Особое место в проведении уроков музыки и внеурочных занятий уделяю игровой деятельности. Учитель-организатор особой атмосферы «концертного зала» для установления взаимоотношений доверия, непринуждённости, сотрудничества, радостного постижения образного содержания народного искусства. Разнообразие игр в фольклорной традиции, существующих, практически, на все случаи жизни, позволяет существенно активизировать процесс восприятия фольклора.
Педагогический опыт по изучению фольклора
как средства воспитания у детей нравственно
эстетического отношения к музыке.
Учебные задания по изучению фольклора это средства воспитания у
детей нравственноэстетического отношения к музыке, развития творческих
действий, способности эмоционально откликаться на музыку, высказывать
свою собственную оценку.
Большую роль в процессе внедрения активных методов обучения играет
информатизация образования. Использование мультимедиатехнологий в
музыкальном образовании не только повышает интерес учащихся к предмету,
но и развивает музыкальные способности, музыкальный слух, обучение нотной
грамоте,
энциклопедий,
электронных музыкальных
создание
исследовательская деятельность и т.д. В ходе реализации инновационного
опыта используются методы, которые
зависят от конкретных видов
музыкальной деятельности, способов информации, возрастных особенностей
детей.
Таблица 1. Методы обучения
Методы обучения
Выразительное
исполнение
взрослым; пояснение содержания характера
произведения, сведения о музыке; беседа с
детьми;
наглядных
применение
художественных средств,
демонстрация
видеоматериала, иллюстраций; наблюдение.
№ п/п
методы
1.
организации
процесса
Учебные задания
Первоначальное
с
ознакомление
музыкальным
в
произведением
процессе слушания
музыки,
пения,
музыкально
ритмического
движения
методы
2.
стимулировани
я
учебно
познава
Последовательн
ое разучивание песен,
хороводов,
плясок,
танцев, упражнений и
Эмоциональное стимулирование, через
демонстрацию взрослым приемов исполнения
песен, танцев; пояснения и указания детям во
время их исполненияупражнения детей вметоды
тельной
деятельности
3.
развития
познавательног
о интереса
знаний,
усвоение
навыков, умений
Закрепление
знаний,
умений,
навыков; отработка
выразительности
исполнения песен,
танцев, игр
4.
метод
контроля и
коррекции со
стороны
педагога
Проверка
выученного
репертуара
и
качества усвоения
знаний, навыков и
умений
навыков
(индивидуальные,
усвоении
групповые)
Неоднократные повторения отдельных
«трудных» мест и всего произведения; оценка
выразительности детского исполнения
взрослым и самими детьми; заключительная
беседа и оценка исполнения выученного
произведения, сюжетноролевые игры;
проектная деятельность.
самостоятельный поиск информации;
наблюдение
Систематическое
за
каждым участником в процессе коллективного
действия; индивидуальный опрос в ходе
разучивания; выборочная проверка усвоенных
знаний и навыков за определенный учебный
выученных
период; исполнение
произведений
праздниках,
развлечениях,
за
самостоятельной деятельностью детей с
целью выявления их интересов и
правильности
ими
способов творческих действий.
на
наблюдение
приобретенных
Для выполнения учебных заданий использую такие формы учебной
деятельности как познавательные беседы в свободной форме, работу в парах
и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на
практике. Используются игровые ситуации либо фрагменты народных
обрядов и праздников, выполняя которые, дети учатся правилам общения.
Например,
первой – придумать и
даётся задание группам:
продемонстрировать закличку дождю, а второй группе – закличку солнцу с
использованием простых движений. Представив свою работу, класс выясняет,
чья импровизация понравилась больше, и исполняют её все вместе.
Формировать коммуникативные умения работы в парах начинаю постепенно,
поэтапно. Взаимодействие в парах организую по типу простой коммуникации,
где ученики пытаются понять высказывание друг друга. Таким образом, в
сотрудничестве создаются комфортные условия для общения учащихся, чтопозволяет построить субъектные отношения по типу: ученик ученик, ученик
учитель. Уже к концу первого класса формируются определённые
Для
коммуникативные умения,
диагностики коммуникации, предполагающей рефлексию усваиваемого
формируется дружный коллектив.
содержания образования и собственного развития как субъекта деятельности
предлагаю такие виды заданий: составь задание партнёру, отзыв на работу
товарища, групповая работа по составлению кроссворда, “отгадай, о ком
говорим”, диалоговое слушание.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый
ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником,
высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и
доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве
равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и
даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Особое место в
уделяю игровой
проведении уроков музыки и внеурочных занятий
деятельности, которая направлена на дидактическую задачу, на закрепление
знаний о жанрах народной песни, традициях и праздниках старины. В
результате освоения игровой деятельности у ребёнка, считает Д. Б. Эльконин,
формируется стремление к общественно оцениваемой деятельности, которое
является основной предпосылкой деятельности учебной. Именно игра –
драматизация является разновидностью художественной игры со
специфическими особенностями:
как формы усвоения социального опыта людей, опыта художественных
ценностей и значений;
как собственного индивидуального опыта школьника в музыкальной
деятельности (т.е. круг эмоционально насыщенных представлений и образов);
как следствие взаимодействия социального и индивидуального опыта.
Все уроки по изучению фольклора, которые проводятся в рамках
регионального компонента можно условно разделить на четыре типа:1 Урок с включением игр – драматизаций;
2 Урок в форме игры – драматизации;
3 Урок – театрализованный народный праздник;
4 Урок – концерт.
В свою очередь, при подготовке и проведении музыкальных игр –
драматизаций рекомендуется придерживаться трёх этапов:
1 Установочно – подготовительный этап: знакомство учащихся с
названием и условиями проведения игры, правилами и результатом, выбор
участников игры, распределение ролей.
2 Функциональный этап: включение учащихся в художественно –
творческую и музыкальную деятельность, работа над драматическим
развитием.
3 Оценочный этап: оценка выполнения игровых и дидактических задач,
правил, сценичности воплощения музыкальноигровых образов.
Функции ученика при этом определяются следующим образом:
ученикактёр, ученикрежиссёр, ученикдраматург;
ученикимпровизатор, ученикисполнитель, ученикдирижёр;
ученикпостановщик музыкального народного праздника, инсценировок.
Функция учителя музыки при руководстве музыкальнодидактической
игрой следующая:
учительорганизатор особой атмосферы «концертного зала» для
установления взаимоотношений доверия, непринуждённости, сотрудничества,
радостного постижения образного содержания народного
искусства.
Разнообразие игр в фольклорной традиции, существующих, практически, на
все случаи жизни, позволяет существенно активизировать процесс восприятия
фольклора.