ПЕДСОВЕТ «Мастерство и культура педагогического общения»
Оценка 4.7

ПЕДСОВЕТ «Мастерство и культура педагогического общения»

Оценка 4.7
Мероприятия +2
docx
25.04.2020
ПЕДСОВЕТ «Мастерство и культура педагогического общения»
обеспечить условия для осознания закономерностей педагогического общения: формирование коммуникативных умений, навыков речевой культуры и бесконфликтного поведения путем включения педагогов в практическую деятельность.
пед совет.docx

ПЕДСОВЕТ

«Мастерство и культура педагогического общения»

Ход педсовета

 

Цель: обеспечить условия для осознания закономерностей педагогического общения: формирование коммуникативных умений, навыков речевой культуры и бесконфликтного поведения путем включения педагогов в практическую деятельность.

 

Деление коллектива на группы по ШМО

 

1.      Тест «Профессиональное мастерство учителя»

(проверяются сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов – природная предпосылка для становления вашего профессионального мастерства) (книга «Профессиональное мастерство» стр 219)

 

2.      Теоретическая часть. Терминологическая разминка (приложение 1).

§  понятие «культура»;

§  структура понятия «культура»;

§  переход на понятие «культура общения» и «культура педагогического общения»;

§  формулировка мотивации и цели педсовета;

§  разбор понятий по группам: 1,4 группа – «общение»; 2,5 группа – «коммуникация»; 3,6 группа  - «педагогическое общение» (приложение 3);

§  вынесение понятий с определениями на доску.

3.      Итоги анкет 5-7 классов (3 вопрос), 8-11 классов (1,2 вопрос) (приложение 2)

Понимают ли тебя учителя?

Что ты больше всего ценишь в учителях?

Что больше всего ты осуждаешь в учителях?

 

Деление коллектива на группы по буквам

 

4.      Практическая часть. Составление схемы «Технология педагогического общения» (книга «Профессиональное мастерство» стр 70) (приложение 4)

§  вводное слово;

§  работа в группах:

П  1 группа – «Прогностический этап»;

О  2 группа – «Начальный этап коммуникации»;

В  3 группа – «Этап педагогического взаимодействия»;

Р  4 группа – «Рефлексивный этап»

К  5 группа – «Принципы общения с ребенком»

У  6 группа – «Правила педагогического общения»

§  доклады групп, составление схемы;

§  задание по группам – привести пример мастерства своего коллеги.

5.      Итоги анкет 5-7 классов (4 вопрос), 8-11 классы (3 вопрос) (приложение 2):

Кого из учителей ты считаешь идеалом?

С кем из учителей ты любишь общаться?

    6. Техника педагогического общения.

 

Деление коллектива на группы по возрастам

7.      Творческая часть. Работа по группам (приложение 5):

1-2 группа «Кодекс поведения учителя»;

3-4 группа «Советы бывалого»

5-6 группа «Портрет идеального учителя»

    8. Итоги анкет 8-11 классов (4 вопрос)

         Составь портрет идеального учителя.

9.      Подведение итогов. Решение педсовета.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мастерство и культура педагогического общения.

«Педагог - человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения человека к культуре»

О.С. Газман

Определимся с понятиями II части темы. Как говорит философский словарь под редакцией М.М. Розенталя:

Культура - (с лат. cultura - возделывание, обрабатывание) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Ученые выделяют три основные функции культуры:

-       познавательную;

-       информативную;

-       коммуникативную.

Познавательная функция состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпохе. Культура есть самопознание и самосознание народов. Благодаря таким ее составляющим, как наука, искусство, образование и т.п., люди познают и осознают свои потребности и интересы.

Информативная функция культуры заключается в том, что посредством культуры передаются знания и опыт предшествующих поколений последующим, осуществляется обмен знаниями и навыками.

Коммуникативная функция культуры означает, что культура не существует вне общества, она формируется через общение.

Общение может быть прямым или косвенным (через литературу, искусство, науку). Подлинная культура призвана развивать личность, делать ее совершенной. Совершенство личности определяется тем, что и как она знает, ценит, созидает, с кем и как общается, каковы потребности и как она их удовлетворяет.

