Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.
Оценка 4.6

Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
администрации
1 кл—5 кл
13.11.2017
Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, компетентность в общеучебных навыках. Такая подготовка не может быть обеспечена только за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
конкурс.doc
Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности. ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть­Кинельский, Самарская область. В. Б. Крыпаева Аннотация Великий педагог Ян Амос Коменский говорил, что "правильно обучать юношество ­ это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит  ­ раскрывать  способность понимать вещи,  чтобы  именно из  этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому, как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами" [3]. Написанное Я.А.Коменским более трех веков тому назад актуально и сегодня. Я.А.Коменский критиковал школы своего времени за то, что они учат детей чужим знаниям,   вместо   развития   собственного   взгляда   на   мир.   Причиной   этого   он   называл применение   ошибочного   метода:   "Метод   преподавания   всех   предметов   показывает, что школы стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом. Школы учат не тому, чтобы открывать источники и выводить оттуда различные ручейки, но только показывают ручейки, выведенные из авторов, и согласно с ними предлагают идти по ним к источникам назад". [3] Принцип природосообразности ­ один из тех, что ориентирует педагога искать опору для   конструирования  теории,  технологии  или  практики  обучения  в  самом   ребенке,  в  его индивидуальных способностях и особенностях, обусловленных различными факторами ­ от врожденных задатков до влияния на него окружающей среды. Данный принцип определяет критерием эффективности обучения естественное свободное развитие ученика, сохраняющего в   школе   свою   самобытность   и   гармонию   с   окружающим   миром,   умеющего   выстраивать продуктивную деятельность, опираясь на "собственные корни". Мы, взрослые, должны видеть наивысшие уровни интеграции и дифференциации от того природного, что мы имеем.  Человек   по   своей   природе   –   исследователь.   Особенно   ярко   поисковая   активность проявляется   в   юном   возрасте,   когда   небольшой   жизненный   опыт   не   дает   возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности. Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности. Главное   изменение   в   обществе,   влияющее   на   ситуацию   в   сфере   образования   – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни,   к   переменам,   развивать   у   них   такие   качества,   как   мобильность,   динамизм, компетентность в общеучебных навыках. Такая подготовка не может быть обеспечена только за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой   и   многие   другие   способности,   необходимые   для   жизни   в   быстро   меняющемся обществе. С 2011 г. ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть­Кинельский является стажировочной площадкой, ведущей инновационную деятельность в практике выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей Самарской области. Основной целью работы ОУ является расширение поля взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и активизация их деятельности по формированию и развитию интеллектуально развитой личности, способной к социализации и самореализации на благо Отечества. В   ОУ   представлен   широкий   спектр   образовательных   педагогических   технологий, которые   дают   возможность   педагогическому   коллективу   более   эффективно   использовать учебное время за счет снижения доли репродуктивной деятельности учащихся и   повышать качество образования. «Не   существует   сколько­нибудь   достоверных   тестов   на   одаренность,   кроме   тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» А.Н. Колмогоров В связи с этим ведущее место на начальной ступени системы образования ГБОУ СОШ №2 занимает исследовательская деятельность.   В   основу   положена   прагматическая   направленность   на   результат,   полученный   при решении   проблемы.   Этот   результат   можно   увидеть,   осмыслить,   применить   в   реальной практической деятельности.  Очень важно правильно организовать руководство исследовательской работой. И первые кирпичики фундамента исследовательской деятельность закладывается в детском саду. Дети начинают   участвовать   в   конференциях   с   5   лет.   Площадками   стали   –   структурные подразделения детский сад "Буратино", детский сад «Золотой петушек».   Исследовательское обучение побуждает находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; устанавливать причинно­следственные связи; осмысливать свою деятельность с позиций ценностного подхода. Системное использование активных методов исследовательской   деятельности   ведет   к     постепенному     увеличению   степени   детской самостоятельности  в учебно­познавательной  деятельности и уменьшению различных видов учительской помощи. Приобщение   школьников   к   научно­исследовательской   деятельности   позволяет наиболее   полно   определять   и   развивать   как   интеллектуальные,   так   и   потенциальные творческие способности. Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения   самостоятельно   пополнять   свои   знания,   ориентироваться   в   стремительном   потоке информации. Эти качества личности есть, ни что иное, как ключевые компетентности. Они формируются   у   школьника   только   при   условии   систематического   включения   его   в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий, приобретает характер проблемно­поисковой деятельности. Приобретённые   навыки   в   освоении   принципов   исследовательской   деятельности находят своё дальнейшее развитие. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение   гипотезы,   анализ   литературных   и экспериментальных   данных,   выводы   по   достигнутым   результатам),   преподаватель подготавливает   ученика   к   осознанию   необходимости   самостоятельной   исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации.   