Педагогический проект на тему: «Патриотическое воспитание на уроках русского языка в среднем общеобразовательном учреждении»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 05.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Гипотеза: Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призвана как семья, так и образовательные учреждения, поскольку детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы. Если работу по воспитанию гражданственности, стержнем которой является патриотизм, вести, опираясь на систему, то можно предположить, что через совместную деятельность между педагогом и учащимися у школьников будут сформированы такие качества личности, как уважение к родному языку и краю, патриотизм, любовь к ближнему. 3.Цель: На уроках русского языка создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества.
Иконка файла материала патр. воспит Кучумова И.В. МБОУВильвенская СОш.docx

Педагогический проект на тему:

«Патриотическое воспитание на уроках русского языка в среднем общеобразовательном учреждении»

 

 

                                              Разработала: Кучумова Ирина Викторовна учитель русского языка и литературы       муниципального бюджетного образовательного учреждения  «Вильвенская средняя общеобразовательная школа»  п. Вильва ,Добрянский район,  Пермский край.

Регион       Пермский край, Добрянский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Проблема:

В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, при устойчивой тенденции падения престижа военной службы стоит наиболее остро.

В противовес этому  происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в будущем.

2.Гипотеза:

Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призвана как семья, так и  образовательные учреждения, поскольку детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы. Если работу по воспитанию гражданственности, стержнем которой является патриотизм, вести, опираясь на систему, то можно предположить, что через совместную деятельность между педагогом и  учащимися у школьников будут сформированы такие качества личности, как уважение к родному языку и краю, патриотизм, любовь к ближнему.

3.Цель:

 На уроках русского языка создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества.

4.Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

1.Формирование патриотических чувств на основе удачно подобранного текста, задания,  используемого в качестве упражнения,  опираясь на который учитель имеет возможность показать учащимся, что патриотизм – это не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народу, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного бережно относиться к родному языку как культурному наследию предков.

3. Развитие навыков самостоятельной аналитической работы с различными текстами, навыки устной, письменной и ораторской речи. Задача учителя и заключается в том, чтобы создать в процессе урока такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за судьбу России.

5.Механизм реализации:

Решение поставленных задач предполагается осуществлять через реализацию системы формирования патриотических чувств на уроках русского языка.  Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории, заставляют гордиться подвигами Родины.

      Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами.

       При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:

•        последовательности

•        поэтапности.

Реализуем следующую эффективную воспитательную цепочку:

•        Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.

•        Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).

•        Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)

•        Моя Родина - Россия. Я – житель Пермского края (расширениепредставлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине – посёлку Вильва Добрянского района.

•        Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

    Очень важно, чтобы у учащихся постепенно формировалось понимание того, что они сами являются частицей бытия многих и многих поколений людей, продолжателями традиций своих земляков, своего народа, непосредственными участниками современной жизни, что они несут моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины. В этом и заключается истинный патриотизм.

Знакомясь с жизнью и подвигами своих земляков, дети учатся самоотверженности, умению мобилизовать свои силы для решения поставленной задачи, гордости за своего земляка.

Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему селу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

6. Ожидаемые результаты.

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.

 

6. Сценарий урока «Письмо в далёкие сороковые».

 

Цель: расширение представлений об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами времен Великой Отечественной войны и написания собственного письма в грозные сороковые.

Задачи:

1.      прививать любовь к Родине;

2.      воспитывать чувство патриотизма.

Образовательные:

      -  Научить ребят писать письма;

Развивающие:

     - Развить речь учащихся, умение работать с текстом.

     - Повысить интерес к эпистолярному жанру.

Воспитательная:

 - Воспитать уважение к родным, воевавшим в годы Великой Отечественной войны.

-Воспитать потребность в написании письма тем, кто отдавал свои жизни во имя будущего.

- Грамотность написания письма.