Составные элементы культуры:

1.  Культура личности.

2.            Профессиональная культура.

3.   Педагогическая культура.

Вернемся к теме педсовета, и сегодня разговор пойдет о культуре педагогического общения.

Прежде всего, мы решили обратить внимание на сущность общения как вида деятельности, несмотря на то, что, казалось бы, этот вид деятельности всем понятен и знаком. Почему? Смысл такого обращения в том, чтобы обогатить знания педагога о природе той основной деятельности, с которой связана его профессия.

Для того чтобы освоить культуру педагогического общения и быть готовым передать способность к продуктивному общению учащимся, педагогу важно найти ответы на вопросы, возникающие часто из-за трудностей и, возможно, неудач в педагогическом общении: от чего зависит успех в общении, почему мы не всегда понимаем друг друга, чем объяснить неожиданную реакцию партнера по общению, почему учебный материал, который, казалось бы, предельно четко и понятно объяснил учитель, остается не усвоенным учащимся, как найти путь к взаимопониманию.

Общение — важнейшая составная часть бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности, взаимодействия людей. обусловленная социально-экономическими и культурными отношениями в обществе.

В процессе общения обеспечивается единство действий людей, осуществляется их объединение, упорядочивается их целенаправленная деятельность. В общении достигаются взаимопонимание и согласованность действий, поступков, поведения, формируются качества человека как субъекта культуры, познания, труда.

Восприятие человека человеком обычно является началом общения. В процессе общения идет обмен мыслями, идеями, высказанными в речи (вербальное общение), а также настроениями, чувствами, которые помимо речи могут быть переданы жестами, мимикой, пантомимикой, взглядом и т.п. (невербальное общение). Во многих видах деятельности общение — не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным, профессионально значимым является общение в педагогической деятельности, где оно выступает как инструмент воздействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку.

В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Учитель должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и речевой культурой.

Педагогическое общение — это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном      процессе,      направленное      на      создание      благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. Велика и значима роль педагога в таком общении: он организует его и управляет им.

Педагогическое общение способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, обмену ролями, сопереживанию, самоутверждению. Информационная функция обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, формирует обстановку поиска и размышлений.

Обмен социальными ролями способствует как многосторонним проявлениям личности, так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком. С этой целью учителя вводят личностно-ролевую форму в учебно-воспитательный процесс: подключают учащихся к ведению отдельных элементов урока, дают возможность каждому ученику побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.

Содействуя самоутверждению личности, педагог выполняет сложную задачу - способствует созданию школьником своего Я, ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспективы личности, уровня ее притязаний. Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств: другого человека, для формирования способности становиться на точку зрения собеседника, что нормализует отношения в классе. Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие исходя из его представлений.

Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми — это категория социальная и нравственная.

В общении выделяются две стороны: отношение и взаимодействие. Отношение учителя к классу, ученику может быть устойчиво-положительным, неустойчивым, ситуативно-отрицательным, устойчиво-отрицательным.

В психологии разработаны достаточно четкие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей, в том числе педагогов, которым присущи разные стили руководства. Различают несколько стилей педагогического руководства:

-авторитарный стиль;

- демократический стиль;

- либеральный стиль.

Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми — сложный процесс, связанный с формированием творческой индивидуальности в целом. Верно найденный стиль общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности учителя, упрощается процесс общения с аудиторией, общение становится приятным, органичным для самого педагога, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений, повышается эффективность такой важнейшей функции общения, как передача информации.

В общении с учащимися и их родителями, со своими коллегами, администрацией школы в зависимости от условий складывающейся ситуации учитель занимает определенные коммуникативные позиции.

А-позиция — "над". Активным субъектом общения выступает учитель. Он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует ситуацию, реализуя свои цели.

Б-позиция — "наравне". Происходит общение двух равных партнеров, при котором они оба проявляют инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга, вступают в отношения взаимозависимости.

В-позиция — "под". Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению.

Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию в зависимости от ситуации. Так, позиция А ("над") может быть эффективна в общении с учениками младшего школьного возраста, которым необходима опека, управление учебной и внеучебной деятельностью, контроль учителя. Эта же позиция нужна учителю в работе со средними и старшими классами, но в основном в ситуации обучения. Учитель поддерживает дисциплину, дает новые знания, организует выполнение учебной программы. Его строгость и
требовательность, самодисциплина и высокий профессионализм выступают образцом для подростков, во   внеурочном   общении   со   школьниками   учителю   нужно   уметь перестраиваться и занимать коммуникативную позицию Б ("наравне"), знать интересы и желания учеников, понимать их личные проблемы, идти навстречу их добрым начинаниям.

Такое свойство личности, как общительность, ставшее профессионально-личностным качеством, может обеспечить продуктивность общения. Общительность, как явление многоплановое, включает в себя целый ряд компонентов:

- устойчивую потребность в систематическом общении с детьми в самых различных сферах;

- органическое     единство     личностных     и     профессиональных     показателей общительности;

- ощущение эмоционального благополучия, его положительное влияние на другие

компоненты педагогической деятельности;

- способность к осуществлению педагогической коммуникации;

- наличие коммуникативных навыков и умений.

Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понимать, в какой мере она сформирована как профессионально-личностное качество. Это помогает развить в себе коммуникативные способности, поможет приоткрыть для себя тайны человеческого общения, сделать свою работу с детьми по-настоящему творческой.

 

КУЛЬТУРА

(лат, cultura - возделывание, обрабатывание) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

                                                                                      

Культура личности - это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.

                                                                                     

Профессиональная культура- это определенный уровень способностей, знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения специальной работы.

                                                                                     

Педагогическая культура-это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знания, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

                                                                                                                             

Культура

педагогического

мышления

 

Культура общения

(коммуникативная культура)

 

Культура

повеления и

внешнего

вида

 

Духовно-нравственная культура

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Итоги анкетирования учащихся 5-7 и 8-11 классов

 

Анкета для 5-7 классов

1.  Какие уроки ты не любишь, а каких боишься?

2.             На каких уроках тебе интересно и спокойно?

3.  Понимают ли тебя учителя?

4.  Кого из учителей ты считаешь идеалом?

5.             Подскажи куда потратить директору школы миллион рублей:

         на оборудование классов (каких?);

         на наглядные пособия (каких предметов?);

         на аппаратуру  (в какие кабинеты?);

          на премию учителям.

Анкета для 8-11 классов

1.  Что больше всего ты ценишь в учителях?

2.  Что больше всего ты осуждаешь в учителях?

3.             С кем из учителей ты любишь общаться?

4.  Составь портрет идеального учителя (из черт характера и
профессиональных особенностей учителей нашей школы).

5.  Подскажи куда потратить директору школы миллион рублей:

•   на оборудование классов (каких?);

•   на наглядные пособия (каких предметов?);

·                на аппаратуру (в какие кабинеты?);

•   на премию учителям..

 

5-7 класс (3 вопрос)

·        Понимают ли тебя учителя? Да – 32%; нет – 44% (5-7 кл).

8-11 класс (1,2 вопрос)

·        Что ты больше всего ценишь в учителях? Доброта – 62%; понимание – 27%; профессионализм – 18%; справедливость – 17%; строгость – 6%; терпимость – 4%;

·        Что больше всего ты осуждаешь в учителях? Злость – 23%; крик – 21%; грубость – 12%; непрофессионализм – 9%; неуважение – 5%.

5-7 класс (4 вопрос)

·        Кого из учителей ты считаешь идеалом?

Татьяна Васильевна (27) – 1 место;

Нина Михайловна (17) – 2 место;

Анастасия Александровна (13)

Борис Николаевич (12) – 3 место;

Наталия Ивановна(10)

Виктория Николаевна (11) – 4 место;

Татьяна Еживна (8)– 5 место

8-11 класс (3 вопрос)

·        С кем из учителей ты любишь общаться?

