Содержание
Введение……………………………………………………………………… |
3 |
Педсовет в ДОО……………………………………………………………... |
4 |
Семинары…………………………………………………………………….. |
9 |
Методические объединения………………………………………………… |
12 |
Педсовет в ДОО как высший орган руководства образовательным процессом……………………………………………………………………. |
16 |
Педсовет как постоянно действующий и руководящий орган в организации для рассмотрения основополагающих вопросов ДОО....... |
25 |
Требования к проведению педагогического совета……………………… |
28 |
Подготовка участников педсовета…………………………………………. |
34 |
Семинар как важнейшая форма методической работы по повышению квалификации педагогов……………………………………………………. |
37 |
Семинар-практикум…………………………………………………………. |
39 |
Планирование семинаров. Структура проведения, изложение теории, практический показ методических объединений…………………………. |
41 |
Анализ практического мероприятия………………………………………. |
44 |
Методические рекомендации для всех участников методического объединения………………………………………………………………….. |
46 |
Заключение…………………………………………………………………… |
48 |
Список использованных источников……………………………………….. |
50 |
Введение
Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества педагогической деятельности воспитателя, создание условий для самореализации личности каждого ребёнка. Этот вопрос находится в прямой зависимости от кадров.
В настоящий момент руководителей дошкольных учреждений и старших воспитателей волнует проблема создания коллектива профессионалов, единомышленников, способных объединить свои усилия для повышения уровня воспитательно-образовательной работы, использовать в своей практике достижения педагогической науки и передового опыта.
Педагогический совет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом является центральным звеном в организации всей методической работы в нашем ДОУ. Педсовет решает конкретные задачи нашего дошкольного учреждения. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете ДОУ. Стратегической целью каждого педсовета является сопоставимый анализ решаемых задач в соответствии с образовательной программой и Программой развития, годовым планом дошкольного учреждения, а также с современными направлениями модернизации образования. Педсовет рассматривает вопросы организации образовательного процесса, анализ выполнения поставленных задач, их корректировку, пути их реализации, даёт оценку деятельности всего коллектива и отдельным его членам. Важным условием при организации педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. На обсуждение выносятся те, которые помогают практическому решению проблем, вызывают затруднения у большинства членов коллектива.
Педсовет позволяет максимально плодотворно проявлять участие всем педагогам в решении проблем и максимально демократично, глубоко и целенаправленно задавать руководителю ДОУ направление для развития, совершенствования работы всего коллектива.
Педсовет в ДОО
Педсовет – это форма управленческой деятельности в ДОУ. Знания и умения, приобретаемые педагогами в ходе участия в педсовете, становятся достоянием их личного опыта. Участвуя в обсуждениях, анализируя свою педагогическую деятельность и деятельность коллег, занимаясь самообразованием и самоподготовкой в ходе подготовки к педсовету, педагоги повышают свою профессиональную компетентность, развивают исследовательские, прогностические умения, креативность.
Педагогический совет ДОО – это коллегиальный постоянно действующий орган, который является одной из важнейших форм повышения профессионального мастерства воспитателей. В его задачи входит [3, с.406]:
- обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения детей, определение конкретных мероприятий по их выполнению;
- внедрение в практику «Программы воспитания в детском саду»;
- изучение, обобщение и распространение передового опыта и др.
Содержание работы педагогического совета определяется годовым планом. На совете обсуждаются вопросы, имеющие важное значение для улучшения качества воспитания детей и определяющие перспективы деятельности дошкольного учреждения. Эффективность работы педагогического совета зависит от тщательности подготовки каждого его заседания, от активности воспитателей, принимающих участие в обсуждении выдвигаемых вопросов, от конкретности решений и проверки их исполнения.
Функции совета педагогов ДОО:
- определяет направления образовательной деятельности ДОО;
- отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОО;
- обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОО;
- рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
- организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;
- рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям;
- заслушивает отчеты заведующей о создании условий для реализации образовательных программ, (иное)
Чтобы педсовет был действенным, каждому заседанию предшествует подготовка: знакомство с темой, просмотр всей работы, анализ каждым воспитателем своей деятельности с выводами: что не удается в работе с детьми и почему [2, c.26].
Примерный план подготовки заседания педсовета может быть представлен в следующем виде [6, c.162]:
1. Подготовка библиографии, литературы по теме, обсуждаемой на заседании педсовета.
2. Размножение списка литературы.
3. Оказание помощи воспитателям по изучению предложенной литературы (индивидуальные беседы, консультации).
4. Подготовка доклада (если докладчик – воспитатель, заведующий оказывает ему конкретную поддержку и помощь в подготовке доклада).
5. Подготовка проекта решения (создание комиссии для подготовки проекта решения).
6. Составление сценария на проведение совещания.
7. Определение места для проведения заседания (условия для работы воспитателей, экран, технические средства, размещение выставки).
8. Проведение анкетирования по теме заседания среди воспитателей и других членов коллектива.
9. Проверка доклада воспитателя.
10. Подготовка выставки.
11. Если совет посвящен освещению опыта работы воспитателя, то организуется открытый просмотр его работы.
12. Если заседание посвящено анализу по какому-то разделу, следует наметить тематический контроль (создание комиссии, разработка критериев контроля, анализ полученных данных, обобщение результатов).
При подготовке к проведению педсовета и анализе деятельности определенную помощь воспитателям должны оказать методист и заведующий. Опытному педагогу достаточно предложить диагностическую карту или вопросник, а начинающему, молодому специалисту лучше оказать конкретную помощь в выявлении знаний, умений и навыков детей. Возможен и такой вариант, как взаимопосещения двух воспитателей, где каждый анализирует состояние дел по какой-либо проблеме у коллеги.
К заседанию оформляется стенд: «Готовимся к Совету педагогов». На нем помещаются:
– Повестка для предстоящего педсовета.
– Решение предыдущего педсовета.
– План подготовки воспитателей к предстоящему педсовету.
– Вопросник к анализу своей работы по определенному разделу образовательной программы.
– Список рекомендуемой литературы.
– Оперативный план контроля на текущий квартал.
– Примерная структура заседания.
3. Формы и технология проведения заседаний педсовета
В зависимости от поставленных задач педсовет может быть:
инструктивным;
проблемным;
оперативным [4, c.39].
Примерная структура заседания Совета педагогов может выглядеть следующим образом [6, c.163].
Вначале педсовета председатель объявляет вопросы, которые будут рассматриваться, в кратком вступительном слове определяет значимость проблемы и побуждает воспитателей активно участвовать в работе, поделиться положительным опытом по обсуждаемой проблеме.
