Проект " Художественно -эстетическое развитие детей и подростков средствами вокального искусства"
В ходе реализации проекта определены необходимые условия для развития навыков восприятия музыки, культуры пения, развития общих музыкальных данных. То есть тех компонентов вокального искусства, которые, будучи вовлеченными в педагогический процесс, так или иначе способствуют творческому развитию личности ребенка, формируют его мировосприятие с позиции культурного человека, способствуют художественно-эстетическому развитию.
«Художественноэстетическое развитие
детей и подростков средствами
Педагогический проект
вокального искусства»
Автор: Панченко Инна Вячеславовна
Автор: Панченко Инна Вячеславовна
Педагог дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
НР МОБУ «Пойковская СОШ№ 2»
НР МОБУ «Пойковская СОШ№ 2»
Актуальность
Актуальность
Актуальность проекта
обусловлена решением
одной из важнейших задач
Российской образовательной
политики: «Развитие
личности, способной к
самоопределению и
самореализации».
Мощным фактором решения
данной задачи может стать
музыкальное воспитание,
которое оказывает ничем не
заменимое воздействие на
ребенка.
Научить детей видеть и создавать красивое в повседневной
Научить детей видеть и создавать красивое в повседневной деятельности и
деятельности и преобразовывать, изменять жизнь к лучшему — в
преобразовывать, изменять жизнь к лучшему — в этом состоит одна из
этом состоит одна из важных линий эстетического воспитания в
важных линий эстетического воспитания в современной школе.
современной школе.
Концептульные основы
Концептульные основы
Запорожец И.Д. определяет
художественноэстетическое
воспитание как «организацию
жизни и деятельности детей,
способствующую развитию
эстетических и художественных
чувств ребенка, формированию
представлений и знаний о
прекрасном.
Варкки Н.А.:
"Художественноэстетическое
воспитание детей это
целенаправленный процесс
формирования творчески
активной личности ребенка,
способного воспринимать и
оценивать прекрасное в жизни и
искусстве".
Б.М. Неменский:
«Система эстетического
воспитания должна быть, прежде
всего, единой, объединяющей все
предметы, все внеклассные
занятия, всю общественную жизнь
школьника, где каждый предмет,
каждый вид занятия имеет свою
четкую задачу в деле
формирования эстетической
культуры и личности школьника».
В.А. Сухомлинский,
К.Д. Ушинский: «Чувство
красоты природы, вещей,
создает в ребенке особые
эмоциональнопсихические
состояния, возбуждает
непосредственный интерес к
жизни, обостряет
любознательность, развивает
мышление, память, волю и
другие психические процессы.»
Противоречия
Противоречия
между требованиями к уровню
между требованиями к уровню
художественноэстетического
художественноэстетического
воспитания школьников и
воспитания школьников
и
программнометодическими
программнометодическими
средствами, обеспечивающими
заданный уровень подготовки;
средствами, обеспечивающими
заданный уровень подготовки;
между уровнем современных
подходов к проблеме музыкально
эстетического воспитания детей
и его отражением в
традиционной
образовательной программе.
между необходимостью
активно использовать
современные методики и
технологии в процессе
музыкально эстетического
воспитания детей и уровнем
готовности школьников к
данному виду деятельности;
между уровнем
современных средств ТСО и
недостаточно развитой
материально – технической
базой школы.
Проблема педагогического
Проблема педагогического
проекта:
проекта:
«При каких педагогических условиях
возможен новый продуктивный
опыт художественно
эстетического развития детей и
подростков в процессе освоения
вокального искусства?»
. Цель: создание оптимальных условий для художественно
эстетического развития детей в процессе освоения вокального
искусства.
изучение теоретической и
изучение теоретической и
практической литературы по
практической литературы по
проблеме исследования;
проблеме исследования;
организация образовательной
среды для проявления
инициативы, творчества,
артистизма и
самостоятельности детей;
разработка технологии
изучение теоретической и
практической литературы
обучения детей вокальному
по проблеме
искусству;
исследования;
обучение ребенка способам
передачи зрителям своего
понимания красоты, добра,
радости с помощью вокала,
пластики, эмоциональной
выразительности;
подбор современных
методик обучения детей
вокальному творчеству;
создание дополнительной
образовательной программы
«Мелодия моей души»,
направленной на художественно
эстетическое воспитание детей
средствами вокального искусства;
Задачи
развитие коммуникативных навыков личности,
создание комфортных условий для работы в
творческом коллективе студии;
Объект
Объект
исследования:
исследования:
процесс художественно
эстетического воспитания
детей школьного возраста
средствами вокального
искусства.
