Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.
Оценка 4.8

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Оценка 4.8
Работа с родителями +2
doc
Междисциплинарный 6
Взрослым
24.02.2018
Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.
Для определения степени адаптации первоклассников к школьному обучению учителю необходимо выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в первые две недели обучения для того, чтобы определить направления дальнейшей работы с учащимися. Разработать дальнейший индивидуальный маршрут для тех, кому необходима помощь в этот период, а также, расширить представления родителей первоклассников о том, что первый год обучения в школе - сложный, переломный период в жизни ребенка с пониманием им его места в системе общественных отношений, уклада его жизни
Первые дни ребёнка в школе.doc
Адаптация первоклассников к школе Первый год обучения в    школе Изменение места в системе общественных отношений, уклада его жизни, возрастание психоэмоциональной нагрузки Учебные занятия, напряженный умственный труд, активизация внимания,  относительно неподвижное положение тела, удержание правильной рабочей осанки  Новый коллектив детей и взрослых требования школьной дисциплины, новые обязанности Уменьшение двигательной активности в 2 раза. Гиперактивные дети. Дети с ослабленной нервной системой.  Важность первого года обучения: Как помочь ребёнку? Игрушки Чувство защищённости Виды адаптации: Внимательное отношение взрослых в семье и в школе Физиологическая адаптация I этап ­ 2­3 недели,  ориентировочный,  «физиологическая  буря»,    II этап ­  неустойчивое  приспособление  III  этап ­ период  устойчивого  приспособления Психологическая адаптация Социальная адаптация 1. Личностно­мотивационное отношение к школе и учению: желание принимать учебную  задачу, выполнять задания педагога, учиться. 2. Принятие учебной задачи: понимание  задач, поставленных педагогом; желание их  выполнять; стремление к успеху или желание  избежать неудачи. 3. Представления о содержании  деятельности и способах ее выполнения:  уровень элементарных знаний и умений,  сформированных к началу обучения. 4. Информационное отношение:  обеспечивает восприятие, переработку и  сохранение разнообразной информации в  процессе обучения. 5. Управление деятельностью:  планирование, контроль и оценка собственной  деятельности,  восприимчивость к обучающему 1.  Умение слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу,  анализировать полученный результат  (умения и способности, успешность  обучения). 2. Умения налаживать контакт с  детьми,  выстраивать отношения с взрослыми,  общительность (межличностные отношения  со сверстниками и педагогами). 3. Умения правильно оценивать свои  действия и действия одноклассников,  пользоваться   критериями оценки и  самооценки :полнота знаний, их объем,  глубина; возможность практически  использовать знания в различных ситуациях   (устойчивая учебная мотивация на фоне  позитивных представлений ребенка о себе и  низкого уровня школьной тревожности). Степень адаптированности  Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения  Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации 1 Третья группа ­ дети, у которых социально­психологическая адаптация связана со значительными Первые дни ребёнка к школе Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению. Задачи:   выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в    адаптационный  период;   определить направления дальнейшей работы с учащимися 1­х классов.  Первый год обучения в школе ­  сложный, переломный период в жизни ребенка.  Меняется его место в системе общественных отношений, уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка.  Игры по интересам сменяются учебными занятиями, требующими напряженного  умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и  относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей осанки.  Для ребенка 7 лет очень трудна статическая нагрузка. Уроки в школе, а также  увлечение первоклассников телевизионными передачами,  компьютерными  играми приводят к уменьшению двигательной активности в 2 раза.        Общие сведения об учащихся 1­го класса Класс Количество учащихся, посещавших детский сад Количество учащихся, не посещавших детский сад Количество учащихся, Количество учащихся, не посещавших подготовительные предшкольные курсы посещавших подготовительные предшкольные курсы     6 4 10  0  Анализ личных дел учащихся 1­х классов Класс Количество полных семей Количество неполных  семей Количество льготных категорий  Многодетные  Малообеспеченные  1  8 2 Филатов Артемий Манзеева  Людмила Кокотова Софья Омуралиев Тамир Терентьев Никита Чернецкая Виктория  Кокотова Софья Омуралиев Тамир Чернецкая Виктория  Дети с ОВЗ  0      Первоклассники обучаются в первую смену с 11.30, пять дней в неделю с  максимальной учебной нагрузкой в 21 час. Согласно требованиям СанПиН, в целях  2 облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на  первоклассников увеличивается постепенно. В первой половине сентября  проводится по 3 урока по 35 минут каждый, во второй половине сентября  проводится по 3 урока ежедневно по 35 минут каждый, а в остальное учебное время организовываются прогулки, экскурсии, физкультурно­оздоровительные  занятия. С октября в первых классах проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый.  