Педагогический опыт
Оценка 5

Педагогический опыт

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история
Взрослым
28.02.2018
Педагогический опыт
В данной статье хочу поделиться с коллегами своим опытом работы в эксперименте, который проходил в Могойтуйской средней общеобразовательной школе№2. Вряд ли найдется учитель истории, который не заинтересуется инновационной технологией, которая помогает достичь оптимальных результатов работы. Формирование коммуникативных компетенций, способности к моделированию ситуаций приобретают все большее значение в современных условиях. Применение апробированной технологии обучения описываемой в данной статье, ориентируют учителя на эффективное решение образовательных задач, нацеливают на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников. Рассматриваемая технология была использована на уроках истории когда наша школа перешла на разновозрастную технологию обучения. Разновозрастная технология обучения предполагает объединение классов по возрастам. Например, 7-8-9 класс,10-11 класс. Такое объединение даёт учителю возможность структурировать материал за три года, а также ежегодно повторить материал двух предыдущих лет. В школе было создано несколько групп-комплектов.Обобщенный Опыт работы в разновозрастных группах в общеобразовательной школе по предмету история
Опыт педагогической работы.docx
В данной статье  хочу поделиться с коллегами  своим опытом работы  в эксперименте, который  проходил  в   Могойтуйской   средней   общеобразовательной  школе№2.    Вряд  ли найдется   учитель   истории,   который   не   заинтересуется   инновационной   технологией, которая   помогает   достичь   оптимальных   результатов   работы.     Формирование коммуникативных компетенций, способности к моделированию ситуаций приобретают все большее   значение   в   современных   условиях.   Применение   апробированной   технологии обучения описываемой в данной статье, ориентируют учителя на эффективное решение образовательных   задач,   нацеливают   на   усиление   самостоятельной   творческо­поисковой деятельности школьников.      Рассматриваемая технология была использована  на уроках истории  когда наша школа перешла на разновозрастную технологию обучения. Разновозрастная технология обучения предполагает объединение классов по возрастам. Например, 7­8­9 класс,10­11класс. Такое объединение даёт учителю возможность структурировать материал за три года, а также ежегодно повторить  материал  двух предыдущих лет.  В школе было  создано несколько групп­комплектов.   Формой   организации   учебного   процесса   при   погружении   является коллективная форма, т.е обучение в постоянных  малых группах, сменных группах и парах сменного состава, парах постоянного состава. Педагог А.Г. Ривин, впервые разработавший и применивший коллективный способ обучения, дал ему такую характеристику: “Работая индивидуально и в парах, ученики делали все: решали задачи, конспектировали учебники, разучивали стихи, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного расписания в школе не было… Каждый ученик за это время освоил учебный курс 3­4­летнего обучения… Впечатляющим было и развитие учеников».        Учебные занятия проводятся в виде «погружения в предмет».  Анализ педагогической литературы показывает, что четко понятие “погружения” практически не сформулировано, можно сделать вывод, что за самим понятием стоят два основных (но очень отличающихся) смысла. Первый: под “погружением” понимается один из методов интенсивного обучения (как   правило,   иностранным   языкам).  Второй  (более   широкий):   под   “погружением” подразумевается   длительное   (от   нескольких   часов   до   нескольких   дней)   специально организованное   занятие   одним   (или   несколькими   близкими)   предметами.   Начало упоминания термина в этом смысле относится к началу 80­х годов прошлого века в связи с экспериментальной   работой   М.П.   Щетинина.   Позднее   это   направление   выражается   в многочисленных   моделях:   “погружение”   в   сравнение,     выездные   “погружения”, “погружения” в образ, “погружение” как средство коллективного способа обучения (С.Д. Месяц), “погружение” в культуру (Е.