Педагогическое мастерство
Оценка 4.6

Педагогическое мастерство

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
25.10.2018
Педагогическое мастерство
Публикация является частью публикации:
Восстановление из руин.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ АРК   «ИСКАТЕЛЬ» Красноперекопский городской филиал Секция: историческое краеведение Восстановление из руин Работу выполнила: Орешкина Анастасия, учащаяся 11 класса Красноперекопского учебно­воспитательного комплекса «школа­гимназия» №3                                       Научный руководитель: Василенко Ярослава Евгеньевна, учитель истории Красноперекопского учебно­воспитательного комплекса «школа­гимназия» №3 2                                                     г. Красноперекопск 2013 ТЕЗИСЫ Работу выполнила: Орешкина Анастасия Дмитриевна Красноперекопский городской филиал МАН «Искатель» учащаяся 11 класса  Красноперекопского учебно­воспитательного комплекса «школа­гимназия» №3 Научный руководитель: Василенко Ярослава Евгеньевна, учитель истории КУВК «школа­гимназия» №3 В   период   Великой   Отечественной   войны   немецко­фашистские   захватчики уничтожили   и   разрушили   на   территории,   подвергшейся   немецкой   оккупации, 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся. Поэтому одной из важнейших   задач   послевоенных   лет   в   области   школьного   образования   было осуществление обучения детей во всей стране.  Тема работы актуальна, так как сейчас, мы, ученики XXI века, имеем в своем распоряжении   все   школьные   принадлежности   и   технику,   начиная   от   телефонов, заканчивая   ноутбуками,   мало   внимания   уделяем   образованию.   Хотя   выучить материал   нам   легче,   чем   детям,   которые   учились   во   время   или   после   войны. Несмотря   на   голод,   холод,   разруху,   нехватку   самого   элементарного   –   листка   и ручки, у них было желание учиться, ходить в школы, в которых, чаще всего, не было даже   парт.   Целью   исследовательской   работы   является   анализ   восстановления образования, а именно школ в послевоенный период (1945 – 1955 гг.) Информация, полученная при написании исследовательской работы, может быть использована на уроках истории в 11 классе, во внеурочных мероприятиях.  В восстановлении образования большую роль сыграли педагоги, воспоминания которых помогают лучше понять процесс возрождения школ. Большинство учителей, проживающих   в   г.   Красноперекопске   не   коренные   жители,   а   переехали   сюда   из разных   городов   Советского   Союза.   Тем   самым,   они   являются   свидетелями восстановления образования исследуемого периода, не только в нашем городе, но и в Орловской области (Фомина В. Г.), Краснодарском крае (Офицеро­ ва М.Л.). СОДЕРЖАНИЕ 3 ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4 РАЗДЕЛ 1 Образование в СССР................................................................................6 РАЗДЕЛ 2 Фомина Валентина Гавриловна............................................................10 РАЗДЕЛ 3 Офицерова Мария Лукьяновна.............................................................12 РАЗДЕЛ 4 Средняя школа № 28..............................................................................14 РАЗДЕЛ 5 Кузнецова Неонила Михайловна..........................................................16 РАЗДЕЛ 6 Воспоминания выпускников школ  Красноперекопского района.....................................................................................17 ВЫВОДЫ...................................................................................................................19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................20 ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................21 4 ВВЕДЕНИЕ В   период   Великой   Отечественной   войны   немецко­фашистские   захватчики уничтожили   и   разрушили   на   территории,   подвергшейся   немецкой   оккупации, большое количество школ. Изучая тему «Великая Отечественная война 1941­1945 гг. » на уроках истории, мне стало известно, что из всех сфер культуры в Украине во время   войны   очень   сильно   пострадало   образование.   