Переход с одного лыжного хода на другой обусловлен изменением
рельефа
местности, условий скольжения, зачастую необходим он при обгоне и
решении различных тактических задач. Чем разнообразнее внешние условия, тем
чаще происходит смена ходов. При длительном передвижении на однородных участках
рельефа в не
изменяющихся условиях скольжения оправдан естественный, интуитивно
выбираемый
режим смены ходов. Искусственное чередование ведет к увеличению
энергозатрат и потере скорости по сравнению с передвижением одним, наиболее
эффективным в данных условиях ходом.
Традиционно переходы с хода на ход классифицируют по количеству
промежуточных скользящих шагов в этом двигательном действии. Используя этот
признак,
можно выделить три наиболее распространенные на практике разновидности
переходов:
— |
без промежуточного скользящего шага; |
61
При большем количестве промежуточных скользящих шагов имеет место
комбинированный ход, с соединением элементов различных ходов, а не
собственно
переход. Чем меньше шагов требует переход, тем быстрее он
выполняется.
Имитационные упражнения для перехода с попеременного
лыжного хода на одновременный ход
Без промежуточного шага (переходят с
попеременного на одновременный ход).
1. ИП - СЛ. Принять положение свободного скольжения на правой
ноге,
характерное для попеременного двухшажного хода (левая рука
впереди, правая
сзади). Вынести правую руку вперед на один уровень с левой,
приставить левую ногу к правой и перейти в двухопорное положение. Вернуться в
ИП. При
повторении менять опорную ногу.
2. Повторить упр.1, но после соединения рук впереди и приставлении
маховой ноги к опорной выполнить одновременный толчок руками. Зафиксировать
положение, свойственное для окончания толчка руками в одновременных
хода – туловище наклонено до горизонтального положения, руки вдоль
туловища, ноги слегка согнуты в коленных суставах. Следить за сменой опорной
ноги в положении свободного скольжения.
3. ИП – СЛ, шаговая имитация перехода на месте. Выполнить имитацию
двух шагов попеременно 2-шажного хода, а на третьем в положении
свободного скольжения соединить руки впереди с приставлением маховой ноги к
опорной и переходом в двухопорное положение, затем оттолкнуться ими. После
окончания толчка руками выполнить еще 3-4 одновременных бесшажных
хода
и вернуться в ИП. При повторении из положения окончания
одновременного
толчка руками делать переходы и на другие одновременные ходы.
4. Повторить упр.3, но в движении. Переход и возвращение в ИП
выполнять через каждые 3-4 шага соответствующих ходов. При имитации
одновременных ходов в момент отталкивания руками лучше делать дополнительные
шаги, чтобы исключить достаточно продолжительное стояние и
совершенствовать координацию движений. Выполнять как без палок, та и с лыжными
палками (при имитации с палками следить за удержанием их на вису в течение
перехода, на опору ставят только после соединения рук впереди для
одновременного толчка).
5. Повторить упр.4 в прыжковой имитации с выполнением беговых
шагов
при одновременном отталкивании руками. Контролировать
согласованность
движений рук и ног, а также смену опорной ноги в положении
свободного
скольжения при переходе.
Переход с попеременного хода на одновременный, имеет быстрый и
замедленный варианты. Быстрый переход (за 0,3-0,4 с) без промежуточного
скользящего
шага начинают в конце свободного скольжения, когда палка еще не
поставлена на
опору. Задерживая ее на вису, лыжник быстро выносит вперед и
присоединяет к ней
вторую палку. Затем палки ставят на опору, и выполняют
отталкивание руками, при котором маховая нога приставляется к опорной. При
скольжении
62
на двух лыжах заканчивается одновременный толчок руками (рис. 9,
кадры 4-6).
Далее можно применять любой одновременный ход.
Переход с попеременного двухшажного
классического хода на одновременный без промежуточного
скользящего шага
Переход с попеременного двухшажного классического хода на
одновременный через один промежуточный скользящий шаг
Обучение переходу без шага
Задача 1: научить занимающихся
согласованно делать движения руками и ногами.
Средства обучения:
1) имитация движений перехода на месте из и. п., возникающего по
окончании фазы свободного скольжения на левой ноге (правая рука впереди, левая
сзади): на счет «и» вынести левую руку вперед на один уровень с правой,
на счет «раз» имитировать толчок одновременно двумя палками с
приставлением правой ноги к опорной;
2) то же на учебной лыжне при энергичном отталкивании палками.
63
Методические указания. Вначале
имитировать переход по разделениям, затем слитно на лыжне с уклоном.
Задача 2: совершенствовать технику
перехода в целом.
Средства совершенствования:
1) переход без шага с сочетанием циклов попеременного двухшажного
и
скоростного варианта одновременного одношажного ходов на учебной
лыжне;
2) то же на пересеченной местности.
Методические указания. Необходимо
учить занимающихся делать переход без
шага с одноопорного скольжения как на левой, так и на правой лыже.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.