Педагогический проект педагога дополнительного образования

  • Повышение квалификации
  • ppt
  • 17.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект " Художественно -эстетическое развитие детей и подростков средствами вокального искусства" В ходе реализации проекта определены необходимые условия для развития навыков восприятия музыки, культуры пения, развития общих музыкальных данных. То есть тех компонентов вокального искусства, которые, будучи вовлеченными в педагогический процесс, так или иначе способствуют творческому развитию личности ребенка, формируют его мировосприятие с позиции культурного человека, способствуют художественно-эстетическому развитию.
Иконка файла материала проект Педагога дополнительного образования.ppt
«Художественно­эстетическое развитие  детей и подростков  средствами  Педагогический проект вокального искусства»         Автор: Панченко Инна Вячеславовна Автор: Панченко Инна Вячеславовна          Педагог дополнительного образования Педагог дополнительного образования           НР МОБУ  «Пойковская СОШ№ 2» НР МОБУ  «Пойковская СОШ№ 2»
Актуальность Актуальность Актуальность проекта  обусловлена решением  одной из важнейших задач  Российской образовательной  политики: «Развитие  личности, способной к  самоопределению и  самореализации».  Мощным фактором решения  данной задачи может стать  музыкальное воспитание,  которое оказывает ничем не  заменимое воздействие на  ребенка.  Научить детей видеть и создавать красивое в повседневной  Научить детей видеть и создавать красивое в повседневной деятельности и  деятельности и преобразовывать, изменять жизнь к лучшему — в  преобразовывать, изменять жизнь к лучшему — в этом состоит одна из  этом состоит одна из важных линий эстетического воспитания в  важных линий эстетического воспитания в современной школе. современной школе.
Концептульные основы Концептульные основы    Запорожец И.Д.  определяет  художественно­эстетическое  воспитание как «организацию  жизни и деятельности детей,  способствующую развитию  эстетических и художественных  чувств ребенка, формированию  представлений  и знаний о  прекрасном.  Варкки Н.А.:  "Художественно­эстетическое  воспитание детей ­ это  целенаправленный процесс  формирования творчески  активной личности ребенка,  способного воспринимать и  оценивать прекрасное в жизни и  искусстве".  Б.М. Неменский:  «Система эстетического  воспитания должна быть, прежде  всего, единой, объединяющей все  предметы, все внеклассные  занятия, всю общественную жизнь  школьника, где каждый предмет,  каждый вид занятия имеет свою  четкую задачу в деле  формирования эстетической  культуры и личности школьника». В.А. Сухомлинский,  К.Д. Ушинский: «Чувство  красоты природы, вещей,  создает в ребенке особые  эмоционально­психические  состояния, возбуждает  непосредственный интерес к  жизни, обостряет  любознательность, развивает  мышление, память, волю и  другие психические процессы.»
Противоречия Противоречия  между требованиями к уровню   между требованиями к уровню  художественно­эстетического  художественно­эстетического  воспитания школьников и  воспитания  школьников  и  программно­методическими  программно­методическими  средствами, обеспечивающими  заданный уровень подготовки; средствами,  обеспечивающими  заданный уровень подготовки;  между уровнем современных  подходов к проблеме музыкально­ эстетического воспитания детей  и его отражением в  традиционной                               образовательной программе.  между необходимостью  активно использовать  современные методики и  технологии в процессе  музыкально ­ эстетического  воспитания детей и уровнем  готовности школьников к  данному виду деятельности; между уровнем  современных средств ТСО и  недостаточно развитой  материально – технической  базой школы.
Проблема педагогического  Проблема педагогического  проекта: проекта: «При каких педагогических условиях  возможен новый продуктивный  опыт художественно­ эстетического развития детей и  подростков в процессе освоения  вокального искусства?»
