Педагогический проект «Развитие коммуникативных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Оценка 4.9

Педагогический проект «Развитие коммуникативных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

Оценка 4.9
Особые потребности
doc
05.03.2020
Педагогический проект «Развитие коммуникативных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Развитие коммуникативных умений .doc

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

«Развитие коммуникативных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

учителя начальных классов

высшей  квалификационной категории

ВОСТРУХИНОЙ ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

Обоснованность актуальности проблемы профессионального опыта

Потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативных умений.

Современные изменения общественных, социокультурных условий находят непосредственное отражение в учебно-воспитательном процессе, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

С 2007 года я работаю в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Новосибирска «Средней общеобразовательной школе «Перспектива». Все учащиеся МБОУ СОШ "Перспектива" имеют справку КЭК  и  им по состоянию здоровья лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения рекомендовано индивидуальное обучение на дому.

Контингент обучающихся составляет неоднородную группу по нарушениям здоровья и проявлениям дефектов развития. Это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы. В некоторых случаях нарушения развития вызваны микросоциальными, средовыми причинами не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию и т.д.

Нарушенное развитие имеет свои закономерности, характеризующие как отставание в развитии психики, так и достаточные компенсаторные возможности.

В первый год работы я столкнулась с проблемой, которая заключается в том, что у данной категории обучающихся нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Коммуникативные умения относятся к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание, особенно в обучении и воспитании детей  с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями  испытывают значительные затруднения в формировании навыков социальной коммуникации, поскольку для них ограничен доступ к различным источникам информации по следующим причинам:

– недостаточная мобильность;

– недоразвитие навыков межличностного взаимодействия;

– неприятие их большинством детей с нормальным развитием.

Коммуникативные умения ученика оказывают влияние на многие сферы деятельности ребёнка.

Во-первых, они  влияют на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативных умений во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативные умения учащихся могут  рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Опираясь на  основную цель деятельности школы надомного обучения: создание и поддержание оптимальных условий  обеспечивающих обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, возникла идея создания определенной системы для развития коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья средствами сюжетно-ролевых игр, которые бы способствовали  качественному образованию и эффективной социализации.

На данный момент отмечается недостаточная разработка механизмов и подходов к формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. По-прежнему в учебно-воспитательном процессе преобладает односторонняя трансляция детям знаний без установки обратной связи с учащимися. Детей учат не столько размышлять и адекватно высказывать свои мысли, сколько полагаются на возможности запоминания ребенком предлагаемого материала. Это противоречие отмечает в своих работах  Ш. А. Амоношвили. Он пишет, что учебно-воспитательный процесс является эффективным и полезным, в том случае, если в этом процессе педагог развивает желание высказываться, читать, писать и т.д., а не концентрируется на формальной передаче знаний, и на самом формальном умении. При таком подходе перед учителем возникает ряд проблем, которые ставят вопрос, как организовать образовательный процесс, чтобы помочь ребенку  овладеть основами коммуникативной компетентности детей, способствующей его успешной социализации, развитию культуры общения.

Таким образом, определена тема самоанализа: «Развитие коммуникативных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».

 Цель: развитие коммуникативных умений младших школьников с ограниченными возможностями через различные виды деятельности.

Раскрытие путей решения профессиональной проблемы

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

1.     Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по развитию коммуникативной компетентности младших школьников.

2.     Используя различные  методики в тесном сотрудничестве с школьным психологом выявить имеющийся уровень развития коммуникативных умений учащихся.

3.     Выявить дидактические средства, способствующие развитию коммуникативных умений  младших школьников;

4.     Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.

5.     Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

В своей педагогической деятельности руководствуюсь принципами:

                  I.            Коррекционно-развивающего обучения:

ü принцип коррекционной направленности;

ü принцип воспитывающей и развивающей направленности;

ü принцип научности и доступности обучения;

ü принцип систематичности и последовательности обучения;

ü принцип коммуникативной направленности;

ü принцип связи обучения с жизнью;

ü принцип наглядности в обучении;

ü принцип сознательности и активности;

ü принцип индивидуального и дифференцированного подхода;

ü принцип единства диагностики и коррекции.

