Образовательный проект «Патриотическое воспитание младших школьников»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 29.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность проекта - ослабленное чувство национального долга у детей младшего школьного возраста, низкие знания исторических и культурных корней нашего общества. Если ребенок будет знать историю своей страны, имена выдающихся людей, любить свою родину, то и в обществе будут происходить кардинальные изменения. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле .
Иконка файла материала Тема образовательного проекта.docx
Тема образовательного проекта  «Патриотическое воспитание младших школьников»                                                                           Если не мы, то кто же                                                                              Детям нашим поможет                                                                                 Россию любить и знать.  Как важно – не опоздать!..        Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области   образования.   В   настоящее   время   патриотическое   воспитание становится важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.      Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Именно, в этом возрасте происходит активный  процесс  накопления  знаний  о положительном  и отрицательном  в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения.          В настоящее время проблема патриотического воспитания детей очень актуальна, т.к. коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом.  Актуальность проекта  ­ ослабленное чувство национального долга у детей младшего   школьного   возраста,   низкие   знания   исторических   и   культурных корней нашего общества. Если ребенок будет знать историю своей страны, имена   выдающихся   людей,   любить   свою   родину,   то   и   в   обществе   будут происходить кардинальные изменения.           Патриотическое   воспитание   младших   школьников   должно   стать   той объединяющей   силой,   которая   сможет   вырастить   поколение   настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле .Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения воспитать   из   каждого   ребёнка   настоящего   гражданина   своего   Отечества, людей,   по­настоящему   любящих   свою   Родину,   а   так   же   найти  средства, формы образовательного процесса.  Формы работы по патриотическому воспитанию ­ создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию; ­ тематические занятия; ­беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших  людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий  подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов,  телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ; ­ взаимодействие с родителями; ­ взаимодействие с социумом.. Цель проекта: воспитание патриотического чувства у младших школьников.  Задачи проекта:  воспитание чувства гордости за свою страну, регион, родной край, за его  ▪ историческое и героическое прошлое;  формирование активной гражданской позиции и самосознание гражданина  ▪ Российской Федерации; ▪   воспитание уважения к Конституции, государственной символике, родному  языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны и  малой родины;  ▪ изучение живой национальной культуры, народного искусства;  ▪ формирование толерантности школьников через пробуждение и укрепление  родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и  младшим членам семьи, к близким людям, одноклассникам;▪   приобщение младших школьников к духовному наследию, богатствам  отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к  высоким образцам российской и мировой культуры.         Участниками   проектной   деятельности   являются   учителя.   ученики   и родители.   Сотрудничество   семьи   и   школы   ­   одна   из   “вечных”   проблем педагогики.   Сегодня,   очевидно,   что   воспитывать   ребенка   изолированно   от общества   нельзя,  надо   научить   его   оценивать   и  “фильтровать”  социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное. В этом помогает семья.     Школа и семья ­ это два социальных института, от согласованных действий которых,   зависит   эффективность   процесса   патриотического   воспитания ребенка. Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства.          Благодаря   патриотическому   воспитанию   у   младших   школьников формируется правильное отношение к родной стране – ценности и уважение важных   событий   прошлого   и   нынешние   достижения   наших   сограждан, объяснение   понятий   добродетели   и   зла,   сформированное   представление   о значимости России и ценности этой страны.       Патриотическое воспитание младших школьников – это дело не только школы,  здесь   должна   присутствовать   поддержка   и   участие   семьи   каждого ученика, каждого гражданина страны. В результате осуществления Проекта ожидается: ­ повышение эффективности патриотической работы; ­ повышение   качества     мероприятий   по   организации   и   проведению патриотической работы с детьми и подростками; ­ формирование гражданской грамотности учащихся;­ внедрение новых форм  и методов работы по данному направлению;  ­ обеспечение   духовно­нравственного   единства   в   школе,   снижение степени идеологического противостояния; ­ развитие   толерантности   и     сохранение     славных   боевых   и   трудовых традиций нашего края. ­ увеличение  числа  обучающихся, желающих вступить в отряд «Юнармия». Вид педагогического проекта:  • по месту – школьный; • по масштабу –коллективный ; • по времени –долгосрочный ;( 1­4 класс) • по характеру приоритетной деятельности ­ частично­ исследовательский,  поисковый;  • по содержанию –интегративный ; • по территории – внутришкольный.   