Педагогический проект "Мы-коллекционеры"

  • Документация
  • docx
  • 08.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дошкольный возраст – это время открытий, время активного познания окружающего мира. Задача педагогов – стимулирование познавательной деятельности детей, ведь с возрастом потребность ребёнка в новых впечатлениях возрастает, но возможности дошкольника достаточно ограничены, он может удовлетворить эту потребность только при непосредственном участии взрослого. Если маленький человечек, по каким – либо причинам не может этого сделать, познавательный интерес может угаснуть. Для развития познавательно-исследовательской деятельности детей педагоги используют разнообразные формы работы в своей педагогической практике. Одной из таких эффективных форм нетрадиционного обучения дошкольников является коллекционирование. Это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. Коллекционирование – целенаправленное собирательство каких – либо, как правило, однородных предметов, имеющих научную, историческую, художественную ценность. Проект «Мы – коллекционеры» направлен на организацию коррекционно – образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Считаю, что этот проект является актуальным в современном образовательном пространстве. Данный проект позволяет педагогам решать задачи обеспечения принципов создания развивающей предметно-пространственной среды в группе и других помещениях дошкольного учреждения, т.к. работа по проекту уже сама по себе предполагает динамичность среды, её систематическое насыщение и трансформацию, а, следовательно, вариативность.Информационная карта педагогического проекта педагога дошкольной организации.
Иконка файла материала Педагогический проект.docx

Педагогический проект «Мы - коллекционеры»

 

I.                   Информационная карта педагогического проекта:

             (структура предложена М. Е. Верховкиной, СПбАППО)

  Тема: «Мы - коллекционеры».

    Автор проекта: Ильяшенко Светлана Валентиновна – воспитатель,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 94 компенсирующего вида»

г. Ухта Республика Коми                   

Продолжительность проекта: долгосрочный, 3 года.

Тип проекта: исследовательско - творческий.

Участники проекта: педагоги, родители, дети группы №4, сотрудники краеведческого музея, музея Газпрома г. Ухты

Возраст детей: 4 – 7лет.

Проблема, на решение которой направлен проект:

В наше время, к сожалению, наблюдается спад интереса к собиранию коллекций. Взрослые не побуждают детей что-либо коллекционировать, и даже не задаются вопросом, что было бы интересно собирать их ребёнку. А ведь в  детях заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. Задача взрослых – научить ребёнка не просто собирать, а коллекционировать (классифицировать), осваивать родовидовые отношения.

Проанализировав некоторые программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста видно, что в них раскрыты только темы коллекций, ну а деятельность с детьми и содержание не раскрывается.

Обоснование проблемы:

      Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Правильно организованная деятельность  учит детей классифицировать собранные объекты, определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. У многих детей детское увлечение перерастает в хобби на всю жизнь.

Новизна проекта: данный проект, позволяет отойти от традиционных форм взаимодействия участников образовательного процесса, является методом материализации собственного «я» в современном мире для детей дошкольного возраста, в том числе для детей, имеющих тяжёлые нарушения речи. Проект позволяет детям глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме (выставки коллекций повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к коллекционированию).

Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации, проект основан на поддержке и развитии детской инициативы.

Цель проекта:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.

Задачи:

для детей:

1.                  Научиться собирать  предметы, оформлять из них коллекцию.

2.                  Узнать интересную информацию о предметах своих коллекций.

3.                  Познакомиться с детьми – коллекционерами (внутри дошкольного учреждения), коллекционерами – взрослыми.

для педагогов:

1.                  Изучить технологию коллекционирования.

2.                  Познакомиться с этапами коллекционирования.

3.                  Рассказать детям о коллекциях, коллекционерах; заинтересовать их коллекционированием.

4.                  Создать условия для развития детского коллекционирования.

5.                  Научить детей классифицировать, систематизировать предметы.

6.                  Развивать инициативность, любознательность и познавательную активность детей; расширять кругозор воспитанников.

