Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Оценка 4.6

Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
другое
СCУЗ, ВУЗ
25.11.2022
Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ
В данной работе освещена проблема организации педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями согласно требованиям ГОС ДО, с точки зрения современного понимания инклюзивного обучения. Одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ является игра и другие условия реализации Типовой образовательной программы дошкольного образования.
_Давыдова С.М. выпускная работа (1).doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДПГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО
И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

«Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

Выполнили слушатели группы 3.2.2.

«Реализация инклюзивной практики в ДОО»

Давыдова Светлана Михайловна,

воспитатель

МБДОУ «Ясли-сад комбинированного

типа № 40 г. Донецка»

 

 

Руководитель выпускной работы

Сипачева Елена Владимировна,

старший преподаватель
кафедры естественно-математических наук и методики их преподавания

 

Работа допущена/не допущена

 ___________

(подпись)

 

 

 

Донецк, 2022

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

Актуальность данной темы обусловлена внедрением концепции инклюзивного образования при реализации программ дошкольного образования. Это требует изменений требований к педагогическим условиям развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: заключается в выявлении педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1. Проанализировать педагогическую литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть современные технологии в обучении детей с ОВЗ.

3. Разработать картотеку дидактических игр, способствующих развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

В данной работе освещена проблема организации педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями согласно требованиям ГОС ДО, с точки зрения современного понимания инклюзивного обучения.

Одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ является игра и другие условия реализации Типовой образовательной программы дошкольного образования.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….

4

Раздел 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста…………………………………………………

 

6

1.1. Понятия «коммуникация», «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе……

 

6

1.2. Особенности формирования навыков общения у детей дошкольного возраста………………………………………………………..

 

9

Раздел 2. Исследование особенностей развития коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ …………………………………………………………..

 

13

          2.1. Особенности развития коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ…………………………………………………………..

 

13

2.2. Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ по средствам игровой деятельности………………………………………………………….

 

17

Выводы………………………………………………………………………

26

Список использованной литературы………………………………………….

27

Приложение 1…………………………………………………………………..

30

 


Введение

 

Актуальность исследования. Коммуникативная деятельность занимает значимое место в социальном пространстве, в котором существует личность. Это выражается тем, что коммуникативные навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в структуре коммуникации. К тому же, конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом.

Современное образование преследует главной целью – реализацию интересов человека, семьи, общества, государства, а также включает в себя совокупность процессов воспитания и обучения, и в тоже время является важнейшим и общественно значимым благом. Результатом  деятельности, направленной на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, является не только совокупность приобретаемых знаний, умений, помимо этого, в эту категорию можно отнести и приобретение определенных навыков в результате общения в коллективе среди сверстников.

Необходимо понимать, что современный образовательный процесс это целостная динамичная система взаимодействия взрослых и детей, которая имеет личностно-ориентированный характер, направленный на воспитание личностных свойств и качеств дошкольников, что впоследствии приведет к достижению социально-значимых результатов. В связи с этим, в современном дошкольном образовательном учреждении возникает необходимость применения инновационных подходов в организации образовательного процесса.

Очень важно понимать, что ребенок - это развивающаяся личность. Без способности ребенка с ОВЗ легко находить общий язык со всеми сверстниками – последующие потуги вовлечения его в социально-образовательный процесс будут обречены. Данный факт требует наличия четкой и научно обоснованной системы взаимодействия ребенка с окружающими в условиях ДОО.

Основываясь на анализе педагогической литературы, собственной педагогической деятельности, была определена проблема исследования, которая заключается в социальной актуальности, что и обусловило выбор темы исследования «Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Объект исследования – коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования – современные подходы к формированию педагогическим условиям развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Цель исследования: заключается в выявлении педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1. Проанализировать педагогическую литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть современные технологии в обучении детей с ОВЗ.