 

1.Опережающее домашнее задание:

1.     Возьмите интервью у ваших близких, знакомых на тему: «Письма с фронта».

Вопросы для интервью:

1.     Есть ли в вашем семейном архиве фронтовые письма? От кого они?

2.     Чем дороги эти письма?

3.     Нужны ли письма в наше время?

2.  Этап мотивации.

На выставке – письма из семейных архивов.

2.Этап мотивации.

На выставке – письма из семейных архивов.

  -Как вы думаете, зачем люди пишут друг другу письма? Почему мы ждём писем от наших родных и близких? А часто ли вы сами пишите письма?  Что вам мешает,  или наоборот, что заставляет это делать?

-Предположите, из какого количества слов состоит самое длинное письмо, отмеченное в «Книге рекордов Гиннеса»?( Алан Форман (Англия) написал своей жене Джанет самое длинное письмо, состоящее из 1402344 слов. Письмо он начал писать 3 января 1982 года и закончил 25 января 1984 года. Оно - зеркало души .)

- Сегодня мы говорим с вами о письмах с фронта. Это особые письма. Почему? (Ответы ребят).

Предоставляется слово ученикам, бравшим у близких интервью. Они рассказывают о письмах с фронта, хранящихся в семейных архивах, зачитывают эти письма.

Вопросы учителя:

- Мы с вами познакомились с письмами, отправленными с фронта, из тыла. Они действительно имели для людей того времени огромное значение. А сейчас прочтите текст и  ответьте на вопросы.

   – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

      – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

   – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

   (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

    (8)Анна Федотовна уточнила:

 – (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.

(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, –пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –(28)И пожалуйста, верните мне все документы.

29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась,

но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву)

Вопросы по тексту: 

- Чем являются письма для Анны Федотовны? В каком предложении содержится ответ на этот вопрос? (Предложение 17 – «бесценные листочки»).

- Почему для Анны Федотовны письма –«бесценные листочки»?

Обратимся к «Толковому словарю.

Бесценный:  

       1. Очень ценный; неоценимый.

       2. (Перен. Близкий сердцу, дорогой, милый).  Они дороги женщине как память о дорогом человеке – сыне, в них – его чувства, мысли, слова, гордость за него. Благодаря письмам он всегда рядом, каждый день и каждый час. С помощью писем ведётся диалог двух душ. 

- Чем являются письма для ребят?

Это всего лишь документы для  музея. Автор использует лексический повтор, подтверждая эту мысль.

Обратимся к Толковому словарю.

ДОКУМЕНТ - деловая бумага, служащая доказательством чего-н., подтверждающая право на что-н. (офиц.).

Заменяя слово «письма» контекстным синонимом «документы», мальчик  невольно говорит о том, что для него они всего лишь деловая бумага, необходимая музею.

         Эту мысль можно было бы оспорить, однако грамматическая форма составного глагольного сказуемого в предложении 19 («должны передать») подчеркивает официальность требования школьника.

   - Почему для школьников письма – просто ДОКУМЕНТЫ? (Может быть, оттого, что сами они таких писем не писали и не получали?)

Звучит песня Е. Мартынова на стихи А. Дементьева «Письмо отца»:.

Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,

На конверте в углу номер почты стоит полевой.

Это в сорок втором мой отец написал моей маме

Перед тем, как идти в свой последний решительный бой.

«Дорогая моя, на переднем у нас передышка,

Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.

Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку,

Знай, что вас от беды я всегда сберегу».

Я читаю письмо, и как будто все ближе и ближе

Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.

Я читаю письмо, и сквозь годы отчетливо слышу

Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец.

Я читаю письмо, а за окнами солнце смеется,

Новостройки растут, и сердца продолжают любить.

Я читаю письмо и уверен, что если придется,

Все, что сделал отец, я сумею всегда повторить.

Работа над репродукцией картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта» .

Краткая справка - сообщение учащихся об авторе картины и истории её создания.