7.                  Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.

8.                  Обогащать и активизировать словарь детей.

9.                  Способствовать развитию творческих, коммуникативных навыков, креативности дошкольников, учитывая их индивидуальные особенности.

10.              Формировать бережное отношение к хранению коллекций.

11.              Вовлечь родителей в совместную деятельность на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.   

12.              Сформировать положительное отношение родителей к коллекционированию.

13.              Познакомить родителей с оформлением коллекций.

для родителей:

1.      Способствовать формированию положительного отношения детей к коллекционированию.

2.      Научиться правильному оформлению коллекций.

для социальных партнеров:

1.      Вызывать интерес детей к коллекционированию.

2.      Пополнять знания детей о свойствах некоторых предметов, материалов; обсудить возможности их дальнейшего применения.

Форма проведения итогового мероприятия:

Ярмарка «Наши коллекции».

Методы:

·                     Чтение художественной литературы,

·                     рассказ, разъяснение, беседа, дискуссии

·                     ситуация выбора деятельности,

·                     анализ конкретной ситуации,

·                     метод положительного примера, поощрения,

·                     метод упражнений,

·                     метод одобрения,

·                     метод требования,

·                     метод контроля, самоконтроля и самооценки,

·                     метод переключения.

Продукты проекта:

для детей:

·                    Коллекции разных видов: индивидуальные, коллективные, домашние.

·                    Собрана библиотека познавательной, энциклопедической литературы.

для педагогов:

·                    Конспекты, сценарии, методическая литература, компьютерные презентации, видеофильмы по теме;

·                    алгоритм коллекционирования;

·                    классификационные карты предметов коллекций;

·                    предметы и материалы для организации разнообразных мини – музеев, коллективные коллекции;

·                    оформлена библиотека «умных книг» (детские энциклопедии).

для родителей:

Индивидуальные и домашние коллекции; памятки о правильном оформлении коллекций.

Сильные стороны проекта:

Значимость и целесообразность использования коллекционирования в современном образовательном пространстве объясняется тем, что коллекционирование:

·                    Способно помочь решить множество педагогических задач (помогает расширять детский кругозор; развивает избирательность интересов; формирует познавательные интересы детей; развивает коммуникативные навыки, внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять главное, комбинировать; способствует творческому развитию личности; помогает формировать эстетическое и сенсорное восприятие; развивает способность оформления и сбора предметов; положительно влияют на развитие психики);

·                    Включает разнообразные педагогические методы и приёмы;

·                    Интегрированность в разных видах совместной деятельности;

·                    Обеспечивает эмоциональное благополучие всех участников образовательного процесса;

·                    Поддерживает индивидуальность и инициативу детей;

·                    Способствует установлению правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;

·                    Позволяет взаимодействовать с родителями воспитанников.

   Слабые стороны:                                                                                                  

Обычно дети способны активно вовлекаться в деятельность по коллекционированию, но, к сожалению, со временем, у большинства детей это желание пропадает (коллекционирование – не просто собирательство предметов, а классификация их по родовидовым отношениям).

Пассивность некоторых  родителей в этом виде деятельности, ведь от вовлечённости родителей зависит стойкость увлечения детьми коллекционированием. Или же наоборот, родители берут инициативу по сбору коллекции в «свои руки», подавляя самостоятельность ребёнка.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

Заинтересованность дошкольников коллекционированием. У детей имеются стойкие представления о коллекционировании, коллекциях (их разнообразии), коллекционерах. Дети владеют практическими   навыками оформления коллекций. Сформирован достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций, развита фразовая речь, ассоциативное мышление, способность контроля и самоконтроля.

Собраны индивидуальные коллекции (по выбору и желанию), которой ребёнок «управляет», ухаживает, умеет получать информацию о предметах коллекции из различных источников и применять полученные знания на практике

Презентация коллекций детей перед аудиторией детского сада, на городских,  республиканских конкурсах и фестивалях детских исследовательских работ.