3. Разработать картотеку дидактических игр, которые  способствуют развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

Методы исследования:

1. Теоретические (изучение литературных источников, метод анализа и синтеза);

2. Эмпирические (анализ, классификация, системный подход)


Раздел 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

1.1. Понятия «коммуникация», «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе

 

В психолого-педагогической литературе зачастую употребляются два близкие по значению понятия: «коммуникация» и «общение».

Важнейшим фактором формирования личности, в психологии, рассматривается общение, как главное условие развития ребенка, ведущий вид деятельности человека, ориентированный на самопознание и самооценку, средствами взаимодействия с окружающими (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.).

С недавних пор, обширное распространение получил термин «коммуникация», в одном ряду с термином «общение». Коммуникация - это процесс обоюдного обмена информацией между партнерами по средствам общения. Она представляет собой передачу и прием знаний, идей, воззрений, эмоций. Помимо передачи информации речь является связующим звеном обоюдного воздействия собеседников в процессе совместной деятельности.

Различные взгляды авторов, на понятие коммуникация приведены ниже, в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 Разные подходы к объяснению понятия коммуникация

Автор, источник

Понятие коммуникация

Д. П. Гавра

 

 взаимодействие, в котором участвуют только объекты, принадлежащие к миру живой природы, чье существование реализуется как поведение.

Эти объекты имеют субъективную природу, и, следовательно, коммуникация является субъектным взаимодействием.

Поведение  присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включая их двигательную активность и ориентацию по отношению
к этой среде.

 

Продолжение таблицы 1.1

В. Н. Макарова

оригинальная, специфическая форма взаимодействия в системе человек-человек в процессах их познавательно-трудовой деятельности, реализуемой при помощи вербальных и невербальных средств [22 с. 98– 107].

 

Философский энциклопедический словарь

это обмен мыслями, сведениями, идеями либо как передача того или иного содержания от одного сознания - коллективного или индивидуального - другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях [35].

психолого-педагогический словарь А.П. Астахова

По содержанию оно имеет много общего с такими понятиями, как «общение», но гораздо обширнее. Под коммуникацией понимаются связи, обеспечивающие обмен информацией между живыми и неживыми природными и социальными системами.

психологический словарь М. И. Еникеева

Акт общения между людьми через систему символов, таким образом, во многом показывающий сходство рассматриваемых нами понятий. В свою очередь, через общение он понимает социальные взаимодействия между людьми с помощью признанных систем символов для передачи социального опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

Психологический словарь

Как семантический аспект социального взаимодействия, если мы рассматриваем коммуникацию как социальное взаимодействие, то коммуникация в данном контексте является значением коммуникации. В процессе общения люди обмениваются различными мыслями, понятиями, чувствами, эмоциями, интересами, но такое общение представляет собой не просто передачу информации, а активный обмен информацией. Суть в том, что в процессе обмена информацией люди могут влиять друг на друга.

Психологический словарь

Это взаимодействие в общении. При этом общение является, с одной стороны, средством организации общения, а с другой стороны, продуктом этой организации

 

 

Так же, стоит отметить, что в педагогической литературе термины  «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения», часто отмечают как тождественные, но, стоит учитывать, что эти термины имеют значительные отличия.

Л. Я. Лозован считает, что: «Коммуникативные навыки представляют собой индивидуально-психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект – субъектных отношений» [16].

По мнению Е. О. Смирнова: «Коммуникативные навыки – это осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности), а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения» [16].

Коммуникативные умения тесно связаны с пониманием психологии человека, а именно: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение сопереживать, умение, верно выстраивать свое поведение [3].

По мнению Б. Г. Ананьева: «Коммуникативные умения являются специфическим видом деятельности, и главной его характеристикой является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми». [9].

Таким образом, можно отметить, что, несмотря на различные трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения», которые встречаются в психолого – педагогической литературе, их объединяет практическая направленность и указание на различные компоненты общения. Это умение вести диалог, используя обороты речи для установления полноценного контакта с собеседником, поддерживая и логически завершая диалогическое общение, умение задавать вопросы и отвечать на них, слушать внимательно собеседника, не перебивая.

