ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

  • docx
  • 24.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 123.(УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)..docx

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАВЛОВ

АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

В

УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

(УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

 

 

 

 

 

 

 

г. Петрозаводск, 2017

    

    В пособии представлены наиболее эффективные и результативные педагогические технологии в условиях внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), направленные на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) обучающихся.

     Учебно-методическое пособие адресовано педагогам, студентам, аспирантам, докторантам, а также всем, кто интересуется инновационными направлениями развития современной Российской школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                           3

Метод проектов                                                                                               4

Исследовательский метод                                                                              9

Система инновационной оценки «Портфолио»                                          16

Игровые технологии                                                                                      20

Технология согласованного обучения                                                         25

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)                         28

Дебаты                                                                                                             30

Учебная фирма                                                                                               32

Технология развития критического мышления (ТРКМ)                            36

Заключение                                                                                                     40

 

 

 

 

 

 

 

 

- 3 –

ВВЕДЕНИЕ

     Перемены, происходящие во всех сферах жизнедеятельности общества, затронули и образование. В связи с этим актуальной становится необходимость обеспечения развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) строится по принципу: от мысли – к действию.

     В условиях внедрения и реализации ФГОС, педагогические технологии – это системно-деятельностные методы создания, определения всего образовательного процесса, направленные на применение компетентностей и компетенций с учётом индивидуально-личностных особенностей обучающихся. Это создаёт возможность выработать самостоятельность в умении учиться, т.е. самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 4 -

МЕТОД ПРОЕКТОВ

     Авторы, теоретические подходы

     Разработан в 20-е годы первой половины ХХ века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи (философ и педагог), а также его учеником В.Х. Килпатриком (США). Его называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика.

     Условиями успешности обучения, по Дьюи, являются:

·        проблематизация учебного материала;

·        активность ребёнка;

·        связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.

     Этапы:

1.     Подготовительный:

·        инициирование идеи проекта;

·        обсуждение идей проекта в коллективе.

2.     Реализация проекта:

·        планирование работы;

·        практическая деятельность по выполнению проекта;

·        консультации и координация работы в группах преподавателем.

3.     Рефлексия:

·        презентация работ;

·        оценка представленных проектов.

     С 1905 г. в России под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную

- 5 -

практику. С приходом Советской власти метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской.

     Основное содержание (цели, структура, особенности)

     Цель проекта – поиск способов решения проблемы.

     Задача формулируется как способ достижения цели в определённых условиях.

     Структура проекта:

1.     Выбор темы.

2.     Определение участников.

3.     Выдвижение проблемы для исследования. Выдвигается учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации и пр.).

4.     Распределение задач по группам (активная познавательная и совместная творческая деятельность детей при решении одной общей проблемы).

5.     Обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

6.     Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам с промежуточным результатом.

     Результат проекта.

     Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема – то её конкретное решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

     Данный метод направлен на результат, который получается при решении той или иной теоретически  или практически значимой проблемы. Этот

- 6 -

результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и  возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.

     Методическая составляющая (наиболее известные стратегии, приёмы, методы)

     Методические приёмы создания проблемных ситуаций:

Учитель:

·        подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;

·        сталкивает противоречия в практической деятельности;

·        излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

·        предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

·        побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;

·        ставит проблемные задачи.

     Типы проектов:

·        определяется по доминирующей в проекте деятельности: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, практико-ориентированная и др.

     Предметно-содержательная область:

·        монопроект (в рамках одной образовательной области);

·        межпредметный проект.

     Характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий); открытый; скрытый.

- 7 -

     Характер контактов (среди участников одной школы, класса и др.).

     Количество участников проекта.

     Продолжительность выполнения проекта (краткосрочные – для решения небольшой проблемы, средней продолжительности – один – два месяца и долгосрочные – до одного года).

     Обсуждение полученных данных в группах.

7.     Защита проектов.

8.     Коллективное обсуждение, экспертная оценка, объявление результатов внешней оценки, формулировка выводов.

