"Педагогические возможности игровых методик"
Оценка 5

"Педагогические возможности игровых методик"

Оценка 5
docx
18.01.2022
"Педагогические возможности игровых методик"
Моя статья..docx

 

 

 

 

«Педагогические возможности игровых методик».

Лакина Александра Викторовна,

МБОУ «СОШ №63

с углубленным изучением

китайского языка

г. Владивосток»

(Приморский край).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

                                                           “Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

 представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.”

В.А. Сухомлинский.

 

      Игра - особый вид деятельности.

      Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре дети переживают счастливое состояние. В подарок от природы получаем предрасположенность и потребность в игре, генетическая программа обеспечивает обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.

     Спросим малышей, любят ли они играть и хотят ли играть сейчас? Услышим ответный единодушный выдох: «Да!». Спросим старшеклассников, длинноногих, басовитых, широкоплечих, а любят ли играть они, такие серьезные и важные. Их ответ обрисуется сияющим блеском загоревшихся глаз и дополнится сдержанным, но столь же единодушным: «Да!». Столь же радостно вступают в игру педагоги. Человек есть «человек играющий», homo ludens (Хейзинга).

     Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть», в отличие от «работать», вовсе не трудно. Зная это, дети вступают в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимают расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, ребенок забывает ос своем авторитете, перестает заботиться о своем реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет взахлеб.

     В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Вот почему игра – дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. Опытные педагоги эту особенность игры знают и потому в случаях дидактических затруднений вводят в обучение игровые моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что было трудным ранее. Многие из педагогов могут сказать, что сначала они играли «в школу», а потом избрали школьную профессию.

     В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придает интригу, держит интерес играющих на уровне высокого внимания, а деятельность на уровне высокой активности. О свободе мечтают малыши и старики. Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляет счастливые переживания. В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.

     В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так недостает в социальном мире. Человек, вступивший в игру, есть играющий человек – не более того, - и все его регалии, должности. Звания, достижения, положения забываются всеми играющими, в том числе и самим носителем этих формальных отличий. И ребенок тоже в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отменном прилежании. Игра – общение равных.

     Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной:

игра – фактор развития ребенка;

игра – способ приобщения ребенка к миру культуры;

игра – щадящая форма обучения ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;

игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;

игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка;

игра -  профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;

игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;

игра -  один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;

игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гумманистической атмосферы в детском коллективе.

     Есть игры, которые по их содержанию и назначению можно характеризовать как социально-психологические. Конечно, любая игра носит такую характеристику – даже «прятки», «догонялки», «лапта», «жмурки», «Замри!» или «горячо – холодно», ибо содержанием любой игры является столкновение физико-психологических свойств и качеств играющих, а сами играющие всегда располагаются в определенном социальном пространстве отношений.

     Но социально-психологическое в традиционных играх все-таки выступает некоторым фоном, на котором разворачивается фабула игры. В педагогических игровых методиках социально-психологическое – это объект внимания, осмысления, оперирования, оценивания. А фабула – средство, помогающее иллюстрировать социально-психологическое явление, подлежащее осмыслению участников игры.

     В процессе работы с детьми педагог всегда констатирует духовное восхождение детей на философические проблемы жизни человека.

     Игровые методики – это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана.

     На первый взгляд, игровые методики просты и общедоступны. Они не предъявляют, казалось бы, к учителю высоких квалификационных требований, не нуждаются в научной подготовке ведущего, не зависят от качества помещения, абсолютно свободны от финансового состояния школьного воспитания.

     Однако простота игровых методик иллюзорна. Строгая надобность в профессиональной тонкости работы педагога вызвана сочетанием крайне противоречивых характеристик игры: с одной стороны, в игре ребенок свободен и волен поступать как вздумается, выстраивая любое решение, но с другой стороны, игра предоставляет шанс детям прожить такое ценностное отношение, которое не предоставила им повседневная конкретная реальность, и этот шанс должен быть использован.

     Педагог первоочередное свое внимание направляет на создание в группе наилучшей психологической атмосферы как непременного условия игрового действия. В этот момент ведущая роль принадлежит педагогической технике: голосу, мимике, жестам, пластике, темпоритму движений, лексической и методической окраске речи, определяющих тональность первого этапа урока – пролога. Пролог слагается из приветствия, определения цели и раскрытия программу урока, выявления мотива предстоящей работы, а также предположения веера личностного смысла каждого участника игры, из обмена сообщений о самочувствии всех участников и первых знаков доброжелательности и дружелюбия по отношению друг к другу.

      Организация такого рода игр есть не что иное, как введение детей в проживание социально-духовных отношений к объектам жизни.

     Hic Rhodus, hic salta! – сказано было в басне Эзопа хвастуну, заявившему, что на острове Родос он, якобы, очень высоко прыгал.

     Социально-психологическая игра – это всегда «здесь и сейчас» проживаемая жизнь.

 

    


 

Педагогические возможности игровых методик»

Педагогические возможности игровых методик»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития

Опытные педагоги эту особенность игры знают и потому в случаях дидактических затруднений вводят в обучение игровые моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что…

Опытные педагоги эту особенность игры знают и потому в случаях дидактических затруднений вводят в обучение игровые моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что…

Есть игры, которые по их содержанию и назначению можно характеризовать как социально-психологические

Есть игры, которые по их содержанию и назначению можно характеризовать как социально-психологические

Социально-психологическая игра – это всегда «здесь и сейчас» проживаемая жизнь

Социально-психологическая игра – это всегда «здесь и сейчас» проживаемая жизнь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2022