Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".
Оценка 4.7

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
04.04.2018
Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".
В центре современной концепции дополнительного образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; - умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; - умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Всему этому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Педагогический проект.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР г. БЕЛОЯРСКИЙ»  Педагогический проект    «Шаг за шагом по шахматной доске» Автор проекта: Трапезникова Галина Николаевна, педагог дополнительного образования МАУДО «ДДЮТ» Белоярский, 2016 ВВЕДЕНИЕ Игра в шахматы ­ не просто праздное развлечение, некоторые очень ценные качества   ума,   необходимые   в человеческой жизни, требуются в этой игре   и   укрепляются   настолько,   что становятся   привычкой,   которая полезна во многих случаях жизни.                          Бенджамин Франклин    Большую часть своего времени  ребёнок  проводит в школе и учреждениях дополнительного образования.  Именно   здесь  дети приобретают нужные и важные для современной жизни   Формируется   их   социальная   позиция,   волевые   качества, навыки. индивидуальность. А для того, чтобы «вырастить» нужного и полезного для общества   человека,         необходим   хороший,   мудрый   наставник   –   педагог, который   имеет   не   только   прочные   знания,   широкий   кругозор,   но   и интересный, постоянно «новый», современный, «ищущий».    В центре современной концепции дополнительного образования лежит идея развития   личности   ребёнка,   формирование   его   творческих   способностей, воспитание важных личностных качеств.     ­   умения   организовывать   собственную   деятельность,   выбирать   и   использовать средства для достижения её цели; ­   умения   активно   включаться   в   коллективную   деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; ­ умение доносить информацию в доступной, эмоционально­яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.        Всему этому   способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы получают всё большее признание в России. О популярности шахмат   можно судить по таким весомым аргументам как создание международных шахматных организаций,   проведение   всемирных   шахматных   олимпиад   и   многочисленных международных соревнований.         Наш   Ханты­Мансийский   автономный   округ   по   праву   можно   назвать центром шахматного образования. В последние годы именно в нашем округе проводятся     самые   разные   международные   и   всероссийские   шахматные турниры.          Как   сказал   Президент   Российской   Федерации   В.В.Путин   участникам чемпионата Мира по шахматам:      «Шахматы   –   это   не   просто   спорт.   Они   делают   человека   мудрее   и   дальновиднее,   помогают   объективно   оценивать   сложившуюся   ситуацию, просчитывать   поступки   на   несколько   «ходов»   вперёд.   А,   главное, воспитывают характер».     Говоря об Актуальности   проекта  необходимо отметить, что в рамках утвержденной   Правительством   РФ   Концепции   долгосрочного   социально­ экономического развития РФ на период до 2020 года Министерством спорта РФ разработан проект Федеральной целевой программа «Развития вида спорта шахматы   в   РФ».   Одной   из   основных   задач   проекта   является   вовлечение максимально   возможного   числа   детей,   подростков   и   молодежи   в систематические   занятия   видом   спорта   шахматы.   Реализация   проекта   «В мастерстве педагога – успех воспитанника» позволит сделать популярным и доступным   такой   вид   спорта   как   шахматы   для   детей   и   подростков, заинтересовать их к систематическому освоению азов шахматного мастерства.    В наше время шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все   соревнования носят  спортивную направленность. Спорт, как известно, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств:   терпение,   способность   к целеустремленность,   выносливость,   волю, концентрации   внимания,   смелость,   расчет,   умение   быстро   и   правильно принимать решения в меняющейся обстановке.       Подрастающее   поколение     стремимся   вырасти       такими,   чтобы   в   самостоятельной   жизни       могли   стать   успешными,   умели   преодолевать трудности, достигать поставленные цели.  