Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Оценка 5
Особые потребности
docx
воспитательная работа +2
Детсад
18.02.2018
Актуальность данного проекта заключается в том, что двигательная сфера отражает наиболее качественные показатели развития ребенка с тяжелыми и множественными психофизическими нарушениями. Подвижный, жизнерадостный ребенок, активно осваивающий окружающий мир и получающий удовольствие от движения, – естественная картина развития ребенка. К сожалению, реальность развития детей с ТМНР не так безоблачна.
На настоящий момент возникла необходимость: создания методической базы по развитию двигательной активности детей с ТМНР, разработки новых приемов и подходов в работе по развитию двигательной активности, необходимость создания оптимального развивающего, здоровье-сберегающего пространства в отделениях милосердия детского дома-интерната.Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
ПРОЕКТ.docx
ГБСУСО МО КДДДИ «ЖУРАВУШКА»
Педагогический проект
«Использование метода
базальной стимуляции в
развитии двигательной
активности детей с ТМНР»
(реализован)
Автор проекта: воспитатель отделения милосердия ГБСУСО
Творческое название: «Мы занимаемся, мы развиваемся».
МО КДДДИ «Журавушка» Фиклеева Е. С.
Эпиграф: «Все дети развиваются, если этому способствовать»
воспитатель отделения милосердия Фиклеева Е.С., медсестра
Участники: подгруппа детей отделения милосердия,
по массажу Шевцова Л.Н.
Форма представления: слайдовая презентация.
2016 г.
Паспорт проекта:
Тип проекта – практико-ориентированный.
По предметно-содержательной области – организация предметно-
развивающей, здоровье-сберегающей среды в отделении, развитие
двигательной сферы детей с ТМНР.
По характеру контакта – открытый. По характеру участия – дети – воспитатель – медицинская сестра по
массажу.
По количеству участников – подгрупповой.
Сроки реализации – долгосрочный
Условия реализации – позитивное отношение детей, теоретические
знания и практические навыки специалистов (воспитателя, мед. сестры
по массажу).
Актуальность.
Подвижный,
жизнерадостный ребенок,
Двигательная сфера отражает наиболее качественные показатели
развития ребенка с тяжелыми и множественными психофизическими
нарушениями.
активно
осваивающий окружающий мир и получающий удовольствие от
движения, – естественная картина развития ребенка. К сожалению,
реальность развития детей с тяжелыми и множественными
психофизическими нарушениями не так безоблачна. А ограничения
движений, которые обусловлены особенностями физического развития
детей данной категории, могут привести к депривации их физического
развития. В случае с детьми с ТИМНР мы видим двойственный характер
зависимости: с одной стороны, депривация физического развития ведет
к нарушениям общего психического развития ребенка; с другой
стороны, депривация общения отрицательно влияет на развитие
двигательной активности в детей с ТИМНР.
Чаще всего дети данной категории не проявляют интереса к
своему телу и телесным переживаниям. Это объясняется тем, что
тактильное чувство и вообще телесное чувство грубо повреждены и
нуждаются в дальнейшем восстановлении, так как многие из этих
детей часто пребывали в отделении интенсивной терапии, перенесли
тяжёлые операции и общий наркоз. С самого рождения она часто
получали курсы болезненных инъекций и болезненный массаж. И эти
болезненные телесные ощущения могут преследовать их долгое время
и откладывать тяжёлый отпечаток на все контакты с окружающим
2 миром, в том числе и на развитие двигательной активности. Отсутствие
двигательной активности имеет и некоторые особые формы
выражения. Очень часто для детей с ТИМНР характерны «ватные позы»
и так называемые навязчивые, «тупиковые» движения: раскачивание
тела, сосание пальца, стереотипные нецеленаправленные движения
рук. В целом движения вялые, анемичные. Наблюдается двигательная
неловкость, нарушение координации движении. В мимике, позах детей
наблюдаются невыразительная улыбка,
ускользающий взгляд,
пассивная подчиненность взрослому, отсутствие активного стремления
к общению со взрослым и сверстниками, малый запас коммуникативных
средств.
На настоящий момент возникла необходимость: создания
методической базы по развитию двигательной активности детей с
ТМНР, разработки новых приемов и подходов в работе по развитию
двигательной активности, необходимость создания оптимального
развивающего, здоровье-сберегающего пространства в отделениях
милосердия детского дома-интерната.
Цель.