Для педагогов:

Разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми, сценарии мероприятий совместной деятельности педагогов и детей, педагогов и родителей.

Осуществлен подбор литературы по теме, оформлен необходимый иллюстративный материал.

Собраны коллективные (групповые) коллекции по темам.

Имеется достаточное количество материала, предметов, атрибутов для организации мини-музеев в группе, в детском саду. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада.

Собранные коллекции будут способствовать развитию интереса к коллекционированию как типе познавательно-исследовательской деятельности у вновь пришедшего в группу коллектива детей.

Использование коллекционирования как культурной практики в работе педагога.

Участие в городских, республиканских конкурсах и фестивалях исследовательских работ.

Создано полноценное социальное сотрудничество с семьями воспитанников.

Для родителей:

Сформировано представление о коллекционировании, как типе исследовательской деятельности; владеют навыками оформления коллекций.

Собраны домашние, индивидуальные коллекции.

Создано полноценное социальное сотрудничество с педагогами группы, дошкольной организации.

Прогнозы проекта:

Включение коллекционирования в совместную деятельность с детьми и родителями. (Я считаю, что после реализации проекта у 22% (3 ребёнка) детей полученные навыки перерастут в хобби, которым будут заниматься всю жизнь; 22% (3 ребёнка) – проявят пассивность в классификации предметов коллекций. 3% (2 человека) родителей не примут активного участия в проекте).

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада. Собранные коллекции будут способствовать развитию интереса к коллекционированию как типе познавательно-исследовательской деятельности у вновь пришедшего в группу коллектива детей.

Использование коллекционирования как культурной практики в работе педагога.

Возможность педагога обобщить опыт по организации коллекционирования для детей дошкольного возраста.

Ресурсное обеспечение:

-информационные ресурсы (методическая и художественная литература, информация из интернета);

-наглядные ресурсы (видеофильмы, презентации, демонстрационные картины, иллюстрации с изображением профессиональной деятельности взрослых, форменная и спецодежда родителей с места работы, орудия, предметы для труда, фотографии с места работы родителей);

-материально-технические (дидактические, настольно-печатные игры, оборудование для рисования, искусственные цветы, ноутбук, проектор, магнитофон, фотоаппарат).

II. Краткое содержание проекта «Мы – коллекционеры».

Таблица 1

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и соц. партнеров

Подготовительный

Дети рассматривают коллекцию воспитателя, участвуют в беседе о разнообразных коллекциях и коллекционерах. Просматривают видео презентацию об различных коллекциях. Тимофей рассказывает о коллекции папы, Егор – о начале собирания (под руководством дедушки) своей коллекции камней – минералов. Выражают желание собирать коллекции.

 

Педагоги формулируют проблему, вводят детей в игровую ситуацию по реализации проекта. По предложенной мотивации - озвучивают цель, задачи. Разрабатывают план достижения  цели. Подбирают информацию по теме, методическую литературу. Планируют групповые и индивидуальные консультации. По окончании проекта ждут сформированные знания, умения у родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей дошкольного возраста; повышения родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, эмоционального контакта между родителями и детьми; способствуют укреплению семейных отношений.

Принимают поставленную цель, помогают в составлении плана проекта; помогают в подборке  книжной литературы, иллюстративного материала, объектов для коллекций.  

 

Деятельностный

Участвуют в совместной и самостоятельной деятельности. Принимают активное участие в подготовке атрибутов к непосредственно образовательной деятельности.

Под руководством взрослых правильно оформляют свои коллекции, ухаживают за ними. Заполняют классификационные таблицы.

Помогают организовать выставку своих коллекций, выступают в роли экскурсоводов.

Презентуют свои коллекции перед детской и взрослой аудиторией детского сада; участвуют в муниципальных и Республиканских конкурсах исследовательских работ.

