Педол – креативность для основной и средней общеобразовательных школ (5- 11 классы)
Педолóгия (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в педагогике, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии и пр.) к методике развития ребёнка. В настоящее время большая часть продуктивных научных результатов педологических исследований ассимилирована психологией детского возраста.
Википедия.
В своей статье: «Как развить креативное мышление дошкольников и школьников: мероприятия – приёмы» [1] – авторы постарались максимально полно и лаконично осветить обсуждаемую тему, однако без конкретных возрастных привязанностей, что дополнено в других статьях [2,3] и будет дополнено в этой.
Что касается разделения образования на основное (5-9 классы) и среднее общее (10-11 классы), то его можно считать условным с точки зрения обучения детей креативному мышлению, т.к. скорей всего основная задача такого разделения, очевидно, «отсеять» слабых учеников от ещё более сложного обучения в 10-11 классах, обеспечив их основным объёмом знаний для жизни в обществе.
И последнее, что обязательно следует отметить, в настоящее время официальная педагогика в основном уповает на воспитание креативности чрезмерно большими объёмами обучаемого материала с мельчайшими подробностями, использованием открытых заданий (с неопределёнными точно условиями) и в дополнительном образовании – на ТРИЗ и тому подобные приёмы, однако:
· у школьников и их родителей постоянно возникают вопросы: «… зачем столько знать, где и когда это может пригодиться?» - а т.к. ответов в учебниках нет и учитель тоже вразумительно не говорит, то очень многие «проходят» мимо таких знаний (размышления на эту тему см. [4]);
· открытые задачи в сравнении с ТРИЗ не дают полной гаммы приёмов воспитания креативности, т.к. при этом школьники зациклены на поиске: «чего же не хватает, или что ещё должно быть», хотя открытые задачи – это достаточно сильный приём, но в нём и в целом в школьных программах не обучают таким приёмам из ТРИЗ или [1], как:
- прогнозировать и представлять прошлое;
- развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;
- развивать умение сравнивать и обобщать;
- развивать синкретичность мышления – связывать всё со всем;
- анализировать причины и следствия различных действий – явлений;
- выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;
- умение абстрагироваться;
- развивать сложное вариативное мышление, развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения;
- решать сложные проблемные ситуации;
- детерминированно решать проблемы информационными технологиями (ИТ).
ПРИМЕЧАНИЕ. Из 16 основных необходимых приёмов креативного мышления [см. 1] 10 отсутствуют.
· ТРИЗ содержит почти все необходимые приёмы воспитания креативности, но слишком сложен и массового распространения в школах не имеет.
В статье [1] выработано 16 основных мероприятий - приёмов для активного обучения креативному мышлению, особенно, детей. Для школьников 5-11 классов лучше всего подходит география (Г), обществознание (О) и информатика (И), как предметы, охватывающие всё, что связано с природой, повседневной жизнью и горячо любимыми детьми компьютерами. Конкретные примеры изложения приёмов воспитания креативности для данной возрастной категории приведены ниже (в скобках указан предмет обучения):
1) решать простые проблемные ситуации:
- завял цветок в помещении или на улице - ? (тест);
- компьютер не включается - ?(И);
- сосед по подъезду нанёс много грязи после дождя - ? (О);
- почему не нравятся некоторые школьные предметы и чтобы сделать?(О);
2) учить быть внимательным, сравнивать и анализировать свойства объектов, выделять явные и скрытые:
- сколько детей в соседнем классе, сколько – всего в школе, сколько людей живёт в городе, в области, в стране, чем все люди похожи, чем отличаются и т.п.?(тест);
- в чём отличие и что общего у государств: дореволюционная Россия, СССР и современная Россия? ((О);
- чем отличаются и что общего у различных поисковых систем? (И);
3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть:
- что кто видит, рассматривая человека, птицу, небо и т.д. (тест);
- из чего состоит телефон, компьютер и др.? (И);
- из чего состоит земля? (Г);
- что собой представляет школа, дом в котором живёшь, квартира, страна Россия (Российская Федерация), в ней губернии (области), края, республики, города, районы, посёлки, сёла, деревни (О);
4) умение прогнозировать и представлять прошлое:
- какие подарки дарили на день рождения, а какие хочется? (тест);
- что было с землёй (планетой) 1000 лет,1млн. лет до рождества Иисуса Христа, что будет в 30 веке?(Г);
- компьютеры или телефоны в 20 веке, вчера, сегодня, завтра, в ближайшем будущем, в далёком будущем (И);