Развитие двигательной и коммуникативной активности детей с ТИМНР в
процессе специальных игр-упражнений с элементами ЛФК
с
воспитателем и медсестрой по массажу.
Задачи.
развивать двигательные умения путем создания условий для
возникновения импульсов во всех областях восприятия при помощи
хорошо организованных стимулов (базовая стимуляция);
учить ребенка не противиться активно-пассивной тренировке
пальцев рук (выполняется педагогом);
3 формировать умение удерживать вложенный педагогом предмет в
руку;
обучать ребенка, лежащего на животе/на спине, поворачивать
голову в разные стороны. Приподнимать голову;
учить перекатываться со спины на бок, со спины на живот, с
живота на бок, с живота на спину;
учить ребенка, лежащего на животе, опираться на вытянутые
руки; опираться на предплечья и тянуться к игрушке;
учить ребенка подтягиваться до положения «сидя», держась за
пальцы педагога.
Методологическая основа.
1. Миненкова, И.Н. Использование метода базальной стимуляции в
коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и или
множественными нарушениями психофизического развития И.Н.
Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод.
пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО
БГПУ им. М. Танка, 2007. —
2. Фишер, Э. Планы и разделы учебной программы для детей с
особенностями в интеллектуальном развитии Э. Фишер. — Мн.:
Белорусский Экзархат — Белорусской православной церкви, 1999.
3. Эльнебю, И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной
стимуляции для развития детей И. Эльнебю. — Мн.: Белорусский
Экзархат — белорусской православной церкви, 1999.
4. Эллнеби, И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ —
Открытые двери, 1997.
5. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-
развивающего обучения и реабилитации / С.Е. Гайдукевич и др.; науч.
ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007.
Принципы реализации проекта.
4 средовой (содержательные и организационно-методические
принципы построения предметно-развивающей среды в отделении
милосердия);
комплексный (выполнение комплексной программы с учетом
физической возможности развития воспитанников) ;
принцип психологической комфортности – подразумевающий
создание образовательной среды, которая обеспечит снятие всех
стреcсо-образующих факторов образовательного процесса;
принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения
каждого ребенка своим темпом по индивидуальной траектории
саморазвития;
принцип вариативности – предусматривающий систематическое
предоставление ребенку возможности собственного выбора, в
результате чего у него формируется положительное отношение к
процессу игр-упражнений и игр-занятий по развитию двигательной
активности.
Механизм реализации проекта.
изучение теоретического и методического материала по теме
проекта;
изучение физических особенностей и ограничений детей;
создание развивающей среды в отделении милосердия;
подборка специальных игр и упражнений для детей с
использованием метода базальной стимуляции;
использование игр и упражнений в ежедневной работе с детьми.
Этапы реализации проекта.
1 этап (подготовительный) – июнь
2 этап (основной) – июль – ноябрь
3 этап (заключительный) – декабрь
Подготовительный этап:
анализ современных программ, здоровье-сберегающих технологий;
изучение методической литературы, периодических изданий;
создание предметно-развивающей среды в отделении;
создание картотеки игр-упражнений, пособий;
диагностические исследования физического развития детей
(первичный мониторинг, анализ исходного состояния здоровья).
5 (Приложение № 1)
Основной этап:
соблюдение оптимального двигательного режима;
массаж на основе базальной стимуляции;
совместные (воспитатель-ребенок-медсестра по массажу) игры-
занятия по развитию двигательной активности детей;
включение игр-упражнений по развитию двигательной активности
детей в режимные моменты;
двигательно-оздоровительная
работа,
закаливающие
мероприятия;
открытые мероприятия
внутри детского дома по развитию
двигательной активности детей;
проведение занятий, развлечений;
(Приложение № 2)
Заключительный этап:
защита педагогического проекта на базе детского дома -
интерната;
диагностические исследования, мониторинг, анализ итогового
состояния здоровья;
презентация проекта на педагогическом консилиуме;
обобщение опыта работы на базе детского дома – интерната.
(Приложение № 3)
Ожидаемые результаты:
улучшение качества жизни детей;
повышение уровня двигательной активности детей отделения
милосердия;
частичная вертикализация;
снижение заболеваемости;
динамика уровня освоения двигательно-моторных навыков детей.
