Чистописание. 1 3 4 3
1. Предварительный анализ и рисование «бордюра».
– Откройте тетрадь на с. 9. Рассмотрите рисунок.
– Куда спешит улитка?
– Интересно, кто её там ждёт?
– Нарисуем улитку на строчке.
Учитель показывает последовательность выполнения на доске. Сначала е-образные рожки, потом туловище и «домик». Затем дети рисуют самостоятельно.
2. Самостоятельное прописывание букв и сочетаний.
– Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова. (Мягкий знак, твёрдый знак, ы.) Поэтому в русском языке нет ... (дети договаривают: «заглавных букв»).
– Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами.
Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу.
Урок 7.
Тема: Перенос слов.
Русский язык
Цель:
– развитие умения обозначать на письме буквы безударных гласных звуков, переносить слова;
– развитие умения находить в тексте однокоренные слова;
– развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество слогов в слове.
Символы:
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Повторение.
– Откройте рабочую тетрадь на с. 9.
– Поставьте точку на верхней строке.
– Что мы запишем здесь? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Обведите слова «Классная работа».
– С какого этапа мы начинаем урок русского языка?
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию
в виде схемы;
3) выявлять сущность,
особенности объектов;
1– Почему мы начинаем с чистописания?
I. Чистописание. 1 3 4 3
1. Предварительный анализ и рисование «бордюра».
– Откройте тетрадь на с. 9. Рассмотрите рисунок.
– Куда спешит улитка?
– Интересно, кто её там ждёт?
– Нарисуем улитку на строчке.
Учитель показывает последовательность выполнения на доске.
Сначала еобразные рожки, потом туловище и «домик». Затем дети
рисуют самостоятельно.
2. Самостоятельное прописывание букв и сочетаний.
– Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова. (Мягкий знак,
твёрдый знак, ы.) Поэтому в русском языке нет ... (дети договаривают:
«заглавных букв»).
– Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на
соединения с другими буквами.
Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу.
3. Чтение и запись слов.
– Прочитайте слова про себя.
– Прочитайте вслух слова, состоящие из одного слога; из двух слогов; из
трёх слогов; слова, в которых звуков и букв поровну.
– Запишите слова, диктуя их по слогам.
– Какую роль в словах играют буквы мягкий и твёрдый знак?
4) на основе анализа объектов
делать выводы;
5) обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) ориентироваться на
развороте учебника;
7) находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей;
3) прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план);
4) осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
2– Подчеркните их в словах.
4. Упражнения для самоконтроля.
Улитка в гости к буквам поспешила,
А адрес дома взять она забыла.
Вам надо за неё решить,
Куда отправиться гостить!
Принять её готовы, факт,
«Ы», твёрдый или мягкий знак.
Лучшую из трёх букв ученики вписывают в окошко домика.
II. Словарная работа.
1. – Выпишите из стихотворения однокоренные слова.
Петушки
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
(В. Берестов.)
– Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую букву безударного
гласного в корне.
2. Работа по рисункам, с. 18–19.
– Какие слова составили ученики?
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать
и понимать других;
2) строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в
устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции;
2) оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией;
3) формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
3– Правописание каких из этих слов надо запомнить? (Корова,собака.)
– Запомните эти слова.
– Послушайте сказку, почему слово собака пишется с буквой о.
Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом,
любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «о», и грызть
бублик, похожий на букву «о». Любила смотреть на круглое облако,
солнце, любила осень. Полюбила бака букву «о» и захотела, чтобы она
появилась в её названии.
– Ну хорошо, – сказали ей, – будем писать тебя «бока».
– Нет. Я так не хочу! С какого еще бока?! – обиделась бака. – Я не хочу
так называться! Я просто хочу писаться с «о».
И стали её писать с «о». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака. Так и
до сих пор пишут.
. Повторение изученного.
ΙΙΙ
Беседа по вопросам и запоминание правила в стихах.
– Сколько букв в русском алфавите?
– Что такое буква?
– Какие бывают буквы? (Письменные и печатные, строчные и заглавные.)
Буквы можем мы читать
И в тетрадку записать.
В алфавите, посмотри,
Их всего лишь 33.
– Какие бывают речевые звуки?
– Чем отличаются при произношении гласные звуки от согласных?
