ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
Оценка 4.9
Особые потребности
doc
психологическая работа +2
Взрослым
16.02.2018
Проект предусматривает создание условий для выявления, развития, социальной поддержки детей с особыми образовательными потребностями индивидуализации образования, повышению уровня учебной мотивации, через построение индивидуальных образовательных маршрутов в пределах объединения «Театр мод» в учреждении дополнительного образования детей. Проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов способствует созданию благоприятных условий для разностороннего развития личности ребенка путем удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования.Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями интеллекта, расширение воспитательного пространства школы за счет дополнительного образования. Организация дополнительного образования, связанного с занятиями в объединении «Театр мод», повышает эффективность педагогического процесса, позволяет включать детей с особыми образовательными потребностями в жизнь, дает возможность коррегировать нарушенное развитие учащихся.
Дополнительное образование может быть реализовано по нескольким традиционным направлениям и охватывать все группы учащихся с ОВЗ. Занятия по программам дополнительного образования проводятся в МБУДО «ФДДТ».
Организуя дополнительное образование детей с ОВЗ, осуществляя выбор форм проведения занятий, отбирая содержание образования, педагогический коллектив ориентируется на требования педагогической целесообразности организации детей. Существенным моментом является то, что дополнительное образование является логическим продолжением его. Дополнительное образование несет на себе основную ответственность за обновление содержания образования и его индивидуализацию. Выбирая из предложенных занятий то, которое больше всего отвечает индивидуальным интересам, возможностям и способностям, ученик реализует внутреннее желание деятельности и интерес к ней.
Ерленко Е.В. проект инклюзия.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Федоровский дом детского творчества»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Организация инклюзивного образовательного пространства
в объединении «Театр мод»
Автор: Е.В. Ерленко,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной
категории;
м. тел. 89324040670
г.п.Федоровский Аннотация: Проект предусматривает создание условий для выявления,
образовательными
социальной поддержки детей с
развития,
особыми
потребностями индивидуализации образования, повышению уровня учебной
мотивации, через построение индивидуальных образовательных маршрутов в
пределах объединения «Театр мод» в учреждении дополнительного образования
детей. Проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов
способствует созданию благоприятных условий для разностороннего развития
личности ребенка путем удовлетворения потребности учащихся в самообразовании
и получении дополнительного образования.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает
любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем
людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные
потребности. Инклюзивное образование процесс развития общего образования,
который подразумевает доступность образования для всех, в плане
приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к
образованию для детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех учащихся достижение прогресса скорее может быть в том, что
они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей с ОВЗ, в том числе с
нарушениями интеллекта, расширение воспитательного пространства школы за счет дополнительного образования. Организация дополнительного образования,
связанного с занятиями в объединении «Театр мод», повышает эффективность
педагогического процесса, позволяет включать детей с особыми образовательными
потребностями в жизнь, дает возможность коррегировать нарушенное развитие
учащихся.
Дополнительное образование может быть реализовано по нескольким
традиционным направлениям и охватывать все группы учащихся с ОВЗ. Занятия по
программам дополнительного образования проводятся в МБУДО «ФДДТ».
Организуя дополнительное образование детей с ОВЗ, осуществляя выбор форм
проведения занятий, отбирая содержание образования, педагогический коллектив
ориентируется на требования педагогической целесообразности организации
детей. Существенным моментом является то, что дополнительное образование
является логическим продолжением его. Дополнительное образование несет на
себе основную ответственность за обновление содержания образования и его
индивидуализацию. Выбирая из предложенных занятий то, которое больше всего
отвечает индивидуальным интересам, возможностям и способностям, ученик
реализует внутреннее желание деятельности и интерес к ней.
Цели и задачи проекта.
Цель: Создать условия для получения дополнительного образования всеми
учащимися, включая лиц с особенностями психофизического развития, повышения
уровня учебной мотивации учащихся к проектной деятельности через реализацию
индивидуального образовательного маршрута в объединении «Театр мод».
Задачи:
выявить учащихся с особыми образовательными потребностями и вовлечь их в
проектную деятельность, изобретательскую работу;
создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей,
имеющих разные стартовые возможности;
разработать индивидуальные образовательные маршруты для учащихся с
особыми образовательными потребностями; формировать навыки выступления и аргументированного отстаивания своей
позиции; ориентировать на выбор будущей профессии;
обеспечить психологопедагогическую поддержку учащихся при реализации
ИОМ;
совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и
социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве .
Объект проекта: Индивидуальные образовательные потребности учащихся в
самореализации и развитии личностных качеств.
Основная работа по реализации проекта осуществляется педагогом
образования,
дополнительного
педагогомпсихологом, администрацией
образовательного учреждения. Участниками проекта являются дети с ОВЗ,
дети с нормой в развитии, родители и педагоги.
Гипотеза:
Если участники проекта разработают и апробируют систему комплексного
сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, то это создаст
благоприятные условия обучения в группе сверстников, будет способствовать
развитию способностей каждого ребенка и поможет выработать у каждого
особенного ребенка адаптационные механизмы к социуму.
