Педагогический совет "Критерии успешности учителя"
Оценка 4.6

Педагогический совет "Критерии успешности учителя"

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
администрации
07.02.2020
Педагогический совет "Критерии успешности учителя"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ2.docx

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Тема: Критерии успешности учителя

Обоснование выбора темы педсовета.

Для того чтобы вести работу по созданию условий для профессионального развития педагогов, необходимо определиться в отношении критериев успешности педагогической деятельности, тех ценностей, той модели, если хотите, того портрета, к которому хотелось бы стремиться.

Задача данного педсовета состоит в том, чтобы определить для конкретного педагогического коллектива, с учетом имеющихся условий, наиболее значимые критерии успешности педагогической деятельности. Договориться и признать именно эти ценности.

Диагностика успешности учителя состоит не в том, чтобы дать ему извне экспертную оценку, а в том, чтобы стимулировать самого учителя к осмыслению и решению своих профессиональных проблем.

Успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику.

Определенные приоритетные критерии успешности на педагогическом совете дадут возможность на демократической и профессиональной основе выстраивать всю организационно-методическую и экспериментальную работу в школе.

Данные критерии успешности позволят динамично развивать имеющийся успех, помогут скорректировать деятельность учителя, будут способствовать его поддержке и адаптации.

Подготовительный этап.

Для определения критериев успешности учителя для педагогического коллектива, с учетом имеющихся условий, при подготовке к педсовету необходимо организовать посещение уроков.

Основная цель посещения урока: определение успешности работы учителя. Итоги данной работы необходимо проанализировать и можно представить на диаграмме.

Исходя из результатов, стоит выбрать из множества существующих критериев успешности те, которые наиболее значимы в конкретном педагогическом коллективе.

Критерии успешности, которые будут обсуждаться, ранжироваться на педагогическом совете, компонуются и структурируются в соответствии с психологической концепцией, разработанной отечественными психологами и методистами: С. Л. Рубинштейном, Н. Д. Побитовым, Л. М. Митиной, А. К. Марковой и др. Согласно данной концепции, труд учителя есть сложнейшая психическая реальность, представленная в виде многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных пространств:

·        педагогической деятельности;

·        личности учителя;

·        психолого-педагогического общения.

Эти три пространства объединены единой глобальной задачей развития личности ученика. Вместе с тем они не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируются, а вступают в сложные диалектические отношения, при этом каждое из них в процессе труда учителя выступает то предпосылкой, то средством, то результатом развития. (Для наглядности этого взаимоотношения можно склеить большую модель тетраэдра, которая и будет являться трехмерной моделью труда учителя.)

Форма проведения данного педсовета – проективно-деловая игра.

Все присутствующие делятся на три творческие группы (придя на педагогический совет, его участники сразу же садятся по группам). В ходе выступления каждый из докладчиков выделяет в каждом пространстве наиболее значимые критерии успешности деятельности учителя.

После всех выступлений каждый учитель, входящий в микрогруппу, осуществляет ранжирование предложенных критериев путем присвоения каждому критерию определенных баллов 0, 1, 2, 3 по степени значимости.

Далее каждая группа, произведя вычисления среднего балла по каждому критерию, определяет рейтинг каждого критерия и изображает это на предложенных диаграммах путем закрашивания столбчатой диаграммы. (Диаграммы готовятся заранее, на листах ватмана чертят столбики одинаковой высоты, принимая их высоту за максимальный балл – 3.)

Также в ходе педсовета определяются и факторы, влияющие на успешность работы учителя. Данные факторы будут определены путем проведения микроисследования в форме анкетирования. Это исследование проводится и анализируется в процессе педагогического совета. Результаты представляются в виде диаграмм.

Цель: определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности для конкретного педагогического коллектива.

Задачи:

1. На основе анализа психолого-методической литературы рассмотреть труд учителя как трехмерное взаимосвязанное пространство.

2. Определить факторы, влияющие на успешность работы учителя.

3. Приобщить учителей к самоанализу и самодиагностике.

Примерный план проведения педсовета:

1. Вступительное слово: обоснование выбора темы, план проведения, регламент.

2. Теоретические выступления по критериям успешности учителя: «Педагогические критерии успешности учителя», «Психологические критерии успешности учителя», «Профессионально-личностные критерии успешности учителя».

5. Микроисследование факторов, влияющих на успешность учителя (на основе анкетирования).