Предмет
Предмет
исследования:
исследования:
формы, методы и
средства художественно
эстетического развития
детей и подростков в
процессе обучения
вокальному искусству.
Гипотеза
Гипотеза
исследования:
исследования:
процесс художественно
эстетического воспитания
школьников будет успешным, если
будут реализованы следующие
условия:
обеспечение программно
дидактическим материалом;
создание эмоциональнокомфортной
атмосферы обучения детей;
оптимизация учебно
воспитательного процесса на основе
внедрения современных методик и
педагогических технологий.
Принципы:
Принципы:
Принцип всестороннего развития.
Принцип целенаправленности процесса.
Принцип равенства и способности всех.
Принцип сознательности.
Принцип посильной трудности.
Принцип системности.
Принцип единства художественного и технического
развития голоса.
Методы и средства реализации
Методы и средства реализации
проекта:
проекта:
Методы
Средства
теоретические
анализ специальной психолого
педагогической литературы.
Эксперимен
тальные
проведение занятий по вокалу,
апробирование отдельных
методик и приемов .
эмпирические
наблюдение, беседы, оценка
результатов вокального
творчества.
Новизна проекта: в определении
Новизна проекта:
необходимых условий для развития навыков
восприятия музыки, культуры пения, развития общих
музыкальных данных, способствующих
художественно-эстетическому развитию.
Теоретическая
Теоретическая значимость
значимость опыта
опыта заключается в
заключается в
определении путей
определении путей
художественноэстетического
художественно-
воспитания детей средствами
эстетического
вокального искусства,
воспитания детей
педагогических условий
средствами вокального
успешности художественно
искусства,
эстетического развития.
педагогических условий
успешности
художественно-
эстетического развития.
Практическая значимость
опыта заключается:
в оптимизации учебно
основе внедрения новых
Теоретическая
значимость опыта
воспитательного процесса на
заключается в
определении путей
педагогических технологий и
художественно-
методик, интенсифицирующих
эстетического
подготовку юных вокалистов,
воспитания детей
средствами вокального
расширяющих их адаптивные
искусства,
возможности, обеспечивающие
педагогических условий
художественноэстетическое
успешности
развитие.
художественно-
эстетического развития.
Целевая
аудитория
Участники
проекта
Учащиеся 111 классов НРМОБУ
«ПСОШ №2» .
Воспитанники вокальной студии
«Элегия» НР МОБУ «Пойковская
СОШ №2», педагог дополнительного
образования
Панченко И. В.
Теоретико методологическая
Теоретико методологическая
основа опыта:
основа опыта:
основы возрастной педагогики (Белкин
А.С.);
современные положения о становлении
базиса культуры личности (Л.Выготский,
Е.М.Торошилова, А.Н.Утехина);
результаты педагогических исследований по
формированию у детей художественного
вкуса, эстетического осознания прекрасного
(Н.А. Вершинина, Н.М.Зубарева, Т.С.Комарова,
Р.А.Мирошкина и др.).
основные положения теории и методик
развития детского голоса (Дмитриев Л.Б.,
Малинина Е.М., Емельянов В.В., Гонтаренко
Н.Б., Исаева И.О., Пекерская Е.М., Багадуров
В.А., Стулова Г.П. и др.).
Механизм реализации проекта и
Механизм реализации проекта и
его задачи:
его задачи:
обновление содержания образования;
воспитания;
создание условий для художественноэстетического
оптимизация образовательного процесса на основе
современной вокальной педагогики;
координация работы с другими учреждениями и
организациями.
Проект направлен на поиск
нового содержания вокального
образования детей и новых
педагогических технологий и
методик, способных решить
проблему художественно
эстетического воспитания
гармонично развитой личности.
Художественноэстетическое
Художественноэстетическое
воспитание
воспитание
1.Целенаправленное
воспитание чувства
прекрасного.
3. Формирование
художественного
вкуса.
2. Формирование
способности воспринимать
и
видеть красоту в искусстве
и жизни, оценивать ее.
4. Развитие способности к
самостоятельному творчеству
и созданию прекрасного,
развитие умения творчески
создавать продукты творчества
Комплекс задач:
Комплекс задач:
1) Создание запаса элементарных эстетических
знаний и впечатлений;
2) развитие способностей художественного и
эстетического восприятия;
3)формирование таких качеств ребенка, которые
позволили бы ему дать самостоятельную,
критическую оценку любому произведению;
4)формированием у воспитуемого эстетической
творческой способности.