Анализируя деятельность МБУДО «ФДДТ» за последние три года, можно
выделить следующие ресурсы, позволяющие осуществлять обучение, развитие и
социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья условиях ОУ:
особый моральнопсихологический климат в педагогическом и ученическом
коллективах;
организация психологопедагогического сопровождения детей с различными
потребностями;
обеспечение равных возможностей детям для самореализации и социализации
через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности; система внутриучрежденческого контроля, позволяющая анализировать,
корректировать и осуществлять методическое руководство образовательным
процессом;
создание системы просвещения родителей.
В качестве результатов проектной деятельности образовательного учреждения
предполагаются:
разработка модели инклюзивного образовательного пространства в объединении
учреждения дополнительного образования детей;
создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей
с разными стартовыми возможностями;
разработка системы психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ в
инклюзивном образовательном пространстве;
повышение профессионального уровня и компетентности педагогов области
инклюзивного образования;
повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ.
Обоснование необходимости проекта
Актуальность проекта многократно подтверждена изменившимся социальным
запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и
Государственной политикой в области обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), а именно:
1. Демократические преобразования в нашем обществе, произошедшие в
последние годы, диктуют необходимость создания модели образования, которая
обеспечит возможность получения качественного образования всем детям. Такой
моделью может стать модель инклюзивного образования.
2. Анализ того, что отвечает истинным интересам ребенка, определяет, что
именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (в
специальных учреждениях)) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых
людей. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще
отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся
воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее
адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу.
3. Анализ образовательных технологий и программ говорит о том, что
образовательные услуги улучшаются в результате того, что становятся более
гибкими и адаптируемыми. Этого можно достигнуть путем внедрения методологии
инклюзивного образования, в основе которой лежат следующие принципы:
Дети посещают ближайшее образовательное учреждение. Это важно для детей и
родителей, так как не все родители могут возить детей в специальные или частные
учреждения.
Методология предусматривает поддержку в обучении детей с различными
способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с
ограниченными возможностями здоровья, но и показатели всех детей).
Педагогика дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной,
непосредственно откликающейся на интересы и потребности учащихся, наиболее
полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование детей, основываясь
на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя, свои возможности,
сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения. Педагоги в
при организации
учреждении дополнительного образования детей
образовательного процесса реализуют модель образования ребенка под влиянием
взрослого, с его помощью и соучастием. Специфика деятельности объединения
зависит от различных видов проявления детской творческой индивидуальности.
Творческая среда, творческий процесс, творческая личность – три составляющие,
которые очень взаимосвязаны и взаимообусловлены. Структурные компоненты
развития и становления творческой индивидуальности, являющиеся основой
развития объединения: познавательная мотивация, возможности достижения
оригинальных решений, творческий рост учащихся.
Разнообразие видов творческой деятельности, где каждый учащийся может
найти себе дело по душе, дает большие возможности для развития ребенка. Задача
педагога направить все усилия на то, чтобы передать учащимся свой опыт и
знания. Педагог должен понимать, что дети нуждаются в поддержке со стороны
взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Система работы с детьми с
особыми образовательными потребностями в совместной продуктивной и
творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.
Благоприятные возможности дополнительного образования
в сфере
художественноэстетического направления проявляются в мотивации учащихся на
овладение художественнотворческой деятельностью, что создает условия для
плодотворного освоения специальных умений и знаний. Мощным ресурсом
развития учащегося, является: единство и взаимодействие искусств. Занятия в
учреждении дополнительного образования детей посещают дети, как дети с
особыми образовательными потребностями, так и те, кому просто доставляет
удовольствие заниматься творчеством, и отношения со всеми учащимися должны
поддержание педагогом интереса,
складываться гармонично.
любопытства, любознательности и положительного – эмоционального настроя у
Поэтому,
всех учащихся, побуждающего их к дальнейшей мыслительной деятельности и
реалистической самооценке достижений, является залогом хорошей посещаемости
детей с разной мотивацией к обучению.
Занятия в объединении «Театр мод» основаны на комплексном методе – методе
арттерапии, сочетающем различные виды искусства и направленном на создание
целостной социокультурной среды. Задачи всех блоков ориентированы на
театрализованную деятельность, благодаря чему коррекционноадаптационная
работа не распадается на отдельные художественные технологии, что особенно
важно в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в силу
комплексного характера проблем развития. Программа «Артгармония» включает
блоки, каждый из которых имеет свои специфические коррекционноразвивающие
возможности:
музыкотерапия воздействует через слуховые анализаторы непосредственно на
эмоциональную сферу, а через нее на формирование музыкального слуха, памяти,
внимания, образного мышления, музыкальнослуховых представлений и
ассоциаций; танцетерапия, воздействуя через движения под музыку, укрепляет двигательный
аппарат ребенка, развивает чувство ритма, общую моторику, ориентацию в
собственном теле и в окружающем пространстве;
изотерапия, воздействуя средствами изобразительного искусства, развивает
зрительное восприятие, наблюдательность, чувство цвета, пространственные
представления;
библиотерапия – через воздействие чтением развивает у ребенка речь, образное
мышление, воображение, внимание, память;
театротерапия, являясь ядром программы, гармонично объединяет и музыку, и
танец, и художественное слово, и визуальное искусство в едином пространстве и
времени – здесь и сейчас.