- уровень механизации 19 века и 22 века(О);
5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться:
- вы огород, дом, коттедж, город, дорога – проговорить: что желаете? (тест);
- вы река, быстро растущее дерево, лес, ветер (Г);
- покажите цыплёнка табака, самолёт, митинг, родительское собрание (О);
- представьте себя компьютером, процессором, мышью (И);
6) обобщать представление о веществах в различных агрегатных состояниях:
- сравнить дождь, снег, лёд – что общее, чем отличаются? (тест);
- предлагать вспомнить, что на реке зимой, летом, как выглядит земля зимой, летом? почему ожидается глобальное потепление? Возможен ли ледниковый период, почему «Да» или «Нет»? (Г);
7) развивать умение сравнивать и обобщать:
- что вы видите на улице, чем увиденное отличатся друг от друга, как можно назвать увиденное одним – двумя словами (тест);
- чем они (предметы мебели, сыры, различные колбасы, разновидности хлеба) отличаются друг от друга, а что в них одинаково или общее (О);
- чем предметы «География СССР» и «География России» сравнимы и в чём отличия? (Г);
- чем отличаются и что общего у различных информационных интернетовских поисковиков? (И);
8) развивать синкретичность мышления – связывать всё со всем:
- чем схожи разные породы деревьев, в чём их отличия, что общего у карандаша с деревом, в чём разница? (тест);
- в космосе летают спутник, МКС, метеориты, космический мусор (из МКС, не работающие спутники), что у них общего, в чём различия (тест);
- информационными бывают … (И);
- информационные технологии(ИТ или IT) и мультимедия – как связаны?(И);
- блага и свойства товаров, услуг – какая связь? (О);
9) анализировать причины и следствия различных действий - явлений:
- дождь прошёл – почему он возник, почему закончился?, всё высохло после дождя - почему?, снег растаял – куда? И т.п. (тест);
- почему некоторые школьники учатся хорошо, а другие не очень – ? (О);
- почему возникли такие термины: механизация, автоматизация, модернизация, глобализация (все и каждый) (О);
- зачем «информационные моделирование и формализация»? (И);
10) умение моделировать физические и другие процессы:
- расскажите или напишите алгоритм (последовательность действий) решения задачи по математике, по устранению пожара, перехода улицы по нерегулируемому переходу – без светофора (тест);
- напишите информационную модель какого – либо явления или процесса природного, физического, общественного(социального), экономического, процессуально – правого (И, Г, О);
11) развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения:
- один и тот же объект природы или класса разные школьники должны описать по- разному, не повторяясь, отвечая на вопрос: «Что видишь?» (тест);
- ответить на тот же вопрос по-разному каждый (тест);
- в чём проблемы нарушений ПДД, как их можно решить (О);
- различные применения ноутбука (И, О);
- «закон как дышло: как повернул, так и вышло» реальные примеры из школьной, семейной и общественной жизни (О);
12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий:
- обсудить с этой целью землю, траву, деревья, различных птиц и животных, воздух, небо, горы и т.п. (тест);
- что ждёте от родителей, от друга, от одноклассников, от учителя (тест);
- возможные назначения нефти, железной руды, леса (Г);
- возможности ИТ (И);
- полезность и бессилие экономик семьи, предприятия, страны (О);
13) умение абстрагироваться (1. отвлечение от того, что в данном контексте не имеет существенного значения, – изолирующая абстракция; 2. образование понятий, в которых фиксируются нематериальные - новые свойства объектов):
- например, играя в «устами младенца»: одни школьники описывают только существенные признаки объекта, явления, события, не называя их, а другие отгадывают, о чём речь (тест);
- планета Земля – это…? (Г);
- опишите квартиру, город будущего (О);
- что такое искусственный интеллект (ИИ), когда возможен (И);
14) развивать сложное вариативное мышление, развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения:
- земляную грядку можно вскопать, рыхлить, засеять …, посадить лук; что можно сделать с горой, с деревом, с ветром, с рекой и т.п.? (тест);
- если вы разумные инопланетяне, непохожие на человека, опишите нас людей, наши законы, наше общество и др. (О);
- какие известны информационные модели и какие могли бы быть (И);
15) решать сложные проблемные ситуации:
- плывёте в лодке, а в неё набралась вода - ?(тест);
- в скором будущем, по мнению учёных могут быть две глобальные катастрофы: растают материковые льды и в земле истощатся запасы углеводородов – что делать? (Г);
- как бы вы решили проблему создания ИИ (И);
- в чём видится решение проблемы: прекращение гонки вооружения? (О).
ПРИМЕЧАНИЕ.
