В статье рассматриваются основные принципы работы отдела опеки и попечительства с замещающими семьями:
1) гуманизм; 2) культуросообразность, 3) конфеденциальность, 4) адресность, методы работы с замещающей семьей, Алгоритм работы органов социальной защиты детства с замещающей семьей. Основные формы работы социальных педагогов, психологов, с замещающими семьями (приемными, опекунскими, патронатными, гостевыми .
статья 1.docx
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
С.В. Митросенко
ЛПИ – филиал СФУ
Замещающая семья – это любая семья, в которой ребенок
считает Л.М. Шипицына.1
воспитывается некровными родителями, –
Основная ее функция заключается в замене (замещении) для ребенка
потерянных им родителей. В настоящее время многими исследователями в
области психологии, педагогики, социологии замещающая семейная забота о
детяхсиротах признается наиболее эффективной альтернативой воспитанию
в условиях интернатных учреждений, так как замещающая семья наиболее
полно отвечает психологическим потребностям ребенка, дает ему ощущение
стабильности и постоянства, приобщает его к обычаям, традициям и
ценностям, обучает его социальным нормам и правилам, обеспечивает
условия для полноценного развития его личности (В.Н. Ослон, А.Б.
Холмогорова и др.). Цель замещающей семьи – обеспечить успешную
социализацию ребенка, сформировать у него вторичную привязанность к
приемным родителям вместо исходной (вследствие разлуки с родителями).
Приёмная семья – форма устройства детей – сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на основании договора о передаче ребёнка (детей),
на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приёмными
родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей
на воспитание в семью).
В замещающие семьи определяют детей, оставшихся без попечения
родителей, относящихся к категории социальных сирот (прил. 1516).
Согласно Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону
от 21.12.1996 г. №159ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной
1 Шипицына Л. М. ; «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением
интеллекта /Л.М. Шипицына. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с. поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети
признаются оставшимися без попечения родителей в случаях:
смерти родителей (единственного родителя);
отсутствия родителей, в том числе, если родители неизвестны
(например, подкидыши);
признания родителей безвестно отсутствующими;
объявления их умершими;
лишения их родительских прав;
ограничения их в родительских правах;
признания
дееспособными);
недееспособными
родителей
(ограниченно
длительного отсутствия родителей;
болезни родителей, нахождения их в лечебных учреждениях;
отбывания ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в
виде лишения свободы;
нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений;
уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и
интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из
образовательных организаций, медицинских организаций, организаций,
оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, создания
действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу
жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию
и развитию;
а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
Термином «замещающие родители» обозначаются совершеннолетние
граждане, принявшие на воспитание в свою семью ребенкасироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от выбранной
формы жизнеустройства.
Семейный кодекс Российской Федерации в ст. 123 закрепляет четыре
реально существующие формы устройства детей, оставшихся без
родительского попечения.
К формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей,
согласно семейному кодексу Российской Федерации относятся:
усыновление (удочерение);
передача под опеку или попечительство;
передача на воспитание в приемную семью;
устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения,
учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения,
включая детские дома семейного типа.
Согласно юридической практике любая семья, в которой ребенка
воспитывают не кровные родители, называется замещающей. Однако
очевидно, что новая семья может принять ребенка, но не может заменить
кровной семьи. К принимающим семьям относятся семьи усыновителей,
опекунские и замещающие, детские дома семейного типа, все формы
патронатных семей, а также другие формы семейного устройства, связанные с
необходимостью решения медицинских, воспитательных, социальных проблем
детей (семейная воспитательная группа, устройство на каникулы и др.).2
Замещающая семья – форма воспитания ребенка (детей) в семье (на
дому) у приемного родителявоспитателя. Такая семья заменяет пребывание
ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на
основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки.
По отношению к ребенку замещающие родители являются ему опекунами.
2 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся
без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159ФЗ. – М., 1996. Обычно в замещающую семью передают детей, которых невозможно
передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье
двухтрех и более братьев, сестер.3 Срок помещения ребенка в такую семью
определяется договором и может быть разным. В принимающих семьях может
воспитываться от одного до восьми детей.