1 место – Наталия Ивановна (22)

2 место – Татьяна Васильевна (20)

              Станислав Викторович(19)

              Борис Николаевич (19)

3 место – Галина Григорьевна (13)

              Татьяна Эдуардовна (120

              Юлия Владимировна (12)

4 место – Татьяна Николаевна (11)

              Виктория Николаевна (11)

              Роман Борисович (11)

5 место – Светлана Геннадьевна (8)

              Валентина Васильевна (7)

              Елена Николаевна (8)

              Вячеслав Иванович (7)

8-11 класс (4 вопрос)

·        Составь портрет идеального учителя?

Профессионализм – от Нины Михайловны (7); Татьяны Николаевны (10); Геннадия Никандровича (5); Галины Григорьевны (5)

Требовательность – от Геннадия Никандровича (5)

Общительность – от Виктории Николаевны (5); Наталии Ивановны (4)

Юмор – от Романа Борисовича (27); Юлии Ивановны (18)

Шарм, понимание и любовь к детям – от Татьяны Васильевны (18)

Заботливость – от Наталии Ивановны (4)

Красота – от Ирины Васильевны (1)

Ум, строгость – от Станислава Викторовича (1); Юлии Ивановны (22); Геннадия Никандровича (2); Валентины Васильевны (4); Жанны Николаевны (2)

Доброта – от Станислава Викторовича (7); Татьяны Васильевны (2)

Точность – от Марины Александровны (1)

Улыбку и жизнерадостность – от Галины Григорьевны (11)

Смех – от Ирины Вячеславовны (2)

Интересное общение – от Вячеслава Ивановича (1)

Интересное обучение – от Татьяны Николаевны (3)

Рассудок – от Виктории Николаевны (2)

Мудрость – от Юлии Ивановны (9)

Умелые руки – от Галины Леонидовны (3)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Терминологическая разминка

 

Общение

Важнейшая составная часть бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности, взаимодействия людей, обусловленная социально-экономическими и культурными отношениями в обществе

Это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

Коммуникация

(связывать, делать общим, общаться) 1 - путь сообщения (устная или письменная форма, почтой, телеграфом, телетайпом и электронной почтой); 2 – сама форма связи или средство связи; 3 – акт общения, сообщение информации

Педагогическое общение

Это взаимодействие преподавателя с учащимися в УВП, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности

Педагогическая культура

 Основа, которая дает возможность подняться к вершинам мастерства

Основание  и содержание профессионализма учителя

Профессиональная культура педагога

Это и культура специалиста в определенной области знаний, и культура педагога, личности, способной не только транслировать знания, но и создавать благоприятную развивающую среду

Мастерство

Форма его проявления в педагогической деятельности

Педагогический стиль

Это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Технология педагогического общения

 

         группа  П                     группа  О                     группа  В                     группа  Р

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

(моделирование) общения

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП («коммуникативная атака»)

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ

АНАЛИЗ осуществленной системы общения

 

 

 

 

Анализ педагогической ситуации

Ориентировочная стадия

Вербальное общение

Соотнесение результатов общения с поставленной задачей

 

 

 

 

Постановка целей воспитания

Стадия привлечения внимания объекта

Анализ педагогической ситуации и решение педагогической задачи

Анализ гармоничности и оптимальности взаимодействия всех компонентов педагогической ситуации

Конкретизация цели в задачах общения

Стадия «зондирования души» объекта

Вербальное общение

Ретроспективное проектирование оптимальной модели осуществления общения с целью его последующей коррекции

 

 

 

Выбор методов,  средств, содержания и ситуации общения

Стадия вербального общения

 

 

 

 

 

Прогнозирование результатов общения

 

 

 

 

Группа К

         Основные принципы общения с ребенком:

1.      Безусловное принятие ребенка – исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями, недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка – значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему.

2.      Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом. «Уважать – душевно признавать достоинства человека» (В.И.Даль).

3.      Осознание и признание права личности быть непохожей на других, терпимость.

4.      Предоставление права на свободу выбора.