Сущность эстетического
Сущность эстетического
воспитания:
воспитания:
Образовательный процесс;
культурнодосуговая и концертная
деятельность;
конкурсная деятельность.
Образовательный процесс:
Образовательный процесс:
Основа авторская
дополнительной
образовательная
программа
«Мелодия моей
души».
Цель программы
художественно
эстетическое развитие
детей средствами
вокального искусства.
Программа дает возможность:
Программа дает возможность:
Развить певческий голос.
Овладеть навыками эстрадного сценического
искусства и актёрского мастерства.
Обучиться работать с микрофоном ,
Преодолеть психологические комплексы.
Способствовать формированию внутренней мотивации
Способствовать формированию творческому
к творческому самовыражению.
самовыражению.
Расширить музыкальный кругозор
учащихся.
Методы вокальной педагогики:
Методы вокальной педагогики:
концентрический
метод
объяснительно
иллюстративный
метод индивидуального
опыта ребенка
метод обсуждения
фонетический
метод
метод сравнения
Классификация занятий (со всем
Классификация занятий (со всем
коллективом, по подгруппам,
коллективом, по подгруппам,
индивидуально):
индивидуально):
теоретические
практические
занятияпостановки,
репетиции
заключительные занятия
выездное занятие
Культурнодосуговая и
концертная деятельность
Конкурсная
деятельность
Воспитанники студии
принимают активное
участие и демонстрируют
Воспитанники студии
принимают активное
участие в культурно
досуговой и концертной
деятельности
высокий уровень
исполнительского
мастерства и сценической
культуры на конкурсных
мероприятиях различного
уровня.
Ресурсное обеспечение проекта :
Ресурсное обеспечение проекта :
Нормативно правовое
Программнометодическое
наличие проекта деятельности;
дополнительная образовательная
программа;
наглядноиллюстративный и
дидактический материал;
фонограммы с записями песен
профессиональных исполнителей, групп,
коллективов;
фонограммы в режиме «плюс», минус»;
методические разработки по развитию
вокальных навыков и художественно
эстетическому воспитанию школьников;
сценарии открытых занятий и культурно
досуговых мероприятий.
Закон РФ "Об образовании".
НОИ «Наша новая школа».
Национальный проект «Образование».
Устав НР МОБУ «ПСОШ №2» на 20162020 гг.
Программа развития школы на 20162020 гг.
Информационное
специальная и
справочная литература
по теме проекта;
интернетсайты;
участие в интернет
сообществе педагогов
вокалистов;
банк достижений
воспитанников.
Кадровое
Повышение
квалификации через
систему курсов,
семинаров, планерок,
мастерских,
самообразования и т.д.
Изучение обобщения
опыта работы педагогов
по данному
направлению.
Материальнотехническое
класс для занятий вокалом, сценическая площадка;
медиа ресурсы: интернет и медиатека.
мультимедиа проектор с экраном; лазерный принтер; VHS DVD плеер и телевизор.
фортепиано, синтезатор, музыкальный центр;
звукоусилительная аппаратура и микрофоны; диски, минидиски, флешкарта;
сценические костюмы.
Общие критерии оценивания
Общие критерии оценивания
результатов:
результатов:
Владение знаниями по программе.
Активность. Участие в конкурсах, фестивалях,
смотрах.
Умение работать как самостоятельно, так
и в коллективе.
Уровень воспитанности и культуры
учащихся.
Творческий рост и личностные достижения
воспитанников.
Механизмы оценивания
Механизмы оценивания
результатов:
результатов:
Способы диагностики и
Способы диагностики и
контроля результатов:
контроля результатов:
Педагогические
наблюдения.
Открытые занятия
с последующим
обсуждением.
Итоговые занятия.
Концертные
выступления.
Конкурсы, фестивали,
смотры.
Диагностика:
первичная (на первом
занятии),
промежуточная
(декабрь),
итоговая(май).
Основной способ:
наблюдение за
выполнением упражнений.
Виды контроля:
промежуточный и
итоговый.
Этапы реализации
проекта:
Обобщающий: анализ опыта работы
по реализации программы и
корректировка ее содержания с учетом
результатов.
Практический:
апробация
системы
работы, направленной на художественно
эстетическое развитие детей.
Организационный: подготовить условия для
формирования системы работы по художественно
эстетическому развитию детей.