Выводы:
6 совместная работа воспитателя и медсестры по массажу
способствовала успешному развитию двигательной активности и
коммуникативных навыков подгруппы детей с ТМНР отделения
милосердия;
положительная динамика двигательного развития детей повлияла
на снижение заболеваемости;
овладение
двигательными
навыками
способствовало
игры-занятия,
сенсомоторному развитию детей с ТМНР отделения милосердия;
игры-упражнения способствовали
осознанию
ребенком своего тела в жизненно важных элементарных
ситуациях;
совместная работа позволила установить очень близкие и
доверительные отношения с ребенком и избежать
функциональности общения с детьми.
Приложение № 1.
1.1 Игры-упражнения на развитие двигательной активности детей
с ТИМНР.
1. «Держи-не урони»
Цель: упражнять в удерживании вложенного в руку предмета
(сосновой шишки), обучать захвату предмета самостоятельно ладонью.
7 (м/с по массажу придерживает ребенка в положении сидя, воспитатель
читает стихотворение и побуждает ребенка выполнить действие
согласно тексту)
В сосновом бору,
Прохладно в жару,
Шишечку с тобой найдем,
Крепко в руку мы возьмем!
2. «Не просто лежу»
Цель: развивать двигательные умения путем создания условий для
возникновения импульсов во всех областях двигательно-моторного
восприятия; учить перекатываться со спины на бок, с бока на живот.
(воспитатель читает стишок и совместно с м/с по массажу стимулирует
поворот ребенка)
Я не просто лежу,
Повернуться я могу.
3. «Катится колючий ежик»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем тактильной
стимуляции; учить ребенка не противиться действиям воспитателя;
развивать положительное отношение к занятиям с педагогом.
(ребенок полусидит на кресле-мешке, м/с по массажу фиксирует тело
ребенка в удобном положении; воспитатель читает стихотворение и
выполняет действия согласно тексту)
Катится колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек.
Он по ручкам вверх спешит.
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Катится колючий ежик
Нет ни головы, ни ножек.
Он по ножкам вверх спешит.
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
4. «Куда бежите, ножки?»
8 Цель: развивать двигательные умения путем создания условий для
возникновения импульсов во всех областях двигательно-моторного
восприятия; учить не противиться сопряженным действиям с
воспитателем; вызвать эмоциональный отклик ребенка на выполнение
движений ногами.
(м/с по массажу сидит на мате, ребенок в положении полусидя у неё на
коленях; воспитатель читает стихотворение и выполняет движения
ногами ребенка)
Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
5. «Два жука»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем тактильной
стимуляции; учить ребенка не противиться действиям воспитателя;
развивать положительное отношение к занятиям с педагогом.
(м/с по массажу фиксирует ребенка в положении сидя на мягком
модуле; воспитатель читает стихотворение и выполняет сопряженные
действия с ребенком согласно тексту)
На полянке два жука
Танцевали гопака:
Ручками – хлоп, хлоп.
(Хлопаем руками ребенка)
Правой ножкой топ, топ!
(Топаем правой ножкой ребенка)
Левой ножкой топ, топ!
(Топаем левой ножкой ребенка)
9 Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
(Тянемся вверх)
6.«Кач-кач»
Цель: развитие общей моторики ребенка, вестибулярная стимуляция.
(м/с по массажу страхует ребенка сидящего (или лежащего) на мяче
фитболе; воспитатель осторожно раскачивает ребенка, проговаривая
«к-а-а-а-ч, к-а-а-а-ч»)
7. «Возьми/ Держи»
Цель: развитие целенаправленных действий рук ребенка (координации
зрительно-двигательного восприятия), развитие двигательных навыков.
(ребенок лежит на животе на горке-модуле, м/с по массажу фиксирует
тело ребенка в удобном положении; воспитатель демонстрирует
ребенку игрушки, стимулируя его протянуть руку к игрушке,
дотронуться до неё, взять игрушку)
! Не спешите давать ее — важна активность самого ребенка.
8. «Качели»
развитие
тактильной
вестибулярного аппарата,
Цель:
чувствительности; установление эмоционального контакта.
(м/с по массажу фиксирует тело ребенка на мяче фитболе,
поддерживая его спинку и головку, медленно покачивает ребенка
назад-вперед; воспитатель, находясь лицом к ребенку напевает
песенку-потешку, контролируя эмоциональную реакцию ребенка на
происходящее)
Ой, качи, качи, качи,
Прилетали грачи,
Продавали калачи.
Прибежал малышка,
Схватил калачишко:
Я не тятькин сын,
10 Я не мамкин сын.
