Педагогическая статья по теме Метод "Шесть шляп мышления" Эдварда де Боно на уроках иностранного языка
Оценка 4.8

Педагогическая статья по теме Метод "Шесть шляп мышления" Эдварда де Боно на уроках иностранного языка

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
английский язык
Взрослым
05.08.2018
Педагогическая статья по теме Метод "Шесть шляп мышления" Эдварда де Боно на уроках иностранного языка
В данной педагогической статье раскрывается суть метода шести шляп мышления применительно к урокам иностранного языка, дается характеристика данного метода, показаны его плюсы, дается объяснение каждой "шляпы мышления", что каждая из них олицетворяет и как это помогает в построении дискуссии и всестороннем рассмотрении проблемы.
статья метод 6 шляпДокумент Microsoft Office Word (6).docx

Ю. С. Болдырева, преподаватель ГБ ПОУ «ВПТ»,

                            г. Волжский, Волгоградской области

Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно на уроках по иностранному языку

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» является простым и эффективным способом формирования навыков практического мышления для более объективного восприятия информации, какой бы сферы это не касалось (научное познание, обучение, межличностное взаимодействие). Проблема мышления человека состоит в одновременности протекания мыслительных процессов и эмоциональных состояний: мы пытаемся сделать всё и сразу. Эмоции, информация, логика, воображение, интуиция и творчество, все это бурлит в нас одновременно. Метод работы по развитию мышления «Шесть шляп» Эдварда де Боно позволяет обучающемуся сконцентрироваться на чем-то одном в определенный отрезок времени,  позволяет отделить эмоции от логики, творчество от информации и т.д. Каждая шляпа задает определенный образ мышления.

Метод «Шесть шляп мышления» сродни методу ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), обучающийся играет определенную роль, смотрит на себя со стороны, рассматривает  проблему с определенной точки зрения. Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» (The Six Thinking Hats) это простой и удобный инструмент, чтобы научиться лучше работать с информацией, находить выгоды и возможности, использовать интуицию, критически анализировать проблемы, генерировать творческие идеи, организовывать свое мышление.

Белая шляпа представляет объективные факты и цифры. Здесь важно выяснить, что мы знаем и НЕ знаем по рассматриваемому вопросу, определиться с тем, какая информация имеется, какая информация необходима, как и где получить недостающую информацию, необходимо отметить конфликтующие точки зрения, оценить уместность и точность информации, отделить факты от предположений, определить действия, необходимые для устранения пробелов;

Красная шляпа — мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями). Оно является практически полной противоположностью мышлению в белой шляпе, являющемуся нейтральным, объективным, почти полностью лишенным эмоциональной окраски.

Мышление в белой и красной шляпах представляют собой противоположные полюсы при оценке поступающей информации.

Как правило, мы имеем дело с информацией двух типов — проверенные факты и непроверенные (убеждения других людей). Проверенные факты также могут иметь разную степень вероятности. Согласно спектру вероятности, по мнению самого автора метода, каждый факт может характеризоваться как:

всегда правда, обычно правда, в общем правда, в общем и целом, скорее да, чем нет, где-то в половине случаев, часто, иногда правда, изредка правда, известны случаи, никогда не правда, не может быть правдой.

Надо отметить, что мы часто имеем дело с абсолютными фактами, относительными фактами, оценками и суждениями, эмоциями. Абсолютные факты это утверждения, которые на данный момент развития человеческого знания близки к 100% правдивости или правдоподобности. Относительные факты это утверждения, которые на определенном уровне нашего восприятия представляются нам именно такими (небо — голубое), или с переходом к более детальному и научному рассмотрению требуют уточнения и корректировки (в году 365 дней). Оценки и суждения — утверждения одного человека или группы людей своей точки зрения, высказывание мнения об одной из сторон явления или процесса, перенос частного признака на всю ситуацию в целом (Жизнь простого народа постоянно ухудшается). Эмоции (в данном контексте) - это утверждения, отражающие чувства говорящего (или пишущего), например, «Петров негодяй».