Далее следуют:
• отчет об исполнении решений, принятых на предыдущих заседаниях;
• доклад по основной проблеме, выдвинутой на заседании, программы, годовой план, отчет по передовому педагогическому опыту;
• знакомство с нормативными документами, рекомендациями и др.;
• обсуждение и утверждение решений;
• сообщение основных вопросов следующего заседания (утверждение докладчиков и выступлений участников, даты и др.).
При обсуждении важных проблем, которые интересуют всех членов педагогического коллектива, может быть предложена следующая структура доклада:
1. Значение данной проблемы.
2. Чем вызвана необходимость рассмотрения этого вопроса на педсовете.
3. Какие достижения и недостатки по этому вопросу в ДОО.
4. Предложения к совершенствованию работы по обсуждаемой проблеме.
При анализе итогов работы педколлектива задается общая мыслительная деятельность, индивидуальная и групповая рефлексия для того, чтобы осознать: кто мы, куда идем, где сейчас находимся?
Модель итогового заседания Совета педагогов предполагает выявление недостатков работы ДОО с тем, чтобы активизировать коллектив, вызвать у людей чувство не удовлетворенности собой. Такое состояние дает толчок к развитию.
Итоговый педсовет прежде всего должен высвечивать достижения тех воспитателей, творческие поиски которых совпадают с тенденциями прогрессивной практики. Эффективному обсуждению итогов года будут способствовать: индивидуальное выступление каждого участника Совета педагогов; выявление общественного мнения путем произвольного высказывания в микрогруппах.
Стиль проведения педсовета оказывает серьезное влияние на его ход. Нельзя забывать, что педсовет – это совещательный орган. Задача руководителя – сделать педагогов союзниками, не навязывать свою точку зрения, а совместно со всеми прийти к общему мнению.
В последние годы в практике наработан богатый опыт проведения нетрадиционных педагогических советов [1, с. 7]. Интерес вызывают разнообразные игры-задания, проблемные ситуации, элементы деловых игр.
Выполнение дифференцированных заданий (изучение литературы, оформление карточек дидактических и других игр, анализ проводимых игр и т.д.) также поможет вовлечь всех педагогов в работу педсовета. Полученные в результате этого материалы помогут улучшить качество работы с детьми, пополнить методический фонд.
Сплочению педагогов в коллектив способствует проведение таких мероприятий, в которых педагоги могут реализовать свое творчество, например, педагогические советы на тему: «Быть членом коллектива - это значит...», «Педагогика сотрудничества - как я ее понимаю», дискуссии «Моя педагогическая профессия» и т.д. Создание коллектива единомышленников – результат эффективного управления и одновременно залог эффективно организованного педагогического процесса.
Семинары
Ежегодно планируемые в годовой работе дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) семинары и семинары-практикумы остаются наиболее эффективной формой повышения квалификации воспитателей. В начале учебного года составляется подробный план семинара, который может включать одно или несколько занятий, где сочетается обсуждение вопросов теории, проблем практики, знакомство с новинками литературы и передовым опытом. На первом занятии данный план может быть дополнен конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.
Семинар может быть постоянно действующим и временным. Руководителем семинара могут быть заведующий ДОО или старший воспитатель, приглашенные специалисты. В его проведении участвуют воспитатели и другие педагоги ДОО.
Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. В ходе семинара-практикума предусматривается обсуждение различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единую позицию по рассматриваемому вопросу. Важно, чтобы итоги семинара оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем руководителя.
Важным является вопрос определения места проведения семинара. Это может быть методический кабинет ДОО, групповая комната, музей, выставочный зал, территория ДОО в зависимости от тех задач, которые должны решать участники семинара.
Если семинар рассчитан на несколько занятий, то необходимо подготовить памятку для его участников, в которой указывается тема, место и порядок проведения каждой встречи, перечень вопросов, список литературы для предварительного ознакомления. По итогам семинара рекомендуется оформлять выставку работ педагогов.
Семинар (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель (ведущий семинара) в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Во время семинаров выступающий подает аудитории лекционный материал. При этом слова могут иллюстрироваться фильмами и слайдами. В дальнейшем начинается обсуждение, во время которого все участники могут высказать свое мнение или задать вопрос, а также попытаться применить полученную информацию на практике. Если учитывать такие особенности, то отвечая на вопрос о том, что такое семинар, с уверенностью можно говорить, что это интерактивная форма обучения, которая позволяет достичь высокой эффективности.
Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.
Главными задачами семинаров-практикумов являются:
- совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;
- развитие творчества и фантазии педагогов;
- обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;
- создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;
- создание реально выполнимых рекомендаций.
Можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:
1. Подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т. д.) – целью является выявление проблемы;
2. Теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т. д. _ - целью является теоретическое обоснование обсуждаемого;
3. Практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;
4. Подведение итога мероприятия - итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т. д., изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию которыми могут воспользоваться все педагоги.
Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.
Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.
Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.
Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей их организаторов
Методические объединения
Методическое объединение – это группа людей, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию с целью обмена опытом, выработки знаний и поиска новых. В нашем детском саду с этого года начали действовать такие объединения по следующим направлениям:
- метод.объединение для воспитателей групп раннего возраста,
- метод.объединение для воспитателей групп младшего и среднего возраста,
- метод.объединение для воспитателей групп старшего и подготовительного возраста,
- метод.объединение специалистов: логопедов и психологов,
- метод.объединение инструкторов по физической культуре,
- метод.объединение музыкальных руководителей.
Методические объединения педагогов планируются в течение учебного года и органично соединяются с их повседневной практикой.
Основная цель – оказание реальной, действенной помощи всем членам коллектива, всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, - повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Задачи Методического объединения:
- обмен практическим опытом педагогической деятельности;
- формирование основных компетенций, необходимых для создания условий
развития детей в соответствии с ФГОС ДО;
- повышение эффективности работы воспитателей в условиях ФГОС
ДО;
- трансляция и распространение опыта успешной педагогической деятельности;
- создание условий для освоения педагогами инновационных образовательных
технологий;
- подготовка педагогов-тьюторов;
- создание у педагогов мотивации на совместную деятельность, усиление
чувства сплоченности;
- развитие доверия между педагогами, понимание и принятие индивидуальных
особенностей друг друга.
Формы занятий методического объединения по параллелям возрастных групп носят продуктивный характер деятельности: семинары-практикумы, консультации, доклады, дискуссии, открытый просмотр деятельности, мастер-класс и т.п. Педагоги являются не пассивными слушателями, а активными деятелями, получают опыт самоуправления.
У каждого методического объединения есть руководитель, которого выбирают сами члены методического объединения. Это педагог, имеющий высокий стаж работы и положительный опыт практической педагогической деятельности.