     Параметры внешней оценки проекта:

- значимость и актуальность выдвинутых проблем;

- корректность используемых методов исследования;

- активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными особенностями;

- степень глубины проникновения в проблему;

- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать, делать выводы;

- эстетика оформления результатов проекта.

Особенности:

ü Направленность на практический результат.

ü Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

 

- 8 –

Соответствие ФГОС

     В основе метода проекта лежит развитие познавательных и коммуникативных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

     Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

     Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии и применение творческих способностей.

     Ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании; ребёнок усваивает материал, не просто воспринимая его органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

     В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

     Направлен на формирование и развитие коммуникативных умений, метапредметных и личностных результатов.

 

Библиография

     http: //ru.wikipedia.org/wiki/

- 9 -

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД

     Исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно-значимых  «новых данных» («Психологический словарь»).

     Авторы, теоретические подходы

     Первым этот метод практиковал Сократ («Сократовские беседы»). «Хороший учитель учит находить истину».

     Внедрение в образовательный процесс исследовательских и поисковых методов, моделей, связано с Джоном Дьюи, он наметил основные этапы развития мышления как решения проблем. Он также сформулировал идею опоры обучения на непосредственный опыт (собственный опыт ребёнка и другой опыт, опыт других людей, в том числе, в прошлом) и интерес учащихся.  Д. Дьюи выдвинул и реализовал на практике идею «школы делания», в которой учебная ситуация начинается с выявления и упорядочивания скрытого и явного репертуара знаний учеников, за которым следует систематическое их посвящение в новые способы обращения с изучаемым предметом.

     В России, в конце XIX в., теория и методика исследовательского обучения активно разрабатываются К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым. Также теоретические основы исследовательской деятельности подробно рассматривает А.И. Савенков.

     Основное содержание (цели, структура, особенности)

     Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий (УУД). Ещё одной особенностью учебно-исследовательской деятельности является

-10-

её связь с проектной деятельностью обучающихся. Одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт    проектной деятельности обучающихся, одним из её компонентов выступает исследование.

     При этом необходимо соблюдать следующие условия:

·        проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям ученика;

·        для выполнения проекта должны быть все условия – информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;

·        обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;

·        необходимо обеспечить сопровождение проекта в отношении выбора темы и сопровождения содержания (научное руководство), в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);

·        необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителем проекта;

·        необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада ( в случае группового характера проекта или исследования каждого ученика) каждого участника;

 

 

-11-

·        результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

     Методическая составляющая (наиболее известные стратегии, приёмы, методы)

     Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

·        урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий  отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об учёных, урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

·        учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка, анализ его результатов;

·        домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём, позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

     Формы организации учебно-исследовательской деятельности во внеурочных занятиях могут быть следующими:

·        исследовательская практика обучающихся;

·        образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.

 

-12-

- Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную  деятельность школьников, в том числе, и исследовательского характера;

- Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

- Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию «круглых столов», дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;

- Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

     Модельный метод обучения позволяет сформировать такие исследовательские навыки, как выдвижение гипотезы, анализ полученных материалов, обобщение и формулировка собственных выводов.

     Метод решения исследовательских задач (практикум, исследовательские и научные задачи) формирует навыки обучающихся по выбору методик исследования и практическому овладению ими.

     Проблемный метод – учитель преднамеренно создаёт проблемную ситуацию и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной подготовке учебных проблем и их решению.

-13-

     Модели организации учебно-исследовательской деятельности:

·        «обучение исследованию» (цель – освоение процесса исследования) – учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время;

·        «приглашение к исследованию» (цель – развитие проблемного видения, стимулирование творческого мышления) – учитель ставит проблему, но уже метод её решения ученики ищут самостоятельно, реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.

·        «систематическое исследование» (цель – формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов) – постановка проблемы, поиск методов её решения и разработка исследования осуществляются учащимися самостоятельно.

     Соответствие ФГОС

     В ходе исследовательского обучения у учащихся формируются общеучебные компетентности:

·        поиска знаний;

·        обучение основным мыслительным действиям и операциям: анализу, синтезу, обобщению;

·        формирование культуры рефлексивного мышления;

·        формирование навыков выбора направления деятельности и принятия решений;

·        обучение процедурам обсуждения, формирование дискуссионной культуры;

-14-

·        эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности;

·        эмоциональная и интеллектуальная рефлексия хода обучения, включающего имитационное и ролевое моделирование.