При реализации образовательной программы «Театр мод» гибко сочетаются
индивидуальные и групповые формы работы в зависимости от практической
необходимости – решения конкретной коррекционной задачи, работы над
определенным репертуаром или подготовки к выступлению.
Итоговым событием программы является заключительное театрализованное
представление разработанной коллекции сценических костюмов, на которое
собираются дети, их родители, педагоги ОУ поселка.
Применение метода арттерапии в инклюзивных условиях положительно влияет
на всех участников артпроцесса: общий творческий интерес объединяет детей и с
«нормой» и с особенностями в развитии. Ощущая постоянную поддержку
педагогов, дети приобретают уверенность в себе и проявляют самостоятельность,
творческую инициативу; начинают видеть и адекватно оценивать не только чужие,
но и свои достоинства и недостатки, получают удовольствие от общения и
взаимодействия в совместной художественной деятельности.
Новизна проекта заключена в том, что через построение индивидуальных
образовательных маршрутов в пределах объединения, дети с особыми
образовательными потребностями имеют возможность развития и
совершенствования индивидуальных творческих способностей,
а так же
повышения уровня учебной мотивации учащихся к проектной деятельности через
создание коллекции сценических костюмов. Обоснование актуальности практической значимости опыта.
В учреждении дополнительного образования детей обучение ориентировано на
освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области
практических действий на пути к мастерству. Работа с учащимся особыми
образовательными потребностями актуальна и перспективна, поскольку они
являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития
дополнительного образования. Формирование мотивации к обучению, которая
проявляется в степени заинтересованности учащихся в конечных результатах
обучения, в отношении к учебе и к самому участию в процессе обучения, является
приоритетным. Ведь мотив источник деятельности, а одним из показателей
развития личности ребенка является уровень сформированности его учебной
мотивации.
Технологические аспекты данной проблемы предполагают разработку
конкретных методических разработок и рекомендаций, обеспечивающих педагогам
возможности создания психологопедагогических и организационнометодических
условий для выбора и реализации индивидуальных образовательных маршрутов
учащихся.
До разработок рекомендаций и ИОМ целесообразно выявить детей с особыми
образовательными потребностями. С этой целью на этапе первого года обучения
проводятся стартовые диагностики учащихся объединения «Театр мод».
Диагностика выявила детей с особыми образовательными потребностями.
Проектирование ИОМ с целью получения необходимых новых знаний
и
удовлетворению образовательных потребностей способствует самоопределению
ребенка, проектированию цели, выбору линии (пути) движения учащегося к
поставленной цели. У учащейся Л.Л. при диагностировании выявлены качества:
робость, боязливость, неуверенность в своих силах, неумение управлять своими
эмоциями, желаниями, импульсивность.
В целях коррекции и преодоления психологических барьеров возникла
необходимость развития личностных качеств:
потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе; воспроизводящие способов мышления, которые являются основой для усвоения
знаний, использование при этом опор, позволяющих приучать к аналитической
обработке информации, к логической последовательности, к рациональным
способам деятельности;
мотивации к применению новых технологий и видов деятельности.
Современный этап научнотехнического и информационного прогресса
протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых
факторов конкурентоспособности берутся: наличие квалифицированных,
творчески мыслящих кадров; умение организовывать их творческую деятельность;
готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в
жизнь. Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного
процесса является организация учебной проектной деятельности с элементами
исследования и развитие её основного компонента – исследовательских умений,
которые не только помогают детям в освоении программы, но и развивают у них
логическое мышление, создают внутренний мотив к учебной деятельности в целом.
Исследовательский подход в обучении это путь знакомства учащихся с
методами научного познания, важное средство формирования у них научного
мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
К функциям проектного подхода в обучении относятся: воспитание
познавательного интереса; создание положительной мотивации к учению и
образованию; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие
интеллектуальной сферы личности; формирование умений и навыков
самообразования, то есть формирование способов активной познавательной
деятельности и самостоятельности.
4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся
для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться
для достижения поставленной цели).
Цель: Цель: Создать условия для получения дополнительного образования
всеми учащимися, включая лиц с особенностями психофизического развития,
повышения уровня учебной мотивации учащихся к проектной деятельности через реализацию индивидуального образовательного маршрута в объединении «Театр
мод».
