Педагогические приемы создания ситуации успеха (Деловая игра для педагогов)
Оценка 4.6
Семинары
doc
психологическая работа +2
Взрослым
27.05.2017
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий создания здоровьесберегающей среды.
Задачи:
1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке.
2. Разработать с педагогами банк данных «Ситуации успеха учащихся на уроке» для правильного формирования личности школьника.
Не секрет, что одним из условий сохранения психического здоровья ребенка является создание ситуации успеха в школе и приглашаю вас принять участие в деловой игре.
пед.приемы создания ситуации успеха деловая игра для педагогов.doc
Педагогические приемы создания ситуации успеха
(Деловая игра для педагогов)
Социальный педагог
Беркович Т.И.
Омск 2015 Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий
создания здоровьесберегающей среды.
Задачи:
1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха
учащихся на уроке.
2. Разработать с педагогами банк данных «Ситуации успеха учащихся на
уроке» для правильного формирования личности школьника.
ХОД ИГРЫ
Добрый день, уважаемые коллеги! Поскольку наши дети все свое время
проводят в интернате, напрашивается вопрос: как сохранить здоровье ребенка
на протяжении этого времени?
Не секрет, что одним из условий сохранения психического здоровья
ребенка является создание ситуации успеха в школе и приглашаю вас принять
участие в деловой игре.
Мы проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности
учащихся, попытаемся систематизировать приемы и методы создания на
уроке и в школе ситуации успеха, а также создать педагогический «банк
данных ситуаций успеха».
Вы поделили вас на группы и каждой дан вопрос: «Предложите приемы
создания ситуации успеха детей в ходе учебновоспитательного процесса».
Каждая группа выбирает спикера, который после 15 минут обсуждения
представит результаты своей работы группы.
Для того чтобы вы смогли лучше сориентироваться в игре, я предлагаю
ознакомиться с результатами опроса учащихся. Они дописывали
неоконченные предложения.
1.
2.
Если я получаю хорошую оценку – это значит, что...
...меня похвалят воспитатели
...я хорошо знаю материал
...учительница будет рада
...у меня поднимается настроение и появляется желание
делать уроки и ходить в школу
2. Если я получаю плохую отметку – это значит, что...
...у меня испортится настроение ...меня накажут
...учительница будет недовольна
...я расстроюсь
...я буду считаться плохим учеником
...у меня пропадет интерес к учебе
3. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе...
...меня уважают
...обращают на меня внимание
...меня хвалят
...разговаривают со мной вежливо
...доверяют мне
...чувствуют, когда мне плохо
...называют по имени
...справедливо оценивают каждого
4. Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что...
...у меня испортилось настроение
...меня накажут
...учительница будет недовольна
...я расстроюсь
...я буду считаться плохим учеником
...у меня пропал интерес к предмету
5. Я чувствую себя уверенно, когда в школе...
...меня хвалят
...ставят хорошие оценки
...вызывает меня к доске
...мне помогают
...доброжелательны ко мне ...меня понимают и поддерживают
Успех имеет огромное значение в жизни людей. Об этом говорят многие
высказывания. Какое из них более удачно подойдет в качестве эпиграфа к
нашей игре?
«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать» (Франсуа де
Ларошфуко).
«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего,
самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно
должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с
помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть» (В. А.
Сухомлинский).
Участники выбирают эпиграф.
Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать
каждому ребенку ситуацию успеха и дать ему возможность пережить радость
достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
Что же такое успех? Что по этому поводу думает каждая группа? Какие
вы используете способы, приемы и методы, чтобы организовать ситуацию
успеха на различных этапах урока? (Ответы участников.)
Умение создавать ситуации успеха в учебновоспитательном процессе
имеет большое значение. Педагог:
– подготавливает учащихся к правильному восприятию нового
материала, настраивает на правильное выполнение примеров, задач, написание
диктантов: «Я уверена, что все вы напишите правильно!»;
– подбадривает, если у них чтото не получается или они допускают
ошибки;
– использует на уроке игровые ситуации, загадки, творческие задания,
оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам;
– формирует у учащихся положительную «Яконцепцию».