Этапы реализации проекта.  1 класс «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…».  2 класс «Я люблю страну, регион, район и малый дом».  3 класс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».  4 класс «Нас много, а родина одна – Россия» Работа ведётся по основным направлениям.   1. «Ученик – патриот и гражданин Цель  направления: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к  ». правам, свободам и обязанностям человека. Патриотизм ­ одна из важнейших черт   всесторонне   развитой   личности.   У   младших   школьников   должновырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.  Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:  Проектная  работа «Детство, опаленное войной»;  Сбор   общешкольного   банка   данных   «Бессмертный   полк»   ­     «Мы правнуки Победы»;    Исследовательская   города»;         работа   «Их   именами   названы   улицы   нашего  Участие   в   школьных   и   муниципальных   конкурсах   стихов   на патриотическую тему;    Проведение   праздников   и   литературно­музыкальных     фестивалей, посвященных славным датам нашего Отечества. Встречи с ветеранами.    2 «Ученик и Отечество». Цель: способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре и о родном крае, воспитывать любовь к своему краю, родному городу, как к малой Родине.  Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:  Посещение музеев;  Исследовательская работа «Богатства, отданные людям»;  Проведение народных праздников;  3.  «Ученик и семья». Именно   семья   с   малых   лет   ребенку   прививает   основы   духовности   и нравственности,   воздействует   на   человека   посредством   общественного мнения. В   семье приобщали и к разным жанрам фольклора, и к различнымвидам ремесла. Семья растила не просто ребенка, она воспитывала будущих матерей и отцов. Изучая   историю своей семьи, дети составляют родовое древо своей семьи, собирают   старые   фотографии,   изучают   семейные   архивы,   находят   старые вещи, описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи. Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:  Проектная работа «Моя родословная;  Выставка поделок «У мамы руки золотые»;  Состязания «Папа, мама и я – спортивная семья»;    Состязания «Мамины помощницы» к 8 Марта; 4. «Ученик и его отношение к природе»: Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:  Экологическая   акция   «Помоги   птицам   зимой»   (изготовление   и развешивание кормушек для зимующих птиц);  Спортивный праздник «День здоровья», «Веселые старты»;  Участие в конкурсе рисунков «Зеленая планета»;  Изготовление поделок из бросового материала;  Театральная постановка «Живая экологическая сказка»  5. «Ученик и его нравственность». Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания. С   этим   направлением   связаны   такие   понятия,   как   справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувства долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:  Посещение интерактивных занятий в музеях; Классные часы и беседы;  Акция «Дети детям», «Белый цветок»;  Совместные родительские собрания детей и родителей;  Праздники для мам и бабушек; 6. «Ученик и Мир прекрасного». Цель:   воспитание   ценностного   отношения   к   прекрасному,   формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях ­ это красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:  Участие   в   выставках   и   конкурсах   разного   уровня:   «Рождественские мотивы», «Пасха глазами детей»,   Участие в праздничных концертах с художественными номерами;  Посещение библиотечных занятий внеурочной деятельности;  Посещение местных и региональных музеев и выставок картин; Промежуточный результат.           На основе реализации данного проекта дети расширили свой кругозор. у учащихся было выявлено повышение культуры поведения со сверстниками, родителями. У них развился интерес к истории и традициям родного края.  Обучающиеся   стали   более   дружными,   добрыми,   отзывчивыми.   получили навыки бесконфликтного общения.                    Итоги     проделанной   работы   публикуются   на   сайте   гимназии «Патриотическое воспитание младшего школьника» для обмена и обобщения опыта работы.   защита проектов, на котором ребята рассказывают о своихисследованиях и представляют  результаты в виде публикаций, презентаций, альбомов и даже стихов собственного сочинения о родном городе, родной гимназии   и стране, участие в различных акциях. Большим событием этого учебного года стало  принятие учащихся начальной школы в ряды юнармии. Перспективы дальнейшего развития. 1. Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса  и информационной грамотностью учащихся начальных классов; 2. 3.  Привлечение родителей к вопросам нравственно­патриотического  воспитания детей..  Распространение опыта работы на  странице школьного сайта   «Патриотическое воспитание в начальной школе» где  все учителя  делятся своим опытом, выкладывают разработки  и фотографии с  проводимых мероприятий, акций.   Опыт работы показал, что проект реалистичен и может быть использован  учителями других школ. « Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или  городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет  необходимости это доказывать». Д. С. Лихачев