                II.            Деятельностного подхода и диалогического воспитания, изложенных в работах А.Н, Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова:

ü  принцип учета сензитивных периодов развития;

ü  принцип определения «зоны ближайшего развития»;

ü  принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

ü  принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

ü  принцип сотрудничества;

ü  диалогический принцип.

Раскрывая содержание и структуру коммуникативных умений, следует обратить внимание на существенные и отличительные признаки, характеризующие понятия «умения» и «навыки».

Элементарное умение – это действие, которое образуется сознательно

на основе знаний. Структура действия не варьируется субъектом. Действие

недостаточно отработано, выполняется медленно. В результате повторения

это действие может быть доведено до навыка.

Навык – действие, которое совершается субъектом быстро, легко, уверенно, по привычке, не задумываясь. Осуществляется при отсутствии или минимальной затрате умственных, волевых усилий.

Сложное умение – это действие, которое включает в себя элементарные

умения, навыки; общая структура действия варьируется. Это действие

не связано с приобретением свойств навыка, оно совершенствуется в сторону мастерства, творчества.

Коммуникативные умения – это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое

поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

Коммуникативные умения по своей структуре являются сложными умениями высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения.

Работу по развитию коммуникативных умений реализую по следующим направлениям, подразделяя их на группы:

Группа информационно - коммуникативных умений состоит из умений:

ü вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение);

ü ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намерения, мотивы общения);

ü соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты, мимику, символы; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал).

Группа регуляционно - коммуникативных умений состоит из умений:

ü согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление самоконтроля и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий и операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий);

ü доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, сообщать о своих намерениях, давать советы и доверять советам других, доверять как получаемой информации, так и своему товарищу по общению, взрослым, учителю);

ü применять индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, математические символы, музыку, движение, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного использования художественной, научно - популярной, справочной литературой, словарем в учебнике);

ü  оценивать результаты совместного общения (критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному).

Группа аффективно - коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Развитие коммуникативных умений в ходе интерактивного обучения учащихся осуществляется учителем поэтапно и заключается в следующем:

ü раскрытие учащимся значения коммуникативных умений;

ü ознакомление учащихся с содержанием и структурой умений при распределении ролей;

ü включение учащихся в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями;

совершенствование усвоенных школьниками коммуникативных умений в их творческой деятельности.

Аргументированность инновационных преобразований в сфере организации учебно – воспитательного процесса

В своей работе активно использую современные педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, разноуровневое обучение, элементы ИКТ, проблемно-диалоговое, особое внимание уделяю интерактивным методам обучения. Понятие «интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка, ребенка и ребенка.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в решение общей задачи: идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

В своей работе использую следующие методы интерактивного обучения:

ü работа в парах - плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу. Примерами такой работы может обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д.

ü «Мозговой штурм» (атака) «Мозговая атака», «мозговой штурм» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
«Мозговая атака» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу

ü мини-лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед ее началом можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме.

ü Работа в группах позволяет настроить каждого слушателя на контакт. Работа в малой группе эффективна при решении практической задачи (с различными данными) в процессе изучения и закрепления новой темы;

ü Ролевая игра - разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями.

ü  Игровые упражнения, использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ естественных наук. При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только интересной игрой. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.

ü  Разработка проекта- этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей.
Участники могут обратиться за консультацией, дополнительной литературой в специализированные учреждения, библиотеки и т.д.
Можно предложить участникам собрать публикации из газет, фотографии, статьи, касающиеся вопросов темы, а затем обсудить эти материалы со всей группой.

ü  Решение ситуационных задач. Учащимся предъявляется ситуация, связанная с учебным материалом по данной теме и требующая принятия решения по определенной системе поведения в данных условиях (ситуационные игры)

ü Дискуссия группы экспертов - целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

ü Поиск информации - метод применяется, если нужно как-то оживить сухой материал. Суть его в том, что происходит командный поиск информации, которая дополняет уже имеющуюся с последующими ответами на вопросы. Для групп разрабатываю вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале. Определяю время, на протяжении которого нужно проанализировать информацию и найти ответы на вопросы.

