Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение Северного района Новосибирской области
детский сад «Сказка»
«Цветочная клумба»
( проект в старшей группе по экологическому воспитанию)
Посадили
мы цветы небывалой красоты.
Все цветочки разные: белые и красные,
Желтые и синие – все цветы красивые
Как прекрасен каждый цвет –
лучше нашей клумбы нет!
Подготовила:
Воспитатель: Сандзюк Дарья Валерьевна
8-913-706-09-56
vospitki@mail.ru
Руководитель организации: Крестьянова Ирина Эткаровна
с.Северное 2024год
Вид проекта: познавательно-творческий
Участники: дети старшей группы (11 человек), воспитатели, родители
Срок реализации: 3 июня-17 июня
Аннотация к проекту «Цветочная клумба»
В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете. Это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.
Проект «Цветочная клумба» направлен на расширение чувственного опыта и развития экологического мышления, рассчитан на 10 дней. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом. Проект носит комплексный характер - включает в себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую деятельность, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности детей, родителей. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.
На первом этапе работы, проводя прогулку по территории детского сада, внимание детей было обращено на опустевшие цветочные клумбы, мы задумались о том, что необходимо украсить место, где мы проводим много времени. Определи цели, задачи проекта, ожидаемые результаты, составили план работы и активно приступили к созданию новых цветников.
На втором этапе, путем исследования, дети не только узнали названия цветов и их внешний вид, но также и полезные качества для человека и насекомых, особенности их жизнедеятельности, условия их роста. В процессе работы естественным образом происходило развитие познавательных процессов. Особое внимание уделялось формированию ценностно-смысловых установок и принципов поведения в интересах гармонизации общества и природы. Рассаду однолетних цветов, для нашей клумбы, дети выращивали вместе с родителями.
На заключительном этапе: выставка творческих работ детей и родителей, оформление клумбы, создание интеллект-карты «Садовые цветы». Организация трудовой деятельности дошкольников в цветнике, на участке создали условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Красота, созданная своими руками, станет основой чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда. Кроме того, наша деятельность сопровождалась положительными эмоциями, дети были очень увлечены данным процессом.
1 этап - организационный
1. Изучение методической, научно-популярной, художественной литературы.
2. Постановка целей и задач.
3. Определение актуальности и значимости проекта.
4. Дидактическое и методическое оснащение проекта.
5. Групповая консультация для родителей о целях и задачах проекта, анкетирование родителей.
Актуальность проекта:
Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения.
Во время прогулки я обратила внимание детей на пустые цветники. Вспомнили, какими они были красивыми прошлым летом. Мною был задан вопрос: «Кто сажает цветы или может они сами вырастают?» Дети высказали свои предположения. «А могли бы вы сами вырастить цветы для клумбы?», на что был дан положительный ответ, но у детей не было представления о том, какие цветы садить, затруднялись в определении факторов влияющих на их развитие.
Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения».
Поэтому мы решили, изучить литературу и интернет-ресурсы о садовых растениях, благоприятных для нашего климата, решили благоустроить клумбу нашего участка.
Цель проекта: Формирование у ребёнка положительного отношения к природе, изучение особенностей растительного мира, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи проекта:
для педагога:
1. Изучить методическую, научно-популярную, художественную литературу по теме, в целях повышения компетентности в вопросах экологического воспитания детей;
2. Создать развивающую среду в группе по теме экологического воспитания детей.
для детей:
1. Формировать предпосылки экологической грамотности;
2. Расширить представление о садовых растениях, об их пользе;
3. Познакомить детей с приемами посадки семян;
4. Воспитывать бережное отношение к цветам, желание помочь педагогу в уходе за ними;
5. Учить детей замечать красоту цветов на клумбе, воспитывать чувство восхищения;
6. Способствовать развитию творческих способностей детей.
для родителей:
1. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
2. Способствовать повышению компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.
Планируемые результаты проекта:
для педагогов:
1. Создана развивающая среда по теме экологического воспитания;
2. Повысился уровень компетентности в вопросах экологии.
для детей:
1. Сформированы предпосылки экологической грамотности;
2. Расширились представления о садовых растениях, об из пользе;
3. Сформирован познавательный интерес к природе, умеют устанавливать причинно-следственные связи в процессе решения экологических проблем;
4. Сформированы трудовые умения и навыки по уходу за цветами, бережное отношение к труду людей;
5. Дети самостоятельно наблюдают и замечают красоту растительного мира;
6. Развиты творческие способности детей.
для родителей:
1. Получили ряд положительных эмоций от совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
2. Повысился уровень компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.
Работа с родителями. Анкетирование родителей по вопросам экологического образования детей в семье. Создание папки «Садовые цветы», участие в выставке «Садовые украшения». Консультация «Рассаду, каких цветов выращивают дома» и «Природа в жизни дошкольника». Организация фотовыставки «Дети и цветы»
Методы и формы реализации проекта:
- беседы;
- экспериментирование;
- продуктивная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- наблюдения в уголке природы и на прогулке;
- подвижные игры;
- рассматривание фотографий, альбомов, иллюстраций.
- взаимодействие с родителями.
