Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"
Оценка 5

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Оценка 5
Документация
doc
администрации +1
Взрослым
09.06.2017
Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"
Воспитательная работа – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, Педагоги принимают во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальны и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Деятельность педагогического коллектива школы направлена на работу со всеми обучающимися, на взаимодействие между учителями-предметниками и классными руководителями, с школьным психологом, социальным педагогом, сотрудничество с учреждениями дополнительного образования учащихся, профилактическими учреждениями, учреждениями культуры города, кончено тесное сотрудничество с родителями. Воспитание, следовательно, играет определяющую роль в формировании личности, если будет основываться на идеях саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, подлинная сущность воспитания состоит в том, чтобы, возбуждая активность формируемой личности, вовлекать её в положительные виды деятельности, способствовать саморазвитию личностиПедагогический совет на тему "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"
ТЕКСТ выступления.doc
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника» (2015­2016 у.г.) Цели:  поиск  оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах школьника,  наметить конкретные меры по организации взаимодействия семьи и школы, перестройке содержания, форм и методов работы с родителями, выяснить, какие методы используют классные руководители в педагогическом просвещении родителей. Задачи: 1. Определение возможностей и условий дальнейшей интеграции усилий семьи 2. и школы в воспитании учащихся.  Формирование нового взгляда на семью как наиболее  благоприятную среду для   полноценного   интеллектуального,     творческого,   эмоционального, физического развития ребенка. 3. Выявление наиболее эффективных  форм взаимодействия школы и семьи. 4. Включение родителей в различные сферы жизнедеятельности школы.  5. Обеспечение эмоционального и психического благополучия ребёнка в семье  и школе.  6. Использование разнообразных форм повышения педагогической культуры  родителей. 7. Обсудить пути  эффективного сотрудничества   школы и семьи. 8. Отработать   умение   находить   выход   из  кризисной   ситуации   во взаимодействии «ученик – учитель – родитель».   Существует   мнение,   что   современные   родители   чаще   "пропитатели"   чем "воспитатели". Они сужают функции родительства до бытового обслуживании я детей,   но   это   часто   происходит   не   по   своей   воле,   а   в   силу   сложившихся экономических условий. Поэтому мы ставим перед собой цель: сделать школу и семью   союзниками   в   воспитании   детей,   компенсировать   пробелы   семейного воспитания. Современные   семьи   развиваются   в   условиях   качественно   новой   и противоречивой  общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества   к   проблемам   и   нуждам     семьи,   разрабатываются   и   реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению   семейных   проблем.   Это   прежде   всего   падение   жизненного   уровня большинства   семей,  рост    числа   разводов,  отрицательно   влияющих  на  психику детей,   по   нашей   школе   мы   можем   наблюдать   увеличение   числа   неполных   и имеющих   одного ребенка семей. Часть   подростков отдаляется   от родителей. Следовательно,   в   сложных   современных   условиях   семье   требуется систематическая   и   квалифицированная   помощь   со   стороны   образовательного учреждения.   Только   в   процессе   взаимодействия   педагогов   и   родителей   можно успешно решать проблему развития личности школьника.  Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно­воспитательный процесс, во внеурочную   досуговую   деятельность,   сотрудничество   с   детьми   и   педагогами. Успешность   ребенка   в   школе   во   многом   зависит   от   того,   насколько   родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его   ­   трудовую     досуговую   ­   участие   в   Работая с родителями педагогический коллектив стремится решить ряд задач: вовлечение   родителей   в   разнообразные   сферы   жизнедеятельности   школы: познавательную   ­   участие   родителей   в   различных   интеллектуальных мероприятиях;   совместное   благоустройство   школы; оздоровительную;     мероприятиях   и   праздниках; использование   многообразных   форм   повышения   педагогической   культуры родителей   (лектории,   собрания);   обеспечение   эмоционального   благополучия ребёнка   в   семье   (работа   психолога,   классного   руководителя,   социального педагога,   Совета   профилактики).     Но   все   эти   задачи   необходимо   выполнять, соблюдая   чувство   меры   в   предъявлении   требований   к   родителям   с   учётом   их образования, опыта воспитания детей, индивидуальных возможностей. Один из  школьных афоризмов гласит: "Самое сложное в работе с детьми ­ это работа   с   их   родителями".   