ü «Аквариум», форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей.

ü Инсценировка

ü  Проигрывание ситуаций

ü  Выступление в роли обучающего

ü  Обсуждение сюжетных рисунков

ü Опрос–Квиз (контроль)

ü  «Цепочка»

 

Уровни сформированности коммуникативных умений учащихся отслеживались в течение 2008-2011 годов с помощью педагога-психолога Низковских М.Ю., которые отражены в приложении  (Приложение 1)

Для отработки умений и навыков сглаживания конфликтов, повышение доверия, развитие убедительной речи, развитие интуиции в общении, формирование установки на взаимопонимание, совершенствование коммуникативной культуры во внеклассной  и урочной деятельности использую такие коммуникативные упражнения:

ü  "Всеобщее внимание" Развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения. Формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.

ü  Выход из контакта" Отработка техник выхода из контакта.

ü  "Дискуссия". Совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

ü "Диспут" Развитие умений и навыков активного слушания.

ü  "Доброжелательное выспрашивание". Создание эмпатийного фона общения. Обмен равнозначной информацией.

ü "Интервью". Развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков. Формирование навыков интервьюирования с учетом снятия мотивационных искажений.

ü   "Комфортное расстояние". Демонстрация на практике участникам понятия комфортного расстояния.

ü    "Мимика и пантомимика". Репетиция перед зеркалом.

ü    "Ответ на агрессию" Репетиция конструктивного реагирования на агрессию в давление.

ü  "Ответы на агрессивные вопросы" Отработка схем реагирования на агрессивные вопросы.  

ü "Преувеличение или полное изменение поведения". Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.

ü  "Работа с ассоциациями". Развитие внимания в общении.

ü   "Рекламный ролик", развитие асертивности, уверенного поведения в общении, презентации.

ü   "Умение дурачиться", выработка у участников группы умения вежливого отказа.

Речевые упражнения, развивающие устную и письменную речь и многие другие.

Совершенно новое качество идея интерактивного обучения приобретает с использованием интерактивных компьютерных технологий. Здесь интерактивность достигается за счёт специальной организации обучающих компьютерных программ, а также использованием таких технических средств обучения, как интерактивная доска. На мой взгляд, осмысление роли данных интерактивных средств в обучении, разработка для них соответствующих дидактических пособий способны принципиально изменить традиционное обучение, поднять его на новый качественный уровень..Поэтому, чтобы максимально повысить качество знаний учеников, максимально их заинтересовать и увеличить их личностные компетенции, я соединяю интерактивное обучение с использованием аудиовизуальных и мультимедийных средств. Что является особо актуальным для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые особо нуждаются в визуализации знаний.

В результате урок более индивидуализирован, благодаря использованию аутентичных материалов, прежде всего визуальных. Визуальный материал должен быть очень ярким, образным; неоднозначным и пригодным для анализа. Сочетаю различные виды материалов - фото, плакаты, тексты, видео, схемы, диаграммы. Мной накапливается методическая база электронных материалов для дальнейшего использования: интерактивные плакаты, тесты, интерактивные презентации. В своей работе использую мультимедиа-продукт “Уроки Кирилла и Мефодия”, которые содержат медиа-иллюстрации, тесты и проверочные задания, видеофрагменты, анимации, интерактивные тренажеры.

Качество ресурсного обеспечения

Ресурсное обеспечение процесса обучения в свете темы, заявленной в самоанализе, является достаточным для его реализации:

ü кабинет снабжен комплектами разноуровневых дидактических материалов, дидактические материалы к «нетрадиционным урокам»

ü имеется компьютер, принтер;

ü имеется постоянный выход в Интернет через оптоволоконную линию;

ü в кабинете в достаточном объеме дополнительная литература (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);

ü имеются электронные пособия, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.

Кроме того, в школе имеется компьютерный класс, доступный по предварительной заявке, учебные кабинеты, оборудованные интерактивными досками, плазменными телевизорами,  профессиональный педагог-психолог первой квалификационной категории, в его распоряжении кабинет со всем необходимым для проведения диагностических тестовых процедур, учитель- логопед первой квалификационной категории.

