Усилия работников дошкольных образовательных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни, определяется социально-экономическими факторами, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении здоровья.
Сообщение
на семинаре - практикуме
« Концептуальные основы
здоровьесберегающих
технологий »
Подготовила
педагог-психологВласова О.В.
Усилия работников дошкольных образовательных учреждений сегодня как никогда
направлены на оздоровление ребенкадошкольника, культивирование здорового образа
жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации
российского образования. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Здоровье
состоит из нескольких компонентов:
Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое
соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии
человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в
других – физические недуги вызывают психические переживания.
Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребности информативной
сферы жизнедеятельности.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни, определяется
социальноэкономическими факторами, убеждениями, личностными наклонностями.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком
профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для
здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и
укреплении здоровья. Одним из средств решения обозначенных задач становятся
здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс
современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в
педагогическом процессе ДОУ и что ими считать до сих пор остается загадкой для
широкого круга профессиональнопедагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно
использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ в широком смысле слова
процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения
и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического
и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение
важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова это специально организованное, развивающееся во
времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и
педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в
ходе образования, воспитания и обучения.Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога,
соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную
этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных
действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть
промежуточные и итоговые результаты собственной профессиональнопедагогической
деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и
задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и
приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с
организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки
результатов.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее
воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии,
направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования –
задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического
процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих
технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого
уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической
культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической
компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи
здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием
элементарной медицинской,
Виды
здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация
здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также
ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического
процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды
здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медикопрофuлактические;
физкультурнооздоровительные; технологии обеспечения социальнопсихологического
благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования;
здоровьесберегающие
образовательные технологии в детском саду.
валеологического просвещения родителей,
психологической самопомощи и помощи.
Медикопрофuлактические технологии в дошкольном образовании технологии,
обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством
медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с
использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по
оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и
дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация
профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в
обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.Физкультурнооздоровительные технологии в дошкольном образовании –
технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической
культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж,
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные
процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к
повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих
технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и
воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной
работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами
дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на
занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе
педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего
технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель этих технологий становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни
человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и
сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного
поведения. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся
технологии личностноориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий
принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной
логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах
деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с
ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному
существованию, а значит здоровью.
Технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребёнка –
технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнкадошкольника.
Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и
позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками
и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социальноэмоционального благополучия
дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством
специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты
дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду
технологий можно отнести технологии психологического и психологопедагогического
сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов
детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности кздоровому образу жизни. Задача данных технологий обеспечение валеологической
образованности родителей воспитанников ДОУ.