Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
администрации
1 кл—5 кл
13.11.2017
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, компетентность в общеучебных навыках. Такая подготовка не может быть обеспечена только за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
конкурс.doc
Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия
созидательного потенциала исследовательской деятельности.
ГБОУ СОШ №2 п.г.т. УстьКинельский, Самарская область.
В. Б. Крыпаева
Аннотация
Великий педагог Ян Амос Коменский говорил, что "правильно обучать юношество
это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а
это значит раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности,
точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому, как из почек деревьев вырастают
листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими
листьями, цветами и плодами" [3].
Написанное Я.А.Коменским более трех веков тому назад актуально и сегодня.
Я.А.Коменский критиковал школы своего времени за то, что они учат детей чужим
знаниям, вместо развития собственного взгляда на мир. Причиной этого он называл
применение ошибочного метода: "Метод преподавания всех предметов показывает,
что школы стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом.
Школы учат не тому, чтобы открывать источники и выводить оттуда различные ручейки, но
только показывают ручейки, выведенные из авторов, и согласно с ними предлагают идти по
ним к источникам назад". [3]
Принцип природосообразности один из тех, что ориентирует педагога искать опору
для конструирования теории, технологии или практики обучения в самом ребенке, в его
индивидуальных способностях и особенностях, обусловленных различными факторами от
врожденных задатков до влияния на него окружающей среды. Данный принцип определяет
критерием эффективности обучения естественное свободное развитие ученика, сохраняющего
в школе свою самобытность и гармонию с окружающим миром, умеющего выстраивать
продуктивную деятельность, опираясь на "собственные корни".
Мы, взрослые, должны видеть наивысшие уровни интеграции и дифференциации от
того природного, что мы имеем.
Человек по своей природе – исследователь. Особенно ярко поисковая активность
проявляется в юном возрасте, когда небольшой жизненный опыт не дает возможности
получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это природное
стремление к поиску в своей образовательной деятельности.
Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия
созидательного потенциала исследовательской деятельности.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования –
ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к
жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм,
компетентность в общеучебных навыках. Такая подготовка не может быть обеспечена только
за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое:
выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с
практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся
обществе.
С 2011 г. ГБОУ СОШ №2 п.г.т. УстьКинельский является стажировочной площадкой,
ведущей инновационную деятельность в практике выявления, поддержки и сопровождения
одаренных детей Самарской области. Основной целью работы ОУ является расширение поля
взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и активизация их деятельности по
формированию и развитию интеллектуально развитой личности, способной к социализации и
самореализации на благо Отечества. В ОУ представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий,
которые дают возможность педагогическому коллективу более эффективно использовать
учебное время за счет снижения доли репродуктивной деятельности учащихся и повышать
качество образования.
«Не существует скольконибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех,
которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе» А.Н. Колмогоров
В связи с этим ведущее место на начальной ступени системы образования ГБОУ СОШ
№2 занимает исследовательская деятельность.
В основу положена прагматическая направленность на результат, полученный при
решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной
практической деятельности.
Очень важно правильно организовать руководство исследовательской работой. И первые
кирпичики фундамента исследовательской деятельность закладывается в детском саду. Дети
начинают участвовать в конференциях с 5 лет. Площадками стали – структурные
подразделения детский сад "Буратино", детский сад «Золотой петушек».
Исследовательское обучение побуждает находить и решать проблемы, привлекая для
этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия
разных вариантов решения; устанавливать причинноследственные связи; осмысливать свою
деятельность с позиций ценностного подхода. Системное использование активных методов
исследовательской деятельности ведет к постепенному увеличению степени детской
самостоятельности в учебнопознавательной деятельности и уменьшению различных видов
учительской помощи.
Приобщение школьников к научноисследовательской деятельности позволяет
наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные
творческие способности. Полноценная познавательная деятельность школьников выступает
главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и
умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке
информации. Эти качества личности есть, ни что иное, как ключевые компетентности. Они
формируются у школьника только при условии систематического включения его в
самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого
вида учебных заданий, приобретает характер проблемнопоисковой деятельности.
Приобретённые навыки в освоении принципов исследовательской деятельности
находят своё дальнейшее развитие. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с
основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы,
выдвижение гипотезы,
анализ литературных и
экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), преподаватель
подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской
работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и
самореализации.