Задачи:
выявить учащихся с особыми образовательными потребностями и вовлечь их в
проектную деятельность, изобретательскую работу;
создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей,
имеющих разные стартовые возможности;
разработать индивидуальные образовательные маршруты для учащихся с
особыми образовательными потребностями;
формировать навыки выступления и аргументированного отстаивания своей
позиции; ориентировать на выбор будущей профессии;
обеспечить психологопедагогическую поддержку учащихся при реализации
ИОМ;
совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и
социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве.
Объект проекта: Индивидуальные образовательные потребности учащихся в
самореализации и развитии личностных качеств.
Основная работа по реализации проекта осуществляется педагогом
педагогомпсихологом, администрацией
образования,
дополнительного
образовательного учреждения. Участниками проекта являются дети с ОВЗ,
дети с нормой в развитии, родители и педагоги.
Предмет проекта: Организация и реализация ИОМ.
Гипотеза:
Если участники проекта разработают и апробируют систему комплексного
сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, то это создаст
благоприятные условия обучения в группе сверстников, будет способствовать
развитию способностей каждого ребенка и поможет выработать у каждого
особенного ребенка адаптационные механизмы к социуму.
5. Основное содержание проекта. 5.1. Описание путей и методов достижения поставленных целей.
Создавая условия для раскрытия творческих способностей ребенка, предлагая
спектр возможностей и оказывая помощь в выборе, педагог сталкивается с
необходимостью вывода некоторых учащихся на новый виток развития –
индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как
целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная
программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и
реализации образовательной программы при осуществлении педагогической
поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А.
Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.). Индивидуальный
образовательный маршрут (далее ИОМ) определяется образовательными
потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося
(уровень готовности к освоению программы), а также существующими
стандартами содержания образования.
Необходимость построения ИОМ диктуется следующими условиями:
Наличие нормативноправовой базы – Концепция модернизации образования
Отсутствие учащихся на занятиях изза болезни, обстоятельств жизни в семье
Коммуникативные трудности некоторых учащихся
Педагогические системы, рассматривающие индивидуализацию обучения как
основной педагогический инструмент
Предпрофессиональная подготовка учащегося
Материальные и технические возможности обеспечения индивидуального
образования.
Ценность ИОМ в объединении «Театр мод» состоит в том, что он позволяет
обучающемуся на основе оперативно регулируемой самооценки, активного
стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование
творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций,
собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности. ИОМ
включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования обучающимися опыта
допрофессиональной подготовки. Такая работа организуется в направлении:
изучение учащихся (их способностей, интересов и т.д.); диагностирование
(включает в себя контроль, проверку знаний, оценивание, накопление
тенденций,
статистических данных,
выявление динамики,
их анализ,
прогнозирование дальнейшего развития). Наработанные способы диагностирования
педагогом: личное наблюдение за повседневной работой учащихся, наблюдение и
проверка выполнения заданий, творческие, проектные, и исследовательские
работы, публичная защита результата труда, тестирование и т.д.
Успешность реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся
в дополнительном образовании будет обеспечена при соблюдении следующих
выбора
собственного
ребенком
условий:
возможность
образовательного маршрута на всех ступенях обучения;
психологопедагогическое сопровождение развития учащихся в рамках каждого
индивидуального образовательного маршрута;
компетентность
образовательных маршрутов как способа личностно ориентированного
вопросах реализации индивидуальных
индивидуального
педагогов
в
взаимодействия.
Особое место в реализации данного проекта занимает технология
исследовательской
деятельности – ориентированной не на интеграцию
фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем
самообразования учащегося. Метод дает простор для творческой инициативы и
учащимся, и педагогам; подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает
положительную мотивацию ребенка к обучению. Одним из основных направлений
развития творческих способностей является собственная исследовательская
деятельность ребенка. Путей развития творческих способностей ребенка
существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых
эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения
истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Занимаясь в режиме исследовательской деятельности в объединении, дети учатся
мыслить и применять знания, принимать решения, планировать действия,
эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых решений.
Проектноисследовательская практика ребенка – это не просто один из методов
обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В
фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать
обучение в самообучение.
5.2. Выработка механизма реализации проекта
Выделяются три типа, отражающие ведущую направленность учащегося (в
личностном, образовательном, профессиональном планах) при получении
образования. Характеристика типов:
1. Маршрут адаптивного типа требует использования образования для подготовки
себя к современной социоэкономической и культурной ситуации.
2. Маршрут развивающей направленности характеризуется широким развитием
возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека,
получающего образование.
3. Маршрут созидательной направленности включает в себя не только развитие
особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для
преобразования, «построения» себя, собственного образования, карьеры, жизни.
ИОМ проектируется для:
1.1.1. учащихся, находящихся на инвалидности или длительном лечении по
причине травмы или заболевания и не имеющие возможности обучаться по
обычной классноурочной системе или педзапущенные;
1.1.2. учащихся с повышенными образовательными потребностями и особыми
интеллектуальными, творческими, физическими способностями, высоким уровнем
развития навыков самообразования;
1.1.3. победителей и призеров муниципального,
регионального этапов
Всероссийской олимпиады школьников в период подготовки к участию в
региональном и заключительном этапах интеллектуальных мероприятий; 1.1.4. учащихся, не имеющих возможность посещать учебные занятия в период
спортивных соревнований, творческих конкурсов, особых обстоятельств жизни в
семье.