Б. Евладова)  и т.д.  «Погружения» проводимые нашей школой представляли из себя недельные погружения в предмет и однодневные погружения в предмет. При недельном погружении выделялся один урок в течение погружения как разгрузочный     от   основного   предмета,   по   счету   третий   или   четвертый   ­   физкультура, рисование, музыка, хореография.             Таким   образом,   органическое   соединение   двух   инновационных   педагогических технологий (КСО и «погружение»)   привело к стабильным и значительным результатам, при   этом   переход   к   разновозрастным   учебным   группам   является   естественной   частью педагогической   технологии.   который   прорабатывался администрацией школы.         Второй   шаг   был   сделан   учителем   –   предметником,   он   касался   структурирования учебного материала. Перед учителем вставал вопрос как трехгодичный материал уместить в один год? Особенно он был труден для учителя истории, т.к. помимо истории Отечества есть   и   всемирная   история.   Решение   этой   задачи   было   осуществлено   частично   через перераспределения часов в разновозрастной группе 7­9 за счет часов по обществознанию, а также за счет скрупулезного структурирования исторического материала.   Это   был   первый   шаг, Думаю, что есть много разных подходов к структурированию исторического материала, мною же был выбран путь, который ориентировал учащихся в сдаче ЕГЭ по предмету. Основными   аспектами   стали   социально­экономический,   внешнеполитический   и внутриполитический аспект. Культурный аспект давался т.н. «вкраплениями». Таким образом, история за первый год обучения должна была вмещать материал XVII в по XX  в   только   по   одному   из   аспектов,   например   внутриполитическому;   во   второй   год просматривался   аспект   социально­экономический;   в   третий   год   –   внешнеполитический аспект. Всего в учебный год недельных погружений по предмету было три по 25 часов, итого   в   год   75   часов   (7   часов   за   счет   обществознания).   При   рассмотрении внешнеполитического аспекта упор делается на причины, итоги и последствия военных конфликтов,   подписание   мирных   договоров,   присоединения   земель.   «Вкраплениями» изучались   вопросы   культуры:   литературные   произведения,   живопись,   архитектура, посвященная этим событиям. Предлагаю примерное тематическое планирование одного погружения. В ходе погружения можно вносить корректировку.                                             Тематическое планирование. Внешнеполитический аспект. День недели Тема Основное содержание понедельник Внешняя политика  XVII в вторник Внешняя политика XVIII в   в     Основные 1.Международная   обстановка   в мире. события международной жизни в мире. 2.Возвращение Смоленской земли, которая   была   потеряна   во   время Смуты.  3.  Покровительство   лояльному   к России   православному   населению Речи Посполитой.  4. Решение проблемы с крымским ханством.  5.   Освоение   земель   Дальнего Востока. 6. Получение прохода к Балтике. 1.   Международная   обстановка   в мире. события международной жизни в мире.   Основные   2.   Борьба   за   выход   к   южным морям 3. Борьба за выход в Балтийское море 4.Решение вопроса о возвращении древних русских земель 5.Борьба   революционной Францией   и   распространением влияния ВФБР 6.Стремление   сыграть   роль с   Содержание   работы группы 1.Смоленская   война 1632­1634.   2. Русско­польская  война 1654­1667.  3.Русско­турецкая  война 1676­1681г,  первые Крымские  походы 1687 и 1689  годов. 4.Присоединение  Сибири, Нерчинский договор. 5. Война со Швецией 1656­1658 годов. 1.Азовские   походы. Русско­турецкая война1835­1839. 2.Русско­турецкие войны 1768­1770. Русско­турецкая война 1787­1791 3.Северная война 4.Разделы   Речи   ­ Посполитой. среда Внешняя политика в XIX в. четверг Внешняя политика первой четверти XX в.   в гаранта независимости английских колоний   в   Северной   Америке   и соблюдение   интересов   России   в этом регионе       Оказание   Основные 1.   Международная   обстановка   в мире. события международной жизни в мире. 2.   Отражение   внешней   агрессии против   России.   