Самое   сложное   в   этой   работе   ­   посещение   семей школьников.   Работа   классных   руководителей   с   семьями     сводится   не     к посещениям   семей,   а   к     проведению   индивидуальных   бесед   с   родителями   по телефону.   Практически   классными   руководителями   не   посещаются   семьи неблагополучные и семьи учащихся, находящимися на ИПР. Актуальность проблемы  обусловлена тем, что экономическая нестабильность, социальная   дезориентированность   населения,   озабоченность   большинства   семей проблемами   материального,   а   порой   и   физического   выживания   негативно сказывается на воспитании детей. Между тем, какую бы сторону развития ребенка мы   ни   взяли,   всегда   оказывается,   что   главную   роль   в   эффективности   этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья. Главные направления деятельности   нашей   школы   по   развитию   активной   педагогической   позиции родителей в процессе влияния семьи на младших членов, а также в нейтрализации отрицательных   моментов   мы   видим   в   том,   чтобы   рассматривать   воспитание   в школе и семье как единый процесс.  Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих   лет,   возможно   и   всю   жизнь.   Коллектив   семьи   имеет   закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношения   внутри   семьи   определяют   ее   психологический   климат.   В   нем   и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя. Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребенок, во многом определяет его положение в семье. А это положение бывает самым различным: –   нормальным,   когда   семья,   родители   проявляют   разумную   заботу   ребенке, когда в семье заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; – ненормальным, когда он баловень, а нередко и деспот семьи; либо изгой и растет,  как   сорная  трава;   либо  «квартирант»,  которому   нет   дела   до   семейных проблем. К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, что отозвалось ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Определенная часть   подростков   отделяется   от   родителей.   Это,   безусловно,   проявление дезорганизации   семьи   как   социального   института,   отражающее   негативные процессы в государстве. Проблемы семьи волнуют и самих детей. Для нас важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении   педагогической   работы   с   детьми,   но   и   в   усложнении   работы   с родителями. Традиционной формой работы с родителями являются родительские собрания.   Однако,   при   подготовке   и   проведении,   мы   сталкиваемся   с определёнными трудностями. В большинстве случаев у родителей нет оснований для присутствия на тех родительских собраниях, где классный руководитель в красках расписывает все известные им негативные шаги и поступки  ребёнка или читает  нотации о том, как родителям нужно воспитывать их собственных детей. К сожалению, стоит сказать, что многие родители не просто пассивно наблюдают, но и вообще не любят занимать какой­либо позиции на родительских собраниях.      Когда ребенок приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни. Привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов.              Семья передает эстафету воспитания школе. И продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс формирования ребенка обретает двух субъектов воспитания ­ это семья и школа, которые взаимодействуют друг с другом. Принципами   эффективного   сотрудничества       школы   и   семьи   во   имя личностного  развития школьника являются: 1. Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели   и   взаимное   доверие   партнёров   (взаимной   договорённости   о   содействии благоприятных для развития ребёнка условий его жизни).  Школа раскрывает цель воспитания ­                Семья осмысливает цель воспитания, выражает мнение; Школа сообщает о функциях школы ­                Семья выражает мнение о продуктивности функций; Школа наделяет семью обязанностями ­               Семья соглашается создавать необходимые условия; Школа открывает психологию любви ­             Семья научается любить детей. 2.   Принцип   сопряжения,  благодаря   которому   сохраняется   гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребёнку (последовательного соотнесения   единых   требований   к   ребёнку   в   школьной   и   семейной   сфере   его жизнедеятельности)  3. Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнёров, как условия их взаимодействия (взаимного выражения расположенности друг к другу, проявления доброжелательности и знаков уважения). Школа оказывает знаки внимания родителям ­             Семья благодарит и выражает ответное внимание; Школа формирует у детей любовь к семье ­            Семья утверждает безусловное уважение к школе; Школа ознакомляет с событиями школы­           Семья проявляет интерес к жизни всех детей. 4.   Принцип   сопричастности,  содействующий   договорённости   о   степени соучастия каждого партнёра в создании наилучших условий воспитания ребёнка (взаимной   практической   заботы   об   улучшении   условий   жизнедеятельности ребёнка).  