Я на елке рос,
Меня ветер снес.
Я упал на пенек,
Стал кудрявый паренек.
9. «Баба сеяла горох»
Цель: развивать двигательные умения путем создания условий для
возникновения импульсов во всех областях двигательно-моторного
восприятия; учить не противиться сопряженным действиям с
воспитателем; вызвать эмоциональный отклик ребенка на выполнение
движений ногами.
(Сидя на фитболе; м/с по массажу страхует ребенка; воспитатель
читает стихотворение и выполняет сопряженные действия с ребенком)
За селом у двух дорог,
Ох-ох-ох.
(качаемся вправо/влево)
Баба сеяла горох,
Ох-ох-ох.
(качаемся вправо/влево)
Лук взошел, а не горох,
Ох-ох-ох.
(качаем руками вправо/влево)
Да еще чертополох,
Ох-ох-ох.
(качаем руками вправо/влево)
Баба руки развела,
Ох-ох-ох.
(разводим руки)
Видно память подвела,
Ох-ох-ох.
(руки на голову)
11 10.
«Огурец»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем тактильной
стимуляции; побуждать ребенка выполнять простые действия рукой(-
ами); учить не противиться сопряженным действиям.
(ребенок лежит на животе на горке-модуле, м/с по массажу фиксирует
тело ребенка в удобном положении; воспитатель стимулирует ребенка
протянуть руку к «листве» и найти огурец)
Погляди на огурец,
Огурец – такой хитрец!
Ловко одевается,
Под листьями скрывается.
Разгребу рукой листву,
Огурец под ней найду.
11.
«Яблоки созрели»
Цель: развивать двигательные умения путем создания условий для
возникновения импульсов во всех областях двигательно-моторного
восприятия; учить не противиться сопряженным действиям с
воспитателем; вызвать эмоциональный отклик ребенка на выполнение
движений руками.
(м/с по массажу сидит на мате, ребенок - в положении полусидя у неё
на коленях; воспитатель читает стихотворение и выполняет
сопряженные движения с ребенком)
Яблоки созрели!
Фруктов – урожай!
Собирай быстрее,
Ручкой поднимай!
(выполняем сопряженные действия-руки вверх)
Соком налитые,
Хрусткие плоды.
Солнышка родные,
Осенние следы. Круглые.
12 (выполняем сопряженные действия–круг руками)
Полную корзинку
С тобою соберем.
И домой скорее
Ребяткам понесем
(выполняем сопряженные действия-руки вниз)
12.
«Агу, агу, агушеньки»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем
тактильной стимуляции; побуждать ребенка удерживать, вложенный в
руку(-ки,)предмет; учить не противиться сопряженным действиям с
воспитателем.
(м/с по массажу сидит на мате, ребенок - в положении полусидя у неё
на коленях; воспитатель читает стихотворение и выполняет
сопряженные движения с ребенком)
Агу, агу, агушеньки!
Яблоко… (имя ребенка) -
Прямо в руки -
Прыг-скок!
Ну-ка, съешь меня, дружок!
Круглобокое,
Краснощекое.
13.
«Маленькие ножки шуршат по дорожке»
Цель: развивать двигательные умения путем создания условий для
возникновения импульсов во всех областях двигательно-моторного
восприятия; стимулировать ползание на спине и укреплять мышцы ног;
вызвать эмоциональный отклик ребенка на выполнение движений
ногами.
(ребенок лежит на спине, в ногах у ребенка шуршащий пакет, голова
немного приподнята на подголовнике; м/с по массажу фиксирует тело
ребенка в удобном положении; воспитатель читает стихотворение,
стимулируя ребенка выполнять движения ногами – шуршать)
13 Шуршат осенние кусты,
Шуршат осенние листы,
Шуршит камыш,
И дождь шуршит.
Что это?-
Осень к нам спешит.
14.
«Осенний ветерок»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем
тактильной стимуляции; побуждать ребенка поймать «ветерок»; учить
не противиться сопряженным действиям с воспитателем.
(м/с по массажу фиксирует ребенка в положении сидя на мягком
модуле; воспитатель держит в руке султанчик и произносит слова
стихотворения
Ветерок, подуй сильней,
Развей ленточки скорей!
Вей. Вей ветерок,
Догони его, дружок!
Затем начинает размахивать султанчиком. Стимулируя ребенка
поймать «ветерок»)
15.