 


1.2. Особенности формирования навыков общения у детей дошкольного возраста

 

Значимую роль в формировании навыков общения у детей имеет воздействие взрослого, который контролирует данный процесс и полноценно, шаг за шагом расширяет зону ближайшего развития. Развитие коммуникативного общения ребенка с окружающими замедлится или даже прекратится, без организации, участия и максимальной поддержки своего ребенка взрослым.

Смирнова Е.О., Терещук Р.И., Холмогорова В.М. в своей работе на тему межличностных отношений доказали, что только к 4 годам ребенок предпочитает для общения сверстника, в отличие от предыдущего возрастного периода, где общение основывалось только на участии взрослого.

Коммуникативное общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, посреди которых богатство и многообразие коммуникативных действий, чрезвычайная чувствительная концентрация, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов [7].

Становление коммуникативного общения ребенка 4 - 7 лет со сверстником также проходит ряд этапов. На первом этапе (4 года) сверстник является партнером вдоль чувствительно-утилитарному взаимодействию, которое основано на подражании и чувствительном «заражении» ребенка [15]. Главной коммуникативной надобностью является спрос в участии сверстника, которое проявляется в параллельных действиях детей.

На втором этапе (4 - 6 лет) появляется спрос в ситуативно- деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в различие от участия, полагает разделение игровых ролей и функций, а значит, и контроль действий и воздействие с компаньоном. Ключевым моментом общения становится совместная (основным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе появляется иная и во многом противоположная спрос в уважении и признании сверстника.

На третьем этапе (6 - 7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности – общение отходит от наглядных обстановок, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. В коммуникативном общении со сверстником дозволено отслеживать уйма действий и обращений, которые фактически не встречаются в контактах с взрослыми.

К концу старшего дошкольного возраста в жизни ребенка все большее время и внимание занимают сверстники. Появляются разные сообщества, обмениваются своими мыслями в зависимости от проблем, инцидента. Часто ребенок за год имеет бесчисленные знакомства, но еще не настоящую дружбу. В этом возрасте дружба скорее напоминает сотрудничество в каком-то деле. Заканчивается дело – заканчивается и сотрудничество [4].

Общаясь со сверстником, ребенок желает и может стать равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сопоставления с собой, это та мерка, которая разрешает оценить себя на ярусе реальных вероятностей [18]. Главное побуждение к коммуникативному общению рождается из тяготения ребенка к самопознанию и самооценке по средствам общения со сверстником, с его поддержкой, и это в идентичной степени относится к обеим сферам коммуникации детей.

Таким образом, в дошкольном возрасте коммуникативные спросы выходят за рамки общения с членами семьи и в жизни ребенка возникают «друзья» и соратники. В данный период главное взаимодействие детей между собой происходит в игре. Именно в игре они осваивают и учатся использовать вербальные и невербальные средства и методы коммуникации, примеры поведения в разных обстановках, методы чувствительного реагирования.

Коммуникация дошкольников очень многообразна, в ней немало эмоций, творчества, фантазии. Подмечено, что в общении детей между собой «почти в десять раз более экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто блестящих колоритных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого» [20].

В современных условиях многие общественные аспекты и нарастающая волна информационного становления человечества ограничивают и мощно меняют нрав общения детей. Часто дошкольники испытывают недобор полновесного взаимодействия в энергичных играх, ограничения в тактильном, сенсорном, чувствительном отношении. В организации поведения, регуляции чувствительно-волевой сферы, в образовании самосознания и самооценки в основе нарушенной коммуникации лежит недобор общественного взаимодействия, обусловленный вторичными причинами [12].

