Педол – креативность для основной и средней общеобразовательных школ

  • docx
  • 06.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Педол – креативность для основной и средней общеобразовательных школ.docx

Педол – креативность для основной и средней общеобразовательных школ (5- 11 классы)

Педолóгия (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в педагогике, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии и пр.) к методике развития ребёнка. В настоящее время большая часть продуктивных научных результатов педологических исследований ассимилирована психологией детского возраста. 

Википедия.

В своей статье: «Как развить креативное мышление дошкольников и школьников: мероприятия – приёмы» [1] – авторы постарались максимально полно и лаконично осветить обсуждаемую тему, однако без конкретных возрастных привязанностей, что дополнено в других статьях [2,3] и будет дополнено в этой.

Что касается разделения образования на основное (5-9 классы) и среднее общее (10-11 классы), то его можно считать условным с точки зрения обучения детей креативному мышлению, т.к. скорей всего основная задача такого разделения, очевидно, «отсеять» слабых учеников от ещё более сложного обучения в 10-11 классах, обеспечив их основным объёмом знаний для жизни в обществе.

И последнее, что обязательно следует отметить, в настоящее время официальная педагогика в основном уповает на воспитание креативности чрезмерно большими объёмами обучаемого материала с мельчайшими подробностями, использованием открытых заданий (с неопределёнными точно условиями) и в дополнительном образовании  – на ТРИЗ и тому подобные приёмы, однако:

·        у школьников и их родителей постоянно возникают вопросы:   «… зачем столько знать, где и когда это может пригодиться?»  -  а т.к. ответов в учебниках нет и учитель тоже вразумительно не говорит, то очень многие «проходят» мимо таких знаний (размышления на эту тему см. [4]);

·        открытые задачи в сравнении с ТРИЗ не дают полной гаммы приёмов воспитания креативности, т.к. при этом школьники зациклены на поиске: «чего же не хватает, или что ещё должно быть», хотя открытые задачи –  это достаточно сильный приём, но в нём и в целом в школьных программах не обучают таким приёмам из ТРИЗ или [1], как:

- прогнозировать и представлять прошлое;

- развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;

- развивать умение сравнивать и обобщать;

- развивать синкретичность мышления – связывать всё со всем;

- анализировать причины и следствия различных действий – явлений;

- выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;

- умение абстрагироваться;

- развивать сложное вариативное мышление,  развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения;

- решать сложные проблемные ситуации;

- детерминированно решать проблемы информационными технологиями (ИТ).

ПРИМЕЧАНИЕ.  Из 16 основных необходимых приёмов креативного мышления [см. 1] 10 отсутствуют.

·        ТРИЗ содержит почти все необходимые приёмы воспитания креативности, но слишком сложен и массового распространения в школах не имеет.

В статье [1] выработано 16 основных мероприятий - приёмов для активного обучения креативному мышлению, особенно, детей. Для школьников 5-11 классов лучше всего подходит география (Г), обществознание (О) и информатика (И), как предметы, охватывающие всё, что связано с природой, повседневной жизнью и горячо любимыми детьми компьютерами. Конкретные примеры изложения приёмов воспитания креативности для данной возрастной категории приведены ниже (в скобках указан предмет обучения):

1)    решать простые проблемные ситуации:

- завял цветок в помещении или на улице - ? (тест);

- компьютер не включается - ?(И);

- сосед по подъезду нанёс много грязи после дождя - ? (О);

- почему не нравятся некоторые школьные предметы и чтобы сделать?(О);

2)    учить быть внимательным, сравнивать и анализировать свойства объектов, выделять явные и скрытые:

- сколько детей в соседнем классе, сколько – всего в школе, сколько людей живёт в городе, в области, в стране, чем все люди похожи, чем отличаются и т.п.?(тест);

- в чём отличие и что общего у государств: дореволюционная Россия, СССР и современная Россия? ((О);

- чем отличаются и что общего у различных поисковых систем? (И);

3)    проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть:

- что кто видит, рассматривая человека, птицу, небо и т.д. (тест);

- из чего состоит телефон, компьютер и др.? (И);

- из чего состоит земля? (Г);

- что собой представляет школа, дом в котором живёшь, квартира, страна Россия (Российская Федерация), в ней губернии (области), края, республики, города, районы, посёлки, сёла, деревни (О);

4)    умение прогнозировать и представлять прошлое:

- какие подарки дарили на день рождения, а какие хочется? (тест);

- что было с землёй (планетой) 1000 лет,1млн. лет до рождества Иисуса Христа, что будет в 30 веке?(Г); 

- компьютеры или телефоны в 20 веке, вчера, сегодня, завтра, в ближайшем будущем, в далёком будущем (И);