Погибли   тысячи   учителей, преподавателей, большая часть учебных заведений лежала в руинах.  На удивление, восстановление страны прошло очень быстро,  за одну пятилетку, хотя иностранные эксперты предполагали, что на это уйдет не один десяток лет.  Актуальность работы:  Тема работы актуальна, так как сейчас, мы, ученики XXI  века, имеем в своем распоряжении все школьные принадлежности и технику, начиная от телефонов, заканчивая ноутбуками, мало внимания уделяем образованию. Хотя выучить материал нам легче, чем детям, которые учились во время или после войны. Несмотря на голод, холод, разруху, нехватку самого элементарного – листка и ручки, у них было желание учиться, ходить в школы, в которых, чаще всего, не было даже парт.  Цель   работы:  Целью   исследовательской   работы   является   анализ восстановления образования, а именно школ в послевоенный период (1945 – 1955 гг.) Для выполнения цели были поставлены задачи. Задачи: 1. Изучить процесс восстановления образования после войны. 2.   Проанализировать   свидетельства   учителей   о   послевоенном периоде. 5                 3.   Сравнить   состояние   материальной   базы   школ   послевоенного периода.                           4. Сопоставить восстановительные процессы в разных частях СССР. Объект   исследования:  восстановление   образования  после   Великой Отечественной войны 1941­1945 гг. Предмет   исследования:  учителя,   помогавшие   восстанавливать   образование после Великой Отечественной войны 1941­1945 гг. Практическая   значимость.    Информация,   полученная   при   написании исследовательской работы, может быть использована на уроках истории в 11 классе, во внеурочных мероприятиях.  Методы: В работе были использованы методы: исторический, логический. При написании   научной   исследовательской   работы   были   использованы   материалы школьной   и   городской   библиотек,   материалы   архива   Красноперекопского городского совета. Определенная часть материала была взята в школьном архиве КУВК «школа ­ УПК»   №1.   Были   проведены   интервью   с   Фоминой   Валентиной   Гавриловной, Офицеровой   Марией Лукьяновной, Кузнецовой Неонилой Михайловной,   которые стали   главным   источником   информации   их   жизни,   В   работе   использованы воспоминания учеников школ Красноперекопского района, получавших образование в первую послевоенную пятилетку. 6 РАЗДЕЛ 1 Образование в СССР В   период   Великой   Отечественной   войны   немецко­фашистские   захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся немецкой оккупации, 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся [1, стр. 39].Но и в эти годы Коммунистическая   партия   и   советское   правительство   делали   всё   возможное   для развития и совершенствования общеобразовательные школы. Были созданы школы для рабочей и сельской молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно­патриотическое воспитание школьников и т. д. В 1946 году была проведена проверка успеваемости учащихся. Результаты ее были   неутешительны.   Уровень   знаний   школьников,   по   сравнению   с   довоенным временем, резко упал. Также хромала материально­техническая база. Поэтому одной из важнейших задач послевоенных лет в области школьного образования   было   осуществление   всеобщего   обучения   детей   во   всей   стране. Государственный   план   развития   народного   хозяйства   на   1946­1950   гг. предусматривал доведение числа начальных, семилетних и средних школ до 193 тыс., а количества учащихся – до 31,8 млн. человек с тем, чтобы обеспечивать всеобщее обучение детей с семилетнего возраста, как в городе, так и в деревне[2, стр. 71]. В Постановлении   Совета   Министров   РСФСР   от   26   января   1949   г.   