Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы народа в литературе" (литература, 7 класс)
Оценка 5

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы народа в литературе" (литература, 7 класс)

Оценка 5
Интерактивная доска +1
docx
русская литература
7 кл—8 кл
04.03.2019
Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы  народа в литературе" (литература, 7 класс)
Урок литературы актуален, так как направлен на воспитание обучающихся как образованных и вдумчивых читателей, способных понять художественную ценность конкретного произведения, определить его место в историко-литературном процессе. Обучающиеся накапливают опыт, читательский багаж, формируют представления о литературе как виде искусства, соотносят её с другими видами искусства, знакомятся с литературным процессом, учатся понимать его связь с жизнью и её историей. На уроке предусмотрены различные виды деятельности: умение слушать (воспринимать и понимать звучащую речь), умение читать (воспринимать и понимать печатное слово), умения говорить (грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной форме собственные мысли). Урок литературы является интегрированным, так как представлен во взаимосвязи с предметами музыка и изобразительное искусство. Основная ведущая идея урока - воздействие на сознательное и целенаправленное чтение, умение использовать прочитанное произведение в процессе общения с окружающими и в своей жизненной практике.
Пед разработка урока Некрасов 7 кл. Сташкина Н. Н..docx
Педагогическая разработка урока Тема: Судьбы  народа в литературе (на примере  стихотворений   Н. А. Некрасова)    Автор: Сташкина Наталия Николаевна Место работы: МКОУ Ювинская СОШ Должность: учитель русского языка и литературы Пояснительная записка     Урок  литературы в 7 классе по теме «Отражение судьбы  народа в разных видах искусства (на примере  стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа)  актуален, так как направлен   на воспитание обучающихся как образованных и вдумчивых читателей, способных понять художественную ценность конкретного произведения, определить   его   место   в   историко­литературном   процессе.  Стихотворение   Н.   А.   Некрасова «Размышления   у   парадного   подъезда»   представляет   золотой   фонд   русской   классики.  Его восприятие,   анализ,   интерпретация   основываются   на   системе   историко­   и   теоретико­ литературных знаний, на определённых способах и видах учебной деятельности1. Знакомясь с ним,   обучающиеся   накапливают   опыт,   читательский   багаж,   формируют   представления   о литературе   как   виде   искусства,   соотносят   её   с   другими   видами   искусства,   знакомятся   с литературным процессом,  учатся  понимать  его связь с жизнью и  её историей2. Особая роль отводится   принципам     доступности,   научности,   вариативности;   учебно­познавательной   и информационной   компетентности.  Тип   урока   ­   урок   усвоения   новых   знаний.  На   уроке предусмотрены   различные   виды   деятельности:   умение   слушать   (воспринимать   и   понимать звучащую речь), умение читать (воспринимать и понимать печатное слово), умения говорить (грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать  в устной  форме собственные мысли). Урок литературы является интегрированным, так как представлен во взаимосвязи с предметами музыка и изобразительное искусство.   Основная ведущая идея урока ­ воздействие на сознательное и целенаправленное   чтение, умение использовать прочитанное произведение в процессе общения с окружающими и в своей жизненной практике.         Цель   урока:  создание   условий   для   эмоционального   восприятия   художественного произведения, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции Задачи урока:  ­ расширить знания обучающихся о творчестве и личности Н.