 

Уровень квалификации аттестуемого

Уровень квалификации для работы по заявленной теме: высшее образование, полученное в  Московском педагогическом государственном университете по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология», позволяет мне эффективно пополнять знания не только во время курсовой подготовки, но и в процессе самообразования. Тщательно изучаю данные об обучающихся,  для создания благоприятного психологический климата. Постоянно стремлюсь искать новые методы и способы эффективного педагогического взаимодействия с детьми. Самостоятельно осваиваю  новые компьютерные программы и использую их при подготовке к урокам, подготовке презентаций, учитывая образовательные потребности учащихся.

         В  своей работе я применяю различные формы уроков:  урок - лекции, уроки – семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии,  уроки-консультации, интегрированные уроки, театрализованные уроки, уроки-соревнования,  уроки  с дидактической игрой, деловые  игры, ролевые  игры и т.д.

Качество образовательных программ

Используемые рабочие программы учебных курсов разработаны в полном соответствии  с требованиями Государственного образовательного стандарта, учитывают специфику школы надомного обучения, опираются на УМК, допущенные Министерством образования и науки РФ. Обучение младших школьников моего класса ведется по программе УМК «Школа России», соответствует объему содержания массовой общеобразовательной программы. Но при этом процесс обучения выстроен таким образом, что большое внимание уделяется коррекционной направленности образования.

Позитивная динамика учебных достижений учащихся

На уроках русского языка уделяю большое внимание профилактике дисграфических и орфографических ошибок на уроках русского языка, все письменные работы учащихся сопровождаются соответствующими видами языкового анализа (фонетического, морфемного, морфологического, словообразовательного). Включаю упражнения, развивающие логическое мышление детей: умение анализировать, группировать и систематизировать понятия, осуществлять классификацию. Кроме этого, использую разнообразные и приемы работы такие, как: различные виды словарной работы, приемы работы с толковым словарем, зрительные и слуховые диктанты, игры, ребусы, анаграмма, задания исследовательского характера и другое.   При написании творческих, стремлюсь к тому, чтобы приучить детей не только к логической последовательности построения предложенных конструкций, но и к эмоциональной окрашенности и самостоятельности суждений, живости и непосредственности передаче мыслей.

В результате целенаправленной  систематической работы по формированию орфографической зоркости, профилактике дисграфии, коррекционно-развивающей направленности уроков удалось добиться неплохих результатов – качественная успеваемость по русскому языку составляет 100 %. (Приложение 2)

Одно из центральных мест в обучении младших школьников отводится курсу математики. При подборе заданий учитываю особенности мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, предлагаю задания различного уровня сложности. Использую всевозможные алгоритмы, памятки, таблицы, наглядный материал, карточки-помощники и т.п. Для автоматизации навыков устного счета, развития логического мышления  использую разнообразные занимательные задания и игры, например: «цепочка», магический квадрат, ребусы, головоломки, нестандартные задачи. Для проверки, приобретенных ЗУНов  провожу систематические срезовые, контрольные, тестовые работы. Качественная успеваемость по предмету составляет 100%. (Приложение 3)

Одним из предметов первостепенной важности является «Окружающий мир», предусматривающий формирование основ правильного поведения, целостного представления об окружающем мире, о месте человека в нем., обогащение нравственного опыта учащихся. При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речь, познавательных процессов, а также эмоциональной сферы. Качественная успеваемость по предмету составляет 100%.(Приложение 4)

На уроках литературного чтения уделяю большое внимание работе по коррекции звукопроизношения. При подготовке к уроку стараюсь подбирать разнообразные творческие задания, упражнения, формы и приемы подачи материала. Качественная успеваемость по предмету 100%.(Приложение 5)

На уроках физической культуры большое внимание уделяю развитию и коррекции двигательных нарушений у данной категории детей, осанки, походки, профилактике ЗОЖ, развитию мелкой и крупной моторики. Для организации уроков использую различные игры, беседы по профилактике ЗОЖ, комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без. Качественная успеваемость по предмету составляет 100 %.

