Педагогические приемы формирования контрольнооценочной деятельности
обучающихся школы I ступени.
Ребёнок, не познавший радости труда в учении,
не переживший гордости от того, что трудности
преодолены, глубоко несчастен…
Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха
в овладении знаниями; без вдохновения учение
превращается для детей в тягость»
В.А. Сухомлинский
Отметка – это зафиксированный результат процесса оценивания.
Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого чего – нибудь. Это есть сравнение
результата с эталоном.
Таким образом, безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных
достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса
обучения, включает уровень усвоения учеником знаний по предметам и уровень его развития.
Проблему безотметочного обучения необходимо рассматривать исключительно в контексте
другой более серьёзной, более масштабной проблемы – формирование контрольно – оценочной
самостоятельности младших школьников,
закладывающей основы учебной
самостоятельности школьников (основы умения учиться). В связи с этим безотметочное
обучение становится лишь базовым педагогическим условием для решения этой проблемы.
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как
формирование самооценки, а именно адекватной залог успешности ученика. Каждый школьник
должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно
оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание
достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с
предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Самооценивание – как один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с
выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание меньше
всего связано с выставлением баллов, в большей мере с характеристикой выполнения задания.
Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и
сильные стороны. На основе рефлексивной деятельности ребёнок пытается выстроить свою
собственную программу развития.
Обучаясь в первом классе учащиеся приобретают следующие умения:
оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Волшебных
линеечек», цветовой радуги и т.д.
соотносить свою оценку с оценкой учителя;
договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
На первых уроках работая над этим можно выяснить, какой элемент в написании буквы у
детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия
образцу. Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе.
Напоминать о том, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с
образцом. Итак, вырабатывается первый критерий аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей
работы. Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии
для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в
умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого
результата. Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих
умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
На уроках необходимо использовать прогностическую и ретроспективную самооценку. При
ретроспективной самооценке ученик проверяет работу и сдаёт на проверку. Учитель исправляет
ошибки и возвращает тетрадь. Ученик, видя исправленные ошибки, соотносит с критериями
оценивания и результат символом фиксирует на полях. Формирование прогностической
самооценки осуществляется следующим образом. Ученику предлагается выполнить задание, он
внимательно знакомится с содержанием задания, соотносит свои возможности с работой и до
выполнения себя оценивает. После выполнения задания снова идёт оценивание. Таким образом,
сравнение прогностической оценки с ретроспективной, позволяет ребёнку увидеть свои успехи и
затруднения.
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении.
Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя
ступенька не понял, вторая ступенька требуется небольшая помощь или
коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может
выполнить самостоятельно.
Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на
каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если
согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик
ниже или выше
Светофор
оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:
красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
Символы
ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной
Фиксация оценки производится следующим образом:
ситуации %
ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;
ученик испытывает затруднения в выполнении задания;
ученик не знает материал и не справляется с заданием;
(+ согласен, ? –предлагаю повторить материал, ! поработаем ещё раз вместе
Балловая оценка
Процент выполнения
85 100% высокий уровень усвоения
65 84% средний уровень
40 64% уровень ниже среднего
меньше 40% низкий уровень
Словесное оценивание устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень
хорошо «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты –
«Хорошо» и т.д.
Освоение конкретных ЗУНов по предметам отслеживается с помощью следующих документов:
Листы учебных достижений. Цель: отследить уровень продвижения учащихся в
освоении ЗУНов. При создании данных листов учитывалась программа и
требования к обязательному минимуму содержания образования. Предназначен для
ученика и заполняется в 12 классах совместно с учителем, в 34 классах – самостоятельно, после выполнения самостоятельных работ. Рассчитан на четверть
и имеется по каждому предмету.
Лист рубежного контроля. Цель этой формы учёта показать результат
письменных работ по всем образовательным областям. В них находят отражение
количества баллов, полученных каждым учеником за выполнение заданий, и их
процентное соотношение с требованиями, предъявляемыми к заданиям.
Журнал учёта учебных достижений. В нём фиксируются результаты изучения
каждым учеником основных разделов учебной программы. Данный журнал
рассчитан на четыре года обучения. При таком отслеживании результатов учитель
видит затруднения каждого ученика, планирует дальнейшую коррекционную работу.
В этом же журнале имеются странички для каждого ученика, где фиксируются
результаты наблюдений, которые учитель делает в течение года
Дневник первоклассника
Тетрадь открытий одна из форм для оценки творчества и инициативы ребёнка во
всех сферах школьной жизни. В «Тетради открытий» помещаются творческие
работы ученика, его интересные вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы о чём –
либо.
Тетрадь «Что я знаю и умею». Такая тетрадь есть у каждого ученика. Цель –
видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях.
Эти документы постоянно хранятся в классной комнате, и все заинтересованные (ученики,
учителя, администрация школы) могут в любое время ознакомиться с ними.
Классный журнал заполняется в соответствии с тематическим планом. В нём
отражаются результаты письменных работ учащихся по всем предметам. Основная
его функция констатация факта успеха или неуспеха ученика за определённый
промежуток учебного времени, содержания занятий, количества часов,
посещаемости учащихся.
Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности. Например:
не скупиться на похвалу
хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три
ошибки в этом предложении» лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом
предложении три ошибки»)
«на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок
успешности и закрепиться на нем.
ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания:
«Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней
установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не
больше пяти»
«за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько
задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в
конце предложения, простите ему на то, что забыл, как пишется заглавная
буква Д.
формула «опять ты НЕ…» верный способ выращивания неудачника.
учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
Данный список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может
дополняться в ходе учебного процесса.
Педагогические приемы формирования контрольно-оценочной деятельности обучающихся школы I ступени.
Педагогические приемы формирования контрольно-оценочной деятельности обучающихся школы I ступени.
Педагогические приемы формирования контрольно-оценочной деятельности обучающихся школы I ступени.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.