Методы и формы оценки результатов:
Диагностика проводится на начальном этапе реализации проекта и в завершении проекта. Баллы фиксировались и далее определялся уровень сформированости. (С-сформированы знания, СФ-стадия формирования, НС-не сформировано)
2 этап – основной
План мероприятий по реализации проекта.
|
||||
Дата |
Виды деятельности |
Дидактические игры
|
Художественное творчество |
Чтение художественной литературы |
3.06.24
|
Беседа на тему «Цветы – красота природы» |
|
Рисование: «Мой любимый цветок» |
«Цветик - семицветик» В. Катаев
|
4.06.24 |
Беседа «Зачем нужны цветы (о пользе цветов)»
|
Д/и «Собери цветок» |
|
Слушание музыки: В. Моцарт «Цветы» |
5.06.24 |
Беседа «Какие бывают цветы? »
|
Д/и «Назови лишний» |
Поделки «Букет цветов» |
|
6.06.24 |
Беседа «Что нужно цветам? »
|
Д/и «Какого цветка не стало?» |
Аппликация «Что нужно растениям?» |
«Волшебные
цветы Иды» Х. К. Андерсен |
7.06.24 |
Беседа на тему: «Клумба» (с просмотром презентации)
|
Д/и «Укрась цветами ковер» |
|
«Колокольчики» А. Толстой
|
10.06.24 |
Экспериментальная работа: «Посадка семян цветов: бархацев, сальвии» Опыт: «Где семена быстрее взойдут?»
|
С/р игра «Дизайнер» Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветки» |
Лепка: «Выросли цветочки» |
«Аленький цветочек» А. Аксаков
|
11.06.24 |
Исследовательская деятельность: «Наблюдение за рассадой»
|
Д/и «Угадай цветок по описанию» |
|
Заучивание стихотворений о цветах. «Посадили мы цветы небывалой красоты» «Катя леечку взяла» Н. Нищеева
|
13.06.24 |
Опыт: «Если долго не поливать цветок» Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов
|
П/и «Садовник» Пальчиковая гимнастика «Лепестки» |
Оригами «Тюльпан» |
Загадывание загадок о цветах
|
14.06.24 |
Привлечение детей к созданию клумбы на территории
детского сада; |
П/И «Мы – цветы» |
Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Садовые украшения» |
Прослушивание И. Чайковский «Вальс цветов» |
17.06.24 |
Уход за цветником (рыхление, борьба с сорняками) |
|
Составление интеллект-карты «Садовые цветы» |
|
3 этап – заключительный
Диагностика. Анализ полученных данных.
Рекомендации родителям.
Итоговое мероприятие:
Оформление клумбы на участке.
Создание интеллект-карты «Садовые цветы».
Продукты проекта:
Ухоженные клумбы на участке детского сада.
Интеллект-карта «Садовые цветы».
Картотека «Экологические игры».
Альбом «Садовые цветы».
Полученные результаты:
Диагностика проводится на начальном этапе реализации проекта и в завершении проекта.
N п/п |
ФИ ребенка |
Различать и называть садовые цветы |
Части растений и их функции |
Стадии развития и роста растений |
Особенности ухода за садовыми растениями |
Как называется профессия человека, который ухаживает за цветами? |
Зачем выращивают цветы? |
Какой инвентарь нужен для ухода?
|
Уровень |
||||||||
|
|
Н |
К |
Н |
К |
Н |
К |
Н |
К |
Н |
К |
Н |
К |
Н |
К |
Н |
К |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты фиксировались и далее определялся уровень сформированости (С,СФ,С)
Анализ данных показал следующее:
С-0% СФ-36% НС-64% С-50% СФ-50% НС-0%
Таким образом, можно сделать вывод, что в группе видна положительная динамика развития экологических представлений дошкольников. Так же есть к чему стремиться и достигать новых поставленных целей и задач.
Перспективы: Планируем продолжать благоустройство зоны отдыха, расширить цветочно-декоративное содержание клумб и заложить аллею выпускников из плодово-ягодных деревьев.
Выводы: Работая над проектом «Цветочная клумба», дети расширили свое представление о садовых растениях; узнали, какие растения наиболее благоприятны для нашего климата; узнали, как правильно высаживать рассаду разных цветов. Воспитанники ответственно подошли к вопросу расположения цветов на клумбе, и были очень заинтересованы в украшении участка цветами. Этот проект открыл возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Участие детей в данном проекте позволило сформировать у них ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру. Приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта создало атмосферу тепла и доверия между ними и педагогическим персоналом, расширило их знания о правилах подбора растений для цветочной клумбы.
Заключение: Совместная работа над проектом позволила нам стать более общительными, активными, внимательными, ответственно относиться к выполнению своей части работы. Данный проект развивает чувство коллективизма, эстетический вкус, трудолюбие, ответственность, патриотизм, а жителям детского сада и гостям, приносит радость и пользу.
Информационные источники, используемые при подготовке конкурсной работы:
1. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» – М.: Мозайка – Синтез, 2010;
2. Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина «Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период» . – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013;
3. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» + CD / - СПб.: Детство-Пресс, 2001;
4. Гризик Т.И. «Познаю мир» - Москва: Просвещение, 2007;
5. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» М Сфера 2003;
6. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015;
7. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011;
8. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии – М.: Карапуз-дидактика, 2008;
10. Горбунова Г.А. «Развитие экологической культуры дошкольников» // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.;
11. Присакарь А.Д. Эколого-развивающий комплекс как средство формирования положительного действенного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста (в 2 частях) Пангоды 2014 г;
12. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе. Издательство: Лакоценин С. С.
Серия: Педагогика нового времени ISBN 5-98225-021-X; 2007 г.
13. Интернет-ресурс
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.