Педагогический проект на тему:
«Патриотическое воспитание на уроках русского языка в среднем общеобразовательном учреждении»
Разработала: Кучумова Ирина Викторовна учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Вильвенская средняя общеобразовательная школа» п. Вильва ,Добрянский район, Пермский край.
Регион Пермский край, Добрянский район
1.Проблема:
В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, при устойчивой тенденции падения престижа военной службы стоит наиболее остро.
В противовес этому происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в будущем.
2.Гипотеза:
Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призвана как семья, так и образовательные учреждения, поскольку детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы. Если работу по воспитанию гражданственности, стержнем которой является патриотизм, вести, опираясь на систему, то можно предположить, что через совместную деятельность между педагогом и учащимися у школьников будут сформированы такие качества личности, как уважение к родному языку и краю, патриотизм, любовь к ближнему.
3.Цель:
На уроках русского языка создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества.
4.Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
1.Формирование патриотических чувств на основе удачно подобранного текста, задания, используемого в качестве упражнения, опираясь на который учитель имеет возможность показать учащимся, что патриотизм – это не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народу, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного бережно относиться к родному языку как культурному наследию предков.
3. Развитие навыков самостоятельной аналитической работы с различными текстами, навыки устной, письменной и ораторской речи. Задача учителя и заключается в том, чтобы создать в процессе урока такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за судьбу России.
5.Механизм реализации:
Решение поставленных задач предполагается осуществлять через реализацию системы формирования патриотических чувств на уроках русского языка. Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории, заставляют гордиться подвигами Родины.
Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:
• последовательности
• поэтапности.
Реализуем следующую эффективную воспитательную цепочку:
• Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
• Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
• Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)
• Моя Родина - Россия. Я – житель Пермского края (расширениепредставлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине – посёлку Вильва Добрянского района.
• Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
Очень важно, чтобы у учащихся постепенно формировалось понимание того, что они сами являются частицей бытия многих и многих поколений людей, продолжателями традиций своих земляков, своего народа, непосредственными участниками современной жизни, что они несут моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины. В этом и заключается истинный патриотизм.
Знакомясь с жизнью и подвигами своих земляков, дети учатся самоотверженности, умению мобилизовать свои силы для решения поставленной задачи, гордости за своего земляка.
Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему селу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.
6. Ожидаемые результаты.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.
6. Сценарий урока «Письмо в далёкие сороковые».
Цель: расширение представлений об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами времен Великой Отечественной войны и написания собственного письма в грозные сороковые.
Задачи:
1. прививать любовь к Родине;
2. воспитывать чувство патриотизма.
Образовательные:
- Научить ребят писать письма;
Развивающие:
- Развить речь учащихся, умение работать с текстом.
- Повысить интерес к эпистолярному жанру.
Воспитательная:
- Воспитать уважение к родным, воевавшим в годы Великой Отечественной войны.
-Воспитать потребность в написании письма тем, кто отдавал свои жизни во имя будущего.
- Грамотность написания письма.
1.Опережающее домашнее задание:
1. Возьмите интервью у ваших близких, знакомых на тему: «Письма с фронта».
Вопросы для интервью:
1. Есть ли в вашем семейном архиве фронтовые письма? От кого они?
2. Чем дороги эти письма?
3. Нужны ли письма в наше время?
2. Этап мотивации.
На выставке – письма из семейных архивов.
2.Этап мотивации.
На выставке – письма из семейных архивов.
-Как вы думаете, зачем люди пишут друг другу письма? Почему мы ждём писем от наших родных и близких? А часто ли вы сами пишите письма? Что вам мешает, или наоборот, что заставляет это делать?
-Предположите, из какого количества слов состоит самое длинное письмо, отмеченное в «Книге рекордов Гиннеса»?( Алан Форман (Англия) написал своей жене Джанет самое длинное письмо, состоящее из 1402344 слов. Письмо он начал писать 3 января 1982 года и закончил 25 января 1984 года. Оно - зеркало души .)
- Сегодня мы говорим с вами о письмах с фронта. Это особые письма. Почему? (Ответы ребят).
Предоставляется слово ученикам, бравшим у близких интервью. Они рассказывают о письмах с фронта, хранящихся в семейных архивах, зачитывают эти письма.
Вопросы учителя:
- Мы с вами познакомились с письмами, отправленными с фронта, из тыла. Они действительно имели для людей того времени огромное значение. А сейчас прочтите текст и ответьте на вопросы.
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, –пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –(28)И пожалуйста, верните мне все документы.
