Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина
Оценка 4.7

Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
технология +2
Взрослым
17.11.2018
Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина
В начале третьего тысячелетия,когда потеряны многие ценности,идеи и взгляды о судьбе человека,его делах и идеалах, о путях воспитания высоконравственной личности, проблемы,которые поднимал И.Алтынсарин в своих произведениях особенно актуальны сегодня. Современники И.Алтынсарина называли его «Проводником чистых истин нравственности общечеловеческой…» Ибрай Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей.
Педагогические идеи И.Алтынсарина.doc
СыздыковаБакыт Сапарбековна преподаватель физики и математики КГКП  «Костанайский педагогический колледж» Управления образования акимата  Костанайской области, Республика Казахстан Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина.  «Ибрай Алтынсарин­первый апостол народного просвещения Казахстана»                 Н.А.Назарбаев Важнейшей целью современного образования, общества и государства  является воспитание, социально­педагогическая поддержка становления и  развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,  компетентного гражданина Казахстана.  Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя  человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер  развития общества непосредственным образом зависят от гражданской  позиции человека, жизненных приоритетов, нравственных убеждений,  моральных норм и духовных ценностей. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в послании народу  Казахстана «Стратегия «Казахстан 2050»: новый политический курс  состоявшегося государства», отметил,  «Чтобы стать развитым  конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной  нацией».  Ибрай Алтынсарин­педагог­просветитель, писатель, фольклорист, этнограф. По инициативе Алтынсарина открыты школы с обучением на родном языке.  Автор учебников родного и русского языков для казахских детей. В толковом  словаре русского языка   «Просветитель,­ прогрессивный  общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний». В многогранном творчестве И.Алтынсарина ведущее место занимают  проблемы воспитания нравственности .  «Важнейшее из человеческих усилий­стремление к нравственности. От него  зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только  нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей  жизни.Сделать её живой силой и помочь ясно осознать её значение –главная  задача образования»,отмечал всемирно известный учёный,лауреат  Нобелевской премии А.Эйнштейн.  Гуманистические и просветительские идеи  выражены  в стихотворениях и  рассказах И.Алтынсарина. В своих стихотворениях он передаёт важнейшие нравственные истины о  человеке и для человека:  Дурной человек не может Хороший совет принять Дурной человек лишь может Мерзко и глупо болтать. В неблаговидном поступке  Признаться не в силах он… И.Алтынсарин относит к отрицательным качествам человека  такие, как  хвастовство и нечестность. Рассказом «Кипчак Сейткул» он подчёркивает  мысль о том, что добро, добытое насилием и грабежом, не идёт впрок. Герои рассказов И.Алтынсарина­обладатели богатства, только делая добро  людям становятся нравственно возвышенными, добродетельными . И.Алтынсарин выдвигает щедрость, как одно из самых ценных качеств  человека. К щедрости он относит и старинный обычай казахов «жлу», когда  люди оказывают искренне и безвозвратно помощь своим пострадавшим  соплеменникам. Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать  передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое  поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на  единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет  развиваться в русском более или менее духе»1.   «Юные мои друзья!.. оглянитесь, ­ Ведь, соседи ваши – далеко впереди. Поспешите и вы за ними! Мы, старики, в темноте прожили свой век… Вам, юным друзьям, уступаем дорогу. Наше благословение вам, ­ Творите добрые, святые дела! Алтынсарин самостоятельно изучив произведения классиков мировой  литературы – Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова,  Фардоуси, Низами, Навои и др.,воодушевленный просветительскими идеями,   разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования,  агитировал за выделение средств. Ему были близки их идеи педагогов:  К.Д.Ушинского,Я.А.Коменского. Например,идея Коменского «здание  необходимо возводить с фундамента».  