Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"
Оценка 4.8

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
02.03.2018
Программа  "Коррекция  страхов  и тревожности  у детей  старшего  дошкольного возраста"
Нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, который представляет собой наиболее значимый фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям человека. По данным Всемирной организации здравоохранения число тревожных людей в 90-е годы составляло 15% от общей выборки, в настоящее время их количество возросло в 5 раз.
Программа (Курсы педагог-психолог Власова О.В (1).docx
Название  программы: «Коррекция  страхов  и тревожности  у  детей  старшего дошкольного  возраста» Власова  Ольга  Владимировна   педагог­психолог МБДОУ «Детский  сад  комбинированного вида №8 «Аистенок» г.Мичуринска электронный адрес­ olya.vlasov2012@yandex.ru контактные телефоны  8­906­658­77­45 393764 г. Мичуринск  ул. Автозаводская. д. 5 кв.35 Программа «Коррекция  страхов  и тревожности  у  детей  старшего дошкольного  возраста» 1. Пояснительная  записка         Нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно ­ психического характера.   Одним   из   таких   нарушений   является   повышенный   уровень тревожности,   который   представляет   собой   наиболее   значимый       фактор, ведущий   к   нервно­психическим   заболеваниям   человека.   По   данным Всемирной организации здравоохранения число тревожных людей в 90­е годы составляло   15%   от   общей   выборки,   в   настоящее   время   их   количество возросло в 5 раз. Увеличение  числа  детей  с  высоким  уровнем  тревожности, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью  определили   в   настоящее   время   необходимость   поиска новых  подходов и методов, снижения высокого  уровня  тревожности  у детей дошкольного  возраста.  Поэтому  в нашем  дошкольном  учреждении  ведется система  психолого­педагогического  сопровождения  таких детей.   Поэтому проблема   детской   тревожности   и   ее   своевременной   коррекции   на   раннем этапе   является   актуальной.   Решение   данной     проблемы   в   старшем дошкольном   возрасте   поможет   устранить   проблемы   развития   личности   в период кризиса 7 лет. 2. Участники  программы   возраста.                Данную программу целесообразно использовать в работе   с   детьми старшего   дошкольного     Проведение   занятий,   предложенных программой,   не   требует   специальной   подготовки   педагогов,   поэтому       ее могут использовать воспитатели, педагоги­психологи и родители. Цель  программы:снижение уровня   личностной  тревожности дошкольника и     повышение     уверенности     в   себе         путем   снятия   эмоционального напряжения. Задачи программы:  развитие у   дошкольников умений и навыков   саморегуляции (снятие эмоционального напряжения);  формирование  навыков  общения  и контроля  своего  поведения;  повышение самооценки дошкольников;  повышение       компетентности     педагогов   и   родителей     в     вопросах коррекционно­развивающей     работы     по     снижению     личностной тревожности  у ребенка. 3. Методологическое  обоснование  программы           В современной психологии проблема тревожности является одной из наиболее   актуальных.   Усложняющие   задачи,   выдвигаемые   в   ходе общественного   развития   и   связанные   с   ними   эмоциональные   и   физические перегрузки,   последствия   информационного   взрыва,   обострение   социальных проблем,   приводят   к   повышению   влияния   стрессового   фактора   на человеческую жизнь.             Наиболее   известным   в   отечественной   и   зарубежной   литературе   представляется изучение феномена тревожности с точки зрения оценки его как эмоционального состояния (К. Изард, 1980; Р. Сарасон, 1975 и др.). Ряд исследователей   вместе   с   тем   всё   шире   анализируют   данный   феномен   и предлагают   более   глубокий   анализ   тревожности   как   личностного   свойства (Р.Б. Кеттел, 1976; Ч. Спилбергер, 1980)                     Сегодня  изучаются  как  общие  вопросы тревожности: источники тревожности (Д.В. Аткинсон, О. Ранк), роль и специфика связей тревожности и мотивации личности (О.В.Дашкевич, А.М.Прихожан), так и более частные вопросы:   возрастные   особенности   и   тип   акцентуации   (Л.Н.   Захарова,   Б.И. Кочубей). 