На каждом уроке в первых классах проводится по две физкультминутки. Кроме  физкультминуток проводятся  гимнастика для глаз, кистей рук, пальцев.        В  оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к  школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная  работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём  учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены  наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница ­ облегчённые дни в связи с  низкой работоспособностью первоклассников. Кроме этого, уроки, требующие  большого умственного напряжения (обучение грамоте, математика), согласно  расписанию проводятся первыми и вторыми. Уроки по искусству, окружающему  миру, трудовому обучению по счёту  проводятся заключительными.      Обучение первоклассников проходит без  балльного оценивания знаний, с  использованием знаковой символики и словесной объяснительной оценки лишь при  положительных ответах и активной работе учеников. Домашнее задание носит  рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы  ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов  ребёнка (памяти, внимания, мышления).   Для первоклассников после уроков организованы прогулки на свежем воздухе,   занятия настольными развивающими и подвижными играми в классе и спортивном  зале, просмотром мультфильмов, прослушиванием сказок и других литературных  произведений  В учебном кабинете выполняются санитарно­гигиенические требования: режим  проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств (бумажные салфетки, туалетная  бумага, индивидуальные полотенца), после занятий проводится влажная уборка  классов. Из наблюдений за первоклассниками, бесед с родителями и анализа проведённых  уроков можно сделать   выводы о поведении учеников:  ученики 1­го класса не только знакомы с правилами поведения в школе, но и  умеют их соблюдать;   первоклассники знают и  соблюдают школьный режим, выполняют требования  учителя;  3  знают правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила  поведения на уроке, в столовой;   хорошо ориентируются в здании школы: знают, где находится спортивный зал,  столовая, туалетные комнаты, медицинский кабинет, спортивные площадки,  библиотека и др.   Здоровье первоклассников. 1) количество детей по группам здоровья –II – 10 ч.  2) по физкультурным группам – основная – 10ч. 3) количество детей с хроническими заболеваниями ­1ч. (бронхиальная астма)  4) ОНР (общее недоразвитие речи) – 5         Ребенка, пришедшего в школу, встречает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно   установить   контакты   со   сверстниками   и   педагогами,  научиться   выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким   уровнем   интеллектуального   развития,   с   трудом   переносят   нагрузку,   к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников     трудна   социальная   адаптация,   так   как   не   сформировалась   еще личность, способная  подчиняться школьному режиму, усваивать  школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. Год   обучения   в   1   классе   очень   важен   для   психического   развития,   потому   что   в течение   этого   периода   у   ребенка   формируется   произвольная   регуляция   своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования.    Остро встает вопрос,  как помочь ребенку  без ущерба для здоровья научиться выполнять   новые   правила   и   требования   учителя,   как     безболезненно   перейти   от игровой к   учебной деятельности.       В большей степени это относится к гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможенны, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко   возбуждающихся   и   даже   агрессивных   по   отношению   к   одноклассникам. Осуждать   и   наказывать   гиперактивных   детей   бесполезно,   они   нуждаются   во врачебной помощи. Есть дети с иной проблемой, связанной с ослабленной нервной системой. Они не способны   удерживать, внимание,   темп, интерес к занятию, смотрят по сторонам, отвлекаются на незначительные шумы. Хотя сами не шумят, не выкрикивают с места, 4 не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление,   нервная  система   которых   легко   истощается.   Такому   ребёнку предлагается более медленный темп работы и меньший объём заданий. Увеличение темпа работы на уроке не всегда приводит к положительному результату.   Игрушки. Многие   первоклассники   берут   с   собой   в   школу игрушки.   Родителям   не   стоит запрещать им это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом   включаются   в   игры,   не   могут   сблизиться   с   одноклассниками.   Это   будет позже. А пока пусть будет рядом любимая игрушка.        Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей,   поступивших   в   школу.   Новые   повышенные   требования   к   организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут проявиться в жалобах детей   на   усталость,   головные   боли,   возникнуть   раздражительность,   плаксивость, нарушение   сна.   Снижаются   аппетит   детей   и   масса   тела.   Случаются   и   трудности психологического   характера,  такие   как,  например,  чувство   страха,  отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. Такие   изменения   в   организме   первоклассника,   связанные   с   началом   обучения   в школе,  ученые называют «адаптационной болезнью»,  «школьным стрессом».                Процесс становления личности сопровождают особо важные пубертатные периоды.   