Диагностикопрогностический: Анализ состояния
деятельности по художественноэстетическому развитию
детей в образовательном учреждении.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
Создание и успешное апробирование дополнительной
образовательной программы.
Совершенствование форм и методов работы,
направленной на художественноэстетическое
воспитание детей.
Создание адекватной образовательной среды для
проявления инициативы, творчества, артистизма и
самостоятельности учащихся.
Создание дееспособного творческого коллектива
вокальной студии «Элегия» из числа учащихся 111
классов.
Изменение показателей художественно
эстетического развития детей.
Результаты работы над проектом
практике дополнительная
образовательная программа
Разработана и апробирована на
которая стала стимулирующим
Создана
образовательная среда
для проявления
инициативы,
творчества,
артистизма и
самостоятельности
детей.
и развивающим фактором
художественноэстетического
воспитания детей.
В ходе реализации проекта были опубликованы
методические материалы и разработки занятий:
«Некоторые исторические сведения и современные научные
данные о певческом дыхании», «Методика звучащего слова», «
Дикция»
« Распевы и напевы»,« Звукообразование», « Музыкальная артикуляция»,
«Ансамбль»,«Певческая установка. Подготовительные упражнения».
Результаты работы над проектом.
«Димитриевская суббота», группа «Элегия».
«Димитриевская суббота», группа « Элегия».
«Димитриевская суббота», вокальный дуэт.
«Димитриевская суббота»,
Межрегиональный.
Межрегиональный
Межрегиональный
Диплом
Лауреата
Диплом
1 степени
Диплом
2 степени
Межрегиональный
1место
« Звезда Югры», группа «Элегия» .
Муниципальный
1 место
« Истоки», группа « Элегия».
Муниципальный
1место
« Звезда Югры», вокальный дуэт.
Муниципальный
3место
«Истоки», группа « Элегия».
Муниципальный
1 место
«Истоки».
« Звезда Югры», вокальный дуэт.
« Звезда Югры»,
Муниципальный
3место
Муниципальный
Муниципальный
3место
3место
«Слава тебе, Россия!» вокальный дуэт.
«Судите сами»
«Судите сами»
«Слава тебе, Россия!», группа « Элегия».
Муниципальный
Муниципальный
Муниципальный
Муниципальный
Диплом
Лауреата
1степени
Диплом
1 степени
Диплом
3 степени
1место
Фестиваль « Созвездие РАП2012»,
Федеральный
3 место
Распространение опыта
Опыт по художественноэстетическому
развитию детей средствами вокального
искусства обобщен и представлен на
заседаниях методического
объединения в ОУ, на Ассамблее
педагогов дополнительного
Отдельные методы и формы
работы по художественно
эстетическому развитию детей
Отдельные методы и формы
средствами вокального
работы по художественно-
искусства используются
эстетическому развитию
руководителями вокальных
детей средствами
коллективов Центра развития
вокального искусства,
творчества детей и юношества
Нефтеюганского района.
образования Нефтеюганского района в
и получил одобрение коллег.
мастерклассы для педагоговвокалистов Центра развития творчества детей и
юношества по теме «Развитие певческих навыков» (педагоги: Султанова А.С.; Закирова З.М.;
Дергачёва С.Е. и др.), 20092011 гг.;
обобщение опыта по темам:
Формы распространения инновации
«Певческая установка. Подготовительные упражнения» (Ассамблея педагогов ДО НР, 2008г.);
«Ансамбль» ( Ассамблея педагогов дополнительного образования Нефтеюганского района ,
2011г.);
создание методического сборника по теме проекта: «Художественноэстетическое
развитие детей и подростков средствами вокального искусства»;
размещение материалов на интернетсайтах : (proshkoly.ru; psosh2.ru.); « Дикция»;
«Методика звучащего слова»
Показатели, характеризующие
эффективность опыта
Устойчивая положительная
динамика, которая проявляется
в результатах освоения
дополнительной
образовательной программы и
усвоения программного
материала (100%
воспитанников);
устойчивый интерес к
вокальному творчеству
наблюдается у 100%
воспитанников;
способами передачи зрителям
своего понимания красоты, добра,
радости с помощью вокала,
пластики, эмоциональной
выразительности владеют 82%
детей;
выпускники вокальной студии
«Элегия», поступившие в учебные
заведения другой направленности,
продолжают активно заниматься
творчеством, участвуя в
концертных программах и
конкурсных выступлениях
различного уровня.
ежегодно растет количество участников и победителей творческих
конкурсов различного уровня.