5.   Принцип   содеянности,   допускающий   совместную   деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми (реальных совместных практических   действий,   содействующих   счастливому   развитию   ребёнка).   Здесь педагог, родитель и ребёнок выступают в роли равных субъектов деятельности, и тогда   для   ребёнка   две   противостоящие   сферы   жизни   (школа   и   семья)   вдруг сливаются в нечто единое под названием «общество», «человечество», «родина», «страна»,  и  дети   восходят   на  ступень  выше   в  понимании   сущности  жизни  как таковой.           Важно привлекать  родителей  не только  к воспитанию  своего  ребенка, но и к организации   учебно­воспитательного   процесса   в  классе   и   школе,   так   как   родители получают   знания   условий   обучения   и   воспитания   ребенка;   оказывают   помощь классному   руководителю   в   развитии   интересов   и   способностей   учеников.   Чем интересней   и   разнообразней   деятельность   детского   коллектива,   тем   комфортней ребенку в школе, тем больше он получает для своего социального развития. Как же привлечь родителей к организации работы в классе? 1. В  начале  года  организуется  целеполагание   и  планирование  работы.  В процессе коллективного   планирования   выявляются   проблемы,   способы   их   решения, конкретные дела. Затем дети и родители определяют дела, в которых они могли быть организаторами. 2. На   родительском   собрании   классный   руководитель   объясняет   важность сотрудничества,   предлагает   перечень   дел,   видов   работы,   которые   могут организовать родители. Работая в микрогруппах и заполняя лист с перечнем дел, родители помогают друг другу найти конкретную работу в классе. 3. При организации работы используется методика чередования поручений, которые выполняются   небольшими   группами   по   очереди.   Таким   образом,   каждый   из родителей   имеет   возможность   и   обязанность   принять   участие   в   организации какого­либо дела с учащимися. 4. Педагоги,   администрация   школы   привлекают   родителей   к   обсуждению возникающих проблем в классе, считая мнение родителей определяющим.  5. Ведется целенаправленная работа по формированию положительного отношения к школе.           В результате складывается     модель работы школы и семьей. В создании союза   родителей   и   педагогов   важнейшая   роль   принадлежит   классным руководителям. Как   же   классные   руководители   на   разных   ступенях   обучения развивают  личность  ребенка   через  взаимодействие  семьи    и школы?  На  нашем педагогическом совете ряд классных руководителей готовы поделиться опытом работы.  ВЫСТУПЛЕНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.         НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Современное образование призвано формировать личность, способную вести свою   деятельность   в   непрерывно   изменяющихся   условиях,   быстрыми   темпами осваивать   и   эффективно   применять   для   достижения   целей   инновационные технологии.  Мы   в   сотрудничестве   должны   осознать,  что   личностный   подход   в воспитании предполагает признание и реализацию примата личности как ценности перед   коллективом.   Личностный   подход   предполагает,   что   его   может осуществлять   лишь   педагог,   осознающий   себя   личностью.   Личностный   подход предполагает   отношение   к   любому   воспитаннику   как   к   самоценной   личности независимо от присущих ему особенностей. Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия:   Психолого­педагогическое   просвещение   родителей   по   вопросам воспитания детей.   Вовлечение   родителей   в   совместную   деятельность   с   детьми   для повышения воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия учителей, родителей и детей.   Корректировка   воспитания   в   семьях   отдельных   учащихся:   оказание психолого­педагогической   помощи   в   воспитании   талантливых, одаренных   учащихся;   оказание   родителям   психолого­педагогической помощи   в   решении   трудных   вопросов   воспитания;       индивидуальная работа с неблагополучными семьями.   Взаимодействие   с   общественными   организациями   родителей: родительскими комитетами, школьными советами и т.д К основным направлениям деятельности педагогов и родителей   относится: познавательная   сфера   жизни;   поддержка   физического   здоровья     учащихся; развитие   творческого   потенциала;   поддержка   одаренных   детей;   социальная поддержка  и профилактика безнадзорности. В   течение   всей   своей   практической   деятельности   мы   пытаемся   сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как   относятся   к   школе   родители,   зависит   и   отношение   к   ней   их   детей.   Если родители педагогам доверяют, значит, и дети школе доверяют тоже. А это очень хороший фундамент для сотрудничества, для общего успеха. Главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия школы и родителей   является   изучение   воспитательного   потенциала   семьи   (семейной атмосферы,   окружающей   ученика).   