     В процессе исследовательской деятельности формируются:

- личностные УУД (формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения; воспитание целеустремлённости и настойчивости);

- коммуникативные УУД (умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром; способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; умение выступать перед аудиторией, высказывать свою точку зрения, мнение; отстаивать свою точку зрения);

- регулятивные УУД (умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; принимать решения; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени);

- познавательные УУД (сбор, систематизация, хранение, использование информации).

 

Библиография

 

1.     Виртуальное объединение педагогов «Поисково-исследовательская деятельность учащихся» http: //59209s036. edusite.ru /p19 aal. html.

2.     Примерная программа основной школы //standart.edu.ru (с.175 – 176).

3.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара, 2011.

-15-

4.     Савенков А.И.Психология исследовательского обучения. –М., 2005.

5.     Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н., Харисова И.Г., Белкина В.В., Гаибова В.Е. Образовательные технологии.- Ярославль, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-16-

СИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ «ПОРТФОЛИО»

      Авторы, теоретические подходы

     Данная технология стала известной  в России из США в XXI веке.

     Портфолио (итал. Portfolio – портфель, папка для документов – англ.) – собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о специалисте.

     Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования. Метод оценивания с помощью Портфолио используется в обучении, основанном  на компетентностном подходе. Портфолио рассматривается как вид «аутентичного оценивания», которое используется, прежде всего, в  практико-ориентированном образовании: оценивается уровень сформированности умений и навыков в ситуации, максимально приближенной к реальной жизни. В обучении на основе компетентностного подхода аутентичного оценивания выявляют уровни сформированности компетентностей.

     Портфолио предполагается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и т.д.).

     Основное содержание (цели, структура, особенности)

     Важная цель – предоставить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов, в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способность практически применять приобретённые знания и умения.

-17-

     Портфолио не только эффективная форма оценивания, но и помощник в решении педагогических задач:

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьника;

- поощрять активность и самостоятельность учеников;

- расширять возможности обучения и самообручения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;

- закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.

     Типы портфолио:

     Разработчики моделей портфолио в России ориентировались на три распространённых за рубежом его типа: показательный, рабочий и оценочный.

   По аналогии три типа портфолио:

1.     Портфолио документов – портфель сертифицированных (документальных) индивидуальных образовательных достижений.

2.     Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также учебной и творческой активности.

3.     Портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности.

-18-

     Методическая составляющая (наиболее известные стратегии, приёмы, методы)

     Методы самостоятельной познавательной деятельности, наглядные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные.

     Портфолио позволяет поддерживать диалоговое общение учеников, которые берут на себя ответственность за демонстрацию того, что они знают и могут делать.

     Соответствие ФГОС

     Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками более верными и ответственными.

     Мотивирует школьника к самообразованию, самостоятельности, самообучению; рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности.

     Формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействует индивидуализации (персонализации), т.е. формированию УУД (метапредметных, предметных и личностных).

 

Библиография

 

http: //pedsovet.org/component/

http: //rudocs.exdat.com/docs/

http: //ru.wikipedia.org/wiki/

-19-

Литература

 

1.     Ильина И.В., Белова С.М. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьника //Завуч. Управление современной школой. 2006. № 8.

2.     Крылова М.Б. Методический портфель заместителя директора: из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 98 с.

3.     НовиковаТ., Прутченков А., Федотова Е. Зарубежный опыт использования портфолио //Народное образование. 2005. № 9.

4.     Новикова Т., Прутченков А., Пинская Е. Портфолио в российской школе. 2005. № 1.