 Создают условия для развития детского коллекционирования. Проводят с детьми занятия, организуют экскурсии, проводят игры; знакомят детей с произведениями художественной литературы, детскими журналами, рассматривают и помогают собирать коллекции. Помогают в оформлении коллекций. Организуют насыщение развивающей предметно-пространственной среды.

Педагоги проводят семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации.

Принимают участие в коллекционировании; осуществляют помощь детям. Собирают информацию по теме с использованием печатных источников, интернета.

Принимают участие в семинарах-практикумах, консультациях, интервью.

Проводят экскурсии, викторины по темам.

Завершающий

Участвуют в ярмарке «Наши коллекции»

 

Организуют совместный досуг с родителями и детьми – ярмарку «Наши коллекции».

Участвуют в флешмобе в нашей группе ВКонтакте «Наши коллекции», ярмарке «Наши коллекции»

 

 

Ш.      Системная «паутинка» по проекту

Таблица 2

Познавательное развитие

-Наблюдение за явлениями в общественной жизни (по ситуации и желанию детей);

-Чтение и рассматривание познавательной литературы;

- Экскурсии в краеведческий музей, музей Газпрома г. Ухты;

- Беседы «Что такое коллекция», «Кто такие коллекционеры», «Коллекции: такие разные и такие интересные»;

- Просмотр презентаций о коллекционерах и коллекциях;

-Встреча с коллекционерами (папа и дедушка воспитанников);

- Занятие познавательного цикла по тематическим лексическим темам и по запросу детей;

-Использование предметов коллекции в счёте и отсчитывании предметов, сравнивании и др.;

-Рассматривание иллюстраций;

- Участие в познавательно-исследовательской деятельности, проведение опытов, экспериментов;

-Индивидуальные беседы;

-Обучающие игровые ситуации;

-Организация мини-музеев, выставок в группе, детском саду.

Речевое развитие

- Чтение художественной литературы с последующим обсуждением содержания;

- Чтение и заучивание стихотворений;

 - Заучивание загадок;

- Чтение ребусов;

-Оформление альбомов «Решаем ребусы», «Многозначные слова»;

-Составление описательных рассказов о предметах коллекции с использованием схемы;

-Составление творческих рассказов «Как я собираю коллекцию», «Моя коллекция», «Моя любимая игрушка в нашей коллекции» и др.;

-Составление связных рассказов по теме коллекции при проведении «экскурсии» по выставке тематической коллекции;

- Дидактические, словесные игры: «Угадай, про что я рассказываю», «Расскажи, а я покажу», Четвёртый лишний», «Угадай и расскажи», «Наши любимцы», «Лесные жители», «Угадай и назови героя» и другие);

- Заучивание стихотворений про предметы коллекций;

-Составление стихов по методике дидактического синквейна;

- Занятия по развитию лексико – грамматических средств языка, по звуковой культуре речи и подготовке детей к обучению  грамоте, связной речи;

- Участие в поэтической гостиной «Я – поэт».

Социально-коммуникативное развитие

 -Сюжетно-ролевые, режиссёрские игры с предметами коллекций;

- Настольно – печатные игры;

- Оформление выставок по темам коллекций;

-Организация мини-музеев с использованием коллекций;

- Изготовление, украшение коробочек для коллекций;

-Трудовые действия по уходу за коллекциями;

- Использование считалок, поговорок;

- Проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование, лепка, аппликация предметов, явлений по изучаемым лексическим темам.

Пение песен;

Имитация движений;

Игра на музыкальных инструментах.

Физическое развитие

- Подвижные игры;

- Пальчиковые игры, упражнения, гимнастика;

- Тактильные обследования предметов коллекций.

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

-Родительское собрание «Исследовательская деятельность дошколят»;

-Консультации: «Растим любознаек», «Коллекционирование – это интересно», « Посмотри вокруг и это интересно»;

-Мастер – класс «Как правильно оформить коллекцию»;

- Тематические экскурсии: «Обитатели морей и океанов», «Наша Коми Республика», «Дымковское разноцветье», «Животные нашего леса.; викторины: «Герои любимых сказок», «Во саду ли в огороде».