«Мои игрушки»
Цель: развивать двигательные умения путем создания условий для
возникновения импульсов во всех областях двигательно-моторного
восприятия; стимулировать движение руки к игрушке; вызвать
эмоциональный отклик ребенка на выполнение движений руками.
(ребенок лежит на животе на горке-модуле, м/с по массажу фиксирует
тело ребенка в удобном положении; воспитатель демонстрирует
ребенку игрушки, стимулируя его протянуть руку к игрушке,
дотронуться до неё, взять игрушку)
Много разных интересных
У меня игрушек,
14 Я совсем уже большой,
Достаю до них рукой.
16.
«Неваляшка»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем создания
условий для возникновения движения руки; побуждать ребенка
толкнуть неваляшку; учить не противиться сопряженным действиям с
воспитателем.
(ребенок лежит на животе на горке-модуле, м/с по массажу фиксирует
тело ребенка в удобном положении; воспитатель демонстрирует
ребенку игрушки, стимулируя его протянуть руку к игрушке,
дотронуться до неё, толкнуть игрушку)
Влево-вправо, влево-вправо
Весело качается.
Влево-вправо, влево-вправо
На пол не роняется.
17.
«Ползуны»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем тактильной
стимуляции; учить не противиться сопряженным действиям с
воспитателем.
(м/с по массажу фиксирует ребенка в положении сидя, воспитатель
читает стихотворения, выполняя действия; при этом находясь лицом к
ребенку)
По руке ползет букашка
Ой, какой очаровашка!
По ноге ползет жучок
Что я вам, большой цветок?
18.
«На травке»
15 Цель: развивать двигательные умения путем создания условий для
возникновения импульсов во всех областях двигательно-моторного
восприятия; учить перекатываться со спины на бок, с бока на живот.
(воспитатель читает стишок и совместно с м/с по массажу стимулирует
поворот ребенка)
– Как мягка в деревне травка! –
От души ликует…(имя ребенка).
– Я всё лето на лугу
Кувыркаться в ней могу!
19.
«Тучка»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем
стимуляции двигательной активности рук ребенка.
(ребенок полулежит на кресле-мешке; м/с по массажу фиксирует тело
ребенка; воспитатель, читая стишок, стимулирует двигательную
активность ребенка с помощью игрушки-тучки с капельками)
Расшалился ветерок
И толкнул он тучку в бок.
Тучка плакать начала –
Луг слезами залила.
20.
«Ягодная полянка»
Цель: стимулировать физическое развитие ребенка путем создания
условий для возникновения движения руки; побуждать ребенка
протянуть руку к ягодкам; учить не противиться сопряженным
действиям с воспитателем.
(ребенок лежит на животе на горке-модуле, м/с по массажу фиксирует
тело ребенка в удобном положении; воспитатель демонстрирует
ребенку игрушки-ягодки, стимулируя его протянуть руку к игрушке,
дотронуться до неё, взять игрушку)
Летом каждая полянка,
Словно скатерть-самобранка.
Вкусной ягодой лесной
16 Враз накормит нас с тобой.
21.
«Зайка»
Цель: развитие общей моторики ребенка, вестибулярная стимуляция.
(м/с по массажу страхует ребенка сидящего на мяче фитболе;
воспитатель читает стихотворение, покачивая ребенка на мяче)
Скачет зайка маленький
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку-бух!
1.2 Критерии диагностики.
1. Вестибулярная область (чувство равновесия):
5. Удерживает вложенный педагогом предмет в руку:
17
3. Соматическая область (вся поверхность тела):
2. Вибрационная область (восприятие колебаний):
- уверенно держится в вертикальном положении – 3,
- держится при незначительной поддержке – 2,
- держится при существенной поддержке – 1,
- противиться вертикальному положению тела – 0.
- положительное отношение к вибрационным воздействиям – 3,
- пассивное отношение к вибрационным воздействиям – 2,
- отрицательное отношение к вибрационным воздействиям – 1,
- резко отрицательное отношение к вибрационным воздействиям –
0.
- положительное отношение к соматическим воздействиям – 3,
- пассивное отношение к соматическим воздействиям – 2,
- отрицательное отношение к соматическим воздействиям – 1,
- резко отрицательное отношение к соматическим воздействиям –
0.
- положительное отношение к воздействиям педагога – 3,
- пассивное отношение к воздействиям педагога – 2,
- отрицательное отношение к воздействиям педагога – 1,
- резко отрицательное отношение к воздействиям педагога – 0.
