ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Эффективная организация воспитательного пространства лицея – фундамент социальной успешности ребенка»
«Школа – это тот социальный институт,
где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная,
неповторимая индивидуальность»
Цель: способствовать формированию воспитательного пространства лицея, главной ценностью которого является успешность ребенка в различных формах педагогической деятельности и различных ситуациях социального взаимодействия.
Задачи:
рассмотрение содержания понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентностного подхода, определить для себя личностную значимость успеха каждого обучающегося;
формирование представлений об основных психолого-педагогических причинах детской неуспешности при организации различных форм педагогического взаимодействия;
определение возможностей создания ситуации успеха для каждого ребенка в разных ситуациях его познавательной, коммуникативной и социальной деятельности;
систематизация работы лицея по вовлечению обучающихся в социально активную деятельность;
вовлечение участников педсовета в активную продуктивную деятельность, сотрудничество.
развивать навыки коллективной творческо-поисковой деятельности педагогов.
Общественная жизнь школы – деятельность различных детских объединений в рамках школы, клубная, кружковая деятельность, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации школьных событий.
Открытая образовательная среда понимается нами как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Это целостное пространство развития личности ребенка для освоения им открытого мира культуры в процессе сотрудничества школы с другими социальными институтами, образовательными системами, педагогическими культурами.
Сотрудничество - отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности.
«Педагогический словарь»
Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.
Социальное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе критериев (и принятых данным человеком) становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев.
Профессиональное самоопределение - это осознанный выбор индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.
То есть самоопределение включает осознание ребенком иерархии собственных потребностей (что для меня важнее всего) и осознание собственных возможностей и ограничений.
Социализация – процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса:
1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека – в детстве, отрочестве, юности;
2) процесс формирования личности – развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
«Педагогический словарь»
Социальный проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению социальной ситуации (решению социальных проблем) в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству результата, с ресурсным обеспечением при установленном бюджете.
Самоуправление - форма организации жизни коллектива учащихся, развивающая их самодеятельность в принятии и реализации решений.
Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность.
Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации.
Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.
«Педагогический словарь»
Проект – планируемый и управляемый процесс достижения цели конкретными людьми за определенный отрезок времени с определенными ресурсами.
Система работы лицея по вовлечению обучающихся в социально активную деятельность.
Приоритетные направления работы лицея:
общекультурное (эстетическое сознание, формирование целостного мировоззрения),
гражданско-патриотическое (в сфере отношений к России как к Отечеству),
социальное (общественная самореализация), ЗОЖ,
экологическое (отношение к природе),
трудовое (трудовые отношения, профориентационное самоопределение),
общеинтеллектуальное (отношение к учебно-познавательной деятельности), диагностика,
формирование партнерских отношений с родителями, безопасная школа.
Тема воспитательной работы: «Формирование социокультурного пространства в лицее».
Цель: создание в лицее благоприятной среды для формирования социально – адаптированной личности, готовой к полноценной жизни в реальных условиях.
Воспитательные программы лицея, разработанные в соответствии с целями и задачами лицея: Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся при получении начального общего образования,
Программа воспитания и социализации на ступени основного общего образования, представляют следующие направления:
«Я – гражданин России» - подпрограмма гражданско-патриотического воспитания.
«Программа «Семья» - подпрограмма взаимодействия лицея с семьями обучающихся.
«Девиз по жизни – здоровый образ жизни» - подпрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
«Мой выбор» - подпрограмма профессиональной ориентации лицеистов
Пять шагов воспитывающие деятельность:
Предъявление ребенку социально значимых знаний, отношений, действий (ознакомление, просьба, инструкции, личный пример …)
Включение ребенка в действие.
Создание детско-взрослых отношений (общности)
Проблематизация социально опасного самоопределения ребенка (усомниться, вскрыть противоречия - дискуссия)
Поддержка просоциального самоопределения ребенка (рефлексия, поощрение).
Результат деятельности определяется по следующим направлениям:
1 уровень: приобретение школьниками социальных знаний
2 уровень: развитие познавательных отношений к базовым общественным ценностям
3 уровень: накопление опыта самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия.
Учащимся:
развитие навыков работы в группе, в команде;
ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
защищает права ребенка;
учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.
Родителям:
организует свободное время детей;
ведет к улучшению учебной результативности детей;
снижает конфликтность в семье;
дает возможность активно участвовать в школьной жизни.
Педагогам:
помогает организовать детей;
сплотить детский коллектив;
повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
апробация инновационных технологий;
обобщение опыта работы через средства печати
углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу
Основные средства социализации обучающихся в лицее:
Лицейское самоуправление как фактор, влияющий на уровень социализированности личности обучающегося.
Система проектно-исследовательской деятельности.
Досуг и внеклассные мероприятия, туристические экскурсии (работа классного руководителя);
Поисково-краеведческая работа;
Добровольческая, волонтерская работа;
Работа по профессиональному самоопределению;
Занятость во внеурочной деятельности (кружки и секции).
Две основные функции социализации:
всестороннее, протяженное во времени вхождение человека в объективный мир – отдельную часть социума, семью или другую общность.
социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими. Незнание общепринятых норм, их несоблюдение создают для личности ситуацию непредсказуемости.
Положения по внедрению системы социализации подростков:
Оптимально личностный подход, сочетание уважения и требовательности, стимулирование.
Предварительная диагностика, определяющая необходимость социализирующих действий.
Воспитание у подростка веры в себя, формирование опыта регулирования своего поведения.
Оптимизация его социального поведения.
Использование разнообразных интерактивных методик: игровых, проблемных, коммуникативных.
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
Считать создание ситуации успеха для каждого обучающегося одним из важнейших факторов и необходимых условий формирования познавательных компетенций.
Педагогам лицея учитывать возможные риски детской неуспешности при организации познавательной, творческой деятельности учащихся и различных формах педагогического взаимодействия.
Педагогическому коллективу продолжать совершенствовать формы и качество работы по созданию ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.