Уроки ИЗО и трудового обучения строю с учетом психофизических особенностей младших школьников – неутолимой потребности в новых  впечатлениях, любознательности, желании экспериментировать.  Качественная успеваемость по труду 100%.

Эффективность работы классного руководителя во многом зависит от тесного сотрудничества с родителями учащихся. Для максимального сближения интересов родителей и школы организую совместное проведение досуга, психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

Внеклассные мероприятия провожу в различных формах: этические беседы, классные часы, часы общения, ситуативные практикумы, конкурсы, викторины, экскурсии. Все учащиеся принимают активное участие  в жизни школы и класса.

Мною была разработана программа для учащихся начальной школы «Волшебная мастерская». (Приложение  6) Художественное творчество имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из доступных видов художественного творчества является лепка. Лепить можно из разных материалов, но самым экологически чистым, безвредным, практически не оставляющим грязи, приятным для рук является соленое тесто. Лепка из соленого теста даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка: развивают речь,  повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Отмечается положительная динамика посещаемости кружка (Приложение  7)

Из четырех лет педагогической деятельности третий год являюсь руководителем методического объединения учителей начальных классов.

Уровень мотивации и интереса учеников к обучению

Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения. Очень эффективным является путь воспитания мотивации через учебную деятельность. Многочисленные психологические исследования (П.Я.Гальперин и П.Голу, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова и др.) показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению. Результаты тестирования педагогом-психологом общего уровня мотивации  обучаемых подтверждают сохранение  мотивации и повышение мотивации учащихся класса. (Приложение 8)

Активное самообразование и темп повышения квалификации

Постоянно повышаю свой методический уровень, участвуею в работе круглых столов, семинаров, конференций. В течение 2008 – 2011 годов пройдены следующие курсы повышения квалификации:

ü «Основы специальной педагогики и психологии», 144 часа, НИПКиПРО, 2008 год;

ü «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики», 72 часа, ФГОУ «Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования», 2010 год;

ü «Информационно-коммуникационные технологии  в образовательном процессе, 72 часа, МБОУ ДОВ «ГЦРО», 2010 год;

ü «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века», 72 часа, ГЦИ «Эгида», 2011 год; 

ü «Психолого-педагогические аспекты обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья», 40 часов, ГБОУ НСО ОЦДК, 2011 год

Обобщение и распространение собственного опыта

Имею публикации в виде  статей:

ü «Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья»,  электронная газета «Интерактивное образование», 2009 год;

ü «Лепка из соленого теста как средство общего развития ребенка», «Проект «Я помню! Я горжусь!» электронная газета «Интерактивное образование», 2010 год; 

ü «Влияние тестопластики на общее развитие детей»,

ü «Создание оптимальных условий для формирования коммуникативных навыков детей с особыми образовательными потребностями», электронное периодическое издание «НУМИ», 2010 год;

ü  «Волшебная мастерская (программа дополнительного образования для начальных классов)», электронное периодическое издание «Педагогическая газета», 2011 год. неоднократно отмечалась Благодарственным письмом администрации Центрального района, Почетной грамотой отдела образования администрации Центрального района, Почетной грамотой администрации Центрального района, Благодарственным письмом  Главного управления образованием мэрии города Новосибирска.

 

                      Участие в профессиональных конкурсах.

За аттестационный период приняла участие в следующих конкурсах:

ü 2010 год -  районный этап конкурса молодых педагогов «Новой школе - современный учитель», диплом за победу в номинации «Лучший педагогический проект»;

ü 2010 год -  городской конкурс молодых педагогов «Новой школе – современный учитель», благодарственное письмо ГУО мэрии города Новосибирска; 

ü 2010 год - Открытый международный конкурс «Знаем! Помним! Гордимся!», диплом участника;

ü 2010 год - Городской конкурс проектов «Новая школа Новосибирска», благодарственное письмо ГЦРО;

ü  2011 год -  Международная педагогическая  олимпиада «PED OLIMP» (художественная фотография), диплом победителя.

