Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий

  • Лекции
  • docx
  • 02.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Усилия работников дошкольных образовательных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни, определяется социально-экономическими факторами, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении здоровья.
Иконка файла материала Сообщение.docx
Сообщение на семинаре - практикуме « Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий » Подготовила педагог-психологВласова О.В.         Усилия работников дошкольных  образовательных  учреждений  сегодня как никогда направлены   на   оздоровление   ребенка­дошкольника,   культивирование   здорового   образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека.   Здоровье состоит из нескольких компонентов:            Соматическое  – текущее  состояние органов и  систем  организма человека.  Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека.   В   одних   случаях   психическое   состояние   становится   причиной   болезни,   а   в других – физические недуги вызывают психические переживания.       Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.       Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.       Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребности информативной  сферы жизнедеятельности.                       Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни, определяется социально­экономическими   факторами,   убеждениями,   личностными   наклонностями. Здоровый   образ   жизни   объединяет   все,   что   способствует   выполнению   человеком профессиональных,   общественных,   семейных   и   бытовых   функций   в   оптимальных   для здоровья   условиях   и   определяет   направленность   усилий   личности   в   сохранении   и укреплении   здоровья.   Одним   из   средств   решения   обозначенных   задач   становятся здоровьесберегающие   технологии,   без   которых   немыслим   педагогический   процесс современного   детского   сада.   Но   что   такое   здоровьесберегающие   технологии   в педагогическом процессе  ДОУ и что ими  считать  ­ до сих  пор остается загадкой  для широкого круга профессионально­педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.              Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ ­ в широком смысле слова ­ процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и   социального   благополучия   ребенка.   Здоровьесбережение   и   здоровьеобогащение   ­ важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.              В более узком смысле слова ­ это специально организованное, развивающееся во времени   и   в   рамках   определенное   образовательной   системы   взаимодействие   детей   и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.Технология   –   это   инструмент   профессиональной   деятельности   педагога, соответственно   характеризующаяся   качественным   прилагательным   педагогическая. Сущность   педагогической   технологии   заключается   в   том,   что   она   имеет   выраженную этапность   (пошаговость),   включает   в   себя   набор   определенных   профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные   и   итоговые   результаты   собственной   профессионально­педагогической деятельности.   Педагогическую   технологию   отличают:   конкретность   и   четкость   цели   и задач;   наличие   этапов:   первичной   диагностики;   отбора   содержания,   форм,   способов   и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией   промежуточной   диагностики   достижения   цели,   критериальной   оценки результатов.                           Важнейшей   характеристикой   педагогической   технологии   является   ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!                         Здоровьесберегающие   технологии   в   дошкольном   образовании   технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи   сохранения,   поддержания   и   обогащения   здоровья   субъектов   педагогического процесса   в   детском   саду:   детей,   педагогов   и   родителей.   Цель   здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня   реального   здоровья   воспитаннику   детского   сада   и   воспитание   валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний   о  здоровье  и  умений  оберегать,  поддерживать  и   охранять  его,   валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового   образа   жизни   и   безопасного   поведения,   задачи,   связанные   с   оказанием элементарной   медицинской,   Виды здоровьесберегающих   технологий   в   дошкольном   образовании   –классификация здоровьесберегающих  технологий   по  доминированию   целей   и  решаемых   задач,  а   также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса   в   детском   саду.   В   связи   с   этим   можно   выделить   следующие   виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико­профuлактические; физкультурно­оздоровительные;   технологии   обеспечения   социально­психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;   здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.   валеологического   просвещения   родителей,   психологической   самопомощи   и   помощи.               Медико­профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие   сохранение   и   приумножение   здоровья   детей   под   руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием   медицинских   средств.   К   ним   относятся   следующие   технологии: организация   мониторинга   здоровья   дошкольников   и   разработка   рекомендаций   по оптимизации   детского   здоровья;   организация   и   контроль   питания   детей   раннего   и дошкольного   возраста,   физического   развития   дошкольников,   закаливания;   организация профилактических   мероприятий   в   детском   саду;   организация   контроля   и   помощь   в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.Физкультурно­оздоровительные   технологии   в   дошкольном   образовании   – технологии,   направленные   на   физическое   развитие   и   укрепление   здоровья   ребенка: развитие   физических   качеств,   двигательной   активности   и   становление   физической культуры   дошкольников,   закаливание,   дыхательная   гимнастика,   массаж   и   самомассаж, профилактика   плоскостопия   и   формирование   правильной   осанки,   оздоровительные процедуры   в   водной   среде   (бассейне)   и   на   тренажерах,   воспитание   привычки   к повседневной   физической   активности   и   заботе   о   здоровье   и   др.   реализация   этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями   ДОУ   в   условиях   специально   организованных   форм   оздоровительной работы.   Отдельные   приемы   этих   технологий   широко   используются   педагогами дошкольного   образования   в   разных   формах   организации   педагогического   процесса:   на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   в   детском   саду   –   это   прежде   всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий ­ становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека,   накопление   знаний   о  здоровье   и  развитие  умения  оберегать,  поддерживать   и сохранять   его,   обретение   валеологической   компетентности,   позволяющей   дошкольнику самостоятельно   и   эффективно   решать   задачи   здорового   образа   жизни   и   безопасного поведения. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно­ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип   таких   технологий   –   учёт   личностных   особенностей   ребёнка,   индивидуальной логики   его   развития,   учёт   детских   интересов   и   предпочтений   в   содержании   и   видах деятельности   в   ходе   воспитания   и   обучения.   Построение   педагогического   процесса   с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.                        Технологии обеспечения социально­психологического благополучия ребёнка – технологии,   обеспечивающие   психическое   и   социальное   здоровье   ребёнка­дошкольника. Основная   задача   этих   технологий   обеспечение   эмоциональной   комфортности   и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально­эмоционального благополучия дошкольника.   Реализацией   данных   технологий   занимается   психолог   посредством специально   организованных   встреч   с   детьми,   а   также   воспитатель   и   специалисты дошкольного   образования   в   текущем   педагогическом   процессе   ДОУ.   К   этому   виду технологий   можно   отнести   технологии   психологического   и   психолого­педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.               Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования   –   технологии,   направленные   на   развитие   культуры   здоровья   педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности кздоровому   образу   жизни.       Задача   данных   технологий   ­   обеспечение   валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.