говорится   о повсеместном   вовлечении   в   школу   всех   детей   и   подростков,   не   имеющих 7 законченного начального образования, о полном охвате в городах и рабочих поселках детей и подростков семилетней школой и дальнейшее увеличение числа учащихся, заканчивающих   среднюю   школу;   в   сельской   местности   перевод   в  V  классы   всех детей, оканчивающих начальную школу, и увеличение числа учащихся, обучающихся в семилетней и средней школе [3, стр. 35]. В области образования происходили только количественные изменения. Уже к концу   первой   послевоенной   пятилетки   ассигнования   на   школьное   образование увеличились   более   чем   в   два   с   половиной   раза   по   сравнению   с   1940   г.   За   10 послевоенных лет в стране было построено и восстановлено более 30 тыс. учебных заведений   на   5   млн.   мест.   Организация   народного   образования   в   первые послевоенные   годы   проходила   в   исключительно   трудных   условиях:   не   хватало школьных   помещений,   учебников,   наглядных   пособий   и   письменных,   ощущался острый недостаток учителей.  Страна   приступила   к   реализации   семилетнего   всеобуча,   повсеместному расширению сети школ­семилеток, созданию лучших условий для посещения детьми семилетних школ (организация подвоза учащихся, создание пришкольных интернатов для детей, живущих вдали от школы, и др.). На основе решения XIX съезда ВКП(б) о постепенном   переходе   ко   всеобщему   среднему   образованию   и   увеличению строительства   школ   в   городах   и   селах   на   70%   по   сравнению   с   предыдущей пятилеткой в союзных и автономных республиках составлялись планы дальнейшего расширения   сети   средних   школ/В   1953/54  учебном   году   в   РСФСР   было   открыто свыше одной тысячи средних школ и принято в восьмые классы 110 тысяч учащихся [4, стр 93] В   1956   году   в   СССР   обучалось   35   505   тысяч   человек   в   разных   учебных заведениях   (в   это   число   не   входят   14,9   миллионов   учащихся   в   школах переподготовки и повышения квалификации кадров). Из них: В общеобразовательных школах — 30 127 тыс. В училищах системы школ трудовых резервов — 1 365 тыс. человек. 8 В техникумах и средних специальных уч. заведениях — 2 012 тыс. В высших учебных заведениях — 2 001 тыс. Число учителей в 1950/51 годах составило 1 475 тысяч; в 1955/56 годах — 1 733  тысячи [5, стр. 71]. Для Крыма первые послевоенные годы были очень тяжёлыми. В 1939 году в регионе работало 1255 школ с 197349 детьми, которых обучало 7411 учителей [6, с.178]. За годы оккупации было полностью разрушено 474 школьных здания и 213 частично.   Были   разрушены   и   разграблены   медицинский   и   сельскохозяйственный, Симферопольский   педагогический   и   Феодосийский   педагогический   институты, 29 техникумов. В таких, наиболее пострадавших городах, как Керчь и Севастополь, не осталось ни одного целого школьного здания. Кроме того, глобальными проблемами стали   острая   нехватка   мебели,   школьного   оборудования,   учебников   и   пособий; кадров,   часть   из   которых   ушла   на   фронт   и   не   вернулась,   часть,   оставшаяся   в оккупации (свыше 50%), нуждалась в переподготовке. Основными путями решения указанных выше и других проблем стали: ­   перевод   экономики   с   военных   на   гражданские   рельсы,   что   позволяло перераспределить часть высвобождающихся средств в сферу образования; ­ массовое привлечение населения, ещё с 1944 года, на восстановительные работы, что позволило ввести в строй 32 городских и 97 сельских школы соответственно на 2290 и 10179 ученических мест; ­ организация, как и 20 лет назад, краткосрочных курсов для молодёжи, имеющей 9­ 10 классов образования и желающих работать учителями младших классов; ­   проведение   двухмесячных   курсов   переподготовки   учителей   начальных   и семилетних школ, на которых обучилось 800 человек; ­   активизация   подготовки   учительських   кадров  в  трёх   педагогических   вузах,  что позволило к 1950 году иметь 5625 учителей, из них 40,9% с высшим и неполным высшим образованием, а 3000 имели среднее специальное образование; 9 ­ открытие новых школ в городах и рабочих посёлках за счёт бюджета, а в колхозах – за их средства; в 1950 году было построено 4 городских на 1480 и 5 сельских школ на 1120 мест; ­   стимулирования   нелёгкого   труда   школьных   учителей,   когда   в   1949   году   за безупречную работу 329 крымских учителей были награждены орденами и медалями, а ряду из них присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»; другие.                       