Руководитель методического объединения ведет план работы. В дальнейшем мы разработаем единую форму планирования деятельности методических объединений. Она включать в себя:
1. Титульный лист
2.Ф.И.О. руководителя методического объединения, квалификационная категория.
3.Состав методического объединения.
4. Методическая тема на учебный год.
5. Взаимопосещения (дата, место проведения, результат).
6. Организация открытых просмотров педагогической деятельности.
7.План заседаний методического объединения по месяцам.
Участники каждого методического объединения выбирают общую тему работы на учебный год. Тема определяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, интересов и возможностей педагогов. В нашем детском саду - это методическая тема года по современным образовательным технологиям; применяемые технологии выбираются с учетом возраста и интересов детей. В процессе работы над темой педагоги получают практические рекомендации по организации образовательной деятельности в группе, имеют возможность получить индивидуальную консультацию.
Заседания методического объединения проводятся минимум 1 раз в месяц.
Примерное содержание работы методических объединений в течение года:
- работа над общей методической темой,
- составление Рабочей программы,
- календарно-тематическое планирование образовательной деятельности,
- планирование мероприятий по основным направлениям взаимодействия с семьей,
- организация и результаты педагогической диагностики,
- помощь в подготовке к конкурсам профессионального мастерства,
- помощь в подготовке к аттестации,
- подготовка к Педагогическому совету,
- планирование совместных познавательно-развлекательных мероприятий,
- работа по самообразованию,
- обмен опытом по организации развивающей предметно-пространственной среды,
- обмен опытом по проведению режимных моментов,
- обмен опытом по эффективным способам организации детского коллектива,
- способы и направления поддержки детской инициативы.
Эффективность методических объединений мы только пока проверяем, но уже сейчас стало ясно наверняка, что они нужны. Нужны для связи педагогов, работающих в одном направлении, с одним возрастом детей, нужны для обмена опытом и помощи друг другу в таком ответственном деле как воспитание детей. Любая инновация - это изменение того, что уже существует или существовало, так сказать «хорошо забытое старое». Так и методические объединения в нашем детском саду: мы пробуем, мы учимся, мы стремимся.
Педсовет в ДОО как высший орган руководства образовательным процессом
Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества педагогической деятельности воспитателя, создание условий для самореализации личности каждого ребёнка. Этот вопрос находится в прямой зависимости от кадров.
В настоящий момент руководителей дошкольных учреждений и старших воспитателей волнует проблема создания коллектива профессионалов, единомышленников, способных объединить свои усилия для повышения уровня воспитательно-образовательной работы, использовать в своей практике достижения педагогической науки и передового опыта.
Педагогический совет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом является центральным звеном в организации всей методической работы в ДОО. Педсовет решает конкретные задачи нашего дошкольного учреждения. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете ДОО. Стратегической целью каждого педсовета является сопоставимый анализ решаемых задач в соответствии с образовательной программой и Программой развития, годовым планом дошкольного учреждения, а также с современными направлениями модернизации образования. Педсовет рассматривает вопросы организации образовательного процесса, анализ выполнения поставленных задач, их корректировку, пути их реализации, даёт оценку деятельности всего коллектива и отдельным его членам. Важным условием при организации педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. На обсуждение выносятся те, которые помогают практическому решению проблем, вызывают затруднения у большинства членов коллектива.
Педсовет позволяет максимально плодотворно проявлять участие всем педагогам в решении проблем и максимально демократично, глубоко и целенаправленно задавать руководителю ДОУ направление для развития, совершенствования работы всего коллектива.
1.2 Обоснование выбора данной темы курсовой работы, её актуальность, значимость для повышения управленческой деятельности.
Управление – это специализированная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми в процессе их работы и достижении целей.
Управление ДОО – это планомерное, организованное, научнообоснованное, систематическое воздействие на коллектив детского сада с целью обеспечения его оптимального функционирования.
Педсовет – это форма управленческой деятельности в ДОУ. Знания и умения, приобретаемые педагогами в ходе участия в педсовете, становятся достоянием их личного опыта. Участвуя в обсуждениях, анализируя свою педагогическую деятельность и деятельность коллег, занимаясь самообразованием и самоподготовкой в ходе подготовки к педсовету, педагоги повышают свою профессиональную компетентность, развивают исследовательские, прогностические умения, креативность, находятся в поиске инновационных средств, и, таким образом, повышают качество воспитательно-образовательного процесса в целом.
Об актуальности и значимости этой формы управления ДОО свидетельствует тот факт, что педсовет является центральным звеном всей методической работы. Педсовет это одновременно и коллегиальный, и профессиональный орган, на который возложено рассмотрение и принятие решений по наиболее значимым, стержневым вопросам образовательного процесса и его результативности. Другие органы общественного самоуправления ДОО (общее собрание трудового коллектива, Совет ДОО, родительский комитет и др.) не имеют таких полномочий и функций, как педагогический совет дошкольного учреждения. Поэтому значимость педсоветов неоспорима и не вызывает никаких сомнений.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способен к принятию собственных решений.
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. Короткова Н. А. и Нежнова П. Г. вводят такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. По словам А. Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением.
В настоящее время необходимо сориентировать педагогов на подход к ребёнку как к развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении его интересов и прав, в создании условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности, в мотивировании игровых действий детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры с дошкольниками.
Перспективность
Тема педагогического совета созвучна с задачами годового дошкольного учреждения и является частью большой работы коллектива, направленной на формирование педагогической компетенции педагогов в вопросах развития детей, как к развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении их интересов и прав, в удовлетворении детской инициативы и самостоятельности.
Перспективность данной темы педсовета также прослеживается в одной из приоритетных задач развития ДОУ: Стимулировать развитие у педагогов проектировочных, творческих, интеллектуальных профессиональных знаний и умений через нетрадиционные формы методической работы, ориентируя их на организацию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Миссия: Сохранение и укрепление его физического и психического здоровья, формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, личностных качеств детей через раскрытие их внутреннего мира.
Таким образом, стратегические и тактические задачи тесно связаны между собой, являются логическим продолжением друг друга. В связи с этим тема педсовета является целесообразной, актуальной и значимой для нашего детского сада.
Проблемность
Проблема равноправного сотрудничества взрослого и ребёнка является актуальной для нашего детского сада. В результате контроля по таким направлениям, как:
• Наблюдение и анализ организации сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе, деятельности воспитателя в процессе организации игры.
• Анализ игровых умений детей.
• Анализ самостоятельной игровой деятельности детей.
• Самоанализ воспитателя.
• Планирование сюжетно-ролевых игр в каждой возрастной группе.
• Анализ состояния игровой предметно-развивающей среды.
• Информирование родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка.
