Педагогическое творчество и специфика деятельности учителя изобразительного искусства
Оценка 4.7

Педагогическое творчество и специфика деятельности учителя изобразительного искусства

Оценка 4.7
docx
10.12.2019
Педагогическое творчество и специфика деятельности учителя изобразительного  искусства
Айрапетян И.М. Педагогическое творчество и специфика деятельности.docx

Педагогическое творчество и специфика деятельности

учителя изобразительного  искусства

Существенной стороной педагогического мастерства является  педагогическое творчество. Ведь педагогический труд всегда творческий, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педаго­га, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Специфика педагогического творчества видится в том, что оно способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого.

Творческую личность отличает особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Е.С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память. Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше.

Педагогическое творчество имеет ряд особенностей (В.И. Загвязинский,

Н.Д. Никандров):

1.     Регламентированность во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, раз­работка, реализация смысла и др.) жестко связаны между собой во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому. Если в деятельности профессионального художника часто необходи­мы паузы между этапами творческого акта, то в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства они практически исключены. Педагог ограничен во времени количеством часов, отво­димых на изучение конкретной темы, раздела и др.

2.     Отсроченность результатов творческих поисков педагога. Результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, в готовых работах и оцениваются весьма частично и отно­сительно. Развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности учителя позволяют на основе частичных резуль­татов предвидеть и прогнозировать результат его профессионально- педагогической деятельности.

3.     Сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели. Атмосфера творческого поиска в учительском и ученическом коллективах выступает мощным стимули­рующим фактором. Учитель как специалист в области изобразительного искусства в ходе образовательного процесса демонстрирует своим уча­щимся творческое отношение к профессиональной деятельности.

4.   Зависимость проявления творческого педагогического по­тенциала учителя от методического и технического оснащения образовательного процесса. Стандартное и нестандартное учебное оборудование, техническое обеспечение, методическая подготовлен­ность учителя и психологическая готовность учащихся к совместному поиску характеризуют специфику педагогического творчества.

5.     Умение учителя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение учащихся. Способность педагога организовать общение с учащимися как творческий процесс, как диалог, не подавляя их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации. Педагогическое творчество, как правило, совершается в условиях открытости, публичности деятельности; реакция класса может сти­мулировать учителя к импровизации, раскованности, но может и подавлять, сдерживать творческий поиск.

Список литературы:

 

1.     Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990.

2.     Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975.

3.     Боголюбов Н.С. Проблемы эстетического воспитания учащихся средствами скульптуры на внешкольных занятиях. Дис. .канд. пед. наук. - М., 1968.

4.     Боголюбов Н.С. Развивающее обучение в изобразительном искусстве// В сб. науч. тр.: ДПИ в системе эстетического воспитания. -М.: МПГУ, 1990.

5.     Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: ОМС, 1994.

6.     Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983.

7.     Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987. 

8.     Психолого-педагогический словарь/ Под ред. . М.: Педагогика, 1998. 

9.     Ушачев В.П. Творчество в системе образования: Монография. М., 1995.

Педагогическое творчество и специфика деятельности учителя изобразительного искусства

Педагогическое творчество и специфика деятельности учителя изобразительного  искусства

Педагогическое творчество и специфика деятельности учителя изобразительного искусства

Педагогическое творчество и специфика деятельности учителя изобразительного  искусства

Педагогическое творчество и специфика деятельности учителя изобразительного искусства

Педагогическое творчество и специфика деятельности учителя изобразительного  искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2019