29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась,
но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б. Васильеву)
Вопросы по тексту:
- Чем являются письма для Анны Федотовны? В каком предложении содержится ответ на этот вопрос? (Предложение 17 – «бесценные листочки»).
- Почему для Анны Федотовны письма –«бесценные листочки»?
Обратимся к «Толковому словарю.
Бесценный:
1. Очень ценный; неоценимый.
2. (Перен. Близкий сердцу, дорогой, милый). Они дороги женщине как память о дорогом человеке – сыне, в них – его чувства, мысли, слова, гордость за него. Благодаря письмам он всегда рядом, каждый день и каждый час. С помощью писем ведётся диалог двух душ.
- Чем являются письма для ребят?
Это всего лишь документы для музея. Автор использует лексический повтор, подтверждая эту мысль.
Обратимся к Толковому словарю.
ДОКУМЕНТ - деловая бумага, служащая доказательством чего-н., подтверждающая право на что-н. (офиц.).
Заменяя слово «письма» контекстным синонимом «документы», мальчик невольно говорит о том, что для него они всего лишь деловая бумага, необходимая музею.
Эту мысль можно было бы оспорить, однако грамматическая форма составного глагольного сказуемого в предложении 19 («должны передать») подчеркивает официальность требования школьника.
- Почему для школьников письма – просто ДОКУМЕНТЫ? (Может быть, оттого, что сами они таких писем не писали и не получали?)
Звучит песня Е. Мартынова на стихи А. Дементьева «Письмо отца»:.
Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,
На конверте в углу номер почты стоит полевой.
Это в сорок втором мой отец написал моей маме
Перед тем, как идти в свой последний решительный бой.
«Дорогая моя, на переднем у нас передышка,
Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.
Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку,
Знай, что вас от беды я всегда сберегу».
Я читаю письмо, и как будто все ближе и ближе
Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.
Я читаю письмо, и сквозь годы отчетливо слышу
Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец.
Я читаю письмо, а за окнами солнце смеется,
Новостройки растут, и сердца продолжают любить.
Я читаю письмо и уверен, что если придется,
Все, что сделал отец, я сумею всегда повторить.
Работа над репродукцией картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта» .
Краткая справка - сообщение учащихся об авторе картины и истории её создания.
- Как вы думаете, почему картина называется «Письмо с фронта»?
- Каким настроением, на ваш взгляд, проникнута она?
- С помощью какой цветовой гаммы передает художник это настроение?
- Как вы думаете, каково содержание письма, которое читают и слушают герои картины?
В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов воплотил атмосферу жизни советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, композиция буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.… Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.
- Исторические данные. По данным Управления военно–полевой почты, в годы войны ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем. Они тонкой ниточкой надежды и веры соединяли мужей и жен, детей и родителей. Письма доставлялись с фронта и на фронт разными способами — на лошадях, на машинах, пешком. Ни одно письмо не должно было затеряться или попасть в руки врага. Воинская почта стала бесплатной уже в самом начале войны. На письмах и открытках ставились специальные штемпели ―письмо красноармейца и ―доставка бесплатно. В штабе каждого соединения бесперебойно работали военно–почтовая база и полевая почтовая станция. Каждой воинской части был присвоен трех– или пятизначный номер полевой почты, на который приходили письма и с которого они отправлялись.
- Чем по внешнему виду отличались письма с фронта? (Ответы ребят. С началом войны в стране возникли трудности с обеспечением населения и армии конвертами, и бесхитростной солдатской придумкой стали знаменитые треугольники, или бесконвертные письма. Сложенное треугольником письмо было удобно для прочтения военной цензурой. Хотя, конечно, главными цензорами были сами солдаты, не позволяя себе рассказывать о фронтовых трудностях и горестях. Писали–то они в тыл, а там хватало своих бед...)
Получение письма - всегда большое событие для солдата. Его обычно читали коллективно и оживленно обсуждали. Легче было переносить голод, даже отсутствие курева, чем длительные перерывы в получении письма из дома. Солдат на фронте как бы жил в двух мирах - здесь, с товарищами по войне, и там, среди родных и близких. Характер письма зависел от конкретно пишущего человека, его, адресата … Нельзя забывать и о том, что до войны многим из солдат вообще не приходилось что-либо писать, а письма тем более. Поэтому большинство из них бесхитростны, характера бытового, без пространных рассуждений. Григорий Чупров, уроженец д. Чукчино Усть-Усинского района 9 августа 1942г. После привета родным сообщал о себе следующее: «…я уже вчера писал письма. Но сегодня, перед вступлением в бой, еще сообщаю, что иду в
бой. Если после боя буду жив, буду писать, а не будет вести, то погибну. Предстоит драться здорово. С приветом, Гриша. Но ничего, не тушуюсь, уже не в первый раз бить фашистов. Адрес старый». Это все письмо. Главное было послать весточку родным и получить от них ответ. Его очень ждали.
