Педагогический совет "Оптимизация образовательного процесса путем формирования ключевых компетенций в образовании и воспитании".
Оценка 4.9

Педагогический совет "Оптимизация образовательного процесса путем формирования ключевых компетенций в образовании и воспитании".

Оценка 4.9
Педсоветы +1
ppt
администрации +1
Взрослым
13.04.2020
Педагогический совет "Оптимизация образовательного процесса путем формирования ключевых компетенций в образовании и воспитании".
Раскрывается сущность понятий «Компетенция» и «Компетентность», условия реализации компетентностного подхода, изменение роли преподавателя в оптимизации процесса обучения. Дается классификация ключевых компетенций по И.А.Зимней, А.В. Хуторскому, Н.П.Деминой, рассматриваются типы компетентностно-ориентированных заданий для учащихся.
Презентация. Компетентностный подход в образовании.ppt

Оптимизация образовательного процесса путем формирования ключевых компетенций в образовании и воспитании» «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить»

Оптимизация образовательного процесса путем формирования ключевых компетенций в образовании и воспитании» «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить»


«Оптимизация образовательного процесса путем формирования ключевых компетенций в образовании и воспитании»

«Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить»
Адольф Дистервег,
немецкий педагог

Этапы проектирования оптимального варианта обучения (по

Этапы проектирования оптимального варианта обучения (по

Этапы проектирования оптимального варианта обучения (по Ю.К.Бабанскому).

Формулирование задач обучения.
Отбор и конкретизация содержания обучения.
Выбор наилучшего сочетания форм обучения для данных условий.
Выбор рационального сочетания методов обучения.
Составление оптимального плана обучения.
Максимально возможное улучшение условий для реализации плана обучения.
Реализация избранного плана обучения.
Анализ оптимального решения поставленных задач.

Термин «компетенция» (от лат. compete — добиваюсь, соответствую, подхожу) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом

Термин «компетенция» (от лат. compete — добиваюсь, соответствую, подхожу) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом

Термин «компетенция» (от лат. compete — добиваюсь, соответствую, подхожу)

означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему эффективно действовать в ней.

Компетенция –это способность применять полученные знания для решения практических задач  

Формирование компетенций в образовательно-воспитательном процессе - важнейший критерий качества общего среднего образования

Формирование компетенций в образовательно-воспитательном процессе - важнейший критерий качества общего среднего образования

Формирование компетенций в образовательно-воспитательном процессе - важнейший критерий качества общего среднего образования

Признаки ключевых компетенций

Признаки ключевых компетенций

Признаки ключевых компетенций

Многофункциональность,

надпредметность и междисциплинарность,

многомерность

Структура ключевых компетенций (

Структура ключевых компетенций (

Структура ключевых компетенций  (Зимняя И.А., Татур Ю.Г.)


положительная мотивация;
ценностно-смысловые представления к содержанию и результату деятельности;
знания (когнитивная основа компетенции);
умение, опыт (навык) успешного осуществления необходимых действий;
эмоционально-волевая саморегуляция

Классификации ключевых компетенций

Классификации ключевых компетенций

Классификации ключевых компетенций   Зимняя И.А. (10) 

Компетенции, относящиеся к человеку как личности:
компетенции здоровьесбережения:
компетенции ценностно-смысловой ориентации;
компетенции интеграции;
компетенции гражданственности;
компетенции самосовершенствования, саморазвития;
Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию:
компетенции социального взаимодействия;
компетенции в общении (устном, письменном);
Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
компетенции познавательной деятельности;
компетенции деятельности;
компетенции информационных технологий

Классификации ключевых компетенций

Классификации ключевых компетенций

Классификации ключевых компетенций   Хуторской А.В. (7)


Ценностно-смысловые компетенции
Общекультурные компетенции
Учебно-познавательные компетенции
Информационные компетенции
Коммуникативные компетенции
Социально-трудовые компетенции
Компетенции личностного самосовершенствования

Перечень ключевых компетенций (МОИРО)

Перечень ключевых компетенций (МОИРО)

Перечень ключевых компетенций (МОИРО) Дёмина Нина Павловна доцент кафедры, кандидат педагогических наук, сотрудник кафедры частных методик общего среднего образования МОИРО

Ценностно-смысловые компетенции
Учебно-познавательные компетенции
Информационные компетенции (ИКТ)
Коммуникативные компетенции

Перечень ключевых компетенций

Перечень ключевых компетенций

Перечень ключевых компетенций Дёмина Нина Павловна доцент кафедры, кандидат педагогических наук, сотрудник кафедры частных методик общего среднего образования МОИРО

Ценностно-смысловые компетенции

Учебно-познавательные компетенции

Информационные
компетенции (ИКТ)

Коммуникативные компетенции

Ценностно-смысловые компетенции

Ценностно-смысловые компетенции

Ценностно-смысловые компетенции

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

1.Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.
2.Участие в проектах.
3.Проведение социологического опроса, интервьюирование

Учебно-познавательные компетенции

Учебно-познавательные компетенции

Учебно-познавательные компетенции

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.

Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Проведение экспериментов.
2. Конспектирование.
3. Работа с учебником.
4. Фотографирование объектов.
5. Работа над рефератом.
6. Участие в экскурсии.

Информационные компетенции (ИКТ)

Информационные компетенции (ИКТ)

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
1. Поиск информации в библиотеке.
2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.
3. Поиск информации в школьной медиатеке.
4. Использование информации из Интернета.
5. Создание презентации.
6. Создание буклета.

Педагогический совет "Оптимизация образовательного процесса путем формирования ключевых компетенций в образовании и воспитании".

Педагогический совет "Оптимизация образовательного процесса путем формирования ключевых компетенций в образовании и воспитании".

Коммуникативные компетенции Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями

Коммуникативные компетенции Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями

Коммуникативные компетенции

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.


Участие в обсуждении вопросов
семинаров, конференций.
2. Выступление на конференции.
3. Выступление с сообщением.
4. Взаимоконтроль
5. Участие в дискуссии.
6. Участие в анкетировании.
7. Собеседование.

Компетентностный подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности

Компетентностный подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности

Компетентностный подход обновления содержания образования направлен на

развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности,
интегративности,
вариативности,
практической направленности.

Компетентностный подход в образовании

Компетентностный подход в образовании

Компетентностный подход в образовании

Компетенция, в переводе с латинского языка, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, позволяющими обоснованно судить и эффективно действовать в определенной области.

Важно различать понятия компетенции и компетентности.

Компетенция и Компетентность Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать в определенной области

Компетенция и Компетентность Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать в определенной области

Компетенция и Компетентность


Компетенция совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать в определенной области.
Компетентность владение, обладание человеком определенной компетенцией, включающей его личностное отношение к предмету и деятельности.

Компетентностно-ориентированное обучение направлено на комплексное освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах как его самого, так…

Компетентностно-ориентированное обучение направлено на комплексное освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах как его самого, так…

Компетентностно-ориентированное обучение направлено на


комплексное освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах как его самого, так и общества в целом, государства

Педагогический совет "Оптимизация образовательного процесса путем формирования ключевых компетенций в образовании и воспитании".

Педагогический совет "Оптимизация образовательного процесса путем формирования ключевых компетенций в образовании и воспитании".

Изменение роли преподавателя:

Изменение роли преподавателя:

Изменение роли преподавателя:

Этапы уроков в модели компетентностного обучения (Н

Этапы уроков в модели компетентностного обучения (Н

Этапы уроков в модели компетентностного обучения (Н.П.Демина)


мотивационно-ориентировочный,
операционно-деятельностный,
диагностико-коррекционный,
рефлексивный

Основное средство формирования компетентностей компетентностно-ориентированные задания (далее

Основное средство формирования компетентностей компетентностно-ориентированные задания (далее

Основное средство формирования компетентностей


компетентностно-ориентированные задания
(далее КОЗ)

ТИПЫ КОЗ

ТИПЫ КОЗ

ТИПЫ КОЗ

Характеристика типов КОЗ 1.

Характеристика типов КОЗ 1.

Характеристика типов КОЗ 1. Задача-интерпретация (текстовой, графической, символьной информации)


ориентирована на использование приема интерпретации, т.е. на распознавание объекта изучения среди других объектов (раскрытие значений), либо на рассмотрение объекта в плане разных понятий (раскрытие смысла) в ходе «развертывания» информации об изучаемом объекте, связях и отношениях его с другими объектами, когда обнаруживаются новые связи и отношения.

Задача-сравнение (качественного и количественного)

Задача-сравнение (качественного и количественного)

2. Задача-сравнение (качественного и количественного)

В задаче качественного сравнения требование может быть связано с:

В формулировке задачи количественного сравнения требование заключается в:

выделением среди других объектов объекта, обладающего конкретными характеристиками;

поиском качественного основания сравнения для нескольких объектов;

исключением элемента из ряда, не соответствующего имеющейся закономерности или добавлением недостающего в ряд;

использованием «третьего», хорошо известного объекта, на основании качественных свойств которого сравниваются остальные объекты.

выделении (выборе) объекта с наибольшим (наименьшим) значением некоторой измеряемой (чаще всего косвенно) величины;

поиске количественного основания сравнения для нескольких объектов;

исключении элемента из ряда, не соответствующего имеющейся закономерности или добавлении недостающего в ряд;

использовании «третьего», хорошо известного объекта, на основании количественных свойств которого, сравниваются остальные объекты.

