В начале третьего тысячелетия,когда потеряны многие ценности,идеи и взгляды о судьбе человека,его делах и идеалах, о путях воспитания высоконравственной личности, проблемы,которые поднимал И.Алтынсарин в своих произведениях особенно актуальны сегодня.
Современники И.Алтынсарина называли его «Проводником чистых истин нравственности общечеловеческой…»
Ибрай Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей.
Педагогические идеи И.Алтынсарина.doc
СыздыковаБакыт Сапарбековна преподаватель физики и математики КГКП
«Костанайский педагогический колледж» Управления образования акимата
Костанайской области, Республика Казахстан
Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина.
«Ибрай Алтынсаринпервый апостол народного просвещения Казахстана»
Н.А.Назарбаев
Важнейшей целью современного образования, общества и государства
является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина Казахстана.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя
человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер
развития общества непосредственным образом зависят от гражданской
позиции человека, жизненных приоритетов, нравственных убеждений,
моральных норм и духовных ценностей.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в послании народу
Казахстана «Стратегия «Казахстан 2050»: новый политический курс
состоявшегося государства», отметил, «Чтобы стать развитым
конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной
нацией».
Ибрай Алтынсаринпедагогпросветитель, писатель, фольклорист, этнограф.
По инициативе Алтынсарина открыты школы с обучением на родном языке.
Автор учебников родного и русского языков для казахских детей.
В толковом словаре русского языка «Просветитель, прогрессивный
общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний».
В многогранном творчестве И.Алтынсарина ведущее место занимают
проблемы воспитания нравственности .
«Важнейшее из человеческих усилийстремление к нравственности. От него
зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только
нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей
жизни.Сделать её живой силой и помочь ясно осознать её значение –главная
задача образования»,отмечал всемирно известный учёный,лауреат
Нобелевской премии А.Эйнштейн.
Гуманистические и просветительские идеи выражены в стихотворениях и
рассказах И.Алтынсарина.
В своих стихотворениях он передаёт важнейшие нравственные истины о
человеке и для человека:
Дурной человек не может
Хороший совет принять
Дурной человек лишь может Мерзко и глупо болтать.
В неблаговидном поступке
Признаться не в силах он…
И.Алтынсарин относит к отрицательным качествам человека такие, как
хвастовство и нечестность. Рассказом «Кипчак Сейткул» он подчёркивает
мысль о том, что добро, добытое насилием и грабежом, не идёт впрок.
Герои рассказов И.Алтынсаринаобладатели богатства, только делая добро
людям становятся нравственно возвышенными, добродетельными .
И.Алтынсарин выдвигает щедрость, как одно из самых ценных качеств
человека. К щедрости он относит и старинный обычай казахов «жлу», когда
люди оказывают искренне и безвозвратно помощь своим пострадавшим
соплеменникам.
Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать
передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое
поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на
единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет
развиваться в русском более или менее духе»1.
«Юные мои друзья!.. оглянитесь,
Ведь, соседи ваши – далеко впереди.
Поспешите и вы за ними!
Мы, старики, в темноте прожили свой век…
Вам, юным друзьям, уступаем дорогу.
Наше благословение вам,
Творите добрые, святые дела!
Алтынсарин самостоятельно изучив произведения классиков мировой
литературы – Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова,
Фардоуси, Низами, Навои и др.,воодушевленный просветительскими идеями,
разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования,
агитировал за выделение средств. Ему были близки их идеи педагогов:
К.Д.Ушинского,Я.А.Коменского. Например,идея Коменского «здание
необходимо возводить с фундамента».
Преодолевая предрассудки местной старины и препятствия, чинимые
колониальными властями, он развернул активную деятельность и основал в
Степи ряд школ для казахских детей. Благодаря его настойчивости и
упорству в этих школах наряду с изучением различных дисциплин на родном
языке дети обучались и русской грамоте.