4. Активно-пассивная тренировка пальцев рук: - уверенно удерживает вложенный предмет– 3,
- удерживает при незначительной поддержке – 2,
- удерживает при существенной поддержке – 1,
- противиться вкладыванию предмета в руку– 0.
6. Лежа на спине, поворачивает голову в сторону раздражителя
(слухового, зрительного и т.п.):
- быстрая реакция – 3,
- требуется незначительная стимуляция – 2.
- требуется существенная стимуляция – 1,
- не поворачивает -0.
7. Приподнимает голову из положения лежа:
- самостоятельно – 3,
- требуется незначительная стимуляция – 2.
- требуется существенная стимуляция – 1,
- не поднимает – 0.
8. Перекатывается со спины на бок, со спины на живот, с живота на
бок, с живота на спину:
- самостоятельно – 3,
- требуется незначительная стимуляция – 2.
- требуется существенная стимуляция – 1,
- не перекатывается – 0.
9. Лежа на животе, опирается на вытянутые руки:
- самостоятельно – 3,
- требуется незначительная стимуляция – 2.
- требуется существенная стимуляция – 1,
- не поднимает – 0.
10.
Лежа на животе, опираться на предплечья и тянуться к
игрушке:
- самостоятельно – 3,
- требуется незначительная стимуляция – 2.
- требуется существенная стимуляция – 1,
- не тянется – 0.
11.
Подтягивается до положения «сидя», держась за пальцы
педагога:
- самостоятельно – 3,
- требуется незначительная стимуляция – 2.
- требуется существенная стимуляция – 1,
- не подтягивается – 0.
18 Первичный мониторинг развития двигательных
навыков детей 2-го отделения милосердия.
Кри
терии
Имя
ребенка
1.Кристина
2.Виктор
3.Даниил
4.Илья
5.Федор
6.Алена
в
е
ц
ь
л
а
п
а
к
в
о
р
и
н
е
р
т
я
а
н
в
и
с
с
а
п
-
о
н
в
и
т
к
А
к
у
р
2
1
2
0
3
3
ь
т
с
а
л
б
о
я
а
н
р
я
л
у
б
и
т
с
е
В
ь
т
с
а
л
б
о
я
а
н
н
о
и
ц
а
р
б
и
В
ь
т
с
а
л
б
о
я
а
к
с
е
ч
и
т
а
м
о
С
1
1
0
0
1
1
0
1
2
0
2
3
1
1
2
0
3
3
м
о
г
о
г
а
д
е
п
й
ы
н
н
е
ж
о
л
в
т
е
а
в
и
ж
р
е
д
У
у
к
у
р
в
т
е
м
д
е
р
п
1
1
1
0
1
1
у
в
о
л
о
г
т
е
а
в
и
ч
а
р
о
в
о
п
,
е
н
и
п
с
а
н
а
ж
е
Л
0
1
1
1
1
1
а
н
я
с
т
е
а
р
и
п
о
,
е
т
о
в
и
ж
а
н
а
ж
е
Л
и
к
у
р
е
ы
т
у
н
я
т
ы
в
0
0
0
0
0
0
я
с
и
,
т
н
о
е
в
ж
и
о
ж
л
о
а
п
н
з
ы
и
н
у
и
в
п
о
с
л
о
о
с
г
я
т
с
е
т
а
е
м
а
и
в
н
ы
д
т
о
а
п
к
и
е
р
р
П
е
а П
ж
у
н
е
и
л
п
с
а
н
а
т
о
в
и
ж
0
0
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
19
а
н
я
с
ь
т
а
р
и
п
о
,
е
т
о
в
и
ж
а
н
а
ж
е
Л
е
к
ш
у
р
г
и
к
я
с
ь
т
у
н
я
т
и
0
0
я
ь
ч
е
л
п
д
е
р
п
1
,
»
я
д
и
с
«
я
и
н
е
ж
о
л
о
п
о
д
я
с
т
е
а
в
и
г
я
т
д
о
П
а
г
о
г
а
д
е
п
ы
ц
ь
л
а
п
а
з
ь
с
а
ж
р
е
д
0
0
:
о
г
о
т
И
5
6
0 11
0
0
0
0
1
0 11
0 12 7.Алеша
Итого:
1
2
5 1
0
2
1
2
2
1
3
1
1
2
3
2
1
2 19
6 6 3 4 2 2 2 6
5
Приложение № 2.
Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие
внутри детского дома направленное на развитие двигательной
активности ребенка и способствующее его сенсорной интеграции
«Приключение осеннего солнышка».
Цель: способствовать сенсомоторной интеграции ребенка, вызвать
интерес к занятию, развивать двигательную активность ребенка.
Задачи:
обогащать представления ребенка об окружающем природном
мире.
продолжать развивать музыкальное восприятие;
продолжать работу над развитием слухового, тактильного и
зрительного восприятия;
продолжать обогащать и развивать сенсорно-моторный опыт
детей;
развивать ответные эмоционально-положительные реакции на
звуки, речь взрослого, тактильное воздействие;
Оборудование: «сухой дождь» из лент; перчаточные игрушки –
белочка, ёжик; шишка; муляжи грибов; лукошко; букет из осенних
листьев.
20 Музыкальный материал: фоновая музыка;"Песня белочки" (муз. В.
Шаинский, сл. М. Пляцковский); песня "Осень наступила" (сл. и муз. С.
Насуленко); песня «Маленький ёжик», сл. и муз. В. Москвина.
Ход занятия.
(Звучит спокойная фоновая музыка)
Ребенок полусидит на кресле-мешке.
Воспитатель говорит о том, что наступила осень, не поют птички,
солнышко очень редко показывается из-за туч. А дождик льёт все чаще
и чаще.
Вот и сейчас, послушай: «Кап, кап, кап…»
(Звучит песня «Осень наступила», сл. И муз. С. Насуленко)
Проводится игра та тактильную стимуляцию «Сухой дождик»
Ну, а мы не огорчаемся. У нас есть ты (имя ребенка) – наше солнышко.
Мед. сестра по массажу (под коментарии воспитателя) проводит
легкий массаж (соматическое стимулирование) тела ребенка.
(Звучит фоновая музыка)
Воспитатель:
Солнце прячется за тучки:
Прячет ножки, прячет ручки, (соматическая стимуляция ног ребенка)
Прячет лучики в подушки. (соматическая стимуляция рук ребенка)
Прячет щечки, прячет ушки. (соматическая стимуляция лица ребенка)
Прячет голову большую (соматическая стимуляция головы ребенка)
И прическу золотую.
Где же солнышко? Пропало?
Нет, (имя ребенка) солнцем стала. (воспитатель берет ребенка на руки)
Ну-ка, дождик, хватит лить!
Будем солнышко будить!
21 (воспитатель стимулирует двигательную и эмоциональную реакцию
ребенка в ответ на тактильные прикосновения и текст стихотворения)
Эй, засоня! Хватит спать!
Солнышко, пора вствать!
( П. Верис)
Воспитатель: Вот дождик и прошел. Пойдем с тобой гулять в лес на
лесную полянку. Давай сядем и посмотрим, чем же заняты лесные
зверушки осенью?
Мед. сестра по массажу помогает ребенку принять вертикальное
(сидя на мате) положение, фиксируя и контролируя тело ребенка.
(Звучит «Песня белочки, сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского)
Воспитатель (находясь на уровне глаз ребенка и обращаясь к нему):
Посмотри, малыш, какая рыженькая, ловкая и веселая белочка. Давай
потрогаем её пушистый хвост.
Подносит перчаточную игрушку-белку к рукам ребенка, стимулируя
потрогать её меховой хвостик.
Далеко ещё зима,
Но совсем не для потехи
Тащит белка в закрома
Шишки, ягоды, орехи...
А посмотри (продолжает воспитатель), какую шишку принесла белочка.
Проводится игра-стимуляция (тактильно-моторная) «Держи-не урони».
Воспитатель (по окончании игры) благодарит белочку и прощается с
ней (от своего имени и имени ребенка).
И привлекает внимание ребенка к грибам, выросшим на опушке.
Мы нашли в лесу грибочки.
Прям у пня...у самой кочки.
На тебя они смотрели
И в корзиночку хотели.
Давай рассмотрим их поближе.
22 Мед. сестра по массажу помогает ребенку принять горизонтальное
(лежа на животе с небольшим подъемом спереди) положение,
фиксируя и контролируя тело ребенка.
А кто у нас любит грибы? Ну, конечно же, ёжик. А вот и он сам…
(Звучит песня «Маленький ёжик», сл. и муз. В. Москвина)
Воспитатель (используй перчаточную куклу-ёжика) обыгрывает текст
песни, затем предлагает помочь ёжику собрать грибы.