5.     Хайдукова М.В., Крылова Е.М. Положение о портфолио учащегося образовательного учреждения /Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. № 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-20-

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

     Авторы, теоретические подходы

     Начало разработки теории игры обычно связывают с именами таких мыслителей XIX в., как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и, главным образом, эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались игры как одного из самых распространённых явлений жизни, связывая происхождение игрыс происхождением искусства. Игра рассматривалась как проявление уже созревшей психологической способности. Одни исследователи (К.Д. Ушинский в России, Дж. Селли, К. Блюхер, В. Штерн за рубежом) рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, приводимой в движение разнообразными эффективными тенденциями; другие (А.И. Сикорский в России, Дж. Дьюи за рубежом) связывали игру с развитием мышления.

     В XX веке разработка психологической теории детской игры, начиная с работ Л.С. Выготского и до сегодняшнего дня, проходила в органической связи с исследованиями по общей психологии и теории развития психики ребёнка. Теоретические и экспериментальные исследования, в первую очередь А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца и П.Я. Гальперина стали органической  частью исследований по психологии игры. П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров предприняли попытку изложить основные концептуальные положения инновационных процессов игровой формы обучения, составляющие методологические основы педагогической технологии проблемно-модельного, проблемно-модульного обучения, нацеленных на получение заранее спроектированного успеха положительного результата или полезного продукта осуществления игровой деятельности.

 

-21-

     Основное содержание (цели, структура, особенности)

     Цели: инсценировка игры учит учащихся анализировать и оценивать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и структура отношений.

     Урок-деловая игра.

     В деловой игре наиболее ярко проявляется коллективизм, дух корпоративности, коммуникабельность, вырабатывается коллективное мнение и в тоже время способность отстаивать собственное мнение; в игре специальными средствами создаётся определённый эмоциональный настрой игроков, который даёт возможность существенно активизировать и интенсифицировать процесс обучения; активность учащихся в деловых играх проявляется ярко и носит продолжительный, а не эпизодический характер. Сама обстановка деловой игры заставляет её участников быть активными, сопереживать действию игры.

     Структура деловой игры на уроке:

·        Знакомство с реальной ситуацией;

·        Построение её имитационной модели;

·        Постановка главных задач группам, уточнение их роли в игре;

·        Создание игровой проблемной ситуации;

·        Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

·        Разрешение проблемы;

·        Обсуждение и проверка полученных результатов;

·        Коррекция;

·        Реализация принятого решения;

·        Анализ итогов работы;

-22-

·        Оценка результатов работы.

     Урок-ролевая игра.

     В отличие от деловой, ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурным компонентом.

     Уроки-ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

     Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

     Ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

     Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т.д.

     Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссия на основе распределения ролей; пресс-конференции; уроки-суды и т.д.

     Методическая составляющая (наиболее известные стратегии, приёмы, методы)

     «Игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при которой из неё выделяется социальная, собственно человеческая суть, её задачи и нормы отношений между людьми» (Б. Эльконин).

     Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-23-

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы (игры типа «городки»).

     Соответствие ФГОС

     При использовании игровых технологий есть возможность проводить работу по формированию всех видов УУД. Игра и погружение в культуру способствуют повышению мотивации к обучению. Одним из основных принципов технологии игровой деятельности является принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Такая форма обучения позволяет, во-первых, опираясь на ранее сформированные понятия, термины, суждения, знания, овладевать новыми; во-вторых, изученные понятия обогатить, дополнить новым содержанием; в-третьих, установить новые связи и отношения изученных понятий с другими понятиями данного учебного курса и других учебных дисциплин.

 

Библиография

 

1.     Вундт Вильгельм. Этика. СПб., 1887.

2.     Козуб Л.М. К вопросу о методике организации и проведения деловых игр по основам маркетинга //Технологическое образование и предпринимательство. – Брянск: БГПУ, 1997.- С.70 – 73.

-24-

3.     Литова З.А. Деловые игры в учебном заведении. Курск: Курский областной ИПК и ПРО, 1996. – 21 с.

4.     Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: Рос.пед.агенство, 1996.- 269 с.

5.     Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. – М.: ИПО Профиздат, 1991. – 191 с.

6.     Прутченков А.С. Школа и рынок. – М.: Новая школа, 1993. – 47 с.

7.     Хрупкий Е.А. Организация и проведение деловых игр: Учеб.- метод. Пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 320 с.