 

Ситуация современного школьного обучения требует от ребенка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с педагогами. Поэтому очень важно развивать у ребенка различные формы общения со взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между преподавателем и учеником, между сверстниками. Именно с целью активного коммуникативного развития младших школьников мною проводится методическая работа с 2008 года, которая позволяет решить некоторые задачи развития коммуникативных умений учащихся начальной школы.

Дети проживают в школе огромную часть своей жизни.  От того как  дети проживают каждый свой день, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня в школе, зависит результат их дальнейшего продвижения по жизни.

Систематизация  и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта, документы, подтверждающие собственные достижения и достижения учащихся, представлены в методическом портфолио.

 

Библиография

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002.

2.     Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. - Воронеж, 1998

3.     Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. – Таллинн, 1998.

4.     Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1995.

5.     Брудный А.А. Понимание и общение. – М.: Просвещение, 1989.

6.     Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. – М.: Политиздат, 1998.

7.     Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера / Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.

8.     Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. – М.: НГИК, 1994.

9.     Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М.: Флинта, Наука, 2001.

10. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М.: МУБУ, 1997.

11. Коломинский Я.Л. Психология общения. – М.: Знание, 1974.

12. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996.

13. Куницына В.П. и др. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2002.

14. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М.: Просвещение, 1985.

15. Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со

16. Никитина Л.Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ//Воспитание школьника. – 2000. - №10.

17. Развитие личности учащегося в процессе общения / Под ред. М.И. Боришевскиго. – Киев: Высш.шк., 1985.      

 

Приложение 1

Таблица 1 - Критерии оценки уровня коммуникативных умений

Критерии оценки коммуникативных умений детей

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

1

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт со сверстниками и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета

3

высокий

2

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое

2

средний

3

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении со сверстниками и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание

1

низкий

 

Динамика развития коммуникативных умений учащихся

 

 

 

Приложение 2

 

Русский язык

2009-2010

2 «А»  класс

2010-2011

3 «А» класс

2011-2012

I полугодие 4 «А» класс

а/у

к/у

с/о

а/у

к/у

с/о

а/у

к/у

с/о

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

а/у –абсолютная успеваемость, к/у- качественная успеваемость, с/о –степень обученности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Математика

2009-2010

2 «А»  класс

2010-2011

3 «А» класс

2011-2012

I полугодие 4 «А» класс

а/у

к/у

с/о

а/у

к/у

с/о

а/у

к/у

с/о

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

а/у –абсолютная успеваемость, к/у- качественная успеваемость, с/о –степень обученности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Окружающий мир

 

2009-2010

2 «А»  класс

2010-2011

3 «А» класс

2011-2012

I полугодие 4 «А» класс

а/у

к/у

с/о

а/у

к/у

с/о

а/у

к/у

с/о

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

 

а/у –абсолютная успеваемость, к/у- качественная успеваемость, с/о –степень обученности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Литературное чтение

2009-2010

2 «А»  класс

2010-2011

3 «А» класс

2011-2012

I полугодие 4 «А» класс

а/у

к/у

с/о

а/у

к/у

с/о

а/у

к/у

с/о

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

а/у –абсолютная успеваемость, к/у- качественная успеваемость, с/о –степень обученности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

Динамика посещаемости кружка «Волшебная мастерская»

За период с 2008-2011 учебный годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Данные диагностики уровня школьной мотивации  младших школьников (методика «оценки уровня школьной мотивации младших школьников» Лускановой Н.Г.)

 

Уровни школьной мотивации

Класс

высокая

(25-30 баллов)

хорошая

(20-24 балла)

положительное отношение

(15-19 баллов)

негативное отношение

(ниже 15 баллов)

1 «А»

0

2

2

1

2 «А»

0

2

2

0

3 «А»

2

2

1

0

4 «А»

3

1

1

0

 


Скачано с www.znanio.ru

Педагогический проект « Развитие коммуникативных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья » учителя начальных классов высшей квалификационной категории

Педагогический проект « Развитие коммуникативных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья » учителя начальных классов высшей квалификационной категории

Обоснованность актуальности проблемы профессионального опыта

Обоснованность актуальности проблемы профессионального опыта

Контингент обучающихся составляет неоднородную группу по нарушениям здоровья и проявлениям дефектов развития

