Вопрос воспитания
Стержнем воспитания личности у аль-Фараби является нравственность, которая в его размышлениях отождествлялась с разумом.
Большое место в его теории занимает эстетическое образование, особенно музыкальное, значение которого в формировании личности ученый оценивал достаточно высоко.
В трактатах аль-Фараби предлагаются конкретные методы воспитания добродетели средствами познания. Он подразделял их на «мягкие» и «жесткие».
Если воспитуемые сами проявляют желание овладевать науками, стремление к труду и добрым поступкам, то в этом случае уместны мягкие методы воспитания, помогающие усилению этих стремлений.
Если же подопечные злобны, своевольны, ленивы, к ним возможно применение «жестких методов», т. е. принуждения. Вместе с тем использование таких методов должно определяться уровнем нравственности самого воспитателя.
Личность педагога
Размышляя о качествах педагога, аль-Фараби говорит, что не каждый человек, занимающийся образовательной деятельностью, является подлинным воспитателем. «Люди также могут равняться в силе и быстроте выявления одних вещей, но при этом один из них – способом наставлять и обучать другого тому, что сам выявил, тогда как другой этой способностью не обладает… Также не каждый человек способен руководить другим, и не каждый способен побуждать другого к совершению соответствующих действий».
Заключение
Педагогические идеи великих мыслителей Востока - это значительный вклад в мировую педагогику, историю педагогики и современных взглядов зарубежных и отечественных ученых. Идеи, сформированные в те времена, оказали колоссальное влияние на развитие науки в средние века что привело к эпохе Возрождения, затем и совершенствуя традиции и добавляя новые человечество шагнуло в эпоху Просвещения. Таким образом мы видим что аль-Фараби во многом опережал свое время, а идеи его и сейчас сохранили свою актуальность.
Использованная литература
Избранные произведения мыслителей Среднего Востока IX-XIV вв. / Сост. С.Н. Григорян, А.В. Сагадеев. – М.: Изд-во «Социально-экономической лит-ры», – 1961.
Аль-Фараби. Историко-философские трактаты / Перевод с арабск. – Алма-Ата: Изд-во «Наука» Казахской ССР, 1985. – 624 с
Қазақ әдебиеті. Энциклопедиялық анықтамалық. – Алматы: «Аруна Ltd.» ЖШС, 2010.ISBN 9965-26-096-6
Аминов Т.М., Аминова Л.Я. Педагогическая теория «Аристотеля Востока» аль-Фараби / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/pedagogicheskaya-teoriya-aristotelya-vostoka-al-farabi.html (Дата обращения: 17.09.2020)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.