Выступал против невежества,суеверия,замыкания в рамках кочевого быта.
«Школы – это главные пружины образования казахов, писал Ибрай
Алтынсарин еще в 1871 году,… на них и в особенности на них надежда, в них
же будущность казахского народа».
Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года : «…надеюсь, что эти молодцы в
течение 4х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое
1 что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность,
чтобы они впоследствии не были взяточниками».
И.Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения.
И.Алтынсарин видел колоссальнуую разницу между светским знанием и
религиозным.
Знаний увидев свет,
Дети в школу идите!
Прочитанное сохраните.
Дело пойдет успешно,
Радости будет – вдвойне…
Знайте: неграмотный бродит,
Словно слепой, в темноте.
Веками кочевник считал,что его богатство скот.И.Алтынсарин стремится
убедить молодёжь,что истинное богатствоэто знания. Светское образование,
согласно его глубоким убеждениям, дороже всякого богатства.
Стада – богатство степное –
Сметает суровый джут,
Богатство ученных иное
Растущее, вечно живое
Вьюги не заметут…
Мать и отец постареют,
А в старости, может быть,
Придет к ним внезапно бедность…
Как им ее пережить?
Тогда –то учение ваше
Даст им желанный покой.
Вы бедность от них отведете
Уверенною рукой
Невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощным перед
судьбой, считал он. И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и
знаниями, может быть спокоен за свою жизнь.
Как добры конь не устанет,
Так знание не подведет.
Темному человеку
Поэт внушает читателям мысль о необходимости борьбы за знания, которые
вывели бы казахов в ряды цивилизованных народов.
Строить дивные дворцы
Умный, знающий народ.
Сильный знание своим
Он уверенно живет.
Также раскрывает социальное неравенство в ауле, обличает скупость и
жестокость баев. В рассказах «Кипчак Сейткул», «Сын бая и сын бедняка», «Вред лжи»,
«Невежество», «Юрта и деревянный дом» и других ставятся важные
проблемы общественной жизни: вред невежества,социальное
неравенство,преимущество оседлого образа жизни,польза знаний и науки.
В рассказах прославляет трудолюбие,показывает,что именно труд
воспитывает настоящего человека,способного преодолеть любые жизненные
препятствия,а праздностькорень пороков.
Обличает болтунов и сплетников, убеждает в том,что кто много болтает,тот
способен «при удобном случае наглой клеветой заклеймить тебя»,
подчёркивает,что у хорошего человека «на лице лучится свет».
Через свои произведения он проносит боль за судьбу казахского народа,за его
будушее.Он и сегодня является примером настоящего патриота своей
Отчизны.
В начале третьего тысячелетия,когда потеряны многие ценности,идеи и
взгляды о судьбе человека,его делах и идеалах, о путях воспитания
высоконравственной личности, проблемы,которые поднимал И.Алтынсарин в
своих произведениях особенно актуальны сегодня.
Современники И.Алтынсарина называли его «Проводником чистых истин
нравственности общечеловеческой…»
Ибрай Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру
высоких культурных ценностей.
Список использованной литературы
1.Послание Президента Республики КазахстанЛидера Нации Н.А.Назарбаева
народу Казахстана «Стратегия «Казахстан200»: новый политический курс
состоявшегося государства». г. Астана,14 декабря 2012 г.
2.Назарбаев Н. А. В потоке истории. Алматы: Атамура, 1999.
3.Главный редактор Прохоров А.М. «Большая Советская
энциклопедия»,Москва «Советская энциклопедия»,1990 г.
4.Алтынсарин И. «Избранные произведения». АлмаАта 1972 г.
5.Толковый словарь русского языка Автор:С. И. Ожегов Н. Ю. Шведова
Издательство:"Азъ":1992 г.
6.Ситдыков А.С. «Педагогические идеи и просветительская деятельность
И.Алтынсарина». ААта 1949 г.
Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина
Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина
Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина
Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.