6. Работа по творческим группам (определение приоритетных критериев в каждом направлении).

7. Отчет каждой группы о выполнении работы (отчет представляется на общем плакате).

8. Подведение итогов на основе получившихся диаграмм, выработка и принятие решения.

В начале работы, когда педагоги начинают собираться на педагогический совет, и затем, после завершения работы в группах и их презентаций, перед принятием решения можно провести диагностику психологического состояния учителей. Результаты этой диагностики будут свидетельствовать об эмоциональной удовлетворенности учителей проделанной работой.

Ход педсовета

1. Вступительное слово.

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить», – писал В. М. Лизинский.

Учителя в формулу «знания – умения – навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. И задача этого педсовета не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно.

Р е з у л ь т а т а м и  работы любого учителя являются:

·        знания, умения и навыки;

·        воспитанность;

·        здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.

А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), – это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим педагоги должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это. Условно все критерии можно разделить на три группы:

1) педагогические;

2) психологические;

3) личностные.

2. Теоретические выступления по критериям успешности учителя.

Педагогические критерии успешности учителя

О работе учителя, во-первых, судят по конечному результату, поэтому п е р в ы й   к р и т е р и й  – это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам окружных, городских контрольных работ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке.

В т о р о й   к р и т е р и й – уровень сформированности общеучебных умений и навыков.

Это:

·        учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);

·        учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);

·        учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.).

Т р е т и й   к р и т е р и й  – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Ч е т в е р т ы й   к р и т е р и й – образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.

П я т ы й   к р и т е р и й – способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:

1) размышления, претворенные в действие (то есть придумал и сделал);

2) размышление по поводу совершенных действий (то есть анализ совершенного) – рефлексия.

Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Ш е с т о й   к р и т е р и й  – инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

Психологические критерии успешности учителя

«Настоящее образование, – писал в свое время Добролюбов, – это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».

Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».

Рассмотрим вопрос об успешности учения, его зависимости от того смысла, который имеет для ребенка изучаемое им.

П е р в ы й   к р и т е р и й  – интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями.

«Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего – создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.

Как сохранить и поддержать любознательность ребенка?

Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия.

Я часто думаю о том, что из-за некоторых странных обстоятельств школа делает все возможное, чтобы забить в детях живое, естественное любопытство, поиск необычного в мире, в котором они живут».

В т о р о й   к р и т е р и й  – сознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться – долг ребенка. Конечно, первоклассник или второклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания?

Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может, он хочет получать пятерки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребенок усвоил объективное значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению.

Формальное преподавание – это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.

«Науку, – писал Герцен, – надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее». И в учении то же; чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.

Т р е т и й   к р и т е р и й  – взаимоотношения в системе «учитель – ученик». В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.

Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере того, как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества:  от  совместного,  разделенного  с  учителем  действия,  далее – к подражанию и самообучению.

С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду, обусловленному движением от элементарного, операционно-технического уровня ко все более высоким уровням функционирования деятельности.

Ч е т в е р т ы й   к р и т е р и й  – учет индивидуальных особенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:

·        как на уроке создана установка быть внимательным;

·        как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);

·        как организована смена видов деятельности на уроке;

·        как учитываются возрастные особенности внимания школьников;

·        как организована активность учащихся на уроке;

·        как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые – движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Так, нельзя подходить с одними требованиями к оценке успехов учеников по разным дисциплинам. Высокие вербальные способности помогают в заучивании текстов (стихотворений, иностранных слов, географических названий и т. д.).

Если урок предполагает заучивание какого-либо материала, то время, отводимое на заучивание какого-либо материала, должно быть индивидуальным. Нужно ориентироваться на детей с более низкими способностями, а для учеников с высокими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключаются из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворенности, теряется интерес к уроку.

Установлено, что объем запоминания не связан линейной зависимостью с прочностью сохранения. Как известно, все люди делятся на 4 группы:

1) быстро запоминающие и медленно забывающие;

2) быстро запоминающие и быстро забывающие;

3) медленно запоминающие и медленно забывающие;

4) медленно запоминающие и быстро забывающие.

Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных условиях? Нетрудно ответить – ученики, способные быстро запоминать материал. Но хорошо, если они его прочно усвоили, а если он скоро забудется?

Профессионально-личностные
критерии успешности учителя

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.

Такие качества структурировались в работах Ю. К. Бабанского, В. А. Сластенина, Н. В. Кузьминой и др.

Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

1. Э м о ц и о н а л ь н о с т ь.

В состав этого качества входит:

– интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

– адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;

– доброжелательность реакции учителя на возбуждение;

– уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

2. В ы р а з и т е л ь н о с т ь   р е ч и.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О»:

Общение – с хорошей литературой, искусством, природой.

Общение – с интересными людьми, любовь, дружба.

Общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.

3. Т в о р ч е с к о е   н а ч а л о   л и ч н о с т и.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

Одностишие: Я и творить, и натворить умею (В. М. Лизинский).

4. О р г а н и з а т о р с к и е   с п о с о б н о с т и.

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать, зачем). Планировать могу, могу и делать (В. М. Лизинский).

5. Ч у в с т в о   ю м о р а.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором относиться к причине противостояния, обращать все в шутку.

Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко (В. М. Лизинский).

6. Н а с т о й ч и в о с т ь,   д и с ц и п л и н и р о в а н н о с т ь.

Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленные цели и доводить принятые решения до конца.

Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств. Для определения удовлетворенности жизнедеятельностью школы проводится микроисследование в форме анкетирования. Участникам педсовета раздаются анкеты, и они их заполняют.

После заполнения данных анкет ведущий подводит итог и еще раз выделяет названные критерии успешности учителя.

3. Микроисследование факторов, влияющих на успешность учителя.

Всем участникам педсовета раздается анкета «выбор приоритетных критериев успешности для конкретного коллектива», где каждому критерию присваивается соответствующий балл: 0 – незначимый критерий; 1 – менее значимый критерий; 2 – значимый критерий; 3 – наиболее значимый критерий.

4. Работа по творческим группам.

З а д а н и е  творческим группам (одинаковое для всех групп)

Для выбора приоритетных критериев успешности для нашего коллектива вам необходимо:

1) Подсчитать средний балл по каждому критерию по формуле – сумма баллов по критерию: количество участников группы.

2) На предложенных плакатах закрасьте столбик, соответствующий критериям, согласно вычисленному среднему баллу.

5. Отчет каждой группы о выполнении работы.

Обработку анкеты по удовлетворенности жизнедеятельностью школы проводят организаторы педсовета во время работы творческих групп, и данные представляют в отчетной  таблице:

 

Аспекты удовлетворенности

Коэффициент
удовлетворенности

1

2

1. Организация труда

 

2. Возможность проявления и реализации профессиональных качеств педагога

 

3. Отношения с администрацией

 

4. Отношения с учащимися

 

5. Обеспечение деятельности учителя

 

6. Подведение итогов (на основе получившихся диаграмм), выработка и принятие решения.

Выделение приоритетных критериев и степени удовлетворенности работой школы.

Примерный проект решения:

Для осуществления возможности на демократической и профессиональной основе выстраивать организационно-методическую и исследовательскую работу в школе определены приоритетные критерии для нашего коллектива, с учетом имеющихся условий.

Выявлены факторы, которые влияют на успешность работы учителя.

Исходя из указанного необходимо:

1) составить технологическую карту критериев успешности для проведения самоанализа и самодиагностики учителей;

2) каждому учителю:

·                    провести самодиагностику на основе технологической карты критериев успешности;

·                    спланировать работу и подготовить отчет по самообразованию и ведению исследовательской работы.

Литература

1. Ляудис, В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодей-
ствия учителя и учащихся / под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. – М.: НИИОП АПН СССР, 1980. – С. 37–52.

2. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972.

3. Петрушин, В. И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

4. Шадриков, В. Д., Анисимова, Н. П. Познавательные процессы и способности в обучении. – М.: Просвещение, 1990.


 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема:

Эти три пространства объединены единой глобальной задачей развития личности ученика

Эти три пространства объединены единой глобальной задачей развития личности ученика

Профессионально-личностные критерии успешности учителя»

Профессионально-личностные критерии успешности учителя»

Теоретические выступления по критериям успешности учителя

Теоретические выступления по критериям успешности учителя

Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании

Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании

Значит, недостаточно, чтобы ребенок усвоил объективное значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое…

Значит, недостаточно, чтобы ребенок усвоил объективное значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое…

Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые…

Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые…

Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима

Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима

В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется

В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется

Работа по творческим группам.

Работа по творческим группам.

Литература 1. Ляудис, В. Я.

Литература 1. Ляудис, В. Я.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020