На основании анализа актуальности,  была сформулирована  проблема исследования,  которая     заключается     в   применении         фор   и   методов преподавании шахмат, как средства   достижения успеха воспитанника. Шахматы   дают   возможность   развития   интеллекта   в   игровой   форме.   Игра будет  развивать  мышление,  научит  ребенка  обобщать  и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как   усидчивость,   внимательность   и   организованность,     все   эти   качества помогут достичь успеха воспитанника.  Участники проекта.  Дети   7­13 лет, родители,  педагоги.  Цель проекта. Вовлечение максимально возможного числа детей, подростков в систематические занятия видом спорта шахматы.    Исходя из анализа актуальности, цели,   и  тема  исследования, я выдвинули следующую гипотезу: «В мастерстве педагога – успех воспитанника».     Тема   исследования   и   выдвинутая   гипотеза   позволила   наметить следующие задачи: ­   развитие     познавательной   активности,   абстрактного   и   конкретного мышления; ­  введение в мир логической красоты и образного мышления; ­  расширение представлений об окружающем мире; ­  развитие памяти, внимания, усидчивости; ­  обеспечение креативной функции знаний; ­ воспитание других положительных качеств личности. Тема моего проекта  я думаю, будет интересно не только тем, кто увлекается шахматами, но и тем, кому не безразлично развития   детей. Шахматы дают возможность   развития   интеллекта   в   игровой   форме.   Игра   будет   развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность все эти качества помогут достичь успеха воспитанника.      Новизна   данного   проекта     состоит  в  том,  что она      направленна  на формирование   умственного   развития,   то   есть   способность  действовать   «в уме».*   Под способностью действовать "в уме" мы будем понимать интегрированную характеристику   человеческого   сознания,   которая   представляет   собой единство воображения, внимания, памяти и мышления.  Программа предусматривает  пять этапов развития способности действовать "в уме":  Этап фона: когда дети учатся передвижению фигур на шахматной доске в соответствии   с   правилами   игры   и   решают   задания,  передвигая   фигуры   по доске. 1.  Этап репродуцирования: когда ребята решают шахматные задании  не на доске, а по диаграммам – без передвижения фигур, пальцем показывая верный ход или верный маршрут.   2.  Этап   манипулирования:   это   нахождение   верных   ответов   с   помощью шахматной нотации  т.е. (сопровождают  умственное действие громкой речью).  3.  Этап транспонирования: когда обучающие решают с помощью нотации проговаривая шепотом.   4. Этап программирования: это когда решение полностью производится "в уме".     ______________________________________________________ Программа «Шахматы ­ школе» под редакцией И. Г. Сухина.    На   каждом   этапе   решаются   свои   собственные   задачи   формирования   и развития   метапредметных  и личностных компетенций. Таким образом, ранее усвоенный материал становится фундаментом для дальнейшего развития.        А для этого на каждом занятии я использую       определенные методы и формы.  Например: На   начальном   этапе   преобладают   игровой,   наглядный     методы.   Они применяется:  1. При знакомстве с шахматными фигурами.  2. При изучении шахматной доски.  3. При обучении правилам игры;  4. При реализации материального перевеса.    Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный,  когда  Продуктивный   метод   играет воспитанники  добывает  новые   сведения. большую роль и   при изучении   основ позиционной игры.   При   изучении   дебютной   теории   одним   из   основных   методом   является частично­поисковый.   Наиболее   эффективно   изучение   дебютной   теории осуществляется   в   том   случае,   когда   большую   часть   работы   ребенок проделывает самостоятельно.    Итак, формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов   от       повторения   алгоритмов   и   схем   в   типовых   положениях,   до творческого применения знаний на практике. Творческий метод   применяется для совершенствования тактического мастерства  обучающихся.  Например:   самостоятельное   составление   позиций,   предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов.  Для   того,   чтобы   реализовать   на   доске   свой   замысел,     ребята   овладевают тактическим   арсеналом   шахмат,   вследствие   чего   формируется   следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции ­ мотив ­ идея ­ расчёт – ход, а метод проблемного   обучения   направлен   на   разбор   партий   мастеров   разных направлений,  помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.    Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.       На занятиях  обязательно  использую  информационно   коммуникационные технологии  ИКТ ­ это мультфильмы, слайд­презентации,   обучающие диски по шахматам, которые помогают детям познакомится не только с правилами игры в шахматы, но и, начиная  с решения простых шахматных задач и тестов, заканчивать сложными.     Для   того,   чтобы   выявить   уровень   подготовки   учащихся,   отслеживать динамику развития каждого ребенка, определять степень реализации   моего проекта, я использую следующий диагностический материал: 1. «Педагогическая   диагностика   в   дополнительном   образовании»   под редакцией  Габдулхаметовой Н. Б.    «Портфолио в системе педагогической диагностики» под ред. Г. Б. 2. Голуб, О. В. Чураковой   Диагностику провожу в несколько этапов: I. Начальная диагностика проводится в течение двух недель с начала изучения программы. Ее   цель   –   выявление   стартовых   возможностей   и   индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения. Методы проведения, уважаемые коллеги, вы видите на слайде. ­  индивидуальная беседа;  ­ тестирование;  ­ наблюдение; ­ анкетирование.    Например:  Диагностическая   карта   изучения   детей   гр.№1,  выявление стартовых возможностей на начало года. II.   Промежуточное   диагностирование  проводится   после   изучения   каждого раздела программы или по мере необходимости.   Цель   –   отслеживание   динамики   развития   каждого   ребёнка,   коррекция   программы.  Например:  Диагностическая   карта   изучения   детей   гр.№1,  динамики развития   ребёнка мы видим в таблице.   отслеживание III. Итоговая диагностика проводится  в конце изучения программы. Цель:   подведение   итогов   освоения   дополнительной   образовательной (общеразвивающей) программы  по шахматам. Методы проведения итоговой диагностики: ­ творческие задания; ­ контрольные задания; ­ тестирование; ­ олимпиада и тд.     Но   не   все   дети   сразу   же   способны   оценить     необходимость   заниматься шахматами,   не   у   всех   детей   шахматы   сразу   же   могут   захватить   область эмоций.   Какой бы материал   детям не предлагался, он должен затрагивать эмоциональную сферу, в этом и заключается моё кредо «Не бывает скучных дел,   бывают   скучные   подходы   к   их   выполнению.   Долой   скуку,   давай творчество!».   В  каждое   шахматное   занятие   включаю   элементы   сказки  (читается дидактическая   шахматная   сказка),   театра   (выполняется   небольшая инсценировка),     игры,   смеха:   например,   Мне   приснился   странный   сон:   с муравьём   боролся   …..(слон),   использование   шуточного   материала,   тайну (использование   сюрпризов),   занятие   без   проигравших     и         погружение   в решение занимательных заданий.        Одним из главных смыслов  моей педагогической деятельности является создание   каждому   воспитаннику ситуацию   успеха.    Вы   знаете,   что   даже разовое   переживание   успеха   может   коренным   образом   изменить психологическое   самочувствие   ребенка,   резко   изменить   ритм   и   стиль   его деятельности,   взаимоотношений   с   окружающими.   Ситуация   успеха   может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Поэтому,  на   каждом     занятие   стараюсь   создавать     ситуации       одобрения, поддержки, доброжелательности; предоставлять максимальную возможность испытать   радость   успеха, востребованности.      яркое   ощущение   своей   нужности   и Как   итог   воспитанника.   мастерства   педагога,   хочу   представить   вам   успех   информационных,   Ребята   принимают   участие   в   исследовательских,   творческих   проектах   на     шахматные   темы    например: «Развитие шахмат в Югре»  участие в районном конкурсе учебных проектов школьников 2013, во всероссийском  конкурсе  «Портфолио ученика» (2014). «Шахматы   –   это   интересно!»,   «Шахматы   в   нашей   жизни»     всероссийский творческий конкурс «Рассударики» ­2015. В международном литературном конкурсе «Купель» 2012­2013г.г.   Принимая   участие   в     соревнованиях   по   шахматам   среди   учащихся   учреждений   и   предприятий   Газпрома   мои   ребята­ образовательных   шахматисты являются победителями и призёрами регионального этапа, а я, как   педагог  современный  и  ищущий,  стараюсь   быть   педагогом­мастером   и поэтому   принимаю   участие   в   городских,   региональных   и   международных соревнованиях по шахматам.  