Создание   и деятельность «Священного союза» 3.   Подавление   революционных выступлений   в   европейских странах 4. поддержки христианским   народам   в   борьбе против Османской империи 5. Присоединение Средней Азии 6. Дальнем Востоке 1.   Международная   обстановка   в мире. события международной жизни в мире. 2.   Создание   военно­политических блоков. 3. Начало борьбы за передел мира.   Первая   мировая   война. 4. Версальско     Вашингтонская конференция 5. Внешняя политика СССР   в 20 ­30е гг. XXв.    Установление   границ   на   Основные ­   пятница   Вторая мировая   война и её последствия. Холодная война. 1. Мир накануне  Второй мировой войны 2.   Причины   Второй   мировой войны.   Периодизация   Второй мировой войны. 3. Великая Отечественная война. 4. Итоги и уроки Второй мировой войны 5. Последствия войны. 6. Холодная война.           с   Борьба 1. наполеоновской Францией. 2. Подавление революций в Европе 3.   Крымская   война 1853­1856гг. Русско­ турецкая война 1877 ­ 1878гг 4.   Присоединение территорий   Средней Азии 5. Подписание договоров   с   Китаем и Японией 1.   Японо­китайская   Русско   ­ война. японская война. Балканские войны 2.   Россия   в   первой мировой войне. Брестский мир. 3. конференция. Раппальский договор.   признания». Создание   системы коллективной безопасности. 1.   Первый   период   мировой второй войны.   Странная война. 2.   Начало   Великой Отечественной войны.   Причины поражения   первых месяцев войны. 3. Коренной перелом 4. Завершающий этап Великой Отечественной войны 5. Война с Японией. Генуэзская   «Полоса 6. Основные события холодной войны. суббота Индивидуальный зачет Шаг третий ­ исходя из программы недельного погружения, учитель готовит рабочий лист на неделю. Рабочий лист представляет собой маршрутный лист с основными понятиями, историческими   датами,   историческими   личностями.   В   рабочем   листе   даны   вопросы   к индивидуальному зачету, обучающие тесты и вопросы. Шаг четвертый ­ организация работы на занятиях. Первый день. Первый урок. Введение. На первом уроке учитель раздаёт маршрутный лист и комментирует всё его содержание по дням.   Лекция­обзор   основных   внешнеполитических   событий  XVII­XVIII  вв.   в   мире. Мотивационным   фоном   может   быть   видеоряд   картин   посвященным   событиям   данного периода.  Здесь важно показать учащимся основные проблемы и пути их решения. Второй, третий  урок работа в группах постоянного состава. Учащиеся разбиваются на группы по 5 человек и прорабатывают материал самостоятельно, делая записи в тетрадях. Примерно это выглядит следующим образом 1 группа (1)(2)(3)(4)(5) ­это учащиеся, работают с вопросом  А1.  А1­ Смоленская война 2  группа   (6)(7)(8)(9)(10) ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­       А2. А2­Русско­Польская  война 3 группа   (11)(12)(13)(14)(15) ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­А3.А3­ Русско­турецкая  война         1676­1681г, первые Крымские походы 1687 и 1689 годов. 4 группа   (16)(17)(18)(19)(20)­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­А4. А4­ Присоединение  Сибири, Нерчинский договор. 5 группа(21)(22)(23)(24)(25)­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­А5.А5­Война со Швецией 1656­ 1658 годов. Таким образом, все 25 учащихся сели в группу (в группе должны быть представители всех возрастов,   разделить   учащихся   лучше   учителю   самому   и   учесть   личные   предпочтения учащихся) и работают согласно программе. Каждая группа разбирает свой вопрос. При формировании групп каждому учащемуся выдаётся жетон разного цвета, или номерок. Он пригодится, когда учащиеся будут пересаживаться в группы сменного состава. Четвертый  урок – учащиеся меняются и образуют группу сменного состава (все учащиеся получившие жетон синего цвета образуют новую группу, а учащиеся красного цвета вторую группу   и   т.   д)   Всего   новых   групп   должно   образоваться   пять.     Каждая   группа   будет состоять из новых участников­экспертов по разным вопросам, которые начнут знакомить учащихся из других групп со своим вопросом, неважно с какого вопроса начинать. Важно слушать своего эксперта и заполнять маршрутный лист, или работать в тетради. Прослушав первого эксперта, учащиеся задают ему вопросы и решают обучающий тест из маршрутного листа,   который   заготовил   учитель,   затем   занимаются   самопроверкой.   