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического сознания
и готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые;
2) гражданско
патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
4) воспитание здорового
образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
4– Сколько всего звуков в русском языке?
Звуков целых 42!
Ах, кружится голова.
Какие они разные:
Гласные, согласные!
– Что такое слог?
– Как определить, сколько слогов в слове?
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
I. Постановка проблемного вопроса. Выдвижение гипотез.
– Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не
хватает? (Мы перенесём это слово.)
– Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по
правилам или так, как захочет пишущий?
– Что бы вы предложили?
– Как вы думаете, на какой вопрос мы будем отвечать на уроке?
– Сегодня вы узнаете правила переноса, потренируетесь в переносе слов.
– Составим план урока. 3
План (примерный)
1. Деление слов на слоги.
2. Деление слов для переноса.
II. Открытие
новых знаний.
53. Деление слов для переноса с удвоенной согласной.
4. Деление слов для переноса с ь и ъ.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
II. Проверка гипотез. 2 4 3
1. Работа на доске под руководством учителя.
– Запишите предложение.
Бродит стадо по лугам.
– Разделите каждое слово на слоги.
Ученики проводят карандашом вертикальные линии:
Бро|дит ста|до по лу|гам.
– Вот так можно перенести эти слова с одной строчки на другую.
Учитель показывает запись, выполненную заранее.
Бро–дит ста–до по лу–гам.
– Как надо переносить слова? (Переносить часть слова с одной строчки на
другую нужно по слогам, если в слове нет суффиксов и приставок.)
– Запомним это правило:
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
6Переносим по слогам:
Бро–дит ста–до по лу–гам.
– Но помните, что одну букву, даже если она составляет слог, оставлять на
строке или переносить нельзя!
2. Работа в учебнике и в тетради. Упр. 18, с. 18. 2 6 5
Ученики составляют слова: бараны, лошади, ослики, коровы.
Записывают их. Выполняют все задания. Дополнительно делят
слово бараны для переноса. Записывают: ба–раны, бара–ны.
Остальные слова для переноса делят устно.
3. – Как же надо переносить слова?
– Прочитайте правило в учебнике на с. 21 («Правила переноса слов»).
– Подберите примеры к этим правилам.
груп–па су–ббота под–сказка
тон–на алл–ея двор–ник
паль–то мал–ьчик чай–ник
подъ–ехал об–ъехал
ма–йка
ча–йка
. Применение
ΙΙΙ
знаний.
Применение открытого знания. 2 6 5 1
1. Упражнение в делении слов для переноса. Ученики выполняют на доске
и в тетрадях.
Ди|ван, бар|сук, рей|ка, се|мья, подъ|ём, пись|мо, змея, коль|цо, огонь.
Ученики объясняют, почему невозможен перенос в словах змея, огонь.
2. – Что мы сейчас делали? 4 4
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
73. Упр. 19, с. 19.
Выполняется по заданию. Сначала ученики читают первую пословицу.
Объясняют её смысл. Например: Птица рада весне, а младенец –
матери. (Людям дорога теплота отношений.)
Затем ученики записывают это предложение, обозначают буквы
гласных, называют их, ставят ударение. Делят вертикальной чертой
слова на слоги. Проверяют написанное. И т.д.
Образец записи:
Пти|ца ра|да ве|сне, а мла|де|нец – ма|те|ри.
– Разделите (устно) слова третьего предложения для переноса.
– Разделите одно слово по вашему желанию для переноса. Запишите его в
тетради.
– Что мы сейчас делали? 4 4
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
– Прочитайте на рисунке ещё раз слова, которые держат игрушки.
– Какое из этих слов нельзя перенести?
– Почему?
– Приведите примеры таких слов.
– Прочитайте на зелёной полосе в тетради слова и расскажите о правилах
переноса слов.
ΙV. Итог
5 4
– Что нового вы для себя сегодня открыли?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
ТООУ
8– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Актуализация знаний
1. Работа в тетради
* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и хорошо отвечали на вопросы учителя.
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали буквы.
* Отметить учеников, которые аккуратно записывали слова и предложения.
2. Работа в учебнике
* Отметить учеников, которые правильно выполнили задания к упражнению.
3. Работа в тетради
* Отметить учеников, которые правильно записывали упражнения в тетрадь.
9