Важную   роль   в   системе   взаимодействия   с семьями играют школьные традиции: общешкольные и классные ключевые дела (традиционная новогоднее представление, концерты, праздники, Дни здоровья, и т.д.);  соуправление школой (классные родительские комитеты); информационная среда   школы   (стенды,   уголки   для   родителей,   сайт   школы,   лектории, общешкольные   родительские   собрания).   В   основу   взаимодействия   положены ценности   творчества,   здоровья,   мира,   взаимной   открытости,   диалога   и сотрудничества,   направленные   на   совместную   помощь   ребенку   в   становлении личности. Родители стараются принимать посильное участие в общешкольной и классной жизни. На первый взгляд кажется, что все в школе благополучно. Но почему   не   во   всех   классах   на   родительских   собраниях   мы   увидим   большое количество родителей? Почему часто слышим жалобы на то, как трудно привлечь родителей   в   школу?   Как   сделать   общение   с   родителями   живым?   Как   создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? На эти вопросы мы постоянно пытаемся найти ответы.  Немаловажным фактором при проведении  мероприятий является   присутствие   не   только   матерей,   но   и   отцов.   Такая   связь   поколений является   наиболее   эффективным   способом   для   передачи   социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий как гражданская позиция, долг, доброта, честь, порядочность, честность.         Родители должны осознать, что с  ребенком необходимо общаться как с равным,   отказаться   от   действий   с   позиции   силы,   относиться   к   нему,   как   к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании. Надо жить жизнью своих детей. Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе. Совместные дела со   своими   детьми   способствуют   пониманию   того,   что   воспитание   детей   ­   это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать,   помогают   найти   язык   общения,   положительно   воздействуют   на личностное   развитие   ребенка.     Общие   дела   и   интересы   сплачивают   детей   и родителей.  ВЫСТУПЛЕНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.         СРЕДНЕЕ ЗВЕНО. Основная   и   главная   задача   педагога   –   сделать   семью   своим   союзником, единомышленником,  создать   демократичный   стиль   отношений.  Учитель   должен обладать   большим   терпением   и   тактом.   У   наших   родителей   много   проблем   и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.  Повышенная   тревожность   родителей   в   вопросе   успешности   обучения   своих детей   обостряет   у   них   страхи   перед   школой,   которые,   в   свою   очередь, проявляются   в   определенных   формах   поведения,   не   всегда   оказывающих позитивное влияние на детей. Отмечаются следующие типичные страхи родителей: – страх перед тем, что ребенок не получит хорошего образования, а значит, не займет   достойного   места   в   жизни.   Причем   понятие   «хорошая   школа»   часто отождествляется ими с понятием «престижная школа». Возможности ребенка, его комфортность зачастую во внимание не принимаются вообще; – страх перед тем, что учитель не полюбит, не примет ребенка со всеми его проблемами.   И   здесь   родители   либо   стараются   наладить   личные   отношения   с учителями, либо начинают выступать в роли экспертов действий педагогов; –   страх,   что   ребенка   будут   обижать   в   школе.   В   этом   случае   мы   часто сталкиваемся   с   заменой   воспитания   у   ребенка   умения   взаимодействовать   с другими детьми воспитанием агрессивности; –   страх   перед   неделикатностью   школы   в   отношении   индивидуальных особенностей   детей,   он   порождает   скрытность   родителей,   затрудняет конструктивность взаимодействия. Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием «принять меры»   без   педагогического   анализа   причин,   результатов   наблюдения,   дачи рекомендаций сегодня неприемлемо. Есть непреложные законы этики отношений «учитель – родители». Например, нельзя   начинать   разговор   с   родителями   с   обсуждения   недостатков   ученика; наоборот,   в   первую   очередь   желательно   подчеркнуть   положительные   стороны воспитанника и одобрить их. А если говорить о недостатках, то только с позиции их   относительного   характера,   возможностей   устранения.   Всегда   надо   помнить: какими бы недостатками ни обладал воспитанник, для родителей он родное дитя. Часто мы своей нетерпимостью и категоричностью провоцируем родителей на конфликт. Иногда  он  становится  затяжным, когда  ни  родители, ни  учитель  не хотят увидеть в этом своей вины. Случается,   что   родители   в   результате   беседы   сознают   свою   неправоту   или готовы   пойти   на   компромисс.   Мастерство   педагога   заключается   в   том,   чтобы помочь родителям достойно выйти из неприятной ситуации. В ходе общения с родителями   важно   добиваться   создания   атмосферы   взаимного   доверия, психологического  комфорта. Нужно  уметь  слушать,  уметь  расположить   к  себе отцов и матерей. Безусловно,   всегда   легче   работать   с   семьей,   где   родители   охотно   идут   на контакт с учителем. А как быть с неблагополучными семьями? Тут выступают другие   приемы   и   решения.  