- Как вы думаете, почему картина называется «Письмо с фронта»?

- Каким настроением, на ваш взгляд, проникнута она?

- С помощью какой цветовой гаммы передает художник это настроение?

- Как вы думаете, каково содержание письма, которое читают и слушают герои картины?

В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов воплотил атмосферу жизни советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, композиция буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.… Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.

     - Исторические данные. По данным Управления военно–полевой почты, в годы войны ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем. Они тонкой ниточкой надежды и веры соединяли мужей и жен, детей и родителей. Письма доставлялись с фронта и на фронт разными способами — на лошадях, на машинах, пешком. Ни одно письмо не должно было затеряться или попасть в руки врага. Воинская почта стала бесплатной уже в самом начале войны. На письмах и открытках ставились специальные штемпели ―письмо красноармейца и ―доставка бесплатно. В штабе каждого соединения бесперебойно работали военно–почтовая база и полевая почтовая станция. Каждой воинской части был присвоен трех– или пятизначный номер полевой почты, на который приходили письма и с которого они отправлялись.

- Чем по внешнему виду отличались письма с фронта? (Ответы ребят.  С началом войны в стране возникли трудности с обеспечением населения и армии конвертами, и бесхитростной солдатской придумкой стали знаменитые треугольники, или бесконвертные письма. Сложенное треугольником письмо было удобно для прочтения военной цензурой. Хотя, конечно, главными цензорами были сами солдаты, не позволяя себе рассказывать о фронтовых трудностях и горестях. Писали–то они в тыл, а там хватало своих бед...)

     Получение письма - всегда большое событие для солдата. Его обычно читали коллективно и оживленно обсуждали. Легче было переносить голод, даже отсутствие курева, чем длительные перерывы в получении письма из дома. Солдат на фронте как бы жил в двух мирах - здесь, с товарищами по войне, и там, среди родных и близких. Характер письма зависел от конкретно пишущего человека, его, адресата … Нельзя забывать и о том, что до войны многим из солдат вообще не приходилось что-либо писать, а письма тем более. Поэтому большинство из них бесхитростны, характера бытового, без пространных рассуждений. Григорий Чупров, уроженец д. Чукчино Усть-Усинского района 9 августа 1942г. После привета родным сообщал о себе следующее: «…я уже вчера писал письма. Но сегодня, перед вступлением в бой, еще сообщаю, что иду в

бой. Если после боя буду жив, буду писать, а не будет вести, то погибну. Предстоит драться здорово. С приветом, Гриша. Но ничего, не тушуюсь, уже не в первый раз бить фашистов. Адрес старый». Это все письмо. Главное было послать весточку родным и получить от них ответ. Его очень ждали.

4.Этап планирования и уточнения цели.

-Если бы Вы к уроку написали письма в далёкое военное время, в грозные сороковые, адресованные  вашим близким, знакомым или просто бойцу, какие трудности возникли бы у вас при написании письма? (Как написать письмо, чтобы оно воодушевило, о чём написать, с чего начать и чем закончить письмо  и т.д.)

- Почему у вас возникают эти трудности? (В наше время с письмами мы встречаемся редко ввиду того, что есть множество других видов связи, а также сам повод для написания письма необычный – письмо в далёкие сороковые).

- Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы сможете определить цель сегодняшнего урока. (Научиться писать письма).- Что для этого необходимо?  (Необходимо выяснить, что такое письмо, какова его структура, языковые особенности, а также надо хорошо знать факты жизни близкого человека, которому адресовано письмо).

-Каким будет ваш конечный результат? (Написание письма. Это будет не просто письмо, о письмо на войну в далёкие сороковые).

5. Этап осмысления новых сведений и способов деятельности.

1)  Определение жанра.

- Сформулируйте, что такое письмо. (Звучат варианты определения слова, предложенные учениками).

Из толкового словаря В. Ожегова:

•   написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь

•   одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями

•   общение на расстоянии;

•   бесценные свидетельства времени, исторические документы.