.                 Цель: создание оптимальных условий для  художественно­ эстетического  развития  детей  в  процессе  освоения  вокального  искусства. изучение теоретической и  изучение теоретической и практической литературы по практической литературы по  проблеме исследования; проблеме исследования; организация образовательной  среды для проявления  инициативы, творчества,  артистизма и  самостоятельности  детей; разработка технологии  изучение теоретической и практической литературы обучения детей вокальному  по проблеме искусству; исследования; обучение ребенка способам  передачи зрителям своего  понимания красоты, добра,  радости с помощью вокала,  пластики, эмоциональной  выразительности; подбор современных  методик  обучения детей  вокальному творчеству; создание дополнительной  образовательной программы  «Мелодия моей души»,  направленной на художественно­ эстетическое воспитание детей  средствами вокального искусства; Задачи развитие коммуникативных навыков личности,  создание комфортных условий для  работы в  творческом коллективе студии;
Объект  Объект  исследования: исследования: процесс художественно­ эстетического воспитания  детей школьного возраста  средствами вокального  искусства. Предмет Предмет исследования: исследования:   формы, методы и  средства художественно­ эстетического развития  детей и подростков в  процессе обучения  вокальному искусству. Гипотеза Гипотеза исследования: исследования: процесс художественно­ эстетического воспитания  школьников будет успешным, если  будут реализованы следующие  условия: ­обеспечение программно­ дидактическим материалом; ­создание эмоционально­комфортной  атмосферы обучения детей; ­оптимизация учебно­ воспитательного процесса на основе  внедрения современных методик и  педагогических технологий.
Принципы: Принципы:    Принцип всестороннего развития.  Принцип целенаправленности процесса.   Принцип равенства и способности всех. Принцип сознательности.    Принцип посильной трудности. Принцип системности. Принцип единства художественного и технического  развития голоса.
Методы и средства реализации  Методы и средства реализации  проекта: проекта: Методы Средства теоретические анализ специальной психолого­ педагогической литературы. Эксперимен­  тальные проведение занятий по вокалу,  апробирование отдельных  методик и приемов . эмпирические наблюдение, беседы, оценка  результатов вокального   творчества.
Новизна проекта: в определении Новизна проекта:  необходимых условий для развития навыков восприятия музыки, культуры  пения, развития общих музыкальных данных, способствующих художественно-эстетическому развитию. Теоретическая Теоретическая значимость  значимость опыта опыта заключается в  заключается в определении путей  определении путей художественно­эстетического  художественно- воспитания детей средствами  эстетического вокального искусства,   воспитания детей педагогических условий  средствами вокального успешности художественно­ искусства, эстетического развития. педагогических условий успешности художественно- эстетического развития. Практическая значимость  опыта заключается: в оптимизации учебно­ основе внедрения новых  Теоретическая значимость опыта воспитательного процесса  на  заключается в определении путей педагогических технологий и  художественно- методик, интенсифицирующих  эстетического подготовку юных вокалистов,  воспитания детей средствами вокального расширяющих их адаптивные  искусства, возможности, обеспечивающие  педагогических условий художественно­эстетическое  успешности развитие. художественно- эстетического развития.
Целевая  аудитория Участники  проекта  Учащиеся  1­11 классов НРМОБУ  «ПСОШ №2» . Воспитанники вокальной студии  «Элегия» НР МОБУ   «Пойковская  СОШ №2», педагог дополнительного  образования Панченко И. В.
Теоретико ­ методологическая  Теоретико ­ методологическая  основа опыта: основа опыта: ­основы возрастной педагогики (Белкин  А.С.); ­современные положения о становлении  базиса культуры личности (Л.Выготский,  Е.М.Торошилова, А.Н.Утехина); ­результаты  педагогических  исследований  по  формированию  у  детей  художественного  вкуса,  эстетического  осознания  прекрасного  (Н.А. Вершинина, Н.М.Зубарева, Т.С.Комарова,  Р.А.Мирошкина и др.). ­основные  положения  теории  и  методик  развития  детского  голоса  (Дмитриев  Л.Б.,  Малинина Е.М., Емельянов В.В., Гонтаренко  Н.Б., Исаева И.О., Пекерская Е.М., Багадуров  В.А., Стулова Г.П. и др.).
Механизм реализации проекта и  Механизм реализации проекта и  его задачи: его задачи:  обновление содержания образования;  воспитания;   создание условий для художественно­эстетического          оптимизация образовательного процесса на основе  современной вокальной педагогики;  координация работы с другими учреждениями и  организациями.
Проект направлен на поиск  нового содержания вокального  образования детей и новых  педагогических технологий и  методик, способных решить  проблему художественно­ эстетического воспитания  гармонично развитой личности.
Художественно­эстетическое  Художественно­эстетическое  воспитание воспитание 1.Целенаправленное  воспитание  чувства  прекрасного.  3. Формирование художественного  вкуса.  2.  Формирование  способности воспринимать  и   видеть красоту в искусстве  и жизни, оценивать ее.  4. Развитие способности к  самостоятельному творчеству  и созданию прекрасного,  развитие умения творчески  создавать продукты творчества
Комплекс задач: Комплекс задач: 1) Создание  запаса элементарных эстетических  знаний и впечатлений; 2) развитие способностей художественного и  эстетического восприятия; 3)формирование таких качеств ребенка, которые  позволили бы ему дать самостоятельную,  критическую оценку любому произведению; 4)формированием у воспитуемого эстетической  творческой способности.