Проводимая   работа   позволила   увеличить   количество   средних общеобразовательных школ с 48 в 1945/1946 учебном году с 24445 учащимися до 57 в 1950/1951­м до 39883 учениками [7, с.27].              Особенно быстро росла сеть средних школ в сельской местности Крыма, где их число в 1950/1951 учебном году составило 24 или 42,1% их общей численности в регионе. Однако   в работе  системы  школьного  образования  имели  место  и  серьёзные недостатки:   низкая   успеваемость,   что   вело   к   большому   числу   второгодников; высокий процент, как и в дореволюционный период, первые годы советской власти, отсеиваемость   учащихся.   Так,   по   итогам   1952/1953   учебного   года   в   школах Севастополя   число   неуспевающих   составило   14%,   1213   человек   получили переэкзаменовку на осень, а 704 остались на второй год. В течении учебного года по различным причинам из школ города досрочно выбыли 1200 человек . Особое   внимание   уделялось   расширению   сети   школ   рабочей   и   сельской молодёжи, что позволило увеличить их численность соответственно с 16 и  27 с 2055 и 429 учащимися в 1945/1946 учебном году до 42 и 44 с 8588 и 1233 учащимися в 1952/1953 учебном году [7, с.33]. В восстановлении образования большую роль сыграли педагоги, воспоминания которых помогают лучше понять процесс возрождения школ. Большинство учителей, проживающих   в   г.   Красноперекопске   не   коренные   жители,   а   переехали   сюда   из разных   городов   Советского   Союза.   Тем   самым,   они   являются   свидетелями восстановления образования исследуемого периода, не только в нашем городе, но и в Орловской области (Фомина В.Г.), Краснодарском крае                 (Офицерова М.Л.). 10 РАЗДЕЛ 2 Фомина Валентина Гавриловна Фомина Валентина Гавриловна родилась 4 октября 1932 года в г. Воронеже. Жила   там   до   1941   года   с   мамой,   Курбатовой   Ольгой   Федотовной,   папой, Курбатовым Гаврилом Михайловичем, и старшей сестрой, Клавдией Гавриловной. Валентина вместе с сестрой ходила в школу № 18. В 1941 г. закончила первый класс и  летом поехала к бабушке, Белокопытовой Анне Федоровне в г. Задонск Орловской области.   Именно  в  г.  Задонске   Валентина   столкнулась  с понятием  война. Через неделю мама с папой забрали ее, сестру, и они поехали в свой родной город Воронеж. Но в 1942 году они эвакуировались в Задонск, так как   их дом в Воронеже был полностью разрушен. К счастью, в Задонске оккупации не было, так как им пришлось бы несладко, ведь  отец, Курбатов Михаил был заядлый коммунист, а брат матери, Дмитрий Федотович, – партизаном.   Как вспоминает Валентина Гавриловна, в 25 км от города проходила линия фронта. Поэтому часто в сосновый бор, находящийся возле   дома   Валентины,   привозили   раненых.   Валя   с   подружками   кормили,   поили раненых, которые лежали прямо на земле на ветках. Большая часть мужчин ушла на фронт, женщины работали на фабриках, поэтому подростков отправляли работать в колхозы,   они   там   работали   в   поле,   вязали   снопы.   В   городе   был   голод,   поэтому особым лакомством считался хлеб с сахаром, который выдавался в школе. Основным 11 занятием   было   чтение   и   вязание.   Вязали   при   лампе,   (коптилке),   а   все   изделия отправляли на фронт. Именно в эти годы у девочки Вали зародилось желание стать учителем. В   1948   году   она   пошла   учиться   в   Задонское   педучилище.   В   1951   году закончила  его и  была  направлена  работать  учителем математики   в 5­7  классах  в семилетней   Космодемьяновской   школе   Орловской   области.   