Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования Кушвинского городского округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
педагогический проект
«Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЬЕ !»
Составитель и участники проекта:
Инструктор по физической культуре
Таг Наталья Вадимовна,
Дети средней группы, воспитатели
2018г.
Паспорт педагогического проекта
«Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЬЕ !»
Составитель и участники:
Инструктор по физической культуре Таг Н.В.
Дети средней группы, воспитатели.
Раздел программы/ область |
Физическое развитие |
Название проекта |
«Я ВЫЬИРАЮ ЗДОРОВЬЕ !» |
Тип проекта |
Краткосрочный, информационно-познавательный |
Возрастная группа |
Средний дошкольный возраст |
Интеграция образовательных областей |
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. |
Цель работы над проектом |
Формировать у детей представления об основах здорового образа жизни |
Задачи |
Ø Формировать элементарные представления о зависимости состояния здоровья от образа жизни. Ø Актуализировать знания детей о полезных для здоровья продуктах питания. Ø Развивать у детей потребность в активной деятельности, желание заниматься физкультурой и спортом. Ø Расширять представления детей о правилах личной гигиены и их значении для здоровья. Ø Знакомить детей с зимними видами спорта. Ø Способствовать развитию творческих способностей в процессе художественного творчества. Ø Знакомить детей с художественной литературой и малыми фольклорными формами о спорте и здоровье. Ø Активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь. Ø Устанавливать партнёрские отношения между педагогами, родителями и детьми.
|
Актуальность проекта.
В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются культурно-гигиенические навыки, интерес к физическим упражнениям и спорту, культура питания и другие качества, необходимые для всестороннего, гармоничного развития личности.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Одной из важных задач, стоящих перед педагогами ДОО, является формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание потребности в здоровом образе жизни детей. При этом очень важно поддержание интереса и создание условий для накопления первичных представлений о себе и своем организме. Таким образом, актуальность проекта обусловлена необходимостью создания предпосылок для здорового образа жизни подрастающего поколения.
Предварительная работа.
· Обсуждение плановых мероприятий педагогами-участниками проекта;
· подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, художественная литература, иллюстрации о спорте и здоровье, фотоматериалы).
Работа с родителями.
· Проведение родительского собранияпо проблемеформирования основ здорового образа жизни детей;
· оформление папок-передвижек, памяток для родителей на тему значения личной гигиены, правильного питания, закаливания, занятий физкультурой и спортом для всестороннего развития детей;
· организация фотоотчётов о проводимых в детском саду мероприятиях с помощью интернет-ресурсов;
· итоговое мероприятие в бассейне
Предполагаемый результат:
Ø расширение представлений детей о компонентах здорового образа жизни;
Ø актуализация знаний детей о видах спорта;
Ø расширение активного словаря детей.
Ø установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами.
Ø пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми среднего дошкольного возраста, дидактическими играми, картотеками, методическими материалами.
Совместная деятельность с учётом образовательных областей в ходе работы над проектом«Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЬЕ !»
Формы работы с детьми |
Задачи |
Познавательное развитие НОД с элементами экспериментирования «Секреты снега и льда»; беседа о продуктах питания; рассматривание картинок на тему «Зимние виды спорта», беседа по содержанию
|
-активизировать познавательный интерес детей в процессе исследовательской деятельности; -продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены; -расширять представления детей о пользе продуктов питания для разных органов и систем человека; -совершенствовать знания детей о пользе для здоровья режима дня, физических упражнений и занятий спортом.
|
Социально-коммуникативное развитие составление с детьми творческих рассказов на тему «Моя спортивная семья»; отгадывание и придумывание загадок о видах спорта, предметах личной гигиены; ситуативные разговоры «Мой режим дня», «Как я спортом занимаюсь», «Когда нужно умываться», «Колпинские чемпионы»; дидактические игры: «Малыши-крепыши», «Подскажи словечко», «Реклама», «Четвёртый лишний», «Поварята», «Можно и нельзя», «Валеология для малышей»,
|
-развивать у детей творческое воображение, умение отвечать на вопросы полными распространёнными предложениями; -активизировать и обогащать словарный запас детей за счёт введения слов, обозначающих названия зимних видов спорта и спортивного инвентаря, развивать связную речь; -совершенствовать умение составлять описательные загадки; -развивать фонематический слух, чувство ритма и рифмы; -учить детей связному рассказу по опорным карточкам-символам с выделением существенных признаков; -развивать умение задавать вопросы и давать на них развёрнутые ответы
|
Физическое развитие Комплексы ОРУ на неделю; закаливающие процедуры, динамические паузы с учётом индивидуальных возможностей детей; подвижные игры и эстафеты: : «Ловишки», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Школа мяча», «Классы», «Удочка», «Дорожка препятствий», «Охотники и утки», «Попади в цель», «Хоккеисты»; ходьба на лыжах |
-развивать у детей потребность в активной деятельности; -совершенствовать координацию движений, умение согласовывать свои действия с действиями окружающих; -знакомить детей с элементарными правилами командных спортивных игр; -упражнять детей в ходьбе на лыжах |
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Дети:
- получили знания об основах здорового образа жизни;
- познакомились с зимними видами спорта;
- расширили представления о полезных для здоровья продуктах питания;
- приняли участие в изготовлении макета «Наша спортивная площадка», в оформлении фотогазеты «Наша спортивная зима», составлении портфолио «Я выбираю здоровье !» и др.
