок14 Сжатое изложение (рассказ «Зинька выручила» по (по Г. Скребицкому) В. Бианки) Урок 15 Редактирование текста изложения Урок 16 Сочинение на основе личного опыта по впечатлениям зимних каникул Урок 17 Сжатое изложение текста, воспринятого на слух В. Железников. «Солдат на посту» Урок 18 Сочинение сказка по аналогии Урок 19 Свободный диктант ( рассказ «Петух и наседка» по Э. Шиму) Урок 20 Подробное изложение деформированного описательного текста (рассказ « Свиристели» по Б.Павлову) Урок 21 Сочинение на основе личного опыта и по наблюдениям «Наша кошка» Урок 22 Изложение текста - рассуждения с творческим дополнением «Благородная профессия» Урок 23 Сочинение с элементами рассуждения « Мой любимый герой» Урок 24 Редактирование текста сочинения Урок 25 Подробное изложение научного текста (рассказ «Липа» по В.Петрову) Урок 26 Составление текста в научном стиле В.Зотов. «Клюква» Урок 27 Сочинение «Дневник моего любимца (один день его жизни)» по аналогии с произведением С.Черного «Дневник Фокса Микки» Урок 28 Сочинение « Жалобы школьных вещей» по аналогии с рассказами Н.И. Сладкова « Сердитые голоса» Урок 29 Сочинение на лингвистическую тему с самостоятельным выбором типа речи « Корень слова» Урок 30 Сочинение по наблюдениям « Вот и весна пришла!» Урок 31 Редактирование текста Урок 32 Сочинение по картине Н.П.Богданова- Бельского « Сочинение» Урок 33 Итоговое изложение ( рассказ « Кот- ворюга» по К.Г.Паустовскому) Урок 34 Итоговое сочинение « Самый радостный день в моей школьной жизни»

Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи».

Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи».

Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи».

Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи».

Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи».

Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи».

Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи».

Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи».

Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи».

Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи».

Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи».

Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи».

Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи».

Педагогическая разработка программы факультативного курса «Развитие речи».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2017