- уровень механизации 19 века и 22 века(О);

5)    развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться:

- вы огород, дом, коттедж, город, дорога – проговорить: что желаете? (тест);

- вы река, быстро растущее дерево, лес, ветер (Г);

- покажите цыплёнка табака, самолёт, митинг, родительское собрание (О);

- представьте себя компьютером, процессором, мышью (И);

6)    обобщать представление о веществах  в различных агрегатных состояниях:

- сравнить дождь, снег, лёд – что общее, чем отличаются? (тест);

- предлагать вспомнить, что на реке зимой, летом, как выглядит земля зимой, летом? почему ожидается глобальное потепление? Возможен ли ледниковый период, почему «Да» или «Нет»? (Г);

7)    развивать умение сравнивать и обобщать:

- что вы видите на улице, чем увиденное  отличатся друг от друга, как можно назвать увиденное одним – двумя  словами (тест);

- чем они (предметы мебели, сыры, различные колбасы, разновидности хлеба)  отличаются друг от друга, а что в них одинаково или общее (О);

- чем предметы «География СССР» и «География России» сравнимы и в чём отличия? (Г);

- чем отличаются и что общего у различных информационных интернетовских поисковиков? (И);

8)    развивать синкретичность мышления – связывать всё со всем:

- чем схожи разные породы деревьев, в чём их отличия, что общего у карандаша с деревом, в чём разница? (тест);

- в космосе летают спутник, МКС, метеориты, космический мусор (из МКС, не работающие спутники), что у них общего, в чём различия (тест);

- информационными бывают … (И);

- информационные технологии(ИТ или IT) и мультимедия – как связаны?(И);

- блага и свойства товаров, услуг – какая связь? (О);

     9) анализировать причины и следствия различных действий - явлений:

- дождь прошёл – почему он возник, почему закончился?, всё высохло после дождя - почему?, снег растаял – куда? И т.п.  (тест);

- почему некоторые школьники учатся хорошо, а другие не очень – ? (О);

- почему возникли такие термины: механизация, автоматизация, модернизация, глобализация (все и каждый) (О);

- зачем «информационные моделирование и формализация»? (И);

   10) умение  моделировать физические и другие процессы:

- расскажите или напишите алгоритм (последовательность действий) решения задачи по математике, по устранению пожара, перехода улицы по нерегулируемому переходу – без светофора (тест);

- напишите информационную модель какого – либо явления или процесса природного, физического, общественного(социального), экономического, процессуально – правого (И, Г, О);

   11) развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения:

- один и тот же объект природы или класса разные школьники должны описать по- разному, не повторяясь, отвечая на вопрос: «Что видишь?» (тест);

-  ответить на тот же вопрос  по-разному каждый  (тест);

- в чём проблемы нарушений ПДД, как их можно решить (О);

- различные применения ноутбука (И, О);

- «закон как дышло: как повернул, так и вышло» реальные примеры из школьной, семейной и общественной жизни (О);  

   12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений,    событий:

- обсудить с этой целью землю, траву, деревья, различных птиц и животных, воздух, небо, горы и т.п. (тест);

- что ждёте от родителей, от друга, от одноклассников, от учителя (тест);

- возможные назначения нефти, железной руды, леса (Г);

- возможности ИТ (И);

- полезность и бессилие экономик семьи, предприятия, страны (О);

   13) умение абстрагироваться (1. отвлечение от того, что в данном контексте не имеет существенного значения, – изолирующая абстракция; 2. образование понятий, в которых фиксируются нематериальные - новые свойства объектов):

например, играя в «устами младенца»: одни школьники описывают только существенные признаки объекта, явления, события, не называя их, а другие отгадывают, о чём речь (тест);

- планета Земля – это…? (Г);  

- опишите квартиру, город будущего (О);

- что такое искусственный интеллект (ИИ), когда возможен (И);

   14) развивать сложное вариативное мышление,  развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения:

- земляную грядку можно вскопать, рыхлить, засеять …, посадить лук; что можно сделать с горой, с деревом, с ветром, с рекой и т.п.?  (тест);

- если вы разумные инопланетяне, непохожие на человека, опишите нас людей, наши законы, наше общество и др. (О);

- какие известны информационные модели и какие могли бы быть (И);    

   15) решать сложные проблемные ситуации:

-  плывёте в лодке, а в неё набралась вода - ?(тест);

- в скором будущем, по мнению учёных могут быть две глобальные катастрофы: растают материковые льды и в земле истощатся запасы углеводородов – что делать? (Г);

- как бы вы решили проблему создания ИИ (И);

- в чём видится решение проблемы: прекращение гонки вооружения? (О).