Они   более   трудны   и   кропотливы.   Борьба   с   общим неблагополучием в семье не всегда приводит к успеху. Многие учителя с этого и начинают,   но   когда   убеждаются,   что   не   получается,   используют   то,   что   им подвластно, – меняют обстоятельства жизни ребенка в школе. Окружают ученика вниманием и заботой, дают возможность почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помогают пережить радость успеха. Словом, повышают социальную роль ученика в общении с одноклассниками, играх, учебной деятельности. Но не надо   торопиться   отгораживаться   от   родителей   из   неблагополучных   семей. Говорят,   что   капля   камень   точит.   Необходимо   попытаться   заставить   и   таких родителей задуматься над тем, что от них зависит будущее их детей. Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать отцам и матерям добрый совет, как им поступить, если ребенок плохо учится, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков. Сегодня   многое   из   этого   можно   найти   в   педагогических   журналах,   газетах, книгах   по   проблемам   воспитания.   Все   это   так.   Но   все   же   никакая   книга   или журнальная статья не могут оказать конкретную практическую помощь отцам и матерям ученика, придать стройность и логическую взаимосвязанность причин и следствий того или иного педагогического явления. Только учитель. В каждом отдельном случае необходимо искать новые, эффективные подходы в работе с семьей, отвечающие потребностям родителей. Деятельность   педагогического   коллектива   по   организации   работы   с родителями реализует следующие цели: 1. Просветительская  – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми. 2. Консультативная  – совместный психолого­педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков. 3.   Коммуникативная  –   обогащение   семейной   жизни   эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей. Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат: – в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность   ее   восприятия,   уважительное   отношение   к   педагогическому коллективу; –   в   среднем   и   старшем   звеньях   –   сформированность   понимания   сильных   и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии. В   то   же   время   в   работе   с   родителями   существует   несколько   запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики: Первый   запрет  –   это   запрет   на   установление   таких   личных   отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса   и   формируют   ситуации,   когда   учитель   идет   за   родителями,   а   не выступает   ведущим.   Отношения   педагога   с   родителями   должны   носить преимущественно   деловой   характер   и   касаться   развития   ребенка   в   учебно­ воспитательном процессе. Второй  запрет  –   это   запрет   на   обсуждение   с   родителями   внутришкольных отношений.   Должно   стать   непреложным   правилом:   все   вопросы   и   претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются. Третий запрет – запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются   исключительно   поступки   ребенка,   динамика   его   развития, эмоциональные реакции и т. п. Учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Их союз   на   благо   ребенка   дает   возможность   выявить   сильные   стороны   каждого   и скорректировать возможные ошибки. ВЫСТУПЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА. Конфронтация семьи и школы достигла своего предела. Семья не всегда верит   школе.   Школа   отвечает   семье   тем   же,   обвиняя   родителей   за   полное отсутствие   семейного   воспитания   и   распущенность   маленьких   дикарей, наполняющих школу. Ситуация усугубляется еще тем, что на открытый конфликт не   идет   ни   одна   из   сторон:   семья   осторожно   ведет   себя,   охраняя   ребенка   от педагогического   гнева,   а   школа   из­за   растерянности   перед   сложившимися обстоятельствами сегодняшней семьи робеет перед ней как перед сильным врагом своим. Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему. Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, ­ она чрезвычайна важна и   необходима.   Но   иногда   требуется   присутствие   некоего   тритейского   судьи. Сейчас   предлагается   масса   вариантов   оказания   психологической   поддержки семье. Советы, рекомендации и т.д. можно получить, обратившись в специальные центры,   звоня   по   телефону   доверия.   Коллектив   нашей   школы   неоднократно обращался для различного рода консультаций в Г(О)БОУ  ПМСС­Центр. ВЫСТУПЛЕНИЕ СОТРУДНИКА Г(О)БОУ ПМСС­Центра. Семья   –   первая   общественная   ступень   в   жизни   человека.   Она   с   раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети обретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки  жизни в обществе. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся   личность   от   родителей.   