Следовательно, в мастерстве педагога – успех воспитанника. Гипотеза подтвердилась.            Подводя итог, могу отметить, что   занятия шахматами разносторонне развивают   ребенка,   его   умственные   и   творческие   способности,   фантазию, укрепляют память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, вырабатывают усидчивость, учат упорству, терпению. Шахматы – это не только старинная и очень увлекательная игра, а целый мир, оказавшись в котором, приобретаешь нужные качества, необходимые  в жизни.   Приложение Реализация проекта. 1   этап –   организация   взаимодействия   с   родителями   воспитанников, педагогами,  учреждениями   физкультуры   и   спорта   города,  района,   с  целью организации   встреч   с   ветеранами   спорта;   вовлечение   родителей, воспитанников,   педагогов   в   проектную   деятельность;   создание   интереса   у педагогов   ДДЮТ  и  социальных партнеров  к  реализации  проекта «Шаг  за шагом по шахматной доске».  2   этап –   проведение   встреч   с   ветеранами   спорта;   посещение   спортивных мероприятий;   интеграция   организованно­образовательной   деятельности; формирование  у детей практических знаний, умений, навыков.  3 этап – подведение итогов реализации проекта; обмен лучшими видео­ и   работы   с   педагогами   образовательных фотоматериалами   из   опыта   учреждений города.   Продолжительность проекта: среднесрочный (сентябрь 2015 –  май 2016). Области  интеграции Познание  развитие познавательной деятельности;  развитие   представлений   о   предметном окружении;  сенсорное развитие;  расширение кругозора детей. Коммуникация  развитие   всех   компонентов   устной   речи   в различных формах и видах деятельности;  пополнение   словарного   запаса   на   основе полученных знаний;  развитие   свободного   общения   со   взрослыми   и детьми. Социализация  патриотическое воспитание;  приобщение   к   элементарным   общепринятым нормам   и   правилам   взаимоотношения   со сверстниками и взрослыми;  развитие игровой деятельности. Чтение художественной литературы Художественное творчество Здоровье  ознакомление   энциклопедическими соответствующую тематику; с     статьями литературой, на    разучивание стихов про шахматные фигуры;  инсценировка   и   игры­драматизации   по   мотивам прочитанных сказок про шахматы.  учить в рисовании, лепке, аппликации изображать шахматные   фигуры,   придавая   им   образную выразительность  сохранение   и   укрепление   физического   и психического здоровья  воспитание культурно­гигиенических навыков  создание условий для формирования правильной осанки План мероприятий по реализации проекта Форма   организации Участники Сроки   Место   проведения проведения 1 ЭТАП  ­ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ Педагоги, дети родители Педагоги, дети родители  сентябрь  сентябрь ДДЮТ г.Белоярский  ДДЮТ г.Белоярский Педагоги, дети  родители   сентябрь ДДЮТ г.Белоярский 2 ЭТАП  ­ ОСНОВНОЙ Педагоги, дети родители  октябрь Педагоги, дети  ноябрь Дети  сентябрь ­ май Дети, родители февраль Дети  октябрь Дети  ноябрь ДДЮТ г.Белоярский, семья ДДЮТ г.Белоярский ДДЮТ г.Белоярский  ДЮСШ г.Белоярский ДДЮТ г.Белоярский ДДЮТ г.Белоярский Организация  встреч с ветеранами спорта Определение  проблемы, цели,  содержание  деятельности Участие в  подготовке  мероприятий по  достижению целей и задач Сбор  информации о шахматах, изучение  книг и  энциклопедий Виртуальная  встреча с мастером  спорта по шахматам Обучение детей  игре в шахматы Экскурсия на   районный турнир  «Открытого  Первенства по  классическим  шахматам» Художественное  творчество: лепка из пластилина  шахматных фигур Продуктивная  деятельность:  рисование  шахматных фигур ДДЮТ г.Белоярский  ДДЮТ г.Белоярский ДДЮТ г.Белоярский ДДЮТ г.Белоярский Дети, родители, педагоги.    май ДДЮТ г.Белоярский   Участие в турнире  «Юный шахматист» Мастер­класс (сеанс одновременной игры на 15­досках) Дети Дети, родители, педагог апрель май 3 ЭТАП  ­ ИТОГОВЫЙ Май Дети, родители педагоги Дети, педагоги  май  Защита портфолио  «Волшебные  шахматы»   Оформление   слайд­презентации  «Юный шахматист» Шахматный бал: ­ Презентация  «Юный шахматист» ­ Выставка детских  работ ­ Конкурс  чтецов ­ Театрализованное  представление  «В гостях  у   Каиссы» ­ Вручение    подарков

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".

Педагогический проект "Шаг за шагом по шахматной доске".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018