ПЕКС система альтернативной коммуникации с помощью карточек

  • pptx
  • 31.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПЕКС система альтернативной коммуникации с помощью карточек.pptx

Picture Exchange Communication System *ПЕКС – Система альтернативной коммуникации с помощью карточек

Подготовила:
Учитель Исаева е. с.

Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) была разработана доктором Andrew Bondy и его помощником Lori Frost из Программы исправления аутизма штата Делавэр. Д-р Bondy и г-жа Frost впоследствии создали частную консультационную фирму Pyramid Educational Consultants для продажи этой технологии и обучения специалистов работе с ней. Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности.

Создатели PECS
Andrew Bondy и Lori Frost

Разработка началась в 1985
Основана на принципах прикладного анализа поведения и на книге B. F. Skinner 1957, Вербальное поведение
Обучает функциональному общению, которое можно сразу же использовать
Может использоваться независимо от возраста и возможностей

БАЗИСНЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ НАВЫКИ ДЛЯ НАЧАЛА ОСВОЕНИЯ PECS

Начинается обучение работе с PECS после усвоения ребенком базисного курса, включающего: отработку сравнительно устойчивого зрительного контакта, слова или жестовых обозначений "да", "нет", "дай". У ребёнка должен быть устойчивым учебный навык, то есть, в рамках полевого хаотичного поведения освоение PECS проблематично.
Ещё один важный навык - имитация действий "сделай, как я". Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2-3 действий, когда действия не называются. Начинается обучение работе с PECS после усвоения ребенком базисного курса, включающего: отработку сравнительно устойчивого зрительного контакта, слова или жестовых обозначений "да", "нет", "дай". У ребёнка должен быть устойчивым учебный навык, то есть, в рамках полевого хаотичного поведения освоение PECS проблематично. Ещё один важный навык - имитация действий "сделай, как я". Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2-3 действий, когда действия не называются.

СТАДИЯ ПЕРВИЧНОГО ОБУЧЕНИЯ - ФИЗИЧЕСКИЙ ОБМЕН. ОБУЧЕНИЕ ДАВАТЬ КАРТОЧКУ.

Нужно два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи. Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше - вкусовые или вещевые. Нужно подготовить подкрепление и соответствующую карточку. Перед ребёнком кладётся любимый предмет (например, печенье или любимая игрушка) и карточка. Чем глубже поражение развития ребёнка, тем больше изображение должно походить на предмет. Например, можно сфотографировать предлагаемый предмет.

ВТОРАЯ СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ - УЧИМ РЕБЕНКА ОТДАВАТЬ КАРТОЧКУ, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ РЯДОМ.

Создается книга с набором карточек и коммуникационное поле, на которое ребёнок будет выкладывать карточки.
Как только ребенок научился самостоятельно отдавать карточку, начинаем работать на дистанции, которая постепенно увеличивается. Допустимы 2 варианта работы - ребёнок отдаёт карточку с желаемым предметом в руки, а второй - карточка прикрепляется на заранее изготовленное коммуникативное поле. Например, многие делают такое поле на холодильнике.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ - ОБУЧЕНИЕ РАСПОЗНАВАТЬ, ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТОЧКЕ.

Теперь не предмет предшествует картинке, а картинка показывается, а ребёнок ищет (или использует) показываемый на карточке предмет. Поначалу подсказывают ребенку, что обозначено на карточке, и начинают с тех предметов, которые ребенок чаще всего выбирает в обычной жизни. Затем используют остальные предметы, увеличивая количество карточек. Ошибка на этой стадии - это ошибка распознавания.
Обычно на этой стадии начинают вводить глаголы и составлять короткие фразы из 2 слов.

ЧЕТВЕРТАЯ СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ - ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ КАРТОЧЕК.

Использование предложений (полоска отдельная в книжке)
Начинаем учить ребенка составлять предложение "Я хочу (предмет)" или "дай мне (предмет)"
Используют технику «обратной цепочки»
Необходимо научить ребенка просить конкретные специфические предметы (Я хочу красное яблоко). Наиболее эффективно - использовать карточки для обозначения действий во время занятий (мама рисует, Саша клеит), а также мини- бытовых событий (Саша ест. Кошка спит)

ПЯТАЯ СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ - ОБУЧЕНИЕ ОТВЕЧАТЬ НА ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ПОМОЩИ КАРТОЧЕК.

Обучение ответу на вопросы «Что ты хочешь?»,"Что ты видишь?" и пр.
Взрослый задает вопрос перед тем как ребенок начинает составлять предложение.
На этой стадии сфера изучения очень богата: классификация, похожее/разное, сезоны, обобщающие понятия, время суток и дела в это время, посещение разных мест и правила поведения там, обучение буквенному составу слова, развитие понимания эмоций и т.п.

ШЕСТАЯ СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ - ОБУЧЕНИЕ ДЕЛАТЬ КОММЕНТАРИИ ПРИ ПОМОЩИ КАРТОЧЕК

Называние предметов. Ребенок научается различать, когда его спрашивают и когда он называет предметы.(Что ты видишь?). Необходимо постоянно расширять словарь ребенка, обучая его распознаванию цветов, форм, размеров, вкусов, количества предметов. При поступательном прогрессивном развитии активной речи, возможно достаточно глубокое использование системы. Например, в младших классах - как подспорье в пересказе прочитанного текста.

Вывод

Система РЕСS позволяет определить понятие "коммуникация" или "общение" способом, доступным не говорящему ребенку. "Коммуникация" - это обмен, для произведения которого нужен коммуникативный партнер. То есть ребенок, не может что-то сказать в воздух, и из воздуха появится то, что он хочет получить. Ребенок должен "обратиться" - подойти к партнеру, привлечь внимание партнера, и изложить свою просьбу доступным (для ребенка) и понятным (для партнера) способом. И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!