5.      Оценка не личности ребенка, а его деятельности.

6.      Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (индентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции.

7.      Возможность учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

8.      Сотрудничество «учитель-ученик-родитель»

9.      Требование к ученику: включение в учебный процесс, активизация его творческих возможностей

 

Группа У

         Правила педагогического общения:

1.      Проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае применять метод, поддерживающий чувство достоинства ребенка).

2.      Уметь:

- по внешним признакам определять состояние ребенка;

- выслушивать с вниманием и уважением;

- владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность);

- уметь управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания; установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций);

- поддерживать в ребенке веру в себя, свои силы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

1-2 группа «Кодекс чести учителя школы»

 

·        Учись видеть и уважать в другом человеке личность.

·        Учись видеть в себе недостатки и прощать их другим.

·        Будь честен в помыслах, не навреди словом.

·        Щедро делись своим педагогическим мастерством, ибо «не оскудеет рука дающего».

·        Учись радоваться успехам коллег.

·        Не позволяй себе плохого настроения, это не прилично.

·        Будь внимателен к чужим недостаткам.

·        Помни, что твой внешний вид соответствует твоему внутреннему содержанию.

·        Полнее используй свои силы и возможности в работе.

·        Повышай свой интеллект.

·        Повышай свой уровень психологических знаний.

·        Добросовестно выполняй функциональные обязанности учителя.

·        Стремись к профессиональному мастерству.

 

3-4 группа «Советы бывалого»

 

·        Не соглашайтесь с ответом ученика, если он просто заучен или принят на веру

·        Никогда не разрешайте спор учащихся самым легким способом, то есть попросту сообщив им правильный ответ или верный способ решения

·        Внимательно слушайте своих учеников, чтобы не упустить повода раскрыть им что-то новое

·        Постоянно помните: учение должно опираться на интересы, мотивы и стремления учеников

·        Уважайте свои собственные необычные идеи, прививайте другим вкус к нестандартному мышлению

·        Никогда не говорите ученику: «нам некогда обсуждать твою идею»

·        Не скупитесь на одобряющее слово, улыбку, поощрение

·        В процессе обучения не может быть постоянной методики, раз и навсегда установленной программы.

Разумеется, перечисленные правила помогут учителю, который постоянно следит за собой, пополняет свои знания о технологии педагогического общения, сущности мастерства, наконец просто постоянно занимается самообразованием, читает психолого-педагогическую литературу, методические работы по предмету, стремится повысить свой культурный уровень.

(По материалам А.Н.Лука)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ПЕДСОВЕТ «Мастерство и культура педагогического общения»

ПЕДСОВЕТ «Мастерство и культура педагогического общения»

О 2 группа – «Начальный этап коммуникации»;

О 2 группа – «Начальный этап коммуникации»;

Познавательная функция состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпохе

Познавательная функция состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпохе

Восприятие человека человеком обычно является началом общения

Восприятие человека человеком обычно является началом общения

В психологии разработаны достаточно четкие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей, в том числе педагогов, которым присущи разные стили руководства

В психологии разработаны достаточно четкие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей, в том числе педагогов, которым присущи разные стили руководства

Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понимать, в какой мере она сформирована как профессионально-личностное качество

Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понимать, в какой мере она сформирована как профессионально-личностное качество

Педагогическая культура -это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знания, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса

Педагогическая культура -это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знания, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса

Понимают ли тебя учителя? Да – 32%; нет – 44% (5-7 кл)

Понимают ли тебя учителя? Да – 32%; нет – 44% (5-7 кл)

Светлана Геннадьевна (8)

Светлана Геннадьевна (8)

Светлана Геннадьевна (8)

Светлана Геннадьевна (8)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ (моделирование) общения

ПРОЕКТИРОВАНИЕ (моделирование) общения

Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (индентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции

Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (индентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции

Повышай свой уровень психологических знаний

Повышай свой уровень психологических знаний

ПЕДСОВЕТ «Мастерство и культура педагогического общения»

ПЕДСОВЕТ «Мастерство и культура педагогического общения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020