1.2. Целесообразность проектирования ИОМ обучающегося определяется на
основании рекомендаций учителейпредметников, медицинских показаний,
желания обучающегося и согласия его родителей (законных представителей).
1.3. В рамках ИОМ обучающийся имеет право:
сочетать разные формы обучения: очную, заочную;
определять индивидуальный перечень и уровень (базовый, углубленный)
освоения отдельных тем и разделов программ учебных дисциплин;
При выборе индивидуального образовательного маршрута выполняется создание
специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и
методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные
интересы учащихся.
Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту в
учреждении дополнительного образования основана на следующих принципах:
индивидуальный, дифференцированный подход к учебновоспитательному
процессу, продуктивной, творческой деятельности учащегося и педагога;
программы дополнительного образования, позволяющие реализовывать
образовательные потребности учащихся, их родителей;
качественное обучение, развитие и воспитание учащегося без ущерба для
детского здоровья.
В основе построения ИОМ лежит самоопределение учащегося. В отношении Л.
Л. был определен маршрут адаптивной направленности, позволяющий широкое
использование образования для адаптации себя, своей жизни к современной
социоэкономической и культурной ситуации. Результатом проектирования ИОМ
становится выбор линии (пути) движения ребенка к поставленной цели. Реализация
ИОМ предполагает выбор учащимся своей траектории не только в процессе
обучения, а также и в рамках воспитательной системы объединения для того, чтобы развитие субъектной позиции ребенка, его способности и готовности к
выбору происходило не только в учебном процессе.
Личностно ориентированный образовательный процесс регламентируется
соответствующими дидактическими принципами. За основу систематизации этих
принципов взята образовательная деятельность учащегося (А.В.Хуторской)
1. Принцип личностного целеполагания учащегося.
2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории.
4. Принцип продуктивности обучения.
5. Принцип первичности образовательной продукции учащегося.
6. Принцип ситуативности обучения.
7. Принцип образовательной рефлексии.
Данные принципы характеризуют способы проектирования образовательного
процесса на основе ИОМ. В них выражены нормативные основы организации
личностно ориентированного обучения на разных уровнях: отдельного учащегося,
объединения, образовательного учреждения в целом.
ИОМ как способ реализации личностно ориентированного подхода в
образовательном процессе позволяет обеспечить право учащегося на собственный
образовательный путь.
Ребенок имеет возможность адекватно своим способностям и склонностям
выбрать индивидуальный образовательный маршрут, успешно продвигаться в его
рамках во всех образовательных областях в том случае, если ему будут
предоставлены следующие возможности:
определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин;
ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела;
выбирать оптимальные формы и темпы обучения;
применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его
индивидуальным особенностям;
осуществлять оценку и корректировку своей образовательной деятельности на
основе постоянной рефлексии и осознанного отношения к своей позиции в учении. Для организации процесса обучения в объединении необходимо наличие единых
методологических и организационных основ. Индивидуальный путь освоения
учащихся образовательных тем и разделов предполагает наличие опорных точек,
относительно которых будет выстраиваться траектория обучения каждого. Данные
точки позволят обеспечить сравнение и сопоставления личностного содержания
образования разных учащихся, оценить индивидуальный характер их деятельности.
Использование в обучении общей структуры деятельности учащихся не означает
одинаковости получаемых ими результатов, но служит средством формирования
их методологических умений.
При построении ИОМ следует опираться на некоторые основополагающие
принципы, выступающие ведущими требованиями к психологопедагогическому
сопровождению реализации индивидуальных образовательных маршрутов
(Т.Н.Князева):
1. Принцип систематической ступенчатой диагностики.
2. Принцип дифференцированного (индивидуального) подбора педагогических
технологий.
3. Принцип контроля и корректировки.
4. Принцип систематичности наблюдений.
5. Принцип пошаговой фиксации.
Организация обучения в объединении базируется на знании психологических,
биологических и социальных особенностей развития ребенка. Таким образом, в
основе построения ИОМ учащегося объединения «Театр мод» является
организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения с целью
развития его потенциала и формирования необходимых знаний, умений и навыков.
Построение каждого ИОМ учащегося начинается (и сопровождается далее)
комплексной психологопедагогической диагностикой, которую осуществляют
педагог и педагогпсихолог.
Индивидуальный образовательный маршрут это интегрированная модель
образовательного (при психологопедагогическом сопровождении) пространства,
создаваемого специалистами различного профиля с целью реализации
индивидуальных потребностей ребенка на протяжении определенного времени. Система аттестации учащегося, занимающегося по ИОМ включает:
Текущий контроль. Ведущее место занимает еженедельная оценка учителем
предметником успешности прохождения ИОМ
Самоконтроль и самооценка. Организация самоконтроля и самооценки
обучающегося (например, с помощью системы анкетирования), что позволяет
проверить его успехи и развивает индивидуальные черты личности.