Город,   в   который прибыла   Валентина   Гавриловна,   был   разрушен,   дома   все   сожжены,   люди   жили   в землянках, ведь совсем рядом проходили бои на Орловско­Курской дуге.   Целой осталась лишь школа, во время войны она не работала. Поэтому почти все ученики Валентины Гавриловны  были ее сверстниками. Ученики старались учиться, школу не прогуливали,   но   из­за   сложных   условиях   писали   на   газетах   между   строк. Чернильницы   были,   но   их   не   хватало,   перьевые   ручки   были   одна   на   парту.     Но советское правительство стремилось сделать все, для улучшения положения школ, и уже в 50­ х годах начала появляться школьная форма, у учеников были тетради, книги, все другие школьные принадлежности. В 1961 году Валентина Гавриловна приезжает в г. Красноперекопск и работает в школе №1 (Приложение 1). 12 РАЗДЕЛ 3 Офицерова Мария Лукьяновна Мария Лукьяновна Офицерова родилась 21 января 1925 года в Краснодарском крае, станице Ладожской. Жила с мамой и двумя старшими братьями. В 1941 году она закончила 9 класс и поступила в Усть­Лабинское педучилище. С 1 сентября 1941 года   несмотря   на   войну,   начались   занятия.   Очень   тяжело   пришлось   16   летней девушке: началась мобилизация, оба брата Марии добровольцами ушли на фронт. В селе   остались   в   основном   женщины.     Как   вспоминает   Мария   Лукьяновна,   летом студентов отпускали на каникулы, и они работали на полях, помогали родителям. В 1942 году прошли немцы через деревню, учеба прекратилась. В деревне приходилось трудно, поэтому все стремились покинуть село. Девушки записывались в медсестры, попыталась и Мария Лукьяновна, но ее не взяли, т. к. была пожилая мать. Чтобы не умереть с голоду Мария, по примеру ее одноклассника Павла Юдин, начала пасти скот. Он в то время уже был пастухом и вместо денег за свою работу брал еду. Это же он просил делать и Марию. Как выяснилось позже, он отдавал всю заработанную еду   партизанскому   отряду,   который   образовался   в   лесах.   Впоследствии   эта партизанская группировка была обнаружена, а все ее участники убиты. 13 Экстерном Мария закончила учебу в июне 1945 года. Все студенты педучилища сдали экзамены и были распределены по местам работы. Мария Лукьяновна попала в школу   станицы   Троицкой   вместе   со   своей   односельчанкой   Ниной.   С   удивлением Мария обнаружила, что во всей начальной школе работала только одна учительница, таким образом молодым специалистам очень обрадовались. «Работать было очень трудно. Дети были голодные, часто падали в обморок. У многих родители погибли во время   войны,   поэтому   пока   им   искали   место   жительства,   они   могли   неделями пропускать школу. О том, что у учеников не было школьных принадлежностей даже говорить нечего, ведь даже у нас, учителей, не хватало бумаги, чтобы объяснить материал. Но на следующий год стало легче, жизнь стала возвращаться в нормальное русло.  В 1947 году школа была укомплектована учебниками на 80%, тетрадями на 70%,   улучшилось   санитарно­гигиеническое   обслуживание»,   ­   вспоминает   Мария Лукьяновна.  Мария там проработал до 1947 г., а затем вышла замуж и не работала. В 1949 году назначена учителем в начальную школу № 13 Ростовской области, а в 1951 г. приезжает   в   с.   Красногвардейское   и   работает   там   до   1958   г.   Здесь   ей   тоже приходится   нелегко,   так   как   она   учитель   на   три   класса.   «С   каждым   классом занималась   по   два   часа.   Пока   младшие   рисуют,   старшие   решают   задачи   по математике. Конечно, было сложно, ведь невозможно разорваться на два кабинета сразу, а объяснить материал надо всем». В 1961 году Мария Лукьяновна переезжает г. Красноперекопск и работает в школе №1(Приложение 2) Если   говорить   о   восстановлении   образования   в   нашем   городе Красноперекопске, то нельзя не вспомнить КУВК «школа – УПК» №1. 14 РАЗДЕЛ 4 Средняя школа № 28 Наш   город   Красноперекопск   во   время   войны   сильно   пострадал.   