Из-за отсутствия навыка общения дети не обладают средствами и методами коммуникации, испытывают трудности при инициировании контакта, не обладают темами востребованных интересов сверстников. Современные дети, воспитывающиеся в семье, в основном, находясь под непрерывным надзором взрослых и в силу общественных причин ограничены в общении. Дети фактически не играют во дворах, из энергичного применения понемногу уходят обычные поворотливые игры, а это тоже серьезные данные становления коммуникативных опытов.

Согласно целевым ориентирам ГОС ДО [1], на этапе заключения дошкольного формирования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,

- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, - познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Сформированность коммуникативных опытов сопутствует дошкольнику стать образованным, просто приспособиться в социуме [10]. Значительную роль в становлении коммуникативной деятельности детей играет их общественная практика, которые они приобретают в семье. Слаженные взаимоотношения в семье благоприятствуют увеличению сферы общения ребенка. В неполной семье, где присутствует конфликтные, асоциальные семейные отношения, это содействует замедленному становлению фигуры ребёнка и в последующем могут привести его десоциализации. Обзор научной литературы позволяет нам сделать вывод, что коммуникативные умения у таких детей находится на низком уровне.

Нужно также отметить, что задача коммуникативного становления дошкольников всерьез волнует всех, кто связан с фактическими вопросами дошкольного формирования. Невзирая на существенные усилия педагогов, результативность особых занятий в данном направлении остается недостаточной. В ходе этих занятий не получается расширить вероятности установления контакта в разных обстановках общения, отработать опыты осмысления других людей, себя, а также взаимоотношений меж людьми; овладеть опытами результативного слушания, активизировать процесс самопознания и самоактуализации фигуры дошкольника, расширить диапазон творческих способностей ребенка, снять коммуникативные барьеры общения. На решение данных проблемных вопросов направлено реальное исследование.


Раздел 2. Исследование особенностей развития коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ

2.1. Особенности развития коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ

Проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья представляется недостаточно изученной. Главной задачей воспитателей в ДОО – научить детей общаться, приобрести необходимые для этого знания и качества.

Детям с ОВЗ сложнее овладеть техникой общения, как и многими другими умениями, так как все эти процессы происходят с отставанием [15]. Желаемым результатом является, то, чтобы эти дети пусть и не в полном объеме, но прошли все ступени коммуникативных умений. Главным фактором, в этой непростой задаче, является оказать помощь детям в преодолении всех трудностей, как можно быстрее, не теряя драгоценного времени.

Дети с ОВЗ — это особая группа детей, которые имеют физические и (или) психические недостатки, препятствующие их нормальному развитию.

Затруднено социальное развитие ребенка, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, с большими трудностями овладевают средствами речевого общения. Усвоенные ими речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Контакты носят поверхностный характер, а у многих общение со сверстниками эпизодическое. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. Когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.

Таким образом, у одних не сформированы правила коммуникации, другие не умеют их использовать в актуальных жизненных ситуациях. Часто отсутствует пролонгированный эффект полученных навыков. А взрослый, носитель культуры, не может или не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения.

В связи с инклюзией в образовании дети с ОВЗ обучаются и воспитываются вне изолированных коррекционных учреждений и остро нуждаются в практическом освоении социальных ритуалов и форм социального взаимодействия.

Необходимо целенаправленно формировать у них коммуникативные навыки: умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях.

Особенности коммуникации детей с ОВЗ:

·                     снижение потребности в общении, так как не знают, как (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);

·                     речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;

·                     трудности понимания обращенной речи;

·                     трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов;

·                     при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение) [17].;

Развитие выше перечисленных умений необходимы для того, чтобы любой ребенок мог гармонично влиться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества, т.е. социализироваться. Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [21].

При формировании коммуникативных навыков необходимо опираться на возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и, в первую очередь, развивать [19]:

·                     способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;

·                     умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

·                     восприятие речи;

·                     умение подражать;

·                     умение соблюдать очередность в разговоре;

·                     умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие коммуникативные умения:

·                     сотрудничать;

·                     слушать и слышать, и вступать в диалог;

·                     участвовать в коллективном обсуждении проблем;

·                     интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

·                     говорить самому или использовать альтернативную коммуникацию;

·                     развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу.