Нам необходимо было оценить профессиональное мастерство педагогов по созданию оптимальных условий для развития детской игры; определить уровень развития игровых умений и навыков детей, степень проявления детской инициативы и самостоятельности при организации игры, умения педагога включаться на равных в процесс игры. Были выявлены следующие причины по данному направлению: недостаточное владение начинающими педагогами методикой в вопросах организации и проведении сюжетно-ролевой игры, значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка. Не в полной мере понимание существующих позиций взаимодействия с детьми в процессе образовательной деятельности. Отсюда слабая включенность педагогов в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игр.
На педсовет выносится проблема поиска путей по созданию оптимальных условий для развития детской игры и проявления детской инициативы и самостоятельности. На педсовете необходимо дать оценку реализации принципов общения педагогов и детей в практике нашего ДОУ, проработать конкретные формы работы с детьми для установки субъект-субъектного взаимодействия взрослого и ребенка, то есть равенство в общении и партнерство в совместной деятельности;
Педсовет – это коллегиальный орган управления. Решения, принятые в ходе его поведения, будут обязательными для исполнения всеми педагогами. При подготовке к педсовету педагоги должны будут сделать педагогическую рефлексию своей деятельности, изучить соответствующую литературу, опыт коллег, а значит, повысить свою компетентность по данной проблеме.
2.2 Ведущие функции педагогического совета:
Информационно-аналитическая.
Педагоги будут информированы об исследованиях в отечественной науке в области психологии и педагогики по данному вопросу. Воспитателям будет дана обзорная информация по формированию у детей дошкольного возраста личностных качеств, определяемых целевыми ориентирами ФГОС; созданию условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности; о способах и направлениях поддержки детской инициативы.
Диагностическая.
В ходе педсовета планируется выявить уровень взаимодействия педагога и ребёнка, определить позиции и способы взаимодействия с детьми, в целях повышения педагогического мастерства и осознания того, что от умения понимать свои «плюсы» и «минусы» в общении зависит, насколько содержательным может быть этот процесс, а значит, и сотрудничество с воспитанниками в целом.
Планово-прогностическая. Планируется наметить конкретные мероприятия по содержательному взаимодействию с дошкольниками. В ходе педсовета будет выработано решение, которое будет обязательным для исполнения всеми членами педагогического коллектива.
Коммуникационная. Предполагается обмен опытом между педагогами ДОО, представление авторских сюжетно-ролевых и дидактических игр, конкурс педагогических моделей, высказывание мнений.
Методическая. Педагоги получат конкретные рекомендации по содержательному взаимодействию с воспитанниками, по созданию необходимых условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности.
2.3 Цели педагогического совета:
Ориентировать педагогов на подход к ребёнку как к развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении его интересов и прав.
Оценить профессиональное мастерство педагогов по созданию оптимальных условий для развития детской игры; определить уровень развития игровых умений и навыков детей, степень проявления детской инициативы и самостоятельности при организации игры.
Определить систему мер, способствующих эффективности работы педагогического коллектива по данному направлению.
Предварительная работа
• Изучение научно-методической литературы о закономерностях развития ребенка и видов детской деятельности.
• Оформление подборки нормативных документов по данной теме.
• Проверить выступления педагогов с целью возможной корректировки содержания.
• Оформление информационного листа о планируемом педсовете.
• Тематический контроль «Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности».
• Изучение материалов папки «Готовимся к педсовету».
• Подборка вопросов и заданий для проведения КВН.
• Разработка бланков оценивания команд.
• Подготовка рабочей группой памяток «Игры на развитие навыков эффективного общения "Давайте поиграем!"».
• Разработка рабочей группой Проекта решения педагогического совета.
Основные вопросы, выносимые на обсуждение педсовета.
1. Выступление заведующего на тему «Сотрудничество как основной способ взаимодействия взрослых и детей в детском саду» (Презентация).
2. Справка по результатам тематического контроля «Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности» (старший воспитатель).
3. КВН «Равноправное сотрудничество взрослого и ребёнка» (старший воспитатель).
4. Тест на определение стиля взаимодействия воспитателя с детьми (педагог-психолог).
5. Презентация авторских сюжетно-ролевых игр (воспитатели).
6. Презентация авторских дидактических игр по музыкальному развитию дошкольников «Чудесный мир музыки» (музыкальный руководитель).
7. Памятка для педагогов «Игры на развитие навыков эффективного общения "Давайте поиграем!"» (педагог-психолог).
8. Решение педагогического совета.
Формирование рабочей группы по подготовке педсовета.
Сформирована рабочая группа по подготовке к педагогическому совету. Свою работу группа начала с разработки программы действия, изучения литературы по проблеме. С целью формирования банка диагностических данных и улучшению качества работы по проблеме были отобраны и доработаны ранее имеющиеся аналитические материалы, выявляющие организацию сюжетно-ролевой игры, игровые умения детей, деятельность воспитателя в процессе организации игры, самоанализ воспитателя, планирование сюжетно-ролевых игр, анализ состояния предметно-развивающей среды. Создание рабочей группой презентации «Сотрудничество как основной способ взаимодействия взрослых и детей в детском саду», памяток «Игры на развитие навыков эффективного общения "Давайте поиграем!"», бланк оценивания команд для конкурсов.
Педсовет предполагает следующие формы представления полученных данных:
- Презентация авторских сюжетно-ролевых игр. Представление презентаций позволит педагогам проявить творчество, профессионализм, активизировать мыслительную деятельность, повысить собственную самооценку. Остальные педагоги смогут оценить работу коллег, возможно, заинтересуются такой формой работы, примут участие в разработке сюжетно-ролевых игр и внедрение их в совместную образовательную деятельность с детьми;
- Творческие работы по созданию педагогической модели сотрудничества с детьми;
- Тестирование педагогов. Воспитатели получат возможность в ходе педсовета самостоятельно определить свой стиль взаимодействия с детьми, получат их качественную оценку в баллах и смогут сделать правильные выводы.
Педсовет как постоянно действующий и руководящий орган в организации для рассмотрения основополагающих вопросов ДОО
Педагогический совет является постоянно действующим руководящим органом в образовательном учреждении для рассмотрения основополагающих вопросов образовательного процесса. Главными задачами являются реализация государственной политики по вопросам образования, повышение уровня воспитательно-образовательной работы в ДОО, внедрение в практику достижений педагогической науки и передового педагогического опыта.
Цели и задачи
1. Основной целью деятельности педсовета является реализация государственной политики по вопросам образования, развитие образовательного процесса и совершенствование профессионального мастерства педагогов.
Задачи педсовета:
- Разработка стратегии развития детского сада
- Определение его целей и задач на текущий год
- Осуществление выбора программ, технологий, форм и методов воспитательно-образовательного процесса
- Формирование благоприятной психологической атмосферы в педагогическом коллективе, основанной на сотрудничестве детского сада, семьи и общественности.