4. Описание  программных  мероприятий Продолжительность программы составляет 7 месяцев. Программа рассчитана на 25занятий (1 занятие раз в неделю   групповое/ 1 индивидуальное). Итого групповых 17/индивидуальных 8 Этапы  реализации программы I этап ­ Подготовительный Характеристика деятельности ­подбор   диагностических методик   и   комплексное изучение   индивидуальных особенностей дошкольников; ­проведение  первичной  Сроки  реализации программы 1 и 2 неделя  сентября диагностики, с целью  уточнения  и анализа  результатов обследования; ­ составление  тематического плана работы  с  детьми. II этап ­ Информационный ­ проведение  бесед,  анкетирования родителей   воспитанников  и педагогов. 3­4 неделя сентября III этап –  Практический IV этап – Аналитический ­ проведение  коррекционно­ развивающих  занятий с  детьми; ­ проведение  семинаров­ практикумов, «круглых  столов»  с  педагогами  и  родителями ­ итоговая  диагностика; ­   анализ   результатов   полученных Октябрь ­ апрель май Подготовка   и   реализация   данной   программы   осуществляется   в   тесном сотрудничестве с воспитателями   и родителями. 5.  Описание  диагностических методик Название  методики Опросник тревожности   детей  Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко Тест  тревожности Р.Тэмпл, М.Дорки, В.Амен Методика  по выявлению тревожности  и страхов (Захаров) Направление методики Выявление  тревожного ребенка  в группе сверстников Определение  уровня тревожности  детей  3,5 до 7 лет Выявление количества и группы детских страхов Ресурс https    ://   sites  .  google    .  com   https    ://   sites  .  google    .  com   https    ://   sites  .  google    .  com Методика  «Лесенка» В.Г. Щур Исследование самооценки  детей старшего дошкольного возраста Марцинковская  Т.Д. «Диагностика психического  развития детей» Москва, 1997 г. 6. Технологии, используемые  в  работе  с детьми ­ арт­терапевтические   методы, направленные   на   развитие   эмоциональной сферы  ребенка; ­  игровые  тренинги, направленные  на  моделирование  житейских  ситуаций, в которых  ребенок  проявляет  уверенное  поведение от  лица  персонажа; ­     игры     с     элементами     психогимнастики,   цель     которых     снятие психоэмоционального   напряжения, тренировка   психомоторных   функций, оптимизация  двигательной  нагрузки  в  повседневной  жизни  детей. 7. Описание  сфер  ответственности по  реализации  программы Ответственный Направление  деятельности Изучение психолого­педагогической   литературы  по  проблеме  детской   тревожности Диагностика  уровня  тревожности детей   старшего  дошкольного  возраста Определение  направлений  деятельности  по   коррекции тревожности Проведение  коррекционно ­ развивающей   работы  с  детьми Проведение  просветительской  работы  с   педагогами  и  родителями Разработка  рекомендаций  для  педагогов  и  родителей  по  снижению  тревожности Оценка  результативности  деятельности  по снижению  тревожности Текущий  контроль  деятельности  педагога­ психолога  по  данному  направлению Выполнение  рекомендаций   по  снижению   тревожности   Педагог­психолог ДОУ Педагог­психолог  ДОУ Педагог­психолог  ДОУ Педагог­психолог  ДОУ Педагог­психолог ДОУ Педагог­психолог  ДОУ Педагог­психолог ДОУ Администрация  ДОУ Воспитатели, родители 8. Ресурсы, необходимые  для  эффективной  реализации  программы Кадровые Наличие   педагога­психолога     или другого     педагога,   имеющего   опыт Материально – технические работы   с   детьми   старшего дошкольного   возраста,   опыт использования предлагаемых техник.     специально   для   кабинета     коррекционно­ Обеспечение   оборудованного   проведения   развивающей  работы. Необходимое   оборудование:   компьютер, проектор, канцелярские принадлежности (цветные карандаши,   бумага   формата   А4, цветная   бумага,   акварельные краски,   ножницы,   клей,   кисточки для   клея   и   красок,     пластилин, стеки)   Нормативно – правовые согласие   родителей   или   законных представителей   на   участие   в мероприятиях   диагностической     и коррекционной направленности. Информационные доступ педагогов к информационно­ методическим материалам, пособиям   для   коррекционно­ развивающей работы, мультимедийным материалам.     9. Ожидаемые  результаты - формирование     чувства     сопереживания,   сотрудничества,   самоуважения, повышение  самооценки  у  детей   ­  формирование   представлений  о  внутреннем  мире  человека, получение знаний  об  эмоциональном  мире  и  способах  управления  им ­ снижение  личностной  тревожности. ­ повышение  психологической  грамотности  родителей  и педагогов. 