теоретическое   обоснование, Следует помнить, что главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Основными видами научно­ исследовательской деятельности учащихся являются: Проблемно­реферативные ­   творческие   работы,   написанные   на   основе   нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. Экспериментальные ­   творческие   работы,   написанные   на   основе   выполнения эксперимента,   описанного   в   науке   и   имеющего   известный   результат.   Носят   скорее иллюстративный   характер,   предполагают   самостоятельную   трактовку   особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Натуралистические и описательные ­ творческие работы, направленные на наблюдение и   качественное   описание   какого­либо   явления.   Могут   иметь   элемент   научной   новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования.  Исследовательские ­   творческие   работы,   выполненные   с   помощью   корректной   с научной   точки   зрения   методики,   имеющие   полученный   с   помощью   этой   методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о   характере   исследуемого   явления.   Особенностью   таких   работ   является непредопределенность результата, который могут дать исследования. Также   используются   и   другие   классификации   исследований,   которые   проводят школьники: I тип  – это монопредметное  исследование.   Оно  выполняется  по одному  предмету, предполагающее   привлечение   знаний   для   решения   проблемы   именно   по   тому   вопросу, который исследует ученик. II   тип   (перспективный   и   интересный   для   школьников)   –   это   междисциплинарное исследование или по­другому межпредметное. Этот тип исследований направлен на решение проблемы,   требующей   привлечения   знаний   по   вопросу   исследуемым   учеником   из   разных учебных предметов или наук. III тип – это надпредметный. В данном случае это самый распространённый вид исследований. Здесь на лицо совместная деятельность учащегося и преподавателя, которая направлена на исследование конкретных, личностно значимых для ученика проблем [5]  Однако   время,   отводимое   на   реализацию   исследовательской   деятельности   в   рамках классно­урочной   системы,     ограничено   и,   конечно   же,     недостаточно   для   системной   и целостной образовательной деятельности. Также обучающиеся 1­4 классов в силу возрастных особенностей недостаточно «зрелы» для   продуктивно­учебной   деятельности   и   зачастую   имеют   ограниченный   опыт исследовательской деятельности.  И здесь на помощь педагогам приходит система внеурочной деятельности ГБОУ СОШ №2. Она расширяет область применения предметных результатов, закрепляет и развивает универсальные   учебные   действия     в   различных   направлениях   деятельности.   Обучающиеся могут применить полученные на уроках знания, умения и навыки в конкретных жизненных ситуациях, в игровой,  предметно­продуктивной, социально­ориентированной, общественно­ полезной   деятельности.   Тем   самым   находят   реализацию   и   развитие   индивидуальные способности,   интересы   и   склонности   младших   школьников.  Повышается   качество образования. В ГБОУ СОШ №2  используется оптимизационная модель внеурочной деятельности. В ее реализации принимают участие все педагогические работники нашего учреждения: учителя начальных классов, учителя­предметники, учителя внеурочной деятельности со специальным образованием психолога, логопеда, хореографа и т.д. Приобщение  к  проектно­исследовательской  деятельности начинается с 1­х классов. В рамках   программы   внеурочной   деятельности  «Мои   первые   проекты»  для   учащихся   1­2 классов.   Младшие   школьники   знакомятся   с   особенностями     проектно­исследовательской деятельности,   выполняют проектно­исследовательские работы   совместно   с   учителем.   В большинстве   случаев   проекты   имеют   краткосрочный   характер,   что   обусловлено психологическими особенностями обучающихся. Систематическое   использование   активных   методов,   обучение   проектной   и исследовательской   деятельности   приводит   к   постепенному   увеличению   детской самостоятельности   в   учебно­познавательной   деятельности   и   уменьшении   различных   видов учительской   помощи.   В   3­4   классах   увеличивается   степень   активности   учеников   при реализации   проектно­исследовательской   деятельности,   что   находит   отражение   в   рабочей программе «Я – исследователь» Каждое   занятие   подчинено   определенной   структуре,   в   которой   можно   выделить следующие рубрики: 1.   Рубрика   «Минутка   знакомства»   позволяет   начинающим   проектантам   узнать   о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования. 2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми   шагами   в   науке.   Начиная   работать   над   каким­либо   опытом   или   занятием,   дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения. 3. Рубрика «Добрый совет» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой. 4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта. 5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию. Для   содержания   программы   характерно   спирально­концентрическое     расположение материала.  При  сохранении  общей  направленности  заданий  они усложняются  от  класса  к классу. Сами программы представляют собой лишь оболочки, включающие в себя знакомство с теоретическими знаниями  и  специальной  терминологией     проектно­исследовательской деятельности. Их конкретное содержание составляют проекты, выбранные в соответствии с интересом   и   возможностями   учащихся.   