Задача-аналогия направлена на получение новой информации об объекте на основании установления сходства (аналогии) некоторого малоизученного объекта с хорошо известным объектом в форме гипотезы

Задача-аналогия направлена на получение новой информации об объекте на основании установления сходства (аналогии) некоторого малоизученного объекта с хорошо известным объектом в форме гипотезы

3. Задача-аналогия


направлена на получение новой информации об объекте на основании установления сходства (аналогии) некоторого малоизученного объекта с хорошо известным объектом в форме гипотезы.

Задача-модель (знаково-символическая, образная) подразумевает применение приема моделирования для дальнейшего получения информации об изучаемом объекте

Задача-модель (знаково-символическая, образная) подразумевает применение приема моделирования для дальнейшего получения информации об изучаемом объекте

4.Задача-модель (знаково-символическая, образная)

подразумевает применение приема моделирования для дальнейшего получения информации об изучаемом объекте.

Объекты и связи между элементами должны быть выражены при помощи чертежей, рисунков и схем, где отображены основные исследуемые объекты, их связи и отношения, требование.

Задача - поиск прообраза предполагает поиск реального объекта или явления, иллюстрирующего некоторое свойство или отношение с другими объектами

Задача - поиск прообраза предполагает поиск реального объекта или явления, иллюстрирующего некоторое свойство или отношение с другими объектами

5.Задача - поиск прообраза


предполагает поиск реального объекта или явления, иллюстрирующего некоторое свойство или отношение с другими объектами.

Задача-структурирование (линейное, иерархическое, таблица) ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта

Задача-структурирование (линейное, иерархическое, таблица) ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта

6. Задача-структурирование (линейное, иерархическое, таблица)

ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта.

Задача линейного структурирования связана с упорядочиванием информации по горизонтали, с раскрытием некоторой закономерности

Для задачи иерархического структурирования предполагается установление отношений соподчинения между элементами структуры

В задаче-таблице, где происходит объединение иерархической и линейной структур, требование структурировать информацию подразумевает: частичное (некоторые могут быть заполнены) или полное заполнение ячеек таблицы с обозначенными графами; построение таблицы по заданным свойствам и отношениям рассматриваемых объектов.

Задача-возможность направлена на оценивание достоверности информации установление истинности или ложности утверждений и существования или несуществования объектов

Задача-возможность направлена на оценивание достоверности информации установление истинности или ложности утверждений и существования или несуществования объектов

7. Задача-возможность направлена на оценивание достоверности информации

установление истинности или ложности утверждений и существования или несуществования объектов.

Требование задачи-возможности может выражаться в оценивании достоверности
явно:
проверка истинности утверждения;
проверка существования объекта, заданного некоторыми свойствами;
поиск ошибки в условии или решении задачи;
оценивание правильности предложенного готового решения;

или неявно - выполнение построения, расчета, преобразования и т.п., которое невозможно выполнить в силу противоречивой исходной информацией.
 

Задача на избыточность предполагает использование приема сжатия для оценивания информации на полноту

Задача на избыточность предполагает использование приема сжатия для оценивания информации на полноту

8. Задача на избыточность


предполагает использование приема сжатия для оценивания информации на полноту

Задача на недостаточность связана с использованием приема дополнения данных в ходе оценивания полноты информации

Задача на недостаточность связана с использованием приема дополнения данных в ходе оценивания полноты информации

9. Задача на недостаточность

связана с использованием приема дополнения данных в ходе оценивания полноты информации.

Как составить компетентностно-ориентированное задание?

Как составить компетентностно-ориентированное задание?

Как составить компетентностно-ориентированное задание?

Типичные ошибки при проектировании компетентностно-ориентированного задания? 1

Типичные ошибки при проектировании компетентностно-ориентированного задания? 1

Типичные ошибки при проектировании компетентностно-ориентированного задания?

1. Нарушение структуры КОЗ.
2. Ошибки при формулировании проблемы (стимула): удлинение, нечёткость формулировки.

Ошибки в определении задачной формулировки: задача не содержит глагола, нацеливающего на конкретную деятельность; задача ориентирована на проверку

Ошибки в определении задачной формулировки: задача не содержит глагола, нацеливающего на конкретную деятельность; задача ориентирована на проверку

3. Ошибки в определении задачной формулировки:

задача не содержит глагола, нацеливающего на конкретную деятельность;
задача ориентирована на проверку ЗУНов, а не на умение работать с предложенной информацией;
избыточность или недостаточность формулировки;
некорректность формулировки.

