Актуальность проекта - ослабленное чувство национального долга у детей младшего школьного возраста, низкие знания исторических и культурных корней нашего общества. Если ребенок будет знать историю своей страны, имена выдающихся людей, любить свою родину, то и в обществе будут происходить кардинальные изменения.
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле .
Тема образовательного проекта
«Патриотическое воспитание младших школьников»
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать!..
Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине,
семье – один из основополагающих принципов государственной политики в
области образования. В настоящее время патриотическое воспитание
становится важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются
самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений
в работе педагога начальных классов. Именно, в этом возрасте происходит
активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в
жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того
или иного способа поведения.
В настоящее время проблема патриотического воспитания детей очень
актуальна, т.к. коренным образом меняются отношения гражданина России с
государством и обществом.
Актуальность проекта ослабленное чувство национального долга у детей
младшего школьного возраста, низкие знания исторических и культурных
корней нашего общества. Если ребенок будет знать историю своей страны,
имена выдающихся людей, любить свою родину, то и в обществе будут
происходить кардинальные изменения.
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той
объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих
патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле .Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения
воспитать из каждого ребёнка настоящего гражданина своего Отечества,
людей, понастоящему любящих свою Родину, а так же найти средства,
формы образовательного процесса.
Формы работы по патриотическому воспитанию
создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
тематические занятия;
беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших
людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий
подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов,
телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;
взаимодействие с родителями;
взаимодействие с социумом..
Цель проекта: воспитание патриотического чувства у младших школьников.
Задачи проекта:
воспитание чувства гордости за свою страну, регион, родной край, за его
▪
историческое и героическое прошлое;
формирование активной гражданской позиции и самосознание гражданина
▪
Российской Федерации;
▪
воспитание уважения к Конституции, государственной символике, родному
языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны и
малой родины;
▪
изучение живой национальной культуры, народного искусства;
▪
формирование толерантности школьников через пробуждение и укрепление
родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и
младшим членам семьи, к близким людям, одноклассникам;▪
приобщение младших школьников к духовному наследию, богатствам
отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к
высоким образцам российской и мировой культуры.
Участниками проектной деятельности являются учителя. ученики и
родители. Сотрудничество семьи и школы одна из “вечных” проблем
педагогики. Сегодня, очевидно, что воспитывать ребенка изолированно от
общества нельзя, надо научить его оценивать и “фильтровать” социальные
воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное. В этом помогает
семья.
Школа и семья это два социальных института, от согласованных действий
которых, зависит эффективность процесса патриотического воспитания
ребенка. Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего
детства.
Благодаря патриотическому воспитанию у младших школьников
формируется правильное отношение к родной стране – ценности и уважение
важных событий прошлого и нынешние достижения наших сограждан,
объяснение понятий добродетели и зла, сформированное представление о
значимости России и ценности этой страны.
Патриотическое воспитание младших школьников – это дело не только
школы, здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи каждого
ученика, каждого гражданина страны.
В результате осуществления Проекта ожидается:
повышение эффективности патриотической работы;
повышение качества мероприятий по организации и проведению
патриотической работы с детьми и подростками;
формирование гражданской грамотности учащихся; внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;
обеспечение духовнонравственного единства в школе, снижение
степени идеологического противостояния;
развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых
традиций нашего края.
увеличение числа обучающихся, желающих вступить в отряд «Юнармия».
Вид педагогического проекта:
• по месту – школьный;
• по масштабу –коллективный ;
• по времени –долгосрочный ;( 14 класс)
• по характеру приоритетной деятельности частично исследовательский,
поисковый;
• по содержанию –интегративный ;
• по территории – внутришкольный.
Этапы реализации проекта.
1 класс «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…».
2 класс «Я люблю страну, регион, район и малый дом».
3 класс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».
4 класс «Нас много, а родина одна – Россия»
Работа ведётся по основным направлениям.
1. «Ученик – патриот и гражданин
Цель направления: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
».