Уцелели только два двухэтажных здания по улице Чапаева, жилой барак и здание школы, стены   которой   зияли   дырами   от   снарядов.   На   школе   отсутствовало   чердачное перекрытие,   и   было   нарушено   правое   крыло   здания   от   прямого   попадания авиабомбы. Во время войны в школе содержали немецких военнопленных, которых летом 1945 года перевели в бараки к Бромному заводу. Здание школы находилась в аварийном   состоянии,   поэтому   средняя   школа   №28   возобновила   свою   работу   24 апреля 1944 года в районном центре с. Воинка. До перевода школы из села Воинка в здании размещались государственные учреждения и почта. Говоря о школе, нельзя умолчать о биографии её первого директора ­ Михаиле Григорьевиче   Ерохине.   Работая   он   на   одном   из   рудников   Криворожского,   как лучший   стахановец,   Михаил   Григорьевич   был   послан   в   Кривой   Рог   в   горный институт. Но в институте преподавание велось на украинском языке. Ерохин берёт годовой отпуск для изучения языка. После отпуска он поступает в Симферопольский 15 педагогический   институт.   Окончив   институт,       получает   назначение   в   посёлок Красноперекопск. Работал в школе с 1934 – 1941гг. С  первых дней войны Ерохин ушёл   на   фронт.   При   обороне   Севастополя   попадает   в   плен.   Сначала   лагерь   в Симферополе, затем в Днепропетровске, потом в восточной Украине. Позднее лагерь был перенесён на остров Крит, где военнопленные работали в каменоломнях. В 1944 году   Ерохин   бежал   из   плена   в   горы.   Сражался   в   рядах   греческого   ополчения   с фашистскими   оккупантами.   Затем   он   переправляется   в   Афины,   из   Афин   ­   в Болгарию, а потом ­ на Родину. После Победы школьное здание восстановили одним из первых. В 1946 году, по архивным данным, для нее были выделены средства на сумму 52 тысячи рублей на учебное   оборудование   и   пособия.   В   школе   числились   следующие   пособия:   1 угольник, 1 циркуль, 1 линейка, 2 таблицы умножения, таблица Пифагора, 1 таблица измерений площадей и объема, 10 компасов, 1 глобус. Из пособий по истории было всего 2 карты и 1 таблица; по химии ­ 1 таблица.  В   библиотеке   было  103  экземпляра   книг.  К  1950  году   библиотечный   фонд составлял   уже   590   художественных   книг,   126   ­   научно­популярных,120   ­ общественно­политических; из оборудования числилось 146 парт, 9 классных досок, 80 стульев, 9 канцелярских столов, 4 шкафа для книг.  В 1946 – 1947 г.г. в 7 классе числилось лишь три человека (Приложение 3). С 1948 года снова начали выдавать похвальные листы за отличные успехи в учебе и примерное поведение (приложение) О послевоенной жизни школы мы можем узнать из воспоминаний выпускницы 1941 г. Будько Надежды Тимофеевны. «В июле 1944 года в поселке было всего два чудом уцелевших дома, а школа стояла наполовину   развороченная   снарядом.   Вместо   завода   были   руины   кое­где неразминированные минные поля.  Общими усилиями была восстановлена половина здания школы, вместо стекол до ноября натянута марля. Парт и столов не было. Кое­ что принесли учащиеся, а потом родители в выходные дни сделали скамейки, на 16 которых сидели по 5­6 человек. Книг и тетрадей тоже не было.   Учащиеся писали конспекты на клочках бумаги и газетах и по ним готовились к урокам. Я не помню, чтобы нам приходилось обсуждать какого­нибудь ученика за нарушение дисциплины или пропуски уроков без уважительной причины.   Только болезнь могла заставить ученика оставаться дома. Многие учащиеся были плохо одеты и обуты, истощены от недоедания, но уроки посещали...».[8, стр. 21] Очень трудно приходилось  ребятам и учителям в эти первые послевоенные годы.   Голод,   разруха...   Необходимо   было   восстанавливать   народное   хозяйство, поднимать страну из руин (Приложение 3). Одним из учителей, принимавших участие в восстановлении образования после войны, стала Кузнецова Неонила Михайловна. РАЗДЕЛ 5 Кузнецова Неонила Михайловна Кузнецова   Неонила   Михайловна   родилась   07   января   1929   года.   