Наиболее важные изменения приходятся на возрастные промежутки от 2 до 4, от 7до 9 и от 13 до 16 лет. Эти периоды характеризуются: быстрой прибавкой в росте,  изменениях  в  работе  сердечно­сосудистой, нервной,  дыхательной  и  других систем. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость,   раздражительность,   перепады   настроения.   При   этом   даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. В эти периоды происходят значительные изменения в характере (дети начинают проявлять упрямство, непокорность).   Это   надо   понимать,   прежде   всего,   родителям   и   не   только   замечать   изменения   в поведении   ребенка,   но   и   определять,   чем   они   обусловлены,   какие   действия предпринимать, чтобы избежать конфликтов с ним. Стоит задуматься над тем, что из эгоизма   формируется   самоуважение,   из   упрямства   ­   необходимая   в   жизни настойчивость,   из   капризов   ­   гибкость   переживания,   из   потребности   в   похвале   ­ желание понравиться людям и заслужить их хорошую оценку. 5 Поступление   в   школу   ­   это   серьезный   шаг   от   беззаботного   детства   к   возрасту, заполненному   чувством   ответственности.   Сделать   этот   шаг   помогает   период адаптации к школьному обучению. Виды адаптации и ее продолжительность Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие  адаптации  связано с понятием «готовность ребенка к школе» и включает три составляющие:  1­ физиологическую 2­  психологическую 3­ социальную или личностную        личностно­   Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются   на   успешности   обучения,   самочувствии   и   состоянии   здоровья первоклассника,   его   работоспособности,   умении   взаимодействовать   с   педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.  Психологическая   адаптация  ребенка   к   школе   охватывает мотивационную, волевую, учебно­познавательную стороны детской психики.     Успешность   школьного   обучения   определяется,   с   одной   стороны, индивидуальными   особенностями   учащихся,   с   другой   ­   спецификой   учебного материала.           Главную трудность «предметной» адаптации для первоклассника представляет освоение   содержания   обучения   ­   грамоты   и   математических   представлений.   На первый   взгляд,   это   не   так.   Содержание   обучения   в   первом   классе   и   в подготовительной к школе группе во многом совпадает. Фактически знания, которые получают школьники на уроках в начале обучения, большей частью усвоены еще в детском саду. В то же время известно: первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы.   Это   значит,   что   в   дошкольный   период   знания   усваиваются   большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное ­  научить детей осознавать учебную задачу.           Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств: 1. Личностно­мотивационное   отношение   к   школе   и   учению:   желание   (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться. 6 2. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи. 3. Представления   о   содержании   деятельности   и   способах   ее   выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения. 4. Информационное   отношение:  обеспечивает   восприятие,   переработку   и сохранение разнообразной информации в процессе обучения. 5. Управление   деятельностью:  планирование,   контроль   и   оценка   собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.              Следовательно,   даже   высокий   уровень   познавательной   активности   еще   не гарантирует   достаточную   мотивацию   учения.   Необходимо,   чтобы   был   высокий общий уровень развития ребенка и развиты ведущие качества личности.                  В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят   в   его   поведении.   Как   правило, индикатором   трудностей   адаптации являются   такие   изменения   в   поведении,   как   чрезмерное   возбуждение   и   даже агрессивность   или,   наоборот,   заторможенность,   депрессия   и   чувство   страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.      По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. Степень адаптированности. I Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети   относительно   быстро   вливаются   в   коллектив,   осваиваются   в   школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны,   добросовестны   и   без   видимого   напряжения   выполняют   все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми,   либо   в   отношениях   с   учителем,   так   как   им   еще   трудно   выполнять   все требования   правил   поведения.   Но   к   концу   октября   трудности   этих   детей,   как правило,   преодолеваются,   ребенок   полностью   осваивается   и   с   новым   статусом ученика, и с  новыми  требованиями, и с  новым  режимом (Тамир, Артемий,  Таня, Соня, Анжелика, Даниил). II  Вторая   группа детей   имеет   более   длительный   период   адаптации,   период         несоответствия   их   поведения   требованиям   школы   затягивается.   Дети   не   могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут   играть   на  уроках,   выяснять   отношения   с  товарищем,  они   не   реагируют   на замечания   учителя   или   реагируют   слезами,   обидами.   