Функции педсовета
- Обсуждает и утверждает планы работы
- Заслушивает информацию, отчёты педагогических работников, администрации, представителей организации учреждений, взаимодействующих с детским садом по вопросам охраны жизни, здоровья и развития воспитанников
- Принимает решения по вопросам повестки дня педсовета.
Состав педагогического совета:
- Заведующий (как правило, председатель)
- Старший воспитатель
- Воспитатели
- Специалисты
- ст. медсестра.
2. На заседании педсовета могут быть приглашены представители общественных организаций, родители, иные заинтересованные лица. Необходимость их приглашения определяется председателем педсовета. Лица, приглашенные на заседание, пользуются правом совещательного голоса.
3. Педсовет избирает из своего состава секретаря сроком на 1 год.
Организация деятельности:
1. Работой педсовета руководит председатель.
2. Заседания педсовета проводятся не реже 4 раз в год. В случае необходимости могут быть созваны внеочередные заседания.
3. Педсовет работает по плану, являющемуся составной частью годового плана в соответствии с повесткой дня и регламентом, утвержденном на нём же.
4. Решения педсовета принимаются большинством голосов. При равном количестве голосов, решающим является голос председателя. Процедура голосования определяется педсоветом.
5. Педсовет проводится, и его решения считаются правомочными, если на нём присутствует 2/3 педагогического коллектива.
6. Время, место и повестка дня очередного заседания педсовета сообщается не позднее, чем за 30 дней до дня его проведения.
7. В зависимости от объема обсуждаемых вопросов педсовет может быть поделен на два заседания, о чем участники педсовета предупреждаются заранее.
8. Организация работы и контроль за выполнением решений педсовета осуществляет заведующая и ответственные лица, указанные в решении. Итоги выполнения решений педсовета доводятся до членов педсовета в указанные в них сроки.
9. Педсовет проводится в свободное от работы время.
Права и обязанности членов педсовета
1. Права:
- Участвовать в обсуждении вопросов
- Отстаивать свою позицию на аргументированной основе
- Участвовать в подготовке вопросов к обсуждению, в проведении мониторинга образовательной деятельности
- Вносить предложения председателю педсовета по внесению изменений в повестку дня.
2. Обязанности:
- Посещать все заседания педсовета
- Объективно и качественно решать обсуждаемые вопросы
- Нести коллективную и персональную ответственность за принятые решения
- Соблюдать этические нормы дискуссии.
Документация и отчётность
1. Заседания и решения педсовета оформляются протоколом.
2. В протоколе фиксируется ход обсуждения вопросов, выносимых на педсовет, предложения и замечания его членов. Протоколы подписываются председателем и секретарем педсовета.
3. Книга протоколов педсовета пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется печатью и подписью заведующей.
4. Нумерация протоколов ведется от начала учебного года.
5. Книга протоколов педсоветов хранится в делах и передается по акту.
Требования к проведению педагогического совета
Вначале педсовета председатель объявляет вопросы, которые будут рассматриваться, в кратком вступительном слове определяет значимость проблемы и побуждает воспитателей активно участвовать в работе, поделиться положительным опытом по обсуждаемой проблеме.
Далее следуют:
• отчет об исполнении решений, принятых на предыдущих заседаниях;
• доклад по основной проблеме, выдвинутой на заседании, программы, годовой план, отчет по передовому педагогическому опыту;
• знакомство с нормативными документами, рекомендациями;
• обсуждение и утверждение решений;
• сообщение основных вопросов следующего заседания (утверждение докладчиков и выступлений участников, даты).
При обсуждении важных проблем, которые интересуют всех членов педагогического коллектива, может быть предложена следующая структура доклада:
1. Значение данной проблемы.
2. Чем вызвана необходимость рассмотрения этого вопроса на педсовете.
3. Какие достижения и недостатки по этому вопросу в ДОО.
4. Предложения к совершенствованию работы по обсуждаемой проблеме.
Алгоритм проведения педсовета.
Председатель:
Информирует о количестве членов педсовета, присутствующих, отсутствующих,
Оглашает тему педсовета и повестку дня, которая утверждается открытым голосованием,
Предлагает регламент (если традиционная форма педсовета), который утверждается открытым голосованием (как правило, доклад – 20-25 мин., содоклад – 10-15 мин., выступления – 3- 5 мин.).
Член динамической (инициативной, рабочей) группы, которая назначена приказом, информирует о выполнении решения предыдущего педсовета (обязательно на каждом педсовете).
Если какое-либо решение не выполнено, то выясняются причины и намечается новый кратчайший срок выполнения.
(Эти части педсовета обязательны всегда !)
При традиционной форме:
3. Доклад (заведующий)
4. Содоклад (как правило, воспитатель-методист итогами тематической проверки)
5. Их обсуждение (выступление педагогов).
Структура доклада руководителя.
Вступление:
- кратко указать на сущность и актуальность проблемы,
- обосновать выбор задачи.
Основная часть:
- изложение фактов, событий, положений в логической и хронологической последовательности (какая работа была проделана для достижения поставленной задачи),
- каковы результаты выполнения поставленной задачи
- Заключение:
- выводы, если они требуются, т. е. если целью является убеждения;
- рекомендации, если они требуются;
- резюме – краткое изложение сути доклада, если он сложный и длинный (обобщение).
При нетрадиционной форме:
3. Вступительное слово заведующего, которое включает в себя:
- актуальность темы (проблемы),
- задачи, которые стоят перед ДУ по этой проблеме,
- деятельность ДУ по решению этой проблемы (руководителя, воспитателя-методиста, педагогов),
- что показал мониторинг состояния работы по этому направлению в целом.
4. Выступление воспитателя-методиста с подробным анализом состояния и результативности работы по данному направлению (итоги тематической проверки).
5. Руководитель зачитывает приказ «По итогам тематической проверки»
6 . Обсуждение данной проблемы в форме:
- круглого стола,
- обмена опытом, презентации опыта,
- деловой игры,
- самоанализа работы,
- дискуссии.
7.Зачитывается проект решения педсовета с внесенными дополнениями, которые поступили в ходе обсуждения проблемы.
8. Открытым голосованием утверждается проект решения.
9. Заключительное слово заведующего («подведение черты», выполнена ли задача годового плана; оценка выступлений, активности педагогов, краткая установка на дальнейшую работу).
(7,8,9 части педсовета обязательны всегда!)