Мы   можем   и   должны   педагогически целенаправить,   обогатить,   усилить   положительные   внешкольные   влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах   нейтрализовать   отрицательные   влияния,   используя   профессиональные возможности.      Предлагаю поработать в группах. Разберем несколько проблемных ситуаций по предложенной схеме. СХЕМА АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ   Дайте   качественную   оценку   поведения   учителя   и   родителя   в   данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.   Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения.   В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?  Но прежде, чем мы начнем работать,  обратите внимание на правила, которые вы должны соблюдать:  (на стенде)  Равенство всех участников – имя как форма общения  Активность участников (круглый стол не лекция, а общая работа)  Право каждого участника на собственное мнение по любому вопросу  Право поднятой руки (говорить кратко, поочередно, по одному, по теме)  Добровольность  Чувство юмора   Умение слушать и слышать других   Не критиковать    Регламент (не более 5 минут)  В случае нарушения правил воспользоваться жестом открытых ладоней.    . Ну как тебе не стыдно?  . Да это не я ...  (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось? СИТУАЦИЯ 1       Мама пришла в школу по вызову учителя. Мать. Здравствуйте, Мария  Ивановна, получила Вашу записку. Что случилось? Учительница    Ученик молчит. Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За  что тебя выгнали с ИЗО? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку? Ученик. Да я не ... Мать   Ученик   Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему? Учительница. И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются. Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько  ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше  вести? Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись! Мать   (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу!   Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали. Мать. Ну все. Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец  разговаривает. Он из тебя дурь­то выбьет. СИТУАЦИЯ 2 После уроков мама Маши заходит в класс. Мать. Здравствуйте, я пришла поговорить с вами.  Учитель. Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли? Мать. Да?! Я не знала. Учитель. Но у Оли в дневнике есть запись.  Мать. Она мне не показала. Забыла, наверное.  Учитель. О чем вы хотите поговорить? Мать. Я ничего не понимаю. В предыдущей школе Маша была почти отличница... Она   очень   умная   девочка.   Учительница   не   хотела   нас   отпускать,   говорит: “Счастливый тот учитель, к кому попадет ваша дочь!” Но как только мы попали к вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике “4” и “3”. Вот за что сегодня “3” по математике? Учитель. Маша решала у доски примеры. Пока они даются ей с трудом. Надо еще дома потренироваться. Мать. Да мы дома каждый вечер решаем. Как же вы так учите, что нам еще дома доучивать приходится? Учитель.  В Машиных домашних работах часто бывают недочеты в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И вы дома не забывайте об этом. Мать.  Что же, если у моей дочери такой почерк, то вы теперь всегда ей будете занижать оценки? Вы что, даже не понимаете, что этим отбиваете у детей желание учиться? Учитель. Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она бывает   невнимательна.   Отвлекается   сама   и   отвлекает   других,   а   недослушав, допускает ошибки. Мать.  Конечно,   посадили   за   последнюю   парту.   За   последней   партой   даже отличник троечником станет. Учитель. Но я пока не могу посадить ее ближе, Маша высокая девочка. Мать. Ладно, все ясно, нам просто не повезло с учителем. СИТУАЦИЯ  3 Учительница вызвала в школу маму Саши. Разговор состоялся в учительской  во время перемены. Вы   совершенно   перестали   следить Учитель.    Мать. То есть как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по­моему, он приходит чистым.     (раздраженно). Так   что   же   выходит:   я   вам   лгу   и   от   нечего   делать Учитель   вызвала вас в школу?! за   сыном! всегда школу       в     Мать. А собственно, что натворил сын? Он вообще мне все рассказывает. Учитель . Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке музыки, на литературе занимался своим планшетом ... Вы   знаете, Мать.    дома   он   мне   не   дерзит. Учитель. Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведет себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации.   М.,   К. Мать. А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно.   Все   ребята   рассказывают,   что   на   многих   уроках     они   ходят   на головах.   А   по   географии   у   Саши   у   нового   учителя   одни   двойки   стоят.   Сын говорит,   что   все   их   поставили   не   за   знания,   а   за   поведение   –   разве   это справедливо?   В  прошлом   году   он     по   географии   отличником   был,  в  районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашел, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок. Учитель.  