Как   правило,   эти   дети 7 испытывают   трудности   и   в   усвоении   учебной   программы,   лишь   к   концу   первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя (Никита, Саша, Люда, Вика). III Третья группа ­ дети, у которых социально­психологическая адаптация связана со значительными   трудностями.   У   них   отмечаются   негативные   формы   поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе. Физиологическая адаптация Процесс физиологической   адаптации ребенка   к   школе   можно   разделить   на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма. Первый этап  (ориентировочный) – 2­3 недели, «физиологическая буря»,  когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения,   организм   отвечает   бурной   реакцией   и   значительным   напряжением практически всех систем. Организм тратит все, что есть, иногда и «в долг берет». Поэтому важно помнить, какая высокая «цена» платится организмом ребенка. Второй   этап   ­   неустойчивое   приспособление,   поиски   организмом   оптимальных вариантов реакции на постороннее воздействие.   Третий этап  ­ период устойчивого приспособления, выбор организмом наиболее подходящих   вариантов   реагирования   на   нагрузку     с   меньшим   напряжением   всех систем.    Какую бы работу ни выполнял школьник: ­ умственная работа по усвоению новых знаний,  ­ статическая нагрузка (сидячая поза),  ­ психологическая нагрузка от общения в большом и разнородном коллективе    Поэтому чем большее напряжение будет испытывать каждая система, тем больше ресурсов   израсходует   организм.   Но   возможности   детского   организма   далеко   не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.    Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации приблизительно 5­6 недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели. 8 Социальная адаптация Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль ­ школьника и достигается целым рядом условий: 1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою   работу,   анализировать   полученный   результат   (умения   и   способности, успешность обучения). 2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми,   быть   общительным   и   интересным   для   окружающих   (межличностные отношения со сверстниками и педагогами). 3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия  одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки  :полнота знаний, их объем, глубина; возможность практически использовать знания в  различных ситуациях   (устойчивая учебная мотивация на фоне позитивных  представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности).      Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе  выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью  учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность  социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции  школьника. Причины школьной дезадаптации.       Обратной стороной адаптации ребенка в начальной школе является  проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин: 1.   Индивидуальные   характеристики   ребенка:   его   способности,   особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды.  Влияние   социально­экономических   и   социально­культурных   условий: 2. семейное   окружение,   материальное   состояние   семьи,   ее   культурный   уровень, ценности и т. д.          Педагогический   диагноз   школьной   дезадаптации   обычно   ставится   в   связи   с неуспешностью   обучения,   нарушениями   школьной   дисциплины,   конфликтами   с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от   педагогов   и   от   семьи,   ее   симптомы   могут   не   сказываться   отрицательно   на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений. Нарушения   адаптации   выражаются   в   виде   активного   протеста   (враждебность), пассивного протеста  (избегание), тревожности  и неуверенности в себе и, так или иначе, влияют на все сферы деятельности ребенка в школе. 9 Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности  адаптации к школе: 1. Несформированность «внутренней позиции школьника». 2. Слабое развитие произвольности. 3. Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации. 4. Подчиняться новым для него правилам школьной жизни. 5. Общение с учителем. 6. Принятие учебной задачи. 7. Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми. 8. Отношение к себе. 9. Завышенные требования со стороны родителей. 10.Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития. 11.Соматически ослабленные дети. 12.Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных). 13.Леворукие. 14.Дети с нарушением эмоционально­волевой сферы. Реакция активного протеста. Ребенок   непослушен,   нарушает   дисциплину   на   уроке,   на   перемене,   ссорится   с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.  И   в   семье   и   в   школе   Саша   проявляет   себя   подвижным,   впечатлительным   и реактивным ребенком. Мальчик тяжело переносит всякое ожидание: начинает нервничать, становится непослушным, невнимательным. Он не терпит никаких замечаний, сразу возражает, громко кричит и плачет. Реакция пассивного протеста. Ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не   вдумываясь   в   смысл   того,   что   делает),   на   перемене   пассивен,   предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи. Реакция тревожности и неуверенности. Ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, предпочитает   находиться   рядом   с  детьми,   но   не   вступает   с  ними   в   контакт.   