теоретическое обоснование,
Следует помнить, что главным результатом исследовательской деятельности является
интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате
процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Основными видами научно
исследовательской деятельности учащихся являются:
Проблемнореферативные творческие работы, написанные на основе нескольких
литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на
основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные творческие работы, написанные на основе выполнения
эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей
результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные творческие работы, направленные на наблюдение
и качественное описание какоголибо явления. Могут иметь элемент научной новизны.
Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования.
Исследовательские творческие работы, выполненные с помощью корректной с
научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики
собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы
о характере исследуемого явления.
Особенностью таких работ является
непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Также используются и другие классификации исследований, которые проводят
школьники:
I тип – это монопредметное исследование. Оно выполняется по одному предмету,
предполагающее привлечение знаний для решения проблемы именно по тому вопросу,
который исследует ученик.
II тип (перспективный и интересный для школьников) – это междисциплинарное
исследование или подругому межпредметное. Этот тип исследований направлен на решение
проблемы, требующей привлечения знаний по вопросу исследуемым учеником из разных
учебных предметов или наук.
III тип – это надпредметный. В данном случае это самый распространённый вид исследований.
Здесь на лицо совместная деятельность учащегося и преподавателя, которая направлена на
исследование конкретных, личностно значимых для ученика проблем [5]
Однако время, отводимое на реализацию исследовательской деятельности в рамках
классноурочной системы, ограничено и, конечно же, недостаточно для системной и
целостной образовательной деятельности.
Также обучающиеся 14 классов в силу возрастных особенностей недостаточно «зрелы»
для продуктивноучебной деятельности и зачастую имеют ограниченный опыт
исследовательской деятельности.
И здесь на помощь педагогам приходит система внеурочной деятельности ГБОУ СОШ
№2. Она расширяет область применения предметных результатов, закрепляет и развивает
универсальные учебные действия в различных направлениях деятельности. Обучающиеся
могут применить полученные на уроках знания, умения и навыки в конкретных жизненных
ситуациях, в игровой, предметнопродуктивной, социальноориентированной, общественно
полезной деятельности. Тем самым находят реализацию и развитие индивидуальные
способности, интересы и склонности младших школьников.
Повышается качество
образования.
В ГБОУ СОШ №2 используется оптимизационная модель внеурочной деятельности. В
ее реализации принимают участие все педагогические работники нашего учреждения: учителя
начальных классов, учителяпредметники, учителя внеурочной деятельности со специальным
образованием психолога, логопеда, хореографа и т.д.
Приобщение к проектноисследовательской деятельности начинается с 1х классов. В
рамках программы внеурочной деятельности «Мои первые проекты» для учащихся 12
классов. Младшие школьники знакомятся с особенностями проектноисследовательской
деятельности, выполняют проектноисследовательские работы совместно с учителем. В
большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено
психологическими особенностями обучающихся.
Систематическое использование активных методов,
обучение проектной и
исследовательской деятельности приводит к постепенному увеличению детской
самостоятельности в учебнопознавательной деятельности и уменьшении различных видов
учительской помощи. В 34 классах увеличивается степень активности учеников при реализации проектноисследовательской деятельности, что находит отражение в рабочей
программе «Я – исследователь»
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой можно выделить
следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о
сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны.
Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с
первыми шагами в науке. Начиная работать над какимлибо опытом или занятием, дети
пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на
данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии,
которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора
проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и
любознательность, память и способность к восприятию.
Для содержания программы характерно спиральноконцентрическое расположение
материала. При сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к
классу. Сами программы представляют собой лишь оболочки, включающие в себя знакомство
с теоретическими знаниями и специальной терминологией проектноисследовательской
деятельности. Их конкретное содержание составляют проекты, выбранные в соответствии с
интересом и возможностями учащихся. Поэтому в каждом классе реализация данных
программ отличается от других и имеет свой неповторимый продукт.
В процессе проведения учебноисследовательской работы возникает новый акцент в
деятельности учителя: он включен в исследование поставленный проблемы на равных
условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования. Это
дает возможность учителю более широко проявить творческие способности в роли
исследователя, т.к. невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.