На педсовете можно использовать такие методы активизации педагогов:
- коллективный просмотр фрагментов занятий и других мероприятий (видео- и фотоматериалы) с использованием мультимедийной аппаратуры;
- показ и анализ результатов образовательного процесса деятельности дошкольников (напр. рисунки, поделки, альбомы)…
- показ и анализ продуктов творчества педагогов (пособия, разработки), родителей воспитанников (напр. альбомы)…
Успех педсовета зависит от того, насколько тщательной и заинтересованной будет подготовка. Есть смысл договориться с несколькими воспитателями заранее о том, чтобы они выступили первыми по избранным вопросам. Некоторым следует предварительно дать несколько советов, а других подробно и обстоятельно проконсультировать. Подбирается соответствующая литература, из которой черпаются мнения и суждения, аргументы и факты. Непременно выдвигается условие: подобрать факты из жизни детского сада, которые можно и нужно использовать в качестве иллюстрации отдельных суждений.
Чтобы облегчить воспитателю подготовку к педсовету, можно предложить педагогам объединиться в инициативные группы для предварительного обсуждения одного вопроса, предоставить каждой группе педагогов заранее подготовленные памятки с конкретным теоретическим материалом.
При проведении последующих педагогических советов формирование инициативных групп будет проходить произвольно: по интересам педагогов, по особенностям обсуждаемой проблемы, по уровню квалификации и т. д. Желательно пользоваться планом выступления, записями, конспектами, цитатами.
Чрезвычайно важно поведение руководителя дошкольного учебного учреждения, который выступает в качестве ведущего. Вот почему необходимо четко и однозначно определить, зачем, с какой целью проводится педагогический совет, и во вступительном слове ясно и предельно конкретно, обрисовав обсуждаемую проблему, обратить внимание педагогического коллектива на конечный результат.
4.Подготовка проекта решения педсовета.
В какой бы форме не проводился педсовет, решения по каждому вопросу принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах.
Их число зависит от повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из вопросов можно принять несколько решений.
Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить.
На каждом педсовете обязательно заслушивается информация о выполнении решений предыдущего педсовета.
Проект решения разрабатывается заранее (до педсовета) заведующим и членами динамической (рабочей) группы на основе доклада заведующего, аналитической справки по итогам мониторинга или тематического изучения деятельности.
В ходе обсуждения проблемы (выступлений педагогов) в проект решения педагогического совета вносятся дополнения, уточнения, изменения.
Если не был выполнен какой-либо пункт решения предыдущего педсовета, то он вносится в проект этого решения и указывается новый (кратчайший) срок его выполнения. После педсовета проект решения окончательно дорабатывается и утверждается приказом по учреждению.
В методическом кабинете отдельно вывешиваются решения педагогического совета с указанием номера приказа, которым они утверждены.
Воспитатель-методист намечает план работы по реализации решений педсовета.
Руководитель учреждения обязан контролировать ход выполнения решений педсовета.
Требования к оформлению решений педагогического совета.
Формулировка пунктов должна быть четкой, лаконичной, конкретной.
Решения должны касаться темы педсовета, основных положений доклада и их выполнение способствовать улучшению работы по данному вопросу.
В пункте решения должно быть указано, кому оно адресуется (конкретно кому-либо или группе педагогов), с какой целью и что необходимо сделать.
Обязательно указывается срок выполнения каждого пункта решения.
Указывается ответственный за выполнением решения.
Решение должно состоять из двух частей: констатирующей и постанавливающей.
Констатирующая часть должна в сжатой форме отображать достижения, перспективы, недочеты и ошибки в работе педагогического коллектива и отдельных его членов.
Постанавливающая часть должна быть четкой, конкретной программой деятельности коллектива на определенный период, ориентировать работников на улучшение работы, достижение лучших результатов. Каждый пункт решения должен формулироваться четко, с конкретным определением задач, содержания работы, исполнителей, реальных сроков выполнения. Решение должно быть оптимальным.
В формулировке в констатирующей части очень кратко(7-10 предложений) излагаются общие выводы о состоянии дел в коллективе по рассматриваемому вопросу. Можно при написании констатирующей части использовать такие словосочетания: Заслушав и обсудив выступление…
Подготовка участников педсовета
Можно условно обозначить два периода подготовки к педагогическому совету: предварительный и подготовительный.
Предварительный период (длится 2-3 месяца):
Проведение педагогических часов (деловых игр, диспутов, дискуссий, тренингов, педагогических гостиных, супервизии и т. д.), семинаров, консультаций, мастер-классов, проведение творческих мастерских опытными педагогами, открытых мероприятий, мониторинга, контроля, изучение деятельности педагогов и детей, заседаний творческой группы, школы молодого воспитателя, анкетирования педагогов и родителей, проведение конкурсов, смотров-конкурсов, выставок ит. п., в зависимости от вида педсовета. В течение двух месяцев идет подготовка к педсовету, на это время рекомендуется создать рабочую (динамическую) группу, которая и будет осуществлять его организацию. Формирование динамической (инициативной) группы (мозгового центра) педсовета. Оформление приказа.
Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами динамической (инициативной) группы.
Подготовительный период (за месяц):
Определение целей и задач.
Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме – за 2 месяца).
Разработка анкет и проведение анкетирования.
Посещение открытых просмотров педагогического процесса.
Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее, чем за две-три недели до проведения педагогического совета. В методическом кабинете оформляется выставка, например, "Готовимся к педсовету".
Для того чтобы педсовет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, к нему необходимо тщательно готовиться.
Развернутый план подготовки к педсовету ответственных лиц.
Председатель педагогического совета:
Вырабатывает план подготовки и проведения педсовета.
Организует работу инициативной (динамической) группы.
Проводит координационное совещание по работе инициативной динамической, рабочей ) группы.
Обсуждает предварительные материалы педсовета с участниками группы.
Обсуждает форму проведения педсовета.
Организует работу творческой мастерской по теме.
Готовит проект решения педсовета.
Утверждает сценарий проведения педсовета.
Воспитатель-методист:
Обозначает круг вопросов, которые будут рассматриваться на педсовете.
Проводит заседания динамической (инициативной, рабочей) группы и руководит её работой.
Вместе с динамической группой готовит стенд «Готовимся к педсовету»
Определяет условия и график просмотра открытых занятий.
Посещает и анализирует занятия по определенной схеме.
Анализирует результативность педагогической работы с детьми по итогам мониторинга.
Организует взаимное посещение занятий и других открытых мероприятий.
Формирует банк творческих находок.
Определяет целостную структуру педагогического процесса и взаимодействия педагогов и специалистов.
Собеседует с педагогами по теме педагогического совета.
Разрабатывает сценарий педсовета.
Готовит аналитическую справку по итогам мониторинга или контроля.
Подбирает вопросы анкетирования по теме педсовета.
Динамическая (инициативная) группа педагогов:
Проверяет выполнение решений предыдущего педсовета и готовит соответствующую информацию.
Подбирает методическую литературу и оформляет каталог.