Итоговая аттестация. По окончании срока ИОМ используются традиционные
формы итоговой аттестации.
5.3. Распространение информации о проекте
С целью информации о проекте и перспективного внедрения разработок ИОМ в
практику работы с учащимися с особыми образовательными потребностями
предусматривается широкое использование дистанционного взаимодействия
педагогов.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах
разработки ИОМ и использовании информационных технологий в трансляции
педагогического проекта предусмотрен комплекс разноуровневых мероприятий:
проведение мастеркласса; подготовка мультимедийной презентации и
информационной методической продукции, публикации: «Технология опыта
педагога», «Технология ИОМ в учреждении дополнительного образования» на веб
ресурсах педагогических сообществ.
Итогом реализации проекта станет: увеличение количества учащихся –
участников научнопрактической конференции муниципального уровня;
совершенствование и повышение уровня активизации деятельности и развитие
профессиональнотворческого потенциала педагогических работников,
приобщение их к социально значимым инициативам в сфере педагогической
деятельности, внедрение в практику современных информационных технологий,
оперативный обмен информацией и распространение педагогического опыта.
6. Ресурсы.
Человеческие (кадровые) В реализации проекта могут быть задействованы
педагоги, заинтересованные развитием творческих способностей учащихся через вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, с привлечением:
педагогапсихолога, социальных партнеров. Воплощение изложенного подхода
при реализации индивидуальнодифференцированного обучения в условиях
наличие профессиональных кадров и их
дополнительного образования,
заинтересованность в реализации ИОМ показывают широкие возможности и
положительные предварительные результаты применения ИОМ учащегося.
Методику ИОМ могут использовать и используют как педагоги с опытом, так и
молодые педагоги. При реализации ИОМ учащегося (Кузьменко О.) в объединении
«Театр мод» диагностики проводится педагогомпсихологом и руководителем
объединения, на основании выявленных данных проводится корректировка
маршрута, плана деятельности, необходимых знаний.
Временные проект может являться как краткосрочным так и долгосрочным, в
зависимости от запроса учащихся и их родителей.
Информационные сбор, обработка, анализ и синтез информации, его
трансляция в учебном заведении и за его пределами; вебресурсы педагогических
сообществ.
Организационные (административный ресурс)
творческие группы,
методическая и психолопедагогическая служба.
Материально технические Данный педагогический проект позволит получить
устойчивые положительные результаты при условии:
возможности
образовательного учреждения удовлетворяют образовательным потребностям
учащегося (на занятиях будут созданы благоприятные условия: оснащенный
педагогом будет создана система
кабинет, наличие выхода в интернет);
дидактических материалов и средств обучения, прививающих интерес к
изучаемому предмету.
7. Партнеры.
Социальные партнеры (родители,
оказывают
разные организации)
активное содействие в деле обучения,
воспитания и социализации учащихся.
КСОН
«Содействие»,
«Апрель»
Религиозные
организации;
нац. общества
Администрация
г.п.Федоровский
ДШИ,
ФСОЦ «Светлана»,
КДЦ «Премьер»
Объединен
ие «Театр
мод»
Библиотека,
Краеведческий
музей
Школы поселения,
Дошкольные
учреждения
ГИБДД,
Комиссия ПДН
Организации и частные
предприятия: ОАО
«Полюшко», и др.
Схема №1 Это и оказание спонсорской помощи, и совместные тематические мероприятия
(праздники, совместные походы, соревнования, профориентационные экскурсии).
8. Целевая аудитория
Данный педагогический проект предназначен для субъектов, вовлеченных в
образовательный процесс: дети среднего школьного (подросткового возраста) 11
—15 лет, старшего школьного возраста (ранней юности) 15—18 лет объединения
«Театр мод», учащиеся других творческих объединений «Федоровского дома
детского творчества», педагоги дополнительного образования, родители, с
которыми сотрудничают педагоги в вопросах обучения и воспитания детей. Одно
из главных условий внедрения опыта – заинтересованность учащихся, родителей и
педагогов в введении ИОМ с целью позитивной динамики в интеллектуальном,
личностном развитии и социализации учащихся.
8. План реализации проекта.
Этапы
проекта
Задачи этапа
Мероприятия
Сроки
проведения
мероприятий
е
Ответственны
I. Подгот
1.Организационная:
Представление
плана
ноябрь
Ерленко Е.В.
овительный
разработка плана по
реализации проекта.
проекта на МО, методическом
совете.
20___
Анкетирование участников
процесса,
образовательного
декабрь
20___
Е.В.
Ерленко
2. Мотивационная:
Изучение литературы по
ноябрь
Ерленко Е.В.
родителей учащихся.
выявление и анализ
отношения к проекту
участников
образовательного
процесса.
ознакомление
теме,
на
заседаниях МС, МО; создание и
20___–февраль
20___
руководители
МО.