Преодолевая предрассудки местной старины и препятствия, чинимые  колониальными властями, он развернул активную деятельность и основал в  Степи ряд школ для казахских детей. Благодаря его настойчивости и  упорству в этих школах наряду с изучением различных дисциплин на родном  языке дети обучались и русской грамоте.  Выступал против невежества,суеверия,замыкания в рамках кочевого быта.  «Школы – это главные пружины образования казахов,­ писал Ибрай  Алтынсарин еще в 1871 году,­… на них и в особенности на них надежда, в них же будущность казахского народа». Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года : «…надеюсь, что эти молодцы в  течение 4­х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое­  1 что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность,  чтобы они впоследствии не были взяточниками». И.Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения.  И.Алтынсарин видел колоссальнуую разницу между светским  знанием и  религиозным.  Знаний увидев свет, Дети в школу идите! Прочитанное сохраните. Дело пойдет успешно,  Радости будет – вдвойне… Знайте: неграмотный бродит, Словно слепой, в темноте. Веками кочевник считал,что его богатство­ скот.И.Алтынсарин стремится  убедить молодёжь,что истинное богатство­это знания. Светское образование,  согласно его глубоким убеждениям, дороже всякого богатства. Стада – богатство степное – Сметает суровый джут, Богатство ученных иное­ Растущее, вечно живое­ Вьюги не заметут… Мать и отец постареют, А в старости, может быть, Придет к ним внезапно бедность… Как им ее пережить? Тогда –то учение ваше Даст им желанный покой. Вы бедность от них отведете Уверенною рукой Невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощным перед  судьбой, считал он. И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и знаниями, может быть спокоен за свою жизнь. Как добры конь не устанет, Так знание не подведет. Темному человеку Поэт внушает читателям мысль о необходимости борьбы за знания, которые  вывели бы казахов в ряды цивилизованных народов. Строить дивные дворцы Умный, знающий народ. Сильный знание своим Он уверенно живет. Также раскрывает социальное неравенство в ауле, обличает скупость и  жестокость баев. В рассказах «Кипчак Сейткул», «Сын бая и сын бедняка», «Вред лжи»,  «Невежество», «Юрта и деревянный дом» и других ставятся важные  проблемы общественной жизни: вред невежества,социальное  неравенство,преимущество оседлого образа жизни,польза знаний и науки. В рассказах прославляет трудолюбие,показывает,что именно труд  воспитывает настоящего человека,способного преодолеть любые жизненные  препятствия,а праздность­корень пороков. Обличает болтунов и сплетников, убеждает в том,что кто много болтает,тот  способен «при удобном случае наглой клеветой заклеймить тебя»,  подчёркивает,что у  хорошего человека «на лице лучится свет». Через свои произведения он проносит боль за судьбу казахского народа,за его  будушее.Он и  сегодня является примером настоящего патриота своей  Отчизны. В начале третьего тысячелетия,когда потеряны многие ценности,идеи и  взгляды о судьбе человека,его делах и идеалах, о путях воспитания  высоконравственной личности, проблемы,которые поднимал И.Алтынсарин в  своих произведениях особенно  актуальны сегодня.  Современники И.Алтынсарина называли его «Проводником чистых истин  нравственности общечеловеческой…» Ибрай Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру  высоких культурных ценностей. Список использованной литературы 1.Послание Президента Республики Казахстан­Лидера Нации Н.А.Назарбаева  народу Казахстана «Стратегия «Казахстан­200»: новый политический курс  состоявшегося государства». г. Астана,14 декабря 2012 г. 2.Назарбаев Н. А. В потоке истории. Алматы: Атамура, 1999. 3.Главный редактор Прохоров А.М. «Большая Советская  энциклопедия»,Москва «Советская энциклопедия»,1990 г. 4.Алтынсарин И. «Избранные произведения». Алма­Ата 1972 г. 5.Толковый словарь русского языка Автор:С. И. Ожегов Н. Ю. Шведова  Издательство:"Азъ":1992 г. 6.Ситдыков А.С. «Педагогические идеи и просветительская деятельность  И.Алтынсарина». А­Ата 1949 г.

Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина

Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина

Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина

Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина

Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина

Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина

Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина

Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2018