10. Критерии  оценки  достижений  по реализации программы Качественные  Количественные     применение   на   практике   с групповой   формы   работы   детьми; сплочение коллектива;     детского     создание для формирования   благоприятного психологического климата; условий повышение   уровня родительской компетентности. Отзывы  педагогов  и родителей   о качестве коррекционно­развивающей работы     проведения анкетирования, индивидуальные беседы.   через   ­ Первичная  диагностика  (выявление   проблем   в развитии  ребенка) ­ Итоговая диагностика   (отслеживание  результативности   деятельности) ­ Проведение корекционно­ развивающих занятий; ­ Проведение встреч  с  родителями. 11.  Система  контроля  за  реализацией  программы                   Контроль   за   реализацией   программы   осуществляют   заведующий дошкольным  образовательным  учреждением и заместитель заведующего.По завершении занятий педагог­психолог составляет итоговый отчет, в котором отражает качественные и количественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план дальнейшей  работы с детьми. 12. Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения:           Данная  коррекционно­развивающая  программа была апробирована на базе МБДОУ «Детский  сад  комбинированного  вида  №8 «Аистенок»  г. Мичуринска  в  2014­2015 уч.г. Срок апробации Продолжительность занятий: 7 месяцев. Начало занятий:  октябрь 2014 г. Окончание занятий: апрель 2015 г. Количество участников: Воспитанники  старшей  и подготовительной  к школе  групп  ­ 25 человек. Педагог­психолог Воспитатели  групп Родители   Анализ  результативности  включает  в  себя  следующие  моменты: ­    оценку     детьми     своих     эмоциональных,  личностных     качеств,  навыков общения; ­ оценку  детей воспитателями, родителями (анкетирование); ­ обследование  детей педагогом ­ психологом. Ведение  коррекционно­развивающей  работы, имеет  положительное  влияние на   состояние   психологического   здоровья   детей.   За   период   с   октября 2014 года  по  май 2015  года  прослеживается  результативность  работы. На  начало  учебного  года    эмоциональное  напряжение  испытывало  19% обследуемых  детей  и  81 %  детей  испытывало   эмоциональный  комфорт. В   течение   года   с   детьми,   испытывающими   эмоциональное   напряжение проводилось     индивидуальная     и   групповая     коррекционно­развивающая работа                         на                     развитие       эмоциональной   сферы   и   снятие психоэмоционального     напряжения.     На   конец     уч.     года       %     детей испытывающих   эмоциональное  напряжение   снизилось  до  9 % Начало года 19% 9% эмоц. напряж. эмоц. комфорт эмоц.напряж. эмоц. комфорт 81% 91% Конец года В  начале  учебного  года  был  выявлен  высокий  уровень  тревожности  у  25 человек.  Коррекционно­ развивающая  работа  проводимая  в  течение  года, направленная  на  снижение  тревожности  показала  следующие  результаты: на  конец  учебного  года  тревожность  снизилась  у  20  детей  до  среднего уровня.                                                                                              Конец года Начало года высокий ур. средний  низкий 1 20% высокий средний низкий 80% Таким  образом,  своевременное  выявление  детей  с  особенностями  в развитии     и     систематическое     проведение     коррекционно­развивающей работы  совместно  со  специалистами  ДОУ   способствует  положительной результативности. Список  литературы. 1. Л.М. Костина     Игровая    терапия  с  тревожными  детьми.        «Речь» Санкт – Петербург  2006  г. 2. Л.В. Чернецкая    Психологические  игры  и  тренинги  в  детском  саду. Ростов – на­ Дону   «Феникс»  2005 г. 3. А.И. Захаров    Как  предупредить  отклонения  в  поведении  ребенка. Москва  «Просвещение»  1993 г. 4. Е.В. Котова   Программа  эмоционально­личностного  развития  детей. Москва  «Творческий  центр»  2007 г. 5. А.Ю.   Капская,       Т.Л.   Мирончик       Подарки     фей     развивающая сказкотерапия  для  детей    Санкт – Петербург  «Речь»  2006 г. 6. Р.Р.   Калинина   Тренинг   развития   личности   дошкольника.   Санкт – Петербург  «Речь»  2005 г. 7. Е.К.  Лютова,  Г.Б.  Монина Тренинг  эффективного  взаимодействия  с детьми.  Санкт – Петербург  2006  г. 8. Г.М.   