пополнение банка данных по
одаренным детям,
создание
творческих работ
банка
учащихся. 3. Содержательная
Разработка рекомендаций
июнь 20___
Ерленко Е.В.
:
нормативно
изучить
правовую
документацию,
регулирующую
работу по ИОМ;
разработать
содержание
соответствии
выбранной темой.
в
с
5. Информационна
обеспечить
я:
информационную
поддержку
участников
всех
образовательного
процесса.
педагогов
для
проектированию ИОМ.
по
Создание карты ИОМ.
февраль
Ерленко Е.В.
июнь 20___20
___
Проектирование ИОМ.
сентябрь
Ерленко Е.В.
Разработка
планов,
ноябрь 20___
мартиюнь
Ерленко Е.В.
способствующих
внедрению
исследовательских, проектных
20___
методов обучения
Координация деятельности
ноябрь
Ерленко Е.В.
по работе с детьми с особыми
образовательными
20___ноябрь
20___
потребностями
Размещение
на
сайте
ноябрь
Ерленко Е.В.
учреждения информации по
работе с детьми с особыми
20___ноябрь
20___
II. Практ
ический
2. Осуществить
образовательными
потребностями
Организация
проектной
системы
деятельности
декабрь
Ерленко
20___ноябрь
Е.В.,
педагоги
(декабрь
20___
март
20___)
информационную
поддержку проекта.
учащихся в рамках объединений
20___
Проведение
январь
дополнительног
о образования
Ерленко Е.В.
интеллектуальных и творческих
20___
руководители
конкурсов
ноябрь 20
МО.
___ Участие
в
конкурсах
февраль
Ерленко Е.В.
различного уровня
Проведение
семинаров
практикумов с педагогами по
вопросам работы с детьми с
особыми
образовательными
потребностями
март
20___
20___
декабрь
20___
март 20___
февраль
20___
март 20___
декабрь
20___
ноябрь 20
___
Ерленко Е.В.
Алексеева М.А.
(педагог
психолог).
Заседание методического
август
Ерленко Е.В.
совета
результаты
«Промежуточные
реализации
20___ноябрь
20___
руководители
МО.
корректировка
проекта»;
содержания и критериев
эффективности
проекта.
реализации
Методический
«Система портфолио».
совет
сентябрь
20___
Пополнение банка данных по
декабрь
Руководител
МС,
и МО,
Ерленко Е.В.
Ерленко Е.В.
особыми
20___
ноябрь
20___
детям
образовательными
с
потребностями,
творческих
работ учащихся, олимпиадных
заданий.
МО
«Художественно
октябрь
одаренный
Особенности
ребенок.
с
работы
20___
Ерленко Е.В.
Руководител
ь МО
художественно
детьми».
одаренными
Информация на сайте
учреждения о ходе реализации
проекта.
декабрь
Ерленко Е.В.
20___
ноябрь
20___ III. Конст
атирующий
(декабрь
20___
март
20___)
Осуществить
Проведение
мониторинга
апрель
Ерленко Е.В.
анализ
эффективности
результативности работы с
детьми
особыми
с
проекта. Разработать
методические
образовательными
потребностями.
рекомендации
по
работе с учащимися с
особыми
образовательными
потребностями.
Информирование об
итогах реализации
проекта.
Участие в творческих
научно
конкурсах,
практических конференциях в
(по плану
ДТ,
районе,
сентябрь 20___
апрель
Ерленко Е.В.
20___
руководители
март 20___
МО.
мероприятий).
Творческий
отчет
апрель
Ерленко Е.В.
участников проекта по его
реализации, выставка детского
20___
творчества на родительском
собрании «Ребенок с особыми
образовательными
потребностями».
Размещение
учреждения
на
итогов
сайте
по
ноябрь
Ерленко Е.В.
20___
реализации проекта.
Обобщение
опыта,
сентябрь
Ерленко Е.В.
март 20___
публикации на вебресурсах
педагогических
сообществ,
участие в работе форумов с
целью популяризации проекта.
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект
Результатами реализации проекта являются:
выявление учащихся с особыми образовательными потребностями и
вовлечение их в проектноисследовательскую деятельность, изобретательскую работу. Лучшие работы представлены на научноисследовательской конференции
«Шаг в будущее», «Юниор», «Леонардо» на муниципальном этапе;
разработка методических рекомендаций для педагогов «Индивидуальный
подход в работе с обучающимися с особыми образовательными запросами»;
взаимодействие педагога и учащихся с одной стороны, учащихся и их
родителей с другой приведет к реализации потенциала ребенка и достижению
успехов;
психологопедагогическая поддержка учащихся при реализации ИОМ поможет
сформировать навыки публичного выступления и аргументированного отстаивания
своей позиции; ориентированной на выбор будущей профессии;
создание коллекции сценических костюмов;
Разработанная программа воспитания и социализации учащихся.
Ожидаемы результаты.
Учащиеся объединения: адаптация учащихся с особыми образовательными
потребностями и повышение уровня учебной мотивации; повышение интереса к
обучению; профессиональная ориентация.