4.Этап планирования и уточнения цели.
-Если бы Вы к уроку написали письма в далёкое военное время, в грозные сороковые, адресованные вашим близким, знакомым или просто бойцу, какие трудности возникли бы у вас при написании письма? (Как написать письмо, чтобы оно воодушевило, о чём написать, с чего начать и чем закончить письмо и т.д.)
- Почему у вас возникают эти трудности? (В наше время с письмами мы встречаемся редко ввиду того, что есть множество других видов связи, а также сам повод для написания письма необычный – письмо в далёкие сороковые).
- Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы сможете определить цель сегодняшнего урока. (Научиться писать письма).- Что для этого необходимо? (Необходимо выяснить, что такое письмо, какова его структура, языковые особенности, а также надо хорошо знать факты жизни близкого человека, которому адресовано письмо).
-Каким будет ваш конечный результат? (Написание письма. Это будет не просто письмо, о письмо на войну в далёкие сороковые).
5. Этап осмысления новых сведений и способов деятельности.
1) Определение жанра.
- Сформулируйте, что такое письмо. (Звучат варианты определения слова, предложенные учениками).
Из толкового словаря В. Ожегова:
• написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь
• одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями
• общение на расстоянии;
• бесценные свидетельства времени, исторические документы.
• выражение нашего внимания, заботы, любви;
• обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте.
- Внимательно прочтите слова греческого учёного Деметрия из книги «О стиле»: «Письмо должно быть написано тем же слогом, что и диалоги. В письме, как и в диалоге, проявляется человеческий характер. Почти каждый из нас запечатлевает в письмах образ своей души».
- Прав ли древнегреческий философ, утверждая, что письмо похоже на диалог? Аргументируйте свой ответ. О чём вы будете вести в своём письме «диалог поколений»?
2) Структура письма.
- Если опираться на письма из ваших семейных архивов, можно ли выделить структурные особенности письма? (Ответы учеников).
- Схема текста личного письма:
1. Обращение- приветствие.
2. Причина, побудившая написать письмо.
3. Основная часть.
4. Вопросы и пожелания адресату.
5.Заключение.
Учащимся предлагается обратиться к письмам из архива и проследить их написание по схеме. Ребята видят, что в зависимости от ситуации письмо может и не соответствовать данной схеме.
3) -Какие чувства вы вложите в своё послание на войну?
Рефлексия. Сегодня вы познакомились с фронтовыми письмами и попробовали сами написать письмо своим близким, сражавшимся на фронте. Что изменилось в ваших взглядах на такое понятие как «письмо»? Нужно ли писать письма?
Домашнее задание. Эпистолярный жанр – это «труд души, обращенный к другому человеку». В связи с тем, что нынче исполнилось 70 лет со дня Великой Победы, и те страшные годы мы должны помнить, а солдат чтить, я предлагаю вам написать письмо в далёкие сороковые.
Приложение. Письма в сороковые, написанные учащимися.
***
Пишу тебе письмо, солдат,
В тот год далёкий, сорок пятый.
Я верю, будешь ему рад,
Оно – награда за утраты.
Сегодня в годы фронтовые
Увёл меня далёкий след,
Туда, где все ещё живые,
И всем – по девятнадцать лет.
Ты там, где пули грозно свищут,
К земле склоняя вас,
ни в чём невинных,
Где из-за страшных ран
бойцы покоя ищут,
После мучений долгих, сильных,
И вспоминают маму, дом родной,
Как жили в юности
беспечной, озорной,
А завтра – снова бой…
Мы ждём тебя ,солдат, домой,
Храни тебя Господь от бед,
Ты славно послужил, родной,
И на земле оставил добрый след!
Кучумова Оксана
Письмо деду в 1945-й.
Здравствуй, дедушка родной,
Уже давно простились мы с войной.
Всё было, не жалел ты
молодость свою,
Друзей терял и близких ты в бою…
Но знай, что если б не война,
Судьба б тебя с любимой не свела!
Моя бабуля санитаркою была,
Война ее не пощадила, умерла она…
На днях я в библиотеку я зашла
И книгу о войне читать взяла.
Эту книгу нашла я случайно,
Её герои любили жизнь отчаянно!
Многие были совсем молоды,
Может, такие, как я, и ты.