На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства согласно
установленному нормативу. Кроме того, приемному родителю платится
зарплата и засчитывается трудовой стаж. Таким образом он обладает
высоким, хотя и неполным уровнем ответственности за судьбу ребенка.4
Выделим основные принципы работы отдела опеки и попечительства с
замещающими семьями:
1) гуманизм;
2) культуросообразность,
3) конфеденциальность,
4) адресность.
Кроме этого, учитывая особенности каждой конкретной семьи, можно
выделить специфические методы, характерные для процесса сопровождения
замещающих семей:
сопровождение замещающей семьи как целостной системы, имеющей
собственные закономерности развития, социальные связи, иерархию и
специфику взаимоотношений;
соответствие запросам и потребностям замещающей семьи, в том числе
и неосознаваемым самой семьей, но выявленным специалистами опеки и
попечительства, которые определяют форму, содержание и интенсивность
сопровождения, взаимодействие с другими учреждениями;
3 Базарова, Е.Б. Замещающая семья как институт социализации детейсирот и детей,
оставшихся без попечения родителей / Е.Б.Базарова // Вестник Бурятского
государственного университета. 2011. № 5. С. 236243.
4 О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от
19.05.1995 г. №81ФЗ. – М., 1995.
сопровождение на основе опережающих действий, т.е. опора на
превентивные, упреждающие меры, профилактику конфликтных и кризисных
ситуаций в принимающей семье;
опора на успешные замещающие семьи как на группу эффективной
психологической поддержки;
создание условий для непрерывного профессионального роста
сотрудников служб сопровождения замещающих семей и расширения области
их компетентностей;
междисциплинарный принцип работы, то есть объединение в службу
представителей разных специальностей (детских психологов, социальных
педагогов, юристов, врачей, МВД), придерживающихся единой и
согласованной концепции действий в отношении замещающей семьи,
понимающих сопровождение как совместную деятельность.
Существующие формы принимающих семей
Г.Т.
Базарова
классифицирует по разным основаниям:
по профессиональным признакам (профессиональные, когда для
родителей это является работой, за которую выплачивается заработанная
плата, – приемная и патронатная семьи, семейный центр, семейная
воспитательная группа, детский дом семейного типа; и непрофессиональные –
усыновление, опека);
по срокам устройства (усыновление без срока – навсегда; во всех
остальных формах срок может оговариваться исходя из потребностей
ребенка, а максимальный срок – до 18летия ребенка или до завершения им
очного профессионального образования);
по возможности семьи получать регулярную поддержку от
профессионаловспециалистов (ее имеют в большей степени патронатные
семьи и семейные воспитательные группы, у которых есть разработанная
система поддержки, организационное и методическое сопровождение); по объему ответственности за воспитание и развитие ребенка, его
устройство в самостоятельной жизни (полный объем ответственности –
усыновление, опекунская и приемная семьи, детский дом семейного типа; и
объем ответственности, поделенный между органами опеки и попечительства,
детским учреждением и воспитателями, – патронатная семья, семейная
воспитательная группа, семейный центр постинтернатной адаптации и др.).5
Необходимо отметить, что в настоящее время в качестве специальных
замещающих семей оказываются и семьи опекунов, и патронатные семьи, и
замещающие семьи.
Количество детейсирот, устройство которых в семьи напрямую зависит
от развития института специальных (профессиональных) замещающих семей,
достаточно велико. Можно сказать, что семья, решающая взять ребенка,
безусловно, нуждается и в специальной подготовке, и в специальной
инфраструктуре профессиональной поддержки процесса воспитания.
Количество детей, связанных отношениями привязанности со своими
кровными родственниками, не подлежит подсчету.
Замещающая семья,
которая принимает ребенка вместе с его «нелегитимными» чувствами и
переживаниями, нуждается в
информацию и возможные межсемейные взаимодействия.
помощи специалистов, координирующих
Основными
участниками процесса семейного устройства ребенка выступают:
органы исполнительной власти (органы опеки и попечительства),
обеспечивающие функционирование процесса как такового, поддерживающие
его развитие и являющиеся гарантом соблюдения законных норм;
специалисты детских учреждений и учреждений сопровождения,
а также сопровождающие
непосредственно работающие с детьми,
принимающие семьи в процессе подготовки, знакомства и жизни с приемным
ребенком;
5 Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 г. №48ФЗ. – М., 2008. общественные организации, вовлеченные в процесс жизнеустройства
детейсирот, которые помогают детямсиротам, в том числе способствуя
семейному устройству, привлекая ресурсы гражданского общества к решению
насущных и неотложных задач;
принимающие семьи, осознанно стремящиеся помочь ребенкусироте
почувствовать себя любимым и нужным;
сам ребенок и его реальные интересы могут быть представлены, а
могут и не быть представлены теми или иными сопровождающими
специалистами;
члены кровной семьи ребенка, и это влияние может и должно
учитываться при устройстве ребенка в семью.