- приняли участие в спортивном досуге «Будущие олимпийцы».
Педагоги:
- подобрали методическую и детскую литературу;
- наработали картотеку стихов, песен, пословиц, поговорок, загадок, прогулок, подвижных и пальчиковых игр;
-подготовили мультимедийные игры и обучающие презентации по теме;
- наработали рекомендации для родителей, посвященные здоровому образу жизни.
Родители:
- проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта;
- приняли участие в оформлении портфолио ребёнка «Я и моё здоровье», творческих конкурсах и вечерах вопросов и ответов;
- предоставили фотографии о семейном досуге и занятии спортом.
В развивающую среду были внесены:
- репродукции картин на тему «О, спорт, ты — мир!»;
- журналы «Я гуляю», «Малыши-крепыши», книжки-самоделки «Загадки и отгадки»; подборки стихов «Спорт ребятам очень нужен», «Советы Айболита»;
- детское меню «Полезные блюда»
- фотоколлажи, а также фотографии семейных прогулок и занятий спортом.
Результаты работы с родителями:
- родительские собрания;
- проведение Устных журналов;
- организована фотовыставка «Будущие олимпийцы»;
- изготовление совместных с детьми макетов «Моя спортивная площадка»;
- совместные активные выходные с детьми;
- оформлено детское портфолио «Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЬЕ !»
Список литературы, использованной при подготовке проекта:
1. Баль Л. В. «Букварь здоровья» Москва, 1995г.
2. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников». Москва, «Просвещение», 1998г.
3. Журавлёва В. Н. «Проектная деятельность старших дошкольников» Волгоград, «Учитель», 2011г.
4. Голицына Н. С., Люзина С. В., Бухарова Е. Е. «ОБЖ для старших дошкольников. Система работы» Москва, ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2012г.
5. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье», Москва, 2005г.
Приложение
Конспект
НОД по познавательно – исследовательской деятельности
в средней группе «Секреты снега и льда»
Цель: формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о свойствах снега и льда;
- учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;
- учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
- обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный
Развивающие:
- развивать познавательные интересы, инициативу и самостоятельность детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
- развивать связную речь;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности и желание заниматься ею;
- аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие – способствовать становлению, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- речевое развитие: развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- художественно-эстетическое развитие: развивать эстетическое отношение к окружающему миру;
- физическое развитие: обеспечить двигательную активность в течение занятия.
Предшествующая работа: наблюдения на прогулке за свойствами снега, чтение художественной литературы о природных явлениях.
Материалы и оборудование: емкости со льдом и снегом, два пустых стакана (на 2 детей), цветные листы бумаги.
Ход занятия:
Раздается стук в двери. Входит снеговик.
- Здравствуйте, дети!
- Вы меня узнали?
- Как меня зовут?
- А кто знает, откуда я взялся?
-А где я живу?
- А какое время года я люблю больше всех?
- Как у вас тепло и уютно! Но в гости к вам я зашел ненадолго. А кто уже догадался, почему я не могу у вас задержаться?
- А пришел я к вам не с пустыми руками. Принес я вам подарок. Что это? (Волшебный сундучок).
- Как вы думаете, что в нем (версии детей)?
- Да. Там может быть все, что угодно. А чтобы вы догадались совершенно точно, загадаю вам загадку:
« Он сковал большую реку,
Ровный, гладкий, красота!
Он поможет человеку обходиться без моста.
А в каникулы, зимой, в эти славные деньки
Приглашает нас с тобой поскорей надеть коньки».
- Что это?
- А хотите его достать?
- Но это вы сделаете уже без меня, а мне - пора, нето я превращусь во что (в лужу)? До свидания.
Снеговик уходит, оставив свой сундучок.
Инструктор по физической культуре
- Как вы думаете, нам нужно поторопиться или это делать не обязательно? Почему (лед растает)?
- Кому мы доверим достать лед (ребенок достает)?
- Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он быстрее превратился в воду?
- А хотите проверить?
Опыт №1. «Определение цвета» (работа в парах)
- Найдите себе пару. Возьмите в ладони по кусочку льда.
- Расскажите друг другу, что вы чувствуете?
- Какой лед на ощупь?
- А чем он пахнет?
- Что с ним стало происходить и почему?
- Теперь положите свои льдинки в один общий стаканчик. Накройте салфеткой.
- Как вы думаете, что произойдет со льдом?
- Это произойдет быстро или медленно.