ПРИМЕЧАНИЕ.

Во всех 15-ти  мероприятиях – приёмах воспитывается умение всесторонне рассматривать возникающие  в жизни малые и большие проблемы и, что очень важно, вырабатывается умение решать эти проблемы.

   16) информационно –  детерминированно решать проблемы, как результат полученных знаний и навыков по п.п. 1-15 и с учётом идей заложенных в патенте [5], но на уровне знаний и возможностей обучаемых:

- составить информационную модель (ИМ)  любой рассматриваемой проблемы,

- охарактеризовать каждый существенный признак исходной ИМ функциональными характеристиками с их значениями по отношению к рассматриваемой проблеме,

- сформировать ИМ решения из значимых исходных признаков и характеристик,

- идентифицировать ИМ решения в реальный объект или действие (по – возможности в пределах выявленных (известных) признаков и характеристик).

С учётом школьного возраста учителя доходчиво вначале объясняют, как мыслить по логике п.16, а затем должны подобрать проблемы для самостоятельной проработки и решения аналогичных, несложных проблем.  Например:

- такие проблемы, как: октябрьская революция 1917 года в России, мировая война 1941 – 1945 года  (О) – это может быть начальный этап (хотя и не простой);

- на следующем этапе проблемы для самостоятельного разбора детьми.

 

 1 пример.

- составить информационную модель (ИМ)  рассматриваемой проблемы:

проблема: в мокром лесу – после дождя нужно разжечь костёр, чтобы самим просохнуть и не заболеть (О).

ИМ: ветки, дрова, одежда – всё мокрое, спички – зажигалка;

- охарактеризовать каждый существенный признак исходной ИМ функциональными характеристиками с их значениями по отношению к рассматриваемой проблеме:

* ветки – дерево,

* дрова – дерево,

* одежда – ткань,

* спички – источник огня;

- сформировать ИМ решения из значимых исходных признаков и характеристик:

дерево, источник огня;

- идентифицировать ИМ решения в реальный объект или действие (по – возможности в пределах имеющихся (известных) признаков и характеристик):

дерево, источник огня, который должным образом нужно усилить (сухой бумагой, корой берёзы, настроганными сухими лучинами, резиной от автокамер, куском рубероида,  специальным сложением костра и т.п.).

2 пример.

- составить информационную модель (ИМ)  рассматриваемой проблемы:

проблема: создать в общем виде алгоритм решения проблем (И).

ИМ: признаки входных данных: п1, п2…пi.

- охарактеризовать каждый существенный признак исходной ИМ функциональными характеристиками с их значениями по отношению к рассматриваемой проблеме:

п1: х1.1, х1.2 …;

п2: х2.1, х2.2 …;  

пi: хi.1, хi.2 ….

- сформировать ИМ решения из значимых исходных признаков и характеристик:

п1: х1.1, х1.2 …;  п2: х2.1, х2.2 …;  пi: хi.1, хi.2 …;

- идентифицировать ИМ решения в реальный объект или действие (по – возможности в пределах имеющихся (известных) признаков и характеристик).

С помощью известных информационных поисковиков, которые в настоящее время имеются в достаточном количестве, или собственных познаний (в первую очередь, если таковые имеются), или специальной литературы, или всего перечисленного вместе осуществляется идентификация ИМ с учётом следующего:

·        количественные и качественные отличия реального решения от ИМ должны быть минимальными;

·        желательно представить идеальный конечный результат (ИКР) реального решения и провести сравнение исходных признаков и характеристик с ним;

·        для начала не верьте авторитетам (людям с опытом), т.к. у них сильна психологическая инерция: блокирование нового имеющимся багажом знаний.

 

При каждом удобном случае повторять, повторять приёмы, разнообразя их.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1.     Если в начальной школе все четыре года по всем предметам один учитель, то с 5 – го класса по каждому предмету другой, это требует по соответствующему предмету свою программу обучения педол – креативности и безусловное её исполнение.

2.     Если на начальном этапе у детей не получается самостоятельное применения приёмов, это делает учитель с соответствующими разъяснениями. Более того, началу работы по каждому приёму должно предшествовать «проверка способностей (возможностей)» - тестирование школьников, например, по приведенным тестам.  

3.     Все приёмы должны быть разработаны и применены только в пределах действующих в школе программ обучения – это и есть главная позитивная предпосылка  в обучении, но потребуются определённые усилия от учителей, особенно, на начальном этапе.

4.     Приведенные приёмы следует понимать как возможные примеры,  с неограниченной фантазией для учителя.

5.     В несколько более подробном изложении подобного материала с разъяснением изложенного методического подхода  можно ознакомиться в статье [1].


 

6.