правам, свободам и обязанностям человека. Патриотизм одна из важнейших
черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должновырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к
его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:
Проектная работа «Детство, опаленное войной»;
Сбор общешкольного банка данных «Бессмертный полк» «Мы
правнуки Победы»;
Исследовательская
города»;
работа «Их именами названы улицы нашего
Участие в школьных и муниципальных конкурсах стихов на
патриотическую тему;
Проведение праздников и литературномузыкальных
фестивалей,
посвященных славным датам нашего Отечества. Встречи с ветеранами.
2 «Ученик и Отечество».
Цель: способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её
истории, традициях, культуре и о родном крае, воспитывать любовь к своему
краю, родному городу, как к малой Родине.
Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:
Посещение музеев;
Исследовательская работа «Богатства, отданные людям»;
Проведение народных праздников;
3. «Ученик и семья».
Именно семья с малых лет ребенку прививает основы духовности и
нравственности, воздействует на человека посредством общественного
мнения. В семье приобщали и к разным жанрам фольклора, и к различнымвидам ремесла. Семья растила не просто ребенка, она воспитывала будущих
матерей и отцов.
Изучая историю своей семьи, дети составляют родовое древо своей семьи,
собирают старые фотографии, изучают семейные архивы, находят старые
вещи, описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.
Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:
Проектная работа «Моя родословная;
Выставка поделок «У мамы руки золотые»;
Состязания «Папа, мама и я – спортивная семья»;
Состязания «Мамины помощницы» к 8 Марта;
4. «Ученик и его отношение к природе»:
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:
Экологическая акция «Помоги птицам зимой» (изготовление и
развешивание кормушек для зимующих птиц);
Спортивный праздник «День здоровья», «Веселые старты»;
Участие в конкурсе рисунков «Зеленая планета»;
Изготовление поделок из бросового материала;
Театральная постановка «Живая экологическая сказка»
5. «Ученик и его нравственность».
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
С этим направлением связаны такие понятия, как справедливость,
милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства
человека, равноправие, ответственность и чувства долга, забота и помощь,
мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести,
толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:
Посещение интерактивных занятий в музеях; Классные часы и беседы;
Акция «Дети детям», «Белый цветок»;
Совместные родительские собрания детей и родителей;
Праздники для мам и бабушек;
6. «Ученик и Мир прекрасного».
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях это красота, гармония,
духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве
и искусстве.
Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:
Участие в выставках и конкурсах разного уровня: «Рождественские
мотивы», «Пасха глазами детей»,
Участие в праздничных концертах с художественными номерами;
Посещение библиотечных занятий внеурочной деятельности;
Посещение местных и региональных музеев и выставок картин;
Промежуточный результат.
На основе реализации данного проекта дети расширили свой кругозор. у
учащихся было выявлено повышение культуры поведения со сверстниками,
родителями. У них развился интерес к истории и традициям родного края.
Обучающиеся стали более дружными, добрыми, отзывчивыми. получили
навыки бесконфликтного общения.
Итоги проделанной работы публикуются на сайте гимназии
«Патриотическое воспитание младшего школьника» для обмена и обобщения
опыта работы. защита проектов, на котором ребята рассказывают о своихисследованиях и представляют результаты в виде публикаций, презентаций,
альбомов и даже стихов собственного сочинения о родном городе, родной
гимназии и стране, участие в различных акциях. Большим событием этого
учебного года стало принятие учащихся начальной школы в ряды юнармии.
Перспективы дальнейшего развития.
1. Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса
и информационной грамотностью учащихся начальных классов;
2.
3.
Привлечение родителей к вопросам нравственнопатриотического
воспитания детей..
Распространение опыта работы на странице школьного сайта
«Патриотическое воспитание в начальной школе» где все учителя
делятся своим опытом, выкладывают разработки и фотографии с
проводимых мероприятий, акций.
Опыт работы показал, что проект реалистичен и может быть использован
учителями других школ.
« Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или
городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет
необходимости это доказывать». Д. С. Лихачев