8.     Шелепина О.И., Рассадина Т.В. Применение дидактических игр в подготовке учителя технологии и предпринимательства //Технологическое образование и предпринимательство. – Брянск: БГПУ, 1997. – С. 120 – 122.

9.     Шмаков С.А. Игры-потехи, забавы-утехи. – Липецк: Юриус, 1997. – 120 с.

10.  Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 301 с.

     Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта:

http://www.yspu.yar.ru

 

 

 

 

 

 

 

-25-

ТЕХНОЛОГИЯ СОГЛАСОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

     Авторы, теоретические подходы

     ССО – система согласованного обучения. Это система обучения, предполагающая смещение акцентов в образовательном процессе (ОП) с содержательной составляющей на методологическую.

     Я.А. Коменский писал, что все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться во взаимной связи.

     И.Г. Песталоцци отмечал необходимость приведения во взаимосвязь предметов, именно ту взаимосвязь, в которой они находятся в природе.

     К.Д. Ушинский дал наиболее полное обоснование межпредметных связей.

     Б.А. Комаров в 1998 году разработал теоретические основы системы согласованного обучения (ССО).

     Основное содержание (цели, структура, особенности)

     Основная цель ССО – развитие учащихся на основе целенаправленного формирования основ универсальных познавательных механизмов.

     Задача – целенаправленное формирование методологической основы познания окружающей действительности.

     Методологическая составляющая (наиболее известные стратегии, приёмы, методы)

- Осуществление межпредметных связей на методологическом урослитнвне.

- Основная функция межпредметных связей – формирование у учащихся общей системы знаний о мире.

 

-26-

- Целенаправленное формирование и развитие обобщённых приёмов умственной деятельности – мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, перенос, абстрагирование.

·        Абстрактная модель мыслительной операции применяется к материалу данной учебной дисциплины.

·        Формирование мыслительных операций является промежуточным этапом, ступенькой для перехода к формированию основ методов научного познания, таких как: моделирование, гипотеза, наблюдение, алгоритмический метод и др.

·        Формирование основ методов научного познания осуществляется на базе материального конкретного предмета, на основе уже имеющихся навыков использования мыслительных операций в учебном процессе.

     Формирование методов научного познания предполагает некоторую последовательность действий:

- выделение этапа метода, сопоставление ему способа реализации в учебном процессе, соотнесение используемой мыслительной операции способам реализации в учебном процессе;

- формирование универсального словаря науки;

- введение единой терминологии с использованием понятийного аппарата, характерного для различных областей знаний.

     Принципы:

·        фундаментальность;

·        относительная временная стабильность;

·        частотность;

·        деориентация на частно-предметную область.

-27-

     Соответствие ФГОС

     Единство целей – развитие.

     Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий.

- Целенаправленное овладение мыслительными операциями существенно сказывается на эффективности обработки учебной информации, на общем интеллектуальном развитии учащихся.

- Создание условий, при которых одинаково во всех учебных дисциплинах будут реализовываться мыслительные операции в рамках и на базе содержания указанной дисциплины.

- Не требует особых усилий.

 

Библиография

 

1.     Комаров Б.А. Создание условий для целенаправленного развития интеллекта учащихся. – СПб., 2000.

2.     Комаров Б.А., Панкова Н.М., Спиридонова Л.Е., Фёдоров С.В. Система согласованного обучения: Материалы и разработки. – СПб., 2001.

3.     Комаров Б.А. Теория и практика согласованного обучения.–СПб., 2006.

 

 

 

 

-28-

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

(ИКТ)

     Авторы, теоретические подходы

     ______________________________

     Основное содержание (цели, структура, особенности)

     _________________________________________________

     Методическая составляющая (наиболее известные стратегии, приёмы, методы)

     Одна из основных целей – способствовать тому, чтобы во всех странах, развитых и развивающихся, был обеспечен доступ к самым совершенным образовательным ресурсам. Это позволит готовить во всём мире людей, которые будут в состоянии полностью проявить себя в современном мире и внести свой вклад в формирование «общества глобальной компетентности» в своей стране.

     Особое значение приобретают:

·        способность к критическому мышлению;

·        универсальные (широкие) знания;

·        ключевые компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

·        способность принимать решения;

·        умение управлять динамичными ситуациями;

·        умение работать в команде;

·        навыки плодотворного общения.