Алексеева     Преодоление     поведенческих   нарушений     у     детей дошкольного  возраста ( Психолог  в  детском  саду)  2007 г. 9. Д.   Айке     Страх.   Тревога   и   тревожность;   сост.   и   общ.   ред.   В.М. Астапова. – СПб., 2001. 10.Кьеркегор, С. Страх и трепет. Тревога и тревожность  ; сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001.   боюсь,   хвастаюсь     и   радуюсь»,   «Давайте   Волгоград: изд. «Учитель», 2009 г. коррекционные игры). – М., 2008 г. 11.Крюкова  С.В., Слободняк Н.П.  Программы  эмоционального  развития детей   дошкольного   и младшего   школьного   возраста: «Удивляюсь, злюсь,   жить дружно!»/практическое  пособие, 2­ое  издание. – М.: ГЕНЕЗИС:2000 г. 12.Иванова   Н.Ф.   Преодоление   тревожности   и   страхов   у   детей. – 13.Панфилова М.А. «Игротерапия общения» (тесты и 14.Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М., 1986. 15.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — 16.Мирилова Т.Л. «Эмоциональное развитие ребенка». — 17.Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: Творческий центр СФЕРА, 2003 г. Ярославль: Академия развития, 1996. Волгоград: «Корифей», 2010 г. 18.Михеева Е.В. «Развитие эмоционально – двигательной сферы детей 4 – 7 лет». — Волгоград: изд. «УЧИТЕЛЬ», 2011 г. «Развитие эмоциональной сферы дошкольников». — СПб.: «РЕЧЬ», 2008г. профилактика и А.М. преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1998г. — № 2. — С. 12-14. 19.Монакова Н.И. 20.Прихожан Причины, 21.http://www.koob.ru/prikhozhan/anxiety ­ Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М. ; Воронеж, 2000. 22.http://www.koob.ru/keller_h/zagadka_straha­   Хеннинг   Кёлер   Загадка страха. СПб., 2002. 23.http://www.koob.ru/shcherbatykh/psych_fear­ Щербатых, Д.В. Психология страха [Текст] / Д.В. Щербатых. – М., 2007.   24.http://www.no­stress.ru/anxiety.html  ­Страх и тревога. ПРИЛОЖЕНИЕ Программно­тематическое  планирование работы с  детьми  старшего  дошкольного  возраста Название  занятий Цель  занятия № п/п Групповая  работа. №1. «Кто  я?» 1. Блок.  Эмоции. Чувства. 1.   Дать     ребенку     почувствовать     свою значимость. 2.   Помочь     увидеть       свое     отличие     от других  людей. 3. Научить   принимать  себя  таким,  какой есть. 1. Научить  ребенка  быть внимательным  к самому     и переживаниям.   чувствам     своим     себе,     и Стимулировать     снять эмоциональное   мышечные     зажимы,   развивать     гибкость, легкость тела.   моторное     самовыражение,   №2 «Кто я?  Какой  я?» №3 «Веселые     истории». №4 №5 №6 «Настроение». Проявление   и   осознание   эмоциональных состояний. «Положительные эмоции». «Радость».   положительного   Осознание эмоционального  опыта. Адекватное     выражение     эмоционального состояния,     ребенка ощущения  радости.   закрепление     у   №7 «Обида. Злость». 1. Осознание  отрицательных  эмоций. 2. Обучение  самоконтролю  эмоциональных проявлений. №8 №9 «Гордость» « Моя   семья»   позитивного   Проживание 1. В   сознание  своих  достижений. 2.   эмоционального  опыта. 1.   Выявить     своеобразие     эмоционального благополучия  ребенка  в  семье. 2. Зафиксировать  позитивное отношение  к родителям,     родственных чувств.   осознание   2.  Блок  Общение №10 «Мое имя». №11 «Мое  настроение­2» №12 «Путь  в  страну  темного леса» №13 «История  про звездочку» Осознание     чувства     привязанности     и взаимосвязи  со  своей  семьей.   Преодоление     негативных     переживаний, уменьшение  тревожности Выявление     страхов, формирование     доверчивого     отношения друг  к другу Снятия   позитивное   другом.   напряжения,   с   эмоционального     взаимодействие     реальных     друг   №14 «Разноцветная  звезда» Повышение     самооценки,   чувства №15 «Волшебная  страна» №16 «Осталось немного» №17 «Я больше  не  боюсь»   социального     доверия,   положительной   «Я   – собственной  ценности развитие   формирование   концепции». развитие   уверенности   в   себе, преодоление страха, тревоги, снятия напряжения Преодоление     негативных     переживаний, повышение  самооценки. №1 «Расскажи  о себе» Индивидуальная  работа   ребенку   Дать   значимость.   почувствовать     свою №2 «Рисуем  себя». №3 «Нарисуй  свой  страх». Научить  принимать  себя  таким, какой   есть. Выявить   наличие   страха   у   ребенка   и помочь  ему  в преодолении  его. №4 «Исследуем   себя». Обучать   отношению   к себе   и   принятию себя, учить   чувствовать   себя,   развивать ощущение собственной сосредоточенности.     №5 «Красивый  контур». Повышение  уровня  самопринятия. №6 «Зеркало». Снижение   повышение  активности.   уровня     тревожности, №7 «Нарисуй  настроение». Проявление   и   осознание   эмоциональных состояний. №8 «Шарик  эмоций». Снятие  эмоционального напряжения Структура  и содержание  занятий В структуре каждого занятия выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми. 1.   Психологический   настрой на   занятие   с целью сплочения группы, создания  группового доверия. 2. Основная     часть   занятия.   Содержание   занятия   представляет   собой совокупность   психотехнических   упражнений   и   приемов,   которые подбираются   в   соответствии   с   задачами,   сформулированными   для работы над каждой темой. 3. Рефлексия   прошедшего   занятия   (обмен   чувствами,   анализ произошедшего).   Дети     сами   или   с   помощью   взрослого   отвечают   на вопросы:   зачем   это   нужно,   как   это   может   помочь   в   жизни,   дают эмоциональную обратную связь друг другу. 4. Ритуал прощания. Конспект  занятия   на  снижение  уровня  тревожности  у  дошкольников  «Я больше  не боюсь!» Участники: дети  старшей  и подготовительной  к школе группы Оборудование  и материалы:стул, магнитофон, медленная  спокойная музыка, гимнастический обруч, разноцветные ленты на каждого ребенка. Цель:преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе, повышением самооценки, уверенности   в себе. Ход    занятия  1. Психологический настрой «Улыбка»       ­ Ребята,  какое  у вас  сегодня  настроение?  У кого­то  хорошее, у кого­то плохое….Но не смотря на это   давайте  возьмемся за  руки  и подарим  друг другу   самую   замечательную   улыбку, ведь   улыбка   обладает   огромной силой  поднятия  настроения! ­   Ребята,   бываю     такие     ситуации,   когда  мы   говорим   разными   голосами, разным   тоном,   громко   или   тихо,   высоко   или   низко.   Сейчас   попробуем поздороваться с разной интонацией: сердито, радостно, испуганно, со злостью, растерянно, уверенно. 2. Этюд «Смелые дети» Дети выбирают ведущего ­ он страшный дракон. Ребенок становится на стул и говорит   низким   голосом:   «Бойтесь   меня,   бойтесь»,   дети   отвечают:   «Не боимся мы тебя» (повторяется 2­3 раза). От слов детей дракон уменьшается (соскакивает   со   стула),   превращается   в   маленького   воробья,   начинает чирикать, летать по комнате. 3. Упражнение «Соломинка» Один   ребенок   «соломинка»   становится   спиной   к   другим,   расслабляется   и падает.   Дети   становятся   в   полукруг,   вытягивают   вперед   руки   и   не   дают упасть «соломинке»,  ловят ее. Так, все по очереди дети должны побывать в роли соломинки. 4. Релаксация «Достань звезду»  Включается медленная, расслабляющая музыка. ­Ребята,   представьте   себе,   что   вы   стоите   на   полянке.   Над   вами   ­   темное ночное   небо,   все   усыпанное   звездами.   Они   светят   так   ярко,   что   кажутся совсем   близко.   Поляна   залита   мягким,   нежно   ­   голубым   светом.   Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найдите на небе мысленным взором яркую звезду. О какой вашей мечте она вам напоминает? Хорошенько представьте себе, чего бы вы хотели.   А   теперь   откройте   глаза,   глубоко   вдохните,   затаив   дыхание   и постарайтесь   дотянуться   до   звезды.   Это   не   просто:   тянитесь   сильно, напрягите руки, встаньте на носочки. Так, еще немного, вы уже почти достали ее.   Есть!   Ура!   Выдохните   и   расслабьтесь,   ваше   счастье   в   ваших   руках! Положите свою звезду перед собой в красивую корзину. Радуйтесь, глядя на нее. Вы сделали что­то очень, очень  важное для себя. Теперь можно немного отдохнуть. Закройте глаза. Опять мысленно посмотрите на небо. Есть ли там еще звезды, которые напоминают вам о других ваших мечтах? Если есть, то внимательно   присмотритесь   в   них.   А   теперь   откройте   глаза,   выдохните   и тянитесь к своей новой цели! Молодцы! 5. Рефлексия Педагог­психолог     достает     обруч    с    атласными     лентами     и  предлагает каждому    ребенку  взять    по   очереди  себе  одну   ленту    и    высказать   свое мнение о занятии. Чем   оно   понравилось или не понравилось? Какая   игра была  самой  интересной?  и т.д. 5. Ритуал  прощания «Мы вместе!» Дети кладут по одной своей руке на руку психолога, затем по другой, сверху рука психолога. Все вместе громко говорим «Мы вместе!»