Мотивированные учащиеся: повышение качества знаний; высокие результаты
на конференциях и конкурсах различного уровня; профессиональная ориентация,
предпрофильная подготовка детей; широкий выбор возможностей для
самореализации.
Родители: дополнительная возможность самореализации своего ребенка;
улучшение результатов учащегося.
Педагог – дополнительного образования: профессиональный рост; обобщение
опыта на муниципальном уровне, распространение педагогического опыта на веб
ресурсах (педагогических сообществ); повышение квалификации, педагогической
компетентности, уровня качества знаний учащихся и мотивации к обучению,
результативное участие в конкурсах педагогического мастерства; увеличение
количества учащихсяпобедителей творческих конкурсов, мероприятий и
конференций.
Средства контроля и обеспечение достоверности результата. Анализ развития детей три раза в год.
Реализация мониторинга качества образования.
Создание личностноориентированной системы оценивания результатов
развития ребенка.
Создание портфолио ребёнка и наполнение портфолио педагога
материалами по данному направлению.
Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы,
выявления трудностей и путей их преодоления.
Подготовка статей и методических пособий из опыта работы.
Риски, затрудняющие эффективную реализацию проекта
Разрабатывая Проект, необходимо учитывать все факторы риска и, поставив
задачи по их преодолению, выбрать адекватные задачам методы и приёмы.
1 фактор риска. Неверная тактика педагогических воздействий при
возникновении трудности восприятия другими детьми и их родителями ребенка с
ограниченными возможностями здоровья.
2 фактор риска. Нерациональная организация УД (перегрузка участников
образовательного процесса на первых этапах реализации проекта).
Преодолевая трудности, связанные с необходимостью изменять учебный режим,
необходимо решить задачу:
расширение методической и материальнотехнической базы, позволяющей
педагогу самостоятельно подбирать эффективные методы и приемы работы,
создавать качественно новые средства обучения для разных категорий учащихся.
3 фактор риска. Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах ИО.
Для решения данной проблемы поставлены задачи:
Внедрить в практику Проекта «Обучение взрослых» для педагогов.
Внедрить в практику тематические родительские собрания в рамках ИО.
Информировать всех участников реализации Проекта о процессах
модернизации образования и происходящих изменениях в ОУ через официальный
сайт ОУ. 11. Перспективы дальнейшего развития проекта
Развитие дальнейшего проекта возможно при расширении территории
контингента учащихся, которые показывают заинтересованность в своем
интеллектуальном и социальном развитии.
Формирование индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся
позволит сохранить и развить их потенциал, успешно адаптироваться им как
личностям в социуме и одновременно стать социально востребованными. Выбор
индивидуального маршрута по отдельным темам способствует выбору сферы
профессиональной деятельности. Базовый уровень «знанийуменийнавыков»
превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных,
творческих и личностных возможностей учащихся. 12. Литература.
1. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с
особыми образовательными потребностями
2. Эльконин Д.Б.
«Избранные психологические труды»/под ред. Д.М.
Фельдштейна. М.:Международная педагогическая академия,1995 год
3. Талызина Н.Ф. «Управление процессом усвоения знаний»/Н.Ф.Талызина.
М.:МГУ,1984 год.
4. Есенкова Т.Ф.:[Электронный ресурс] «К вопросу об обучении школьников по
индивидуальным траекториям образовательного маршрута» (Консультант:
образования.
профессор
http://uipk.narod.ru/diskons/nach/nach_4doc
начального
кафедры
5. Ертанова О.Н., Гордон М.М. Инклюзивное образование: Методология, практика,
технологии. Москва 2011 г.
6. Инклюзивное образование: Стратегии ОДВ для всех детей. Петерс Сьюзен Дж.
7. Александрова, Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников/ Е.
Александрова //Воспитательная работа в школе. 2008. №6. Александрова, Е.
Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное
образование. 2008. №7.
8. Александрова Е.А. «Педагогическое сопровождение старшеклассников в
процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий»
9. Александрова, Е. А. Содержание и формы деятельности классного воспитателя /
Е. А. Александрова. – М.: Сентябрь, 2009.
10.
Воробьева, С. В. Теоретические основы дифференциации образовательных
программ: дис.доктора пед. наук / Воробьева Светлана Васильевна. – СПб., 1999.
11. Галацкова, И. А. Моделирование вариативных образовательных маршрутов
учащихся как средство обеспечения адаптивности школьной среды: дис.канд. пед.
наук / Галацкова Ирина Александровна. – Ульяновск, 2010.
12. http://www.Otdelenie_psihologii_i_fiziologii. 2010.10.26.Spravka.pdf
13. Образовательная программа – маршрут ученика: Ч. 1/ под ред. А. П.
Тряпициной, Е. И. Казаковой. – СПб.: Издательство «ЮИПК», 1998. 14. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии/ Д. И.
Фельдштейн. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация инклюзивного образовательного пространства в объединении «Театр мод»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.