 

-29-

     Соответствие ФГОС

     Использование ИКТ позволяет:

·        проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);

·        обеспечивает наглядность;

·        привлекает большое внимание специалистов и большое количество дидактического материала;

·        повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

·        обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

     Учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными являются:

1.     Технические (умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения).

2.     Методические (умения, необходимые для грамотного обучения).

3.     Технологические (умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках).

 

Библиография

 

http: //ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 

-30-

ДЕБАТЫ

      Авторы, теоретические подходы

     На базе Международной образовательной программы «Дебаты» Карла Поппера (США, 1993 год), социолога, Институт «Открытое общество».

     Основное содержание (цели, структура, особенности)

     Программа «Дебаты) – это технология, формирующая навыки критического мышления, умения действовать в новых, непредсказуемых ситуациях, отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим точкам зрения. Технология используется как форма или элемент урока и во внеурочной деятельности.

     Методическая составляющая (наиболее известные стратегии, приёмы,  методы)

     Дебаты – интеллектуальная игра, особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путём предоставления аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников.

     В командах может быть различное количество участников (3 – 6). Существует несколько вариантов командных и индивидуальных дебатов, в которых возможно либо только произнесение речей, либо добавляется возможность участия в перекрёстной дискуссии, но обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций.

 

-31-

     Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнёров, а самый главный принцип – «Проигравших нет!»

     Соответствие ФГОС

     Для правового государства важнейшей задачей является воспитание эрудированных, высококультурных, толерантных, мобильных, целеустремлённых, уверенных, свободных от стереотипов граждан, критически осмысляющих перемены, происходящие в обществе. Технология «Дебаты» представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и обеспечивает осознанное формирование гражданских качеств личности учащихся. Она содействует становлению нового поколения граждан гражданского открытого общества, Технология создаёт условия для принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, а также наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, формирует их системное видение.

 

Библиография

 

http: //ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 

 

-32-

УЧЕБНАЯ ФИРМА
(УФ)

      Авторы, теоретические подходы

     Историческая модель по Оденталю (1860 г. Пражская торговая академия). Дальнейшее развитие и распространение технология получила в Европе.

     Учебная фирма (УФ) – это модель реального предприятия, своего рода тренажёр, для получения и отработки навыков работы по различным специальностям, позволяет на практике закрепить и преумножить знания, полученные на различных школьных предметах, получить и развить навыки, необходимые для дальнейшей работы во взрослой жизни, подготовить разносторонне развитую личность, способную к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию.

     Основное содержание (цели, структура, особенности)

     Цели:

- общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться»;

- развитие у учащихся навыков и компетенций, повышающих их конкурентоспособность на современном рынке труда и способствующих развитию их творческого потенциала и индивидуальных способностей.

     Структура:

·        Выбор деятельности с учётом реального рынка и рынка УФ.

 

-33-

·        Работа в отделах, тесно связанных между собой.

·        Смена видов деятельности – ротация.

·        Сетевое взаимодействие.

·        Центральные элементы – обучение и самоанализ.

     Принцип

     «Делая – познаю».

     Особенности

- Имитация товарно-денежного потока.

- Отсутствие риска – защищённая среда.

- Возможность совершать ошибки, учась на них.

- Роль учителя (соучредитель, сотрудник, модератор).

- Деятельность осуществляется с учётом существующего законодательства и правовых норм.

- Возможность использования технологии УФ в образовательных учреждениях различного уровня.

     Методическая составляющая (наиболее известные стратегии, приёмы, методы)

     Стратегии:

·        Развивающее обучение – системно-деятельностный подход.

     Приёмы:

·        мозговой штурм;

·        карта памяти;

-34-

·        элементы критического мышления;

·        решётка принятия решения;

·        деловые и имитационные игры;

·        работа с социальными партнёрами (реальными предприятиями, работающими в аналогичной сфере).

     Методы:

·        деятельностный, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам, в процессе собственной деятельности.

·        портфолио -  мониторинг в безоценочной системе обучения, подтверждение и самооценка своих достижений.