- А пока лед тает, давайте посмотрим, может еще что-то есть в сундучке. Кому доверим?
- Что это за листок? На нем что-то написано.
- Кто сможет прочитать (воспитатель или ребенок)?
Читаем загадку.
«Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь»
Воспитатель
- Что это?
- А может снеговик нам и снежку принес?
- Кто внимательно посмотрит, что еще есть в сундучке (ребенок вынимает банку со снегом, открывает ее)?
- Возьмите каждый по не многу снежка, положите себе на середину ладошки.
- Хотите узнать, что сейчас с ним произойдет?
- Тогда давайте помолчим и понаблюдаем.
- Что происходит?
- Почему снег превращается в воду?
- Почему это происходит так быстро?
- А почему лед тает медленно?
Физкультминутка
Инструктор по физической культуре
- Вправо-влево повернись и в снежинку превратись!
- Кто сможет показывать движения снежинки для всех детей?
- Проверим, все ли внимательны. Выполняем точь- в – точь, как ведущая снежинка.
- Как вы думаете, а не пора ли нам вернуться к нашим льдинкам?
- Расскажите друг другу, что произошло.
- А кто расскажет всем детям?
- А у остальных парочек все так же или по-другому?
- А какого цвета вода (прозрачная, бесцветная)?
- Как вы думаете, а снег и лед прозрачны?
- А как это можно проверить?
Опыт №2. «Определение прозрачности» (работа в группах)
- Давайте разделимся на три команды, чтобы сразу про все узнать. По сколько человек будет в команде?
- Выберите в своей команде командиров, которые подойдут к этому столу, возьмут любой лист цветной бумаги и букву и положат все это на стол, где будет заниматься его команда.
- Чья команда расскажет всем, какая у вас буква (остальные по очереди тоже называют свои буквы)?
- Как вы думаете, что обозначают буквы В - «вода», Л - «лед», С- «снег»?
- У вас есть лист цветной бумаги. Теперь доверьте кому-нибудь из своей команды взять то, что обозначает ваша буква.
- Как вы думаете, как можно проверить прозрачность снега, льда и воды (положить или поставить на цветной лист бумаги и посмотреть)?
- Сделайте это и обговорите в своей команде, есть прозрачность или нет. Но помните наше правило – не мешать другим командам.
- Чья команда может рассказать другим командам о результатах своего эксперимента (выслушиваем выступления каждой команды, добавляем, подводим итог).
Воспитатель
- Открою вам одну тайну. Снеговик, который к нам приходил не простой, а настоящий волшебник, потому что пока он был здесь, не заметно для вас познакомил меня с интересной новой игрой. Хотите ее узнать? Тогда готовьте свои пальчики. Они сегодня много играли, пусть теперь отдохнут.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили
(Крошащие движения всеми пальцами),
С горки мы потом катались,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхиваем ладошки),
Съели суп и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Рассматривание картинок на тему «Зимние виды спорта»
Загадки
И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы – фигурные … коньки
Чтобы здоровье было в порядке,
Не забывайте вы о ... зарядке
Ему бассейн так приглянулся –
Он тут же в воду бултыхнулся,
Помчался стилем баттерфляй,
Теперь спортсмена отгадай…. пловец
Во дворе есть стадион,
Только очень скользкий он.
Чтобы там как ветер мчаться,
На коньках учись кататься… каток
Комплекс ОРУ на неделю
Ходьба в колонне по одному, по сигналу – смена направления, с заданиями для рук.
2. Бег обычный, по сигналу – смена направления.
3. Ходьба с восстановлением дыхания.
4. Построение врассыпную.
5. ОРУ без предметов:
• И.п.: о.с.
1-наклон головы к правому (левому) плечу
2-и.п. (8-10 раз)
• И.п.: о.с.
1-2-руки через стороны вверх, подняться на носки
3-4-и.п. (8-10 раз)
• И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны.
1-поворот вправо (влево), правая (левая) рука за спину, левая (правая) за голову
2-и.п. (6-8 раз)
• И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1-наклон вправо (влево), левой (правой) рукой рисуем дугу
2-и.п. (6-8 раз)
• И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1-поворот туловища вправо (влево), правую (левую) руку в сторону ладонью кверху
2-и.п. (6-8 раз)
• И.п.: сидя, руки в упоре сзади.
1-поднять туловище, прогнуться, посмотреть назад
2-и.п. (8-10 раз)
• И.п.: лежа на животе, руки под подбородок.
1-поднять вверх правую (левую) ногу, левую (правую) руку
2-и.п. (6-8 раз)
• И.п.: о.с., руки на поясе.
Прыжки поочередно на одной и другой ноге. Чередовать с ходьбой (2-3 раза)
6. Упражнение на восстановление дыхания.
7. Пальчиковая гимнастика – 1 неделя
8. Упражнения для глаз – 2 неделя
Закаливающие процедуры в детском саду.
- оздоровительные прогулки, ежедневно
- умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
- полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)
- воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
- ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.