Оформляет пакеты методических материалов (конспекты, планы, сценарии ).
Формирует банк диагностических материалов.
Осуществляет сбор опросников, анкет, карточек анализа открытых мероприятий.
Готовит пакет методических материалов.
Готовит стенды с цифровым материалом, графики, таблицы.
Готовит проект решения педсовета.
Готовит зал и оборудование к проведению педсовета.
3. Формы проведения заседания педагогического совета.
1.Традиционна форма (доклад, содоклад, обсуждение доклада, принятие решений).
2.Нетрадиционные формы:
-круглый стол,
-педсовет-консилиум,
-творческая дискуссия,
-проблемный стол,
-педсовет с использованием элементов деловой игры,
-обмен опытом,
-презентация опыта.
Семинар как важнейшая форма методической работы по повышению квалификации педагогов
Одной из эффективных форм повышения квалификации является семинар — вид обучения, который подразумевает обсуждение определённой темы, заранее известной всем участникам. Эта форма обучения требует подготовки не только преподавателя, но и всех обучающихся. Она позволяет каждому участнику активно обсуждать заданную тему, искать компромиссы и решения проблем.
Семинар призван решать проблемы методологического и обучающего характера в опоре на научные знания и достижения в профессиональной деятельности.
Как правило, в первой части семинара предоставляется информационный блок, который может включать показ слайдов, иллюстраций или видеороликов. Затем организовывается обсуждение материала. Таким образом, помимо ознакомления с теорией происходит обмен опытом и интерактивное общение специалистов. Именно возможность дискуссии и взаимодействия участников является важным преимуществом семинара и делает его популярным в современной системе образования. Это способствует систематизации, расширению и углублению знаний. Помимо собственно дискуссии и обмена опытом отдельные семинары могут включать в себя проведение мастер-классов и треннингов.
Опыт организации и проведения семинара позволяет сделать вывод, что данная форма методической работы является эффективной формой повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО. Использование различных видов творческих заданий и упражнений формирует сплоченность коллектива, позволяет воспитателям снять психологическое напряжение, шире использовать активные и интерактивные технологии в работе с детьми, родителями, социумом.
Таким образом, в методической работе на данном этапе развития дошкольного образования необходимо использовать такие формы работы, которые способствовали бы непрерывному образованию педагогических кадров, повышали их профессиональную квалификацию, оказывали реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. И семинары одна их таких форм методической работы.
Семинар-практикум
Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Главными задачами семинаров-практикумов являются:
- совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;
- развитие творчества и фантазии педагогов;
- обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;
- создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;
- создание реально выполнимых рекомендаций.
Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей их организаторов. Однако можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:
1) подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т.д.) – целью является выявление проблемы;
2) организационный момент (психологические упражнения, элементы деловой игры, обсуждение высказываний и т.д. фронтально или в творческих группах) – целью является конкретизация проблемы;
3) теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т.д. - целью является теоретическое обоснование обсуждаемого;
4) практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;
5) подведение итога мероприятия - итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т.д.), изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию которыми могут воспользоваться все педагоги.
Планирование семинаров. Структура проведения, изложение теории, практический показ методических объединений
Каждый семинар – практикум должен иметь четкую структуру, которая подчиняется принципам цельности и последовательности реализации. Например, при разработке семинара – практикума сначала выбирается тема, формулируется цель занятия, затем определяется форма его поведения, продумывается и организовывается предварительная работа с педагогическим коллективом.
Первый вопрос, который должен ставить перед собой заместитель заведующей по воспитательно - методической работе или старший воспитатель при планировании семинара – практикума: насколько актуальна выбранная тема, насколько она соответствует задачам годового плана, удовлетворяет ли выбранная тема запросам педагогов, насколько учитываются интересы педагогов? Для этого в апреле - мае предыдущего года можно организовать в ДОО работу «почтового ящика» (картонная коробка с прорезью имитирующая «почтовый ящик»), в который все члены педагогического коллектива смогут опустить свои предложения, замечания и озвучить наиболее проблемные вопросы в педагогической теории и практике. «Почтовый ящик» лучше расположить в общедоступном месте (коридоре, вахте, при входе в ДОО и т.д.).
Однако, бывает и такое, что некоторые проблемы не осознаются педагогами в полной мере и, следовательно, не могут быть сформулированы ими в качестве вопросов к заместителю заведующей по воспитательно-методической работе или старшему воспитателю. В этих случаях вскрыть подобные пробелы и определиться с выбором темы семинара-практикума поможет анализ результат проведённого контроля над деятельностью педагогов. Основами этой проверки могут стать следующие методы:
- анкетирование воспитателей по определённым ранее вопросам;
- наблюдение за взаимодействием воспитателей и детей, как во время какой либо деятельности, так и во время ООД;
- анализ предметно-развивающей среды и календарно-перспективных планов работы воспитателей в определённом аспекте.
Например: организации и проведению семинара-практикума по теме :
«Использование устного народного творчества в подвижных играх детей старшего дошкольного возраста в ДОО» предшествовала:
- предварительная работа.
(подбор подвижных игр в соответствии с возрастом, выбор подготовка места для проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста, подбор и подготовка атрибутов для проведения подвижных игр и их использование в игре);
- организация подвижной игры.
(использование загадок, закличек, потешек и других жанров фольклора в подвижной игре, включение сюрпризного момента);
- ход подвижной игры.
(эффективность подвижной игры для совершенствования двигательных навыков детей, возможность внесения в игру изменений при повторном её проведении, осуществление индивидуального подхода к детям в процессе самой игры, своевременное окончание игры до момента переутомления детей);
- подведение итогов игры.
(словесное поощрение и оценка игровых и двигательных действий детей, сохранение положительного эмоционального фона).
Параллельно в процессе наблюдения осуществлялась оценка овладения детьми подвижными играми (соблюдение правил игры, правильность выполнения движений, активность и заинтересованность в игре, запоминание произносимых команд, взаимоотношения между детьми процессе игры) и проанализированы перспективные и календарные планы воспитательно-образовательной работы педагогов (планирование подвижной игры в соответствии с возрастом; проведение их на прогулках, физкультминутках и в свободное время; вариативность подвижных игр при повторном проведении).
Цель любого семинара-практикума всегда ориентирована на практический результат, поэтому он может формулироваться в соответствии с принципом обобщения всех знаний и умений, усвоенных в ходе семинара (как на теоретическом и методическом, так на практическом и рефлексивном этапах его проведения). В этом случае удобнее всего формулировать через компоненты педагогической компетентности.
Анализ практического мероприятия
1. Тема занятия
· Обоснование выбора темы.
· Определение места темы в программе курса.
· Цель занятия.