А   вы   нам   не   делайте   замечаний,   лучше   сына   воспитывайте! Мать.  А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас. Учитель.  В   таком   случае   мне   с   вами   больше   не   о   чем разговаривать (отворачивается). Мать   Учитель. Ну и мамочка! Докажите ей что­нибудь!     уходит. СИТУАЦИЯ  4 Мама ученика 7 класса пришла за консультацией к классному руководителю. Мать. У моего сына в этом году вдруг стала заметно проявляться агрессивность по отношению к младшему брату, но и не только к нему, а и к своим друзьям. Ему хочется, как мне кажется, быть лидером. Наблюдаем с отцом, что агрессивность в отдельных случаях проявляется и в отношениях с нами. Мы считаем, что семья у нас   благополучная,   все   вопросы   решаем   между   собой   и   с   детьми   спокойно, доброжелательно. В чем причина такого поведения сына, не знаем. Может, что­то происходит в школе? Помогите. СИТУАЦИЯ 5 Девятиклассник   учится   на   “3”   и   “4”,   любит   школу,   уважает   и   выполняет   все требования учителей. С начала нового учебного года в классе меняется учитель биологии. У ученика с первых же уроков не складываются с ним отношения, так как новый преподаватель не смог включить его в работу, а на одном из уроков, в присутствии   всего  класса, дал  иронично отрицательную  оценку  ответа.  Сильно переживая   о   случившемся,   подросток   вначале   перестает   готовиться,   а   затем совсем ходить на уроки биологии, мотивируя тем, что там есть любимые ученики, знающие   все,  а   он   все   равно   ответит   неправильно.  В  конце   триместра,  решает подросток, он сдаст зачет и получит свою “тройку”. О сложившейся ситуации знают учитель биологии и мама ученика. Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя? АНАЛИЗ РАБОТЫ В ГРУППАХ. Педагог в качестве профессионала, наделенного способностью «вводить ребенка в контекст   культуры   и   социальные   отношения»,   не   может   игнорировать   такое глубокое   влияние   на   ребенка   семьи,   он   не   смеет   сердиться   на   детей, воспроизводящих   семейный   стиль   речи,   поведения,   отношения,   не   смеет   и оскорбляться   на   грубые   либо   непристойные   выходки   ребенка,   подражающего кому­то из своего маленького социального мирка. Он только ищет корни такого поведения.  Воспитанный   в   добре   выбирает   зло   не   от   хорошей   жизни.   Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед   собой   образец   уважительного   отношения   к   миру,   образец   помощи   и поддержки,   они   сами   будут   готовы   нести   добро   не   абстрактным   людям,   а человеку, который рядом с ними. Кто­то из древних сказал: «Везде в мире я искал счастье и покой. И лишь в одном месте я нашел это – в своём доме». Наша страна – Россия – наш большой дом. И все мы – родители,   учителя – обязаны создать такой дом, где под его огромной крышей будут жить дружно и семья и школа. Дом, в котором будет комфортно ребенку. Дом, в котором каждый вечер будут зажигаться звезды, равнозначимые, равнонужные, равноважные.  Проект  решения  педагогического совета:  2. 1. Классным   руководителям   использовать   методические   рекомендации   по взаимодействию семьи и школы в работе с родителями, оформленные   в единую памятку.    Привлекать родителей к совместной работе по различным направлениям (совместные   праздники,   участие   в   приглашение   на   выставки   работ учащихся,  совместное   оформление   стенгазет   и   т.д.).    Ответственные: зам. директора Гаврилова О.Н., классные руководители. 3. Разрабатывать     планы   воспитательной   работы     с   учетом   предложения  Ответственные:   классные учителей,   родителей,   учащихся   школы. руководители. 4. Классным   руководителям   при   определении   тематики     родительских собраний   учитывать   мнение   родителей   и   чаще   использовать нетрадиционные формы проведения собраний. 5. Продолжить   знакомство   с   существующими   в   сегодняшней   педагогике подходами   и   концепциями   воспитания,   определяющими   взаимодействие семьи   и   школы,   через   семинары,   консультации,   конференции,   открытые уроки и т.д. 6. Проводить   анкетирования   родителей   учащихся   “Удовлетворенность учебным процессом и внеклассной деятельностью” (администрация) 8. 7. Активизировать   работу   классных   родительских   комитетов   посредством заинтересованных   родителей. привлечения   инициативных   и   (Ответственные – классные руководители) .   Социально­психологической   службе   школы   оказывать   практическую   и методическую   помощь   и   поддержку   классным   руководителям   в организации   работы   с   родителями.   психолог, социальный педагог). 9. Продолжить практику проведения  тематических лекториев для родителей учащихся (Ответственный – зам. директора)  (Ответственные   ­

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"

Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы во имя личностного развития школьника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017