Работа по формированию коммуникативных умений должна быть систематична и многогранна, органично включаться во все виды деятельности: обучение, игру, труд и т.д.. Целенаправленная разнообразная работа воспитателя во взаимодействии с детьми, приведет к положительной динамике развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [22].

Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:

1) в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры)

2) через беседы, обсуждения литературных произведений

3) в творческой деятельности

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.

Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.

Создавая условия для развития коммуникативных навыков в ДОО для детей с ОВЗ, можно убедиться, что ребёнок с особыми образовательными потребностями должен быть вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности.

Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. В последние годы в образовательных учреждениях всё больше обучается детей с ограниченными возможностями здоровья, что предъявляет новые и более высокие требования ко всем педагогам, воспитателям, а также к другим детям, посещающих образовательное учреждение.


2.2. Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ по средствам игровой деятельности

 

Игровая деятельность является наиболее эффективным и доступным способом формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ [21].

Игровая деятельность способствует развитию детей, так как, во время игры дети взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), умение сопереживать. В игре они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков, это:

- совмещение элементов игры и учения;

-переход от игр - забав через игры - задачи к учебно – познавательной деятельности;

-постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;

-повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности;

-единство обучающих и воспитательных воздействий [17].

При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывать особенности разноуровнего развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Для этого необходимо помнить несколько простых правил:

1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.

2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.

3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.

5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей, умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

6. Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.

Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы: игры-инсценировки,  игры-забавы, игры - соревнования, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-имитации, игры-хороводы.

Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности:

Хороводная игра «Ау!»

Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.

Ход игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

 

Подвижная игра «Возьми игрушку»

Цель. Развивать навыки общения, умения просить.

Ход игры. Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми, пожалуйста, … (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель. Воспитывать уверенности в себе, в своих силах.

Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: «Я умею…», «Я хочу…», «Я смогу…», «Я добьюсь…». Для неговорящих детей показать.

 

Дидактическая игра «Вежливые слова»

Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встрече с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

 

Игра-имитация «Обезьянка»

Цель. Развить способность подражать мимике и жестам.

Ход игры. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает - все шагают, обезьянка поднимают руку - и дети тоже.

Творческая игра «Рукавички»

Цель. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов  раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

 

Игра-драматизация «Подарок на всех»

Цель. Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Ход игры. Детям даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или «Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

 

Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель. Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других.

Ход игры. Педагог читает детям стихотворение или рассказ по заданной теме, дети изображают ситуации при помощи картинок на столе или фланелеграфе.

 

Подвижная игра «Не намочи ног»

Цель. Учить проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Детям дается по две дощечки. Обоим надо перейти по этим дощечкам – мостикам на другой берег.

 

Игра-упражнение «Пожалуйста»

Цель. Вырабатывать навык употребления «Волшебных слов».

Ход игры. Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

 

Дидактическая игра « Не поделили игрушку»

Цель. Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

Ход игры. Педагог сообщает, что сегодня к ним прилетел Карслон и оставил много игрушек. Педагог достает из сумки новые игрушки, они все разные. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает за ними со стороны. Если в группе складывается конфликтная ситуация из-за игрушек, педагог успокаивает детей и предлагает разобраться всем вместе в сложившийся ситуации.

 

Подвижная игра «Танцоры и музыканты»

Цель. Учить детей пользоваться общими вещами, уступать друг другу, выражать симпатию другому ребенку.

Ход игры. Игра проводится под музыкальное сопровождение. Взяв куклу, педагог показывает, как можно с ней танцевать. Потом, он позывает 3-4 детей, предлагает каждому выбрать куклу. Дети с куклами становятся вокруг педагога и вместе с ним выполняют плясовые движения. Во время выступления «танцоров» остальные  участники подпевают и выполняют роль музыкантов (играют на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру на гармошке). После пляски, передают свои куклы тем, кто еще не плясал, выражая свою симпатию определенному ребенку.

