Валансьен работал в Риме с 1778 по 1782 год, где он сделал ряд пейзажных исследований непосредственно с натуры, иногда рисуя один и тот же набор деревьев или дом в разное время дня. Он теоретизировал эту идею в своем трактате 1800 года "Размышления и советы студенту по живописи, особенно по пейзажу", развивая концепцию "пейзажного портрета", в котором художник рисует пейзаж непосредственно, глядя на него, заботясь о том, чтобы захватить его конкретные детали.
Утренний Рим
У Пьера-Анри де Валансьена можно найти и несколько вариантов одного и того же мотива с меняющимися эффектами освещения и погодных условий, и этот исследовательский подход художника оказал заметное влияние на его последователей в XIX столетии.
Каприччио Рима с финишем марафона 1788
В зрелый период творчества картины Валансьена резко отличались от работ всех предшествующих пейзажистов. Целью художника стало не столько протокольное воспроизведение пейзажа, сколько его эмоциональная характеристика. Валансьен уже понял, что небо — это главный элемент в выразительных средствах художника, а также неотъемлемая часть любой из предлагаемых природой "сценических площадок", поскольку небом определялся свет, а все остальное оказывалось уже вторичным.
Буря над озером
Мотив неба, который прежде избирался только для воплощения его нематериальной сущности, отныне трактовался при разных условиях освещенности и погоды. Сама природа диктовала теперь вариации на собственную тему. Верность, с какой Пьер де Валансьен следовал природе, постигая и ее ясность, и ее тайну, придает его наброскам проникновенное звучание, сопоставимое лишь с камерной музыкой того времени.
Античный город Агридженто. Пейзаж-фантазия
Валансьен призывал художников запечатлеть в работах отличительные детали архитектуры, одежд персонажей, сельских видов и так далее, чтобы придать пейзажу ощущение принадлежности к определенному месту
Аркадский пейзаж
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.