Мне очень жалко тех людей,
Что защищали жен своих, детей,
И свой народ, и Родину свою…
Сейчас хотела б быть с тобой,
А не сидеть, скучая в комнате пустой!
Сижу и размышляю я о том,
Беда явилась не в один наш дом.
Сколько горя принесла война,
И сколько жизней унесла она!
Молю я Бога, чтоб опять не началась
Жестокая битва в России у нас!
Байкузина Женя
Письмо деду в 45-ый.
Здравствуй, дедушка родной,
Увидеться хочу с тобой.
Как живешь ты на войне?
Я так скучаю по тебе!
Прошу тебя, вернись домой
Путь раненный, но все ж живой!
Мне без тебя и свет не мил,
Молю, чтоб бог тебя хранил!
Письмо прочтешь и улыбнёшься.
Я помню дед, как ты смеешься,
Как зимой с тобою мы
Лепили снежные комы,
Как ты рассказывал мне сказки,
Катались с горки на салазках,
Но жаль, былого не вернешь...
Еще я помню — подойдешь,
Меня обнимешь, приласкаешь
И на коленях покачаешь.
Вот если б я была с тобой,
Я за тебя была б горой!
А каково же там тебе
На этой проклятой войне!
Крепись, дедулечка родной,
Я мысленно всегда с тобой.
Ведь ты дошел уж до Рейхстага,
Ведь ты боец, с тобой отвага,
IIройдёт, быть может, страшный бой
И ты вернёшься к нам домой.
Поверь, не зря ты воевал,
Ты детство всех детей спасал!
Спасибо, дед, что ты на свете есть,
И это для меня большая честь -
Иметь дедулечку, как ты.
Пусть наши сбудутся мечты!
Ты постарайся выжить, дед,
И сохрани в глазах веселья след.
Быть добрым трудно на войне,
Но это очень нужно, дед, поверь ты мне! Чудакова Татьяна
Письмо деду в 45-й.
Беру я старенькое фото,
На нем знакомое лицо.
Как будто в сердце шепчет кто-то,
Что , мол, родное мне оно.
На нем усталость и отвага,
Ему еще так мало лет...
Но мне другого и не надо,
Ведь это мой по крови дед.
Под Сталинградом он сражался,
И там же друг его убит.
Но вновь и вновь дед возрождался,
Как будто Бог его хранит.
Хочу писать ему письмо я,
Пойдет оно через года.
Была страна тогда другою,
И не было еще меня.
А что писать, я точно знаю!
Пишу: Победа впереди!
И ждет семья тебя родная,
А ты воюй и приходи.
Мы чтим, тебя боец, за смелость,
Она Победу принесла.
Я знаю, что порой хотелось
Ужасно выжить и тогда
Сжимал стальною волей слабость,
В атаку шел ты на врага,
А нам принес на землю радость.
Тебя забыть не в силах я!
Но что слова, слова – пустое ...
К могилке деда я схожу
И перед красною звездою
Цветов букетик положу.
И вновь приду. Приду и молча
Детей к могиле подведу,
Я им скажу как можно громче,
Что ты отвел от нас беду.
Пройдут года, и, я надеюсь,
Придут к тебе и их сыны.
Пусть знают, помнят поколенья:
Быть в мире не должно войны!!!
Танкова Лариса
***
Здравствуй, братик мой родной, почему ты нам не пишешь, я скучаю, очень жду и верю, что ты скоро вернешься. Братишка мой милый, у нас случилась беда, помнишь мальчика с соседнего двора, он на мине подорвался. Братишка, я очень боюсь, всюду мины и пули летают, слышны стоны и кровь под ногами. Братишка мой милый, родной, Когда же кончится эта война?! Мама просила молчать, ничего тебе не писать, но я не могу, ведь ты должен знать, что отца на расстрел повели. Фашисты проклятые, ироды разруху и смерть с собой принесли. Пытать бы их, так как детишек пытали, губить, убивать, как они убивали, да нельзя так с людьми поступать. Ну, всё братишка, заканчиваю писать, люблю, тебя очень и буду я ждать! Черняева Алиса, 6 класс.
Литература:
1. Великая Отечественная война в письмах./сост. В.Г.Гришин. М.: Политиздат, 1982. – 315 с.
2. Корнева Т.А. Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8-11 классы. М.: Глобус, 2008. – 252 с.
3. Райцева Е. В. Формирование патриотизма на уроках русского языка [Текст] / Е. В. Райцева // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 172-174.
4. Типаева Т.В. История. Опыт патриотического воспитания. 5-9 классы. Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.