Положительная «Яконцепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое
могу) способствует успеху, отрицательная «Яконцепция» (я не нравлюсь, не
способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению
личности в отрицательную сторону.
Для того чтобы формировать положительную «Яконцепцию» у ребенка,
необходимо: – видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать,
принимать, верить в нее («Все дети талантливы»);
– создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки,
доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили
ребенку радость;
– понимать причины детского незнания и неправильного поведения,
устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Яконцепции» ребенка
(«Ребенок хорош, плох его поступок»);
– помогать детям реализовывать себя в деятельности («В каждом ребенке
– чудо, ожидай его»).
Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только
счастливый». Можно сказать и так: «Успех школьнику создает учитель,
который сам переживает радость успеха».
Большая роль в воспитании отведена не только учителю, но и классному
руководителю. Я предлагаю использовать следующие приемы создания
ситуации успеха:
1. Похвала
Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных
отношений. Ребенок часто слышит из уст педагога разного рода
отрицательные определения в свой адрес. Они ложатся на сознание и душу
ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить
ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце,
открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
2. Авансирование
Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает
школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей
проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно
было бы обозначить как упреждающий контроль.
Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен
будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый
вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к
выступлению и т.п. Чемто это напоминает репетицию предстоящего
действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую
установку на успех, дает уверенность в силах.
3. «Холодный душ» На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема,
взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим
обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны,
активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как
правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива
благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей.
Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху,
девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких
учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
4. «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать
условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для
себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее
возможности. Он должен получить интересный результат, открывший
перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только
заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить
перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Данный прием можно увидеть в следующем примере.
Во время частых встреч я обращал внимание мальчика на
множество задач, которые люди решают в процессе труда. И вот пришел
день, в который я твердо верил: Петя решил задачу совершенно
самостоятельно. У мальчика загорелись глаза, он стал объяснять, о чем
идет речь в задаче, его объяснение было сбивчивым, но я видел, что перед
ребенком наконец раскрылось то, что ранее было покрыто мраком. Петя
был рад. Я тоже вздохнул с облегчением: наконецто! «Я сам решил
задачу», – радостно сказал дедушке Петя. Он гордился своим успехом.
В педагогическую копилку можно внести:
Педагогический прием «Эмоциональное поглаживание».
Учитель с легкостью раздает комплименты. За один урок говорит раз
двадцать «молодец», тридцать раз – «умница» и раз десять: «Ребятки, я
горжусь вами!» Не грозит ли это девальвацией похвалы? Чего доброго, дети
привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их
замечать. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Так
подсказывает здравый житейский смысл.
Житейский и педагогический смысл не всегда совпадают. Давайте
разберемся: «молодец», «умница» – это что: только похвала? А может быть,
это констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что
поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти
слова и все время буду доказывать, что я «молодец»! Может быть, такова
логика школьника, которому именно этих слов в жизни и не хватает? Думаю,
это вполне допустимо.
Ребенок приходит в школу преисполненным желания учиться. Если
ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью,
бедность, но и школу и ее методы обучения.
По мере того как наше общество становится более сложным, детям все
труднее уловить связь школы с жизнью, учащиеся все чаще не могут успешно
адаптироваться к жизни. Одним из условий успешной адаптации в обществе
является успех наших воспитанников в учебной деятельности. Успех является
источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления
трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее
удовлетворение.
На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний
успех в жизни! И это сегодня мы попытались показать.
Всем участникам деловой игры раздается методический материал
«Педагогические приемы создания ситуации успеха».
Я благодарю всех за активное участие в игре!
Звучит песня «Давайте говорить друг другу комплименты».
Педагогические приемы создания ситуации успеха (Деловая игра для педагогов)
Педагогические приемы создания ситуации успеха (Деловая игра для педагогов)
Педагогические приемы создания ситуации успеха (Деловая игра для педагогов)
Педагогические приемы создания ситуации успеха (Деловая игра для педагогов)
Педагогические приемы создания ситуации успеха (Деловая игра для педагогов)
Педагогические приемы создания ситуации успеха (Деловая игра для педагогов)
Педагогические приемы создания ситуации успеха (Деловая игра для педагогов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.