 

Творческая игра «Страна вежливости»

Цель. Учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия. Учить общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Ход игры. Педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые слова. Далее педагог читает стих. В. Солоухина «Здравствуйте», дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении.

 

Творческая игра «Кто здесь кто?»

Цель. Учить средствам жестикуляции и  мимики, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки

Ход игры. Педагог предлагает детям сыграть небольшие спектакли по известным сказкам, изображая героев средствами мимики и жестов.

 

Игры - ситуации

Цель. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Ход игры. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Две девочки  поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

5. Ребёнок плачет – успокой его.

6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

 

Игра - инсценировка «Мой день»

Цель. Развивать умение видеть и понимать себя и окружающих, внешний и внутренний мир.

Ход игры. Чтение стих. «Мой день». ( Утром я проснулся сам, Утром я оделся сам, А потом умылся сам, Съел свой завтрак тоже сам...) Беседа о прочитанном. Предложить детям рассказать, как себя ведут, что умеют делать самостоятельно, можно отобрать нужные картинки или нарисовать.

 

Сюжетно-ролевая игра «Буратино и дети»

Цель. Учить детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.

Ход игры. В группу входит Буратино. Здороваются. Говорят, что хотели бы посмотреть, как ребята живут. Дети показывают свои игровые уголки, игрушки и др. Буратино предлагает поиграть всем вместе, интересуется, умеют ли дети дружно играть. Буратино загадывает детям загадки. Дети отгадывают. Повторяют правила вежливого общения.

 

Сюжетно-ролевая игра «Маленькие помощники»

Цель. Приучать детей помогать в работе по дому, учить  совместной деятельности и общению.

Ход игры. Педагог читает стихотворение. В нужное время по его сигналу каждый из детей показывает, как он умеет выполнять свою работу.

 

Сюжетно-ролевая игра «Пойми меня»

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, «И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт!»(Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

 

Подвижная игра «Волшебные водоросли»

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Ход игры. Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

 

Подвижная игра «Слепец и поводырь»

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Ход игры. Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую «школу доверия».

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

 

Подвижная игра «Клеевой ручеек»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Ход игры. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть «широкое озеро».

4. Пробраться через «дремучий лес».

5. Спрятаться от диких животных.

Условие: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

 

Игра- инсценировка «Пресс-конференция»

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Ход игры. Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: «Твой выходной день», «Экскурсия в зоопарк», «День рождения друга», «В цирке» и др.). Один из участников пресс-конференции «гость» (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Так же мы подготовили консультацию для педагогов «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру» (Приложение 1), с целью расширения знаний воспитателей о инклюзивном обучении в дошкольных учреждениях. Цель данной консультации – развитие навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 


Выводы

 

В фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. С. Кагана, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта, рассматриваются важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Так же в концепции М. И. Лисиной широко рассматривается проблема коммуникативного становления дошкольников, ее содержание, структура.

Важный фактор социализации ребенка дошкольного возраста – это успешность его в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Процесс становления социализации ребенка является ключевым звеном становления личности, и влияет на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.

Для ребенка дошкольного возраста непосильной проблемой является - самостоятельное изучение сути окружающего мира. Базисом становления коммуникативных навыков и коммуникативной компетентности является непременное соучастие и поддержка взрослого.

Именно становление коммуникативных навыков и умений является значимым направлением социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и важнейшим условием успешной учебной деятельности .

В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает игровая деятельность. Основной деятельностью ребенка в дошкольном детстве является игра.

Постижение процесса развития общения у детей дошкольного возраста является на современном этапе очень значимой задачей, так как позволяет не только прогнозировать возможные трудности взаимодействия между людьми, но и позволяет предупредить их возникновение.