А. Некрасова; показать позицию автора­гражданина;  ­ определить художественное своеобразие стихотворения, его тему, настроение; ­ формировать умения выборочного выразительного чтения и анализа лирического произведения; ­   воспитывать   чувства   сострадания,   патриотизма   и   уважения   к   ценностям   отечественной культуры. Основные   методы,   используемые   на   уроке:   метод   опережающего   обучения,   а   также теоретико­практический   (наблюдение   над   языковым   материалом   произведения,   беседа); метод формирования знаний, умений и навыков (учебная, познавательная, коммуникативная, практическая деятельность обучающихся);  метод самоконтроля (рефлексия). Для совершенствования собственной устной (и письменной) речи использованы следующие формы работы с обучающимися: индивидуальная, фронтальная и групповая работа (выполнение заданий опережающего характера). Урок   литературы   разработан   для   обучающихся   12   –   14   лет,   (7   класса),   13   человек, продолжительность урока 45 минут. Материально­техническое обеспечение урока: 1. Школьная доска (эпиграф, тема урока) 2. Мультимедийный проектор или интерактивная доска 3. Учебник­хрестоматия Литература 7 класс Т. Ф. Курдюмова, ООО «Дрофа», 2008 г. 4. Презентация   в формате Power Point «Н. А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» 5. Музыкальное   сопровождение:   произведение   со   звуками   природы,   аудиозапись  мелодии «Дубинушка», аудиозапись песни «Эй, ухнем» 6. Слова песни  «Эй, ухнем»,  карточки  для рефлексии    ______________________________                                                                                                    1Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования от 05. 03. 2004 г. 2Программа для общеобразовательных учреждений Литература 5–11 классы под ред. Т. Ф. Курдюмовой, Дрофа, Москва, 2005 г. Ход урока: 1. Организационный момент    (слайд 1 «Россия, родина моя!»)      Звучит  музыка со звуками природы, под которую учитель и обучающийся  7 класса (заранее  подготовленный)  (с возвышенной интонацией) читают наизусть отрывки стихотворений Н. М.  Рубцова: Учитель:                                                                        «Ночь на Родине» (отрывок) Высокий  дуб. Глубокая вода. Спокойные кругом ложатся тени. И тихо так, как будто никогда Природа здесь не знала потрясений! И тихо так, как будто никогда Здесь крыши сёл не слыхивали грома! Не встрепенётся ветер у пруда, И на дворе не зашуршит солома… Обучающийся: Россия, родина моя!   Как под твоей мне радостно листвою! И пенья нет, но ясно слышу я Незримых певчих пенье хоровое…              Музыка затихает. ­ Здравствуйте, ребята. Наш урок я продолжу ещё одним стихотворением (смена интонации): Эти бедные селенья, Эта скудная природа­ Край родной долготерпенья, Край ты русского народа. Не поймёт и не заметит Гордый взор иноплеменный Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удручённый ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный Исходил, благословляя. 2. Определение темы урока. Беседа с учениками ­ Каким настроением наполнено каждое стихотворение? ­ О чём они? (Ребята определяют тему каждого стихотворения: 1. Восхищение родной  землёй.  2. Переживание за  судьбу своей земли). ­ Кто ещё из писателей и поэтов писал о судьбах своей страны, выражая к ней как восхищение, так и своё сочувствие, сострадание? (Ответы ребят) ­ Не исключением был и Николай Алексеевич Некрасов, чьё стихотворение «Размышления   у парадного подъезда» вы должны были прочитать дома.Современники поэта высоко ценили его творчество.   Ф.М.   Достоевский,   автор   многих   произведений   об   униженных   и   оскорбленных, писал   о   Некрасове(учитель   читает   эпиграф   к   уроку):«Это   было   раненое   сердце,   и незаживающая   рана   эта   была   источником   всей   его   поэзии,   всей   страстной   до   мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости…». ­ Запишите эпиграф в тетрадь.  ­ Какие ключевые (важные) слова вы бы отметили в эпиграфе? Как вы их понимаете? (Ответы ребят: раненое сердце – источник поэзии и любви ко всему, что страдает.Раненое  сердце болит, не даёт покоя) ­ Чем же ранено сердце поэта? ­ Почему Некрасов обращается к теме судьбы народа?   ­ Н.А. Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям. Его  душа и сердце  откликались  на народные беды.  Некрасов  писал о народе, о страданиях народа. Только у беззаветно преданного художника могло появиться такое стихотворение, как «Размышления у парадного подъезда».  3.История создания стихотворения ­ К сожалению, не всегда мы знаем, как создавалось то или иное произведение, как возник его творческий   замысел.   