Проблема устройства в семьи детейсирот – это не только вопрос
поиска желающими семьями «своего» ребенка. Непосредственно в процессе
устройства каждого конкретного ребенкасироты в замещающую семью
участвуют несколько сторон, заботящихся о благе детейсирот, чьи усилия в
конечном итоге приводят к тому, что ребеноксирота обретает условия и
возможности семейной, «домашней» жизни. Не говоря уже о том, что сам
ребенок из детского учреждения, если это не младенец, является вполне
заинтересованным участником «своего устройства», и если учитывать этот
факт, то несправедливым становится «выбор» ребенка без учета его мнения и
его возможностей. Нельзя не упомянуть и о том, что на ход и на последствия
устройства ребенка в семью могут оказывать влияние его кровные
родственники в явной либо неявной форме.
Развитие института специальных (профессиональных) замещающих
семей — это серьезный и основной шаг на пути решения проблемы сиротства.
Решение проблемы сиротства лежит в следующих областях:
профилактика сиротства, работа по сохранению и поддержке семей,
реабилитации кризисных семей;
профилактика возвратов детей из принимающих семей; поиск,
подготовка
и
сопровождение
специальных
(профессиональных) принимающих семей.6
Чтобы минимизировать существующие трудности и предотвратить
возможные проблемы (вторичные отказы), система работы с принимающей
семьей должна опираться на следующие принципы:
сопровождение начинается с момента принятия будущими
принимающими родителями решения о воспитании ребенка в своей семье;
рассмотрение принимающей семьи как системы.
Опыт работы служб сопровождения показывает, что ребенок, попадая в
замещающую семью, не только взаимодействует со взрослыми, которые
занимаются его воспитанием, но и строит отношения со всей семьей в целом.
По сути, ребенку необходимо адаптироваться ко всем членам семьи сразу
(другим детям, бабушкам, дедушкам). Семья, в свою очередь, не способна
избежать изменений, несмотря на свое сопротивление. Поэтому ей придется
перестроить существующие структурные отношения, либо произойдет
неприятие ребенка и, как итог, возврат ребенка в сиротское учреждение.
Подводя итог вышесказанному, мы делаем вывод, что замещающая
семья – форма временного устройства детей, оставшихся без попечения
родителей, в семьи граждан с целью предотвращения пребывания ребенка в
интернатных условиях, развития ребенка (детей) в семье (на дому) у
приемного родителявоспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребенка
в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе
договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. К
принимающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунские и
замещающие, детские дома семейного типа, все формы патронатных семей, а
также другие формы семейного устройства, связанные с необходимостью
решения медицинских, воспитательных, социальных проблем детей.
6 Осипова, И.И. Феномен вторичного сиротства в современной России /И.И.Осипова //
Детский дом. 2009. № 1(30). С. 14. Алгоритм работы органов социальной защиты детства с замещающей
семьей может быть представлен следующими шагами:
1) первичное консультирование в центре усыновления;
2) медицинское обследование;
3) подготовка документов;
4) обучение на курсах замещающих родителей;
5) психологическое обследование;
6) заключение готовности к работе с социальными сиротами;
7) подбор ребенка;
8) принятие решения органами государственной власти об
установлении опеки над несовершеннолетним замещающими родителями;
9) заключение договора о приемной семье;
10) социальнопедагогическое сопровождение и контроль за условиями
жизни и воспитания ребенка в замещающей семье;
11) прекращение действия договора о приемной семье.
Определение зон адаптационного риска позволяет очертить области
повышенной трудности и определить актуальное содержание мер по
социальной адаптации детейсирот в замещающей семье (А. Газарян):
1. Иждивение. Ожидание постоянной заботы, обязательной помощи со
стороны, извне. Потребительские установки.
2. Неразвитость должного отношения к труду и опыта осмысленного
заинтересованного труда. Нарушения в системе «цель – труд — результат».
