Педагогическая статья "Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений обучающихся"
Оценка 4.9
Семинары
docx
родителям
Взрослым
20.02.2017
Современная концепция образования ставит своей целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в будущей профессиональной деятельности. Школа должна готовить выпускника, способного вступать в коммуникацию, самостоятельно решать возникающие проблемы. Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей.
Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их.
Учебное портфолио.docx
Никольская Т.В., учитель начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Котовска Тамбовской области
новая форма контроля и оценки достижений обучающихся.
Учебное портфолио –
Современная концепция образования ставит своей целью развитие
личности, способной к эффективной реализации себя в будущей
профессиональной деятельности. Школа должна готовить выпускника,
способного вступать в коммуникацию, самостоятельно решать возникающие
проблемы. Новая школа: главные задачи: раскрытие способностей каждого
ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой
к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.
Образование должно стать более индивидуализированным,
дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для
удовлетворения образовательных потребностей школьников. Реализация этих
идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации
подходов к оценке образовательных результатов обучающихся.
Введение портфолио может повысить образовательную активность
школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей.
Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо
иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный
процесс требует самодисциплины от обучающегося, способности проводить
самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам.
Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний
потенциал. Портфолио ученика для начальной школы создается для
структуризации его работ, успеваемости и достижений. Весь собранный
материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или
может даже школы и профессии ученика. Основная цель школьного
портфолио выявить все достоинства обучающегося и дать ему правильный
вектор для дальнейшего развития его способностей.
Портфолио — это качественно новый подход в педагогике.
Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли
разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его
неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей
успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося,
историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик,
1 на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной
оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на
самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты
способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание
оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале
пути.
Идея портфеля (папки портфолио) индивидуальных учебных достижений
обучающихся становится все более популярной.
По целям различают портфолио как способ оценивания учебных достижений
и так называемые предметные (или тематические), основная цель которых –
позитивно влиять на процесс обучения. В первом случае обычно говорят о
«папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и
специально оформленные работы. Они отражают «образовательную
биографию» и уровень достижений ученика. В предметном портфолио речь
идет о документации работ школьника в рамках определенного предмета
(курса, кружка) и служит по преимуществу именно инструментом обучения.
По содержанию можно также выделить три основных типа портфолио:
Портфолио документов
Портфолио работ (собрание различных творческих, проектных,
исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и
направлений его учебной и творческой активности: участие в научных
конференциях, конкурсах, прохождение курсов, спортивных и
художественных достижений).
Портфолио отзывов о достижениях ученика «включает в себя
характеристики отношения школьника к различным видам деятельности,
представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками,
работниками системы дополнительного образования и др., а также
письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее
результатов».
Портфолио может представлять собой специальную папку с файлами,
картотеку, небольшие коробки для хранения бумаг и т.п. (предоставляется
полный простор для инициативы обучающихся). Единственное требование –
удобство в хранении.
Индивидуальная папка личных достижений ученика начальной школы
должна представлять собой интегрированный или комбинированный вариант
существующих видов портфолио (отзывов, работ, документов).
Учебный «портфолио» в начальной школе – специальное образовательное
пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по
накоплению, систематизации, анализу и представления каждым
учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок
времени.
2 Выделяют три основные цели этой формы работы:
1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента
с того, чего школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в
интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе
педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках
этой цели учебного «портфолио» показать все, на что способен ученик.
Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным,
не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути –
оценочная составляющая «портфолио»;
2) создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и
отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой
пройденного пути и места на этом пути как всего класса, так и отдельных
учащихся – рефлексивная составляющая «портфолио»;
3) создание места для накопления способов и средств действия
(«инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных
«справочников», «помощников», которые бы позволили школьникам
решать частные практические задачи, «инструментальная»
составляющая «портфолио».
Т.о., общая цель такой работы в начальной школе – выращивание опыта
детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию
учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих
достижений.
«Портфолио» в начальной школе прежде всего должна носить обучающий
характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью
которого формируется у младших школьников контрольнооценочная
самостоятельность.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения
обучающегося в различных областях деятельности: учебной, творческой,
социальной, коммуникативной.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и
►
уверенности в собственных возможностях;
Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка,
►
создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных
областях школьной жизни и внешкольной жизни;
Развитие познавательных интересов учащихся и формироваание готовности
►
к самостоятельному познанию;
3 Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой
►
деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
Формирование положительных моральных и нравственных качеств
►
личности; стимулирование к самосовершенствованию;
Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения
►
анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить
их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
Впервые возникает потребность в создании такого «дневника» уже в первые
дни 1го класса, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети
договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по
которым будет строиться их жизнь в первом классе. Отсюда возникает при
совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно
было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с
другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о
классе и о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в
первом классе. Кроме этого, уже могут войти и результаты «стартовых»
работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то,
с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных
файлах.
В ходе учебного года в дневник набирается учебный материал, который
размещается в отдельных файлах без какойлибо системы.
Возможные разделы портфолио:
♦
достижениях класса, фотографии, правила класса);
♦
открытия «рефлексивные карты», рефлексивные сочинения);
♦
размещаются все средства и способы действия (инструменты), которые
«изобрели» первоклассники в учебном году; вовторых, проверочные работы,
в которых «испытывался» данный инструмент, с указанием результатов
«испытаний»);
♦
материал из других разделов, но только тот, который решит САМ ученик.
Здесь размещаются детские творческие работы, персональные открытия,
лучшие письменные работы, возможно, различные награды, дипломы, грамоты
и т.п.);
♦
педагогов (не только школы), но и родителей).
♦
МОИ ДОСТИЖЕНИЯ В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ ( в этот файл попадает
ВЗРОСЛЫЕ ОБО МНЕ ( размещаются разные качественные оценки
Я И МОЙ КЛАСС (рассказы о себе, классе, о событиях в классе и
НАШ ПУТЬ И ОТКРЫТИЯ В СТРАНЕ ЗНАНИЙ (размещаются детские
ИНСТРУМЕНТЫ И ПОЛИГОН ИХ ИСПЫТАНИЙ (вопервых,
РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ
4 Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может
быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или
формировать некоторые личностные качества, которые выдвигаются миром
образования и труда как необходимый каждому человеку для активного
участия в жизни современного демократического информационного общества.
5
Педагогическая статья "Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений обучающихся"
Педагогическая статья "Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений обучающихся"
Педагогическая статья "Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений обучающихся"
Педагогическая статья "Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений обучающихся"
Педагогическая статья "Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.