•   выражение нашего внимания, заботы,  любви;

•   обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте.

- Внимательно прочтите  слова греческого учёного Деметрия из книги «О стиле»: «Письмо должно быть написано тем же слогом, что и диалоги. В письме, как и в диалоге, проявляется человеческий характер. Почти каждый из нас запечатлевает в письмах образ своей души».

- Прав ли древнегреческий философ, утверждая, что письмо похоже на диалог? Аргументируйте свой ответ. О чём вы будете вести в своём письме «диалог поколений»?

2) Структура письма.

- Если опираться на письма из ваших семейных архивов, можно ли выделить структурные особенности письма? (Ответы учеников).

- Схема текста личного письма:

1. Обращение- приветствие.

2. Причина, побудившая написать письмо.

3. Основная часть.

4. Вопросы и пожелания адресату.

5.Заключение.

Учащимся предлагается обратиться к письмам из архива и проследить их написание по схеме. Ребята видят, что в зависимости от ситуации письмо может и не соответствовать данной схеме.

3) -Какие чувства вы вложите в своё послание на войну?

Рефлексия. Сегодня вы познакомились с фронтовыми письмами и попробовали сами написать письмо своим близким, сражавшимся на фронте. Что изменилось в ваших взглядах на такое понятие как «письмо»? Нужно ли писать письма?

Домашнее задание.  Эпистолярный жанр – это «труд души, обращенный к другому человеку». В связи с тем, что нынче исполнилось 70 лет со дня   Великой Победы, и те страшные годы мы должны помнить, а солдат чтить,   я предлагаю вам написать письмо в далёкие сороковые.

Приложение.  Письма в сороковые, написанные учащимися.

   ***

Пишу тебе письмо, солдат,

В тот год далёкий, сорок пятый.

Я верю, будешь ему рад,

Оно – награда за утраты.

Сегодня в годы фронтовые

Увёл меня далёкий след,

Туда, где все ещё живые,

И всем – по девятнадцать лет.

Ты там, где пули грозно свищут,

К земле склоняя вас,

ни в чём невинных,

Где из-за страшных ран

бойцы покоя ищут,

После мучений долгих, сильных,

И вспоминают маму, дом родной,

Как жили в юности

беспечной, озорной,

А завтра – снова  бой…

Мы ждём тебя ,солдат, домой,

Храни тебя Господь от бед,

Ты славно послужил, родной,

И на земле оставил добрый след!

 Кучумова Оксана

 

Письмо деду в 1945-й.

Здравствуй, дедушка родной,

Уже давно простились мы с войной.

Всё было, не жалел ты

молодость свою,

Друзей терял и близких ты в бою…

Но знай, что если б не война,

Судьба б тебя с любимой не свела!

Моя бабуля санитаркою была,

Война ее не пощадила, умерла она…

На днях я в библиотеку я зашла

И книгу о войне читать взяла.

Эту книгу нашла я случайно,

Её герои любили жизнь отчаянно!

Многие были совсем молоды,

Может, такие, как я, и ты.

Мне очень жалко тех людей,

Что защищали жен своих, детей,

И свой народ, и Родину свою…

Сейчас хотела б быть с тобой,

А не сидеть, скучая в комнате пустой!

Сижу и размышляю я о том,

Беда явилась не в один наш дом.

Сколько горя принесла война,

И сколько жизней унесла она!

Молю я Бога, чтоб опять не началась

Жестокая битва в России у нас!

Байкузина Женя

 

Письмо деду в 45-ый.

Здравствуй, дедушка родной,

 Увидеться хочу с тобой.

Как живешь ты на войне?

Я так скучаю по тебе!

Прошу тебя, вернись домой

Путь раненный, но все ж живой!

Мне без тебя и свет не мил,

Молю, чтоб бог тебя хранил!

Письмо прочтешь и улыбнёшься.