Сущность эстетического  Сущность эстетического  воспитания: воспитания: Образовательный  процесс;  культурно­досуговая и концертная  деятельность; конкурсная деятельность.
Образовательный процесс: Образовательный процесс: Основа авторская  дополнительной  образовательная  программа  «Мелодия моей  души».   Цель программы ­  художественно­ эстетическое развитие  детей средствами  вокального искусства.
Программа дает возможность: Программа дает возможность:  Развить певческий голос.   Овладеть навыками эстрадного сценического  искусства и актёрского мастерства.   Обучиться работать с микрофоном ,   Преодолеть психологические комплексы. Способствовать формированию внутренней мотивации  Способствовать формированию  творческому  к творческому самовыражению. самовыражению.    Расширить музыкальный кругозор  учащихся.
Методы вокальной педагогики: Методы вокальной педагогики:  концентрический  метод        объяснительно­             иллюстративный   метод индивидуального  опыта ребенка  метод обсуждения   фонетический  метод   метод сравнения
Классификация занятий (со всем  Классификация занятий (со всем  коллективом, по подгруппам,  коллективом, по подгруппам,  индивидуально): индивидуально):  теоретические     практические   занятия­постановки,  репетиции    заключительные занятия   выездное занятие
Культурно­досуговая и  концертная деятельность Конкурсная  деятельность Воспитанники студии  принимают активное  участие и демонстрируют  Воспитанники студии  принимают активное  участие в культурно­ досуговой и концертной  деятельности высокий уровень  исполнительского  мастерства и сценической  культуры на конкурсных  мероприятиях различного  уровня.
Ресурсное обеспечение проекта : Ресурсное обеспечение проекта :    Нормативно­ правовое Программно­методическое  наличие проекта деятельности;  дополнительная образовательная  программа;  наглядно­иллюстративный и  дидактический материал;  фонограммы с записями песен  профессиональных исполнителей, групп,  коллективов;  фонограммы  в режиме «плюс», минус»;   методические разработки по развитию  вокальных навыков и художественно­ эстетическому воспитанию школьников;  сценарии открытых занятий и культурно­ досуговых мероприятий.  Закон РФ "Об образовании".   НОИ «Наша новая школа».   Национальный проект  «Образование».   Устав НР МОБУ «ПСОШ №2» на 2016­2020 гг.  Программа развития школы  на 2016­2020 гг.  Информационное  специальная и  справочная литература   по теме проекта;  интернет­сайты;  участие в интернет­ сообществе педагогов­ вокалистов;  банк достижений  воспитанников.       Кадровое   Повышение  квалификации через  систему курсов,  семинаров, планерок,  мастерских,  самообразования и т.д.  Изучение обобщения  опыта работы педагогов  по данному  направлению. Материально­техническое  класс для занятий вокалом, сценическая площадка;  медиа ресурсы: интернет и медиатека.   мультимедиа проектор с экраном;   лазерный принтер; VHS ­ DVD плеер и телевизор.  фортепиано, синтезатор, музыкальный центр;  звукоусилительная аппаратура и микрофоны; диски, минидиски, флешкарта;  сценические костюмы.
Общие критерии оценивания  Общие критерии оценивания  результатов: результатов:  Владение знаниями по программе.  Активность. Участие в конкурсах, фестивалях,  смотрах.  Умение работать как самостоятельно, так  и в коллективе.  Уровень воспитанности и культуры  учащихся.  Творческий рост и личностные достижения  воспитанников.
Механизмы оценивания  Механизмы оценивания  результатов: результатов: Способы диагностики и  Способы диагностики и  контроля результатов: контроля результатов:  Педагогические  наблюдения.  Открытые занятия  с последующим  обсуждением.  Итоговые занятия.  Концертные   выступления.  Конкурсы, фестивали,  смотры.   Диагностика:  первичная (на первом  занятии),  промежуточная  (декабрь),  итоговая(май).   Основной способ:  наблюдение за       выполнением упражнений.  Виды контроля:  промежуточный и  итоговый.
Этапы реализации  проекта:   Обобщающий: анализ опыта работы  по реализации программы и   корректировка  ее содержания с учетом  результатов.  Практический:  апробация  системы  работы, направленной на художественно­      эстетическое развитие детей.    Организационный: подготовить условия для   формирования системы работы по художественно­ эстетическому развитию детей.  Диагностико­прогностический: Анализ состояния  деятельности по художественно­эстетическому развитию  детей в образовательном учреждении.