Жила   в   г. Армянске с мамой, Крохиной Анастасией Ивановной, младшей сестрой, Крохиной Таисией Михайловной  и папой, Крохиным Михаилом Савичем. 26 сентября 1941 года   немецко­фашистские   оккупанты   ворвались   в   Армянск.   Но   бойцы   42­й кавалерийской дивизии и 442­го стрелкового полка сильным контрударом выбили захватчиков. Однако 29 сентября части Красной Армии были вынуждены оставить Армянск. В селе разместилась вражеская комендатура. Террор, грабежи принесли с собой   оккупанты,   поэтому   многие   жители   эвакуировались   в   Каменку   –   село Первомайского района, в том числе и семья Неонилы Михайловны. Но в 1942 году они снова  вернулись в свой  родной Армянск. Немецкие оккупанты  превратили  в руины   большинство   производственных,   административных,   культурно­бытовых зданий,   разрушили   дороги   и   колодцы,   вырубили   зеленые   насаждения,   вывезли 17 сельскохозяйственную   технику.   Жилые   дома   были   разрушены,   от   дома   Неонилы осталась   только   половина.   11   ноября   жители   покинули   город   и   ушли   в Раздольненский   район.   На   пути   им   попалось   заброшенное   немецкое   село,   там   и остановились. В 15 лет Неонила пошла только в 6 класс, так как во время войны не училась, в школу, которая была открыта в райцентре (с. Воинка). «В классных комнатах было очень   холодно,   замерзали   чернила,   мёрзли   руки,   не   было     возможности   писать. Тетрадей тоже не было, учились писать на газетных клочках». В ее классе было только  8  человек.  В 1949  году  она   поступила   в  Учительский  институт ­ учебное заведение для подготовки учителей средних классов общеобразовательных школ, где после 2 лет обучения можно было уже работать, а учиться заочно. А с 1951 года работала в средней школе №28 (Приложение 4). РАЗДЕЛ 6 Воспоминания выпускников школ Красноперекопского района 1. Воспоминания Грищенко Ларисы Федоровны: «В   сентябре   1946   года   пошла     в   первый   класс   Ильинской среднеобразовательной школы.  Сегодня никто из ребятишек не поверит, что у нас на весь класс был один букварь. Учителя свои поурочные планы писали в книгах между строками. Училась я на «отлично», но часто не могла писать только   потому,   что   замерзали   пальцы   настолько,   что   не   сгибались,   так холодно было в классе. В школу на руках меня носили мои одноклассники, так как в детстве я была очень слабым ребенком и не могла самостоятельно передвигаться на большие расстояния. Нужно было хорошо питаться, пить лекарства, но никто этого себе позволить не мог. В благодарность я помогала 18 своим   помощникам   с   учебой.   У   нас   был   очень     дружный   класс.   Сложно вспомнить хотя бы одного человека, который не хотел учиться». 2. Воспоминания Гузенко Геннадия  Ивановича: «В 1947 году я пошел в первый класс Новоалександровской школы. Это было одноэтажное  здание, построенное ещё до войны, которая сохранилось, но   требовало   ремонта.   В   школе   были   расположены   учительская,   кабинет директора,   восемь   классов.   В   коридоре   мы   проводили   линейки,   уроки физкультуры.  Было очень холодно, за партами сидели в пальто и валенках. Помню, как однажды моя одноклассница упала в обморок. Мы все испугались за нее, думали что­то серьезное, но оказалось, что у нее просто нечего было поесть.   И   она   была   не   одна   такая   ­   все   мы   недоедали.   Но   у   нас   была замечательная   учительница.   Именно   благодаря   ей   появлялось   желание учиться, изо дня в день преодолевать длинный путь от дома к школе».  3. Воспоминания Никулиной Маргариты Георгиевны  «В   1947  году   я   пошла   в   первый   класс   Дома   утром   встаю,   а  одеть нечего. Поэтому мама часто вязала носки, варежки, платки из шерсти. В школу ходила с домотканой самодельной сумкой с кармашком, в который отдельно лежала баночка с чернилами. На весь класс мы имели только 2 чернильницы, которые были на вес золота. Наша учительница работала на два   класса,   могу   только   представить,   как   сложно   было   ей   бегать   из кабинета в кабинет. По возможности, она приносила нам, маленьким детям, еду, которая казалась настоящим лакомством. 