Черная шляпа — мышление в Черной шляпе должно быть логичным и объективным, это не критические нападки, это критическое исследование. Оно должно быть основано на логике соответствия и несоответствия, предполагает критический анализ проблемы. Под Черной шляпой мы выясняем последствия, факторы, влияние процесса или выполнения нашего решения на ценности, проводим проверку на соответствие и несоответствие, на недостатки. Необходимо рассмотреть каковы возможные проблемы, каковы вероятные сложности, на что нужно обратить внимание; в чем опасность.

Желтая шляпа — требует сознательного усилия, подразумевает позитивное мышление, основанное на любопытстве, удовольствии и желании осуществить задуманное.

Вопросы «под Желтой шляпой»: каковы преимущества, каковы положительные стороны, в чем ценность, привлекательна ли концепция данного предложения, можно ли это воплотить в жизнь.

Зеленая шляпа мышления имеет прямое отношение к новым идеям и взглядам на вещи, предполагает  выход за рамки старых идей, с целью поиска чего-то иного. Зеленая шляпа связана с изменениями. Мышление в Зеленой шляпе - намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное на поиск творческих идей и альтернатив.

Вопросы «под Зеленой шляпой»: какие творческие идеи имеются, каковы возможные альтернативы, как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.

Синяя шляпа представляет собой рефлексивное мышление. Под Синей шляпой мы управляем процессом восприятия и переработки поступающей информации. Фокусирование — одна из ключевых ролей Синей шляпы. Постановка вопроса — самый простой способ фокусирования мышления. Здесь нужны определенные навыки и умения: умение задавать правильные вопросы, умение точно определить и сформулировать проблему, умение поставить задачу для мышления.

Таким образом метод «Шесть шляп мышления» удобен при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как оригинальный способ управления мышлением, помогающий  научиться лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Метод Шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Я применяю данный метод для организации дискуссии при работе с текстами, содержащими факты, вызывающие неоднозначную оценку (Интернет, Экология и технологический прогресс, Спорт и проблемы ожирения, Новейшие изобретения науки и др.) Например, в ходе работы с текстом Two gifts, где главные герои произведения (муж и жена) совершили жертвенные поступки, чтобы преподнести подарки на рождество друг другу, но лишились своих «сокровищ» (роскошных волос и дорогих часов) и возможности насладиться полученными друг от друга подарками (дорогой гребень и браслет для часов). Или при работе с текстами про судебные иски в отношении крупных компаний, в которых описываются ситуации, где их участникам удавалось/не удавалось отсудить огромные суммы у различных торговых компаний в силу различных противоречивых (довольно интересных) обстоятельств. 

Литература:

1.                 Боно Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. — Мн.: «Попурри», 2006. — 208 с.

2.                 Материалы тренинга «Эффективное мышление». Ведущий — Галкин Дмитрий Владимирович — бизнес-тренер (Центр кадровых технологий 21 век, Высшая школа экономики — Москва), тренер полной квалификации по методам де Боно (Cavendish Training, Oxford), кандидат философских наук, доцент Томского Государственного Университета, руководитель Центра Де Боно, г. Томск, креативный директор Центра практического мышления, г. Москва

   5    4         

 

 

 

 

 

 

 


 

Ю. С. Болдырева, преподаватель

Ю. С. Болдырева, преподаватель

Надо отметить, что мы часто имеем дело с абсолютными фактами, относительными фактами, оценками и суждениями, эмоциями

Надо отметить, что мы часто имеем дело с абсолютными фактами, относительными фактами, оценками и суждениями, эмоциями

Таким образом метод «Шесть шляп мышления» удобен при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как оригинальный способ управления мышлением, помогающий…

Таким образом метод «Шесть шляп мышления» удобен при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как оригинальный способ управления мышлением, помогающий…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2018