Педагогическая статья "Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений обучающихся"
Оценка 4.9

Педагогическая статья "Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений обучающихся"

Оценка 4.9
Семинары
docx
родителям
Взрослым
20.02.2017
Педагогическая статья "Учебное портфолио –  новая форма контроля и оценки достижений  обучающихся"
Современная концепция образования ставит своей целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в будущей профессиональной деятельности. Школа должна готовить выпускника, способного вступать в коммуникацию, самостоятельно решать возникающие проблемы. Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их.
Учебное портфолио.docx
Никольская Т.В., учитель начальных классов  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №3  с углубленным изучением отдельных предметов»  г. Котовска Тамбовской области  новая форма контроля и оценки достижений  обучающихся. Учебное портфолио –                Современная концепция  образования   ставит своей целью развитие  личности, способной к эффективной реализации себя в будущей  профессиональной деятельности. Школа должна готовить выпускника,  способного вступать в коммуникацию, самостоятельно решать возникающие  проблемы.  Новая школа: главные задачи: раскрытие способностей каждого   ученика, воспитание  порядочного  и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.     Образование должно стать более индивидуализированным,  дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для  удовлетворения образовательных потребностей  школьников. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации  подходов к оценке образовательных результатов обучающихся.        Введение портфолио может повысить образовательную активность  школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей.                Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо  иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный  процесс требует самодисциплины от обучающегося, способности проводить  самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам.  Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний  потенциал. Портфолио ученика для начальной школы создается для  структуризации его работ, успеваемости и достижений. Весь собранный  материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или  может даже школы и профессии ученика. Основная цель школьного  портфолио ­ выявить все достоинства обучающегося и дать ему правильный  вектор для дальнейшего развития его способностей.                 Портфолио —  это качественно новый подход в педагогике.               Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли  разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его  неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей  успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося,  историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, 1 на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной  оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на  самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты  способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание  оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути. Идея портфеля (папки портфолио) индивидуальных учебных достижений  обучающихся становится все более популярной. По целям различают портфолио как способ оценивания учебных достижений  и так называемые предметные (или тематические), основная цель которых –  позитивно влиять на процесс обучения. В первом случае обычно говорят о  «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и  специально оформленные работы. Они отражают «образовательную  биографию» и уровень достижений ученика. В предметном портфолио речь  идет о документации работ школьника в рамках определенного предмета  (курса, кружка) и служит по преимуществу именно инструментом обучения. По содержанию можно также выделить три основных типа портфолио: Портфолио документов Портфолио работ (собрание различных творческих, проектных,  исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и  направлений его учебной и творческой активности: участие в научных  конференциях, конкурсах, прохождение курсов, спортивных и  художественных достижений). Портфолио отзывов о достижениях ученика «включает в себя  характеристики отношения школьника к различным видам деятельности,  представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками,  работниками системы дополнительного образования и др., а также  письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее  результатов». Портфолио может представлять собой специальную папку с файлами,  картотеку, небольшие коробки для хранения бумаг и т.п. (предоставляется  полный простор для инициативы обучающихся). Единственное требование –  удобство в хранении. Индивидуальная папка личных достижений ученика начальной школы  должна представлять собой интегрированный или комбинированный вариант  существующих видов портфолио (отзывов, работ, документов).  Учебный «портфолио» в начальной школе – специальное образовательное  пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по  накоплению, систематизации, анализу и представления каждым  учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок  времени. 2 Выделяют три основные цели этой формы работы: 1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента  с того, чего школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в  интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе  педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках  этой цели учебного «портфолио» ­ показать все, на что способен ученик.  Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным,  не допустить потери веры  в себя, в свои силы в самом начале пути –  оценочная составляющая «портфолио»; 2) создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и  отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой  пройденного пути и места на этом пути как всего класса, так и отдельных  учащихся – рефлексивная составляющая «портфолио»; 3) создание места для накопления способов и средств действия  («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных  «справочников», «помощников», которые бы позволили школьникам  решать частные практические задачи, ­ «инструментальная»   составляющая «портфолио». Т.о., общая цель такой работы в начальной школе – выращивание опыта  детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию  учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих  достижений. «Портфолио» в начальной школе прежде всего должна носить обучающий  характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью  которого формируется у младших школьников контрольно­оценочная  самостоятельность. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения  обучающегося  в различных областях деятельности: учебной, творческой,  социальной, коммуникативной. Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:    Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и  ► уверенности в собственных возможностях;  Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка,  ► создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных  областях школьной жизни и внешкольной жизни;  Развитие познавательных интересов учащихся и формироваание готовности  ► к самостоятельному познанию; 3 Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой ► деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;  Формирование положительных моральных и нравственных качеств  ► личности; стимулирование к самосовершенствованию;  Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения  ► анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить  их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»); Впервые возникает потребность в создании  такого «дневника» уже в первые  дни 1­го класса, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети  договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по  которым будет строиться их жизнь в первом классе. Отсюда возникает при  совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно  было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с  другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о  классе и о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в  первом классе. Кроме этого, уже могут войти и результаты «стартовых»   работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных  файлах. В ходе учебного года в дневник набирается учебный материал, который  размещается в отдельных файлах без какой­либо системы. Возможные разделы портфолио: ♦ достижениях класса, фотографии, правила класса); ♦ открытия «рефлексивные карты», рефлексивные сочинения); ♦ размещаются все средства и способы действия (инструменты), которые  «изобрели» первоклассники в учебном году; во­вторых, проверочные работы,  в которых «испытывался» данный инструмент, с указанием результатов  «испытаний»); ♦ материал из других разделов, но только тот, который решит САМ ученик.  Здесь размещаются детские творческие работы, персональные открытия,  лучшие письменные работы, возможно, различные награды, дипломы, грамоты  и т.п.); ♦ педагогов (не только школы), но и  родителей). ♦  МОИ ДОСТИЖЕНИЯ В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ ( в этот файл попадает   ВЗРОСЛЫЕ ОБО МНЕ ( размещаются разные качественные оценки   Я И МОЙ КЛАСС (рассказы о себе, классе, о событиях в классе и   НАШ ПУТЬ И ОТКРЫТИЯ В СТРАНЕ ЗНАНИЙ (размещаются детские   ИНСТРУМЕНТЫ И ПОЛИГОН ИХ ИСПЫТАНИЙ  (во­первых,   РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ 4 Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или  формировать некоторые личностные качества, которые выдвигаются миром  образования и труда как необходимый каждому человеку для активного  участия в жизни современного демократического информационного общества. 5

Педагогическая статья "Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений обучающихся"

Педагогическая статья "Учебное портфолио –  новая форма контроля и оценки достижений  обучающихся"

Педагогическая статья "Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений обучающихся"

Педагогическая статья "Учебное портфолио –  новая форма контроля и оценки достижений  обучающихся"

Педагогическая статья "Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений обучающихся"

Педагогическая статья "Учебное портфолио –  новая форма контроля и оценки достижений  обучающихся"

Педагогическая статья "Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений обучающихся"

Педагогическая статья "Учебное портфолио –  новая форма контроля и оценки достижений  обучающихся"

Педагогическая статья "Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений обучающихся"

Педагогическая статья "Учебное портфолио –  новая форма контроля и оценки достижений  обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.