Во всех 15-ти мероприятиях – приёмах воспитывается умение всесторонне рассматривать возникающие в жизни малые и большие проблемы и, что очень важно, вырабатывается умение решать эти проблемы.
16) информационно – детерминированно решать проблемы, как результат полученных знаний и навыков по п.п. 1-15 и с учётом идей заложенных в патенте [5], но на уровне знаний и возможностей обучаемых:
- составить информационную модель (ИМ) любой рассматриваемой проблемы,
- охарактеризовать каждый существенный признак исходной ИМ функциональными характеристиками с их значениями по отношению к рассматриваемой проблеме,
- сформировать ИМ решения из значимых исходных признаков и характеристик,
- идентифицировать ИМ решения в реальный объект или действие (по – возможности в пределах выявленных (известных) признаков и характеристик).
С учётом школьного возраста учителя доходчиво вначале объясняют, как мыслить по логике п.16, а затем должны подобрать проблемы для самостоятельной проработки и решения аналогичных, несложных проблем. Например:
- такие проблемы, как: октябрьская революция 1917 года в России, мировая война 1941 – 1945 года (О) – это может быть начальный этап (хотя и не простой);
- на следующем этапе проблемы для самостоятельного разбора детьми.
1 пример.
- составить информационную модель (ИМ) рассматриваемой проблемы:
проблема: в мокром лесу – после дождя нужно разжечь костёр, чтобы самим просохнуть и не заболеть (О).
ИМ: ветки, дрова, одежда – всё мокрое, спички – зажигалка;
- охарактеризовать каждый существенный признак исходной ИМ функциональными характеристиками с их значениями по отношению к рассматриваемой проблеме:
* ветки – дерево,
* дрова – дерево,
* одежда – ткань,
* спички – источник огня;
- сформировать ИМ решения из значимых исходных признаков и характеристик:
дерево, источник огня;
- идентифицировать ИМ решения в реальный объект или действие (по – возможности в пределах имеющихся (известных) признаков и характеристик):
дерево, источник огня, который должным образом нужно усилить (сухой бумагой, корой берёзы, настроганными сухими лучинами, резиной от автокамер, куском рубероида, специальным сложением костра и т.п.).
2 пример.
- составить информационную модель (ИМ) рассматриваемой проблемы:
проблема: создать в общем виде алгоритм решения проблем (И).
ИМ: признаки входных данных: п1, п2…пi.
- охарактеризовать каждый существенный признак исходной ИМ функциональными характеристиками с их значениями по отношению к рассматриваемой проблеме:
п1: х1.1, х1.2 …;
п2: х2.1, х2.2 …;
пi: хi.1, хi.2 ….
- сформировать ИМ решения из значимых исходных признаков и характеристик:
п1: х1.1, х1.2 …; п2: х2.1, х2.2 …; пi: хi.1, хi.2 …;
- идентифицировать ИМ решения в реальный объект или действие (по – возможности в пределах имеющихся (известных) признаков и характеристик).
С помощью известных информационных поисковиков, которые в настоящее время имеются в достаточном количестве, или собственных познаний (в первую очередь, если таковые имеются), или специальной литературы, или всего перечисленного вместе осуществляется идентификация ИМ с учётом следующего:
· количественные и качественные отличия реального решения от ИМ должны быть минимальными;
· желательно представить идеальный конечный результат (ИКР) реального решения и провести сравнение исходных признаков и характеристик с ним;
· для начала не верьте авторитетам (людям с опытом), т.к. у них сильна психологическая инерция: блокирование нового имеющимся багажом знаний.
При каждом удобном случае повторять, повторять приёмы, разнообразя их.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Если в начальной школе все четыре года по всем предметам один учитель, то с 5 – го класса по каждому предмету другой, это требует по соответствующему предмету свою программу обучения педол – креативности и безусловное её исполнение.
2. Если на начальном этапе у детей не получается самостоятельное применения приёмов, это делает учитель с соответствующими разъяснениями. Более того, началу работы по каждому приёму должно предшествовать «проверка способностей (возможностей)» - тестирование школьников, например, по приведенным тестам.
3. Все приёмы должны быть разработаны и применены только в пределах действующих в школе программ обучения – это и есть главная позитивная предпосылка в обучении, но потребуются определённые усилия от учителей, особенно, на начальном этапе.
4. Приведенные приёмы следует понимать как возможные примеры, с неограниченной фантазией для учителя.
5. В несколько более подробном изложении подобного материала с разъяснением изложенного методического подхода можно ознакомиться в статье [1].
6.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.