Контингент обучающихся составляет неоднородную группу по нарушениям здоровья и проявлениям дефектов развития

Дети с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями испытывают значительные затруднения в формировании навыков социальной коммуникации, поскольку для них ограничен доступ к различным источникам…

Дети с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями испытывают значительные затруднения в формировании навыков социальной коммуникации, поскольку для них ограничен доступ к различным источникам…

Опираясь на основную цель деятельности школы надомного обучения: с оздание и поддержание оптимальных условий обеспечивающих обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с…

Опираясь на основную цель деятельности школы надомного обучения: с оздание и поддержание оптимальных условий обеспечивающих обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с…

Цель : развитие коммуникативных умений младших школьников с ограниченными возможностями через различные виды деятельности

Цель : развитие коммуникативных умений младших школьников с ограниченными возможностями через различные виды деятельности

I. Деятельностного подхода и диалогического воспитания , изложенных в работах

I. Деятельностного подхода и диалогического воспитания , изложенных в работах

Коммуникативные умения по своей структуре являются сложными умениями высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения

Коммуникативные умения по своей структуре являются сложными умениями высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения

Группа аффективно - коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по…

Группа аффективно - коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по…

Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка, ребенка и ребенка

Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка, ребенка и ребенка

Работа в группах позволяет настроить каждого слушателя на контакт

Работа в группах позволяет настроить каждого слушателя на контакт

Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей

Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей

Обсуждение сюжетных рисунков ü

Обсуждение сюжетных рисунков ü

Ответ на агрессию" Репетиция конструктивного реагирования на агрессию в давление

Ответ на агрессию" Репетиция конструктивного реагирования на агрессию в давление

В результате урок более индивидуализирован, благодаря использованию аутентичных материалов, прежде всего визуальных

В результате урок более индивидуализирован, благодаря использованию аутентичных материалов, прежде всего визуальных

Уровень квалификации аттестуемого

Уровень квалификации аттестуемого

Включаю упражнения, развивающие логическое мышление детей: умение анализировать, группировать и систематизировать понятия, осуществлять классификацию

Включаю упражнения, развивающие логическое мышление детей: умение анализировать, группировать и систематизировать понятия, осуществлять классификацию

При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речь, познавательных процессов, а также эмоциональной сферы

При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речь, познавательных процессов, а также эмоциональной сферы

Мною была разработана программа для учащихся начальной школы «Волшебная мастерская»

Мною была разработана программа для учащихся начальной школы «Волшебная мастерская»

Результаты тестирования педагогом-психологом общего уровня мотивации обучаемых подтверждают сохранение мотивации и повышение мотивации учащихся класса

Результаты тестирования педагогом-психологом общего уровня мотивации обучаемых подтверждают сохранение мотивации и повышение мотивации учащихся класса

Лепка из соленого теста как средство общего развития ребенка», «Проект «Я помню!

Лепка из соленого теста как средство общего развития ребенка», «Проект «Я помню!

Международная педагогическая олимпиада «

Международная педагогическая олимпиада «

Педагогика, 1995. 2. Брудный

Педагогика, 1995. 2. Брудный

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое2средний 3Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении…

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое2средний 3Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении…

А» класс 2010-2011 3 «А» класс 2011-2012

А» класс 2010-2011 3 «А» класс 2011-2012

А» класс 2010-2011 3 «А» класс 2011-2012

А» класс 2010-2011 3 «А» класс 2011-2012

А» класс 2010-2011 3 «А» класс 2011-2012

А» класс 2010-2011 3 «А» класс 2011-2012

А» класс 2010-2011 3 «А» класс 2011-2012

А» класс 2010-2011 3 «А» класс 2011-2012

Приложение 8 Данные диагностики уровня школьной мотивации младших школьников ( методика «оценки уровня школьной мотивации младших школьников»

Приложение 8 Данные диагностики уровня школьной мотивации младших школьников ( методика «оценки уровня школьной мотивации младших школьников»

Уровни школьной мотивации

Уровни школьной мотивации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2020