Ожидаемые результаты: Ожидаемые результаты:  Создание и успешное апробирование дополнительной  образовательной программы.   Совершенствование форм и методов работы,  направленной на    художественно­эстетическое  воспитание детей.  Создание адекватной образовательной среды для  проявления инициативы, творчества, артистизма и  самостоятельности  учащихся.   Создание дееспособного творческого коллектива­ вокальной студии «Элегия» из числа учащихся 1­11  классов.  Изменение показателей художественно­ эстетического развития детей.
Результаты  работы над проектом     практике дополнительная  образовательная программа  Разработана и апробирована на  которая стала стимулирующим  Создана  образовательная среда  для проявления  инициативы,  творчества,  артистизма и  самостоятельности   детей. и развивающим фактором  художественно­эстетического  воспитания детей.       В  ходе  реализации  проекта  были    опубликованы      методические материалы и разработки занятий:  «Некоторые исторические сведения и современные научные  данные о   певческом дыхании», «Методика звучащего слова», «  Дикция» « Распевы и напевы»,« Звукообразование», « Музыкальная артикуляция»,   «Ансамбль»,«Певческая установка. Подготовительные упражнения».
Результаты работы над проектом. «Димитриевская суббота», группа «Элегия».   «Димитриевская суббота», группа « Элегия». «Димитриевская суббота», вокальный дуэт.  «Димитриевская суббота»,  Межрегиональный. Межрегиональный Межрегиональный    Диплом   Лауреата  Диплом   1 степени Диплом   2  степени  Межрегиональный 1место « Звезда Югры», группа «Элегия» . Муниципальный 1 место « Истоки», группа « Элегия». Муниципальный       1место « Звезда Югры», вокальный дуэт. Муниципальный 3место «Истоки», группа « Элегия». Муниципальный 1 место «Истоки».  « Звезда Югры»,  вокальный дуэт. « Звезда Югры»,  Муниципальный     3место Муниципальный Муниципальный 3место 3место
«Слава тебе, Россия!» вокальный дуэт.   «Судите сами» «Судите сами» «Слава тебе, Россия!», группа « Элегия». Муниципальный Муниципальный Муниципальный Муниципальный    Диплом   Лауреата  1степени Диплом   1 степени Диплом  3  степени  1место Фестиваль « Созвездие РАП­2012», Федеральный 3 место
Распространение опыта         Опыт по художественно­эстетическому  развитию детей средствами вокального  искусства обобщен и представлен на  заседаниях методического  объединения в ОУ, на Ассамблее  педагогов дополнительного   Отдельные методы и формы  работы по художественно­ эстетическому развитию детей  Отдельные методы и формы средствами вокального  работы по художественно- искусства  используются  эстетическому развитию руководителями вокальных  детей средствами коллективов  Центра развития  вокального искусства, творчества детей и юношества  Нефтеюганского района. образования Нефтеюганского района в  и получил одобрение коллег.   мастер­классы  для педагогов­вокалистов Центра развития творчества детей и  юношества по теме «Развитие певческих навыков» (педагоги:  Султанова А.С.; Закирова З.М.;  Дергачёва С.Е. и др.), 2009­2011 гг.;   обобщение опыта по темам:                           Формы распространения инновации                    «Певческая установка. Подготовительные упражнения» (Ассамблея педагогов ДО НР, 2008г.);           «Ансамбль» ( Ассамблея педагогов дополнительного    образования Нефтеюганского района ,  2011г.);  создание методического сборника по теме проекта: «Художественно­эстетическое  развитие детей и подростков  средствами вокального искусства»;  размещение материалов на интернет­сайтах : (proshkoly.ru; psosh2.ru.); « Дикция»;  «Методика звучащего слова»
Показатели, характеризующие  эффективность опыта Устойчивая положительная  динамика, которая проявляется  в результатах освоения  дополнительной  образовательной программы и  усвоения программного  материала (100%  воспитанников); устойчивый интерес к  вокальному творчеству  наблюдается у 100%        воспитанников; способами передачи зрителям  своего понимания красоты, добра,  радости с помощью вокала,  пластики, эмоциональной  выразительности владеют 82%  детей; выпускники вокальной студии  «Элегия», поступившие в учебные  заведения другой направленности,  продолжают активно заниматься  творчеством, участвуя в  концертных программах и  конкурсных выступлениях             различного уровня. ежегодно растет количество участников и победителей творческих  конкурсов различного уровня.