Задачи: познавательные, воспитательные, методические.
· Литература. Обоснование отбора рекомендуемой литературы с учетом объема чтения, сложности текстов.
2. Форма организации семинара
· Обоснование выбора формы проведения семинара в связи с характером подготовки аудитории.
- вопросно-ответная (опрос);
- развернутая беседа на основе плана;
- доклады с взаимным рецензированием;
- обсуждение письменных рефератов с элементами дискуссии;
- групповая дискуссия: направляемая, свободная;
- учебно-ролевая игра.
· Программа предварительной ориентировки студентов в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятиях, в литературе. Распределение ролей участников обсуждения. Требования к докладам, рефератам, форме и характере обсуждения темы.
3. План и конспект хода занятий
· Программа содержание занятия: основные разделы темы, основные задачи каждого раздела темы, фиксация основных противоречий в ходе решения рассматриваемой проблемы.
· Конспект содержания разделов программы. Выделение дидактических приемов, обеспечивающих выявление противоречий, доказательность и обоснованность рассматриваемых точек зрения. Выделение положений и задач, предполагавших групповые формы обсуждения. Приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия.
· Резюме обсуждения темы на семинарском занятии.
· Анализ хода семинарского занятия после его проведения
Методические рекомендации для всех участников методического объединения
- ежемесячно старший воспитатель проводит дистанционно-электронный методический час на сайте ДОО, размещает новый материал, презентации, видеофрагменты в соответствии с годовым планом и ФГОС;
- регулярное размещение новостей, событий в жизни ДОО;
- ежемесячно воспитатели размещают полезные статьи, свои публикации, пополняют свои странички, портфолио, персональные сайты;
- постоянный доступ к Интернет-ресурсам;
- для родителей (законных представителей):
- эффективно информируем родителей (законных представителей) о деятельности учреждения;
- ежемесячно проводятся интернет - консультации, производится рассылка конкурсов, рекомендаций через сайт детского сада, зарегистрированным родителям;
- родители могут принять участие в форуме детского сада, задать интересующий вопрос или принять участие в обсуждениях, либо написать письмо на электронную почту любому воспитателю, все адреса педагогов тоже размещены на сайте ДОО;
- есть Гостевая книга, где можно оставить свои отзывы, пожелания, как педагогам, так и родителям.
- в свободном доступе родители могут посмотреть видео - фрагменты НОД, мероприятий, фото-презентаций, фотоотчетов;
- постоянно действует Электронная приемная на сайте ДОО, уголок для родителей и для педагогов;
- проводятся конкурсы в ДОО с Интернет - голосованием на сайте ДОУ, для того, чтоб привлечь родителей чаще выходить на сайт детского сада и знакомится с интересующей его информацией
- рекламный блок видео-презентация детского сада на сайте ДОО презентация основной образовательной программы ДОО.
В методическом кабинете накапливается БАНК – педагогического мастерства педагогов, как в папках, так и в электронном варианте.
Педагоги ДОО принимают активное участие в работе методических объединений и педагогических семинаров района и области с целью обмена опытом.
Также организована работа с социумом: школами, библиотекой, администрацией, сотрудниками ГИБДД, ДК, художественная школа и школа искусств, краеведческий музей.
Разнообразные формы методической работы обеспечили индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, помогли им найти себя в самостоятельном проведении какого-либо мероприятия, подготовить наглядный и демонстрационный материалы, подобрать литературу, творчески проявить себя в деле.
Педагог, занимающийся научно-методической и научно-исследовательской работой должен соответствовать следующим требованиям:
- четко представлять цели научно-методической или научно-исследовательской работы и задачи каждого этапа ее осуществления;
- знать, какими средствами их нужно решать;
- владеть теоретическими основами научно-исследовательской работы, достижениями науки и практики в данной области;
- знать, где и как их можно использовать; - четко представлять программу научно–методической или научно-исследовательской работы, пути достижения ее цели;
- оценивать, какое влияние окажет на развитие субъекта его работа;
- знать, как можно оценить результаты своей работы;
- видеть, что и как можно улучшить в своей работе.
Заключение
Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в ДОО, необходимо понимать ее сущность, ее основное назначение, ведущие задачи и функции, правильно формулировать важные принципиальные требования к ее организации и осуществлению.
Третьяков П.И.: «Методическая работа – процесс длительный и сложный, который зависит от целей, спланированных коллективом, задач, нацеленных на предоставление каждому учителю возможности самореализоваться».
Педсовет является высшим управленческим органом, решая актуальные задачи, поставленные перед детским садом, реализуя управленческую, методическую, социально-педагогическую и методическую функции.
Цель проведения режимных и тематических педсоветов в ДОО — консолидация усилий всех участников образовательно-воспитательного процесса, использование на практике передового опыта и достижений педагогической науки.
На заседаниях определяется программа, ключевые задачи работы с детьми и их родителями, рассматриваются актуальные вопросы, включая состояние здоровья и уровень развития воспитанников, разработку форм взаимодействия с родителями детей.
Компетенции педсовета в детском саду Педагогические советы в ДОО —профессиональные коллегиальные органы, которые выполняют широкий спектр функций, являясь полифункциональными и правомочными, если на них присутствует больше половины коллектива. Решения, принятые педсоветом в детском саду, если оно не противоречит законодательству, является обязательным к исполнению. В компетенции органа: определение вектора развития образовательной деятельности; выбор и утверждение образовательных программ для внедрения в детском саду; определение, обобщение и распространение передового педагогического опыта; решение вопросов переподготовки и повышения квалификации; планирование деятельности ДОО с определением содержания, методов и форм работы; рассмотрение административно-организационных вопросов; заслушивание отчетов заведующей. В зависимости от темы педсовета в детском саду педагоги могут проявить свои профессиональные качества, выявив положительные и негативные аспекты действующего учебно-воспитательного процесса, знакомясь и принимая активное участие в решении основных задач учреждения.
Список использованных источников
1. Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя.// Управление ДОУ. - 2004. - №3. с. 29 - 32.
2. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. - 2004. - №3. С. 82-85.
3. Белая К.Ю. Педагогический совет в ДОУ. Подготовка и проведение. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
4. Будже Т. А., Докукина О. С., Никитина Т. А. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: Московский центр качества образования, 2014. – 160 с. ISBN 978-5-9773-0106-0
5. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ: практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов / - Изд.2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
6. Кочетова Н.А., Комардина Т.В. Справочник старшего воспитателя. – Волгоград: Учитель, 2013. – 301 с.
7. Никишина И.В. Методическая работа в ДОУ: организация, управление. - Волгоград, 1995. - С. 65-77.
8. Савченко В.И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки для старших воспитателей ДОО. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 192 с.
9. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом – Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с.
10. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
11. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.