Он 10 тревожен,   часто   плачет,   теряется.   Иногда   выражение   реакции   тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).   Первый   класс   школы  ­   один   из   наиболее   тяжелых   периодов   в   жизни   детей.  При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и   изменение   режима,   и   непривычно   длительное   ограничение   двигательной активности, и появление новых обязанностей. Приспосабливаясь   к   школе,  организм   ребенка   мобилизуется.  Но   следует   иметь   в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны. Самооценка       Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной  самооценки. Процесс формирования самооценки  начинается в раннем возрасте:  именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он  есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка  складывается ощущение благополучия или неблагополучия. Адекватная самооценка  облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная,  напротив, осложняют его.   Взрослые должны помнить, что начинающий школьник  пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь  ему  преодолеть кризис семи лет,  адаптироваться к школьным условиям, необходимо  понимание и чуткое отношение, внимательность, большая любовь и терпение  родителей, а при необходимости ­ консультации профессиональных психологов.    Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость   к   школе   достигается   в   первом   учебном   полугодии.   Однако нередки случаи, когда этот процесс не завершается на протяжении всего первого года.   Сохраняется   низкая   работоспособность,   отмечается   плохая   успеваемость. Такие дети быстро утомляются. К концу учебного года у них нередко выявляются ухудшения в состоянии здоровья, которые чаще всего проявляются нарушениями со стороны нервной и сердечно­сосудистой систем. Одним   из   факторов,   препятствующих   нормальной   адаптации   ребенка,   является недостаточный уровень школьной зрелости. Частично отставание в развитии ребенка может быть связано и с состоянием его здоровья. Первоклассники, имеющие те или иные   отклонения   в   состоянии   здоровья,   перенесшие   тяжелые   инфекционные заболевания, получившие травматические повреждения на протяжении последнего перед   учебой   года,  труднее   приспосабливаются   к   требованиям   школы.  Они   чаще 11 пропускают занятия, жалуясь на повышенную утомляемость, головные боли, плохой сон. Нередко у них отмечаются повышенная раздражительность и плаксивость, а к концу года ухудшается здоровье. С выводами, однако, спешить не стоит: постепенно в процессе обучения отстающие функции совершенствуются, и ребенок догоняет в развитии своих сверстников. Но на это уходят месяцы, а иногда и весь первый год обучения. Поэтому задача взрослых ­ создать такие условия, в которых описанные трудности не будут неблагоприятно отражаться на успеваемости ребенка, вызывая нежелание учиться. Конечно, лучше всего ­ если родители позаботились об оздоровлении ребенка перед школой, облегчив ему тем самым адаптацию в первый год обучения. Ребенок в этом случае   быстрее   и   с   меньшим   напряжением   справляется   с   трудностями   начала школьного обучения и может лучше учиться. Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период Рекомендации выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам. Начальный период адаптации (один месяц) совпадает с проведением  Математика.  подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины,  действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период  учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группам предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет,  форма, размер), получая при этом количественные и пространственные  представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей,  формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств  специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их  общелогическому развитию. Дальнейшая   работа   по   ознакомлению   детей   с   числами   и   действиями  с  ними строится   на   основе   полной   предметной   наглядности  в   ходе   проведения   игр, практических работ, экскурсий. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из­за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам. На уроках часто используются  игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой отводится дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке.  Для развития пространственных представлений  используются  дидактические  материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.). Изучение некоторых вопросов курса математики   проходят не только на уроках в классе, но и на уроках­играх  и уроках­экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе. 12 Перечисленные   формы   организации   учебной   деятельности   могут  быть использованы при изучении следующих вопросов программы: 1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме):  экскурсии по школе, школьному двору и на спортивную площадку с  включением игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай­ка», «Кто  дальше, кто выше, кто больше», «Научи другого» и др.;   2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов:  экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры  с различными заданиями. 