19 ВЫВОДЫ Приступая к работе над темой, я ставила перед собой определенные задачи. Подводя итоги, можно сказать,  что  немаловажным в процессе восстановления был подвижнический труд учителей. Их  воспоминания помогают лучше понять процесс возрождения   школ   после   Великой   Отечественной   войны   1941­1945   гг. Проанализировав   свидетельства   Фоминой   Валентины   Гавриловны,   Офицеровой Марии   Лукьяновны,   Кузнецовой   Неонилы   Михайловны,   мною   сделан   вывод   ­ восстановление школ произошло в первую послевоенную пятилетку (1946­1949г.г.)  Это   свидетельствует   о   том,   что   воскрешение   народного   образования произошло   не   только   в   результате   организационных   усилий   советского правительства, но и благодаря энтузиазму, высочайшему  душевному подъему народа – победителя. 20 Сравнив   состояние   материальной   базы   школ   послевоенного   периода, мы   выяснили,   что,   если   еще   в   1945   не   хватало   элементарных   принадлежностей, инвентаря, учебников, мебели, то в 1951 уже был ликвидирован этот дефицит. Сопоставив   восстановительные   процессы   в   разных   частях   СССР, мы   установили,   что   они   были   идентичными.   Благодаря   целостности   государства были аккумулированы значительные материальные ресурсы, направленные не только в промышленность, но и в образование.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Ракунов В. А. Государственная политика в сфере школьного образования в  1920­30­х годах,  М. — 2011. 2. Константинов Н. А. История педагогики, М.  ―  1982. 3. Колыхалов Д. В. Введение всеобщего обязательного начального обучения в  Советской России в 1923—1941 гг. «Палладиум».  ―  2010. 4. Прокофьева М. А. Народное образование в СССР. / «Просвещение», М., 1967. 5. Н. Я. Константинов, В. Я. Струминский Очерки по истории начального  образования в России, М.  1965.― 6. Советскому Крыму 20 лет: 1920­1940 «Юбилейный сборник». – Симферополь.  ―   1940. 21 7. Максименко М.М. Развитие социалистической культуры в Крыму. –  Симферополь.  ―  1963.  8. В. Н. Постникова Баллада о первой школе, Армянск. – 2012 г.  9. В. Н. Постникова Это наша с тобой биография, Армянск. – 2012 г. 10.Б. А. Введенский и др. Союз Советских Социалистических Республик. 1917­ 1967. — М.: «Советская энциклопедия», 1967. 11. Струкевич О.К. История Украины. Учебник по истории Украины для 11  класса. – К.: Грамота, 2011 12.Е. И. Пометун, Н. Н. Гупан. Учебник по истории Украины для 11 класса. – К.:  Освіта, 2011 Приложение 1 22 Рис. 1 Фомина Валентина Гавриловна 1947 г.  Рис. 2 Папа, Гаврил Михайлович, мама, Ольга Федотовна, Валентина Гавриловна (в центре), старшая сестра, Клавдия Гавриловна (справа внизу) 1941 г. 23 Рис. 3 Бабушка, Анна Федоровна, дедушка, Федот Павлович, их дети, Ольга и Дмитрий 1910 г.  Рис. 4 Работа Валентины Гавриловны (первая справа )в Космодемьяновской  школе 1949 г. 24 Рис. 5 Космодемьяновская школа 1946 г. Рис. 6 Вестибюль Космодемьяновской школы 1946 г. 25 Рис. 7 Трудовая книжка Фоминой Валентины Гавриловны Приложение 2 26 Рис. 8 Офицерова Мария Лукьяновна Рис. 9 Мария – учитель начальной школы в 1949 г. 27 Рис. 10 Трудовая книжка Офицеровой Марии Лукьяновны 28 Приложение 3 Рис. 11 Историческая справка Красноперекопской средней школы № 1 Рис. 12 Школа № 28 1947 г. 29 Рис. 13 Журнал учащихся 1946 – 1947 гг.  Рис. 14 Похвальная грамота 1951 г. 30 Рис. 15 Урок физкультуры 1945 г.  Рис. 16 Ученики 4 класса 1946 г. школы №1 31 Рис. 17 Педагогический коллектив школы №1 1950 г. 32 Приложение 4 Рис. 18 Окончание 10 класса 1950 г. Кузнецова Неонила Михайловна справа во втором ряду  Рис. 19 Окончание пединститута 1952 г. Кузнецова Неонила (вторая слева во втором ряду)

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2018