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"

Программа  "Коррекция  страхов  и тревожности  у детей  старшего  дошкольного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"

Программа  "Коррекция  страхов  и тревожности  у детей  старшего  дошкольного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"

Программа  "Коррекция  страхов  и тревожности  у детей  старшего  дошкольного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"

Программа  "Коррекция  страхов  и тревожности  у детей  старшего  дошкольного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"

Программа  "Коррекция  страхов  и тревожности  у детей  старшего  дошкольного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"

Программа  "Коррекция  страхов  и тревожности  у детей  старшего  дошкольного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"

Программа  "Коррекция  страхов  и тревожности  у детей  старшего  дошкольного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"

Программа  "Коррекция  страхов  и тревожности  у детей  старшего  дошкольного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"

Программа  "Коррекция  страхов  и тревожности  у детей  старшего  дошкольного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"

Программа  "Коррекция  страхов  и тревожности  у детей  старшего  дошкольного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"

Программа  "Коррекция  страхов  и тревожности  у детей  старшего  дошкольного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"

Программа  "Коррекция  страхов  и тревожности  у детей  старшего  дошкольного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"

Программа  "Коррекция  страхов  и тревожности  у детей  старшего  дошкольного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"

Программа  "Коррекция  страхов  и тревожности  у детей  старшего  дошкольного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"

Программа  "Коррекция  страхов  и тревожности  у детей  старшего  дошкольного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"

Программа  "Коррекция  страхов  и тревожности  у детей  старшего  дошкольного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018