Отсутствие опыта эффективного взаимодействия в трудовом коллективе.
3. Отсутствие опыта достаточной ответственности, выполнения
определенной роли, ответственного действия, разделения ответственности в
коллективе.
4. Искаженный образ и стереотип семьи. Идеализированный образ
родных (биологических) родителей. Непроработанность отношения к
родителям, наличие разных средовых стереотипных суждений типа «У меня
нет родителей, мой родитель – это детский дом», психологическое состояние
незавершенности и пустоты в этом вопросе. 5. Наличие «сиротской печати» на внешности, неумение следить за
собой, внешний вид, в котором прослеживается отсутствие должного вкуса,
неопрятность, неухоженность, и т. д.
6. Гедонистические установки. Взрыв установок на наслаждение,
чрезмерное удовольствие по выходу часто становятся причиной социальной
дезадаптации. Желание все попробовать, что не пробовал, даже если это не
является безопасным.
7. Финансовая безграмотность, «обесценивание» денег, неумение
планировать бюджет, бесцельные расходы, использование денег для «покупки
друзей» и т.д.
8. Искаженное представление о сексуальных отношениях, отсутствие
соответствующей культуры, ранний опыт половой жизни, аборты и др.
9. Правовая и юридическая безграмотность, неумение воспользоваться
пакетом социальных гарантий и льгот, предусмотренных государством.
10. Информационная бедность среды, её замкнутость и ограниченность
приводит к неразвитости информационной компетентности. Выходя в
открытый информационный мир, ребенок имеет большие трудности с
поиском, обработкой, отсевом, фильтрацией, трансляцией информации.
11. Идентичность. Сиротское «я» и «мы». Отношение к своему
прошлому, его «забывание», неосмысленность, отстранение от своей истории
негативно влияют на стабильность психологического состояния и на
адекватность собственных оценок. Острый вопрос идентичности как члена
рода, гражданина, человека, члена субкультуры и т.д.
12. Круг общения. Ограничение узким кругом контактов. Феномен
«сиротской стаи». Затруднено создание новых контактов и отношений в связи
с неразвитостью коммуникативных навыков и неготовностью среды принять
сироту. Наличие мифов и искаженных представлений о детяхсиротах.
Предвзятость общественного мнения,
дискомфорт и напряжение.7
7 Газарян А. Социальная адаптация детейсирот: краткий обзор вопроса / А. Газарян//
http://www.uspeshnyesiroty.ru/roditelyam/popechitelyamdetey/sotsialnaYaadaptatsiyadetey
sirotkratkiYobzorvoprosa.htшl
которое создаёт ощущаемый Основными формами работы отдела опеки и попечительства с
замещающими семьями:
телефон социальнопедагогической поддержки;
выездной школы приемных родителей;
клуб выходного дня;
патронаж;
консультации;
лекторий;
семейный клуб;
семинары;
тренинги;
обмен опытом;
плановые проверки и др.
Процесс педагогического сопровождения – это цикличный процесс, он
представляет собой механизм следующих действий:
1) планирование (разработка) индивидуальных программ сопровождения;
2) реализация этих программ;
3) мониторинг программ;
4) анализ достигнутых результатов и снова планирование программ с
учетом достигнутых результатов и возникших проблем
Услуги, предоставляемые замещающим семья органами опеки и
попечительства:
а)
правовое,
социальнопедагогическое и психологическое
консультирование;
б) диагностика и обследование личности ребенка;
в) содействие в организации обучения на дому детейинвалидов и детей,
имеющих недостатки в развитии;
г) организация профессиональной ориентации, профессионального
обучения и трудоустройства детейсирот;
д) содействие в проведении мероприятий для детейсирот.
Психологопедагогическое сопровождение замещающей семье со
стороны органов опеки и попечительства оказывается на экологическом,
непосредственно семейном и индивидуальном уровнях, которые включают:
формирование в муниципальном образовании положительного
общественного мнения в отношении замещающих семей; сопровождение замещающей семьи (медицинское,
правовое,
психологическое, социальнопедагогическое);
адресную поддержку замещающей семьи по показаниям,
направленную на успешную социализацию детейсирот;
обучение замещающих родителей (предотвращение возникающих
семейных проблем, формирование компетентности родителей);
помощь в воспитании приемных
детей, просветительская
деятельность (лектории, консультации и т. д.);
помощь в создании благоприятного микроклимата в замещающей
семье в период кризиса, коррекция внутрисемейных отношений;
посредничество между замещающей семьей и организациями и
учреждениями, взаимодействующими с семьей (юридическая, медицинская,
психологическая).