Ошибки при выборе источника информации: избыточность или недостаточность информации; несоответствие возрасту; использование иллюстративного материала, который не несёт дополнительной информации

Ошибки при выборе источника информации: избыточность или недостаточность информации; несоответствие возрасту; использование иллюстративного материала, который не несёт дополнительной информации

4. Ошибки при выборе источника информации:

избыточность или недостаточность информации;
несоответствие возрасту;
использование иллюстративного материала, который не несёт дополнительной
информации.

Ошибки при составлении бланка ответов:
несоответствие бланка ответов задачным формулировкам;
отсутствие структуры ответа.

Ошибки при составлении модельного ответа: формулировки модельного ответа расплывчаты, неконкретны

Ошибки при составлении модельного ответа: формулировки модельного ответа расплывчаты, неконкретны

5. Ошибки при составлении модельного ответа:



формулировки модельного ответа расплывчаты, неконкретны
 

Примеры КОЗ ( ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ)

Примеры КОЗ ( ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ)

Примеры КОЗ (ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ)

 Разработка задания по обществознанию « Становление человека. От человека «умелого» к современному человеку (практикум)»
Стимул: Представьте, что вы уснули дома, а проснулись в теле первобытного человека. Первобытные люди принимают вас за своего, но ваше сознание человека XXI в. . Сможете ли вы вести себя так же как первобытные люди, ничем себя не выдать и остаться в живых в этом обществе!?
Задачная формулировка: Написать эссе по алгоритму:
1.Подумайте и запишите, какие из ваших знаний и умений человека XXI в. помогут выжить в том мире?
2. Есть ли у вас преимущество в тех условиях перед первобытными людьми?
3. Опишите себя, как вы выглядите?
4. Опишите то, что вас окружает.
5. Перечислите занятия, которыми вы будете заниматься в обществе в течение дня.
6. Какие действия вы будете предпринимать в общении с первобытными людьми, чтобы вас приняли за своего?
Источник информации: учебник
Критерии оценивания: Грамотное употребление понятий, терминов по теме. Степень погружения в культуру, достоверности описываемых событий и художественное повествование. – 5-8 б

Компетентностно-ориентированное задание по теме: «Греко-персидские войны

Компетентностно-ориентированное задание по теме: «Греко-персидские войны

Компетентностно-ориентированное задание по теме: «Греко-персидские войны. Марафонская битва»

 Задание 1
В честь победителей при Марафоне была сделана надпись на гробнице:
Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава.
Здесь поразили они гордые персов войска.
Пешими поднялись против Азии конницы сильной,
Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать.

- Определите одну из главных причин победы греков в войне с персами по данной надписи.

Инструмент оценивания: модельный ответ
Благодаря мужеству греческие воины выиграли битву при Марафоне.

ИСТОРИЯ Задание 2 Представьте, что вы греческий воин из

ИСТОРИЯ Задание 2 Представьте, что вы греческий воин из

ИСТОРИЯ Задание 2

Представьте, что вы греческий воин из Афин, который собирается в военный поход против персов. Что бы вы взял из ниже перечисленного с собой? Для этого вспомните климатические условия Греции и военное оснащение афинской армии.

- Обсудите ответ в парах

- Отметьте галочкой в таблице вещи, которые вы возьмете с собой.

Название вещи (вооружения) Панцирь из двух бронзовых пластин, прикрывающий грудь и спину

Название вещи (вооружения) Панцирь из двух бронзовых пластин, прикрывающий грудь и спину

Название вещи (вооружения)

Панцирь из двух бронзовых пластин, прикрывающий грудь и спину
Шинель – шерстяной плащ-накидка
Бронзовые наколенники
Кожаное седло
Лук и стрелы
Бронзовый шлем
Колесница
Длинное копье
Короткий железный меч
Таран (деревянное бревно, подвешенное на кожаных ремня, с железным наконечником, используемое для разрушение крепостных стен)
 

Теоретические знания, должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем

Теоретические знания, должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем

Теоретические знания, должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

«Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего;
это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти»
М. Монтень

Используемая литература Зимняя

Используемая литература Зимняя

Используемая литература

Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2005. - № 11.

Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании. – Ростов-на-Дону, «Аркол», 2010.

Запрудский, Н. И. Проектирование и моделирование авторских дидактических систем / Н. И. Запрудский. — Минск, 2008. — 334 с.

Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов / под ред. Хуторского А.В. – М.: «ИНЭК», 2007.

Лисицына Л.С., Лямин А.В., Шехонин А.А. Разработка рабочих программ дисциплин (модулей) в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО. – СПб: НИУ ИТМО, 2013.

Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. – М., 2002.

Татур Ю. Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России. – 2010. - № 5. – С. 22 – 31.

Педагогический совет "Оптимизация образовательного процесса путем формирования ключевых компетенций в образовании и воспитании".

Педагогический совет "Оптимизация образовательного процесса путем формирования ключевых компетенций в образовании и воспитании".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2020