Поэтому   в   каждом   классе   реализация     данных программ отличается от других и имеет свой неповторимый продукт. В   процессе   проведения   учебно­исследовательской   работы   возникает   новый   акцент   в деятельности   учителя:   он   включен   в   исследование   поставленный   проблемы   на   равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования. Это дает   возможность   учителю   более   широко   проявить   творческие   способности   в   роли исследователя,  т.к. невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил  сам. Творческие муки, которые испытывают и ученик­исследователь, и его руководитель, передача навыков   практической   деятельности   задают   тон   общения   на   уровне   «коллега­коллега»   и «наставник­младший товарищ». Работа   по   исследовательской   деятельности   может   проводиться     индивидуально   (с успешными, одаренными детьми), а также иметь локальный и фронтальный характер. Тематика и формы работы внеурочной деятельности. Направление развития личности Духовно­ нравственное Рабочие программы «Диалог культур  народов мира» «Мы – граждане  большой России» «Я – патриот  России» Решаемые задачи Примерные формы работы  Привитие любви к малой Родине,  гражданской  ответственности,  чувства  патриотизма.  Формирование  позитивного  отношения к   Беседы о родном  городе, крае, стране.  Экскурсии по родному  краю.  Просмотр фильмов.  и бытом родного края.  Исследовательская  деятельность. Знакомство с историей Социальное «Школа добрых  дел» «Социальное  проектирование» Общеинтеллектуал ьное «Риторика» «Страна  Информатика» «Великолепный  логик» «Роботехника» «Зеленая  лаборатория» «Химический  многогранник» базовым ценностям  общества Развитие   эмоциональной  сферы ребенка,  чувства  прекрасного,  творческих  способностей.  Формирование  коммуникативной и  общекультурной  компетенций.  Обогащение  запаса учащихся  научными  понятиями и  законами.  Способствовани е формированию  мировоззрения,  функциональной  грамотности.  Переход от  игровой  деятельности к  учебной. Встречи с интересными   Библиотечные уроки.  людьми.  Праздники.  Викторины.  Путешествия.  Беседы.  Игры: сюжетные,  ролевые, игры­путешествия.  Целевые прогулки.  Экскурсии.  труда  Исследовательская  деятельность.  Участие и проведение  акций.  Предметные недели.  Викторины.  Олимпиады.  Конференции.  Деловые игры.  урокам.  Исследовательская  деятельность. Встречи с людьми  Разработка проектов к  Для   получения   непрерывной,   объективной     и   систематизированной   информации   о процессе   организации   исследовательской   деятельности,   важно   отслеживать   следующие показатели: • вовлеченность  обучающихся в исследовательскую  деятельность; • сохранность контингента; • уровень сформированности компетенций; • результативность участия субъектов образования в проектах различного уровня. В качестве форм контроля по указанным показателям используются карты занятости класса, индивидуальные маршруты обучающихся, анкеты, опросы, мониторинг участия в НПК (научно­практических конференциях). Результаты  участия в НПК: ­ Ежегодный рост участников, победителей и призеров на школьной НПК; ­ Окружная научно­практическая конференция младших школьников «Я познаю мир ­  2014» (призёров – 9, победителей 5) «Я познаю мир ­ 2015» (призёров – 10, победителей 7); ­ Региональная открытая научно­практическая конференция «Юные дарования земли  Самарской» (2014 г. ­ призёров – 4, победителей – 2, 2015г. ­ призёров – 10, победителей 2); ­ Региональная практическая конференция «Будущие учёные Самарской области» (2015г. ­ призёров – 6,  победителей 2); открытая научно­ ­ Всероссийский заочный конкурс «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (2014 г. ­ призёров – 5,  победителей – 2, 2015г. ­ призёров – 15, победителей 5); ­ Российский летний турнир­конференция «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – ЮГ» (2015г. ­  призёров – 4, победителей 2). Философ, просветитель Софокл говорил: «Великие дела не делаются вдруг». Чтобы достичь   высоких   результатов,   научить   ребенка   основам   познания   мира   нужна   долгая, кропотливая, совместная работа учителя, ученика и родителей. В современном мире стали очевидными   успешность   и   востребованность   человека   эрудированного,   умеющего аргументировать,   доказывать   свою   точку   зрения,   имеющего   творческий   потенциал.   Надо готовить   себя   к   тому,   что   знание   важно   не   только   усваивать,   но   и   преумножать, перерабатывать,   использовать   его   практически.   Вот   почему   важно   приобщаться   детей   к научно­ исследовательской деятельности. Литература: 1. Бабкина   Н.В.   Познавательная   деятельность   младших   школьников.   –   М.: Издательство «Аркти», 2002. Коменский   Я.А.,   Локк   Д.,   Руссо   Ж.­Ж.,   Песталоцци   И.Г. Педагогическое 2. 3. наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – С.68­69 Кривобок   Е.   В.   Исследовательская   деятельность   младших   школьников.   ­ Волгоград: «Учитель», 2008. 4. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: «Народное образование», 2001. 5. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособие для учителей, родителей, воспитателей. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2007. 6. Щербакова   С.   Г.   Организация   проектной   деятельности   в   школе:   система работы. ­  Волгоград: «Учитель», 2008г.

Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.

Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.

Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.

Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.

Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.

Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.

Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.

Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.

Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.

Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.

Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.

Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.

Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.

Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2017