Рассмотренные нами направления работы, методы и приемы способствуют формированию навыков межличностного взаимодействия и формированию коммуникативно-речевых умений.

 


Список использованной литературы

 

1.     Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: сайт. – Донецк,2021. – URL:http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/4846-prikaz-ot-19-10-2021-g-128-np (дата обращения: 31.01.2022)

2.     Арушанова, А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие / А.Г. Арушанова. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.

3.     Батенова, Ю.В. Особенности развития коммуникативной сферы дошкольника в современной социокультурной ситуации / Ю.В. Батенова // Азимут научных исследований : педагогика и психология. – 2017. – № 3 (20). – С. 288-292.

4.     Белкина, В.Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учеб. пособие для СПО/ В.Н. Белкина. – М.: Юрайт, 2019. – 170 с.

5.     Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации: Учебник для академического бакалавриата/ Д.П. Гавра. – М.: Юрайт, 2019. – 231с.

6.     Диденко, И.В. Проблема общения у дошкольников / И.В. Диденко // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III междунар. науч. конф.– Санкт-Петербург : Свое изд-во, 2017. – С. 39-42.

7.     Донецкая Народная Республика. Законы. Об образовании: Закон № 55-IHC, постановление № I-233П-НС от 19 июня 2015 года: [принят Народным Советом Донецкой Народной Республики: подписан Главой Донецкой Народной Республики 7 июля 2015 года]. –  Донецк, 2015 – Доступ из справочно-правовой системы.

8.     Дьяченко, Т.В. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника / Т.В. Дьяченко // Молодой ученый. – 2019. – № 38 (276). – С. 60-62.

9.     Иксанова, Г.Н. Общение ребенка и трудности: проблемы и пути решения / Г.Н. Иксанова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-3. – С. 316-319.

10. Клюева, Н.В. Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2016. – 160 с.

11. Когут, А.А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников / А.А. Когут // Человек и образование. – 2012. - № 4. – С. 161 – 164

12. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

13.  Мириманова, М.С. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста / М.С. Мириманова. – 2-е изд., стер. – Москва: Академия, 2019. – 248 с.

14.  Мирцева, Е.Ю. Развитие навыков межличностного общения в процессе социализации детей дошкольного возраста / Е.Ю. Мирцева, Т.В. Волкодав // Universum: психология и образование. – 2017. – № 4 (34). – С. 35-38

15.  Развитие диалогического взаимодействия дошкольников с речевыми нарушениями: монография. / под ред.  Л.Г. Соловьева. – Архангельск: Поморский университет, 2006. – 164 с.

16.  Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 718 с.

17. Сидельникова, В.А. Формирование готовности к общению у дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развития через игровую деятельность / В.А. Сидельникова, Е.М. Сафронова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №2 (42). – С. 136-140

18. Скворцова, Е.В. Восприятие эмоций детьми дошкольного возраста с проблемами общения / Е.В. Скворцова, М.М. Пастернак // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сб. материалов ежегодной междунар. науч.-практ. конф. – Москва: Мозаика-Синтез, 2018. – № 7. – С 397-398.

19.  Смирнова, Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/ Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Владос, 2005. – 158 с.

20. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Л. Н. Арутюнян, Е. В Сипачева, Е. П. Макеенко  [и др.].// ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.–208с.

21. Феофанов, В.Н. Особенности межличностных отношений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками в условиях инклюзивного образования / В.Н. Феофанов, Н.П. Константиенова, Ю.А. Королева // Образование и наука. – 2020. – № 5. – С. 67-89.

22. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 384 с.

 

 


Приложение 1

Консультация для педагогов

«Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру»

 

Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра  является ведущим видом деятельности, она и является  одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное  значение для нормального психологического развития и  эмоционального состояния.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение  слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения,  воспитывает культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыковэто совмещение элементов игры и учения, переход от игр - забав через игры - задачи к учебно – познавательной деятельности. Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры. Повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности. Единство обучающих и воспитательных воздействий.