Но   благодаря   воспоминаниям   жены   Некрасова,   Авдотьи   Яковлевны Панаевой,   мы   можем   узнать,   как   появилось   стихотворение   «Размышления     у   парадного подъезда» (слайд 2 портрет Н. А. Некрасова) Это очень интересная, но довольно грустная история. Было холодное осеннее дождливое утро. Некрасов находился в состоянии хандры, хмурился, был недоволен,   что   стихи   не   складываются.   Случайно   подойдя   к   окну,   он   увидел   следующую картину:   полицейские   вместе   с   дворниками   прогоняли   от   крыльца   дома   напротив   крестьян, которые выглядели озябшими и промокшими. Увидев это, Некрасов сжал губы и стал нервно пощипывать усы. Потом подошёл к столу, сел и за 2 часа написал стихотворение «Размышления у   парадного   подъезда».   А   в   1860   году   за   границей   в   газете   «Колокол»   оно   впервые   было напечатано, но под названием «У парадного крыльца».   «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить!»­ писал Герцен.  4. Первичное восприятие полученной информации. Беседа                          ­ Как вы думаете, какие чувства и мысли вызвала у Некрасова сцена, рассказанная ему женой и  увиденная им самим? Как мы узнали об этих чувствах?  Насколько они были сильны? (Ответы  ребят: чувство гнева, сочувствие к крестьянам, мысль о несправедливости  по отношению  крестьянам. Сжал губы и нервно пощипывал усы. Находился в состоянии хандры, ничего не  писал, но, увидев, как прогоняют крестьян, через два часа написал стихотворение). ­ Да, будничная, казалось бы, обычная ситуация, а из­под пера мастера возникла целая картина,  целая поэтическая история.  5.   1.  Проверка   домашнего  задания   –  понимание   прочитанного   (задание   опережающего характера) ­   А   как   вы   думаете,   откуда   ещё   знакома   жизнь   ходоков,   «деревенских   русских   людей» Некрасову?  (Сообщения обучающихся: вопрос № 6 учебника с. 241 – Подготовить рассказ о ходоках, «деревенских русских людях») ­ А какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какое настроение?Чему посвящено  стихотворение? (Ответы ребят: вопрос № 1 – Определите его основную мысль) ­ На сколько частей вы разделили стихотворение? Почему?(Ответы ребят: вопрос № 2  учебника с. 241 – сколько частей в этом стихотворном произведении? Четыре: 1 часть ­ подъезд в обычные и торжественные дни; 2 часть  – крестьяне у подъезда; 3 часть – «владелец роскошных палат»; 4 часть – страдания русского народа). (Слайд 3 «Парадный подъезд»)  ­ В первой строфе стихотворения  представлен парадный подъезд, в «торжественные  дни» к которому съезжается «целый город с каким­то испугом».  ­   Вы   обратили   внимание   на   слова,   которые   окружают   словосочетание   «пышный   подъезд»? (Ответы ребят:  старик, вдовица, убогие).  Поэтому и нет ничего странного в том, что через какое­то время  подъезд осаждают убогие лица ­ подходят мужики. 5. 2.Проверка домашнего задания ­ творческого характера ­   Почему   стихотворение   так   называется   «размышления…»?   Подберите   синоним   к   слову размышления.(Ответы ребят:  стихотворение представляет собой раздумья, размышления поэта о русском мужике, о его страданиях и обо всей России). ­ Какова тема стихотворения? (Ответы ребят: тема народа).Стихотворение построено на  контрасте, антитезе. ­ А какими вы увидели крестьян? (Сообщения семиклассников (домашнее задание по группам): 1 группа ­ Ответы ребят). (Слайд 4 «Деревенские русские люди»): ­ Как вы думаете, а как автор относится к крестьянам?  (Ответы ребят:  Некрасов точно и правдиво описывает крестьян, его ужасает их крайняя нужда и нищета. Они явились как представители   всего   бедного   и   бесправного   русского   крестьянства.   Он   сочувствует   им.  Автор возмущён покорностью народа, его рабским  отношением к вельможам). ­ А с какими словами вы, ребята, обратились бы к владельцу роскошных палат?   (Сообщения семиклассников   (домашнее   задание   по   группам):   2   группа  ­   Ответы   ребят     в   форме сочинения­обращения). 6. 1. Беседа по иллюстрации Шмаринова ­   Мы   с   вами,   ребята,   уже   не   раз   говорили   о   том,   что   разнообразие   видов   искусства позволяет   каждому   мастеру   представить   одну   и   ту   же   проблему,   тему   с   помощью специальных   средств.   Так,   художник  Шмариновнарисована   иллюстрацию   к   данному стихотворению.  (Слайд 5 «Обращение…»,  иллюстрация Шмаринова): ­ Какими видим крестьян на рисунке? Можно ли по иллюстрации что­то сказать и о характере крестьян? ­   Совпадают   ли   позиции   Некрасова   и   Шмаринова?   В   чём   это   сходство? (Ответы   ребят:   и  Некрасова,   и   Шмаринова   ужасает   нищета,   горе,   унижения   героев. Некрасов ничего не приукрашает. Его изображение правдиво и точно. Это можно  заметить и на иллюстрации  Шмаринова). ­ Что особенного вы бы отметили в изображении лиц крестьян? Почему на иллюстрации мы не видим лиц крестьян, а само изображение условно, обобщенно?  (Ответы ребят: обобщенный образ всего русского крестьянства, русского простого человека. За ними уже вся Русь, за которую они представительствуют, от лица Руси  они и явились). 6. 2. Работа по репродукции картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» ­ С чего начинается 4­я часть «Размышления…»? ­ Какой видим жизнь русского народа? ­ Какое слово очень часто повторяется? Что это за художественный приём и почему им  воспользовался автор? (Ответы ребят:  стонет. Анафора. Цель – усиление эмоционального   впечатления от прочитанного). ­ Какое настроение преобладает в этой части?(Ответы ребят: жалость) ­ А когда оно усиливается? (Ответы ребят: к концу стихотворения. Прочитайте эти строки.  (Ответы ребят: «Выдь на Волгу: чей стон раздаётся Над великою русской рекой?») (Слайд 6 Репродукции картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»): Беседа по картине с учителем ИЗО ­ И вот мы уже на берегу великой русской реки Волги, любимой реки Некрасова. Стон мужика подхвачен бурлацким хором. Этот стон, это напряжение удивительно передаёт художник Илья Ефимович Репин на картине «Бурлаки на Волге».Вглядитесь в лица её главных героев. ­ Что, по­вашему, передает особую горечь художника Репина?(Ответы ребят: боль и  возмущение терпением и покорностью народа).  ­ Только ли чувство жалости пронизывает художника?  ­ Что общего в «Размышлении…»  Некрасова и картине Репина? (Ответы ребят:  оба  произведения посвящены  жизни угнетённого народа, его боли и страданиям). ­ Какие краски использовал автор? Передают ли они настроение, выражение лиц, души  бурлаков?  Какого возраста бурлаки? Во что они одеты?  И другие вопросы Беседа 7. Работа по аудиозаписи песня «Дубинушка ­ Каким стихотворным размером написана заключительная часть стихотворения? (Домашнее  задание по группам: 3 группа ­  Ответы ребят:  трехсложный размер – анапест). Беседа с учителем музыки ­ На стихи, сложенные анапестом, легко ложится музыка. ­ А какую музыку мы слышим (или можем услышать) в  «Размышлении…»? Процитируйте  (Ответы ребят:  «… создал песню, подобную стон. Стон). ­  И многие исследователи творчества Некрасова, критики, называют эту часть песней­стоном.  ­ Сколько раз повторяется слово « стон» и с какой целью? (Ответы ребят:  5  раз. Нарастает эмоциональное напряжение, как будто нарастает сам стон). ­ Как называется такой художественный приём? (Ответы ребят:  повтор) (Слайд 7 «Из истории песни «Эй, ухнем»): ­ В «Сборнике русских народных лирических песен Н. М. Лопатина и В. П. Прокунина», в  1889 году композитором М. А. Балакиревым в Нижнем Новгороде была записанапесня «Дубинушка». В основе своей это песня о корчёвке деревьев, чтобы освободить землю под пашню. У дерева подрубали корни, затем его тянули за верёвку, привязанную к вершине ­ и тогда "дубинушка"­ дерево   "сама   пойдет"   (само   упадёт).   Припевы   из   этих   песен   "Эй,   ухнем!",   "Подёрнем, подёрнем!", "Эх, дубинушка, ухнем! Эх, зелёная сама пойдет!" и т. д. перешли затем в песни бурлаков, тянущих суда по рекам против течения, и далее в песни революционеров­народников ­ "Дубинушка", "Барка", а также песню о том, как тащат сваю ­ "Да вы, ребята, берите дружно". ­ Послушайте мелодию песни «Дубинушка» и скажите, какое настроение она выражает, какой  темп, ритм? (Ответы ребят)   *    Звучит мелодия «  Эй, ухнем  », на экране слайд 5 с картиной      Волге».   И. Е. Репина «Бурлаки на  ­   Дома   вы   познакомились   ещё   с   одним  вариантом   художественного   и   музыкального произведения со словами  песни «Эй, ухнем» (на партах у каждого лежат слова песни). А сейчас прослушайте её, пожалуйста, и скажите,  что отражают оба музыкальных произведения? И как они соотносятся с таким видом искусства, как литература?    *    Звучит песня  «  Эй, ухнем  », на экране слайд 5 с картиной      Волге».   И. Е. Репина «Бурлаки на  (Ответы ребят).  Беседа Песня «Эй, ухнем!» 1. Эй, ухнем, эй, ухнем!  Ещё разик, ещё раз!  Эй, ухнем, эй, ухнем!  Ещё разик, ещё раз!  Разовьём мы березу,  Разовьём мы кудряву,  Ай да, да, ай да! Ай да, да, ай да!  Разовьём мы кудряву. 2. Эй, ухнем, эй, ухнем!  Ещё разик, ещё раз!  Эй, ухнем, эй, ухнем!  Ещё разик, ещё раз! Мы по бережку идем,  Песню солнышку поем,  Ай да, да, ай да! Ай да, да, ай да!  Песню солнышку, поем!  3. Эй, ухнем, эй, ухнем!  Ещё разик, ещё раз!  Эй, ухнем, эй, ухнем!  Ещё разик, ещё раз! Эх ты, Волга, мать­река, Широка и глубока,  Ай да, да, ай да!  Ай да, да, ай да!  Широка и глубока! 4. Эй, ухнем, эй, ухнем!  Ещё разик, ещё раз!  Эй, ухнем, эй, ухнем!  Ещё разик, ещё раз!  5. Эй, ухнем, эй, ухнем!  Ещё разик, ещё раз!  Эй, ухнем, эй, ухнем!  Ещё разик, ещё раз!  6.Эй, ухнем, эй, ухнем!  Эй, ухнем, эй, ухнем!  Эй, ухнем, эй, ухнем! 8. Закрепление изученного материала ­ Прочитаем последние строки стихотворения.Что автор пытается разбудить в людях? (Ответы ребят: гордость). ­ Но в конце слышно и горестное неверие Некрасова в людское пробуждение, горечь поэта, боль   их   человеческое   достоинство,   уважение   к   себе, возмущение и рабской ­ Какого же рода оказалось это стихотворение? Почему его напечатали сразу? терпением   и   народа     его     покорностью. ­ Как заканчиваются многие предложения в этой части? Этот напряженный лиризм разрешается прямым обращением к родной земле. 9. Вывод по уроку ­ Так есть ли место в России, по мнению Некрасова, где бы русский мужик не стонал?  Какой  строчкой автор отвечает на этот вопрос? (Ответы ребят: Нет. «Где народ, там и стон…»).  (Слайд 8 «Мотив некрасовской поэзии»): ­ Чему было посвящено  творчество великого русского поэта Н.А.Некрасова? (Ответы ребят: народу. Русские писатели, в т. ч. Некрасов, проявляли интерес к проблеме народа). ­ Да, эта тема впервые прозвучала в литературе именно у Некрасова и стала его основным мотивом лирики. Таким образом Некрасов выражает позицию автора­гражданина, как народного защитника. ­ Жизнь  народа волновала не только представителей литературы, но и представителей  разных видов искусства, как мы сегодня рассмотрели, изобразительное искусство и музыку. В них тоже отражается боль за судьбу народа и  вера в его могучую силу.  10. Рефлексия ­ И завершить урок мне хочется словами Н. Карамзина: «Любовь к Отечеству ­ есть действие  ясного рассудка, а не слепая страсть». ­ А как вы, ребята, относитесь к окружающим вас людям, событиям?  Перед вами карточки  рефлексии «Заверши предложение». Ответьте, пожалуйста, на предложенные вам вопросы: * Рефлексия «Заверши предложение»: На уроке мне было … Я узнал (­а), что … Я умею / не умею  (выпиши) ……………… сочувствовать окружающим меня людям. В ходе  урока у меня появились чувства (появилось чувство)…………………………………..  за  судьбу народа.  11. Домашнее задание   Выучить отрывок наизусть (по выбору). По желанию:  попробовать себя в роли художников (рисунки к стихотворению), поэтов или  прозаиков  (стихотворения, рассказы), выразив личное отношение к судьбе своего народа. Примечание: в течение урока  обучающиеся в тетрадях ведут записи: ­ Тема урока ­ Н. А. Некрасов. Эпиграф. ­ Название стихотворения, его тема; указывают изобразительно­выразительные средства, размер  стиха. ­ Автор иллюстрации и её название, художник и название картины. ­ Краткие (не все) сведения об истории песни. ­  Основной мотив лирики Некрасова.

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы  народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы  народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы  народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы  народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы  народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы  народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы  народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы  народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы  народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы народа в литературе" (литература, 7 класс)

Педагогическая разработка урока Тема: "Судьбы  народа в литературе" (литература, 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2019