В начале третьего тысячелетия,когда потеряны многие ценности,идеи и взгляды о судьбе человека,его делах и идеалах, о путях воспитания высоконравственной личности, проблемы,которые поднимал И.Алтынсарин в своих произведениях особенно актуальны сегодня.
Современники И.Алтынсарина называли его «Проводником чистых истин нравственности общечеловеческой…»
Ибрай Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей.
СыздыковаБакыт Сапарбековна преподаватель физики и математики КГКП
«Костанайский педагогический колледж» Управления образования акимата
Костанайской области, Республика Казахстан
Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина.
«Ибрай Алтынсаринпервый апостол народного просвещения Казахстана»
Н.А.Назарбаев
Важнейшей целью современного образования, общества и государства
является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина Казахстана.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя
человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер
развития общества непосредственным образом зависят от гражданской
позиции человека, жизненных приоритетов, нравственных убеждений,
моральных норм и духовных ценностей.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в послании народу
Казахстана «Стратегия «Казахстан 2050»: новый политический курс
состоявшегося государства», отметил, «Чтобы стать развитым
конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной
нацией».
Ибрай Алтынсаринпедагогпросветитель, писатель, фольклорист, этнограф.
По инициативе Алтынсарина открыты школы с обучением на родном языке.
Автор учебников родного и русского языков для казахских детей.
В толковом словаре русского языка «Просветитель, прогрессивный
общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний».
В многогранном творчестве И.Алтынсарина ведущее место занимают
проблемы воспитания нравственности .
«Важнейшее из человеческих усилийстремление к нравственности. От него
зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только
нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей
жизни.Сделать её живой силой и помочь ясно осознать её значение –главная
задача образования»,отмечал всемирно известный учёный,лауреат
Нобелевской премии А.Эйнштейн.
Гуманистические и просветительские идеи выражены в стихотворениях и
рассказах И.Алтынсарина.
В своих стихотворениях он передаёт важнейшие нравственные истины о
человеке и для человека:
Дурной человек не может
Хороший совет принять
Дурной человек лишь можетМерзко и глупо болтать.
В неблаговидном поступке
Признаться не в силах он…
И.Алтынсарин относит к отрицательным качествам человека такие, как
хвастовство и нечестность. Рассказом «Кипчак Сейткул» он подчёркивает
мысль о том, что добро, добытое насилием и грабежом, не идёт впрок.
Герои рассказов И.Алтынсаринаобладатели богатства, только делая добро
людям становятся нравственно возвышенными, добродетельными .
И.Алтынсарин выдвигает щедрость, как одно из самых ценных качеств
человека. К щедрости он относит и старинный обычай казахов «жлу», когда
люди оказывают искренне и безвозвратно помощь своим пострадавшим
соплеменникам.
Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать
передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое
поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на
единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет
развиваться в русском более или менее духе»1.
«Юные мои друзья!.. оглянитесь,
Ведь, соседи ваши – далеко впереди.
Поспешите и вы за ними!
Мы, старики, в темноте прожили свой век…
Вам, юным друзьям, уступаем дорогу.
Наше благословение вам,
Творите добрые, святые дела!
Алтынсарин самостоятельно изучив произведения классиков мировой
литературы – Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова,
Фардоуси, Низами, Навои и др.,воодушевленный просветительскими идеями,
разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования,
агитировал за выделение средств. Ему были близки их идеи педагогов:
К.Д.Ушинского,Я.А.Коменского. Например,идея Коменского «здание
необходимо возводить с фундамента».
Преодолевая предрассудки местной старины и препятствия, чинимые
колониальными властями, он развернул активную деятельность и основал в
Степи ряд школ для казахских детей. Благодаря его настойчивости и
упорству в этих школах наряду с изучением различных дисциплин на родном
языке дети обучались и русской грамоте.
Выступал против невежества,суеверия,замыкания в рамках кочевого быта.
«Школы – это главные пружины образования казахов, писал Ибрай
Алтынсарин еще в 1871 году,… на них и в особенности на них надежда, в них
же будущность казахского народа».
Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года : «…надеюсь, что эти молодцы в
течение 4х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое
1что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность,
чтобы они впоследствии не были взяточниками».
И.Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения.
И.Алтынсарин видел колоссальнуую разницу между светским знанием и
религиозным.
Знаний увидев свет,
Дети в школу идите!
Прочитанное сохраните.
Дело пойдет успешно,
Радости будет – вдвойне…
Знайте: неграмотный бродит,
Словно слепой, в темноте.
Веками кочевник считал,что его богатство скот.И.Алтынсарин стремится
убедить молодёжь,что истинное богатствоэто знания. Светское образование,
согласно его глубоким убеждениям, дороже всякого богатства.
Стада – богатство степное –
Сметает суровый джут,
Богатство ученных иное
Растущее, вечно живое
Вьюги не заметут…
Мать и отец постареют,
А в старости, может быть,
Придет к ним внезапно бедность…
Как им ее пережить?
Тогда –то учение ваше
Даст им желанный покой.
Вы бедность от них отведете
Уверенною рукой
Невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощным перед
судьбой, считал он. И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и
знаниями, может быть спокоен за свою жизнь.
Как добры конь не устанет,
Так знание не подведет.
Темному человеку
Поэт внушает читателям мысль о необходимости борьбы за знания, которые
вывели бы казахов в ряды цивилизованных народов.
Строить дивные дворцы
Умный, знающий народ.
Сильный знание своим
Он уверенно живет.
Также раскрывает социальное неравенство в ауле, обличает скупость и
жестокость баев.В рассказах «Кипчак Сейткул», «Сын бая и сын бедняка», «Вред лжи»,
«Невежество», «Юрта и деревянный дом» и других ставятся важные
проблемы общественной жизни: вред невежества,социальное
неравенство,преимущество оседлого образа жизни,польза знаний и науки.
В рассказах прославляет трудолюбие,показывает,что именно труд
воспитывает настоящего человека,способного преодолеть любые жизненные
препятствия,а праздностькорень пороков.
Обличает болтунов и сплетников, убеждает в том,что кто много болтает,тот
способен «при удобном случае наглой клеветой заклеймить тебя»,
подчёркивает,что у хорошего человека «на лице лучится свет».
Через свои произведения он проносит боль за судьбу казахского народа,за его
будушее.Он и сегодня является примером настоящего патриота своей
Отчизны.
В начале третьего тысячелетия,когда потеряны многие ценности,идеи и
взгляды о судьбе человека,его делах и идеалах, о путях воспитания
высоконравственной личности, проблемы,которые поднимал И.Алтынсарин в
своих произведениях особенно актуальны сегодня.
Современники И.Алтынсарина называли его «Проводником чистых истин
нравственности общечеловеческой…»
Ибрай Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру
высоких культурных ценностей.
Список использованной литературы
1.Послание Президента Республики КазахстанЛидера Нации Н.А.Назарбаева
народу Казахстана «Стратегия «Казахстан200»: новый политический курс
состоявшегося государства». г. Астана,14 декабря 2012 г.
2.Назарбаев Н. А. В потоке истории. Алматы: Атамура, 1999.
3.Главный редактор Прохоров А.М. «Большая Советская
энциклопедия»,Москва «Советская энциклопедия»,1990 г.
4.Алтынсарин И. «Избранные произведения». АлмаАта 1972 г.
5.Толковый словарь русского языка Автор:С. И. Ожегов Н. Ю. Шведова
Издательство:"Азъ":1992 г.
6.Ситдыков А.С. «Педагогические идеи и просветительская деятельность
И.Алтынсарина». ААта 1949 г.