Рассмотрим этапы социальнопедагогического сопровождения
замещающих родителей (опекунов, усыновителей, патронатных воспитателей):
Первый этап
Специалист отдела опеки и попечительства помогает профессиональным
родителям в оформлении социальных гарантий.
Социальный педагог составляет карты социальнопедагогического
проводит социальнопедагогическую диагностику
развития ребенка,
замещающей семьи.
Педагог–психолог организует поддержку адаптации замещающей семьи
к новой среде, нормам и правилам, проводит консультации замещающих
родителей, опекунов, усыновителей с целью разрешения имеющихся
трудностей во взаимодействии с ребенком.
Второй этап
Специалист отдела опеки и попечительства: 1) составляет социальнопедагогическую характеристику по результатам
оценки деятельности на замещающих родителей, опекунов;
2) организует мероприятия с участием замещающих семей;
Социальный педагог:
1) консультирует замещающих родителей, опекунов по выполнению
заданий логопеда, педагога–психолога, врача;
2) проводит консультации замещающих родителей, опекунов по
выполнению норм питания, организации занятости ребенка.
Педагог–психолог:
1) консультирует замещающих родителей, опекунов по интересующим их
вопросам.
2) осуществляет контроль реализации программы реабилитации,
проводит промежуточную диагностику ребенка.
Третий этап
Специалисты отдела опеки и попечительства осуществляют
консультации по запросу замещающих родителей, опекунов, усыновителей.
Кроме
осуществляемых
специалистами отдела опеки и попечительства в рамках социально
вышеперечисленных мероприятий,
опекунов,
педагогического сопровождения замещающих родителей,
усыновителей, в план работы отдела опеки и попечительства включены
мероприятия для профессиональных родителей, направленные на повышение
психологопедагогической компетенции в воспитании детей.
Вторичное сиротство – социальный феномен отказа от приемных детей
усыновителей, опекунов, приемных родителей и воспитателей, влекущий
нравственную и психическую деградацию ребенка.
И.И. Осипова выделила ряд условий для воспроизводства «социального
и вторичного сиротства»:
• Экономическая привлекательность сиротства со стороны
маргинальных групп населения: только сироты обеспечиваются жильем, бесплатным и гарантированным образованием, отдыхом и оздоровлением за
счет государства, многочисленными пособиями, субсидиями, льготами.
• Перевернутая пирамида приоритетности в защите прав и интересов
детейсирот в противовес защите прав и интересов детей в биологических
семьях инициирует рост социального сиротства и вторичного сиротства, в том
числе.
Существуют объективные и субъективные причины вторичного
сиротства. Инициаторами возвратов детей, как правило, выступают приемные
родители, органы опеки и попечительства, специалисты, сопровождающие
замещающую семью, и сами детисироты.
Основные причины расторжения договоров отдела опеки и
попечительства с приемной семьей:
пренебрежительное отношение к нуждам ребенка, жестокое обращение
с ним;
поведенческие проблемы детей, их нежелание учиться, ложь и т. д.
конфликты в приемной семье в связи с принятием ребенка, ревность
собственных детей;
ухудшение состояния здоровья приемных детей;
социальное окружение приемной семьи;
вредные привычки приемных детей, их наследственные причины;
желание приемных родителей поправить за счет ребенка свое
финансовое положение;
изменения в структуре семьи в связи с разводом приемных родителей,
смертью одного из них;
ухудшение материального положения семьи, квартирный вопрос.
Основная задача специалистов опеки и попечительства – совместно с
замещающими родителями обеспечить стабильность семейного устройства,
регулировать контакты ребенка с кровными родственниками, поддерживать
ребенка в установлении нормальных отношений со своими сверстниками, с
членами замещающей семьи, с обществом. Государство и общество ждет от замещающего воспитания и связанных
с ним социальных институтов целенаправленной работы по формированию
личности с активной гражданской позицией, и эта цель реализуется опекой и
попечительством через систему сопровождения замещающей семьи,
направленную на социальнопедагогическую поддержку детейсирот.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.