3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по  школе,  в библиотеку, в магазин. Окружающий мир. Адаптационный   период  совпадает   по   времени   с   сезоном   года,   когда   в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий  и   целевых   прогулок,   в   ходе   которых   происходит   непосредственное знакомство  детей   с   окружающим   миром.   Тем   самым   обеспечивается   накопление чувственного   опыта,   реальных   ярких   впечатлений,   которые   очень   важны   для успешного   познания   окружающего.    Проведенные   наблюдения   должны   быть осмыслены, обобщены, встроены в формулирующую систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.  Целесообразно проводить изучение части материала в форме подвижных игр и игр ­ театрализаций. Они проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, на пришкольном участке. Все  перечисленные  формы   организации   учебной   деятельности   могут  быть использованы при изучении разделов программы: 1. Признаки осени: экскурсия «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «Во саду ли в огороде». 2. Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки , Что у нас над головой?  Что у нас под ногами? «Разнообразие растений», «Деревья твоего двора», « От  какого дерева листья?»;     «Комнатные растения». 3. Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными  помещениями, их назначением, с некоторыми правилами поведения в школе;  экскурсии по улицам села, в общественное учреждение (сельская библиотека,  магазин, медпункт, почта).  Тематика экскурсий может быть самая различная: «Наше  село», «Дорога от  школы до дома» (особое внимание обращается на места опасного перехода), Также  ознакомление с социальным окружением может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила  дорожного движения, правила поведения в школе, общественных   учреждениях,  транспорте; можно провести игры «Поздравляем с днем рождения», «Давайте  знакомиться». I Здоровье. 13 Подвижные игры,  «Чистота ­ залог здоровья». Музыка. Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются  простейшие музыкальные жанры ­ песня, танец, марш, их интонационно­образные  особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки  может включать в себя ярко выраженные игровые элементы или образно­игровые  приемы: ­ пластическое интонирование; ­ музыкально­ритмические движения; ­ свободное дирижирование; ­ игра на элементарных музыкальных инструментах; ­ разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др. Эти   приемы   позволяют   сделать   процесс   освоения  музыки  как   искусства увлекательным,   интересным,   насыщенным   разнообразными   формами   деятельности учащихся,   что   устранит   двигательную   пассивность   и   перегрузки   детей   в   первые месяцы их обучения.    Изобразительное искусство.   Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что­то изображать, рисовать, рассматривать ­ необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое   состояние.     Художественная   деятельность   ребенка   предполагает   особую установку   на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера  и  цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения. Художественные занятия в период адаптации должны иметь различ­ ные формы: ­ прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия,  эстетического любования и наблюдательности,  ­ сбора природных материалов для дальнейших ­ художественных занятий: «Золотые  краски осени»;  ­ экскурсии в мастерскую народных умельцев своего села или школьный музей,  школьную мастерскую, игры. Технология. Основные   направления   работы   на   первых   уроках   труда   включают   в   себя  развитие   моторики   рук,   формирование расширение   сенсорного   опыта   детей, познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр. Часть уроков труда  проводятся в форме экскурсий или игр. 14 1. Создание художественного образа на уроках труда  проходит на экскурсиях:  «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные живот­ ные», «Птичий базар».        2.Сбор природного материала: листья, семена, корни, шишки, веточки, плоды и  другой природный материал. Экскурсия может включать игры­соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы. Игры «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов,  которые можно сделать из шишки», «Из каких природных материалов можно сделать фигуру  лисички». 3.  Уроки­конкурсы с использованием изготовленных поделок и игры ­ соревнования. 4.  Работа на пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих листьев.  Данные рекомендации по проведению уроков помогают учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации  детей к школе, снятии  статического  напряжения школьников при одновременном  выполнении образовательных программ по всем предметам. Заключение Проанализировав уровень усвоения учебного материала и все методики, можно  сказать, что период адаптации первоклассников прошёл практически успешно.  Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального  компонентов позволяет квалифицировать уровень адаптации первоклассников как: достаточный – у 6­ти первоклассников частичный – у 2­х первоклассников. недостаточный – у 2 –х первоклассников. А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок  постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода  обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь. 15

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.

Педсовет. Первые дни ребёнка в школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018