Воспитатель (находясь перед ребёнком и обращаясь к нему):
попробуй, малыш, протяни ручку вперед, возьми грибок.
(Проводится игра «Соберем грибочки»)
Воспитатель стимулирует ладонный захват ребенка. Помогает
положить «собранные» грибы в корзиночку.
По окончанию игры воспитатель благодарит ребенка от имени ёжика и
говорит, что ёжик дарит ребёнку много ярких и красивых осенних
листьев.
(Звучит фоновая музыка)
Мед. сестра по массажу помогает ребенку принять положение «сядя
на руках взрослого», фиксируя и контролируя тело ребенка.
Ты ладошку протяни
И один листок возьми.
А потом другой и третий...
Хороши они, поверь ты!
Это осени привет
Соберем большой букет!
Воспитатель (находясь на уровне глаз ребенка и обращаясь к нему):
вот видишь, какой ты молодец, помог ёжику, держи букет (вкладывает
букет из листьев в руку ребенка), отнесем домой частичку осени – эти
красивые листья.
Воспитатель берет ребенка «на руки» и они возвращаются в группу.
Приложение № 3.
Итоговый мониторинг развития двигательных
23 навыков детей 2-го отделения милосердия.
в
е
ц
ь
л
а
п
а
к
в
о
р
и
н
е
р
т
я
а
н
в
и
с
с
а
п
-
о
н
в
и
т
к
А
к
у
р
3
3
3
2
3
3
3
м
о
г
о
г
а
д
е
п
й
ы
н
н
е
ж
о
л
в
т
е
а
в
и
ж
р
е
д
У
у
к
у
р
в
т
е
м
д
е
р
п
1
3
3
2
2
2
2
у
в
о
л
о
г
т
е
а
в
и
ч
а
р
о
в
о
п
,
е
н
и
п
с
а
н
а
ж
е
Л
1
2
2
2
2
3
2
с
я
и
,
т
н
о
е
в
ж
и
о
ж
л
о
а
п
н
з
ы
и
н
у
и
в
п
о
с
л
о
о
с
г
я
т
с
е
т
а
е
м
а
и
в
н
ы
д
т
о
а
п
к
и
е
р
р
П
е
а П
ж
у
н
е
и
л
п
с
а
н
а
т
о
в
и
ж
0
0
3
3
3
0
0
0
2
1
3
1
0
3
а
н
я
с
т
е
а
р
и
п
о
,
е
т
о
в
и
ж
а
н
а
ж
е
Л
и
к
у
р
е
ы
т
у
н
я
т
ы
в
1
2
0
2
0
0
3
а
н
я
с
ь
т
а
р
и
п
о
,
е
т
о
в
и
ж
а
н
а
ж
е
Л
е
к
ш
у
р
г
и
к
я
с
ь
т
у
н
я
т
и
0
3
я
ь
ч
е
л
п
д
е
р
п
1
,
»
я
д
и
с
«
я
и
н
е
ж
о
л
о
п
о
д
я
с
т
е
а
в
и
г
я
т
д
о
П
а
г
о
г
а
д
е
п
ы
ц
ь
л
а
п
а
з
ь
с
а
ж
р
е
д
2
3
2
0
0
0
2
2
1
1
3
:
о
г
о
т
И
15
30
23
16
16
16
28
14
4
Кр
итерии
Ф.И.
ребенка В
ь
т
с
а
л
б
о
я
а
н
р
я
л
у
б
и
т
с
е
ь
т
с
а
л
б
о
я
а
н
н
о
и
ц
а
р
б
и
В
ь
т
с
а
л
б
о
я
а
к
с
е
ч
и
т
а
м
о
С
1.Кристина
2.Виктор
3.Даниил
4.Илья
5.Федор
6.Алена
7.Алеша
1
2
1
1
1
1
2
3
3
3
1
3
3
3
3
3
3
1
3
3
3
Итого:
1
0
1
9
1
9
2
0
1
5
1
4
5 1
3
9 6 1
4
График сравнительной диагностики развития двигательной активности группы
детей отделения милосердия ГБСУСО МО КДДДИ «Журавушка»
24 30
23
28
19
15
16
16
16
Первичная
11
Итоговая
12
11
6
5
1
25
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Педагогический проект «Использование метода базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с ТМНР».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.