«Педагогические технологии, используемые в процессе обучения профильной школы ( на примере МОУ «СОШ № 48» г. Петрозаводска Республики Карелия)»
Уровни педагогических технологий для профильной школы :
Уровень теоретического представления о педагогическом процессе, принципах его организации и факторах успешности;
Уровень нормативного представления через правила, рекомендации, алгоритмы действия учителя и учащихся;
Уровень технологии конструирования конкретного урока;
Уровень описания последовательности и характера действий учителя и учащихся (технология применения, конкретного метода, приёма).
Мы различаем педагогические технологии на следующих основах:
На деятельностной основе;
На концептуальной основе;
На крупноблочной основе;
На опережающей основе;
На личностной основе ;
На проблемной основе;
На альтернативной основе;
На основе диалога.
В дидактике выделяют содержательный , процессуальный,мотивационный,организационный аспекты процесса обучения.
Так, первому аспекту соответствует технология интеграции учебных предметов и технология укрупнённых дидактических единиц. Процессуальной стороне – технологии программированного, компьютерного, проблемного, интерактивного обучения. Мотивационной стороне – технология мотивационного обеспечения процесса обучения и технология формирования познавательных интересов учащихся. Организационная сторона может быть представлена технологией сотрудничества и технологией погружения в учебный предмет.
Представление проектируемой деятельности в процессуальной форме (система задач, ситуаций, обеспечивающих ориентировку в предметной и ценностной областях);
Представление способа решения задач;
Выявление способов взаимодействия участников процесса обучения, их функций, связей, ролей, сюжетно-ролевых линий, разворачиваемых на протяжении технологизируемого фрагмента процесса обучения;
Мотивационное обеспечение данной технологии на основе создания возможностей для самореализации участников процесса обучения;
Разграничение сфер правилообразной и творчески импровизированной деятельности;
Трансформация содержания в целостный проект деятельности, которой должны овладеть обучающиеся;
Использование материально-технических факторов, способствующих эффективному развитию учебно-воспитательной ситуации.
Основные требования к личностно ориентированной педагогической технологии :
Покажем это на примере гуманитаризации образования. Как образец нами взят социально-экономический профиль в МОУ «СОШ № 48» города Петрозаводска Республики Карелия. Для решения проблем гуманитаризации в преподавании учебных предметов социально-экономического профиля («Обществознание», «Экономика», «Основы права», «Психология») учащимся 10-11-го классов предлагается система задач, в зависимости от уровня рефлексии обучающихся.
Задачный подход :
• задачи первого типа- предметно-поисковые;
• задачи второго типа- работа с дополнительными источниками;
• задачи третьего типа- социальная аргументированность;
• задачи четвертого типа- с учетом реалий современного мира.
Результаты экспериментальной работы :
1. В рамках работы экспериментальной площадки «Апробация базовой модели предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях общеобразовательной школы » мы выявили наиболее используемые в учительской практике педагогические технологии профильного обучения.
Результаты экспериментальной работы:
2. Большинство педагогов нашей школы распределили педагогические технологии профильной школы в зависимости от их применения следующим образом.
Результаты экспериментальной работы:
3. В отдельных случаях педагоги школы используют несколько педагогических технологий профильной школы одновременно и интегрированно.
Например, проектная и ИКТ-
технологии, ТРИЗ.
Результаты экспериментальной работы:
4. Педагогические технологии профильной школы наиболее популярные среди детей.
ВЫВОДЫ:
В профильной школе
педагогическая технология
в процессе обучения
определяется
степенью научной и личностно значимой обоснованности как самих
технологических моделей,
так и методик их реализации.
ВЫВОДЫ:
Основным аспектом педагогической
технологии в процессе обучения
в профильной школе
должен стать
индивидуальный заказ ученика
и
его родителей на образование
в условиях имеющегося социума.
Литература
Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий /В.П. Беспалько. – М.: Просвещение, 1989.- 230 с.
Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.
Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе /М.В. Кларин.- М.: Просвещение, 1989.- 203 с.
Кричевский В.Ю. Как построить профильную школу: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2005.- 159 с.
Оконь В. Введение в общую дидактику.- М.: Педагогика, 1989.- 329 с.
Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. – Волгоград, 1994.- 174 с.
Якиманская И.С. Разработка технологий личностно-ориентированного образования //Вопросы психологии.- 1995.- № 7.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.