·        метод проектов – участие в ярмарках различного уровня: от школьной до международной.

·        использование  ИКТ.

·        исследовательские.

·        коллективная система обучения (КСО).

     Соответствие ФГОС

     Достижение новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных):

·        активизация и развитие познавательной деятельности;

·        формирование творческой личности;

·        формирование навыков решения творческих задач, навыков поиска, анализа и интерпретации информации;

·        формирование мотивации к обучению, помощь в самоорганизации и саморазвитии;

 

-35-

·        создание среды, в которой ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной и практической деятельности, формируя компетенции;

·        создание комфортной развивающей образовательной среды;

·         доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей;

·        изменение способов деятельности педагога.

     Данная технология в сочетании с другими помогает достичь основного образовательного результата – формирование мотивированной компетентной личности.

 

Библиография

 

1.     Инновации в профессиональном образовании и обучении: Образовательная технология «Учебная фирма». Пособие для преподавателей /Под ред. А.В. Завгородней, Г.В. Борисовой, С.В. Архангельской. – СПб.: Изд-во ООО «Полиграф-С», 2004.

 

 

 

 

 

 

-36-

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

(ТРКМ)

     Авторы, творческие подходы

     ТРКМ разработана в конце ХХ века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Дж. Воган,Т. Эстес).

     Теоретическая база: в ней синтезированы идеи и методы различных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Является общепедагогической, надпредметной.

     Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

     Основное содержание (цели, структура, особенности)

     Цели:

1)    Формирование нового стиля мышления, для которого характерны: открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;

2)    Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;

3)    Развитие аналитического критического мышления.

 

-37-

     Особенности:

     Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют,, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют

     Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и  слышать другую точку зрения, понимать, что она имеет право на существование.

     Роль учителя – в основном координирующая.

     Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

     Структура:

     В данной технологии выделяют три основных этапа:

     Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

     Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации, соотнесение её с имеющимися знаниями).

     Третья стадия – стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы, обобщить изученный материал, самостоятельно определить направление дальнейшего изучения материала. По своей сути рефлексия представляет собой обращённость

-38-

познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, своё психологическое состояние. Именно во время рефлексии мы можем сомневаться, делать выводы, осознавать новое.

     Методическая составляющая (наиболее известные стратегии, приёмы,  методы)

     Мозговой штурм, подсказка, вопросы, маркировка текста, ведение различных записей (например, дневников), графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, логические цепочки, инсерт, зигзаг, чтение с остановками, синквейн, предсказания, корзина идей и т.п. Приёмы: «Знаю. Хочу узнать. Узнал», «Как Вы думаете?», «И Д Е А Л».

     Соответствие ФГОС

     ФГОС направлен на личностно-ориентированное обучение. ТРКМ, с одной стороны, делает его содержательным и практичным, а, с другой стороны,  доступным и интересным.

     Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующие навыки работы с информацией в процессе работы с ней. Это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

 

Библиография

 

1.     Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск, 2001.- 102 с.

-39-

2.     Заир-Бек С., Муштавинская И. Расвитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2004.

3.     Иваньшина Е.В., Муштавинская И.В. Критическое мышление на уроках естествознания //Естествознание в школе.- 2004.-№ 3-С. 35 – 39.

4.     Критическое мышление: технология развития. Пособие для учителя /И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

5.     Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке в системе подготовки учителя: Учеб.-метод.пособие. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с.

6.     Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма. Презентация Петровой Е.М., учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новоалтайск.

7.     Сайт  международного журнала «Перемена»: О развитии критического мышления:  http: //ctnet.net /ru/ct tcp.ru

8.     Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приёмов ТРКМ. – С. 62 – 68, 90 – 100.

9.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –М., 1998.

10.  Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004 - 2005/ index.php?subject=9

 

 

 

 

 

-40-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Педагогические технологии обучения в условиях внедрения и реализации  ФГОС направлены на создание психолого-педагогических условий для повышения образовательного, развивающего и воспитательного потенциала образовательных учреждений, на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться, создание благоприятных условий для личностного потенциального развития обучающихся.


 

Скачано с www.znanio.ru