Педагогический опыт на основе изучения русского фольклора.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 21.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Особое место в проведении уроков музыки и внеурочных занятий уделяю игровой деятельности. ￳￷￳￷Учитель-организатор особой атмосферы «концертного зала» для установления взаимоотношений доверия, непринуждённости, сотрудничества, радостного постижения образного содержания народного искусства. Разнообразие игр в фольклорной традиции, существующих, практически, на все случаи жизни, позволяет существенно активизировать процесс восприятия фольклора.
Иконка файла материала Статья о фольклоре.docx
Педагогический опыт по  изучению фольклора как   средства   воспитания   у   детей   нравственно­ эстетического отношения к музыке.  Учебные   задания   по   изучению   фольклора   это   средства   воспитания   у детей нравственно­эстетического отношения к музыке, развития творческих действий,   способности   эмоционально   откликаться   на   музыку,   высказывать свою собственную оценку.  Большую роль в процессе внедрения активных методов обучения играет информатизация   образования.   Использование   мультимедиа­технологий   в музыкальном образовании не только повышает интерес учащихся к предмету, но и развивает музыкальные способности, музыкальный слух, обучение нотной грамоте, энциклопедий, электронных   музыкальных   создание     исследовательская   деятельность   и   т.д.   В   ходе   реализации   инновационного опыта   используются   методы,   которые     зависят   от   конкретных   видов музыкальной деятельности, способов информации, возрастных особенностей детей. Таблица 1. Методы обучения Методы обучения      Выразительное исполнение взрослым;   пояснение   содержания   характера произведения,   сведения   о   музыке;   беседа   с   детьми; наглядных применение художественных   средств,   демонстрация видеоматериала, иллюстраций; наблюдение. № п/п методы 1.  организации процесса   Учебные задания Первоначальное с ознакомление музыкальным в произведением   процессе   слушания музыки,   пения, музыкально­ ритмического движения  методы 2.  стимулировани я учебно­ познава   Последовательн ое разучивание песен, хороводов,   плясок, танцев, упражнений и Эмоциональное   стимулирование,   через демонстрацию  взрослым приемов исполнения песен, танцев; пояснения и указания детям во время   их   исполнения­упражнения   детей   вметоды тельной деятельности 3.  развития познавательног о интереса знаний,   усвоение навыков, умений  Закрепление   знаний, умений, навыков;   отработка выразительности исполнения   песен, танцев, игр  4.  метод контроля   и коррекции   со стороны педагога Проверка   выученного репертуара и качества   усвоения знаний,   навыков   и умений                 навыков (индивидуальные, усвоении групповые)   Неоднократные   повторения   отдельных «трудных» мест и всего произведения; оценка выразительности   детского   исполнения взрослым   и   самими   детьми;   заключительная беседа   и   оценка   исполнения   выученного произведения, сюжетно­ролевые игры;   проектная деятельность.  самостоятельный поиск информации; наблюдение     Систематическое      за каждым участником в процессе коллективного действия;   индивидуальный   опрос   в   ходе разучивания;  выборочная проверка усвоенных знаний и навыков   за   определенный   учебный  выученных   период;  ­исполнение произведений    праздниках,   развлечениях,    за самостоятельной    деятельностью   детей   с целью   выявления   их   интересов   и правильности      ими способов творческих действий.  на    наблюдение   приобретенных        Для   выполнения   учебных     заданий   использую   такие   формы   учебной деятельности как познавательные беседы в свободной форме, работу в парах и   группах,   что   позволяет   ученикам   использовать   полученные   знания   на практике.     Используются   игровые   ситуации   либо   фрагменты   народных обрядов и праздников,   выполняя которые, дети учатся правилам общения. Например,   первой   –   придумать   и   даётся   задание   группам: продемонстрировать  закличку дождю, а второй группе – закличку солнцу с использованием простых движений. Представив свою работу, класс выясняет, чья   импровизация   понравилась   больше,   и   исполняют   её   все   вместе. Формировать коммуникативные умения работы в парах начинаю постепенно, поэтапно.  Взаимодействие в парах организую по типу простой коммуникации, где   ученики   пытаются   понять  высказывание   друг  друга.  Таким  образом,  в сотрудничестве создаются комфортные условия для общения учащихся, чтопозволяет построить субъектные отношения по типу: ученик ­ ученик, ученик ­   учитель.   Уже   к   концу   первого   класса   формируются   определённые   Для коммуникативные   умения, диагностики   коммуникации,   предполагающей   рефлексию   усваиваемого   формируется   дружный   коллектив. содержания образования и собственного развития как субъекта деятельности предлагаю такие виды заданий: составь задание партнёру, отзыв на работу товарища,   групповая   работа   по   составлению   кроссворда,   “отгадай,   о   ком говорим”, диалоговое слушание. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок   имеет   возможность   говорить   с   заинтересованным   собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности,   свободы   и   взаимопонимания,   быть   в   сотворчестве равных и разных.   Групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Особое место в   уделяю   игровой проведении   уроков   музыки   и   внеурочных   занятий   деятельности, которая направлена на дидактическую задачу, на закрепление знаний   о   жанрах   народной   песни,   традициях   и   праздниках   старины.   В результате освоения игровой деятельности у ребёнка, считает Д. Б. Эльконин, формируется стремление к общественно оцениваемой деятельности, которое является   основной   предпосылкой   деятельности   учебной.   Именно   игра   – драматизация   является   разновидностью   художественной   игры   со специфическими особенностями: ­ как формы усвоения социального опыта людей, опыта художественных ценностей и значений; ­   как   собственного   индивидуального   опыта   школьника   в   музыкальной деятельности (т.е. круг эмоционально насыщенных представлений и образов); ­ как следствие взаимодействия социального  и индивидуального опыта. Все   уроки   по   изучению   фольклора,   которые   проводятся   в   рамках регионального компонента можно условно разделить на четыре типа:1 Урок с включением игр – драматизаций; 2 Урок в форме игры – драматизации; 3 Урок – театрализованный народный праздник; 4 Урок – концерт.  В   свою   очередь,   при   подготовке   и   проведении   музыкальных   игр   – драматизаций рекомендуется придерживаться трёх этапов: 1 Установочно   –   подготовительный   этап:   знакомство   учащихся   с названием  и условиями проведения игры, правилами и результатом, выбор участников игры, распределение ролей. 2 Функциональный   этап:   включение   учащихся   в   художественно   – творческую   и   музыкальную   деятельность,   работа   над   драматическим развитием. 3 Оценочный этап: оценка выполнения игровых и дидактических задач, правил, сценичности воплощения музыкально­игровых образов. Функции ученика при этом определяются следующим образом: ­ ученик­актёр, ученик­режиссёр, ученик­драматург; ­ ученик­импровизатор, ученик­исполнитель, ученик­дирижёр; ­ ученик­постановщик музыкального народного праздника, инсценировок. Функция   учителя   музыки   при   руководстве   музыкально­дидактической игрой следующая: ­   учитель­организатор   особой   атмосферы   «концертного   зала»   для установления взаимоотношений доверия, непринуждённости, сотрудничества, радостного   постижения   образного   содержания   народного     искусства. Разнообразие игр в фольклорной традиции, существующих, практически, на все случаи жизни, позволяет существенно активизировать процесс восприятия фольклора.