Я помню дед, как ты смеешься,

Как зимой с тобою мы

Лепили снежные комы,

Как ты рассказывал мне сказки,

Катались с горки на салазках,

Но жаль, былого не вернешь...

Еще я помню — подойдешь,

Меня обнимешь, приласкаешь

 И на коленях покачаешь. 

Вот если б я была с тобой,

Я  за тебя была б горой!

А каково же там тебе

На этой проклятой войне!

Крепись, дедулечка родной,

Я мысленно всегда с тобой.

Ведь ты дошел уж до Рейхстага,

Ведь ты боец, с тобой отвага,

IIройдёт, быть может, страшный бой

И ты вернёшься к нам домой.

Поверь, не зря ты воевал,

Ты детство всех детей спасал!

Спасибо, дед, что ты на свете есть,

И это для меня большая честь -

Иметь дедулечку, как ты.

Пусть наши сбудутся мечты!

Ты постарайся выжить, дед,

И сохрани в  глазах веселья след.

Быть добрым трудно на войне,

Но это очень нужно, дед, поверь ты мне!  Чудакова Татьяна

 

Письмо деду в 45-й.

Беру я старенькое фото,

На нем знакомое лицо.

Как будто в сердце шепчет кто-то,

Что , мол, родное мне оно.

На нем усталость и отвага,

 Ему  еще так мало лет...

Но мне другого и не надо,

Ведь это мой по крови дед.

Под Сталинградом он сражался,

И там же друг его убит.

Но вновь и вновь дед возрождался,

Как  будто Бог его хранит.

Хочу писать ему письмо я,

Пойдет оно через года.

Была страна тогда другою,

И не было еще меня.

А что писать, я точно знаю!

Пишу: Победа впереди!

 И ждет семья тебя родная,

 А ты воюй и приходи.

 Мы чтим, тебя боец, за смелость,

 Она Победу принесла.

 Я знаю, что порой хотелось

 Ужасно выжить и тогда

 Сжимал стальною волей слабость,

 В атаку шел ты на врага,

 А нам принес на землю радость.

 Тебя забыть не в силах я!

Но что слова, слова – пустое ...

К могилке деда я схожу

И перед красною звездою

Цветов букетик положу.

И вновь приду. Приду и молча

Детей к могиле подведу,

Я им скажу как можно громче,

Что  ты отвел от нас беду.

Пройдут года, и, я надеюсь,

Придут к тебе и их сыны.

Пусть знают, помнят поколенья:

Быть в мире не должно войны!!!

   Танкова Лариса

                        ***

    Здравствуй, братик  мой родной, почему  ты нам не   пишешь, я скучаю, очень жду  и  верю, что ты скоро вернешься. Братишка мой милый, у нас случилась беда, помнишь мальчика с соседнего двора, он на мине подорвался. Братишка, я очень боюсь, всюду мины и пули летают, слышны стоны и кровь под ногами.  Братишка мой милый, родной, Когда же кончится эта война?! Мама просила молчать,  ничего тебе не писать, но я не могу, ведь ты должен знать, что отца  на расстрел повели. Фашисты проклятые, ироды разруху и смерть с собой принесли. Пытать бы их, так как детишек пытали, губить, убивать, как они убивали, да нельзя так с  людьми поступать. Ну, всё братишка, заканчиваю писать, люблю, тебя очень и буду я ждать!             Черняева Алиса, 6 класс.     

 

 

Литература:

1.  Великая Отечественная война в письмах./сост. В.Г.Гришин. М.: Политиздат, 1982. – 315 с.

2.  Корнева Т.А. Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8-11 классы. М.: Глобус, 2008. – 252 с.

3. Райцева Е. В. Формирование патриотизма на уроках русского языка [Текст] / Е. В. Райцева // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 172-174.

4.  Типаева Т.В. История. Опыт патриотического воспитания. 5-9 классы. Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.