Цель игры, два аспекта цели:

1. Познавательный - обучение способам действия с предметами.

2. Воспитательный - обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача педагога – бережно относится к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста. Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, воспитание доброго отношения детей к друг другу, доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку.

 При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывать особенности разноуровнего развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Для этого необходимо помнить несколько простых правил:

1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.

2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.

3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.

5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей, умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

6. Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.

Ежедневное включение в педагогический процесс игр  на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы: игры-инсценировки, игры-забавы, игры - соревнования, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-имитации,  игры-хороводы, беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения,  развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой  активности, самостоятельности.

Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.

Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться.

Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.

Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, так как они развивают еще эмоциональную сферу ребенка.

Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребёнка становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребёнка, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми.

Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах.

Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.


Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АННОТАЦИЯ Актуальность данной темы обусловлена внедрением концепции инклюзивного образования при реализации программ дошкольного образования

АННОТАЦИЯ Актуальность данной темы обусловлена внедрением концепции инклюзивного образования при реализации программ дошкольного образования

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………

Введение Актуальность исследования

Введение Актуальность исследования

Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Раздел 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 1

Раздел 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 1

Продолжение таблицы 1.1

Продолжение таблицы 1.1

Так же, стоит отметить, что в педагогической литературе термины «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения», часто отмечают как тождественные, но, стоит учитывать, что эти термины имеют…

Так же, стоит отметить, что в педагогической литературе термины «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения», часто отмечают как тождественные, но, стоит учитывать, что эти термины имеют…

Особенности формирования навыков общения у детей дошкольного возраста

Особенности формирования навыков общения у детей дошкольного возраста

К концу старшего дошкольного возраста в жизни ребенка все большее время и внимание занимают сверстники

К концу старшего дошкольного возраста в жизни ребенка все большее время и внимание занимают сверстники

Из-за отсутствия навыка общения дети не обладают средствами и методами коммуникации, испытывают трудности при инициировании контакта, не обладают темами востребованных интересов сверстников

Из-за отсутствия навыка общения дети не обладают средствами и методами коммуникации, испытывают трудности при инициировании контакта, не обладают темами востребованных интересов сверстников

Невзирая на существенные усилия педагогов, результативность особых занятий в данном направлении остается недостаточной

Невзирая на существенные усилия педагогов, результативность особых занятий в данном направлении остается недостаточной

Раздел 2. Исследование особенностей развития коммуникативных навыков дошкольников с

Раздел 2. Исследование особенностей развития коммуникативных навыков дошкольников с

В связи с инклюзией в образовании дети с

В связи с инклюзией в образовании дети с

Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие коммуникативные умения: · сотрудничать; · слушать и слышать, и вступать в диалог; · участвовать…

Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие коммуникативные умения: · сотрудничать; · слушать и слышать, и вступать в диалог; · участвовать…

Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей

Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей

Развитие коммуникативных навыков у детей с

Развитие коммуникативных навыков у детей с

Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение,…

Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение,…

Ход игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу

Ход игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу

Творческая игра «Рукавички»

Творческая игра «Рукавички»

Ход игры. Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты

Ход игры. Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты

Творческая игра «Страна вежливости»

Творческая игра «Страна вежливости»

Игра - инсценировка «Мой день»

Игра - инсценировка «Мой день»

Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор)

Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор)

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего

Выводы В фундаментальных исследованиях

Выводы В фундаментальных исследованиях

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Когут, А.А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников /

Когут, А.А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников /

Феофанов, В.Н. Особенности межличностных отношений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками в условиях инклюзивного образования /

Феофанов, В.Н. Особенности межличностных отношений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками в условиях инклюзивного образования /

Приложение 1 Консультация для педагогов «Развитие коммуникативных навыков у детей с

Приложение 1 Консультация для педагогов «Развитие коммуникативных навыков у детей с

Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение…

Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение…

Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение,…

Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение,…

Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков

Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2022