Учитель   раздаёт ключи от тестов. Итак, выступают все эксперты по очереди. Пятый   урок – разгрузочный. Им может быть урок физкультуры, музыки, хореографии, информатики. Шестой урок ­ учащиеся продолжают работу в группах сменного состава и решают контрольный тест по всей теме. Контрольный тест, как правило, состоит из 10 заданий   на   установление   причинно­следственных   связей.   Он   сдаётся   учителю   после каждого   дня   погружения.   Домашнее   задание:   работа   с   историческими   личностями, указанными в рабочем листе. Отдельно   нужно   сказать   о   субботе,   дне   индивидуального   зачета.   Все   учащиеся распределяются по времени. Не нужно всем приходить на первый урок. Первыми сдают зачет старшеклассники. Зачет проходит в устной форме, учащиеся вытягивают билеты с вопросами. Все вопросы обязательно выдаются в первый день погружения. Таким образом, они имеют возможность начать подготовку в первый день. Вытянув билет, учащиеся в течение   20 минут готовятся к нему, затем отвечают. Учащиеся 9 класса, сдавшие зачет принимают его у учащихся 7 класса. 8 класс сдаёт зачет  учителю.       Оценивание в РВГ существенно отличается от традиционного. Система оценок состоит из 500 баллов.  Объем усваиваемого материала, посильного для данного возраста, может быть самым различным, в зависимости от интеллектуальной жизни коллектива и личности. Труд  первого года обучения (возраст учащегося 7 класса), усваивающего от 40% до 47 % предлагаемого курса (материала)  может быть оценен от 2 до 2,35 балла, что соответствует отметке «3». Если процент усвоенного материала находится в интервале 48­67 % ­ от 2,4 до 3, 35 балла, что соответствует отметке «4», 68 % и более усвоенного материала – от 3,4 и   более   балла   соответствует   отметке   «5».   Очевидно,   что   процент   усвоения   напрямую зависит от индивидуальных возможностей  каждого ребенка, от его психоэмоционального состояния,   от   возраста,   от   степени   сформированности   различных   приемов   учебной деятельности   и   т.  д.  Значение   максимально  возможной   отметки   умножается     на   долю усвоенного материала. К примеру, если ученик усвоил 0,75 часть (75%) предложенного материала, то полученный балл будет равен: 5 х 0, 75 =3, 75.  Нетрудно подсчитать, что предлагаемая система отметок по существу включает в себя 500 разных отметок, начиная от 0,1 и заканчивая  5,0 баллами с шагом в 0,01.             Таким   образом,   в   течение   года   проходит   три   погружения   по   разным   аспектам. Применяя   данную   технологию   нужно   четко   вести   отслеживание   учащихся   на   предмет посещения занятий, с тем, чтобы можно было в последующем отработать пропущенный материал. На первый взгляд кажется, что детям сложно, однако они быстро втягиваются, им нравиться быть в роли учителя, происходит взаимообучение, ведь именно об этом писал замечательный педагог А.Г. Ривин. Большинство ребят, окончивших   школу, отмечают, что коммуникативные   умения,   применяемые   в   ходе   групповой   работы,     самостоятельное изучение материала, помогли им адаптироваться к обучению в ВУЗе.            Применение на уроках истории коллективного способа обучения поможет учителю научить детей самостоятельности. А ведь, как известно, самыми прочными являются те знания,   которые   получены   человеком   самостоятельно,   после   определенных   усилий. Можно с уверенностью утверждать, что применение на уроках истории таких технологий как   КСО   (коллективный   способ   обучения),   технология   «погружения»  сделали   процесс преподавания моего предмета более разнообразным, интересным и личностно окрашенным. ,

Педагогический опыт

Педагогический опыт

Педагогический опыт

Педагогический опыт

Педагогический опыт

Педагогический опыт

Педагогический опыт

Педагогический опыт

Педагогический опыт

Педагогический опыт

Педагогический опыт

Педагогический опыт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018