-Ярмарка «Наши коллекии».

 

III.             Результаты по проекту «Мы - коллекционеры».

В проект вовлечены все родители и дети группы. Создана атмосфера взаимоуважения, положительный рост педагогической компетентности у родителей; эмоционального благополучия у детей.

Для детей и родителей созданы условия для творческого самовыражения, развития инициативы, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия.

Реализован принцип индивидуализации образования на уровне каждого воспитанника; содействие позитивной социализации детей дошкольного возраста. Создание коллекций дало возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворить возрастные потребности детей в познании окружающего мира, повысить авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах.

Дети владеют практическими   навыками коллекционирования, оформлением коллекций; cформирован достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций, развита фразовая речь, ассоциативное мышление, способность контроля и самоконтроля.

Получены углубленные знания о технологии коллекционирования у родителей.

Организованы и проведены мероприятия с детьми и родителями:

встреча с коллекционерами, совместное посещение всех участников образовательного процесса библиотеки, музеев; родительское собрание «Исследовательская деятельность дошколят»; консультации «Растим любознаек», «Коллекционирование – это интересно», « Посмотри вокруг и это интересно»; мастер – класс «Как правильно оформить коллекцию»; презентация коллекций, поэтическая гостиная «Я – поэт», мини - музеев;  изготовление альбомов детских стихов, книжки – малышки; проведена ярмарка «Наши коллекции»; участие детей со своими коллекциями в городском конкурсе «Маленький исследователь», в Республиканском фестивале детских исследовательских работ «Хочу всё знать».

Активизирована работа с социальными партнёрами (сотрудники краеведческого музея, музея Газпрома города Ухты, сотрудники городской детской библиотеки) через проведение различных мероприятий: беседы: «Обитатели морей и океанов», «Наша Коми Республика»; викторины: «Герои любимых сказок», «Во саду ли в огороде»; экскурсии: «Дымковское разноцветье», «Животные нашего леса».

Проведение различных форм взаимодействия ДОУ и семьи способствовало сплочению коллектива детей, родителей и педагогов группы.

Вывод:

Проект явился одной из эффективных форм нетрадиционного обучения дошкольников 4 – 7 лет для их развития познавательно-исследовательской деятельности, овладение таких базовых качеств и свойств интеллекта, как инициатива и компетентность, творчество и регуляция собственного поведения и эмоций. Реализация проекта способствовала установлению доброжелательных взаимоотношений в триаде «педагог – ребёнок – родитель».

Достоинством работы проекта «Мы – коллекционеры» можно считать его интегрированность, так как собранные коллекции можно использовать в разных видах совместной деятельности с детьми ДОУ.

Данный проект позволил педагогам решать задачи обеспечения принципов создания развивающей предметно-пространственной среды в группе и других помещениях дошкольного учреждения; обобщить опыт по организации познавательно-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста.

Презентация проекта

1. Защита проекта на Совете педагогов МДОУ «Детский сад №94»

2. Ознакомление детской аудитории МДОУ № 94 с тематическими коллекциями.

3. Выступление на городских конкурсах, республиканских фестивалях по теме проекта.

V. Методические материалы по проекту

1. Исследовательская работа дошкольника «Удивительный мир камней».

2. Анкета для родителей.

3. Консультация для родителей «Коллекционирование – это интересно»,

4. Компьютерная презентация проекта.

 

Список литературы:

1.                  Веракса Н.Е., Галимов О.П. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет. –  М.; Синтез, 2014

2.                  Ввозная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - М.; Сфера, 2006

3.                  Исакова  Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

4.                  Плешаков А.А., Мир вокруг нас. – М.; Просвещение, 2003

5.                  Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., ф-т психологии МГУ, 2000. Электр. версия: http://www.researcher.ru/methodics.

6.                  Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.

7.                  Чиркова С. В., Родительские собрания в детском саду. – М.; Вако, 2009