Творческие муки, которые испытывают и ученикисследователь, и его руководитель, передача
навыков практической деятельности задают тон общения на уровне «коллегаколлега» и
«наставникмладший товарищ».
Работа по исследовательской деятельности может проводиться индивидуально (с
успешными, одаренными детьми), а также иметь локальный и фронтальный характер.
Тематика и формы работы внеурочной деятельности.
Направление
развития личности
Духовно
нравственное
Рабочие
программы
«Диалог культур
народов мира»
«Мы – граждане
большой России»
«Я – патриот
России»
Решаемые задачи
Примерные формы работы
Привитие любви
к малой Родине,
гражданской
ответственности,
чувства
патриотизма.
Формирование
позитивного
отношения к
Беседы о родном
городе, крае, стране.
Экскурсии по родному
краю.
Просмотр фильмов.
и бытом родного края.
Исследовательская
деятельность.
Знакомство с историей Социальное
«Школа добрых
дел»
«Социальное
проектирование»
Общеинтеллектуал
ьное
«Риторика»
«Страна
Информатика»
«Великолепный
логик»
«Роботехника»
«Зеленая
лаборатория»
«Химический
многогранник»
базовым ценностям
общества
Развитие
эмоциональной
сферы ребенка,
чувства
прекрасного,
творческих
способностей.
Формирование
коммуникативной и
общекультурной
компетенций.
Обогащение
запаса учащихся
научными
понятиями и
законами.
Способствовани
е формированию
мировоззрения,
функциональной
грамотности.
Переход от
игровой
деятельности к
учебной.
Встречи с интересными
Библиотечные уроки.
людьми.
Праздники.
Викторины.
Путешествия.
Беседы.
Игры: сюжетные,
ролевые, игрыпутешествия.
Целевые прогулки.
Экскурсии.
труда
Исследовательская
деятельность.
Участие и проведение
акций.
Предметные недели.
Викторины.
Олимпиады.
Конференции.
Деловые игры.
урокам.
Исследовательская
деятельность.
Встречи с людьми
Разработка проектов к
Для получения непрерывной, объективной и систематизированной информации о
процессе организации исследовательской деятельности, важно отслеживать следующие
показатели:
• вовлеченность обучающихся в исследовательскую деятельность;
• сохранность контингента;
• уровень сформированности компетенций;
• результативность участия субъектов образования в проектах различного уровня.
В качестве форм контроля по указанным показателям используются карты занятости
класса, индивидуальные маршруты обучающихся, анкеты, опросы, мониторинг участия в НПК
(научнопрактических конференциях).
Результаты участия в НПК:
Ежегодный рост участников, победителей и призеров на школьной НПК;
Окружная научнопрактическая конференция младших школьников «Я познаю мир
2014» (призёров – 9, победителей 5) «Я познаю мир 2015» (призёров – 10, победителей 7); Региональная открытая научнопрактическая конференция «Юные дарования земли
Самарской» (2014 г. призёров – 4, победителей – 2, 2015г. призёров – 10, победителей 2);
Региональная
практическая конференция «Будущие учёные Самарской области» (2015г. призёров – 6,
победителей 2);
открытая научно
Всероссийский заочный конкурс «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (2014 г. призёров – 5,
победителей – 2, 2015г. призёров – 15, победителей 5);
Российский летний турнирконференция «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – ЮГ» (2015г.
призёров – 4, победителей 2).
Философ, просветитель Софокл говорил: «Великие дела не делаются вдруг». Чтобы
достичь высоких результатов, научить ребенка основам познания мира нужна долгая,
кропотливая, совместная работа учителя, ученика и родителей. В современном мире стали
очевидными успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего
аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо
готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать,
перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться детей к
научно исследовательской деятельности.
Литература: 1.
Бабкина Н.В. Познавательная деятельность младших школьников. – М.:
Издательство «Аркти», 2002.
Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое
2.
3.
наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – С.6869
Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников.
Волгоград: «Учитель», 2008.
4.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. –
М.: «Народное образование», 2001.
5.
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
Пособие для учителей, родителей, воспитателей. – Самара: Издательский дом «Федоров»,
2007.
6.
Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе: система
работы. Волгоград: «Учитель», 2008г.
Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.
Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.
Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.
Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.
Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.
Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.
Педагогический опыт организации в едином пространстве для раскрытия созидательного потенциала исследовательской деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.