Семинар-практикум для родителей «Навстречу друг другу»
Цель: формирование у родителей психолого-педагогической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров через тренинговую форму взаимодействия.
Задачи:
1. Повысить уровень психолого– педагогической компетенции родителей;
2. Формировать в группе атмосферу взаимной поддержки и позитивного настроения;
3. Способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями;
4. Расширение представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Добрый день, Уважаемые родители!
Благодарю, что Вы нашли время прийти к нам.
А чтобы настроиться на совместную работу предлагаю
Вам поиграть в хорошо знакомую детскую игру «Да и Нет»: Я буду задавать Вам
вопросы, Если Вы со мной согласны – громко говорите ДА, а если не согласны, то
НЕТ.
Крикните громко и хором, друзья!
Детей своих любите?
С работы пришли, сил почти нет,
Вам хочется лекции слушать здесь?
Я Вас понимаю, как быть нам тогда?
Проблемы детей решать нужно нам?
Дайте тогда мне скорее ответ,
Детям помочь Вы откажитесь?
Последний вопрос Вам задам я друзья,
Активными будем сегодня все?
- Ну раз пообещали мне быть активными, тогда начнем…
Упражнение «Бумажный самолетик»
Цель: заострение внимания на непохожести каждого человека, его индивидуальности.
-Перед вами обычные одинаковые листы бумаги. Я предлагаю вам сложить самолетики из нашего детства, и разукрасить как позволяет вам ваше творчество…
- А теперь покажите нам свои самолеты…
-Обратите внимание, есть ли у вас 2 одинаковых самолетика? /нет/
-Почему?
ВЫВОД: мы - взрослые люди – при одинаковых условиях делаем все по – разному.
Как вы заметили, что каждый человек уникален чем-то, у каждого свои способности, интересы. Так же можно сказать и про ребенка. Каждый ребенок индивидуален и особен.
И вообще, каждый Ребенок по своей природе гениален.
Рождается ребенок с чистыми чувствами, у которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.
Упражнение «Стаканы»
Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка.
Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок. Возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем. Наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.
Во второй стакан добавим черную краску и размешаем. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.
В третий стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.
Вывод: Так происходит и в воспитании ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает тем же отвечать нам. Когда же мы вкладываем в ребенка то золото как внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.
Упражнение «Этажи».
Цель: помочь родителям принять ребенка таким, какой он есть.
Предлагается представить, что родители сейчас находятся / вы оказались в большом супермаркете/.. В нем три этажа:
- на первом этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
- на втором этаже – обычные товары средней цены и качества;
- на третьем этаже продаются самые лучшие, качественные, шикарные вещи.
Вопрос: на каком этаже вы бы хотели приобретать товар?
Представим, что в финансах мы не ограниченны.
Тезис: все хотят приобрести товар на третьем этаже. Все хотят лучшего и для себя и для своих детей. А когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был лучшим… Но, не всегда к сожалению, так в жизни бывает. В каждом ребенке есть чуть с первого, чуть со второго, а что-то и с третьего этажа. И ваш ребенок не исключение. В нем есть то, что вам нравится и то, что вы хотели бы изменить…
Бог дает 100%. Кому-то большую часть в физическом здоровье (и это бушующий спортсмен). Кому-то дает талант художника или композитора. Кому-то дает все быстро и легко.
Некоторым детям, чтобы учиться и развиваться, необходима помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию.
Что
же это за дети?
Особенные дети, дети, состояние здоровья которых препятствует
освоению образовательной программы детского сада.
Дети, у которых свой мир со своими радостями и огорчениями, с собственным восприятием действительности, которая не всегда добра к ним…
Представьте, что творится на душе у такого ребенка? А каково их родителям в нашем обществе?
И последнее упражнение, которое достаточно символично…
При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с потребностями.
Часть тела (завязываются лентами) |
Символическое значение |
Глаза |
Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду» |
Рот |
Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях |
Уши |
Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения |
Руки |
Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки» |
Сердце |
Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа») |
Живот |
Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания» |
Ноги |
Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается |
Как Вы себя чувствуете? В таком «коконе» оказываются родители детей с особенностями. Просто в моей практике были случаи, когда родители настаивали о переводе таких особенных детей в другие группы … Почему? Хотят уберечь своих детей, от чего?
Есть такая история: «Как-то один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Всевышнему: — Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему ничего не предпринимаешь?!». И вдруг человек услышал: «Кое-что я предпринял — послал ему навстречу Вас…».
- Да, да: и Вас, и Вас…
Можно все преодолеть, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, соприкасающихся с ребенком. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно включать детей в мир отношений.
И мы ВСЕ попытаемся понять те трудности детей, с которыми они сталкиваются и которые мы все должны учитывать, общаясь с ними…
- Ну что уважаемые родители, хотелось бы, чтобы вы поделились своими мыслями и ощущениями о том, что услышали и увидели. / анкета/.
Перед вами анкеты. Заполните их и сдайте мне.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию одну притчу: «Eхал один молодой человек на новом сверкающем "Ягуаре" в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
- Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!
- Простите меня, - ответил мальчик. - У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат - инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать
слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.
Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил "нет" механикам, которые предлагали отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.»
Спасибо всем за внимание…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.